Экономика и природопользование
УДК 332.1 Прищепа Е.В., Кочеткова Е.Н.
Тенденции развития и проблемы предпринимательской деятельности в Республике Хакасия в 2009-2015 гг.
Предпринимательство — это крупный сектор экономики, сфера самореализации и самообеспечения граждан в рамках этой свободной деятельности. Именно применение способностей и экономических инициатив предпринимателя, эффективность управления становится залогом успеха деятельности в этом направлении.
Целью данной статьи является оценка тенденций развития и освещение основных проблем предпринимательской деятельности в республике в период 2009-2015 гг.
Задачи исследования: оценить направления развития и изучить главные проблемы, препятствующие эффективному развитию предпринимательской деятельности, а также предложить возможные варианты деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.
В качестве методов исследования были использованы: аналитический метод, метод анализа нормативно-правовой базы с учётом тех тенденций в развитии МСП (малого и среднего предпринимательства), которые наблюдались в законодательстве на федеральном, региональном и уровне местного самоуправления в рассматриваемый период.
Предпринимательская деятельность в Хакасии важный элемент современной рыночной системы хозяйствования, отражающей взаимодействие и развитие экономики и общества, решающей важные экономические и социальные задачи, такие как увеличение налоговой базы, создание новых рабочих мест, наполнение рынка товарами и услугами, формирование среднего класса, мобилизация финансовых средств населения, развитие инновационной сферы, формирование конкурентной среды, организация новых видов деятельности, снижение монополистических тенденций в экономике и использование местных ресурсов.
Предпринимательство в Хакасии существует уже более двадцати лет и накопило значимый опыт своей деятельности. Малое предпринимательство предполагает в известной степени большую долю личной и финансовой самостоятельности и ответственности в достижении поставленных целей. Всё это, в конечном счёте, может вылиться в извлечение максимальной прибыли от подобной деятельности, обратной стороной являются существующие риски, связанные с этой деятельностью.
Роль малого бизнеса в настоящее время возрастает и часто рассматривается экономистами в качестве катализатора устойчивого экономического развития региона, создания активной бизнес-среды и нивелирования ряда социальных проблем в обществе, что важно в период санкционного давления на экономику России, поскольку представляет собой, фактически, антикризисный инструмент.
Для экономики в целом деятельность малых предприятий является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Экономика страны является совокупностью экономик каждого субъекта Российской Федерации. Чем сильнее экономика
© Прищепа Е.В., Кочеткова Е.Н., 2018
ПРИЩЕПА Евгений Валерьевич, к.и.н., старший научный сотрудник сектора экономики и социологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (г. Абакан). E-mail: [email protected]
КОЧЕТКОВА Елена Николаевна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента Института экономики и управления Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан). E-mail: [email protected]
Ппмшрпя Р к"пирт1/поя Р 1-1 Триприммм па-зомтма м ппп^поми!
2009 2010 2011 2012 2013 2014 январь-
июнь 2015
Ш Общее количество малых предприятий
Рис. 1. Динамика малых предприятий в Республике Хакасия Источник: составлено автором на основе данных Хакасстата
каждого отдельного региона, тем стремительнее развивается экономика страны в целом. Практика показывает, что именно от регионов в первую очередь зависит готовность предпринимателя инвестировать [10, с. 24]. Учитывая, что малый бизнес является фундаментом современной экономики, рассмотрим тенденции развития, проблемы и перспективы малого бизнеса на территории Республики Хакасия.
Непростая экономическая ситуация сегодняшнего периода в экономике страны создаёт социально-экономические проблемы для развития малого бизнеса и в России, и Хакасии в частности. Малые и средние предприятия представлены в Хакасии практически во всех отраслях экономики, особое место для субъектов малого предпринимательства занимает сфера услуг (30,2 %), которая приходится на долю предприятий промышленных видов деятельности. В январе — июне 2016 г. оборот розничной торговли малых предприятий составил 2383,8 млн. рублей. Наибольший удельный вес в обороте розничной торговли (93,1 %) приходился на оборот предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей [9].
Статья 4 ФЗ от 24.07.2007 - № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относит хозяйственные общества, хозяйственные партнёрства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 № 408-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ). Федеральный закон от 27.07.07 № 156-ФЗ установил новые критерии, по которым компании относят к субъектам малого и среднего бизнеса: размер выручки от реализации товаров, работ или услуг не превышает 800 млн. руб., средняя численность работников не более 100 человек и доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49 процентов — для малых предприятий. Для средних предприятий размер выручки от реализации товаров, работ или услуг не превышает 2 млрд. руб., средняя численность работников не более 250 человек и доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49 процентов.
Малый бизнес формирует деловую активность населения, не случайно большая часть малых предприятий традиционно сосредотачивается в городских центрах с развитой инфраструктурой, представляющей большие воз-
можности, в том, числе и по внедрению новых технологий и инноваций [3, с. 230-231].
Действительно, сложившаяся экономическая ситуации в настоящее время довольно непроста, и такие факторы, как инфляция, влекущая повышение цен на сырьё и оборудования, а также зарубежные санкции отрицательно сказались на предпринимательской деятельности. Общее количество малых предприятий в Республике Хакасия представлено на рисунке 1 [15].
В 2015 г. (январь - июнь) наблюдается значительное сокращение общего количества малых предприятий, что можно связать с девальвацией российского рубля по отношению к иностранным валютам, вызванной стремительным снижением цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России, а также введением экономических санкций в отношении России из-за крымского вопроса. Снижение количества малых предприятий до 505 наблюдалось и в 2011 г. В 2012 г. количество малых предприятий было ещё меньше. В течение 2013 г. показатель вырос в 1,34 раза. Начало кризиса в Российской Федерации повлекло за собой снижение средней численности работников малых предприятий в 2014 г., что связано с попытками работодателей оптимизировать свои расходы путём сокращения работников. Однако, несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы можем наблюдать рост определённых экономических показателей малых предприятий. Так с 2009 г. по показателю "Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами малых предприятий" не прослеживалось отрицательной динамики, а с 2012 г. показатель начинает неуклонно расти и к 2014 г. превышает результат 2009 г. в 1,6 раз. Таким образом, можно судить о повышении потребления и производительности труда на малых предприятиях Республики Хакасия [1]. Положительная динамика наблюдалась по показателям оборота малых предприятий. Сравнивая первое полугодие 2015 г. с показателями 2009 г., можно с уверенностью сказать о том, что оборот малых предприятий вырос в 2 раза за 5,5 лет, что говорит об увеличении реализации работ, услуг, товаров и свидетельствует о росте экономического потенциала региона.
В настоящее время деятельность малого бизнеса осложнила экономическая ситуация, связанная с девальвацией российского рубля по отношению к иностранным валютам, а также введением экономических санкций в отношении России, что повлекло за собой повышение цен на оборудование и сырьё. Наиболее ощутимо данные процессы проявляются на малых предприятиях, где используются импортные материалы, сырье.
Любому предпринимателю приходилось сталкиваться с финансовыми трудностями, наличие финансовых средств во многом определяет возможность начала своего дела, ведь одного желания для этого мало. Недостаток капитала является серьезным препятствием для развития малого предпринимательства. Здесь велика роль существующих государственных и муниципальных программ кредитования, процентных ставок по кредитам, компенсаций и дотаций, выделяемых на предпринимательскую деятельность.
В условиях кризиса оптимизировать работу предприятий и увеличить значения выручки непросто. Улучшить деятельность не только малого, а любого предпринимательства поможет повышение уровня конкурентоспособности организации, которая, в решающей степени определяется качеством имеющегося персонала: его квалификацией, потенциалом, степенью сплоченности, лояльностью к организации и мотивацией к высокопроизводительному труду. Разумеется, качества отдельных руководителей играют немаловажную роль для эффективной деятельности предприятия, однако его стабильность зависит, прежде всего, от качеств "среднего" персонала, которые, в свою очередь, определяются существующей системой управления трудом. Таким образом, в первую очередь, предприятием должна проводиться грамотная кадровая политика, механизм работы сотрудников должен быть отлажен для того, чтобы мобильно реагировать на любое изменение внешней среды предприятия, чутко улавливать изменения потребностей рынка. Кроме того, для оптимизации источников финансирования предприятия предлагается сочетание следующих методов: сокращение финансового цикла при увеличении продолжительности операционного цикла, изменение условий договоров с поставщи-
ками, использование коммерческого кредита, совершенствование механизма погашения долгов, реализация непрофильных активов [7, с. 116].
Немаловажную роль играет региональная финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и действующим на территории Республики Хакасия, в пределах ассигнований, заложенных в бюджете субъекта на финансовый год. На основании проведённого анкетирования представителей малого бизнеса был сделан вывод, что 80 % опрошенных нуждаются в различных видах поддержки со стороны государства, 83 % — нуждаются в предоставлении налоговых льгот и 57 % — в предоставлении льготных кредитов, для реализации инвестиционных проектов [2, с. 99]. Опрос, проведенный нами среди жителей Хакасии в 2016 г., показал, что 43 % считают недостаточной государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Ни один из числа респондентов, отвечая на этот вопрос, не ответил утвердительно в отношении достаточности мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса. О необходимости предоставления помощи начинающим (молодым) предпринимателям заявили 96 % респондентов [13].
Опрос показал, что для населения Хакасии весьма значимы проблемы, связанные с недостаточностью поддержки малого бизнеса со стороны государственных органов и необходимостью помощи молодым предпринимателям.
В городе Абакане за 2015 г. Муниципальным фондом развития предпринимательства в рамках реализации муниципальной программы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Абакане на 2014—2016 годы" было одобрено 35 заявок на гранты на общую сумму почти 11 млн. рублей. Источники финансирования программы — это средства городского (2 млн. руб.), республиканского (1 млн. 168 тыс. руб.) и федерального бюджетов (7 млн. 683 тыс. руб.) [5, с. 7]. 9 декабря 2016 г. на заседании Инвестиционного совета Администрации города Абакана были одобрены 22 заявки на получение грантов (субсидий) начинающим предпринимателям на создание и развитие собственного бизнеса. Предприниматели получили денежные средства из городского, республиканского и федерального бюджетов, общая сумма которых составила — более 6 млн. руб. [11].
Поддержка фондом осуществляется безвозмездно по направлениям: предоставление грантов (субсидий) начинающим субъектам малого предпринимательства на развитие собственного бизнеса; субсидирование части процентных ставок по кредитам, в рамках инвестиционных проектов; субсидирование части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды; субсидирование части затрат на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций и субсидирование части затрат на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности [5, с. 7].
Меры государственной поддержки очень важны для бизнеса, отмечено, что власть рассматривает малый бизнес как некий возвратный капитал в виде налогов, подсчитано, что каждый с умом вложенный рубль малого бизнеса, через два-три года приносит от 3 до 5 рублей налогов [3, с. 236]. Меры государственной поддержки малого бизнеса важны как при создании предприятия, так и для его развития в дальнейшем. Роль государства важна для поддержки отечественного производителя, в том числе и в плане протекционистских мер. В этой связи актуальна проблема, связанная с программой импортозамещения.
Импортозамещение для страны — это шанс реализовать диверсификацию в экономике, которую Правительство России рассматривает в качестве долгосрочной стратегии [10, с. 11]. До последнего времени значительная доля малого бизнеса была сосредоточена в сфере торговли, ориентированной на импорт, поэтому важно переориентировать эту сферу на торговлю собственными товарами. Возникли трудности у тех предпринимателей, кто работал с импортным сырьём, подорожавшим из-за роста курса валют, санкций и других внешних и внутренних шоков. Однако отсутствие конкуренции импортных товаров может дать толчок для развития аналогичных отраслей российского предпринимательства.
Говоря об имортозамещении в Республике Хакасия, можно отметить, что Хакасия является одним из регионов, обладающим значительным при-
родно-ресурсным потенциалом, который должен стать поддержкой в импорто-замещении как региона, так и страны в целом в условиях санкций [7, с. 118].
Достаточно благоприятный климат и умеренные погодные условия, обширные площади земли, степной ландшафт, т.е. все то, что является неотъемлемой частью развития сельского хозяйства в регионе. Кроме того, развитие и поддержка данной отрасли в нашей республике — "конёк" главы региона. Поэтому местное правительство постоянно наращивает объемы финансирования, а также предоставляет различные льготы субъектам малого бизнеса — крестьянским (фермерским) хозяйствам, занятым в сельском хозяйстве.
В целом, усилия местного правительства в поддержке отрасли сельского хозяйства, в частности сельскохозяйственных потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, направлены на то, чтобы сохранить сельскохозяйственный потенциал региона, не допускать перебоев в поставке продуктов питания, сдерживать цены на потребительском рынке. Дополнительным импульсом к наиболее интенсивному развитию служит значительная финансовая поддержка в рамках антикризисного плана. Не так давно Республике Хакасия выделено более 66,7 млн. руб., обосновывая их необходимость в целях создания стимулов для того, чтобы сельское хозяйство в России развивалось ускоренными темпами, чтобы импортозамещение шло быстро и эффективно [7, с. 118].
В Республике Хакасия распространенной формой деятельности малых предприятий является оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, что составляет 28,3 % (133 единицы) от общего количества предприятий. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг занимают второе место по количеству предприятий, что составляет 23,2 % (109 единиц). Следующими по количеству единиц можно назвать предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством и строительством, процент которых равен 14,1 % (66 единиц) и 12,8 % (60 единиц) соответственно. Средняя численность работников малых предприятий (включая внешних совместителей) в январе — июне 2015 г. составила 19,3 тыс. человек, в т.ч. численность совместителей — 654 человека, работников, выполнявших работы по договорам — 775 человек [14].
На государственном уровне, в настоящее время планируется осуществить большую статистическую работу по предпринимательству.
В 2016 г., в виду того, что данные по предпринимательству устарели (наблюдение проводилось в 2010 г.), был обследован, т.е. "переписан" малый бизнес и ИП с целью формирования комплексной детализованной информации по деятельности субъектов в этом секторе экономики. Участие в этом сплошном наблюдении обязательно для всех хозяйствующих субъектов. Все полученные данные будут обезличиваться и использоваться исключительно в обобщенном виде. По словам руководителя Росстата РХ Александра Кеве-ша, данное мероприятие: "Сплошное наблюдение — это реальное отражение положения дел в секторе малого и среднего предпринимательства" [6, с. 5]. Итогом должно стать получение достоверной информации текущего положения дел в данной сфере, что позволит курирующим структурам адресно оказывать государственную помощь в виде субсидий и иных ресурсов; наметить дальнейшие ориентиры своего развития или возможные перспективы и их варианты. Обнародовать окончательные результаты сплошного наблюдения, с подробными данными по всей стране, планируется к июню 2017 г.
Важной современной проблемой является слабое материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса. Отсутствие и недостаток помещений для ведения бизнеса понуждает выделять предпринимателям порой значительные средства на аренду помещений. Обновление материально-технической базы также требует значительных финансовых средств, нужных для покупки необходимого оборудования.
Эффективность работы малых предприятий во многом зависит от профессионализма кадров. Успех предпринимательской деятельности зависит от многого: от объема имеющихся знаний, желания, уровня профпригодности работников, способности проявлять инициативу, закреплять собственную позицию, эффективного распределения ресурсов, ответственности. Ряд экономистов (М. Качурина, В. Фисунова), исследуя проблему трудовых ресурсов в малом бизнесе, разделяет кадровый потенциал на достигнутую и перспектив-
ную части [4, с. 57]. Знания, полученные на практике, и знания, полученные в процессе обучения или переподготовки руководителей малого бизнеса, имеют разное происхождение. Бесспорно, что эффект деятельности будет выше и результативней, чем выше будет изначальный уровень подготовки предпринимателя или наёмного работника. Отмечено, что низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, деловой этики тормозят поступательное развитие малого предпринимательства [2, с. 99].
Серьёзным препятствием для предпринимателей является проблема устранения административных барьеров (регистрация, лицензирование, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений; ограничение и запрет по оказании услуг электроэнергии, землеустройство и пр.) и нестабильность налогового законодательства. Лоббистами малого и среднего бизнеса в РФ является Торгово-промышленная палата России" (ТПП РФ) — негосударственное объединение предпринимателей, действующее в соответствии с ФЗ "О торгово-промышленных палатах в РФ" от 7 июля 1993 г. В 2013 г. ТПП РФ поднималась проблема чрезмерного повышения страховых взносов. В 2016 г. ТПП РФ выступила с инициативой ужесточения процедуры введения новых налогов для исключения двойного и тройного налогообложения. Данная мера была вызвана в связи с установлением "параллельной" налоговой системы, которая "разрослась до неприличных размеров". По подсчётам сборы в этой системе за 2014 г. превысили 700 млрд. рублей, эта сумма — результат тех платежей, которых нет в Налоговом кодексе. Платежи формируются из сборов за утилизацию отходов, за очистку воды. Региональные власти вводят платежи за свалку. Всего более 50 платежей помимо Налогового кодекса, которые становятся тяжёлым бременем для предприятий. По подсчётам ТПП РФ в 2016 г. сумма платежей может дорасти до 1 % ВВП страны [13]. В силу сложившейся ситуации малому бизнесу выгодней оставаться, как говорится, "в тени". В случае, если условия для всех сфер малого предпринимательства будут равными и исключающими возможность ухода в серые схемы, особенно для торговли, автосервиса, в целом сферы услуг, то, несомненно, это оздоровит предпринимательский климат и отношения "бизнес — власть".
Значительную роль играет имеющаяся конкуренция рынка услуг и товаров. Проблем здесь много, в том числе и проблема вытеснения местных производителей крупными компаниями с более дешёвой и ликвидной продукцией и стоимостью услуг.
Итак, мы обозначили основные проблемы предпринимательской деятельности в Республике Хакасия. Отличительной особенностью предпринимательской деятельности является её доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что её функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Значимыми мероприятиями стали: освобождение с начала 2016 г. малого бизнеса на три года от проведения плановых проверок со стороны органов государственного и муниципального контроля и создание Президентом России рабочей группы по разрешению конфликтных ситуаций между силовыми ведомствами и бизнесом [10 с. 23]. С малым бизнесом связываются надежды на расширение доступных и необходимых для людей товаров и услуг, на поддержание занятости населения и росту его благосостояния. Для начала деятельности в сфере предпринимательства не требуется больших производственных мощностей, не обязателен опыт "ноу-хау" в изготовлении продукции, научно-технологические новшества присущие для рынка другого типа фирм также не требуются.
Высока роль малого бизнеса в формировании того социального фундамента, который призван обеспечить стабильное экономическое развитие российского общества. Стабильность здесь напрямую будет зависеть от того, насколько будут преодолены препятствия и решены экономические проблемы, тормозящие данное развитие.
Несомненно, что малый бизнес является существенным фактором для реформирования экономики, а его развитие позволит преодолеть нынешний кризис, достичь стабилизации экономики и создать условия для применения практических инициатив предпринимателей.
Таким образом, осуществление непрерывной работы в области поддержки и преодоления препятствий для малых бизнес-структур региона позволит качественно повысить устойчивость и динамичность их развития в региональном аспекте, что благотворно скажется на экономике Республики Хакасия.
Все отмеченные нами проблемы напрямую связаны с возможными перспективами и направлениями развития предпринимательского бизнеса в современный период времени. Неэффективность действующих программ поддержки малого предпринимательства (как государственных, так и региональных) не способствует качественному развитию малого предпринимательства в регионе. В связи с этим наблюдается несоответствие между предполагаемыми программами поддержки и ожиданиями предпринимательского сообщества. Объёмы финансовой поддержки малого бизнеса невелики и не способствуют в полной мере вовлечению в предпринимательскую деятельность экономически активного населения региона. Развитию малого предпринимательства препятствуют также высокие процентные ставки по программам кредитной поддержки малого бизнеса и отсутствие залогового имущества у бизнеса. Тем самым малый бизнес имеет нераскрытые перспективы своего развития, которые во многом зависят от потенциала предпринимателей, условий и системы мер, которые формируют бизнесообразующие административные структуры в Республике Хакасия.
Все отмеченные нами проблемы не исчерпывают возможные варианты проблемных явлений в сфере предпринимательства Республики Хакасия.
Литература
1. Абакан сегодня [Электронный ресурс]. URL: http: // abakan-news.ru / articles / 54029 / (дата обращения: 19. 10. 2015).
2. Булакина О.Н. Основные проблемы малого и среднего бизнеса // Социально-экономические проблемы развития Саяно-Алтая: прил. к "Вестнику КрасГАУ": сб. науч. тр. Вып. 7. Красноярск, 2012. С. 99-102.
3. Выборова Т.Г. Перспективы развития малого бизнеса Хакасии // Хакасия и Россия: 300 лет вместе. Абакан, 2008. С. 228-241.
4. Дитц Н.Ф. Структурные преобразования экономики и малое предпринимательство: региональный аспект. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. 108 с.
5. Карачакова О. Кого из предпринимателей поддержит город в 2016 году// Абакан. 2016. № 1. С. 7.
6. Косова М. Кто и зачем проводит в России "перепись" малого бизнеса // Абакан. 2016. № 1. С. 5.
7. Кочеткова Е.Н. Импортозамещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в регионе: состояние, задачи // Новая наука: Современное состояние и пути развития: международное научное периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции г. Оренбург-Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. С.118-122.
8. Кочеткова Е.Н. Тенденции развития малых предприятий в Республике Хакасия в период кризиса // Новая наука: Теоретический и практический взгляд: международное научное периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции г. Нижний Новгород - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. C. 115-118.
9. Малые предприятия // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия (Хакасстат). [Электронный ресурс]. URL: http://hakasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/hakasstat/resources/a9 85d8804e81de85b3adf30d534aab22/ %D0 %9C %D0 %9F2 %D0 %BA %D0 %B2.htm (дата обращения: 11.01.2017).
10. Медведев Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 5-31.
11. Муниципальный фонд развития предпринимательства г. Абакана URL:http:// xn--l1agcp.xn-80aaac0ct.xn-p1ai/ (дата обращения: 11.01.2017).
12. Панина Т. Сборы по сотенной. Интервью с Сергеем Катыриным // Российская газета [сайт]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/gazeta/svezh.html (дата обращения: 11.03.2016).
13. Прищепа Е.В. Состояние и перспективы сферы малого и среднего бизнеса Хакасии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72593 (дата обращения: 11.01.2017).
14. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистике по Республики Хакасия [Электронный ресурс]. URL: http: // hakasstat.gks.ru / (дата обращения: 19.10.2016).
15. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстат) [Электронный ресурс]. URL: http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ ru/statistics/hakStat/ (дата обращения: 11.01.2017).
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Abakan segodnya [EHlektronnyj resurs]. URL: http: // abakan-news.ru / articles / 54029 / (data obrashheniya: 19. 10. 2015).
2. Bulakina O.N. Osnovnye problemy malogo i srednego biznesa // Sotsial'no-ehkonomicheskie problemy razvitiya Sayano-Altaya: pril. k "Vestniku KrasGAU": sb. nauch. tr. Vyp. 7. Krasnoyarsk, 2012. S. 99-102.
3. Vyborova T.G. Perspektivy razvitiya malogo biznesa KHakasii // KHakasiya i Rossiya: 300 let vmeste. Abakan, 2008. S. 228-241.
4. Ditts N.F. Strukturnye preobrazovaniya ehkonomiki i maloe predprinimatel'stvo: regional'nyj aspekt. Abakan: Izd-vo KHakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, 2008. 108 s.
5. Karachakova O. Kogo iz predprinimatelej podderzhit gorod v 2016 godu//Abakan.
6. Kosova M. Kto i zachem provodit v Rossii "perepis'" malogo biznesa // Abakan. 2016. № 1. S. 5.
7. Kochetkova E.N. Importozameshhenie sel'skokhozyajstvennoj produktsii, syr'ya i prodovol'stviya v regione: sostoyanie, zadachi // Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya: mezhdunarodnoe nauchnoe periodicheskoe izdanie po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii g. Orenburg-Sterlitamak: RlTS AMI, 2016. S.118-122.
8. Kochetkova E.N. Tendentsii razvitiya malykh predpriyatij v Respublike KHakasiya v period krizisa // Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad: mezhdunarodnoe nauchnoe periodicheskoe izdanie po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii g. Nizhnij Novgorod - Sterlitamak: RITS AMI, 2016. C. 1159. Malye predpriyatiya // Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj
statistiki po Respublike KHakasiya (KHakasstat). [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// hakasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/hakasstat/resources/a985d8804e81de85b 3adf30d534aab22/ %D0 %9C %D0 %9F2 %D0 %BA %D0 %B2.htm (data obrashheniya: 11.01.2017).
10. Medvedev D. A. Sotsial'no-ehkonomicheskoe razvitie Rossii: obretenie novoj dinamiki // Voprosy ehkonomiki. 2016. № 10. S. 5-31.
11. Munitsipal'nyj fond razvitiya predprinimatel'stva g. Abakana URL:http://xn--l1agcp.xn-80aaac0ct.xn-p1ai/ (data obrashheniya: 11.01.2017).
12. Panina T. Sbory po sotennoj. Interv'yu s Sergeem Katyrinym // Rossijskaya gazeta [sajt]. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.rg.ru/gazeta/svezh.html (data obrashheniya: 11.03.2016).
13. Prishhepa E.V. Sostoyanie i perspektivy sfery malogo i srednego biznesa KHakasii // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2016. № 10. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72593 (data obrashheniya: 11.01.2017).
14. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistike po Respubliki KHakasiya [EHlektronnyj resurs]. URL: http: // hakasstat.gks.ru / (data oDrashneniya: 19.10.2016).
15. Upravlenie Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Krasnoyarskomu krayu, Respublike KHakasiya i Respublike Tyva (Krasnoyarskstat) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krasstat/ru/statistics/hakStat/ (data obrashheniya: 11.01.2017).
Прищепа Е.В., Кочеткова Е.Н. Тенденции развития и проблемы предпринимательской деятельности в Республике Хакасия в 2009-2015 гг.
Статья посвящена современным проблемам и тенденциям развития предпринимательской деятельности в Республике Хакасия. Новые вызовы времени создают не только проблемы, но и новые направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Авторы приходят к выводу, что малый бизнес региона имеет нераскрытые перспективы своего развития и, в случае преодоления препятствий для его функционирования, может служить фактором нивелирования ряда социальных проблем общества.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, субъекты малого и среднего бизнеса, инфляция, импортозамещение, налогообложение
Prishhepa E.V., Kochetkova E.N. The Russian Far East as a "string of experiments": approaches to study reasons behind successes and failures in development of peripheries.
The article is devoted to modern problems and trends of development of entrepreneurial activity in the Republic of Khakassia. New challenges of time create not only problems but also new business areas of subjects of small and average entrepreneurship. The authors come to the conclusion that small business in the region has untapped prospects of its development and in the case of overcoming of obstacles for its functioning it can serve as a factor in leveling of a range of the society's social problems.
Key words: entrepreneurial activity, subjects of small and average entrepreneurship, inflation, import substitution, tax assessment
Для цитирования: Прищепа Е.В., Кочеткова Е.Н. Тенденции развития и проблемы предпринимательской деятельности в Республике Хакасия в 2009—2015 гг // Ойкумена. Регионо-ведческие исследования. 2018. № 1. С. 116-124. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-1/116-124
For citation: Prishhepa E.V., Kochetkova E.N. Development trends and problems of entrepreneurial activity in the Republic of Khakassia in 2009-2015 // Ojkumena. Regional researches.
2018. № 1. P. 116-124. DOI: 10.24866/1998-6785/2018-1/116-124
♦