Научная статья на тему 'Тенденции развития философско-психологической мысли на Руси в период Средневековья'

Тенденции развития философско-психологической мысли на Руси в период Средневековья Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1086
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ / НРАВСТВЕННОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / НИЛ СОРСКИЙ / АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ / МАКСИМ ГРЕК / RUSSIAN MIDDLE AGES / PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS VIEWS / MORAL SELF-IMPROVEMENT / JUSTICE / NEIL SORSKY / ARTEMY TROITSKY / MAXIM GREK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Апенок (черкасова) Раиса Сергеевна

В статье обсуждаются особенности психологических представлений Русского Средневековья. Подчеркивается преемственность отечественных психологических взглядов Средневекового периода и Нового времени. Анализируются основные тенденции развития философско-психологической мысли данного периода, отмечается появление произведений сугубо психологического содержания. Отмечается наличие в рассматриваемый период рукописных сборников философского содержания, в которых затрагивались и психологические проблемы. К наиболее известным рукописным изданиям относились «Пчела», «Толковая Палея» и «Диоптра». Психологические идеи высказывались в произведениях Нила Сорского, Филиппа Пустынника, Артемия Троицкого, Максима Грека, которые были служителями церкви. К концу XV века интерес к вопросам психической жизни человека настолько усилился, что возникла потребность в специальных сочинениях на психологические темы. В произведениях средневековых авторов рассматриваются такие темы, как проблема потребностей, проблема страстей и борьбы с ними, проблема самосовершенствования человека, проблема познания, любви, справедливости, соотношение духовного и плотского в человеке, проблема свободы воли и другие. Огромное значение на развитие философско-психологической мысли на Руси оказали идеи «нестяжателей», психологическая суть которых заключалась в том, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. В целом для философской мысли того времени свойственно стремление к глубокому и всестороннему познанию мира и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL THOUGHT IN RUSSIA IN THE PERIOD OF MIDDLE AGES

In article author discussed features of psychological representations of the Russian Middle Ages. Author emphasized the continuity of domestic psychological views of the Medieval period and Modern times. Author analyzed main tendencies of development of philosophical and psychological thought of this period, noted emergence of works of especially psychological contents. Author also noted existence during the considered period of hand-written collections of the philosophical contents in which there are psychological issues. The most known hand-written editions are «Bee», «Sensible Paley» and «Dioptra». Psychological ideas expressed in Neil Sorsky, Philip Pustynnik, Artemy Troitsky, Maxim Grek's works who were priests. By the end of the XV century interest to questions of mental human life so amplified that there was a need for special compositions on psychological subjects. In works of medieval authors there are such subjects, as a problem of requirements, a problem of passions and fight against them, a problem of self-improvement of the person, a problem of knowledge, love, justice, a ratio spiritual and carnal in the person, a problem of a free will and others. Ideas of «non-possessors» which psychological essence was that the main thing in human life isn’t made in the external world in relation to the person, and in the person rendered huge value on development of philosophical and psychological thought in Russia. As a whole for philosophical thought of that time the aspiration to deep and comprehensive knowledge of the world and the person is peculiar.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития философско-психологической мысли на Руси в период Средневековья»

ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

PSYCHOLOGY: ASPECTS OF THEORY AND PRACTICE

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА РУСИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

АПЕНОК (ЧЕРКАСОВА) РАИСА СЕРГЕЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: chera55@mail.ru

В статье обсуждаются особенности психологических представлений Русского Средневековья. Подчеркивается преемственность отечественных психологических взглядов Средневекового периода и Нового времени. Анализируются основные тенденции развития философско-психологической мысли данного периода, отмечается появление произведений сугубо психологического содержания. Отмечается наличие в рассматриваемый период рукописных сборников философского содержания, в которых затрагивались и психологические проблемы. К наиболее известным рукописным изданиям относились «Пчела», «Толковая Палея» и «Диоптра». Психологические идеи высказывались в произведениях Нила Сорского, Филиппа Пустынника, Артемия Троицкого, Максима Грека, которые были служителями церкви. К концу XV века интерес к вопросам психической жизни человека настолько усилился, что возникла потребность в специальных сочинениях на психологические темы. В произведениях средневековых авторов рассматриваются такие темы, как проблема потребностей, проблема страстей и борьбы с ними, проблема самосовершенствования человека, проблема познания, любви, справедливости, соотношение духовного и плотского в человеке, проблема свободы воли и другие.

Огромное значение на развитие философско-психологической мысли на Руси оказали идеи «нестяжателей», психологическая суть которых заключалась в том, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. В целом для философской мысли того времени свойственно стремление к глубокому и всестороннему познанию мира и человека.

Ключевые слова: русское средневековье, философско-религиозные взгляды, нравственное самосовершенствование, справедливость, Нил Сорский, Артемий Троицкий, Максим Грек.

Развитие психологических знаний на Руси, так же, как и в других странах, совершалось в недрах философии, а она, в свою очередь, базировалась на двух источниках: на традициях античности и традициях национальной культуры. Издревле у славян были оживленные связи с Византией и Грецией, поэтому античные представления о душе и теле были известны грамотным людям на Руси. Это нашло свое отражение и в письменных источниках.

В период русского Средневековья издавались несколько сборников, такие, как « Толковая Палея», «Пчела», «Диоптра» и другие. Большинство исследователей считают, что Толковая Палея возникла не позднее XIII в. на русской почве. Автором Палеи был человек обширных знаний. Его интересовали процессы возрастного развития человека, идея взаимного соответствия конституции тела и характера, проблема бессмертия души, проблема локализации души, высказывались и другие присущие тому времени взгляды на природу человека. Одним из основных свойств чело-

веческой души автор Палеи считает «самовластье», т. е. свободу воли.

«Пчела» - один из философских сборников эпохи русского Средневековья, автор которого неизвестен. Особое внимание автор (или авторы) уделяют проблемам психологии - ряд статей специально посвящен этим вопросам: «Слово о души», «Слово о мудрости», «Слово о памяти», «Слово о съне» (первая теория сна), «Слово о вольнем и неволь-нем», «Слово о ярости и о гневе» и т. п.

В «Пчеле» обсуждаются сугубо психологические вопросы: автора интересует моральная оценка поведения человека, которая должна производиться, по мнению автора, не только по объективным результатам, а с учетом того, каковы мотивы, лежащие в их основе. Ценными в нравственном отношении поступками являются только те, которые совершаются человеком по своей воле, а не по принуждению или из страха. Необходимо руководствоваться в своем поведении не мимолетными желаниями, а сознанием долга.

Некоторые проблемы психологической науки, которые актуальны и сегодня, решаются автором с реалистических позиций. Так, высказывается мысль о том, что развитие ума обусловлено сочетаньем двух условий - природных данных, действующих с объективной закономерностью, и целенаправленной человеческой деятельности. Ярким выражением реалистического подхода составителя « Пчелы» является утверждение, что человеческие отношения познаются только в определенных жизненных обстоятельствах [1; 2].

«Диоптра» в отличие от рассмотренных выше произведений, написана не в форме цельного трактата и не в форме сборника отдельных изречений, а в форме диалога, ведущегося между «душой» и «плотью», в котором раскрывается своеобразная философско-антропологическая концепция человека. Автором этого литературно-публицистического памятника считают Филиппа Пустынника. Автор рассуждает о происхождении души и ссылается на три точки зрения, существующие в то время в западноевропейской литературе. Его интересуют вопросы о вместилище души, об индивидуальных и типологических различиях, о возрастном развитии человека.

Особое значение Филлип Пустынник придает моральным качествам, которым дает свою класси-фицикацию. Поднимая вопрос о «добре» и «зле», Пустынник по-своему интерпретирует вопрос о борьбе мотивов, о наличии у человека свободной воли [3; 4].

Сборники «Пчела», «Толковая Палея», «Диоптра» являлись, как большинство трудов научной мысли того времени, произведениями синкретического характера, т. е. они были литературно-художественными произведениями и одновременно научными трудами. Эти стилевые особенности способствовали распространению научного знания среди грамотных людей того времени и вносили вклад в развитие просвещения на Руси.

Учитывая заслуги древнерусских мыслителей, нельзя не рассматривать и вклад в развитие психологии со стороны деятелей православной церкви. Огромный вклад в развитие нравственных основ жизни и формирование национального сознания внес монах Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиевую лавру в 1337 г. Эта обитель на протяжении многих веков оставалась пристанищем для нищих, обездоленных и больных. Сергий Радонежский всю свою жизнь посвятил служению людям и проповедованию общечеловеческих ценностей, неоднократно проповедовал смирение среди враждующих князей. Его жизнь является ярким примером борьбы с духовным распадом общества и

глубоким унынием, царившим в обществе. Он проповедовал нравственные принципы и вселял в людей оптимизм и веру в благополучное существование, став живым путеводителем в мир гармонии и душевного спокойствия [1].

XVI столетие считают вершиной развития русской средневековой культуры в области зодчества, иконописи, музыки, литературы и науки того времени. Для философской мысли того времени свойственно стремление к глубокому и всестороннему познанию мира и человека. В это время были написаны произведения сугубо психологического содержания («Устав» Нила Сорского, главы из произведений Максима Грека) [4; 5].

Это связано с тем, что к концу XV века интерес к вопросам психической жизни человека настолько усилился, что возникла потребность в специальных сочинениях на психологические темы. Первые опыты в создании отечественной литературы по вопросам психологии связаны с именем Нила Сорского (в миру Николай Майков), крупного церковно-политического и литературного деятеля последней четверти XV и начала XVI вв. (около 1433-1508). Это духовный отец «нестяжателей», названных так потому, что они выступали против права монастырей владеть населенными землями и считали нестяжательство, т. е. бескорыстие, главным монашеским обетом. Их идейными противниками были «иосифляне», названные так по имени основателя этого движения Иосифа Волоцкого. Они защищали идею неприкосновенности монастырского землевладения.

Идеи «нестяжателей» (их называли также « заволжскими старцами» ) оказали огромное значение на развитие философско-психологической мысли на Руси. «Нестяжательство» - это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV - начале XVI вв. Названия «нестяжатели» его сторонники получили за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание). Они, в частности, призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, в том числе земельными угодьями, селами, и превратиться в школы чисто духовной жизни. Проповедь нестяжания, хотя и была одной из главных в данном учении, не выражала его глубинного смысла. Идея бескорыстной жизни, т. е. жизни, освобожденной от стремления к материальному богатству, вырастала у заволжских старцев из другой идеи, психологическая суть которой заключалась в том, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека жизнь - это жизнь его духа. Надлежащее устрой-

ство своей внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от внешнего мира - отшельничество в их представлении есть такая же крайность, как жизнь в материальной роскоши. В этой связи можно отметить, что нестяжатели затрагивают проблему духовных потребностей человека и решают ее с тех же позиций, с которых она решается в буддизме. Важно, чтобы внешний мир не мешал внутреннему самоусовершенствованию человеческой натуры [6]. Нестяжатели не только проповедовали свои идеи, но и жили в соответствии с ними, а после победы иосифлян, сумевших убедить царя в опасности нестяжательства, терпели притеснения и унижения, находясь в ссылке. Тем не менее идеи нестяжателей пользовались и пользуются популярностью у гуманистически настроенных мыслителей и общественных деятелей вплоть до наших дней.

Психологические проблемы ставились также в трудах Нила Сорского, Артемия Троицкого и Максима Грека.

До нас дошли несколько сочинений Нила Сорского - « Устав скитского монашеского жития» , « Предания ученикам своим о жительстве скитском» и « Завещание» . Их отличительные черты -нравственно-этический пафос, высокая одухотворенность и тонкий психологизм. Нил Сорский считал, что сила молитв, любви и наставлений способны изменить жизнь кажого человека и жизнь русских людей. Произведения Н. Сорского пронизывают высокая евангельская духовность, человеколюбие и нравственность. Его философско-психоло-гические взгляды близки нестяжателям.

Главное произведеие Нила Сорского - «Устав» - предполагал четыре главных (и допустимых) источника материального обеспечения особножительных монастырей и скитов. Главным из них было «рукоделие», т. е. собственный труд монахов, а далее назывались «милостыня» (включающая в себя как пожертвования частных лиц, так и возможность государственной дотации), участие в товарообмене и использование наемного труда, но только в случае, если этот труд оказывается справедливо оплаченным. Из этих представлений вытекало и особое отношение к благотворительности. Нил утверждал, что иноку «не подлежит творити милостыня». Н. В. Синицына отмечала, что под «милостыней» в данном случае подразумевается предоставление взаймы, которое, как правило, сопровождается процентами («ростом», «лихоимством»). Бедность предписывается Нилом Сорским в

качестве гарантии от ростовщической деятельности. Благотворительность - функция, присущая богатству, с точки зрения Нила, «нестяжание бо вышши есть таковых подаяний». Столь же последовательно выступает Нил против каких бы то ни было церковных украшений, отвлекающих молящихся, называя их «излишними». Фактически аскетизм объявлялся основой хозяйственного монастырского уклада [7].

Такие представления представляются принципиально важными, если учесть, что утверждались они в период, непосредственно предшествующий окончательному закрепощению крестьян. При этом монастыри являлись крупными землевладельцами, а, следовательно, и крепостниками.

Второе известное произведение Нила Сорско-го - «11 глав» - повествует о внутренней жизни монахов. Здесь особенно много говорится о необходимости нравственного самосовершенствования иноков, о борьбе со «страстными помыслами». В XV-XVI вв. Нилом Сорским положено начало разработке проблемы страсти, той проблемы психологии личности, которая вплоть до половины XIX столетия входила у нас в число основных психологических проблем и интересовала Ломоносова, Радищева и других русских философов и психологов. Вслед за Иоанном Лествичником Нил Сор-ский выделяет следующие стадии в развитии страстей: восприятие («прилог»), фиксация («сочетание»), адаптация («сложение»), утверждение («пленение») и, наконец, доминация - «страсть» в ее подлинном значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития [8]. Не исключено, как нам кажется, что идеи Нила Сорского оказали влияние на Ухтомского при разработке идеи доминанты.

Нил Сорский предлагает частные приемы предотвращения развития страстей. Нил убежденно советует одному из своих друзей, находящемуся с ним в переписке: «...переложи помысл на ину некую вещь», другому советует: «тюри что-либо ру-каделиа, сим бо лукавые помыслы отгоняются» (т. е. займись физическим трудом) [9]. Пройдут столетия, и мы встретим подобные советы под названием «сублимация» у Фрейда и других психоаналитиков.

Пути борьбы со страстями лежат, с точки зрения Нила Сорского, на пути «умного делания». Если Иосиф Волоцкий писал о необходимости соблюдать тщательно разработанную внутримонастыр-скую дисциплину, строго соблюдать обряды, то Нил Сорский говорил о том, что центр жизни для инока заключается в его внутреннем духовном мире и в необходимости непрестанного личного самоусо-

вершенствования. Основа самоусовершенствования, по Нилу Сорскому - борьба с греховными помыслами, борьба со страстями, созерцательность и христианская любовь к братьям. Одним из наиболее трудных дел Нил считал противостояние лукавым помыслам. «Если кто немедленно не отразит лукавого помысла, но несколько с ним собеседует -удержит в себе его на некоторое время, и враг уже будет налагать на него страстное помышление; то пусто всячески старается противовоставить ему помыслы противные (т. е. противоположные - Р. Ч.) -благие, или - преложить его на благое» [10, с. 18]. Но ведь то же самое советуют делать современные практические психологи!

Он дает определение страсти: «Страстью называют такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохот-но...» [10].

И далее: «Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага и утвердившиеся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними.» [10, с. 20]. Для Нила Сорского важна духовная практика общения с Богом. Поэтому важную особенность его мировоззрения составляла созерцательность. Он высоко ценил молитвенное созерцание, глубокое погружение в избранный предмет, ставил мудрое недеяние выше суетной активности. Это сближает взгляды Сорского с основными установками духовных практик Востока.

Нил Сорский охотно делился своим духовным опытом с монахами. В его обращении к ним было много добрых и ласковых слов, он был способен в личном общении к любви, состраданию и милосердию по отношению к людям.

Выбирая из трех возможных форм монашеской жизни - отшельничества, скитничества и общежития, Нил Сорский склоняется к скитской жизни как к «среднему» пути. Скит, по Нилу, - это объединение двух-трех иноков, всецело посвятивших себя Богу и живущих своим трудом. Если пользоваться терминами того времени, Нил Сорский предстает перед нами как человеколюбец и духобор, жизнь которого складывалась в полном соответствии с его нравственными убеждениями.

Мы с полным правом можем назвать Нила Сорского «отечественным психологом XV века». Для того, чтобы оценить по достоинству вклад Сорского в психологию, надо осознать, что его концепция была создана почти 500 лет назад, в эпоху, когда Запад еще не имел ни Бэкона, ни Декарта, ни Локка, выступивших на историческую

сцену целым столетием и даже двумя столетиями позже [9; 11; 12].

Интересной личностью в бурное царствование Ивана Грозного был также Артемий Троицкий. Последователь учения Нила Сорского, он по настоянию царя был поставлен в 1551 г. игуменом Троице-Сергиева монастыря. Процесс познания он считал бесконечным. Артемий выделял в человеке три начала: плотское («преестество»), душевное («естество»), и духовное («вышеестество»). И хотя он подчеркивал примат духовного, встречаются в его произведениях и натуралистические идеи [13].

Психологическая мысль в XV в. на общем фоне подъема народного самосознания, прогрессировавших феодальных отношений, расцвета культуры значительно продвинулась в понимании мира и человека. Свойства физических и психических процессов формулируются как подчиненные общему правилу; складывается убеждение в единообразии процессов природы; оформляется идея причинной зависимости этих явлений; опыт и наблюдение осмысливаются как средства познания действительности [14; 15].

Большой вклад в развитие философско-психологической мысли на Руси внес Максим Грек. Преподобный Максим Грек (Михаил Триволис) -знаменитый православный богослов, переводчик, писатель. Родился он около 1470 г. в Греции (г. Ар-та), юность провел в Италии, Франции, там и учился. После получения образования в странах западной Европы Максим удалился на святую гору Афон. Здесь он принимает монашеский постриг.

По приглашению русского Великого князя Василия III Максим Грек отправился в Москву для перевода и исправления богослужебных книг и текстов Русской церкви. Поэтому в историю духовной жизни России преподобный Максим Грек вошел как «писатель, переводчик, просветитель» [6]. Мировоззрение Максима Грека органически вписывается в парадигму русского национального менталитета, для которого, по мысли В. С. Соловьева, в высшей степени характерны «миролюбие и кротость, любовь к идеальному» [16, с. 4]. Bсю свою жизнь Максим Грек неустанно призывал московских государей жить в совершенном соответствии с евангельскими заповедями, быть кроткими, милосердными, справедливыми. Подобные идеи мы встречаем еще в IX в. в «Поучении» Владимира Мономаха.

По мысли М. Грека, одной из важнейших задач государя является борьба с собственными страстями. В том случае, если государь не только не укрощает эти страсти, но и добровольно им покоряется, страдает не только он сам, а и все его поддан-

ные, за которых он несет ответственность перед Богом. Основной задачей государя М. Грек считает самовоспитание. В посланиях к Ивану Грозному даже слово «самодержец» он объясняет как умение царя держать самого себя в руках. Из греховных страстей Максим считает самыми неприемлемыми «сластолюбие, славолюбие и сребролюбие», причем последний есть главный порок. Кроме того, правитель обязательно должен прислушиваться к советам своего окружения, составленного из людей мудрых и дальновидных. Только таким образом государь может стать истинным самодержцем и осуществит свое предназначение на земле: сохранит истинную веру, Православие, и спасет души своих подданных. Идея самосовершенствования человека является ключевой у М. Грека. Смысл человеческой жизни он видел в том, что каждый человек должен всячески ограждать себя от искушений, крепить волю и разум, развивать свои нравственные достоинства. Символ цельности человека - его сердце, в которое Господь закладывает нравственные законы. Именно нравственные усилия позволяют «мысль от плоти обуздати», т. е. победить «плотские искушения». Нравственная чистота непосредственно связана с «чистотой ума», ведь именно «ум», по убеждению Максима Грека, является «кормчим души», и помогает душе избегать «прельщения» «суетным мудрствованием плотолюбцев». Чистота сердца и ума позволяют человеку познать евангельскую любовь, которая «превыше всего». Идея любви занимает важнейшее место в миропонимании Максима Грека. Он неоднократно говорит о том, что самое главное для человека - это иметь «дарованный Богом дар совершенной любви к Всевышнему и к ближним своим.» [16, с. 4].

В своих главных религиозно-философских установках Максим Грек был близок к «нестяжателям». Максим неоднократно писал о том, что монастыри не должны владеть собственностью, ибо обладание богатством мешает инокам избегать мирской суеты и, тем самым, исполнять свой иноческий долг.

Максим Грек традиционно выделял в человеке три начала: плотское, душевное и духовное. Ум -«кормчий души», и он должен играть роль главенствующую по отношению к душе и телу. Но ум сам нуждается в просвещении, которое неотделимо от нравственного совершенствования. Нравственные усилия позволяют «мысль от плоти обуздати». Такой результат связан не только с моральным, но и с познавательным опытом: чтобы постичь истину, надо жить в ней. Необходимо просвещение не только ума, но и сердца. Если сердце «суетно», то никакое постижение истины (а, следовательно, и спасе-

ние) невозможно. Сердце в данном случае - традиционный символ цельности духовной жизни. У Максима Грека, как это принято в христианской традиции, достичь чистоты сердца и ума позволяет любовь, которая «превыше всего», любовь к Богу и ближнему. В истории философии он высоко ценил Сократа, Платона и Аристотеля. Из христианских мыслителей выделял Августина и Иоанна Дамаски-на. В своих воззрениях на государственную власть Максим Грек был сторонником гармонического единства власти светской и духовной. Его идеал -просвещенный властитель, глубоко осознающий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет церкви [17; 8].

М. Грек выражал гуманистические идеи о равенстве людей независимо от расовой или конфессиональной принадлежности благодаря присутствию в каждом человеческом индивиде образа Божия. Человек выражает собой космическую гармонию, он есть микрокосм, соединяющий в себе силы ума и сердца. Учение о микрокосме, унаследованное из античной философии, тесным образом связавд со свободой воли человека. Быть человеком - значит быть Я, являющимся субъектом своей воли и действия. Поэтому тема свободы воли человека, поднятая М. Греком, является ключевой в его произведениях [16]. Воля человека может свободно ориентироваться как на добро, так на и зло. Самое интересное наблюдение, сделанное Максимом, то, что воля может осуществляться бессознательно, не проникая в сферу сознания, и невозможно избежать всех помыслов, приходящих в сознание извне. Человек понимается холистически. Он есть единство души и тела [16].

Русская психологическая мысль развивалась одновременно с западноевропейской мыслью, в чем-то опережая ее; русским мыслителям были известны труды их коллег в Греции, Германии и Франции. В литературно-философских трудах того времени мы видим почти весь спектр проблем, присутствующих позднее в психологии XIX-XX вв.

Вместе с тем, у русских мыслителей были свои излюбленные темы, такие, как проблема справедливости и ответственности, которые должны быть присущи всем людям, но особенно тем, кто облечен властью; идея самосовершенствования (борьбы со страстью); проблема Богопознания как аспект теории познания и др. Они выдвигают идеи, ставше впоследствии предметом обсуждения и в западной Европе (теория сна, психология властителя, идея телесной конституции и ее связи с психикой). Уже в те отдаленные времена наметились две тенденции

во взглядах на душу человека: натурфилософский и философско-религиозный, что явилось началом формирования двух основный направлений в философии и психологии.

Итак, в период русского Средневековья были созданы первые известные нам произведения психологического характера. Это касается прежде всего трудов Нила Сорского, Артемия Троицкого и Максима Грека, которые создали произведения обобщающего характера. Несомненно, это было возможно только благодаря тому, что ранее существовали рукописные работы, касающиеся психологических вопросов. Сам факт появления таких работ свидетельствует о возросшем интересе грамотных людей на Руси к вопросам душевной жизни. Русские авторы произведений психологического содержания, так же, как на Западе, были служителями церкви. Именно монастыри в Средние века становятся основными хранилищами и источниками психологических знаний. Еще одна важная особенность Средневекового знания, в том числе отечественного знания, заключается в том, что произведения психологического содержания сохраняют изначальный синкретизм содержания и формы. Русские летописи, к примеру, являлись и художественными произведениями, допускающими субъективное отношение автора к событиям, которые он описывает, и историческими хрониками, и научными трудами. Эта тенденция сохраняется вплоть до XIX в. Так, роман Чернышевского «Что делать?» написан в стихотворной форме (целые главы романа написаны свободным стихом, при этом деление на строфы, как в стихах, не соблюдается) и представляет собой художественное произведение философско-психо-логического характера. Подобная тенденция прослеживается и в произведениях некоторых современных авторов (например, у Сергея Алексеева) и отражает единство мира, отраженное в понятиях и образах.

Средневековые авторы, судя по всему, были знакомы с произведениями древнегреческих авторов, они творили в русле мировой философско-психологической мысли. Однако на многие вопросы, касающиеся психической жизни, у них был свой взгляд.

Таковы мысль о единстве тела и души, идея недеяния, созерцательность, которая соседствует с противоположной, казалось бы, идеей борьбы с греховными помыслами и отражает примат идеи о необходимости самосовершенствования человека. Еще одной особенностью русской психологической мысли является своеобразие философско-религиозных установок, в которых соединялись язычество и христианство.

Главными темами русских авторов, в том числе Нила Сорского и Максима Грека, всегда была идея нравственного самосовершенствования и идея справедливости. Особенностью русской психологической мысли периода Средневековья, начиная с Владимира Мономаха, была практическая направленность их произведений, единство мирозоззрен-ческих выкладок и вытекающих из них практических советов.

Все это обусловливает своеобразие психологической мысли периода русского Средневековья и преемственность отечественных психологических взглядов.

Литература

1. Бредихин В. Е., Слезин А. А., Никулин Р. Л. Древняя и Московская Русь. URL: http:// alleng.ru/d/hist/ hist179.htm

2. История психологии. URL: http://historypsiholog.ru

3. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII вв.: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990.

4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. М.: Педагогика, 1995.

5. Иконников В. С. Максим Грек и его время. 2-е изд. Киев, 1915.

6. Гриненко Г. В. История философии. М.: «Юрайт-Издат», 2006.

7. Синицына Н. В. Нестяжательство и русская православная церковь XIV-XVI вв. // Религии мира. История и современность. Ежегодник. М., 1983.

8. Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. Л., 1970.

9. Нил Сорский. БСЭ. URL: http://bse.sci-lib.com/article081842.html

10. Послания преподобного Нила Сорского. Посл. III. / в пер. А. Н. Муравьёва. URL: http:// stnil.narod.ru/posl120.htm

11. Кольцова В. А. История психологии. Проблемы методологии. М.: « Институт психологии РАН», 2008.

12. Костомаров Н. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Ростов-на Дону: Феникс, 19951997.

13. Лихачев Д. С. История древнерусской культуры. СПб., 1989. С. 20-53.

14. Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Т. 1. М., 1987.

15. Козловский С. В. История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц. URL: http://www.likebook.ru/books/view/ 122359

16. Кондаков И. М. Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв. // Психологический журнал. 1999. № 6.

17. Галич А. И. Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий. СПб., Академия наук, 1834.

R. S. APENOK (CHERKASOVA)

Т. 9. № 8, 2014

References

1. Bredikhin V. Ye., Slezin A. A., Nikulin R. L. Drevnyaya i Moskovskaya Rus'. URL: http:// alleng.ru/ d/hist/hist179.htm

2. Istoriya psikhologii: URL: http:// historypsiholog.ru

3. Gromov M. N., Kozlov N. S. Russkaya filosofskaya mysl' X-XVII vv.: ucheb. posobiye. M.: Izd-vo MGU, 1990.

4. Antologiya pedagogicheskoj mysli Drevnej Rusi i Russkogo gosudarstva XIV-XVII vv. M.: Pedagogika, 1995.

5. Ikonnikov V. S. Maksim Grek i yego vremya. 2-e izd. Kiyev. 1915.

6. Grinenko G. V. Istoriya filosofii. M.: «Yurajt-Izdat» , 2006.

7. Sinitsyna N. V. Nestyazhatel'stvo i russkaya pravoslavnaya tserkov' XIV-XVI vv. // Religii mira. Istoriya i sovremennost'. Yezhegodnik. M., 1983.

8. Kazakova N. A. Ocherki po istorii russkoj obshhestvennoj mysli. Pervaya tret' XVI v. L., 1970.

9. Nil Sorskij. BSE. URL: http://bse.sci-lib.com/ ar-ticle081842.html

10. Poslaniya prepodobnogo Nila Sorskogo. Posl. III. / v perevode A. N. Murav'yova. URL: http:// stnil.narod.ru/posl120.htm

11. Kol'tsova V. A. Istoriya psikhologii. Problemy metodologii. M.: «Institut psikhologii RAN» , 2008.

12. Kostomarov N. Istoriya Rossii v zhizneopi-saniyakh yeye glavnejshikh deyatelej. Rostov-na-Donu: Feniks, 1995-1997.

13. Likhachev D. S. Istoriya drevnerusskoj kul'tury.-SPb., 1989. S. 20-53.

14. Klyuchevskij V. O. Sochineniya v devyati tomakh. Tom 1. M., 1987.

15. Kozlovskij S. V. Istoriya i starina: mirovospriyatiye, sotsial'naya praktika, motivatsiya dejstvuyushhikh lits. URL: http://www.likebook.ru/books/ view/122359

16. Kondakov I. M. Metafizika dushi v russkoj psikhologii na rubezhe XVIII-XIX vv. // Psikhologicheskij zhurnal. 1999. № 6.

17. Galich A. I. «Kartina cheloveka. Opyt nastavitel'nogo chteniya o predmetakh samopoznaniya dlya vsekh obrazovannykh soslovij». SPb., Akademiya nauk, 1834.

* * *

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL THOUGHT IN RUSSIA IN THE PERIOD OF MIDDLE AGES

APENOK (CHERKASOVA) RAISA SERGEYEVNA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: chera55@mail.ru

In article author discussed features of psychological representations of the Russian Middle Ages. Author emphasized the continuity of domestic psychological views of the Medieval period and Modern times. Author analyzed main tendencies of development of philosophical and psychological thought of this period, noted emergence of works of especially psychological contents. Author also noted existence during the considered period of hand-written collections of the philosophical contents in which there are psychological issues. The most known hand-written editions are «Bee», «Sensible Paley» and «Dioptra». Psychological ideas expressed in Neil Sorsky, Philip Pustynnik, Artemy Troitsky, Maxim Grek's works who were priests. By the end of the XV century interest to questions of mental human life so amplified that there was a need for special compositions on psychological subjects. In works of medieval authors there are such subjects, as a problem of requirements, a problem of passions and fight against them, a problem of self-improvement of the person, a problem of knowledge, love, justice, a ratio spiritual and carnal in the person, a problem of a free will and others. Ideas of «non-possessors» which psychological essence was that the main thing in human life isn't made in the external world in relation to the person, and in the person rendered huge value on development of philosophical and psychological thought in Russia. As a whole for philosophical thought of that time the aspiration to deep and comprehensive knowledge of the world and the person is peculiar.

Key words: Russian Middle Ages, philosophical and religious views, moral self-improvement, justice, Neil Sorsky, Artemy Troitsky, Maxim Grek.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.