УДК 821
Теребилина Мария Владимировна
аспирант. Российский университет дружбы народов
marmotte_mari@rambler.ru
Terebilina Maria Vladimirovna
Graduate student. Peoples' Friendship University of Russia marmotte_mari@rambler.ru
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ
НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ
DEVELOPMENT TRENDS OF FRENCH FEMININE PRESS AT THE TURN OF XXIst CENTURY
Аннотация. В статье исследуются основные тенденции развития современных французских СМИ для женской аудитории. Также автор в общих чертах освещает предыдущие этапы эволюции периодических изданий для женщин во Франции. В соответствии с данными ведущих французских исследователей масс-медиа, приводится типология женских журналов, а также сведения о тиражах и распространении самых популярных из них. Поднимается вопрос о значении данного сектора прессы на современном французском медиарынке.
Ключевые слова: французская пресса для женщин, распространение французской женской периодики, типология французской женской периодики.
Annotation. The article deals with main development trends of modern French press for female reader. The author also considers a problem ofprevious evolution stages offeminine publications in France. According to the data released by principal French mass media researchers the author cites the typology of periodicals for women and circulation figures of the most popular of them. The author of the article raises a problem of the value ofpress for female reader at the modern French media market.
Keywords: French press for female reader, circulation of French feminine periodicals, typology of French feminine periodicals.
Начало французской женской прессе положил «Курье де ла Нувоте» (Courrier de la Nouveauté, 1758), благодаря появлению которого обнаружилось существование женской аудитории, с нетерпением ожидающей выхода в свет издания подобного типа. Вслед за «Курье де ла Нувоте» в XVIII в. стали публиковаться многие газеты и журналы для дам, которые были посвящены темам моды и литературы и предназначались женщине-матери и домохозяйке - именно такой изображалась идеальная женщина до появления на рубеже XVIII-XIX вв. феминистских изданий, представивших альтернативу консервативным женским журналам. В 1870-1960 гг. французская пресса для женщин пережила свой «золотой век», на пике которого появился основанный в 1945 г. еженедельник «ЭЛЛЬ» (ELLE) [3, p. 15, 22]. Выход этого журнала ознаменовал начало эпохи глянца во французской прессе для женщин, по законам которой издания существуют за счет рекламодателей - в наибольшей степени производителей индустрии красоты - и поэтому нередко изображают женщину в рамках стереотипных представлений о красоте. В 60-х гг. ХХ в. в связи с общественными трансформациями во Франции (в том числе с Майскими событиями 1968-го г.) началось резкое падение
тиражей женских изданий, уже не отвечавших запросам социально и политически активных женщин того времени. Положение прессы для женщин усугубилось в 19731976 гг., называемых исследователями «черными годами» в истории французской женской прессы [3, p. 29]. Показатели распространения стабилизировались в 80-х гг., когда пресса стала призывать женщин к исполнению их традиционных гендерных ролей: началось бурное развитие популярных прикладных журналов, а элитарные издания в корне изменили свою идеологическую концепцию, став совершенно аполитичными [3, p. 46]. К концу 80-х гг. во Франции насчитывалось около 60 названий женской периодики, разовое распространение которой составляло около 18 млн. экз. [4, p. 245]. С тех пор издания для женщин претерпели глубокие изменения, связанные с переменами в условиях жизни, а также эволюцией нравов и капризами моды, с более четкими различиями в поведении и образе жизни в зависимости от возраста. Динамика рынка женской прессы была ускорена и конкуренцией между издательскими группами, а также различными розничными ценами, так как, в отличие от французских ежедневных газет и информационных еженедельников, женская периодика предлагает издания по разным ценам.
Развернувшийся в конце ХХ в. процесс глобализации мировой экономики охватил и средства массовой информации, в том числе ориентированные на женскую аудиторию. Уже в 80-х гг. на французский рынок пришли немецкие, бельгийские, а в 90-е гг. английские группы [1, с. 346]. Они скупали французские журналы, а также переносили на французскую почву версии своих национальных изданий и создавали новые журналы, которым удалось закрепиться на этом, казалось, перенасыщенном рынке. Особенно успешными оказались проекты немецких медиа-холдингов: журналы «Прима» (Prima, 1982) и «Фамм актюэль» (Femme actuelle., 1984) группы «Грюнер унд Яр» (филиал во Франции - «Присма Медиа»), и еженедельник «Макси» (Maxi, 1986), выпускаемый группой «Бауэр». В середине 90-х гг. во Франции насчитывалось уже 75 названий женской прессы различной периодичности. Ее разовое распространение достигло 18 млн. экз., а ежегодное - почти 3 млрд. экз. [2, p. 147].
Издания, появившиеся еще в первой половине ХХ в. и сразу после Второй мировой войны, не смогли бы обеспечить свое развитие, если бы не следовали эволюции общества и запросам читательской аудитории. Конкуренция со стороны регулярно появлявшихся новых изданий заставляла их приспосабливаться и иногда радикально менять свои концепции. Конец 70-х гг. и начало 80-х гг. были отмечены эволюцией содержания, рассчитанного на социально активную женщину. Девяностые годы сопровождались более узкой специализацией чтения для женщин, ищущих публикации по интересам в зависимости от стиля жизни, отдыха и т. д. Эти специализированные издания постепенно отнимали часть аудитории изданий, так называемого общего интереса. Последние, в свою очередь, стали создавать тематические публикации, например, приложения, посвященные оформлению интерьера, кулинарии и т.п.: «Мари-Клер Мэзон» (Marie Claire Maison), «Прима Мэзон» (Prima Maison), «ЭЛЛЬ Декорасьон» (ELLE Décoration), «Кюизин Актюэль» (Cuisine Actuelle). Именно углубление сегментации читательской аудитории по возрастным и социопрофессиональным группам, а также в соответствии со сферой интересов, является основной тенденцией развития рынка женской прессы в последние десятилетия.
В начале XXI века французская Ассоциация медиакритики «Акримед» («Acrimed») выделила следующие типы изданий для женской аудитории [5].
1. Популярные журналы. «Версьон Фемина» (Version Fémina), «Фамм актюэль» (Femme actuelle), «Макси» (Maxi) и др., а также «сердечная пресса» - «Ну Дё» (Nous
Deux) и «Конфиданс» (Confidences), распространение и тиражи которых постоянно падают*. Так, например, распространение журнала «Ну Дё» за последние 25 лет снизилось почти в 3 раза (1987 г. - 673 ООО экз., 1996 г. - 432 ООО экз., 2ОО7 г. - 3G9 952 экз., 2О12 г. - 265 419 экз.) [1, с. 348; 7].
2. Журналы практической направленности: «Мод э Траво» (Modes et Travaux), «Авантаж» (Avantages), «Прима» (Prima) и др. Лидером данной группы является журнал «Мод э Траво», распространение которого в последние годы постепенно увеличивается (в 2ОО7-2О12 гг. оно выросло с 376689 до 4444О4 экз.), однако оно значительно меньше показателей 60-90-х гг. [1, с. 347, 35О; 7].
3. Элитарные журналы: «ЭЛЛЬ» (ELLE), «Мари-Клер» (Marie Claire) и др. Эти, пожалуй, самые известные французские издания для женской аудитории сумели сохраниться на рынке благодаря стратегии интернационализации: начиная с 7О-х гг. «ЭЛЛЬ» и «Мари-Клер» вышли на европейский и североамериканский рынок, а в 9О-е гг. распространились по всем континентам. В экономическом плане эта интернационализация выгодна для владельцев этих журналов - соответственно «Ашетт Филипаки Медиа» и «Группы Мари-Клер», так как она способствует сокращению редакционных расходов, с одной стороны, и увеличению доходов от рекламы, с другой, - за счет значительного увеличения читательской аудитории. Например, общемировая аудитория «Мари-Клер» уже в 2ОО4 г. достигала 17 млн. читательниц [1, с. 349].
4. Журналы класса люкс о моде и стиле для женщин с высоким уровнем доходов: журналы мод - «Оффисьель» (L'Officiel) и французская версия американского издания «Вог Пари» (Vogue Paris), а также журнал «Вотр Боте» (Votre Beauté) и др.
5. Журналы для девушек-подростков: «Мисс» (Miss), «Жюли» (Julie), «Тин Вог» (Teen Vogue), «Стар Клюб» (Star Club) и др.
6. Журналы для новобрачных: «Марьон-Ну! Магазин» (Marions-Nous ! Magazine), «Марье Магазин» (Mariée Magazine) и др.
7. Журналы для молодых женщин: «Жалуз» (Jalouse), «Биба» (Biba) и др. Эти издания, чаще всего ежемесячные, обращены к женщинам нового поколения, в большей степени социально независимого, более эмансипированного.
S. Журналы для женщин-хранительниц семейного очага, матерей: «Фамили» {Famili), а также французская версия американского издания «Пейрентс» (Parents).
9. Журналы для немолодых женщин: «Плен Ви» (Pleine Vie) и «Нотр Тан» {Notre Temps).
1G. Журналы медицинской тематики - о здоровье и здоровом образе жизни:
«Санте Магазин» (Santé Magazine), «Топ Санте» (Top Santé), «Псиколожи Магазин» {Psychologies Magazine).
Необходимо отметить, что нередко издания для женской аудитории упрощенно делят на журналы общего характера, среди которых оказываются издания из первых двух категорий приведенной выше типологии, журналы мод (к которым относят издания третьего и четвертого типа) и специализированные женские издания.
Несмотря на то, что и сегодня продолжается постепенное снижение тиражей и распространения большинства изданий для женщин, начавшееся еще в 6О-е гг. ХХ в. и усугубившееся в связи с развитием Интернета, у двух из вышеперечисленных изданий показатели распространения остаются довольно высокими. Это еженедельники «Вер-сьон Фемина» и «Фамм актюэль». «Версьон Фемина», возникший в 2ОО2 г. в результате слияния «Версьон Фамм» (Version Femme) и «Фемина» (Fémina), уже в течение 1О лет имеет распространение более 3 млн. экз. [5; 6; 7]. Однако этот журнал не продается отдельно, а добавляется в качестве бесплатного приложения к «Журналь дю Диманш»
(Journal du Dimanche) и 34 ежедневным французским региональным газетам (по воскресеньям). Таким образом, распространение «Версьон Фемина» подразумевает суммарное распространение указанных газет, что не позволяет исследователям назвать «Версьон Фемина» самым популярным изданием для женщин. Этот титул уже почти 30 лет носит «Фамм актюэль», который в 1986 г., через два года после своего создания, стал лидером по распространению в секторе женской прессы [1, с. 346; с. 350]. Согласно данным последних отчетов французских компаний «ОЖД» (OJD) и «Оди-Пресс» (AudiPress), занимающихся межотраслевыми исследованиями СМИ, журнал «Фамм актюэль» по-прежнему занимает первое место по распространению (среди отдельно продаваемых женских изданий), которое составило в 2012 г. 805 тыс. 353 экз. при тираже в 1 млн. 87 тыс. 381 экз. и более чем пятимиллионной аудитории [7; 8].
Значение изданий для женской аудитории и место, которое они занимают сегодня во французской периодике, - в их огромном количестве, а также в разнообразии их типов, в их сегментации по темам, возрасту, интересам и др., которые сумели развить в течение нескольких десятилетий издатели. Среди них фигурируют крупные и средние группы прессы, в чьих руках концентрируются в последние десятилетия СМИ вообще и издания для женской аудитории в частности («Ашетт Филипаки Медиа», «Присма Медиа», «Мондадори Франс», «Бэйяр», «Группа Мари-Клер» и др.).
Объединяя для размещения рекламы несколько изданий, крупные группы привлекают рекламодателей качественными характеристиками узкоспециализированных групп читательниц и количественными показателями читательской аудитории - даже у средних групп прессы они достигают более десяти миллионов только на территории Франции [1, с. 350]. Благодаря преимуществам, которыми обладают женские журналы на рекламном рынке перед другими журналами, сегодня они представляют собой второй сегмент периодических изданий (после телевизионных еженедельников), имеющих широкое распространение на медийном рынке Франции [1, с. 345].
Таким образом, основные тенденции развития французской прессы для женщин в последние десятилетия - углубление сегментации читательской аудитории по возрастным и социопрофессиональным группам, снижение распространения большинства изданий и их концентрация в руках нескольких групп прессы.
Примечания
* В настоящее время издания «Ну Дё» (Nous Deux) и «Конфиданс» (Confidences) часто относят также к группе массовых развлекательных журналов, посвященных жизни знаменитостей (английская типология - people), особенно это касается журнала «Конфиданс». Однако сами издатели и исследователи французской прессы затрудняются в определении границ этого типа периодики.
Литература
1. Шарончикова Л. В. Пресса Франции в меняющемся мире (1944-2004 гг.). -М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006. 440 с.
2. Albert P. La presse française. Paris, 1998. 192 p.
3. Bonvoisin M., Maignien M. La Presse féminine. Que sais-je ? Paris : Presses Universitaires de France, 1986 (1e édition). 128 p.
4. Cayrol R. Les médias : presse écrite, radio, télévision. Paris : Presses Universitaires de France, Thémis, 1991. 480 p.
5. La presse féminine. Prologue : Des publications et des groupes // Association de critique des médias « Action critique Médias », 16 août 2002 [Электронный ресурс].: http://www.acrimed.org/article40.html (дата обращения: 06.02.2013).
6. Les plus grands magazines féminins : qui édite quoi ? Dossier: Les magazines féminins // Le Journal des femmes, octobre, 2003 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.journaldesfemmes.com/dossier/0310presse/3comparatif.shtml (дата обращения: 05.09.2013).
7. OJD, Association pour le contrôle de la diffusion des médias : Presse magazine; Féminins [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ojd.com/adherent/3631 (дата обращения: 11.02.2013); http://www.ojd.com/adherent/3722 (дата обращения: 12.02.2013); http://www.ojd.com/adherent/5333 (дата обращения: 02.10.2013); http://www. ojd. com/chiffres/section/PPGP?section =PPGP&thema=14&go=1 (дата обращения: 16.02.2013).
8. ONE 2012, AudiPresse. Les résultats de l'étude d'audience de toutes les familles de presse. Note de résultats. Titres & Marques de Presse, 21 mars 2013 [Электронный ресурс]. http://www.audipresse.fr/media/document/one2012/one_2012_resultats_titres_marques_de_ presse.pdf (дата обращения: 06.09.2013).
Literature
1 . Sharonchikova L. V. Pressa of France in the changing world (1944-2004). - M.: RITs ISPI Russian Academy of Sciences, 2006. 440 pages.
2. Albert P. La presse française. Paris, 1998. 192 p.
3. Bonvoisin M., Maignien M. La Presse féminine. Que sais-je ? Paris : Presses Universitaires de France, 1986 (1e édition). 128 p.
4. Cayrol R. Les médias : presse écrite, radio, télévision. Paris : Presses Universitaires de France, Thémis, 1991. 480 p.
5. La presse féminine. Prologue : Des publications et des groupes // Association de critique des médias « Action critique Médias », 16 août 2002 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.acrimed.org/article40.html (data obrashhenija: 06.02.2013).
6. Les plus grands magazines féminins : qui édite quoi ? Dossier: Les magazines féminins // Le Journal des femmes, octobre, 2003 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.journaldesfemmes.com/dossier/0310presse/3comparatif.shtml (data obrashhenija: 05.09.2013).
7. OJD, Association pour le contrôle de la diffusion des médias : Presse magazine; Féminins [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ojd.com/adherent/3631 (data obrashhenija: 11.02.2013); http://www.ojd.com/adherent/3722 (data obrashhenija: 12.02.2013); http://www.ojd.com/adherent/5333 (data obrashhenija: 02.10.2013); http://www. ojd.com/ch iffres/section/PPGP ?section =PPGP&thema=14&go=1 (data obrashhenija: 16.02.2013).
8. ONE 2012, AudiPresse. Les résultats de l'étude d'audience de toutes les framilles de presse. Note de résultats. Titres & Marques de Presse, 21 mars 2013 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.audipresse.fr/media/document/one2012/one_2012_resultats_titres_marques_de_ presse.pdf (data obrashhenija: 06.09.2013).