Научная статья на тему 'Тенденции развития корпоративного туризма как инновационного направления туристской деятельности (на материалах Апшеронского района Краснодарского края)'

Тенденции развития корпоративного туризма как инновационного направления туристской деятельности (на материалах Апшеронского района Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В ТУРИЗМЕ / КОРПОРАТИВНЫЙ ТУРИЗМ / EVENT-МЕРОПРИЯТИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ожева Светлана Борисовна

В статье рассматриваются перспективы развития корпоративного туризма как инновационного направления туристской деятельности и анализируются возможности использования туристско-рекреационного потенциала Апшеронского района Краснодарского края для развития корпоративного туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ожева Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития корпоративного туризма как инновационного направления туристской деятельности (на материалах Апшеронского района Краснодарского края)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тенденции развития корпоративного туризма как инновационного направления туристской деятельности (на материалах Апшеронского района Краснодарского края)

Ожева С. Б.

Ожева Светлана Борисовна / Ojeva Svetlana Borisovna - кандидат социологических наук,

доцент,

кафедра социальной работы и туризма, Адыгейский государственный университет, г. Майкоп

Аннотация: в статье рассматриваются перспективы развития корпоративного туризма как инновационного направления туристской деятельности и анализируются возможности использования туристско-рекреационного потенциала Апшеронского района Краснодарского края для развития корпоративного туризма в регионе.

Ключевые слова: инновации в туризме, корпоративный туризм, event-мероприятия, туристско-рекреационный потенциал.

С точки зрения специалистов по развитию общества, ни одна из проблем, с которой сталкивается в наши дни бизнес, не является более важной и сложной, чем проблема нововведений или инноваций, которые являются основным средством повышения стоимости субъекта и реального сектора экономики в целом, в нашем случае - сектора туризма.

Инновации в туризме приносят на рынки новые идеи и услуги, подразумевают не только приспособление туристской отрасли к изменяющемся экономическим и социальным условиям путем применения новых маркетинговых стратегий, но и среда, окружающая туризм, благоприятствует появлению новых и новаторских услуг, продуктов и процессов.

Изменяются и направления развития туризма. Новые технологии дают возможность гибко и сегментировано организовать проведение отдыха, конкурентоспособного с массовым, стандартным предложением, и корпоративный отдых становится все более динамично развивающимся видом туризма [2].

Важность развития индустрии корпоративного туризма определяется интенсивным развитием деловых, культурных и научных связей между регионами и странами, общим экономическим развитием, строительством новых и модернизацией существующих предприятий в различных отраслях экономики.

Корпоративные мотивационные туры - самый узкий и в то же время наиболее дорогой сегмент рынка BTAA (Ассоциация агентств делового туризма), указывает, что корпоративные заказчики тратят на инсентив-туры ежегодно примерно 350-450 миллионов долларов. По данным их исследований, свыше 73 % этого объема составляют корпоративные поездки (организуемые корпорациями), в том числе туры, имеющие целью стимулировать сотрудников, занятых продвижением товаров компании. В России уже сформировались лидеры по предоставлению туристских бизнес-услуг. В основном, это западные компании с многолетним опытом работы в этой сфере, пришедшие на российский рынок 10-15 лет назад, а также некоторые российские компании, среди которых можно назвать Натали-турс, Одеон-турс, Rosenbluth и др. [1].

В России в структуре рынка корпоративного туризма преобладает внутренний и выездной, заметно меньшая доля приходится на въезд бизнес-гостей. Сезонность на рынке присутствует в секторе конгрессно-выставочного туризма. С одной стороны, конгресс-туризм всепогоден. Но, с другой стороны, российские компании в

последнее время тяготеют к проведению корпоративных мероприятий в период высокого сезона, хотя это и обходится им дороже. В сложившейся сегодня экономической ситуации, сопротивляться финансовому кризису в стране сложнее всего будет именно рынку корпоративного туризма. Однако подобные корпоративные выезды очень нужны компаниям, так как они помогают наладить связи с партнерами, поэтому эти туры будут не столько сокращаться в количественном плане, сколько ухудшаться в качественном. В целом, для развития корпоративного туризма характерны несколько тенденций [3].

Во-первых, корпоративный туризм становится все более разнообразным, постоянно возникают его новые виды.

Во-вторых, возрастает его интеграция с иными отраслями туриндустрии.

В-третьих, все большее развитие в России получает такой вид туризма, как корпоративный отдых, основная цель которого - сплочение коллектива.

В-четвертых, рынок корпоративных мероприятий возникает на пересечении двух рынков - рынка events (специальных событий - event-мероприятий) и рынка делового туризма (MICE).

В-пятых, появляется спрос на корпоративные мероприятия с дополнительным оздоровительным эффектом (spa-фактор, услуги оздоровительных центров, востребованы гостиницы с тренажерными залами и бассейнами).

Также в последнее время стали обращать особое внимание на выбор экологически чистых зон, «чистых курортов», на которых строго соблюдаются правила сохранения окружающей среды.

Россия и преобладающее число ее регионов скромно представлены в мировом туристском процессе, на что имеется ряд причин природного, историко -культурного, социально-экономического характера. Все они по-разному проявляются в регионах страны. Анализу современного состояния корпоративного туризма в Апшеронском районе, не относящегося пока к лидирующей группе субъектов Федерации по развитию туристской индустрии, и посвящено наше исследование.

Апшеронск и Апшеронский район расположены в южной части Краснодарского края на высоте 196 метров над уровнем моря, в зоне отрогов Главного Кавказского хребта. По своему географическому положению и природно -климатическим условиям район идеально подходит для развития таких видов туризма, как экологический, познавательный, ландшафтный, приключенческий, экстремальный, культурно-этнический, альпинизм, спортивное ориентирование, горнолыжный спорт, дельтапланеризм, рафтинг, каньонинг, спелеотуризм, охота и рыболовство.

На территории района расположены заказники «Камышанова Поляна» и «Черногорье». Девственные леса с обилием фруктовых деревьев, ягод, разнообразием грибов, лекарственных растений, охотничьими угодьями -ценнейшая природная кладовая, которая до сих пор используется в минимальных масштабах.

В предгорной части района множество заповедных природных территорий: субальпийское плато Лаго-Наки; бесподобное по своей красоте Гуамское ущелье с каньоном реки и с проходящей по дну ущелья узкоколейной дорогой; карстовые Азишские пещеры - подземное царство на глубине 37 м с фантастическим нагромождением сталактитов, сталагмитов и сталагнатов; ущелье Волчьи ворота, Самурское озеро и др. Все это привлекает сюда не только российских, но и зарубежных туристов.

Район знаменит своими источниками минеральных и термальных вод. С их помощью в местных санаториях лечат болезни миокарда, сосудов, эндокринной системы, органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и многое другое. В Апшеронском районе действуют два санатория - «Солнечная поляна» (г. Апшеронск) и «Минеральный» (г. Хадыженск), детский лагерь

санаторного типа «Горный - Здоровье» (ст. Нефтяная), профилакторий «Светлый» (г. Апшеронск), несколько сезонных баз отдыха.

Исследования показали, что в Апшеронском районе имеются различные средства размещения (более 20 баз, приютов, гостиниц) для корпоративных туристов, от самых простых турбаз до отелей и санаториев высокого класса, готовых принимать клиентов. Отели высокого класса корпоративным туристам предлагают к их услугам оборудованные конференц-залы и банкетные залы до 60 мест, рестораны с 3-х разовым питанием и разнообразным меню, программу отдыха более насыщенную, разнообразный номерной фонд (номера полулюкс, люкс), комфортные условия проживания (вид из окна на неповторимые пейзажи) и т. д.

Проведенный анализ транспортного обеспечения туризма региона дает основания утверждать, что формирующаяся туристская отрасль хозяйства имеет хорошо сбалансированную транспортную составляющую, способную решить задачи, поставленные туристскими фирмами. Для корпоративных групп, семей, студентов, школьников, одним словом, для всех желающих разработан новый увлекательный маршрут, который начинается в посёлке Гуамка Апшеронского района и пролегает по горной части с выходом на Лагонакское нагорье через Государственный Кавказский природный биосферный заповедник им. Шапошникова. Оценка туристско-рекреационного потенциала Апшеронского района Краснодарского края для развития корпоративного туризма показала, что спортивно-туристский комплекс «Звездная Долина», который расположен в одном из самых живописных мест Апшеронского района на 16-м километре трассы Даховская-Лаго-Наки является, на наш взгляд, наиболее подходящим местом для проведения корпоративных выездов в Апшеронском районе.

Решая приоритетную задачу продвижения на рынке природно-рекреационного комплекса, специалисты отдела туризма, сотрудники администрации муниципалитета проводят комплексную работу по созданию и развитию особой экономической зоны, оказывают всестороннее содействие организациям в проведении мероприятий федерального и регионального уровней, рекламе туристского продукта на национальном рынке.

Для корпоративных туристов может оказаться интересным новый вид отдыха -событийный туризм. Каждый год проходит фестиваль бардовской песни в поселке Мезмай, который собирает сотни гостей и участников.

На территориях Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района Республики Адыгея, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 833 от 14 октября 2010 года, реализуется проект всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Лагонаки», который входит в состав туристского кластера на юге России, возводимого под управлением ОАО «Курорты Северного Кавказа». Строительство данного объекта дает возможность для местных жителей увеличить новые рабочие места и доходы регионального бюджета, позволяет повысить уровень жизни населения, а также стимулирует создание и улучшение жилищно-коммунальной и дорожной инфраструктуры не только на территории будущего курорта, но и в административном центре района.

Следовательно, для проведения и организации корпоративных мероприятий появляются новые возможности и перспективы.

Литература

1. Маклашина Л. Р. Деловой туризм - инструмент продвижения индустрии туризма [Текст] / Л. Р. Маклашина // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. -С. 122-125.

2. Новиков В. С. Характерные черты туризма XXI века - устойчивое и инновационное развитие [Текст] / В. С. Новиков // Сборник научных статей Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы. - М.:, 2006. - С. 165-168.

3. Перспективы корпоративного (делового) туризма в условиях кризиса. Аналитический отчет по маркетинговому исследованию [Текст] // Маркетинговая группа Step by Step. - М.: Маркетинговые исследования, 2008. - 25 с.

Инновационные направления повышения качества и конкурентоспособности продовольственного картофеля

Шулятьева Г. М.

Шулятьева Галина Михайловна /Shulyatyeva Galina Mikhailovna - кандидат экономических

наук, доцент, кафедра экономики и организации производства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в связи с обострением международной конкуренции, санкциями и важностью замещения импортной продукции отечественными аналогами. Инновационные технологии позволяют обеспечить повышение качества продукции и снижение ее себестоимости.

Ключевые слова: продовольственный картофель, инновации, качество, конкурентоспособность.

УДК 338.43

Повышение качества сельскохозяйственной продукции и снижение ее себестоимости - основные направления укрепления позиций сельскохозяйственных предприятий на рынке. Высокое качество сельскохозяйственной продукции - залог успеха в конкурентной борьбе. Важно исследовать влияние каждого фактора на качество сельскохозяйственной продукции, включая технологические приемы. Инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур позволяют не только повысить урожайность, снизить себестоимость, но и существенно улучшить качество продукции. Необходимость активизации инновационного фактора развития в сельском хозяйстве обусловлена рядом причин [5, с. 94]. Активизировать инновационную деятельность необходимо во всех отраслях сельскохозяйственного производства [1, с. 27].

Качество свежего продовольственного картофеля регламентирует ГОСТ Р 518082001 Картофель свежий продовольственный, реализуемый в розничной торговой сети. Основные показатели, характеризующие качество картофеля: внешний вид, запах и вкус, размер клубней, допустимые дефекты, загрязненность, содержание радионуклидов, токсических элементов и нитратов. По такой важной характеристике, как вкус, указывается, что он должен быть свойственен данному ботаническому сорту. Если обратиться к описаниям ботанических сортов картофеля, можно найти такие характеристики: содержание крахмала, разваривается или нет, цвет мякоти, при чистке не темнеет. Однако оптимизация всех названных характеристик еще не гарантирует привлекательный для потребителя вкус продукции, который существенно зависит от технологии возделывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.