НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
УДК336.226.11
ОЦЕНКА ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ*
О. В. УЛЕЗЬКО,
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения E-mail: arle4@rambler. ru А. Г. КАЗЬМИН, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения E-mail: arxont-5@yandex. ru И. В. ОРОБИНСКАЯ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения E-mail: orob-irina@yandex. ru Воронежский государственный аграрный университет
В статье рассматриваются вопросы развития подоходного налогообложения в России и в зарубежных странах. Приводятся основные элементы подоходного налогообложения. Осуществляется сравнение ставок прогрессивного налогообложения. Анализируются такие показатели, как изменение численности населения различных регионов планеты, распределение уровня доходов, уровень средней заработной платы и пособий по безработице.
Ключевые слова: НДФЛ, заработная плата, пособие по безработице, налоговая ставка, уровень бедности.
* Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». 2013. № 13 (541).
В настоящее время все чаще возникают споры о необходимости введения прогрессивной шкалы подходного налогообложения в России. Особенно актуальным данный вопрос стал в последнее время. Прежде всего это связано с изменением макроэкономической ситуации, а также с нарастающим уровнем недовольства в стране. В этой связи необходимо изучить опыт стран, которые являются в настоящий момент локомотивами мировой экономики или могут претендовать на эту роль в ближайшем будущем. Основной отличительной чертой подоходного налогообложения ведущих стран является наличие прогрессивной
шкалы налогообложения. Это позволяет не только пополнять доходы государственной казны, но и выравнивать уровень социального расслоения, которое неизбежно присутствует в каждой стране.
Практика показывает, что чем выше уровень расслоения, тем больше социальная напряженность, хуже экономическая обстановка в стране. Поэтому введение прогрессивного налогообложения призвано выполнить сразу несколько задач, в частности:
- повысить доходы государственной казны;
- снизить социальную напряженность;
- снизить степень дифференциации населения по уровню доходов;
- стимулировать индивидуальную предпринимательскую трудовую деятельность;
- перераспределить налоговую нагрузку с населения, имеющего низкие доходы, на население, которое имеет высокие доходы. Решение данных вопросов позволит государству существенно продвинуться в развитии национальной экономики, повысить заинтересованность населения в продуктах своего труда, создать условия для увеличения доходов населения, которое имеет низкий уровень заработка. Для того чтобы определить уровень налоговых ставок и диапазоны доходов, к которым они будут применяться, необходимо обратиться к международному опыту подоходного налогообложения, что позволит определить более приемлемые значения налогообложения в РФ.
Таким образом, установление прогрессивной шкалы доходов физических лиц позволит реали-
зовать принцип справедливости и минимальности налогов в налоговой системе государства, при этом несомненным является соблюдение баланса между налогоплательщиком и государством. Это автоматически приведет к увеличению спроса на товары и услуги, что также благоприятно скажется на величине налоговых поступлений от других налогов, уплачиваемых организациями и предприятиями.
Перераспределение доходов между различными слоями населения является основным показателем определения размеров шедул и ставок налога, а также нормального функционирования экономики государства (табл. 1).
Так как граждане физически не могут потребить товаров, работ, услуг больше определенного объема, то возникающие свободные средства у небольшой части населения не участвуют в экономической деятельности и выводятся из страны за рубеж, что негативно сказывается на инвестиционном климате страны источника дохода. Оставшееся большинство населения фактически живет в условиях недопотребления (из-за недостатка свободных финансовых ресурсов). Тем самым обязанность по перераспределению доходов между слоями населения всецело ложится на государство, и никто кроме государства не способен решить эту задачу. Особенно это актуально в условиях непрерывного роста населения (ЮНФПА (ООН) прогнозирует рост населения мира к 2050 г. до 9 млрд чел.).
Бесконтрольная саморегуляция приводит к сосредоточению практически всех денежных
Таблица 1
Численность населения, занятого в экономике, по странам мира
Страна Численность населения, млн чел. Доля трудоспособного населения, % Доля занятых в экономике, °% Доля безработных, °% Место в мировой экономике
Бразилия 199,5 68 50 4,7 7-е
Германия 81,4 62 53 5,4 5-е
Индия 1205,1 61 42 7,8 12-е
Иран 78,9 76 33 15,3 29-е
Китай 1343,3 74 60 4,3 3-е
Россия 143,1 72 52 5,2 10-е
США 313,8 78 49 8,6 1-е
Турция 74,8 42 34 8,8 19-е
ЮАР 51,4 41 35 23,0 23-е
ЕС 503,7 60 44 10,4 2-е
Источник: Росстат, Eurostat, Irs.
средств у небольшой группы лиц. В результате, ни государство, ни состоятельная часть общества не понимает тех выгод, которые несут процесс перераспределения денежных потоков, их структурирование и оптимизация. Возникает ситуация, при которой в одном секторе наблюдается избыток притока денежных средств от населения, а в другом -недостаток. Это еще больше усиливает диспропорции в развитии экономики страны и неизбежно приводит к кризису перепроизводства, так как сокращается платежеспособный спрос населения. Следует отметить, что данная тенденция особенно ярко проявляется в настоящее время и в мире, и в РФ. Перемещение свободных денежных средств за границу (или в финансовые активы, зачастую оторванные от реального сектора экономики) только усугубляет ситуацию. Особенно остро это явление проявляется в условиях сокращения численности трудоспособного населения. Так, к 2030 г. в России планируется сокращение трудоспособного населения на 16 млн чел. Аналогичная картина наблюдается в большинстве развитых стран Западной и Восточной Европы. В то же время в странах Азии (особенно в Индии) прогнозируется рост численности населения до 240 млн чел. [3].
Таким образом, сокращение численности трудоспособного населения в большинстве развитых стран и его увеличение в динамично развивающихся странах приводят к смещению центров приложения силы и, как следствие, к изменению перспектив развития промышленности регионов. В настоящее время наибольшее число свободных рабочих рук наблюдается в Индии и Китае. Так, на сегодняшний день указанные страны имеют
Уровень заработной пл{
низкий уровень заработной платы по сравнению с другими странами (табл. 2).
В Бразилии пособие по безработице составляет 510 ВЯЪ, или 280 долл. США. При этом средняя заработная плата составляет 1 353,6 ВЯЪ (22 054 руб.). А среднедушевой доход составляет 16 414 реалов. За чертой бедности проживает порядка 20 % населения этой страны.
В Германии пособие по безработице может составлять 360 евро (минимальный уровень), 600 евро (средний уровень) и 1 100 евро (максимальный уровень). За чертой бедности проживает почти 1/6 часть населения страны. В других ведущих странах ЕС средняя заработная плата находится на уровне 3 000-3 500 евро.
В Индии средняя зарплата в месяц (за вычетом налогов) составляет порядка 535,93 долл. (курс -46,7 рупий за 1 долл. США).
В Китае официальная минимальная заработная плата составляет всего 1 160 юаней (5 800 руб.). При этом среднедушевой доход составляет 17 174,65 юаней.
В России минимальное пособие по безработице составляет 850 руб., максимальное - 4 900 руб. (его получают немногие и только в течение года, потом уровень пособия начинает снижаться). Среднее пособие по стране составляет 2 500 руб. Официальный прожиточный минимум - 6 827 руб. Порядка 26 % населения живет на доходы, равные или ниже прожиточного минимума.
В США около 15,1 % населения проживает за чертой бедности.
В ЮАР минимальная заработная плата составляет от 200 до 250 рандов в месяц, что соот-
Таблица 2
в разных странах мира
Страна Пособие по безработице Минимальная часовая оплата труда, долл. США Средняя заработная плата в месяц в национальной валюте Средняя заработная плата в год в национальной валюте
Бразилия 510 реалов 3,0 1 353,6 реала 160 243,2 реала
Германия 1 100 евро 12,6 3 900 евро 46 800 евро
Индия 25 218 рупий 302 616 рупий
Китай 608 юаней 2,1 2 687 юаней 32 244 юаня
Россия 4 900 руб. 2,0 21 069 руб. 252 828 руб.
США 1 000 долл. 15,0 3 330 долл. 39 960 долл.
Турция 25, 40 или 50 % от средней заработной платы 7,0 3 000 лир 36 000 лир
ЮАР 38-60 % от уровня предыдущей заработной платы 3,1 3 000 рандов 36 000 рандов
ветствует примерно 50 долл. США. Пособие по безработице колеблется в интервале от 38 до 60 % от уровня предыдущей заработной платы.
В Турции минимальная заработная плата составляет порядка 660 лир, за вычетом страховых взносов работник получит 550 лир (650 лир приблизительно равняется 13 000 руб.). Средняя заработная плата составляет от 1 000 до 5 000 лир (от 20 000 до 100 000 руб.). Пенсии в Турции -от 700 до 15 000 лир (от 14 000 до 300 000 руб.). Согласно действующему законодательству необходимо на момент потери работы иметь некоторые денежные начисления (по крайней мере за 600 дней в течение последних трех лет, причем начисления должны быть непрерывными за последние 4 мес.). Предлагаемые новые условия предусматривают предоставление права на пособие по безработицы при наличии начислений за 360 дней в течении двух лет, причем размер пособия на первые 3 мес. будет составлять 50 % от средней заработной платы в течение последних 12 мес., на вторые 3 мес. - 40 % и 25 % на оставшийся период.
Курсы валют Банка России на 15.11.12 представлены в табл. 3.
На основании данных, представленных в табл. 2 и 3, можно сделать вывод о том, что многие страны БРИКС имеют большие резервы для формирования бюджетов за счет подоходного налога. В Китае и Индии достаточно большое число трудоспособного населения, и уровень доходов этих стран продолжает расти. В то же время в России число трудоспособного населения продолжает снижаться. При этом доходы всех граждан нашей страны облагаются по плоской ставке 13 %, что приводит к неполучению порядка 2,4 трлн руб. в качестве налоговых отчислений по НДФЛ.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения способствует оптимизации движения свободных денежных средств, снижает уровень бедности и одновременно увеличивает покупательную способность основной массы населения, которая фактически потребляет продукты реального сектора экономики за счет эффекта масштаба, тем самым делая привлекательными инвестиции в тот или иной сектор экономики, а также способствует появлению новых продуктов на рынке.
В дальнейшем в условиях формирования нового мироустройства с уже наметившимися центрами (Бразилия, Индия, Китай, Россия, США, Турция, Иран, ЕС и ЮАР) особую значимость приобретает уровень доходов граждан в этих странах, так как платежеспособный спрос влияет на потенциально возможные уровни производства продукции.
Совершенствование подоходного налогообложения является одним из ключевых этапов реформирования налоговой системы на современном этапе. В этом случае численность населения, проживающего на территории той или иной страны, является не только источником последующего поступления платежей от подоходного налога, но и необходимым условием развития всего народа и перехода его от одной системы хозяйствования к другой.
Для наиболее полного анализа рассмотрим налогообложение в различных странах.
В Бразилии подоходный налог уплачивают все работающие граждане, чей годовой доход превышает определенные размеры, а также его уплачивают индивидуальные предприниматели (табл. 4).
Нерезиденты платят подоходный налог по плоской ставке в 27,5 % на доход, полученный в
Таблица 3
Курсы валют Банка России на 15.11.12
Буквен- Количество Валюта Курс
ный код единиц
BRL 1 Бразильский реал 15,4451
EUR 1 Евро 40,2146
INR 100 Индийские рупии 57,4068
CNY 10 Китайские юани 50,7381
USD 1 Доллар США 31,6053
TRY 1 Турецкая лира 17,5812
ZAR 10 Южноафриканс- 36,3071
кие рэнды
Таблица 4
Размеры налоговых ставок подоходного налога в Бразилии в 2012 г.
Доход за год в бразильских реалах Налоговая ставка, %
1-18 799 -
18 799-28 174 7,5
28 174-37 566 15
37 566-46 939 22,5
Более 46 939 27,5
Бразилии. Кроме того, предусмотрены различные налоговые вычеты из налогооблагаемых доходов налогоплательщика. Максимальный размер налогового вычета предоставляется в размере 30 % от текущего годового дохода резидента. Доход до 18 799 бразильских реалов не облагается налогом. Также предусмотрены ежемесячные вычеты на каждого иждивенца в размере 126 долл. Расходы на образование (на свое образование и на образование членов своих семей) вычитаются в полном объеме (в отличие от России, где на данные виды расходов установлено ограничение в размере не более 50 000 руб. в год). Также из годового дохода налогоплательщика вычитаются платежи на социальное обеспечение служащим, которые колеблются от 7,65 до 11 % от уровня дохода. Индивидуальные предприниматели отчисляют на социальное обеспечение в совокупности 37,3 % от общего дохода (из них 28,8 % отчисляется на социальное обеспечение и 8,5 % — в пенсионный фонд).
В Германии (центральная страна Европейского Союза) налоговая система подвергалась реформированию в 2001 г. и в 2008 г. после начала «первой волны» финансово-экономического кризиса. Основная цель реформы заключалась в ослаблении фактической налоговой нагрузки на физических лиц и компании. Налогообложение доходов граждан в Германии основано на прогрессивном методе налогообложения. Другими
Таблица 5
Размеры налоговых ставок подоходного налога в Германии в 2012 г. для индивидуума
Доход за год, евро Налоговая ставка, %
До 8 004 0
8 005-52 881 14
52 882-250 730 42
Более 250 731 45
Таблица 6
Размеры налоговых ставок подоходного налога в Индии в 2012 г.
Доход за год, Налоговая
индииские рупии ставка, °%
1-180 000 0
180 001-500 000 10
500 001 - 800 000 20
Более 800 001 30
словами, чем выше доход, тем выше значение подлежащего уплате налога. В 2012 г. налоговые ставки в Германии для индивидуума составляли от 14 до 45 % (табл. 5).
Налогоплательщик, который является постоянным резидентом, обязан уплачивать налог на доход, который он получает в Германии или из иностранных источников. Иностранный резидент, который получает доходы от источников в Германии, облагается налогом только на доход, заработанный в стране пребывания. Резидентом Германии признается немецкий гражданин или гражданин, живущий непрерывно в течение 6 мес. в стране.
Индивидуальные предприниматели обязаны ежемесячно вычитать подоходный налог и социальные платежи из основного дохода, полученного в виде заработной платы.
Человек, работающий не по найму, должен перечислить аванс по подоходному налогу, который будет возмещен при регистрации. Авансовый платеж определен на основе возмещения, произведенного в течение предыдущего года. Авансовый платеж уплачивается единовременно 1 раз в 3 мес.
В Юго-Восточной Азии есть два государства с общей численностью населения более 2,5 млрд чел (Индия и Китай). Это предоставляет огромные резервы для роста поступлений доходов государственных бюджетов от подоходного налога при росте доходов населения этого региона.
Подоходный налог в Индии взимается по прогрессивной налоговой ставке от 10 до 30 % с годовых доходов индивидуума, получаемых в индийских рупиях (табл. 6).
Кроме того, граждане Индии уплачивают также налог на образование в размере 3 %. По отдельным налоговым ставкам граждане уплачивают налог от прироста капитала.
Доходы от прироста капитала делятся на две группы:
— выгода от увеличения капитала за длительный срок;
— выгода от увеличения капитала за короткий срок.
Если доход от прироста капитала касается продажи актива, который находился в собственности налогоплательщика в течение трех лет и
более (в отношении ценных бумаг, обращаемых на индийской фондовой бирже), то ставка налога составляет 20 % для активов. Доходы от прироста капитала по долевым ценным бумагам индийской фондовой биржи освобождаются от налогообложения, если сделка подпадает под обложение налогом на сделки с ценными бумагами (в противном случае доходы облагаются по ставке 10 %).
Доходы, полученные от операций с ценными бумагами по коротким сделкам (менее трех лет, а также, если операция не подпадает под обложение налогом на сделки с ценными бумагами), облагаются ставкой налога в 15 %. Данный налог уплачивают все резиденты (резидентами являются лица, которые проживают на территории Индии не менее 182 дней в налоговом году (или 60 дней в налоговом году, но по крайне мере 365 дней за 4 предшествующих года). Налогообложению подлежат доходы, полученные не только в Индии, но также и за ее пределами.
Китай является самой крупной страной в Юго-Восточной Азии с самым большим числом жителей (более 1,3 млрд чел.). При этом подоходный налог с физических лиц в 2012 г. взимался по прогрессивным и процентным налоговым ставкам (в диапазоне от 3 до 45 % в зависимости от уровня заработной платы). Доходы по другим видам деятельности облагаются по ставкам от 5 до 35 %. Ежемесячный доход в размере 4 000 юаней в КНР налогом не облагается (1 долл. ~ 8,2 юаня).
Для иностранцев, работающих в Китае, при-меняюся ставки подоходного налога, представленные в табл. 7.
Налогообложение заработной платы рабочих и служащих происходит следующим образом: сумма дохода минус твердая сумма расходов (800 юаней) с дальнейшим обложением остатка
налогом по 7-ступенчатой прогрессивной шкале ставок. Расчет суммы налога осуществляется следующим образом:
Сумма налога к уплате=Месячный доход х х Ставка налога, Месячный доход = = Валовая сумма месячного дохода - 800 юаней.
Помимо подоходного налога налоговые резиденты могут уплачивать и налог на доходы от прироста капитала. Данный вид доходов облагается по ставке 20 %.
Налогообложение дохода от прироста капитала от продажи недвижимого имущества рассчитывается исходя из стоимости покупки за вычетом отпускной цены по 20 %-ной ставке. Когда доходы от прироста капитала составляют более 50 % от покупной цены, то ставка налога на доход от прироста капитала колеблется в пределах от 30 до 60 % (60 % взимается тогда, когда выгода от увеличения капитала составляет более 200 % по сравнению со стоимостью приобретения).
Резидентом в Китае является лицо, которое имеет постоянное место жительства, или лицо, не имеющее постоянного места жительства, но проживающее на территории Китая не менее 5 лет. Доходы лица (которое прожило на территории Китая более 5 налоговых периодов), полученные им за пределами Китая, облагаются так же, как и доходы, полученные в Китае.
В США подоходный налог был впервые введен после Гражданской войны (1861-1862 гг.). Ставки налога были установлены следующие:
- 5 % - на доход от 600 до 5 000 долл.;
- 7,5 % -на доход от 5 000 до 10 000 долл.;
- 10 % - на доходы, превышающие 10 000,1 долл.
Впоследствии Конгресс США изменил уровень подоходного налога в 1913 г. Ставки стали следующими:
- 1 % - на доход более чем 3 000 долл. (4 000 долл. - для супружеских пар);
- от 1 % - на чистую прибыль от 20 000 до 50 000 долл.;
- 6 % - на доход, превышающий 500 000,4 долл.
Во время Первой мировой войны платежи от подоходного налога шли на финансирование войны. В этот период произошло увеличение
Таблица 7
Размеры налоговых ставок подоходного налога в Китае в 2012 г.
Доход в месяц, юани Налоговая ставка, %
1-5 500 3
1 501-4 500 10
4 501-9 000 20
9 001-35 000 25
35 001-55 000 20
55 001-80 000 35
Более 80 001 45
налоговых ставок. Затем, в течение1920-х гг., ставки были незначительно снижены, но все же они оставались выше довоенных. Ежегодные поступления от подоходного налога составляли от 65 до 70 млн долл.
В 1932 г., несмотря на последствия Великой депрессии, Конгресс США поднял ставки приблизительно до уровня ставок, которые применялись в период Первой мировой войны. Отчисления американцев по подоходному налогу к тому времени снизились с 86,8 млрд долл. в 1929 г. до 42,8 млрд долл. в 1932 г. В 1935 г. был увеличен фактор прогрессивности для корпоративного и личного подоходного налогов. Корпоративный налог вырос с 12,5 до 15 % (ставки индивидуального налога также были подняты). С 1937 г. налоговые реформы преследовали цель исключения некоторых схем «избегания налогов». С 1939 г. кодификация и преобразование подоходного налога сделали его повсеместным.
В дальнейшем подоходный налог трижды серьезно реформировался (1939, 1954 и 1986 гг.). После каждого реформирования процесс начинался снова, и через какое-то время вводился новый
Ставки подоходного
налог вместе со множеством условий, которые отражали различные подходы к осуществлению налоговой политики, к типу использования налоговой скидки вместо вычетов и т. д. [6].
В 2004 г. налогоплательщики могли вычесть 3 100 долл. на каждого иждивенца в их семье. Однако с повышением дохода этот вычет постепенно снижается вплоть до 0. Постепенное сокращение составляет 2 % за каждые 2 500 долл., на которые налогоплательщик корректировал валовой доход, превышающий 142 700 долл. (214 050 долл. - для женатых налогоплательщиков, проживающих совместно).
Ставка подоходного налога в настоящее время колеблется от 10 до 35 %. Ставки подоходного налога изменяются в зависимости от налогового статуса налогоплательщика (табл. 8). Выделяют пять категорий налогового статуса:
— единственный налогоплательщик;
— женатая пара (регистрация совместной налоговой декларации);
— женатая пара (регистрация доходов поот-дельности);
— глава хозяйства;
Таблица 8
налога в США в 2012 г.
Налоговый доход, долл. Сумма налога, долл. Условие увеличения налога
Для единственного налогоплательщика
0—8 500 0 + 10 % с суммы более 0 долл.
8 500—34 500 850 + 15 % с суммы более 8 500 долл.
34 500—83 600 4 750 + 25 % с суммы более 34 500 долл.
83 600—174 400 17 025 + 28 % с суммы более 83 600 долл.
174 400—379 150 42 449 + 33 % с суммы более 174 400 долл.
Свыше 379 150 110 016 + 35 % с суммы более 379 150 долл.
Для женатых, подающих совместную декларацию
0—17 000 0 + 10 % с суммы более 0 долл.
17 000—69 000 1 700 + 15 % с суммы более 17 000 долл.
69 000—139 350 9 500 + 25 % с суммы более 69 000 долл.
139 350—212 300 27 087,5 + 28 % с суммы более 139 350 долл.
212 300—379 150 47 513,5 + 33 % с суммы более 212 300 долл.
Свыше 379 150 102 574 + 35 % с суммы более 379 150 долл.
Для женатых, подающих декларацию раздельно
0—8 500 0 + 10 % с суммы более 0 долл.
8 500—34 500 850 + 15 % с суммы более 8 500 долл.
34 500—69 675 4 750 + 25 % с суммы более 34 500 долл.
69 675—106 150 13 543,75 + 28 % с суммы более 69 675 долл.
106 150—189 575 23 756,75 + 33 % с суммы более 106 150 долл.
Свыше 189 575 51 587 + 35 % с суммы более 189 575 долл.
Для главы хозяйства
0—12 150 0 + 10 % с суммы более 0 долл.
Окончание табл.8
Налоговый доход, долл. Сумма налога, долл. Условие увеличения налога
12 150-46 250 1 215 + 15 % с суммы более 12 150 долл.
46 250-119 400 6 330 + 25 % с суммы более 46 250 долл.
119 400-193 350 24 617,5 + 28 % с суммы более 119 400 долл.
193 350-379 150 45 323,5 + 33 % с суммы более 193 350 долл.
Свыше 379 150 106 637,5 + 35 % с суммы более 379 150 долл.
Для одиноких с детьми
0-2 300 0 + 15 % с суммы более 0 долл.
2 300-5 450 345 + 25 % с суммы более 2 300 долл.
5 450-8 300 1 132,5 + 28 % с суммы более 5 450 долл.
8 300-11 350 1 930,5 + 33 % с суммы более 8 300 долл.
Свыше 11 350 2 937 + 35 % с суммы более 10 700 долл.
- одинокие с зависимым ребенком.
Федеральный подоходный налог с граждан достаточно прогрессивен: первые 8 950 долл. дохода не облагаются федеральным подоходным налогом (17 900 долл. - для супружеских пар), налоговые ставки варьируются от 10 до 35 %, однако разнообразные вычеты из облагаемого налогом дохода (ипотечные проценты, налоги на недвижимость и т. д.) могут значительно уменьшить налоговое бремя для многих представителей среднего и более богатого классов, особенно для домовладельцев со значительным ипотечным долгом.
Общий валовой доход включает:денежные компенсации от служб по трудоустройству; дивиденды; доход или потери от самостоятельной предпринимательской деятельности; доход от прироста капитала; доход от аренды; лицензионные вознаграждения; доходы от действий юридических лиц.
В США необходимо, чтобы работодатели удерживали федеральные и государственные подоходные налоги, социальные платежи и платежи на бесплатную медицинскую помощь из зарплаты сотрудника. Работающие не по найму частные лица обязаны производить ежеквартально авансовые платежи, равные по крайней мере 90 % их фактических налоговых обязательств. Граждане, получающие более высокие доходы, должны оплатить 100 % налога текущего года или 110 % налога предшествующего года.
Иностранные граждане, которые находятся в США в качестве постоянных жителей, а также те, кто потерял право на постоянное место жительства в США, облагаются налогом как американские
граждане. Также облагаются налогом и частные лица, которые физически присутствуют в США в течение 183 дней или более в календарном году.
В Турции сумма подоходного налога к уплате работниками определяется в зависимости от заработной платы. Доходы работников подлежат налогообложению подоходным налогом, и работодатель отвечает за начисление, удержание и выплату налога в налоговый орган от имени работников до 20-го числа следующего месяца. База для исчисления подоходного налога представляет собой часть фонда оплаты труда после вычетов сумм, не подлежащих обложению подоходным налогом.
Уплата подоходного налога с общего дохода производится по ставке 15 %, если общая сумма заработной платы составляет от 0 до 8 800 турецких лир. При повышении этой суммы налоговая ставка поэтапно повышается до 35 % (табл. 9).
Граждане Турции несут ответственность за уплату подоходного налога с их доходов, полученных из-за рубежа, иностранные граждане несут ответственность за уплату подоходного налога только с доходов, полученных в Турции. Турецкие подданные являются налоговыми резидентами, если у них нет доказательств места жительства за
Таблица 9
Размеры налоговых ставок подоходного налога в Турции в 2012 г.
Доход за год, турецкие лиры Налоговая ставка, °%
0-8 800 15
8 801-22 000 10
22 001-50 000 27
Свыше 50 000 35
Таблица 10
Ставки подоходного налога в ЮАР в 2012 г. для единственного налогоплательщика
Налоговый доход, рэнды Сумма налога, рэнды Условие увеличения налога
0—140 000 0 + 18 % с суммы более 1 рэнда
140 001—221 000 25 200 + 25 % с суммы более 140 000 рэндов
221 001—305 000 45 450 + 30 % с суммы более 221 000 рэндов
305 001—431 000 70 650 + 35 % с суммы более 305 000 рэндов
431 001—552 000 114 750 + 38 % с суммы более 431 000 рэндов
552 001 и выше 160 730 + 40 % с суммы более 552 000 рэндов
границей. Иностранцы расцениваются как жители Турции, если они остаются в стране без прерывания больше 6 мес. в календарном году (кроме временного отсутствия по делам).
Подоходный налог взимается с торговли или бизнеса, занятости, профессиональных услуг, дивидендов, сельского хозяйства и аренды. Общее правило состоит в том, что налогоплательщики должны перевести сумму налога двумя равным платежами. Налогоплательщики, продолжающие коммерческие операции или профессиональную деятельность, должны произвести ежеквартальные платежи подоходного налога в течение налогового года.
Частные лица, которые находятся в Турции в течение непрерывного периода (больше чем 6 мес. в любом календарном году, включая временные отсутствия), являются налоговыми резидентами. Однако иностранные граждане, которые находятся в Турции с определенными коммерческими целями или для отдыха, лечения или обучения, не признаются резидентами, даже если они остаются в стране на срок более 6 мес.
Налогооблагаемый доход состоит из дохода от трудовой деятельности, делового дохода, дохода с сельскохозяйственных операций, профессионального дохода, дохода, полученного по ценным бумагам (дивиденды и проценты), дохода с недвижимого имущества (доход от аренды от недвижимого имущества) и другого дохода (прирост капитала).
В ЮАР внутренняя экономическая ситуация довольно сложная, но гораздо лучше, чем в остальных странах африканского континента (ЮАР обладает запасами многих полезных ископаемых, включая золото, и имеет все шансы стать экономическим лидером всего Африканского континента). Система подоходного налогообложения [5] в ЮАР представлена в табл. 10.
С 01.03.2012 вклады, осуществляемые работодателем в пенсионные фонды от имени сотрудника, имеют дополнительную льготу. Гражданам разрешается вычесть до 22,5 % из их налогооблагаемого дохода в качестве вкладов на пенсию [7].
Уровень заработной платы в ЮАР сильно колеблется. Средняя заработная плата работников низкой квалификации составляет приблизительно 500 долл. в месяц, заработная плата квалифицированного работника составляет приблизительно 2 000 долл. в месяц (хорошие профессионалы могут получать около 3 500 долл. в месяц).
Годовая зарплата учителя высшей школы в ЮАР составляет 143 945 рэндов (приблизительно 16 120 долл.). Офисный администратор получает примерно 91 798 рэндов, а финансовый менеджер может получать до 411 787 рэндов.
Налоговый год для физических лиц заканчивается в конце февраля.
Налогооблагаемый доход - это валовой доход, уменьшенный на величину освобожденного дохода и разрешенных скидок.
Иностранцы облагаются налогом на их доходы от источников в ЮАР и на прирост капитала. Иностранный гражданин не будет налогоплательщиком в ЮАР, если он будет находиться вне ЮАР больше 183 дней в налоговом году и не будет вести дел в стране.
Прирост капитала в ЮАР облагается по ставке 25 % от налогооблагаемого дохода.
Согласно определенным правилам вычеты предоставляются на медицинские расходы, на вклады в пенсионные фонды, на определенные пожертвования, на расходы на автомашину и на представительские расходы, а также на путешествия.
В России в настоящее время применяется плоская шкала налогообложения. Основная ставка
составляет 13 %, при этом дивиденды, полученные от российских и иностранных источников, облагаются по ставке 9 и 15 % соответственно [1, 2]. Нерезиденты уплачивают налог по ставке 30 % с доходов, полученных на территории России. 35 % взимается с выигрышей и иных аналогичных доходов. Предлагаемые авторами ставки НДФЛ в России представлены в табл. 11.
В настоящее время основными плательщиками НДФЛ являются лица с низкими среднедушевыми доходами. Примерно 20,5 % граждан нашей страны получают меньше 4,6 тыс. руб. в месяц на душу населения. Около 53 % населения имеют среднедушевой доход от 4,6 до 13,8 тыс. руб. Порядка 22,5 % населения, которое можно назвать «средним классом», получают среднедушевой доход в размере от 13,8 до 32,2 тыс. руб. Оставшиеся 4 % населения получают среднедушевой доход более 32,2 тыс. руб. [3]. Применение прогрессивной шкалы подоходного налога позволит существенно выровнять ситуацию с диспропорциями в налогообложении различных групп населения, снизить социальную напряженность и повысить объемы поступающих сумм по данному налогу примерно на 2,5 трлн руб.
Проведенный сравнительный анализ подоходного налогообложения в различных странах мира показал следующее:
1) во всех ведущих экономиках мира представлено прогрессивное налогообложение доходов физических лиц, кроме России;
2) налоговые ставки колеблются в диапазоне от 0 до 45 %, что позволяет более дифференциро-. ванно облагать доходы, получаемые различными группами населения;
3) наиболее развернутая система подоходного налогообложения представлена в США. Это выражено в налогообложении различных
Таблица 11
Предлагаемые ставки НДФЛ в России
Доход за год, руб. Налоговая ставка, %
1-150 000 5
150 001-520 000 15
520 001-1 250 000 22
Свыше 1 250 000 30
категорий налогоплательщиков с учетом различных особенностей их жизнедеятельности;
4) в странах БРИКС, кроме России, наблюдаются значительное увеличение числа жителей и рост их доходов, что в будущем приведет к увеличению суммы собираемого подоходного налога.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Нация стареет. URL: http://www. ladoga-news. ru/news?id=1407 (дата обращения: 15.11. 2012).
4. Российский статистический ежегодник, 2011 / Росстат. URL: http://www. gks. ru.
5. Скубко Ю. С. Некоторые аспекты социальной политики ЮАР в 1994-2006 гг. // SPERO. 2007. № 6. С. 173-188.
6. SOI Tax Stats - Individual Income Tax Rates and Tax Shares. URL: http://www. irs. gov/uac/SOI-Tax-Stats-Individual-Income-Tax-Rates-and-Tax-Shares (дата обращения: 15.11.2012).
7. South Africa: employer benefits reference manual 2012. Swiss life Network. P. 1-18.