Научная статья на тему 'Тенденции развития фермерских (крестьянских) хозяйств в регионе Псковско-Чудского озера'

Тенденции развития фермерских (крестьянских) хозяйств в регионе Псковско-Чудского озера Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
242
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития фермерских (крестьянских) хозяйств в регионе Псковско-Чудского озера»

В. В. МОРОЗОВ, З. И. КУРБАТОВА

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКИХ (КРЕСТЬЯНСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В РЕГИОНЕ ПСКОВСКО-ЧУДСКОГО ОЗЕРА

В Псковской области находится Псковско-Чудское озеро, которое является четвертым по величине и самым крупным трансграничным водоемом Европы.

Поэтому целевой территорией исследований был регион российской стороны этого водоема, включающий 4 муниципальных образования Псковской области: Гдовский, Печорский, Псковский районы и г. Псков; 3 муниципальных образования Ленинградской области: Кингисеппский, Сланцевский районы и г. Ивангород.

Исследования проводились по заказу Псковской областной организации "Чудской проект" в рамках проекта ПРООН/ГЭФ (Программа развития Организации Объединенных Наций / Глобальный Экологический Фонд) "Разработка и реализация Программы управления бассейном Псковско-Чудского озера" на российской стороне.

С началом реформ в аграрном секторе экономики и по настоящее время вопросы о роли и возможностях крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) в сельскохозяйственном производстве по-прежнему остаются дискуссионными.

Становление фермерских хозяйств шло двумя путями: получением земли путем выхода из хозяйства или в районном фонде перераспределения, либо через внутрихозяйственную аренду с последующим выходом со своим наделом и, опять же, арендой дополнительных площадей у других собственников.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности КФХ определяет Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 № 74-ФЗ.

По данным Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Псковской области, Сланцевскому и Кингисеппскому районам Ленинградской области установлено, что земельные участки предоставлялись КФХ (как с образованием юридического лица, так и индивидуальным предпринимате-

лям-гражданам, использующим землю для производства сельскохозяйственной продукции) на правах: собственности, пожизненно наследуе -мого владения, пользования и аренды.

Из общей площади земель, которую занимают организации и граждане для сельскохозяйственной деятельности, на долю КФХ приходится в Кингисеппском районе 5,3%, Печорском и Псковском 1,4 - 1,8%, Гдовском 0,6%, Сланцевском 0,8 %. Около половины земель находится в муниципальной собственности. Более всего форм собственности у фермеров в Кингисеппском районе, где присутствует собственность граждан (58%), собственность юридических лиц (28%). Остальное количество земель фермеров находится на землях муниципальной и государственной собственности: на праве аренды (25%), пользования (4%) и пожизненного наследуемого владения (5%).

В Гдовском районе в собственности граждан находится 45%, в Псковском - почти 70%, в Печорском - всего лишь 10%, в Слан-цевском - 0,8 %. Остальная часть земли фермеров практически относится к муниципальной и государственной собственности и используется на праве аренды.

Выделяется Псковский и Кингисеппский районы, где площадь земли в собственности у фермеров почти в 2 раза больше, чем в аренде или другой форме пользования. Два фермера имеют свои земли в г. Ивангород на праве собственности (39,4 %) и аренды (60,6%). В г. Пскове этого не отмечено.

Аренда сельскохозяйственных земель в настоящее время в России является практически единственным реальным способом включения их в хозяйственный оборот.

Если в странах Западной Европы арендные договоры заключаются преимущественно с частными лицами, поскольку практически вся земля там находится в частной собственности физических лиц, то в России арендодателями выступают органы местного

самоуправления, сельскохозяйственные предприятия и граждане, в первую очередь ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства.

В Российском законодательстве имеется уникальный вид аренды, не известный ни нашему дореволюционному, ни западноевропейскому земельному законодательству. Это аренда земельных долей, принадлежащих членам коллектива сельскохозяйственного предприятия, являющихся участниками долевой собственности.

Как показали результаты опросов фер-меров-участников последних четырех съездов (2001-2004 гг.) российского АККОР и московского крестьянского союза, свыше 75% из них выступают за то, чтобы земля у них была в основном собственной и, лишь частично, арендованной. Только таким способом, считают они, можно обеспечить высокий уровень надежности и заинтересованности в наращивании потенциала крестьянских хозяйств.

В исследуемом регионе площадь земель, используемых организациями и гражданами, занимающимися производством сельхозпродукции, из земель занимаемых фермерами до 90% относятся к сельхозугодьям, причем 50-70% (в зависимости от распределения в районах) - это пашня. Остальное распределяется между сенокосами, пастбищами, многолетними травами и залежью.

На территории фермерских хозяйств всех районов, кроме Гдовского, присутствует лес, занимающий 2-10% площади. Земель неудобных (находящихся под водой, застройки, болота, нарушенные земли и прочие) у фермеров практически нет (0,1-1,4%). В основном, такие земли относятся к землям организаций.

Перечень хозяйств, которые прошли перерегистрацию по данным Федеральной службы государственной статистики по Псковской области и отдела сельского хозяйства и природопользования Сланцевского района, сократилось в 2 и более раза.

Выделенные земельные участки не всегда используются фермерами по назначению. Основной причиной, по которой фермеры не могут проводить полевые работы, это отсутствие денежных средств на покупку материально-технических ресурсов и оплату услуг.

Группировка ФКХ по размеру предоставления участков показывает, что фермерс-

кий сектор составляет в основном довольно мелкие хозяйства.

Средний размер хозяйств в районах Ленинградской области 8,7 га, в Печорском и Псковском районах 12-15 га, в Гдовском - 33 га. В Гдовском районе перерегистрировались всего 4 хозяйства и площадь одного из них ("Наша Надежда") составляет 71 га. В Печорском районе максимальный размер земель в фермерском хозяйстве Глебова В.Е. составляет 31,5 га. В Сланцевском районе также есть хозяйства площадью 20, 26, 30 га. Но в основном фермерские хозяйства мелкие 3-5 га, а некоторые не занимают даже 1га.

Основная специализация - кормовая база для животноводства, зерновые, картофель, овощи. Животноводческое направление -крупный рогатый скот, разведение свиней. В Сланцевском районе есть ферма Николаева В.В., где занимаются разведением кроликов.

По объему производства и уровню товарности производимой продукции мелкие хозяйства по существу мало отличаются от большинства личных подсобных хозяйств населения и носят преимущественно потребительский характер, особенно в первые годы их формирования.

Укрупнение фермерских хозяйств и увеличение занятых ими площадей земель дает возможность варьировать при получении растениеводческой и животноводческой продукции.

Участие фермерских хозяйств в производстве зерновых в районах Псковской области не превышает 10%, в Сланцевском районе эту культуру возделывают только сельскохозяйственные предприятия.

Но валовой сбор картофеля достигает 20% по отношению к государственным предприятиям в Гдовском и Печорском районах и урожайность при этом в 2 раза выше. В Сланцевском районе фермеры дают 63,9% картофеля.

Большую роль играют фермеры Гдовс-кого района в выращивании овощей открытого грунта (64% объема производства государственными сельхозпредприятиями). В Слан-цевском районе при выращивании этой культуры на долю фермеров приходится 92%. Это объясняется тем, что при выращивании овощей мало механизирован технологический процесс и используется в основном ручной труд. В государственных сельхозпредприяти-

ях ощущается нехватка рабочих.

Доля фермеров при заготовке многолетних трав на сено в Гдовском и Псковском районах достигает более 10%, в Слан-цевском районе - около половины. В Печорском и Псковском районах травы на зеленый корм заготавливают только сельскохозяйственные предприятия.

При производстве растениеводческой продукции происходит специализация. Если в Псковской области возделыванием зерновых культур занимаются все виды хозяйств, то в Сланцевском и Кингисеппском районах только сельхозпредприятия.

В Сланцевском районе фермеры специализируются по производству овощей и заготовке сена.

Но по мере старения сельского населения, износа техники в крупных хозяйствах товарное производство картофеля и овощей в личных подсобных хозяйствах населения будет становиться все менее привлекательным. Освободившуюся нишу должны занять КФХ.

При производстве продукции крупного рогатого скота (молока, мяса) доля фермерских хозяйств в исследуемых районах не превышает 1,4% в Кингисеппском районе, а при разведении свиней 14,8%. Далее идет Сланцев-ский район 1,2 и 9,3% соответственно и районы Псковской области, где эти показатели составляют 0,3-1,0% и 0,1-3,5% соответственно.

Таким образом, доля фермерских хозяйств в производстве продукции растениеводства и животноводства по сравнению с сельхозорганизациями и хозяйствами населения невелика, кроме отдельных отраслей растениеводства.

Нынешних фермеров можно назвать первым поколением (постсоветских времен) сельских товаропроизводителей рыночной ориентации. В силу этого обстоятельства они не могут опираться на опыт предыдущих поколений, использовать ранее созданную материально-техническую базу, рыночные институты. Реальная обстановка на селе такова, что КФХ не располагают необходимыми ресурсами для создания эффективного производства (тракторами, комбайнами, сельхозмашинами, горючим, смазочными материалами, удобрениями и др.).

Для повышения производства сельско-

хозяйственной продукции, сырья и продовольствия и вовлечения в рыночный оборот фермерских хозяйств и других субъектов малого предпринимательства важное значение приобретает реализация Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве", где отмечено, что на вышеназванные хозяйства распространяются все меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ.

По сообщению Министра сельского хозяйства А. Гордеева (2005 г.) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минсельхозом России разрабатывается система нормативных правовых актов, обеспечивающих правовое регулирование развития сельскохозяйственного производства в Российской Федерации. В первую очередь это относится к разработке проекта федерального закона "О развитии сельского хозяйства и агропродоволь-ственного рынка в Российской Федерации".

Минсельхозом России разработана Стратегия развития агропромышленного комплекса и рыболовства на период до 2010 г., которая одобрена Правительством Российской Федерации. Начиная с 2006 г., средства федерального бюджета должны предоставляться только на финансирование федеральных целевых программ. Поскольку в рамках Стратегии предусмотрена разработка Федеральной целевой программы повышения эффективности и развития ресурсного потенциала сельского хозяйства, решено, что частью ее будет подпрограмма "Поддержка малого предпринимательства".

Создание новых фермерских хозяйств особенно важно там, где сельскохозяйственные предприятия несостоятельны и прекращают свою деятельность.

Выявлена необходимость внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты с целью государственной регистрации самого крестьянского (фермерского) хозяйства, а не главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

В каждом конкретном случае должна создаваться модель производственной специализации хозяйства как условие его конкурен-

ll

тоспособности с учетом местных природных, организационно-экономических и социальных факторов.

В развитых странах все больший размах получают исследования по системе с официальным названием "устойчивого" сельского хозяйства. Ее главная цель - надежный рост производства за счет экономии внешних и максимального использования внутренних ресурсов хозяйства.

Экологическое сельское хозяйство в российской истории имеет глубокие корни. Достаточно вспомнить А. Т. Болотова, разработавшего еще в XVIII в. основные принципы "Хозяйствования в согласии с природой". За рубежом его называют "отцом экологического земледелия".

Один из основных аргументов противников экологического земледелия - это вопрос продуктивности.

Но, по мнению зарубежных экспертов, Россия одна из самых перспективных стран для развития экологического сельского хозяйства.

Уместно также напомнить, что сельское хозяйство России совсем недавно отказалось от травопольной системы земледелия, которая в сущности являлась чисто биологической. Поэтому частичный возврат к этой системе позволит существенно улучшить экологическую обстановку в агрофитоценозах и повысить качество растениеводческой продукции.

По подсчетам экспертов Российской академии наук Россия ежегодно должна получать из Глобального экологического фонда 18 млрд. долларов за сохранение чистоты природных экосистем. Об этом заявил советник председателя Совета Федерации Михаил Коробейников, выступая на II Международной конференции по экологическому агропроизводству. По его мнению, в ближайшее время место России в мире будет определяться не столько экономической значимостью природных ресурсов, сколько экологической составляющей российского национального богатства.

В небольших фермерских хозяйствах исследуемого региона, как правило, надо иметь 1-2 севооборота в зависимости от качества земель и специализации хозяйства. Вводить севообороты целесообразно зернотравяные, зернотравянопропашные, травопольные, почвозащитные. Как временная мера

в этих севооборотах возможно включение чистых и сидеральных паров для окультуривания почвы и подавления сорняков.

Наиболее экологически совместимы с легкими почвами в регионе озимая рожь, картофель, гречиха, рапс, морковь люпин, люцерна, сераделла, злаковые многолетние травы, козлятник; по мере окультуривания почвы - ячмень, озимая пшеница, овес, кормовые корнеплоды и клевер. На почвах тяжелого гранулометрического состава можно выращивать, кроме названных, и другие культуры, включая лен.

Для повышения плодородия почв, улучшения фитосанитарного состояния посевов и устранения потерь азота в севообороты целесообразно вводить пожнивные и поукосные культуры на зеленое удобрение: сераделлу, рапс яровой, горчицу белую, редьку масличную, фацелию. Посев пожнивных культур после уборки основных должен проводиться не позднее 1 августа.

Учитывая низкую требовательность таких бобовых культур, как люпин и козлятник и их высокую экологическую совместимость с почвенными условиями, в хозяйствах следует наладить производство семян. Их можно выращивать и как сидеральные, и как кормовые культуры. Для быстрейшего освоения севооборотов требуется организовать производство семян клевера и злаковых многолетних трав. Без этого нельзя серьезно говорить об освоении систем земледелия и животноводства; без этого и другие усилия обречены на неудачу.

Экологические фермерские хозяйства должны наряду с растениеводством включать животноводческое направление, что необходимо для полной товарной продукции на месте и получения органических удобрений.

Последние 10-15 лет экологическое сельское хозяйство во всем мире становится все более популярным. Выделяется направление органического сельского хозяйства. Зарубежный опыт экологического сельского хозяйства дает основание и для развития такого же направления в России, в том числе в регионе Псковско-Чудского водоема. Это направление сельского хозяйства предполагает отказ от минеральных удобрений и пестицидов, что будет способствовать выращиванию экологически чистых растений и здоровых животных

без химических средств и фуражных добавок. Основным недостатком является снижение урожайности. Но на том низком фоне урожая зерновых и других сельскохозяйственных культур в регионе хуже уже не будет. Для внесения органических удобрений и сидератов также требуются материальные затраты. Кроме того, окупаемость будет не сразу. С целью развития экологического фермерства на российской стороне Псковско-Чудского озера необходимо рекомендовать использование севооборотов на основе плодосмена с учетом природно-ресурсного потенциала региона. Кроме традиционных систем земледелия и животноводства для развития экофермерства рекомендуются следующие направления: садоводство (плодово-ягодное направление), возделывание лекарственных трав, коневодство, кролиководство, разведение птицы, пчеловодство, фермерство на водоемах (рыба, раки, нутрии). Имеется комплекс рекомендованных сортов растений и пород животных, акклиматизированных к природно-климатическим условиям исследуемого региона.

Расширение масштабов внедрения экологического сельского хозяйства стимулирует начатая с января 2000 г. реформа продовольственного дела в Европейском союзе. В конце 2002 г. Совет министров сельского хозяйства стран-членов Европейского союза принял решение об организации Европейского комитета по безопасности продовольствия (European Food Safety Autority-EFSA) и одобрил новые юридические нормы продовольственной политики. Это решение свидетельствует о создании системы контроля за безопасностью продовольственных товаров в ЕС-15 и принципов использования научных знаний при формировании продовольственной политики.

В России определена соответствующая нормативная база.

В ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ в редакции от 09.05.2005 г. представлены цели технических регламентов:

- защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В производстве экологической продукции выделяют два этапа сертификации:

- этап сертификации процесса сельскохозяйственного производства;

- этап сертификации конечного продукта.

В результате сертификации выдается

"сертификат соответствия".

Сертификации подлежат почвы земельных участков пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ, залежей, участков рекультивируемых почв. Объектом сертификации являются почвы отдельно обрабатываемых земельных участков и грунты теплиц, парников и других объектов искусственно созданной среды, а также собственно грунты, смеси, торф, сапропели, предназначенные для выращивания сельскохозяйственных и декоративных культур и получения экологически безопасной продукции.

На проходившей в 2003 г. в Совете Федерации Международной конференции "Экологическое сельское хозяйство и новые перспективы для России" было отмечено, что сертифицированные для экологического сельского хозяйства земли в РФ составляют лишь 0,003% к площади всех земель сельскохозяйственного назначения.

31 мая 2005 г. в Совете Федерации РФ состоялась вторая международная научнопрактическая конференция "Проблемы развития и правового обеспечения экологического агропроизводства в РФ". В работе конференции приняли участие представители сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, торговых сетей, ученые из России, Германии, США, Дании, Украины, Швеции. Первый заместитель председателя Комитета по аграрно-продовольственной политики РФ Олег Шурдумов отметил, что тема создания экологического агропроизводства в РФ очень актуальна сегодня, так как использование синтетических добавок угрожает безопасности нации.

Развитие российского рынка экологически чистой продукции перспективно в экологическом растениеводстве, семеноводстве, животноводстве и других направлениях сельскохозяйственного производства. Отдельно выделяется рынок дикоросов - ягоды, грибы, орехи, лекарственные орехи и рынок аквакуль-

туры - рыба, моллюски, креветки. Кроме того, экологические продукты питания, а также экологическая древесина, текстиль ориентированы, прежде всего, на потребителя, который заботится о своем здоровье, для детского и диетического питания, где предъявляются жесткие требования к качеству продуктов. Перед Россией стоит задача создания гармонизированной с общепринятыми международными требованиями российской нормативной базы - системы сертификации и маркировки в области экологического сельского хозяйства и признания его в дальнейшем международными торговыми партнерами в соответствии с требованиями ВТО.

Развитие фермерства и получение эко-логически-чистой сельскохозяйственной продукции на российской стороне региона Чудского озера возможно и реально. Вероятно, быстрее этот процесс должен пойти в районах Псковской области, так как по всем анализируемым параметрам состояние здесь хуже, чем в районах Ленинградской области.

В результате изменения структуры посевных площадей и уменьшения ассортимента возделываемых культур, важно продумать специализацию фермерского хозяйства в соответствии с природно-климатическими условиями зоны и спросом рынка. Превалировать могут выращивание картофеля, овощей открытого и закрытого грунта, заготовка многолетних трав. Если хозяйство имеет животноводческую направленность, выгоднее корма покупать у специализированных хозяйств, как это делают за границей. Возделывание зерновых культур можно оставить еще сохранившимся государственным предприятиям, которые имеют большие площади, технику, в состоянии приобрести гербициды или правильно составить севооборот, провести механизированную уборку последующую обработку семян и соломы. В нашей зоне яровые и озимые зерновые в зависимости от климатических условий подвержены "вымоканию", "вымерзанию". Поэтому эту культуру для корма выгоднее покупать.

Учитывая опыт международного развития экологического фермерства, этот процесс на российской стороне Псковско-Чудского водоема возможен и перспективен. Но при этом необходимо учитывать природно-ресурсный

потенциал и климатические условия региона.

Для каждого фермерского хозяйства необходимо научно обосновать и разработать 12 севооборота на основе плодосмена как фактор биологического земледелия. Отказ от минеральных удобрений и пестицидов будет вести к получению экологически чистой продукции растениеводства и, как следствие, животноводства. В аспекте расширения специализаций фермерских хозяйств и получения экологически чистой продукции для населения необходимо развивать нетрадиционные направления деятельности фермеров. Кроме того, фермерам необходима государственная поддержка на федеральном уровне (законодательная или в соответствии с Федеральными целевыми программами) и на региональном (способствовать увеличению размеров земельных участков, помогать в развитии актуальной для региона специализации, кооперации и т.д.).

Получение экологически чистой продукции в исследуемом регионе воз-можно. И быстрее это может произойти в районах Псковской области, где и сейчас почти не вносят удобрения и пестициды, в отличие от районов Ленинградской области. Но если не будет действенной нормативной базы и поддержки государства, этот процесс затянется на долгие годы.

Сложившуюся в регионе ситуацию следует использовать на благо развития экологического фермерства, что даст возможность осваивать перспективные технологии земледелия и животноводства, подойти к производству с научно-обоснованной точки зрения и стать примером для зарубежных стран. Экономическая поддержка государства может быть использована для покупки дорогостоящей техники, платы за проведение сертификации, компенсации потерь при форс-мажорных ситуациях в сельском хозяйстве "зоны рискованного земледелия". В обозримой перспективе фермерские (крестьянские) хозяйства стать альтернативой крупным коллективным сельскохозяйственным предприятием не смогут, но их прерогатива в получении экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Это будет приоритетная стратегия ФКХ, что позволит повысить их роль в аграрном секторе экономики.

Необходимо отработать механизм сер-

тификации агропроизводства в исследуемом регионе, где практически вся сельскохозяйственная продукция экологически чистая. Но нет механизма, чтобы это подтвердить, поэтому необходимо создать такой механизм и за отечественной продукцией растениеводства, животноводства, рыбоводства еще будут стоять в очереди зарубежные коллеги. Для развития различных направлений фермерских хозяйств и получения экологически чистой продукции необходимо привлекать инвестиции из-за рубежа, в частности из близрасположенных стран Европейского Союза, если они заинтересованы в развитии экологического земледелия и чистоты приграничных водоемов, одним из которых является Псковско-Чудское озеро.

Ошибочно ориентировать в России только обеспеченную часть населения на потребление экологически чистой продукции сельского хозяйства. Основным потребителем должна стать индустрия производства детского питания. Нормативно-правовая база может

этому способствовать, так как здоровье нации, здоровье будущих поколений дороже всего.

Для обеспечения рыночной поддержки фермеров деятельность органов государственного управления должна быть сосредоточена на формировании объектов рыночной инфраструктуры: оптовых продовольственных рынков, кредитных и обслуживающих кооперативов, торговых мест на рынках, ветеринарных клиник, лизинговых и страховых кампаний и других объектов; а также на укрепление интеграционных связей фермерских хозяйств с другими хозяйствующими объектами.

Стабилизация и необходимость обеспечения устойчивого развития фермерских хозяйств требуют системного анализа их деятельности, выявления закономерности развития. Для этого необходимо постоянно осуществлять мониторинг функционирования фермерских хозяйств, анализа их положения в регионе, формирования соответствующих информационных банков.

Литература

1. Боголюбов С. А. Экология: юридический энциклопедический словарь / С. А. Боголюбов. - М.: Норма, 2001. - 448 с.

2. Водный кодекс РФ: ФЗ от 16.11.1995 № 167-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ. 1995. № 47. ст. 4471.

3. Васюков Ю. В. Рынок экологического сельского хозяйства в России: Перспективы и реальность / Ю. В. Васюков // Земледелатель. Вып.3. - Тула: Филин, 1995. - С. 106-109.

4. Варламов А. А. Повышение эффективности использования земли / А. А. Варламов, С. Н. Волков. - М.: Агропромиздат, 1991.

5. Голдштаин В. Ведение хозяйства на экологической основе в лесо-степной и степной зонах Молдовы, Украины и России / В. Голдштаин, Б. Боинчан. - М.: ЭкоНива, 2000. - 450 с.

6. Гордеев А. Малым формам хозяйствования - государственную поддержку / А. Гордеев //Экономика сельского хозяйства России. 2005. № 6. - С. 3-4.

7. Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии, 1989. - 406 с.

8. Производство экологически чистых продуктов растениеводства: учеб.-практ. пособ. / В. М. Дуд-кин, А. Н. Григорьев, И.В.Дудкин и др. - М.: Таав, 2001. - 44 с.

9. Земельный кодекс РФ :ФЗ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ. 2001. № 44. ст. 4147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Климентова Е. Оценка экологической устойчивости сельскохозяйственного ландшафта / Е. Климентова, В. Гейниге // Мелиорация и водное хозяйство. 1995. № 5. - С. 33.

11. Кирюшин В. М. Экологические основы земледелия / В. М. Кирюшин. - М.: Колос, 1996. - 367 с.

12. Козлов М. П. Пути развития фермерского хозяйственного уклада в России / М. П. Козлов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 7. - С. 46-49.

13. Козлов М. П. Тенденции развития крестьянских (фермерских) хозяйств и крестьянских подворий / М. П. Козлов // АПК: экономика, управление. 2005. № 2. - С. 57-62.

14. Лесной кодекс РФ: ФЗ от 29.01.1997 № 22-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ. 1997. № 5. ст. 610.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.