Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙН / ЭКСПОРТ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА / ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Лилия Валерьевна, Сальникова Ольга Владимировна, Шабаева Елена Александровна

Рассматриваются результаты экспорта российской интернет-торговли в 2019 г., страновая и товарная структура экспорта интернет-торговли. Выделяются перспективные направления российского экспорта интернет-торговли и преимущества современной логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ»

УДК 339-564

Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова, Е. А. Шабаева

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

Аннотация. Рассматриваются результаты экспорта российской интернет-торговли в 2019 г., страновая и товарная структура экспорта интернет-торговли. Выделяются перспективные направления российского экспорта интернет-торговли и преимущества современной логистики.

Ключевые слова: интернет-торговля, онлайн, экспорт, интернет-магазин, торговая площадка, логистика.

Появившаяся в начале 1990-х гг. прошлого века Всемирная паутина менее чем за 25 лет стала основным медиаресурсом всего мира. Интернет занял важное место в торговле, и если еще 5-10 лет назад торговые предприятия относились к сфере интернет-торговли с определенной долей скептицизма, то сейчас даже самые крупные торговые компании не могут абстрагироваться от развития интернет-магазинов. Более того, за последние три-четыре года стало очевидно, что интернет-торговля - путь в будущее, тогда как игнорирование последней - путь к провалу и банкротству. Хотя бы тот факт, что абсолютное большинство торговых предприятий создали и развивают интернет-магазины, говорит о многом.

Преимущества ведения бизнеса с использованием каналов электронной торговли:

1) освоение новых экспортных рынков с наименьшими затратами;

2) четкий таргетинговый фильтр, предложение товара именно своей целевой аудитории;

3) возможность отправлять товары из любой точки мира через логистические каналы;

4) удобный сбор ценной аналитической информации о потребителях;

5) расширение аудитории - товар доступен пользователям по всему миру;

6) контроль изменений спроса и отношения потребителей к товару в режиме онлайн.

Интернет-торговля является одним из наиболее динамичных секторов в экономике

России. Она растет за счет числа заказов, но не за счет среднего чека, который падает третий год подряд. Хотя рост количества онлайн-покупателей продолжается, количество онлайн-заказов растет в первую очередь за счет увеличения частоты покупок (рис. 1) [1].

1620

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Окпайн-прсдажи(игнруБ.} ■ Рост объема предав Рост Korvea заказов Рост среднего чека

Рис. 1. Структура российского рынка интернет-торговли

© Рожкова Л. В., Сальникова О. В., Шабаева Е. А., 2020.

Объем интернет-экспорта на данный момент очень мал и составляет около 3 % от всех интернет-продаж внутри страны (объем экспорта составлял в 2019 г. 817 млн долл., при среднем чеке 52 долл.). Однако потенциал развития является колоссальным благодаря, с одной стороны, эксклюзивности, качеству товаров и, с другой - заинтересованности в российских товарах покупателей во всем мире. По данным компании eBay, на этом аукционе выставлено более 400 тыс. товаров со словом «russian» в описании, большая часть из них относится к одежде, обуви и аксессуарам, книгам и ювелирным украшениям [1].

Очевидно, что русские интернет-магазины заинтересованы в продажах за рубеж. По данным компании eBay, которая заявила о своем намерении открыть аукцион для российских продавцов, за короткие сроки поступило более 10 тыс. заявок на размещение товаров от магазинов малого и среднего сегмента. Их количество может резко увеличиться до десятков тысяч.

Постепенно отечественные компании начинают выходить также и на китайские ведущие торговые площадки. Так, российский ритейлер АБК договорился с китайской Alibaba Group о продаже отечественных кондитерских изделий и экологически чистой еды на входящей в Alibaba торговой площадке Tmall Global. За три года сотрудничества с одной из крупнейших китайских онлайн-площадок (партнерами Tmall Global являются американский ритейлер Costco, новозеландский Countdown, корейский Lotte Mart) АКБ планирует выйти на оборот в 60 млн долл. [2].

Российский онлайн-экспорт растет как в ближнее, так и в дальнее зарубежье. Лидирующими направлениями экспорта среди стран дальнего зарубежья остаются США, а среди стран ближнего зарубежья - Беларусь (табл. 1) [1].

Таблица 1

Направления экспорта российской интернет-торговли

Страна 2018 г. 2019 г.

Страны дальнего зарубежья, всего 58,9 % 57,2 %

США 17,6 % 20,4 %

Германия 4,5 % 4,3 %

Великобритания 3,8 % 3,8 %

Франция 2,4 % 2,3 %

Канада 2,2 % 2,3 %

Израиль 2,0 % 2,2 %

Китай 2,4 % 1,9 %

Другие страны дальнего зарубежья 24 % 20 %

Страны ближнего зарубежья, всего 41,1 % 42,8 %

Беларусь 17,5 % 21,8 %

Казахстан 13,7 % 12,9 %

Украина 6,6 % 4,6 %

Другие страны ближнего зарубежья 3,2 % 3,5 %

Категория «Одежда, обувь и аксессуары» сохраняет лидерство по доле долларовой выручки (рис. 2) [1]. Категория «Электроника» уступила второе место коллекционным вещам. К самым динамичным категориям относятся «Красота и здоровье» (+24 %), «Дом и сад» (+10 %), «Запчасти» (+9 %).

Медикаменты Музыка Дом и сад Красота и здоровье Хобби и спорт Автозапчасти Электроника Коллекционные вещи

Одежда, обувь 39%

Рис. 2. Распределение доли выручки в долларах

Учитывая стремительное развитие интернет-торговли внутри страны, необходимо переходить на качественно новый уровень продвижения отечественных товаров за рубеж. Пример экспорта софтверных услуг лишний раз доказывает, что потенциал страны достаточно велик, чтобы реализовать себя в трансграничной коммерции. К 2018 г. объем экспорта интернет-торговли составил всего 5-10 % от общего числа интернет-сделок внутри страны. Импорт товаров через интернет в 2018 г. составил 75-90 млн отправлений при среднем чеке в 40 долл., а весь экспорт - 500-700 тыс. отправлений в год. Данные цифры обусловлены рядом факторов, непосредственно влияющих на развитие трансграничной интернет-коммерции. По мнению эксперта, есть категории товаров, которые будут востребованы в других странах: сувениры, книги, российские марки одежды в США и Европе, а также международные товары, стоимость которых в России меньше, чем в соседних государствах [1].

Россия - страна, имеющая широкие возможности для экспорта не только в рамках реальной торговли, но и посредством интернета. По мнению экспертов, наибольшее распространение за рубежом могут иметь такие продукты отечественного производства, как товары легкой промышленности, а также ряд эксклюзивных товаров, производящихся только в нашей стране.

Ювелирные украшения. Их производством занимается огромное количество компаний в разных регионах России. Если учесть тот факт, что страна богата драгоценными камнями и славится их качественной обработкой, ювелирная продукция может стать перспективным товаром для экспорта. Более того, стоимость большинства товаров значительно ниже, чем их аналогов на других рынках. В наше время покупатели не боятся заказывать дорогостоящие товары, к которым также относятся и ювелирные украшения, через интернет. Залог успеха в этой отрасли - правильное позиционирование и гарантия высокого качества.

Интернет-экспорт одежды и аксессуаров также весьма перспективен с учетом постепенного развития производства этих товаров. Важно помнить тот факт, что продажа одежды - внушительный сегмент китайских интернет-компаний, однако не всегда их товары являются качественными: зачастую попадается бракованная продукция или же производится поставка потребителю товара сомнительного качества. В России сфера производства одежды развивается очень быстрыми темпами: широкое распространение получает множество современных эксклюзивных брендов одежды и аксессуаров, отличающихся высоким качеством и соответствием современным модным тенденциям. Более того, в России производится одежда таких популярных в последнее время в мире моды брендов, как Ulyana Sergeenko, A la russe, Alena Akhmadullina, Chapurin и многие другие.

Именно они получают мировое признание, а их продукция пользуется спросом в разных уголках планеты. Россия становится одним из трендсеттеров мировой моды. Большое количество дизайнеров стремятся завоевать признание публики, и интернет-коммерция во многом способствует этому. По качеству производства модной одежды Россия не уступает мировым лидерам, а российская продукция является востребованной и за рубежом.

Эко-товары. Все больший оборот в мировой торговле набирают продажи экологически чистых товаров, произведенных с использованием натуральных ингредиентов. Такая продукция, как косметика на основе сибирских трав или иных натуральных компонентов, может иметь значительный успех, особенно в странах Европы, испытывающих недостаток экологически чистых ресурсов, используемых в данной сфере. Экспорт товаров с приставкой «био-» также может способствовать как значительному успеху интернет-торговли, так и развитию бизнеса в дальних регионах страны, таких как Сибирь, Урал, Дальний Восток и др. Это в значительной мере увеличит количество рабочих мест, улучшив обстановку на региональном рынке труда.

Эксклюзивные товары местного производства, такие как икра, водка, кедровые орехи, соленья, известные во всем мире, являются по большей части недоступными для большинства зарубежных покупателей в связи с высокой стоимостью этих товаров в их странах. Интернет-экспорт откроет возможность заказа данной продукции по более выгодным ценам, чем в стране проживания.

Мелкие бытовые товары, к которым относятся сувенирная продукция, коллекционные товары, марки, предметы старины, созданные в те или иные эпохи. Спрос на товары данной категории во всем мире является стабильно высоким, что обусловлено вкладом нашей страны в мировую историю и ее богатым историческим прошлым. Этот сегмент распространен как среди коллекционеров во всем мире, так и среди покупателей, интересующихся историей и традициями России.

Развитие сегмента интернет-торговли привело к смене бизнес-процессов и покупательского поведения. На первый план выходит логистический сектор, участвующий на всех этапах жизненного цикла продукта.

С приходом различных интернет-ритейлеров и увеличением объема продаж спрос на стандартные складские операции снижается в сторону фулфиллмент-операторов, предоставляющих комплекс логистических услуг, обрабатывающих огромное количество SKU разных форматов, габаритов и температурных режимов. В условиях трансформации рынка складская индустрия предлагает новые решения, среди которых многоуровневые мезонины, сборка с весовым контролем, конвейеры, роботизированные линии, ГГ-про-дукты. Значительно снизить стоимость и сроки последней мили позволит развитие рынка пунктов вывоза заказов (ПВЗ) и постаматов, а также складская сеть, находящаяся в черте города и имеющая доступ к основным транспортным магистралям.

Темпы роста интернет-торговли в России опережают общемировые. Появляются новые онлайн-ретейлеры, готовые инвестировать в создание экосистемы логистики. Изменение требований к логистическим компаниям подтолкнет к смене формата и появлению новых концепций. Повышение спроса аккумулирует ввод новых качественных складских площадей. Развитие системы местных складов позволит существенно сократить время доставки товара. При этом тенденция на развитие рынка ПВЗ и постаматов будет продолжаться. Это значительно снизит стоимость последней мили в среднесрочной перспективе [3].

За три года на рынок Санкт-Петербурга вышло около 250 тыс. м2 складских площадей при ежегодном поглощении в 150 тыс. м2. Дефицит качественных складских площадей привел к ранним переговорам на строящиеся объекты и вводу с высоким процентом заполняемости. Ожидается бурный рост девелоперской активности

в 2020-2021 гг. Новый ввод складских площадей приведет к нормализации арендной ставки, что повысит привлекательность рынка Санкт-Петербурга для онлайн-ретейлеров.

Вопрос экспорта российских товаров остается открытым, необходимо, чтобы российские продавцы могли экспортировать продукцию без каких-либо сложностей, связанных с бюрократическими процедурами и законодательными преградами. Ярким примером таких ограничений является стоимость заполнения таможенной декларации на одну посылку - около 1000 руб., в то же время регистрация группы посылок на данный момент недоступна.

Таким образом, четко прослеживается потенциал развития сферы интернет-торговли и реальное желание российских интернет-магазинов быть представленными на иностранных рынках. Наибольшим потенциалом для экспорта обладают такие сегменты, как ювелирные украшения, одежда и аксессуары, органические (эко-, био-) продукты, национальные товары и предметы старины. Вместе с уровнем развития экспорта этих товаров будет увеличиваться и доля экспорта в общем объеме ВВП.

Библиографический список

1. Интернет-торговля в России 2019. - URL : http://datainsight.ru (дата обращения: 26.05.2020).

2. Wu, M. Overview of Russian and Chinese e-commerce market / M. Wu, O. V. Salnikova // Межкультурная коммуникация в современном мире : материалы VII Международной научно-практической конференции иностранных студентов / под ред С. М. Васина, А. В. Куц (Пенза, 14 декабря 2018 г.). - Пенза : Изд-во ПГУ, 2018. - С. 138-143.

3. Бабаева, Д. Р. Совершенствование методов регулирования интернет-торговли как перспективной формы развития внешней торговли России / Д. Р. Бабаева, С. А. Иразиханова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 4 (102). - С. 98-103.

Рожкова Лилия Валерьевна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет. E-mail: mamaeva_lv@mail.ru

Сальникова Ольга Владимировна, старший преподаватель, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет. E-mail: sova_newm@mail.ru

Шабаева Елена Александровна, магистрант, Пензенский государственный университет. E-mail: lenok050180@gmail.c0m

Образец цитирования:

Рожкова, Л. В. Тенденции развития экспорта российской интернет-торговли / Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова, Е. А. Шабаева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2020. - № 4 (32). -С. 35-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.