Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1452
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ТЕНДЕНЦИИ / ЭЛЕМЕНТЫ ТРУДНОСТИ ТЕЛА / ЭЛЕМЕНТЫ ТРУДНОСТИ ПРЕДМЕТА / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ / RHYTHMIC GYMNASTICS / TRENDS / ELEMENTS OF BODY DIFFICULTIES / THE DIFFICULTY ELEMENTS OF THE SUBJECT / TECHNOLOGY OF SPORTS TRAINING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заячук Т. В., Шамгуллина Г. Р., Романченко О. А.

Важным для дальнейшего совершенствования системы подготовки гимнасток высокого класса является анализ тенденций развития художественной гимнастики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Заячук Т. В., Шамгуллина Г. Р., Романченко О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF RHYTHMIC GYMNASTICS AT THE MODERN STAGE

IMPORTANT FOR FURTHER IMPROVEMENT OF SYSTEM OF TRAINING OF GYMNASTS OF HIGH CLASS IS THE ANALYSIS OF TRENDS OF DEVELOPMENT OF RHYTHMIC GYMNASTICS

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Заячук Т.В.

Шамгуллина Г.Р.

Романченко О.А.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань, Россия

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF RHYTHMIC GYMNASTICS AT THE MODERN STAGE

Zayachuk T.V., Shamgullina G.R., Romanchenko O.A., Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Tatarstan, Russia

АННОТАЦИЯ

Важным для дальнейшего совершенствования системы подготовки гимнасток высокого класса является анализ

тенденций развития художественной гимнастики.

ABSTRACT

Important for further improvement of system of training of gymnasts of high class is the analysis of trends of development of rhythmic gymnastics.

Ключевые слова: художественная гимнастика, тенденции, элементы трудности тела, элементы трудности предмета, технология подготовки.

Keywords: rhythmic gymnastics, trends, elements of body difficulties, the difficulty elements of the subject, technology of sports training.

Актуальность исследования. С 1980 года художественная гимнастика включена в программу Олимпийских игр. За период олимпийского развития этого вида спорта советские, а впоследствии и российские гимнастки 19 раз (до 2014 г.) становились абсолютными чемпионками Европы, 11 раз чемпионками мира и четырежды завоёвывали золотые награды на Олимпийских играх [1].

Современная технология подготовки российских гимнастов высшего класса опирается на результаты научных исследований и имеет научно-методическое обоснование. Отечественными учёными разработаны биомеханические и психолого-педагогические основы деятельности гимнастов, а также основные аспекты их подготовки (технической, физической, психологической и теоретической) [3].

В то же время вопросы интегральной подготовки с органической увязкой всех её компонентов в единую педагогическую систему с отлаженным технологическим процессом «конвейерного» производства гимнастов высшего класса в основном решались на интуитивно-эмпирическом уровне в рамках сборной страны. На теоретическом уровне эту важную проблему стали разрабатывать лишь в последнее время [3].

В современной национальной концепции подготовки гимнастов доминирует целевая стратегическая установка на опережение зарубежных соперников по основным параметрам подготовленности [2].

Важным для дальнейшего совершенствования системы подготовки гимнасток высокого класса является анализ тенденций развития этого вида спорта.

В настоящее время данных по вопросу исследования тенденций развития художественной гимнастики на современном этапе не достаточно. Подобные исследования последний раз проводились только в 1989 году.

Гипотеза исследования. Предполагается, что изучение тенденций развития художественной гимнастики на современном этапе позволит определить основные направле-

ния в развитии вида спорта.

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить тенденции развития художественной гимнастики на современном этапе.

Задачи исследования: изучить динамику спортивных достижений сильнейших гимнасток мира и Европы; проанализировать динамику возраста сильнейших гимнасток мира и Европы; выявить тенденции развития произвольных композиций по элементам трудности тела и предмета на примере сильнейших гимнасток мира и Европы.

Методы исследования: анализ и обобщение литературных данных; сравнительный анализ; анализ документальных материалов; видеомагнитоскопия.

Практическая значимость исследования. Изучение разных сторон композиции упражнений и исполнительского мастерства, требований, которые предъявляет к спортсменкам современный уровень развития художественной гимнастики, имеет большое значение для тренеров и самих спортсменок специализации художественная гимнастика. Так как это может способствовать укреплению лидирующего положения российских гимнасток на международной арене, а также позволит разработать основные методические концепции в подготовке спортсменок.

Изучение тенденций развития художественной гимнастики немаловажно и оказывает огромное значение на результаты гимнасток.

Результаты исследования и их обсуждение. Гимнастика развивается в соответствии с тенденциями и законами развития большого спорта, но имеет свои специфические особенности. Поуровневый анализ тенденций развития мирового спорта позволяет в качестве системообразующих выделить следующие: повышение мотивации и престижности высших спортивных достижений; рост спортивно-технических результатов; обострение конкуренции за высшие спортивные титулы.

Мы выявили динамику изменения возраста сильней-

ших гимнасток мира и Европы.

Характерной тенденцией последних лет в художественной гимнастике является некоторое повышение возрастных границ чемпионок мира и Европы.

На рис. 1 и 2 представлена динамика возраста гимнасток чемпионок мира и Европы, начиная с 1992 года.

По рис. 1 видно, что за последние 22 года возрастной ценз чемпионок Европы носил скачкообразный характер. Однако если в период с 1992 года по 1999 средний возраст победителей составлял 17,8, в следующий период, с 2000 по 2006, средний возраст увеличился до 19. В последующие годы, с 2008 по 2014, средний возраст увеличился до 19,25.

Аналогичную картину можно наблюдать в изменении возраста чемпионок мира на рис. 2. Скачок возраста наблюдается в 2007 году, победительницей стала украинская гимнастка Анна Бессонова в возрасте 23-х лет. Далее возраст примерно держится на уровне 20-и лет. И лишь на по-

следних двух чемпионатах мира (2013,2014г) наблюдается снижение возраста до 17 лет - российская гимнастка Яна Кудрявцева.

Тенденция повышения возрастов чемпионок мира и Европы, по-видимому, объясняется развитием и популяризацией вида спорта, интенсификацией учебно-тренировочного процесса, пересмотром правил художественной гимнастики с расширением технической сложности композиций, повышением требований к мастерству владения предметом, а также к артистичности, умению создать художественный образ, что, несомненно, требует эмоциональной зрелости гимнастки.

Всё это естественным образом способствует повышению возрастной границы и ведёт к тому, что наилучших результатов в художественной гимнастике в последние годы могут добиваться опытные спортсменки в возрасте после 18 лет.

Рис.1. Динамика изменения возраста чемпионок Европы

1992 - Мария Петрова (Болгария) 2004 - Алина

Кабаева (Россия)

1994 - Мария Петрова (Болгария) 2005 - Ольга

Капранова (Россия)

1996 - Екатерина Серебрянская (Украина) 2006 - Вера Сесина (Россия)

1997 - Елена Витриченко (Украина) 2008 - Евгения Канаева (Россия)

1998 - Алина Кабаева (Россия) 2010 - Евгения Канаева (Россия)

1999 - Алина Кабаева (Россия) 2012 - Евгения Канаева ( Россия)

2000 - Алина Кабаева (Россия) 2014 - Яна Кудрявцева (Россия)

2001 - Ирина Чащина (Россия)

2002 - Алина Кабаева (Россия)

Рис. 2. Динамика изменения возраста чемпионок мира

1992 - Оксана Костина (Россия)

1993 - Мария Петрова (Болгария)

1994 - Мария Петрова (Болгария)

1995 - Мария Петрова (Болгария), Екатерина Сере-брянская (Украина)

1997 - Елена Витриченко (Украина)

1999 - Алина Кабаева (Россия) 2001 - Тамара Ерофеева (Украина) 2003 - Алина Кабаева (Россия) 2005 - Ольга Капранова (Россия) 2007 - Анна Бессонова (Украина)

2009 - Евгения Канаева ( Россия)

2010 - Евгения Канаева (Россия)

2011 - Евгения Канаева (Россия)

2013 - Яна Кудрявцева (Россия)

2014 - Яна Кудрявцева (Россия)

Анализ соревновательных программ показал, что одна из тенденций развития художественной гимнастики заключается в изменении программ мировых чемпионатов.

Изучение произвольных композиций сильнейших гимнасток на Олимпийских играх 2008 года в Пекине и 2012 года в Лондоне показало, что продолжается рост трудности, оригинальности элементов и соединений. Характерной особенностью является увеличение количества и разнообразия элементов трудности предмета.

В качестве показателей соревновательной деятельности рассматривались квалификационные программы пяти сильнейших спортсменок по итогам финальных соревнований Олимпийских игр. Изучался композиционный состав, количество, процентное соотношение и распределение элементов трудности тела и элементов трудности предмета (табл. 1-6).

Таблица 1

Количество элементов трудности тела в композициях сильнейших гимнасток Олимпийских игр 2008 года

№ Гимнастка прыжки гибкости равновесия повороты

1 Канаева Евгения 21 11 18 17

2 Жукова Инна 21 10 20 16

3 Бессонова Анна 22 10 20 18

4 Капранова Ольга 20 12 19 20

5 Юсупова Алия 20 12 20 19

X 20,8 11 19,4 18

% 30,05 15,89 28,03 26,01

№ Гимнастка броски перекаты отбивы мельницы манипуляции работа без помощи рук

1 Канаева Евгения 22 1 3 7 35 29

2 Жукова Инна 23 1 3 3 31 24

3 Бессонова Анна 26 5 1 8 25 24

4 Капранова Ольга 26 2 2 3 22 28

5 Юсупова Алия 32 2 2 3 30 18

X 25,8 2,2 2,2 4,8 28,6 24,6

% 29,25 2,49 2,49 5,44 32,43 27,89

Таблица 3

Таблица 3

Количество элементов трудности тела в композициях сильнейших гимнасток Олимпийских игр 2012 года

№ Гимнастка прыжки гибкости равновесия повороты

1 Канаева Евгения 14 9 11 14

2 Дмитриева Дарья 14 7 10 17

3 Черкашина Любовь 12 9 13 14

4 Гараева Алия 14 9 12 13

5 Сон Ен Джи 12 9 12 15

ср. знач 13,2 8,6 11,6 14,6

% 27,50 17,92 24,17 30,42

Таблица 2

Количество элементов трудности предмета в композициях сильнейших гимнасток Олимпийских игр 2008 года

Таблица 4

Количество элементов трудности предмета в композициях сильнейших гимнасток Олимпийских игр 2012 года

№ Гимнастка броски перекаты отбивы мельницы манипуляции работа без помощи рук

1 Канаева Евгения 31 11 4 3 30 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Дмитриева Дарья 27 23 4 5 20 25

3 Черкашина Любовь 28 17 12 6 27 20

4 Гараева Алия 33 8 10 3 25 23

5 Сон Ен Джи 26 10 5 3 27 22

ср знач 29 13,8 7 4 25,8 25

% 31,52 12,50 6,34 3,62 23,37 22,64

Показателем, позволяющим проследить тенденции и перспективы в художественной гимнастике, являются также изменяющиеся правила судейства. После Олимпийских игр в Пекине, технический комитет по художественной гимнастике международной федерации гимнастики (FIG) утвердил новые правила судейства на период следующего олимпийского цикла 2009-2012.

Сравнивая выступления гимнасток можно увидеть основную тенденцию на снижение количества элементов (рис. 3). Это закреплено и в правилах. В 2008 году максимальное число элементов составляло 18 трудностей тела. В 2012 году гимнастки могли выполнять уже максимум 12 отдельных элементов.

Правилами также предусматривается замена одного из видов соревновательной программы каждые 2 года. Так в 2008 году в программе художественной гимнастики отсутствовало упражнение с мячом, а в 2012 году - упражнение со скакалкой.

Табл. 1 и 3 наглядно показывают распределение элементов тела в композициях спортсменок по группам трудности: прыжки, гибкости, равновесия, повороты.

Следует отметить очень высокую концентрацию прыжков (табл. 1) в композициях. Это связанно с тем, что в 2008 году в программе присутствовало упражнение со скакалкой, где прыжки являются базовыми элементами. На долю этой группы трудности приходится более 30% от общего количества элементов тела.

Среднее количество элементов таких групп трудности, как гибкость и повороты меньше чем в 2012 году, даже при том, что общее количество элементов сократилось на 6 элементов. Равновесий в среднем больше и это связано главным образом с тем, что снизилась ценность гибкостей, а повысилась ценность равновесий.

Если рассматривать процентное соотношение, то в табл. 1 видно, что прыжки, равновесия и повороты представлены примерно в равных долях. Количество гибко-стей несколько меньше, в связи с отсутствием в программе соревнований упражнения с мячом.

Изучив данные в табл. 3, мы видим, что элементы всех четырёх групп трудности распределены в видах квалификационной программы более равномерно (за исключением гибкости). Многие элементы гибкости перевели в повороты, равновесия. Их не стало меньше, они стали относиться к другим группам элементов. Исходя из этого, можно сделать вывод о тенденции к стремлению сделать

программы художественной гимнастики более гармоничными, разнообразными, требующими демонстрации мастерства владения различными элементами всех групп трудности в равной степени.

Правила также дают возможность подчеркнуть специфику каждого вида программы, запрещая использовать менее 4 элементов, являющихся базовыми для упражнения с данным предметом и более 2 групп трудности тела, не являющихся характерными для этого вида.

Далее необходимо сравнить результаты, представленные в табл. 2 и 4, отображающие количество элементов трудности предмета в композициях сильнейших гимнасток, участниц Олимпийских игр.

В качестве показателей рассматриваются группы наиболее распространённых в использовании манипуляций с предметом: броски, каты, отбивы, «мельницы», работа предметом различными частями тела, без помощи рук и прочие оцениваемые манипуляции с предметом.

В табл. 2 мы видим, что основным средством работы с предметом являются манипуляции. Гимнастки в своих упражнениях значительно расширили долю манипуляций различными частями тела без помощи рук, а также прочих манипуляций, требующих виртуозного владения предметов: 27,89 и 32,43% соответственно.

В табл. 4 мы видим, что основным средством работы с предметом являются броски. Так же значительно увеличилась доля перекатов в упражнениях до 12,5%. Изменения доли манипуляций и работы без помощи рук незначительны.

Тенденция к увеличению разнообразия взаимодействия гимнастки с предметом связана с изменением правил судейства. Была пересмотрена оценочная стоимость многих элементов предмета. Это обстоятельство, в свою очередь, побудило пересмотреть квалификационные программы гимнасток (рис. 4).

Пример, чемпионки Евгении Канаевой иллюстрирует необходимость разнообразного, оригинального использования предметов, требующих ловкости, координации и высокого спортивного мастерства на фоне сравнительно небольшого количество сложных высоко оцениваемых элементов трудности тела для достижения высоких результатов (табл. 4).

Таким образом, мы снова прослеживаем тенденцию развития индивидуальных программ в направлении гармоничного соотношения разнообразных форм и средств

художественной гимнастики. А также наблюдаем, что счет расширения взаимодействия гимнастки с предметом, усложнение программ в большей степени производится за что подчеркивает специфику вида спорта.

Рис.3. Среднее количество элементов групп трудности движений тела в 4-х видах многоборья в композициях сильнейших гимнасток на Олимпийских играх 2008 и 2012 годов

Рис.4. Среднее количество элементов трудности предмета в 4-х видах многоборья в композициях сильнейших гимнасток на Олимпийских играх 2008 и 2012 годов

Необходимо отметить новую тенденцию, которая появилась в художественной гимнастике - это увеличение количества и разнообразия элементов с контактом движений тела гимнастки с предметом (перекаты, вращения, вертушки, обкрутки и т. п.). Эти элементы имеют перспективу, так как создают наиболее благоприятные условия для проявления лучших сторон и специфических особенностей художественной гимнастики, а именно пластичности, динамичности и выразительности движений. К этой группе можно отнести и фигурные движения, делающие выступления гимнасток более объёмными и эффектными. Что касается других групп движений с предметами, то

особое развитие получило использование предмета различными частями тела, без помощи рук. А так же перекаты, притом наблюдались не только в упражнение с мячом, но и с лентой и булавами. Наблюдается большое разнообразие связующих движений, передач, оригинальных элементов, повышающих техническую и артистическую ценность упражнения гимнастки.

В табл. 5 представлены результаты выступлений сильнейших стран по художественной гимнастике на чемпионатах мира по количеству занятых первых мест в индивидуальном первенстве многоборья и в отдельных видах программы с 1992 по 2014 год.

Таблица 5

Выступления сильнейших стран по художественной гимнастике на чемпионатах мира в индивидуальной программе

по количеству занятых первых мест

№ Страна Виды многоборья

многоборье скакалка обруч мяч булавы лента сумма

1 Россия 9 5 6 10 7 9 46

2 Украина 4 4 3 4 3 5 23

3 Болгария 3 - 3 2 2 1 11

4 Белоруссия - 3 2 - - 1 6

5 Испания - - - - 1 - 1

Из таблицы видно, что основное соперничество в художественной гимнастике идёт между командами России и Украины. Представительницы российской команды лучше выступают в упражнении с лентой и мячом. За счёт этого команда России лидирует, сохраняя некоторое преимущество. Во всех остальных видах многоборья количество медалей равное.

Медали чемпионатов мира команде Болгарии 3 года подряд (с 1993 по 1995 гг.) приносила спортсменка Мария Петрова. После этого у спортсменок этой страны намечается спад результатов. И только в 2001 году в Мадриде (Испания) гимнастка Симона Пейчева получает 3 золотые

награды, после дисквалификации лидеров российской сборной чемпионки Алины Кабаевой и серебряного призёра Ирины Чащиной.

Спортсменкам из Белоруссии 6 раз удавалось завоёвывать первые места в отдельных видах многоборья.

На рис. 5 представлена динамика результатов спортсменок России, Белоруссии и Украины в олимпийском цикле по количеству завоёванных медалей. Рассматривались результаты двух главных соревнований в году, таких как чемпионаты мира и Европы, и непосредственно Олимпийские игры, в течение всего олимпийского цикла с 2009 по 2012 год.

Рис. 5. Динамика результатов спортсменок России, Украины и Белоруссии в олимпийском цикле подготовки по количеству медалей

Изучая динамику результатов спортсменок России, Белоруссии и Украины в Олимпийском цикле, мы видим, что, представительницы команды России уверенно лидируют. Наблюдается соперничество между Белоруссией и Украиной. С 2010 года Белоруссия выигрывает по количеству медалей на крупнейших соревнованиях у команды Украины. Хочется отметить результаты чемпионата мира 2011 года, где российские гимнастки выиграли с большим преимуществом. Количество медалей превышает в 5 раз.

Ссылки

1. Винер, И.А. Подготовка высококвалифицирован-

ных спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис... канд. пед. наук / Винер Ирина Александровна ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2003. - 25 с.

2. Винер, И.А., Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития / Е.С. Крючек, Е.Е. Медведева, Е.Е., Терехина, Р.Н. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 153 с.

3. Карпенко, Л.А. Художественная гимнастика / Л.А. Карпенко; Всерос. федерация худож. гимнастики, С.-Пе-терб. гос. акад. физ. культуры имени П.Ф. Лесгафта. - М., 2003. - 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.