Научная статья на тему 'Тенденции развития налоговых систем за рубежом в условиях кризиса'

Тенденции развития налоговых систем за рубежом в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1280
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAX SYSTEM / TAX POLICY / DIRECT AND INDIRECT TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаухина A. M.

Рассмотрены особенности налоговых систем зарубежных стран, классификация и структура налоговых поступлении в бюджет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of the tax system abroad in crisis

The _ features of the tax systems of foreign countries, the classification and structure of tax revenue.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития налоговых систем за рубежом в условиях кризиса»

УДК 336.221.4 (3/9):338.124.4

A.M. Шаухина, начальник отдела, (Россия, Тула, ИФНС России по Пролетарскому району)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Рассмотрены особенности налоговых систем зарубежных стран,

классификация и структура налоговых поступлении в бюджет.

Ключевые слова: налоговая система, налоговая политика, прямое и

косвенное налогообложение.

Налоговые системы развитых зарубежных стран структурно сформировались в результате налоговых реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е годы прошлого века.

Преобразования налоговых систем проходили по принципу «лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений». Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки весьма различаются между собой. Однако необходимо отметить, что проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их. Динамика к сближению, расширению международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу.

Анализом установлено, что в большинстве развитых стран в системе налогообложения преобладают прямые налоги.

По структуре налоговых поступлений страны разделяются на следующие группы, для которых характерно:

а) доля налогов на прибыль, товары и услуги, а также отчисления на социальную защиту отличается незначительно и колеблется в пределах 2835 % (Испания, Италия, Германия, Бельгия);

б) наибольшей является доля подоходных налогов (от 37 до 58 %) в США, Дании, Англии, Швеции, Польше;

в) наибольшей является доля отчислений на социальную защиту (от 38 до 46 %) в Австрии, Франции, Нидерландах;

г) наибольшей является доля налогов на товары и услуги (от 42 до 48,1 %) в Португалии, Греции, Ирландии.

В числе имущественных налогов во всех развитых странах преобладают:

1. Налог на имущество (недвижимость).

2. Земельный налог.

3. Налог на застройку городских территорий.

4. Налог на приобретение транспортных средств.

5. Налог на строения и сооружения.

6. Налог с владельцев транспортных средств.

7. Налог на наследование и дарение.

Первые четыре налога уплачивают физические и юридические лица, последние три — только физические лица.

Среди прямых налогов преобладают налогов на доходы и имущество физических лиц, в системе косвенного налогообложения выделяются НДС и акцизы.

Сравнительный анализ норм российского и зарубежного налогового законодательства позволяет сделать вывод, что российское законодательство схоже с налоговым законодательством Франции.

Ведущим звеном систем налогов Франции выступает налог на добавленную стоимость. Налогом облагаются все товары и услуги, потребляемые или используемые на территории страны. Операции, связанные с экспортом товаров и услуг, от налога на добавленную стоимость освобождены. Действуют четыре ставки налога на добавленную стоимость. Основная ставка налога равна 18,6 %, повышенная ставка — 22 % — применяется к некоторым видам товаров: автомобили,

кинофототовары, алкоголь, табачные изделия, парфюмерия, отдельные предметы роскоши. До 2008 г. повышенная ставка составляла 33,33 %. Пониженная ставка — 7 % — установлена на товары культурного обихода. Самая низкая ставка — 5,5 % — применяется для товаров и услуг первой необходимости. Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления. Подоходный налог уплачивают предприятия (в Российской Федерации налог на прибыль организаций) и физические лица. У предприятий обложению подоходным налогом подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций. Она равняется разнице между доходами и расходами, произведенными в интересах производственной деятельности. Общая ставка подоходного налога — 34 %. В отдельных случаях она повышается до 42 % (в Российской Федерации — 20 %). Подоходный налог с физических лиц взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего года. Субъектом налогообложения признается фискальная единица — семья, состоящая из супругов и лиц, находящихся у них на иждивении, либо один человек. Подоходный налог с физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8 %. Не облагаются налогом доходы до 18 140 франков. Максимальная ставка применяется для дохода более 246 770 франков (в России применяется пропорциональная или одинаковая для всех (плоская) ставка налога — 13%) (рисунок).

поступления

7%

прочие налоги 15%

пошлины на нефтепродукт 7%

налог на

предприятия ;п0д0х0ДНЫЙ

11% налог с

физических лиц; 18%

налог на добавленную

стоимость 42%

Доля налогов в доходах государственного бюджета Франции

Анализ изменений налогового законодательства в условиях глобального кризиса за рубежом показывает, что универсального подхода в этой сфере не существует. В основном меры призваны решить две задачи: с одной стороны, по возможности смягчить для

налогоплательщиков последствия кризиса, с другой — стимулировать переход экономики от спада к подъему. Рассмотрим налоговые меры, принятые в различных государствах с целью преодоления финансового и экономического кризиса.

В рамках мероприятий по борьбе с экономическим кризисом во Франции приняты новые нормы, позволяющие предприятиям в ускоренном порядке получить возмещение некоторых видов налогов. В частности, компании могут получить немедленное возмещение вычета по расходам на НИОКР, понесенным в 2005-2007 гг. и в ряде случаев — в 2008 г. Кроме того, организации, которые закрыли свой финансовый год до

30 сентября 2009 г., получили право на немедленный возврат переплаченного налога на доходы корпораций.

В период между 01 января и 31 декабря 2009 г. компании получили возмещение (вместо обычно полагающейся налоговой скидки) средств, связанное с переносом убытков на более ранний период.

Суммы инвестиций, произведенных в период с 23 октября 2008 г. по

31 декабря 2009 г., исключаются из базы обложения налогом на бизнес на весь период инвестирования. Во Франции с 01 января 2010 г. малые и средние предприятия временно получили право при определении суммы облагаемого дохода относить на затраты убытки, понесенные их зарубежными филиалами и дочерними компаниями. Убытки могут быть учтены после того, как зарубежное лицо восстановит свою прибыльность,

либо в крайнем случае — по истечении пятого налогового года считая от момента зачета убытков.

Что касается физических лиц, то налогоплательщики, доходы которых находятся в пределах нижнего диапазона и облагаются по минимальной ставке в размере 5,5 %, уплачивают одну треть суммы налога на доходы за год.

С 01 января 2009 г. возмещение НДС всем компаниям предоставляется ежемесячно, а не ежеквартально, как это было ранее.

Одновременно введены ограничения на вычет из облагаемой базы налога на доходы корпораций сумм, выплаченных директорам в качестве премий, а также выходных пособий при увольнении из компании по окончании срока действия их мандата. Такой вычет возможен лишь до определенного порога.

Тем не менее в марте этого года парламент Франции отклонил как предложение убрать пресловутый «налоговый щит», так и предложение повысить налог на доходы наиболее обеспеченных граждан. Налоговый щит установлен в июле 2007 г. Он предусматривает уплату налогоплательщиками налога в размере не более 50 % от дохода.

В то же время правительства Эстонии и Латвии к изменению налоговой политики в условиях кризиса подошли с иной стороны: в рамках антикризисных мер размер пониженной ставки НДС увеличен с 5 до 9 %, а перечень товаров и услуг, облагаемых по пониженной ставке, значительно сокращен. Особенностью эстонской системы

налогообложения является отсутствие налога на нераспределенную прибыль корпораций. Распределенная прибыль, непроизводственные расходы и определенные виды дополнительного вознаграждения в неденежной форме облагаются по ставке 21 %. Данный показатель должен поэтапно снижаться до 18 % в 2011 г., однако в условиях кризиса было принято решение отложить выход на этот уровень после 2012 г. Тем не менее эстонские налогоплательщики получили и ряд послаблений. С 01 января текущего года минимальный размер доли эстонской компании в другой компании, освобожденный от налога на распределенную прибыль корпорации при распределении дивидендов, полученных от этой компании, сокращен с 15 до 10 %. Другая компания может находиться в Эстонии или в другом государстве ЕС либо Европейской экономической зоны. Если компания, выплатившая дивиденды, зарегистрирована в третьей стране, то для получения освобождения необходимо представить свидетельство того, что она является плательщиком налога на доходы в этой стране, или того, что с дивидендов в адрес эстонской компании был удержан налог у источника. Кроме того, с 01 января 2009 г. в Эстонии не удерживается налог (со ставкой 21 %, если иное не предусмотрено налоговым соглашением) на дивиденды, выплаченные зарубежным

компаниям, владеющим менее 15 % в эстонской компании, выплатившей дивиденды.

Интерес представляет налоговая политика Греции, где дефицит бюджета в текущем году вырос до 3,7 % ВВП. В марте текущего года финансовое ведомство объявило о дополнительных мерах, призванных стабилизовать поступление средств в бюджет страны. С другой стороны, новые меры направлены на поддержку граждан с низкими доходами. Они предусматривают увеличение налоговой нагрузки на состоятельных граждан. В рамках новой инициативы налогоплательщики — физические лица, получившие и задекларировавшие в 2007 г. более 60 тыс. евро, должны дополнительно платить по 1 тыс. евро в год; лица, зарабатывающие более 250 тыс. евро в год, — по 5 тыс. евро. По оценке властей новая мера касается в текущем году примерно 130 тыс. налогоплательщиков, а дополнительные поступления в бюджет составят почти 250 млн евро. Предложено восстановить освобождение от налогообложения предпринимателей, доходы которых не превышают определенный порог. Такое освобождение введено в прошлые годы, однако в 2008 г. было отменено. Также предложено с 2 до 0,5 % сократить размер ставки специального сбора с найма жилья. Этот сбор поступает в бюджет муниципалитетов. На 2009 и 2010 гг. предложено с 0,1 до 0,033 % уменьшить размер ставки сбора с недвижимости гостиниц плюс отменить минимальный сбор в размере 1 евро за 1 кв. м площади. Поступило предложение для 2009 г. отменить специальный взнос в размере 0,6 %, взимаемый с задолженности гостиниц по банковским кредитам, а также с новых кредитов, предоставленных предприятиям, занятым в сфере туристических услуг.

Таким образом, в целях повышения качества налогового администрирования во многих странах стремятся улучшить обслуживание налогоплательщиков, строят отношения с ними на принципах сотрудничества и доверия.

A.M. Shauhina

Trends of the tax system abroad in crisis.

The features of the tax systems of foreign countries, the classification and structure of tax revenue.

Keywords: tax system, tax policy, direct and indirect taxation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.