Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / МИРОВОЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПЛАТФОРМА МООК / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова Тамара Михайловна, Суворова Светлана Николаевна, Бербенец Ольга Анатольевна, Подледнова Наталья Шафигуллаевна, Лигачева Альбина Альбертовна

В настоящее время онлайн-обучение представляет собой один из основных трендов развития образовательных технологий во всём мире. Онлайн-курсы содержат значительный педагогический потенциал, связанный с информатизацией и интенсификацией образовательного процесса. И в ближайшем будущем способны сформировать твёрдую основу для непрерывного образования в течение всей жизни. Однако, одной из глобальных проблем является наличие образовательного неравенства, наблюдается цифровой разрыв между различными странами и регионами мира. Для его преодоления необходим анализ стратегий цифровой трансформации (цифровизации) в сфере науки и высшего образования стран с наиболее развитыми образовательными системами. С целью выявления преимуществ, а также оценки существующих проблем при использовании информационных технологий в высшем образовании, авторами проведен анализ зарубежного опыта создания цифровой среды онлайн-обучения в высшем образовании, рассмотрена история развития разработки и внедрения массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Кроме того, проведен анализ наиболее популярных специализированных платформ МООК и выявлены основные тренды в мировом онлайн-образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяконова Тамара Михайловна, Суворова Светлана Николаевна, Бербенец Ольга Анатольевна, Подледнова Наталья Шафигуллаевна, Лигачева Альбина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ONLINE LEARNING IN HIGHER EDUCATION (FOREIGN EXPERIENCE)

Currently, online learning is one of the main trends in the development of educational technologies around the world. Online courses contain significant pedagogical potential related to informatization and intensification of the educational process. And in the near future, they are able to form a solid foundation for lifelong learning. However, one of the global problems is the existence of educational inequality, there is a digital gap between different countries and regions of the world. To overcome it, it is necessary to analyze the strategies of digital transformation (digitalization) in the field of science and higher education in countries with the most developed educational systems. In order to identify the advantages, as well as assess the existing problems in the use of information technology in higher education, the authors analyzed foreign experience in creating a digital environment for online learning in higher education, reviewed the history of the development and implementation of mass open online courses (MOOC). In addition, the analysis of the most popular specialized MOOC platforms was carried out and the main trends in global online education were identified.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)»

REFERENCES

1. Kudlaev, M.S. (2018), "The process of digitalization of education in Russia", Young scientist, No. 31, pp. 3-7.

2. Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects (2016), "Passport of the priority project "Modern digital educational environment in the Russian Federation"", Minutes of October 25, 2016 N 9, available at: https://base.garant.ru/71677640/ (accessed: 09/20/2021).

3. Repina, I.B., Shkarina, T.Yu., and Kozlova, A.A. (2020), "Foresight of innovative technologies for the implementation of online learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 182-187.

4. EDtechs (2021), Rating of the largest companies in the online education market, available at: https://edtechs.ru / (accessed: 09/20/2021).

5. Mansurova, G.I. and Andreeva, G.I. (2018), "Mass open online courses", E-learning in continuing education: V International Scientific and Practical Conference : collection of proceedings of the conference, Ulyanovsk, pp. 49-54.

Контактная информация: tomico2014@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2021

УДК 378

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

(ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток; Светлана Николаевна

Суворова, Заведующий секцией физического воспитания, Дальневосточный государственный институт искусств, Владивосток; Ольга Анатольевна Бербенец, старший преподаватель, Наталья Шафигуллаевна Подледнова, старший преподаватель, Альбина Альбертовна Лигачева, старший преподаватель, Дальневосточный государственный университет, Владивосток

Аннотация

В настоящее время онлайн-обучение представляет собой один из основных трендов развития образовательных технологий во всём мире. Онлайн-курсы содержат значительный педагогический потенциал, связанный с информатизацией и интенсификацией образовательного процесса. И в ближайшем будущем способны сформировать твёрдую основу для непрерывного образования в течение всей жизни. Однако, одной из глобальных проблем является наличие образовательного неравенства, наблюдается цифровой разрыв между различными странами и регионами мира. Для его преодоления необходим анализ стратегий цифровой трансформации (цифровизации) в сфере науки и высшего образования стран с наиболее развитыми образовательными системами. С целью выявления преимуществ, а также оценки существующих проблем при использовании информационных технологий в высшем образовании, авторами проведен анализ зарубежного опыта создания цифровой среды онлайн-обучения в высшем образовании, рассмотрена история развития разработки и внедрения массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Кроме того, проведен анализ наиболее популярных специализированных платформ МООК и выявлены основные тренды в мировом онлайн-образовании.

Ключевые слова: онлайн-обучение, мировое онлайн-образование, платформа МООК, цифровые образовательные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p93-96

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ONLINE LEARNING IN HIGHER EDUCATION (FOREIGN EXPERIENCE) Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, Vladivostok State University of Economics and Service; Svetlana Nikolaevna Suvorova, Head of the Physical

Education Section, Far Eastern State Institute of Arts, Vladivostok; Olga Anatolyevna Ber-benets, the senior teacher, Natalya Shafigullaevna Podlednova, the senior teacher, Albina Al-

bertovna Ligacheva, the senior teacher, Far Eastern State University, Vladivostok

Abstract

Currently, online learning is one of the main trends in the development of educational technologies around the world. Online courses contain significant pedagogical potential related to informatization and intensification of the educational process. And in the near future, they are able to form a solid foundation for lifelong learning. However, one of the global problems is the existence of educational inequality, there is a digital gap between different countries and regions of the world. To overcome it, it is necessary to analyze the strategies of digital transformation (digitalization) in the field of science and higher education in countries with the most developed educational systems. In order to identify the advantages, as well as assess the existing problems in the use of information technology in higher education, the authors analyzed foreign experience in creating a digital environment for online learning in higher education, reviewed the history of the development and implementation of mass open online courses (MOOC). In addition, the analysis of the most popular specialized MOOC platforms was carried out and the main trends in global online education were identified.

Keywords: online learning, global online education, MOOC platform, digital educational technologies.

Цифровизация является глобальной тенденцией, которой следуют все страны, нацеленные на развитие конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения. В настоящее время цифровые технологии являются одной из самых приоритетных отраслей в мире, причем динамично развивающейся.

Образовательный процесс не стал исключением, наблюдается активная цифрови-зация образовательного процесса во всем мире [1]. Цифровая грамотность становится обязательной составляющей образовательного процесса и педагогической деятельности в высшем образовании [3].

Каждая страна сама определяет приоритеты цифрового развития. Более 15 стран мира реализуют национальные программы цифровизации.

Зарубежный опыт использования цифровых технологий, в том числе в высшем образовании, значительно богаче российского. Одна из причин - это более раннее (еще в 70-е годы ХХ века) появление и широкое распространение дистанционного обучения (ДО). Уже в это время в Европе появляются открытые университеты с ДО, например, в Испании - Universidad de Education a Distancia, Открытая школа бизнеса в Великобритании и др. В этот процесс подключаются и страны третьего мира. Очень активно дистанционные технологии обучения внедряются в Японии, Канаде и США [2].

Зарубежные университеты первыми начали активно разрабатывать массовые открытые онлайн-курсы (МООК) ещё в 1970-е годы. При этом интеграцию МООК в образовательное пространство России можно рассматривать с двух сторон: использование существующих МООК (как русскоязычных, так и на иностранных языках) и создание новых МООК. Анализ статистических данных о пользователях МООК, проведенный ведущими мировыми провайдерами, показывает, что около половины участников курсов имеет одну или несколько степеней, но активно продолжают свое образование [2].

МООК позволяет использовать как синхронные, так и асинхронные средства обучения. Синхронное обучение, подразумевает обучение в режиме реального времени с преподавателем (например, вебинары, мастер-классы и др.). К асинхронным методам относятся традиционные материалы курса. Особенностью МООК является наличие интерактивных форумов пользователей. Данные форумы создаются с целью решения проблем, возникающих при изучении курса. Таким образом, МООК рассматривается, как новая ступень в развитии дистанционного образования.

Данный формат массовых открытых онлайн-курсов предполагает, что на курсе могут обучаться достаточно большое количество человек, к ним не предъявляются никакие

требования на входе, весь материал курса представлен в интернете, а минимальная учебная нагрузка по курсу равняется одной зачетной единице. В результате обе стороны образовательного процесса находятся в плюсе, обучающимся предоставляются гибкие условия и открытые возможности, а для вуза повышается видимость в информационном пространстве, расширяется студенческая аудитория, а также внедряются и осваиваются инновации в педагогике.

В настоящее время наиболее популярными зарубежными специализированными платформами МООК выступают американские платформы Coursera, edX и Udacity, а также британская FutureLearn [4]. Кроме того, многие страны поддерживают собственные национальные онлайн-платформы, такие как XuetangX в Китае, MiriadaX в странах Латинской Америки, France Université Numérique (FUN) во Франции, EduOpen в Италии, SWAYAM в Индии, Национальная платформа открытого образования (НПОО) в России [2].

Основные тренды в мировом онлайн-образовании связаны с развитием компьютерных технологий [5]. Перспективные тренды представлены на рисунке.

К ним относят микрообучение, в основе которого лежит точечное обучение, которое сейчас востребовано на рынке труда именно работодателем, так как ценится сертификаты, подтверждающие профессионализм в той или иной сфере. Кроме того, такое обучение не требует многомесячного обучения и становится, в этой связи, конкурентоспособным для глобальных, объемных, длительных кур-

Рисунок - Перспективные тренды онлайн-образования С0В- Еп1е °ДИН не менее перспективный

вид онлайн-образования искусственный интеллект и машинное обучение (ИИ), который в настоящее время все-таки не может полностью заменить преподавателя, однако способен выступать в роли ассистента.

Геймификация представляет собой модель edutainment (образование + развлечение), благодаря которой обучающийся может долгое время удерживать свое внимание на изучаемом предмете. Таким образом, анализ зарубежного опыта использования информационных технологий в высшем образовании позволил не только отметить преимущества, но и оценить существующие проблемы.

Во-первых, существенным фактором, снижающим качество образования, оказалась недостаточная подготовленность к таким серьёзным изменениям преподавателей и высших учебных заведений. Для реализации новых технологий необходима определенная техническая база и квалифицированные обслуживающие кадры, а также преподаватели и студенты, умеющие пользоваться такими технологиями, обладающие «цифровой компетенцией». Кроме того, необходимы новые методы организации и технологии обучения, дополнительные исследования и серьёзные методологические разработки. Должна быть учтена предметная специфика, дидактические особенности разных дисциплин, требуется время для интеграции в новую цифровую образовательную среду.

Во-вторых, возникла проблема потребительских рисков и гарантии качества полученного образования, возросла потребность в прочной нормативно-правовой базе цифрового образования, в единых стандартах качества. Ответственность за качество обучения в новых условиях перекладывается с преподавателя на студента, который получает возможность самостоятельно строить программу своего обучения, выбирать платформы и образовательные курсы.

В-третьих, аналитики ЮНЕСКО, исследуя зарубежные публикации, посвященные проблемам реализации цифрового образования, отмечают опасность технологизации об-

разования, интернет-зависимости, индивидуализма, нарушения информационной безопасности личности, перенасыщения информацией учебного процесса. Глубокое усвоение знаний зачастую подменяется сбором и накоплением информации, сертификатов, беглым просмотром материалов в поисках ответов к тестовым заданиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбунова О. А. Зарубежный опыт организации систем высшего образования в эпоху цифровой экономики / О.А. Горбунова // Современное среднее профессиональное образование. -2019. - № 3. - С.18-22.

2. Бойко, Т.А Качественный и количественный анализ MOOC-платформ / Т.А. Бойко // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 11. - С. 175-180.

3. Аспекты интеллектуальной собственности в педагогической деятельности /Т.М. Дьяконова, В.В. Немцова, И.Б. Репина, О.А. Бербенец, В.А. Прошкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С.176-179.

4. Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования // EDtechs : [сайт]. - URL: https://edtechs.ru/ (дата обращения: 20.09.2021).5.

5. Репина И.Б. Форсайт инновационных технологий для реализации обучения в режиме онлайн / И.Б. Репина, Т.Ю. Шкарина, А.А. Козлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020 - № 12 (190). - С. 182-187.

REFERENCES

1. Gorbunova, O.A. (2019), "Foreign experience in the organization of higher education systems in the era of the digital economy", Modern secondary vocational education, No. 3, pp.18-22.

2. Boyko, T.A. (2019), "Qualitative and quantitative analysis of MOOC platforms", Innovations and investments, No. 11, pp. 175-180.

3. Dyakonova, T.M., Nemtsova, V.V., Repina, I.B. at all (2020), "Aspects of intellectual property in teaching", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp.176-179.

4. EDtechs (2021), Rating of the largest companies in the online education market, available at: https://edtechs.ru / (accessed: 09/20/2021).

5. Repina, I.B., Shkarina, T.Yu., and Kozlova, A.A. (2020), "Foresight of innovative technologies for the implementation of online learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 182-187.

Контактная информация: tomico2014@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2021

УДК 796.011.3

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ МЕТОДИКИ НОРМАЛИЗАЦИИ МАССЫ ТЕЛА СТУДЕНТОВ ЗА СЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ ЕЕ МЫШЕЧНОГО КОМПОНЕНТА

Елена Владимировна Егорычева, старший преподаватель, Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, Волжский; Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент;

Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

В статье представлены результаты апробирования экспериментальных тренировочных программ, направленных на нормализацию показателей массы тела у студентов. Применение авторской методики увеличения мышечной массы тела на основе средств и методов физического воспитания показало свою эффективность. По результатам анализа данных комплексного педагогического тестирования у студентов с дефицитом массы тела показано положительное влияние разработанной методики на показатели физической и функциональной подготовленности, зафиксирована положительная динамика показателей физического развития.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, дефицит массы тела, методика увеличения мышечной массы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.