Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ГЧП-ПРОЕКТ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / REGIONAL AUTHORITIES / BUSINESS COMMUNITY / INVESTMENTS / PPP PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисина Елена Алексеевна

В статье дается теоретическое и практическое обоснование механизмов взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства (ГЧП), определены направления развития ГЧП, дан обзор развития ГЧП в регионах России. Hа примере Рязанской области проанализированы принципы сотрудничества власти и бизнес-сообщества в рамках ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in public-private partnership development (on the example of the Ryazan region)

The article gives theoretical and practical substantiation of mechanisms of interaction between the state and business in the form of public-private partnership, defines the directions of PPP development, gives an overview of PPP development in the regions of Russia. The principles of cooperation between the government and the business community within the PPP are analyzed on the example of the Ryazan region.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 9 • сентябрь 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

^^^^ издательство

Креативная экономика

тенденции развития государственно-частного партнерства (на примере Рязанской области)

Анисина Е.А. 1

1 Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Рязань, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье дается теоретическое и практическое обоснование механизмов взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства (ГЧП), определены направления развития ГЧП, дан обзор развития ГЧП в регионах России. Hа примере Рязанской области проанализированы принципы сотрудничества власти и бизнес-сообщества в рамках ГЧП.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство, региональные власти, бизнес-сообщество, инвестиции, ГЧП-проект.

Trends in public-private partnership development (on the example of the Ryazan region)

Anisina E.A. 1

1 Ryazan State University named for S. Yesenin, Russia

введение

Модернизация общества и устойчивое развитие регионов и страны возможны, если достигается стабильность в общественных и экономических отношениях, а также если выстроено конструктивное взаимодействие государства и бизнеса. «При этом ни государство не высвобождается от выполнения социальных функций, ни бизнес не перестает быть источником и модератором развития и наращивания общественного богатства» [16] (БеЫгпгу, Ап1$1па, 2016). Эффективная практика государственного управления показала, что одним из «действенных инструментов развития инфраструктуры регионов с использованием частного капитала является» [17] (БЫШпа, 2016) государственно-частное партнерство (ГЧП). Данный вид партнерства на сегодняшний день активно лоббируется и признается многими странами, что положительно проявляется в бюджетных ассигнованиях, законодательстве и выработке соответствующих программ.

Это «механизм вовлечения частного сектора в зону ответственности государства в целях реализации промышленной политики, стимулирования инновационной активности и привлечения инвестиций в разви-

тие инфраструктуры города и страны» [16] (8е1егпву, Атэта, 2016). Основная цель -объединить имеющиеся силы и потенциал для реализации конкретных проектов.

Данный механизм дает возможность бизнесу проявлять инициативу, экономить затраты, понижать риски при реализации проектов и «играть» с государством по понятным правилам. Государство (муниципальные органы, правительство) вступают в равноправные партнерские отношения с бизнес-сообществом, выстраивая свои взаимоотношения не по принципу субординации, где частный сектор является подчиненным, а на основе принципа координации. Государство посредством реализации механизмов ГЧП способно высвободить денежные средства для реализации стратегических целей или для дальнейшего развития социальных программ [18] (Shekhovtsov, Klimovets, 2015). Поддержка и продвижение государственно-частного партнерства на различных уровнях власти способствует экономическому росту, а вдумчивая его реализация на практике приводит к поддержанию национальной безопасности [16] (Seleznev, Anisina, 2016). Вышеизложенное обуславливает необходимость и актуальность исследования.

В данном исследовании автор опирался на основные выводы современных работ отечественных авторов по теории и практике ГЧП в России, таких как Кирилюк А.С., Ломощева О.А., Шеховцва Н.Н., Клилевец О.В. и др. Базой для анализа форм ГЧП послужили работы Шилкиной О.А., Кожевникова С.А., Савкина С.П.

Целью работы является теоретическое и практическое обоснование механизмов взаимодействия государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства, а также анализ практики регионов в сфере реализации ГЧП-проектов, в том числе Рязанской области. Научная новизна работы заключается в том, что представленный срез результатов исследования и накопленный опыт развития ГЧП в Рязанской

ABSTRACT:_

The article gives theoretical and practical substantiation of mechanisms of interaction between the state and business in the form of public-private partnership, defines the directions of PPP development, gives an overview of PPP development in the regions of Russia. The principles of cooperation between the government and the business community within the PPP are analyzed on the example of the Ryazan region.

KEYWORDS: public-private partnership, regional authorities, business community investments, PPP projec.

JEL Classification: L32, L26, M21 Received: 19.07.2018 / Published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Anisina E.A. (Anisina_l0mail.ru)

CITATION:_

Anisina E.A. (2018) Tendentsii razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva (na primere Ryazanskoy oblasti) [Trends in public-private partnership development (on the example of the Ryazan region)]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (9). - 2415-2426. doi: 10.18334/rp.19.9.39388

области определяет основные стадии и механизмы управления ГЧП на региональном уровне.

векторы развития ГЧп в России

Приоритетными, наиболее популярными сферами взаимного участия государства и бизнеса в софинансировании проектов являются энергетическая, транспортная инфраструктура, промышленность, строительство и ЖКХ. По числу проектов в мире лидируют постройки автомагистралей. Партнерства в транспортной сфере составляют более 80% проектов, далее по количественному показателю следуют проекты в ЖКХ.

Проанализируем финансовые модели ГЧП, которые наиболее «востребованы» в российской практике, выделим общие характеристики и их отличия:

1. Аренда инфраструктурных объектов (муниципальных или государственных) с обязательствами по инвестициям, где ГЧП-проект юридически оформляется в форме договора аренды или лизинга, при которой «лизингополучатель всегда имеет право выкупить государственное или муниципальное имущество» [8] (Кт1уык, 2012).

2. Концессионное соглашение (достаточно перспективная модель), предполагающая коллегиальное партнерство органов государственной власти и представителей частного бизнеса. В данном проекте, при заключении концессионного соглашения, собственниками имущества останутся органы власти (не зависимо от уровня), а вторая сторона наделяется прописанными в соглашении функциями по применению данного имущества.

Как показывает практика, наибольшее развитие и распространение получили концессионные соглашения сфере транспорта и жилищно-коммунального хозяйства [5] (Dabagyan, 2015). По данным Центра развития государственно-частного партнерства, по состоянию на начало ноября 2017 года было заключено 1759 концессионных соглашений [3], наиболее популярными являются коммунальная (42,3%) и энергетическая сфера (35%). В мировой практике прослеживается тенденция распространения соглашений на строительство, модернизацию и капитальный ремонт инфраструктуры объектов, на техническую эксплуатацию уже функционирующих инфраструктурных объектов, а также передача их в управление частной управляющей компании.

3. Контракт между государством и частной организацией заключается для осуществления общественно полезных видов деятельности (поставка продукции для государственных нужд [10] (Ьотоу1$вуа, Оета$1твпко), технической помощи и др.).

ОБ АВТОРЕ:_

Анисина Елена Алексеевна, доцент кафедры социологии, кандидат культурологии, доцент (Дп1з1пэ_[0 mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Анисина Е.А. Тенденции развития государственно-частного партнерства (на примере Рязанской области) // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 9. - С. 2415-2426. сЫ: 10.18334/гр.19.9.39388

Рисунок 1. Виды особых экономических зон в РФ Источник: со ставлено автором

Государство берет на себя все риски и расходы, а частный партнер получает определенную долю в доходе или собираемых платежах1. Возможные льготы и преференции.

4. Совместные предприятия - это акционерные общества или предприятия с долевым участием сторон [4] (Grekova, Makarevich). Государство на постоянной основе участвует в административной и хозяйственной деятельности, а частный партнер в принятии самостоятельных решений и действий имеет ограничения.

5. Особые экономические зоны (ОЭЗ) относятся к сфере ГЧП. Их формирование обеспечивает развитие высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей, а также производство инновационной продукции.

Резиденты ОЭЗ приобретают определенные преимущества в связи с реализацией на данной территории особых соглашений реализации своей деятельности.

По данным Минэкономразвития, в РФ действуют более 30 экономических зон [11] (рис. 1).

В целом анализ показал, что важным и гарантированным условием реализации ГЧП-проектов, независимо от формы, является разделение рисков при заключении контракта между государством и частным инвестором.

Эффективное внедрение института государственно-частного партнерства в российскую практику хозяйствования неразрывно связано с качественной и полной нормативно-правовой базой ГЧП на федеральном и на региональном уровнях государственного управления.

1 См.: http://center-yf.ru/data/ip/Chastnoe-partnerstvo.php.

Государственно-частное партнерство регламентируется федеральным законом № 224 от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [14] (ЯетеШвоу). Он предусматривает обязательное определение уполномоченных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые проводят оценку эффективности проектов; согласование конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения соглашения о ГЧП.

Региональные и муниципальные властные структуры постепенно усваивают практику управления ГЧП-проектами федерального уровня. Примером первого, где был юридически закреплен институт государственно-частного партнерства, можно считать Пензенскую область, где в 2009 г. был прият закон, четко регламентирующий формы ГЧП степень участия региональной власти в экономическом развитии региона. Эксперты Центра развития ГЧП и Министерства экономического развития РФ, ежегодно осуществляющие мониторинг, выделили следующие субъекты РФ, которые на сегодняшний день имеют высокий уровень нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы с проектами ГЧП: Республика Башкортостан, г. Санкт-Петербург, Воронежская и Ленинградская, Белгородская и Калужская, Новгородская и Ростовская, Самарская и Сахалинская, а также Ярославская области.

Принятие законов о ГЧП и развитие законодательной базы на региональном уровне показывает положительную динамику, наблюдается увеличение количества проектов ГЧП в России. Так, по ежегодным результатам исследований ассоциации «Центр развития ГЧП» за 2016-2017 гг. было принято решение о реализации 2446 инфраструктурных проектов, это более чем в 10 раз больше чем за 2014-2015 гг. Уже третий год лидирующую позицию занимают ГЧП-поекты муниципального уровня (89%), на втором месте региональные (9,7%), на третьем федеральные (0,7%). Это можно объяснить позитивными сдвигами во взаимодействии местных властей и бизнес-сообщества при реализации федеральных инвестиционных ГЧП-проектов и развитием института государственно-частного партнерства на территории регионов.

Важно отметить, что если в 2016 г. только в 68 регионах реализовывались проекты на основе государственно-частного партнерства, а в 17 субъектах РФ не было представлено ни одного проекта, то на начало 2018 г. все регионы смогли показать свои успехи в данном направлении.

На основе исследований Центра развития ГЧП Минэкономразвития России Торгово-промышленная палата РФ разработала методику (утверждена Приказом №266 от 15.05.2014 г.), позволяющую провести рейтинг «готовности» регионов РФ к осуществлению подобных проектов. Данный материал дает возможность сгруппировать регионы (85 субъектов) по степени развития института ГЧП на начало 2018 г.:

«Регионы-лидеры» - показатели развития института ГЧП [17] (БкйЫпа, 2016) -70-90% (16 субъектов): г. Москва, Самарская область, Пермский край, Тамбовская область, Нижегородская область и др..

Регионы с высокими показателями - 50-70% (19 субъектов): Якутия, Тульская, Калужская и Воронежская области и др.

Регионы со средним показателем - 30-50% (19 субъектов): Калининградская, Смоленская и Ивановская области, Пензенская и Рязанские области и др.

Регионы с низким показателем развития института ГЧП - до 30% (31 субъект): Кабардино-Балкарская Республика, Ярославская, Псковская и Орловская области; самые низкие показатели у Республики Северная Осетия - Алания и Калмыкии [13].

Важно отметить, что за три последних года наметилось увеличение количества участников группы «регионов-лидеров», что объясняется относительно высоким уровнем проработанности законодательства, регулирующего отношения государственно-частного партнерства.

Во второй и третьей группе регионов сформировались понятные для инвесторов условия реализации ГЧП-проектов на местах.

Низкие показатели развития института ГЧП в субъектах РФ (31 субъект) говорят о том, что институциональная среда не достаточно развита и привлекательна [15] ^укт), механизмы государственно-частного партнерства слабо представлены. Но наблюдаются и позитивные тенденции. Органы местного самоуправления начинают выступать инициаторами ГЧП-проектов, работают над созданием организационно-правовой базы развития муниципально-частного партнерства.

Комплексный анализ мониторингов и рейтингов регионов показал, что в большинстве субъектов РФ активно формируется нормативно-правовая база государственно-частного партнерства и апробации в реальных социально-экономических условиях модели реализации данных проектов.

Политика Рязанского региона в сфере государственно-частного партнерства

Рассмотрим политику Рязанского региона в сфере ГЧП и новые модели отношений региональной власти бизнес-сообщества в контексте развития территории.

Рязанская область, как субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа, характеризуется территориально выгодным расположением, высоким финансово-экономическим и ресурсным потенциалом, а также динамично развивающейся промышленной и строительной индустрией.

В 2009 г. Администрацией области сформирован Совет по инвестициям Рязанской области, основной задачей которого является разработка мер и предложений по комплексному развитию региона, улучшению экономического, инфраструктурного потенциала Рязанской области, в том числе на основе ГЧП. Министерство экономического развития и торговли Рязанской области отвечает за развитие и внедрение государственно-частного партнерства на данной территории [9] (Kozhevnikov).

Рязанский регион на начало 2016 г. занимал 12-е место по качеству нормативной базы и 13-е по практическому опыту, а по развитию института ГЧП стал 51-м

(на начало 2018 г.). В Рязанской области принят областной закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области» [6], который направлен на поддержку и создание «режима наибольшего благоприятствования» для потенциальных инвесторов и разработку взаимовыгодных условий дополнительно к федеральным гарантиям инвестиционной деятельности.

Система управления ГЧП в Рязанском регионе постепенно проходит ряд этапов, что говорит о формировании института ГЧП, так:

Принято решение о развитии сферы ГЧП в регионе.

Определены приоритетные направления, такие как:

• производственная и транспортная инфраструктура;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

• здравоохранение и социальные услуги;

• научные исследования и направления, имеющие перспективы коммерциализации и развития инновационной инфраструктуры региона.

Подготовлен, оформлен и размещен на платформе поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» [12] портфель пилотных проектов ГПЧ. На начало 2018 г. -более 39 проектов, из них 80% приходится на концессионные соглашения.

Более представительной на данной платформе является коммунально-энергетическая сфера - 29 ГЧП-проектов (профиль - водоснабжение и водоотведение), из них 12 находится в прединвестиционном статуте, а 17 - на стадии отбора частного партнера и подписания соглашения.

Проводятся мероприятия по привлечению потенциальных инвесторов к проектам в сфере ГЧП.

С 2009 г. запущен ГЧП-проект четырех зон туристско-рекреационной деятельности в регионе: Спасском, Касимовском, Клепиковском и Шацком районах Рязанской области [2].

В 2012 г. при правительстве Рязанской области была создана АО «Корпорация развития Рязанской области». Основная цель корпорации - развитие и ускорение темпов социально-экономического роста региона через комплексный механизм привлечения и управления инвестициями [1] (Аутаре1уап). Корпорация занимается привлечением региональных инвестиций и возлагает на себя решение практических задач инвесторов, оказывает содействие в проведении инвестиционных форумов, разрабатывает схемы взаимодействия с потенциальными частными инвесторами и экспертами в сфере ГЧП.

Разрабатывается нормативно-правовая база ГЧП, на стадии внедрения - система управления ГЧП-проектами.

Ежегодно реализуются ГЧП-проекты. Так, например, инвестиционный проект -туристско-рекреационный кластер «Рязанский». Партнерами проекта выступили Правительство Рязанской области и ряд частных концессионеров (ЗАО «Интер-ГРУП», ООО «Туристические инвестиции», ИП Свирин О.А. и др.) За счет бюджет-

ных средств построены объекты обеспечивающей инфраструктуры: автомобильные дороги, линии электроснабжения и газопровода, завершены работы по реконструкции очистных сооружений. За счет частных инвестиций были возведены объекты турист-ско-рекреационного кластера, которые успешно интегрированы в региональную туристскую индустрию.

Проект: Система комплексной безопасности дорожного движения - автоматизированного скоростного, весового и габаритного контроля транспортных средств на территории Рязанской области. Партнерами проекта выступили Министерство транспорта и автомобильных дорог и закрытое акционерное общество «Безопасные дороги Рязанской области». Проект был реализован за счет средств частного партнера (901,5 млн руб.).

Детский технопарк Кванториум - инновационная форма организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности детей. Основные образовательные программы: аэроквантум, промышленный дизайн, робоквантум и наноквантум и т.д. Общая стоимость проекта составила 213 млн руб., в том числе за счет средств частного партнера - 37 млн руб.

На данный момент в регионе реализуются более 60 ГЧП-проектов муниципального уровня, которые направлены на коммунальную сферу, а точнее на модернизацию системы тепло- и водоснабжения. Важно отметить, что из бюджета (региона или муниципалитета) выделяется не более 70% для возмещения затрат по проекту.

Конечно, формирование и развитие института ГЧП затрудняется многими факторами. С одной стороны, макроэкономические факторы (в том числе политические) затрудняют привлечение иностранных инвесторов в российские ГЧП-проекты. С другой стороны, наблюдаются сложности во взаимодействии между государством и бизнесом, проявляющиеся в различии целей, которые преследуют участники проектов. Для инвестора важно создание прибыльного бизнеса. Для региональной власти важно за счет частного партнера реализовывать приоритетные социальные проекты [7] (Kastornova). Кроме того, местное бизнес-сообщество (по результатам экспертного интервью) выделяет ряд проблем: сложность получения кредитов (а точнее, дороговизна кредитных ресурсов), что отрицательно сказывается на возможности инвесторов участвовать в ГЧП. Часто высокие процентные ставки делают участие в проекте невыгодным для частного инвестора. Также среди проблем: непроработанная и несовершенная нормативно-правовая база; низкий уровень методологической проработки проектов со стороны власти; недостаток реальной практики участия в ГЧП-проектах.

Государственные органы Рязанского региона (по результатам экспертного опроса) отмечают такие острые проблемы как, ограниченное количество квалифицированных кадров в области ГЧП, нехватка компетенций в области привлечения потенциальных инвесторов и в вопросах проработки проектов (проектная документация, обоснование рентабельности). Тут необходимо как приобретение необходимых компетенций уже имеющимися сотрудниками, так и дополнительное привлечение в штат высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, на территории Рязанской области требуется внедрение опыта передовых регионов и стран, уже прошедших этап «новой индустриализации», что позволит перейти на следующий, более высокий, уровень партнерских отношений власти и бизнеса.

заключение

Таким образом, можно констатировать, что свое дальнейшее развитие институт ГЧП, особенно его региональный аспект, получит при соблюдении следующих условий:

• обмен опытом по развитию и внедрению новых форм ГЧП. Необходимо создание площадок - центры, курсы, школы ГЧП, программы «повышения квалификации» и обучения на местах, основной задачей которых станет повышение уровня компетенций представителей региональных властей и органов местного самоуправления, участвующих в подготовке и реализации соглашений ГЧП. Это относится в первую очередь к субъектам с низким уровнем развития институциональной среды ГЧП;

• сопровождение (организационное, методическое, информационное) процесса взаимодействия органов власти и представителей бизнес-структур в рамках ГЧП;

• создание эффективных цифровых площадок по обмену опытом в сфере ГЧП;

• обеспечение максимальной открытости информации о потребностях в инфраструктуре и планах по реализации проектов ГЧП;

• совершенствование механизма, регламентирующего управление ГЧП-проектами (административные, процессуальные нормы, этапы, стадии, внедрение, проверка качества и т.д.), начиная с этапа планирования до контрольных мероприятий по выполнению своих обязательств партнерами.

ИСТОЧНИКИ:

1. Айрапетян Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации це-

левых программ. Rsl. [Электронный ресурс]. URL: http://rsl/rsl01007986995.

2. Аналитический отчет по результатам исследования «Развитие государственно-

частного партнерства в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура». Pppcenter.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ru/assets. [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter.ru/assets/files/Anons/a_

CFO%203.pdf.

3. В России заключено 1759 концессионных соглашений. Minstroyrf.ru. [Электронный

ресурс]. URL: http://www.minstroyrf.ru/press/v-rossii-zaklyucheno-1759-

kontsessionnykh-soglasheniy.

4. Грекова Г.И., Макаревич А.Н. Государственно-частное партнерство как важней-

ший фактор развития российской бизнессреды. Elibrary.ru. [Электронный ресурс].

URL: http://elibrary.ru/item.asp??id=26364502.

5. Дабагян Е.К. Развитие государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2015. - № 4(274). - с. 611-622. -url: https://creativeconomy.ru/lib/9138.

6. Закон от 06.04.2009 № ЗЗ-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной де-

ятельности на территории Рязанской области». Nalog.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn62/about_fts/docs/5578517.

7. Касторнова Ж.С. Повышение эффективности проектов государственно-частного

партнерства в России на примере зарубежных стран. Elibrary.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp??id=29933431.

8. Кирилюк А.С. Частно-государственное партнерство как институт модернизации экономики. Search.rsl.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01005008895.

9. Кожевников С.А. Взаимодействие власти и бизнес-структур при управлении эконо-

микой территорий Европейского Севера России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Rsl. [Электронный ресурс]. URL: http://rsl/rsl01007961063.

10. Ломовцева О.А., Герасименко О.А. Нормативно-правовой и организационно-экономический факторы развития государственно-частного и муниципально-част-ного партнерства в России. Cyberleninka.ru. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/normativno-pravovoy-i-organizatsionno-ekonomicheskiy-faktory-razvitiya-gosudarstvenno-chastnogo-i-munitsipalno-chastnogo-partnerstva.

11. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за период 2017 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. Economy. gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depOsobEcZone/2018290632.

12. Платформа поддержки инфраструктурных проектов РОСИНФРА. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pppi.ru/projects.

13. Рейтинг регионов. РОСИНФРА: платформа поддержки инфраструктурных проектов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pppi.ru/regions.

14. Ременцов А.А. Оценка рисков государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов в автодорожном комплексе. Guu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://guu.ru/files/dissertations/2017/09/remencov_a_a.

15. Савкин С.П. Комплексный подход к формированию внутренней региональной политики в сфере государственно-частного партнерства. Cyberleninka.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-formirovaniyu-vnutrenney-regionalnoy-politiki-v-sfere-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva.

16. Селезнев Д.В., Анисина Е.А. Государственно-частное партнерство - современная модель взаимодействия власти и бизнеса // Экономическая политикаЭкономиче-ская политика: новые вызовы. Рязань, 2016. - c. 475-481.

17. Шилкина О.А. Совершенствование механизма государственно-частного партнерства в регионе. Search.rsl.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01006646955.

18. Шеховцов Н.Н., Климовец О.В. Основные направления развития государственно-частного партнерства при реализации стратегических интересов государства в условиях глобализирующейся экономики // Креативная экономика. - 2015. - № 6. - c. 711-720. - doi: 10.18334/ce.9.6.326.

REFERENCES:

Dabagyan E.K. (2015). Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnyorstva v Rossiyskoy Federatsii [Development of public-private partnership in the Russian Federation]. Russian Journal of Entrepreneurship. (4(274)). 611-622. (in Russian).

Seleznev D.V., Anisina E.A. (2016). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo -sovremennaya model vzaimodeystviya vlasti i biznesa [Public-private partnership - a modern model of government and business interaction] Economic policy: new challenges. 475-481. (in Russian).

Shekhovtsov N.N., Klimovets O.V. (2015). Osnovnye napravleniya razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri realizatsii strategicheskikh interesov gosudarstva v usloviyakh globaliziruyuscheysya ekonomiki [The main directions of development of public-private partnership in the implementation of the strategic interests of the state in a globalizing economy]. Creative economy. 9 (6). 711-720. (in Russian). doi: 10.18334/ce.9.6.326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.