Научная статья на тему 'Тенденции развития экономики Китая в условиях обострения глобальной нестабильности'

Тенденции развития экономики Китая в условиях обострения глобальной нестабильности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3169
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА КИТАЯ / САНКЦИИ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАНЫ АСЕАН / ПОЗИЦИИ РОССИИ / ECONOMY / CHINA / SANCTIONS / ASEAN COUNTRIES / RUSSIA''S POSITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малахова Т.С., Малахов В.С.

Предмет. За последние два десятилетия центр экономического развития постепенно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме того, Китай в современных условиях показывает впечатляющие успехи в военно-политической и валютно-финансовой сферах. Можно предположить, что КНР вступила на путь уверенного развития во всех сферах общественной жизни. В связи с этим становится актуальным исследование современной позиции Китая в глобальной сфере и его взаимодействие с экономикой России. Цели. Определение стратегических ориентиров развития экономики Китая в контексте глобальной военно-политической нестабильности, оценка возможных внешних рисков для России при усилении позиций КНР на евроазиатском пространстве. Методология. В работе использован историко-логический, статистический и сопоставительный анализ, метод научной абстракции, что позволило выявить вектор экономико-политического развития Китая как одного из лидеров в глобальном пространстве. Результаты. Предложен пессимистический и оптимистический сценарии взаимодействия Китая и России в контексте формирования «экономической полосы Шелкового пути». Предполагается, что реализация указанного проекта позволит Китаю полностью завоевать лидирующие позиции в Евро-Азиатском регионе, а в дальнейшем, возможно, и во всем мире. Для России данный сценарий неприемлем, поэтому полностью поддерживать указанный проект нецелесообразно. Выводы. Обозначено, что глобальный валютно-финансовый кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития КНР, а также в изменение уровня экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие. В настоящее время бурно развивающийся Китай позиционирует себя как сила, приобретающая глобальную значимость. Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров для Китая является Россия. Безусловно, она притягивает Китай своими природными ресурсами. Однако Россия не считается монополистом ни по одному из интересующих КНР видов полезных ископаемых, что существенно влияет на среднесрочные и долгосрочные перспективы их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of China''s economy in the face of increased global instability

Subject The paper studies the modern position of China in the global sphere and the interaction with the economy of Russia. Objectives The paper aims to define strategic guidelines for the development of China's economy in the context of the global military and political instability, and assess the potential external risks for Russia under China's position strengthening in the Eurasian space. Methods For the study, we used the methods of historical and logical, statistical and comparative analyses, and the scientific method of abstraction. This helped us identify the vector of economic and political development of China as a leader in the global space. Results We offer two scenarios, pessimistic and optimistic ones, for interaction of China and Russia in the context of the Silk Road Economic Belt framework. It is expected that the implementation of this project will allow China to fully gain the leading position in the Euro-Asian region, and later, perhaps, throughout the world. For Russia, this scenario is unacceptable, therefore, it is impractical to fully support the project. Conclusions As far as natural resources are concerned, Russia certainly attracts China. However, Russia is not considered a monopoly on any of interest to China minerals. This significantly affects the medium-and long-term prospects for the two countries' interaction.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития экономики Китая в условиях обострения глобальной нестабильности»

ISSN 2311-875X (Online) Международные экономические отношения

ISSN 2073-2872 (Print)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Татьяна Сергеевна МАЛАХОВА^, Владимир Сергеевич МАЛАХОВ"

' кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация malakhovats@mail.ru

ь кандидат экономических наук, начальник службы защиты государственной тайны, помощник начальника штаба по ЗГТ в/ч 72157, Белогорск, Российская Федерация mvsmvs@list.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 13.04.2016 Принята в доработанном виде 26.05.2016 Одобрена 18.06.2016

УДК 339.92 JEL: F02

Ключевые слова: экономика Китая, санкции, мировая экономика, страны АСЕАН, позиции России

Аннотация

Предмет. За последние два десятилетия центр экономического развития постепенно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме того, Китай в современных условиях показывает впечатляющие успехи в военно-политической и валютно-финансовой сферах. Можно предположить, что КНР вступила на путь уверенного развития во всех сферах общественной жизни. В связи с этим становится актуальным исследование современной позиции Китая в глобальной сфере и его взаимодействие с экономикой России. Цели. Определение стратегических ориентиров развития экономики Китая в контексте глобальной военно-политической нестабильности, оценка возможных внешних рисков для России при усилении позиций КНР на евроазиатском пространстве.

Методология. В работе использован историко-логический, статистический и сопоставительный анализ, метод научной абстракции, что позволило выявить вектор экономико-политического развития Китая как одного из лидеров в глобальном пространстве. Результаты. Предложен пессимистический и оптимистический сценарии взаимодействия Китая и России в контексте формирования «экономической полосы Шелкового пути». Предполагается, что реализация указанного проекта позволит Китаю полностью завоевать лидирующие позиции в Евро-Азиатском регионе, а в дальнейшем, возможно, и во всем мире. Для России данный сценарий неприемлем, поэтому полностью поддерживать указанный проект нецелесообразно.

Выводы. Обозначено, что глобальный валютно-финансовый кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития КНР, а также в изменение уровня экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие. В настоящее время бурно развивающийся Китай позиционирует себя как сила, приобретающая глобальную значимость. Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров для Китая является Россия. Безусловно, она притягивает Китай своими природными ресурсами. Однако Россия не считается монополистом ни по одному из интересующих КНР видов полезных ископаемых, что существенно влияет на среднесрочные и долгосрочные перспективы их взаимодействия.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

В условиях современного глобального кризиса Китай исполняет роль одного из главных «локомотивов» мировой экономики [1]. Одновременно сравнительно успешное преодоление КНР воздействия дисбалансирующих процессов в мире позволяет этой стране продолжать либерализацию валютно-финансовой и инвестиционной сфер. Продолжает усиливаться интерес Пекина к получению доступа к топливно-сырьевым ресурсам других стран, кооперации в разных отраслях промышленности и агропромышленной сфере [2]. Правительство Китая никогда не скрывало своего стремления сформировать в современных условиях сравнительно целостную промышленную систему [3]. Еще в 1990-х гг. китайское руководство признало необходимость обновления модели

154 Шр://Ап^аи

развития. Сначала правительство страны поставило перед собой цель перейти с экстенсивного на интенсивный тип экономического роста, поэтому большее значение стало придаваться повышению

производительности труда, научно-техническому прогрессу и т.д. В КНР смогли реализовать принцип параллельного развития

государственного и частного секторов, которые дополняют друг друга по сегодняшний день. Принцип прост: если эффективнее работает государственный сектор, ему отдается предпочтение, а частный развивается именно там, где он эффективнее государственного. За счет реализации с конца 1970-х гг. реформ Китай превратился в одну из наиболее динамично развивающихся стран мира [4]. Важную роль

в достижении высоких показателей экспорта и роста ВВП сыграл ряд макроэкономических реформ, в частности, в области валютного контроля и финансового сектора, ценообразования и распределения выручки, налогообложения и реформирования государственного сектора [5]. КНР начала активно взаимодействовать со странами Восточно-Азиатского региона, особенно с Японией.

В целом демонтаж монополии внешней торговли происходил постепенно и полностью завершился лишь в конце 1990-х гг., накануне вступления Китая во Всемирную торговую организацию. Забегая вперед, отметим, что Китай - одна из немногих стран, сумевшая извлечь значительные выгоды от присоединения к ВТО (2001 г.). Функционирование в качестве своеобразной «мировой фабрики» существенно повышает позиции Китая на глобальном рынке. При этом КНР не собирается останавливаться на достигнутых результатах [6]. Последовавшие в стране масштабные экономические преобразования во многом определили нынешние лидирующие позиции Китая на глобальном рынке. Стимулирование экспорта и одновременная либерализация импорта, поддерживаемые макроэкономическими преобразованиями,

обеспечили стране возможность постепенного встраивания в глобальную торгово-экономическую систему и позволили ей достичь высоких темпов экономического роста. Именно поэтому уже в 2007 г. на XVII съезде КПК перед обществом была поставлена задача перехода к инновационному развитию отечественной экономики. Иначе говоря, Китай помимо «мировой фабрики» поставил цель стать производителем современных технологий в глобальных масштабах.

Ряд государственных программ нацелен на укрепление инновационного потенциала китайской экономики, ее диверсификацию за счет развития наукоемких отраслей [7]. Также китайское правительство поставило задачу снизить зависимость страны от иностранных технологий. Более того, линия на укрепление инновационно-технологического потенциала КНР была дополнена стратегическим моделированием и формированием устойчивых научных основ развития Китая. Китайская специфика заключена не только в национальных особенностях, обусловленных историей китайской цивилизации, берущей начало в XIV в. до н.э., но и в строительстве социального государства на рыночной основе. При этом акцент смещается на получение научных знаний, создание новых

технологий и их практическое применение. Китай стремится развивать инновационные процессы, базирующиеся на новых и высоких технологиях, позволяющих повышать конкурентоспособность производства. В условиях глобализации стратегия развития на основе применения новых знаний и научно-технических достижений в производстве и управлении стала наиболее эффективной для сохранения лидирующих позиций в мире.

В свое время по инициативе китайского политика и реформатора Дэн Сяопина в стране был принят новый политический курс под лозунгом «Открытость - значит развитие». Он заключался в том, что при всех возможных издержках масштабного прихода в страну иностранного капитала китайцы смогут перенять опыт организации совместного бизнеса, развития банковских систем, формирования

институциональной среды, заимствования передовых технологий, необходимых для прогрессивного развития отечественной экономики. Отсюда правительством страны был сделан логичный вывод: в процессы глобализации научно-инновационного развития необходимо включаться на основе собственных идей и разработок, выращивать своих лидеров во всех сферах общественной жизни [8]. С данным утверждением нельзя не согласиться. В ответ на вызовы глобализации Китай за последние три десятилетия создал конкурентоспособную промышленную систему [9]. Несмотря на сохраняющееся отставание Китая от развитых государств, его роль в мировой инновационной системе с каждым годом возрастает. Это влечет за собой ряд серьезных последствий, начиная от роста рынков отдельных видов

высокотехнологичной продукции и

доминирования на них китайских производителей и заканчивая усилением геоэкономического и технологического влияния КНР на внешнеторговые отношения с отдельными странами и регионами мира [10]. Ф. Фукуяма, один из самых глубоких современных мыслителей, обобщая опыт человечества за последние десятилетия, вопреки своей первоначальной убежденности в конечном торжестве либерализма, вынужден сегодня признать превосходство китайского пути. Он видит важнейшее проявление мощи политической системы Китая в ее способности быстро принимать крупные комплексные решения и успешно их реализовывать1.

1 Fukuyama F. US Democracy Has Little to Teach China // Financial Times. 17.01.2011.

Исследовав специфические особенности становления и развития экономики Китая, перейдем к рассмотрению его современного состояния. В первое десятилетие XXI в. в КНР шла активная работа по улучшению всех качественных параметров социально-

экономической деятельности в стране [11]. В последние годы, особенно с началом глобального экономического кризиса, китайское руководство резко повысило

внешнеэкономическую активность. По этому показателю Китай нельзя сравнить ни с одной другой страной мира. Главные причины такого положения связаны с особенностями национальной экономики и политическими целями властей [12]. Даже в наиболее острый период первой волны глобального экономического кризиса темпы роста ВВП экономики Китая составили 9,2% (рис. 1).

В результате в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.) Китай добился существенного ускорения темпов экономического роста. Это было сделано на основе высокой нормы накопления, бурного промышленного развития и НТП, а также активной внешнеэкономической политики. Китайские корпорации и банки перешли в число мировых лидеров. В 2014 г. КНР заняла 2-е место в мире по объему ВВП (по официальному обменному курсу) после США. Устойчивость роста китайской экономики основывается на достигнутой международной

конкурентоспособности страны на национальном, отраслевом и товарном уровнях; ее инвестиционном потенциале при стабильно высокой (свыше 40%) норме накопления; крепкой финансовой системе, характеризующейся низкой инфляцией; устойчивом платежном балансе при значительных золотовалютных резервах и безопасном для развития экономики уровне внешней задолженности [13].

Как подчеркивает доктор военных наук Д.В. Гордиенко, «мировой финансово-

экономический кризис не подорвал китайскую экономику, она уверенно продолжила свое развитие. Тем не менее кризис инициировал в Китае активизацию ряда процессов, направленных на преодоление негативных тенденций в развитии национального хозяйства. Реакцией государственного и политического руководства КНР на мировой финансово-экономический кризис стало принятие антикризисной стратегии и ускоренное развертывание антикризисной программы действий. При этом важное место в планах

156 Шр://Ап^а1г

преодоления Китаем глобального финансово-экономического кризиса заняли меры правительства, на реализацию которых в 2009-2010 гг. предусматривалось выделение 4 трлн юаней - так называемый «стимулирующий пакет» «ровного и относительно быстрого развития экономики»2. В итоге важные показатели китайской экономики в совокупности демонстрируют устойчивую тенденцию к «выздоровлению». Глобальный экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития КНР, а также изменение уровня экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие. В Китае считают, что «глобальный финансово-экономический кризис создает благоприятные условия, которыми необходимо умело

3

воспользоваться» .

В настоящее время бурно развивающийся Китай позиционирует себя как сила, приобретающая глобальную значимость. В современных условиях одним из способов демонстрации своего превосходства перед другими странами служит организация крупных международных

мероприятий. В 2012-2014 гг. Китай выступил с рядом дипломатических инициатив, ориентированных на формирование

благоприятных условий для совместного развития экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Уже сегодня КНР уверенно проявляет инициативу на международных форумах, четко формулирует темы для обсуждения, изменяет существующую обстановку на переговорах и получает от этого существенные выгоды. Проведение КНР ряда международных мероприятий, включая саммит АТЭС-2014 в Пекине, продемонстрировал, что республика способна сформировать

«дипломатическое поле» и инициировать ряд значимых для региона процессов и механизмов [14]. Организация указанного мероприятия позволила Китаю не только повысить свой геополитический статус, но и углубить внешнеторговые отношения с государствами-партнерами на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Если же рассматривать в целом товарную структуру экспорта Китая, то она из продукции базовых отраслей в начале реформ трансформировалась в сторону экспорта трудоемкой продукции, в производстве которой

2 Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности Китая в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 29. С. 45-62.

3 Там же.

КНР имеет конкурентные преимущества (товары легкой промышленности, электроника). Современную китайскую модель развития часто называют инвестиционной, хотя только этим ее характеристика не исчерпывается. Государство четко определило приоритеты инвестиционного процесса: инфраструктурное строительство, сельское хозяйство, отрасли высоких технологий, сфера услуг [15]. Возросла активность Пекина и в области глобального экономического управления. Этому способствовали рост экономической мощи Китая и первая волна современного кризиса (2008-2009 гг.), в результате которых произошло перераспределение сил в глобальной финансово-экономической системе, превратившее Китай из периферийного ее члена в ключевого игрока [16]. В связи с этим следует отметить, что к середине первого десятилетия XXI в. в стране сформировались представления о предпочтительном для нее международном политическом и экономическом порядке - так называемом гармоничном мире. В целом концепция гармоничного мира, широко анонсированная Ху Цзиньтао в сентябре 2005 г. на пленарном заседании саммита ООН по случаю 60-й годовщины ее формирования, стала первой с момента окончания холодной войны всеобъемлющей внешнеполитической стратегией, предложенной китайским правительством по вопросу будущего миропорядка [17]. Как указывает директор Института американских исследований Китайской академии современных международных отношений Юань Пэн, «гармоничное общество» выступает основой «гармоничного мира», а «гармоничный мир» -гарантом «гармоничного общества» [18]. Современная стратегия экономического развития КНР направлена на создание в период до 2020 г. «государства инновационного типа»,

предполагающего технологический прорыв в будущее, а не просто повышение уровня имеющегося технологического базиса.

Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров для Китая является наша страна. Безусловно, Россия притягивает Китай своими природными ресурсами, однако не считается монополистом ни по одному из интересующих КНР видов полезных ископаемых. Стоило, например, Казахстану открыть свой нефтедобывающий сектор, как китайские представители начали вкладывать туда инвестиции. Кроме того, увеличиваются финансовые потоки КНР в добывающую промышленность Австралии, стран Африки и т.д. Приоритет отдается компаниям, способным передать Китаю передовые технологии

http://fin-izdat.r

и управленческий опыт. Именно для таких иностранных компаний в КНР все еще сохраняются льготные условия

функционирования.

Помимо указанных приоритетов Китая, в 2010 г. Госсоветом КНР в качестве новых стратегических отраслей были определены: энергосбережение и экология; информатика нового поколения; биотехнологии; высокотехнологичное

станкостроение; разработка альтернативных источников энергии; производство новых материалов; автомобиле стро е ние ,

предусматривающее использование

альтернативных энергоносителей [7]. В мае того же года в дополнение к ранее принятым постановлениям и законам Госсовет КНР опубликовал пакет новых правил, направленных на поощрение негосударственного сектора и стимулирование частных инвестиций в инфраструктуру, строительство жилья, сферу коммунальных услуг и финансовые отрасли [19]. В целом ключевой задачей китайской политики энергосбережения является переход к менее энергозатратной структуре промышленности.

Большие надежды Китай возлагает и на энергосбережение как средство, которое позволит пусть не полностью, но частично решить проблему недостаточности ресурсов, необходимых для экономического развития страны. В настоящее время наибольшие поставки нефти в Китай идут из Саудовской Аравии, Анголы и Ирана. Необходимо отметить, что количество стран -импортеров нефти в Китай - варьируется в пределах полусотни, что говорит о довольно высокой диверсификации поставок нефти по странам. К основным поставщикам нефти также относятся страны Персидского залива (но в целях диверсификации импортных потоков страна постепенно обращается и в сторону России). Таким образом, несмотря на активное развитие в Китае ветровой, солнечной и биоэнергетики, реализацию программ по строительству атомных электростанций, увеличение эффективности использования энергии, в современных экономических и технологических условиях нефть остается одним из основных источников энергии, способных покрыть возрастающие энергетические потребности страны. Именно поэтому Китай в нынешних условиях выступает в качестве стабильного стратегического партнера России на рынке нефти и нефтепродуктов [20].

Между тем, по мере интернационализации экономики КНР, условия предпринимательской

>игпа1/пайопа1/ 157

деятельности здесь все более ориентируются на международные стандарты. В частности, стоимость рабочей силы в Китае постоянно возрастает [6]. В ряде наиболее быстро развивающихся районов страны сократился приток низкооплачиваемых работников из деревни. По словам заведующего отделением

востоковедения НИУ ВШЭ А.А. Маслова, «дешевый Китай закончился, его больше не будет. Если раньше люди в деревнях готовы были работать за еду и кров, то сейчас все хотят денег. Возникли профсоюзы, защищающие интересы рабочих; цены выходят на мировой уровень, растут зарплаты. Китай больше не хочет считаться самой дешевой фабрикой мира. Если он решает производить дешевые товары, то сам размещает заказы в Малайзии, Индонезии, Индии, а потом дорабатывает их, собирает и поставляет за рубеж. Китай до сих пор умело привлекает к себе бизнес, формируя иллюзию дешевого производства. Но уже сегодня многие мировые производители постепенно

перемещаются в другие страны»4. Дефицит на рынке труда вынуждает предпринимателей, особенно в сфере обслуживания, существенно повышать заработную плату [1]. Именно в этом направлении корректировались расходные статьи государственного бюджета даже в условиях современного глобального экономического кризиса [11]. Как уже отмечалось, быстрое развитие экономики Китая на протяжении последних 30 лет связывают с ее экспортной ориентацией. Низкая оплата труда в КНР по сравнению с развитыми странами обеспечивала ценовую конкурентоспособность китайских товаров на глобальном рынке [21].

В Китае, где одним из алгоритмов рыночных реформ был принцип «держать крупное, отпустив мелкое», государственные банки в основном сосредоточились на кредитовании крупных государственных корпораций. В последние годы эту политику нередко критикуют, в ней происходят определенные изменения в сторону большего внимания к частному сектору. Однако в целом приоритеты остаются прежними.

Инфраструктурная революция, развернувшаяся в первом десятилетии наступившего века в Китае, несомненно, произвела глубокое впечатление на соседние страны. Можно смело ожидать и упрочения внутриазиатских экономических связей, что существенно изменит привычную картину глобализации [22]. Вместе с тем продвижение Китая по пути реформ сформировало

4 Маслов А.А. Думать по-китайски // Harvard Business Review. 2014. № 4. С. 91-96.

совершенно иные условия для сближения соседних стран [23].

Развитие отношений с государствами, входящими в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), занимает важное место во внешней политике КНР. Экономическое взаимодействие Китая с этими государствами развивается в последние годы особенно динамично. Одновременно в условиях современного кризиса Китай инициировал ряд проектов, способных смягчить последствия экономических потрясений для своих стран-партнеров на юго-востоке [24]. Китай и АСЕАН поддерживают всесторонние отношения и многогранное сотрудничество в таких областях, как экономика, политика, культура, окружающая среда, безопасность и т.д. С АСЕАН заключили соглашение Китай, Республика Корея и Япония, при этом продолжается диалог по обсуждению их возможных интеграционных механизмов в формате АСЕАН+3.

Также проводятся переговоры между странами Восточной Азии и внерегиональными государствами в рамках АСЕАН+6 (АСЕАН+3 и Австралия, Новая Зеландия, Индия) [13]. Важнейшим направлением финансового сотрудничества Китая и АСЕАН является создание транспортной инфраструктуры, причем ведется оно главным образом на китайские денежные средства. В основном сформированы автодорожные коридоры, связывающие районы Юго-Западного Китая с государствами АСЕАН через провинцию Юньнань. Это положительно сказалось на развитии внешнеторговых связей и персональных контактов между сторонами [25].

Строительство высокоскоростных железных дорог ведется по следующему принципу: китайская сторона предоставляет финансирование, технологии и оборудование для строительства, после его завершения прилегающие к маршруту страны присоединяются к эксплуатации. В процессе КНР будет вести переговоры с другими государствами, использовать строительство высокоскоростной железной дороги в обмен на местные полезные ископаемые, например, нефтяные и газовые ресурсы Центральной Азии и Европы, рудные ресурсы Бирмы и др., создавая механизм долгосрочного сотрудничества между ними. С 2011 г. продолжается строительство скоростной железнодорожной магистрали Куньмин - Сингапур и Куньмин - Ханой (Вьетнам). В дальнейшем они также станут частью высокоскоростных магистралей Пекин - Сингапур

и Пекин - Ханой. Страны АСЕАН также и Францию. Для ряда африканских государств

заинтересованы в данной магистрали, потому что Китай стал главным торговым партнером. Однако

она предполагает глобальное развитие дисбаланс в китайско-африканской торговле -

инфраструктуры региона. После ввода предмет критики со стороны африканцев, в связи

в эксплуатацию Трансазиатской железной дороги с ростом потребностей китайской экономики

ожидается последующее развитие сети железных в импорте сырья КНР вынуждена принимать

дорог для связи сопредельных государств - Бирмы активные меры, стремясь сделать двустороннюю

с Вьетнамом, Лаосом и Таиландом, общее торговлю более сбалансированной.

население которых превышает 300 млн чел. Более С африканскими партнерами подписываются

глобальные перспективы подразумевают пакеты документов, дающих им ряд привилегий

соединение железнодорожными путями Китая, (финансовую помощь, инвестиции, дешевые

Японии и Южной Кореи. Все эти стратегические кредиты, помощь в реализации проектов, прежде

планы, несомненно, выдвигают Китай далеко всего в сфере транспортной инфраструктуры,

вперед на экономическом и политическом арене

региона .

Большое значение современное руководство придает также многосторонней дипломатической деятельности, расширению участия и роли

программы подготовки специалистов и др.). В китайском импорте из Африки доминируют ресурсы и первичная продукция.

китайское

развитию Приоритетными площадками для ведения многостороннего диалога Китай считает ООН, Китая G20, БРИКС, ШОС и др. ООН рассматривается

в международных и региональных организациях. Пекином в качестве центрального механизма

Страна ориентирована на создание сети обеспечения глобальной и региональной

двусторонних партнерств не только в АТР безопасности. Китайское руководство

и Центральной Азии, но и в более отдаленных систематически выступает за необходимость

частях мира (Африке, Латинской Америке). КНР укрепления авторитета ООН, повышения ее

концентрирует внимание на богатых ресурсами эффективности и способности противодействовать

государствах Африки, Ближнего Востока новым угрозам и вызовам XXI в. В поведении КНР

и Латинской Америки. Другим инструментом в рамках Совета Безопасности ООН начинают

сырьевой дипломатии является прямая помощь, проявляться новые черты - Китай стал активнее

которую КНР оказывает развивающимся отстаивать собственную позицию по широкому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государствам, в том числе вызывающим ряду вопросов. Современный глобальный

недовольство Запада: Ирану, Зимбабве и Судану. экономический кризис послужил переломным

В целом в Африке, Латинской Америке, на моментом для Китая как в смысле трансформации

Ближнем Востоке Китай постепенно теснит его статуса на глобальной арене, так и в осознании

интересы других потребляющих сырье государств. Пекином своих возросших возможностей.

КНР держит курс на расширение участия Китайское руководство стало более решительно

в глобальных делах с представленными выражать свое недовольство отдельными

инициативы Так, Пекин

финансово-выдвигать по ее критикует

регионами. Но это расширение избирательно, аспектами существующей

подконтрольно руководителям и, вероятно, еще экономической системы,

обратимо [26]. В последние годы китайско- соответствующие африканские отношения переживают период реформированию. активного развития как в политической, так и в доминирующее положение доллара в мире торгово-экономической сферах. На африканском и недостаточное представительство и право голоса направлении китайские компании сделали новый развивающихся стран в международных важный шаг в осуществлении выхода за рубеж - финансовых институтах. официальной внешнеэкономической стратегии КНР. Сотрудничество в области сельского хозяйства, здравоохранения, социального развития, образования достигло заметных результатов [27]. При этом Китай стремится вытеснить с континента традиционных партнеров африканских государств - США, Великобританию

5 Китай в шаге от завершения строительства высокоскоростной железной дороги Ланьчжоу - Урумчи, до казахской границы «рукой подать». URL: http://atomics-biz.blogspot.ru/2013/11/blog-post_3736.html

Также Пекин недоволен тем, что высшие управленческие посты Всемирного банка и МВФ неизменно занимают американцы и европейцы. Существующий международный порядок, базирующийся на монополии западных стран в ключевых сферах общественной жизни, рассматривается китайским руководством как неразумный, несправедливый и не отвечающий веяниям современного мира. Как подчеркивает доктор политических наук Я.В. Лексютина,

«во внешней политике Китая обозначилась важная черта, заключающаяся в стремлении Пекина стимулировать реформирование существующего экономического мирового порядка и, в особенности, системообразующих бреттон-вудских институтов - МВФ и Всемирного банка». По ее словам, существующая международная система, позволившая Китаю в свое время достигнуть больших сдвигов в социально-экономическом развитии и стать второй мировой экономической державой, на современном этапе рассматривается в Китае как сдерживающая его дальнейшее поступательное движение [28].

Особое значение на современном этапе развития Китая имеет сотрудничество с ШОС. Благодаря функционированию ШОС Китай на центрально-азиатском направлении выбрал Россию, а не США в качестве своего ключевого партнера. Тем не менее китайское руководство не скрывает, что стремится улучшить отношения с США и сформировать с ними общую платформу для конструктивного диалога. При этом очевидно, что влияние Китая на глобальную экономику сейчас резко возрастает, а американская сторона нуждается в таких сильных партнерах, как Китай [29]. По словам Ли Син, «в настоящее время Китаю еще необходимо руководствоваться принципом «скрывать свои способности», чтобы сохранить шанс на стратегическое развитие». Китай - это чудо на фоне мирового финансового кризиса: страна сохранила высокие темпы развития и выступила одним из локомотивов развития глобальной экономики [30]. Любопытно, что глобальный экономический кризис дал повод Китаю настойчивей говорить о возможности формирования «новой международной

финансовой архитектуры». Пекин стал активнее переходить на использование юаня в двусторонних торговых и валютно-финансовых расчетах с Республикой Корея, Индонезией, Малайзией, Аргентиной, Белоруссией [26].

Одним из стратегических ориентиров Китая в нынешних условиях является формирование «экономической полосы Шелкового пути». Первостепенные пункты данного мегапроекта представлены на рис. 2. С одной стороны, его создание - это проявление на практике новой модели взаимодействия со странами мира, в которой инициатива принадлежит КНР, а с другой - «китайская инновация» в построении региональной модели развития стран Азии. Данная стратегическая инициатива была выдвинута лидером КНР Си Цзиньпином во время

160 http://fin-izdat.r

его визита в 2013 г. в страны Центральной Азии6. Она предполагает объединение различных государств, ориентированных на превращение евразийского континента в регион мира, стабильности и экономического процветания. Цель данной стратегической инициативы, именуемой в Китае «дипломатией Шелкового пути», -усиление взаимозависимости между странами Евразии [31]. Речь идет о формировании транспортного, торгового, энергетического коридора между странами Средней, Центральной Азии и Европой. Китай уже внес в проект 40 млрд долл. США7.

Для достижения заявленной цели Китай подписал меморандум с 21 страной (на 24 октября 2014 г.) и объявил о формировании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), в задачи которого входит предоставление денежной поддержки для строительства инфраструктуры в государствах, через которые будет проходить Шелковый путь. В развитие этой идеи на саммите АТЭС-2014 руководитель Китая объявил о создании Фонда Шелкового пути [14]. Известный китайский ученый Аллен Динг в своем выступлении на Московском экономическом форуме (МЭФ), затронув вопрос о строительстве Шелкового пути, подчеркнул: «Мы строим новый современный Шелковый путь. Это новая стратегия, которая включает в себя развитие Китая на последующие несколько десятилетий. Здесь разговор не только о том, что это программа развития Китая, а это разговор еще и о партнерстве между Китаем и остальными семьюдесятью странами, которые являются участниками этого Шелкового пути, и, конечно, Россия является одним из самых крупных партнеров в этой программе»8. И далее: «Мы хотим создать новый политический порядок или мировой порядок. Мы хотим сделать предложение о создании другой структуры в других странах, которые не участвуют в организациях, сформированных Соединенными Штатами. Мы можем создать свою платформу,

9

мы можем развиваться вместе» .

Однако мировое сообщество неоднозначно оценивает инициативу Китая. Как уже говорилось, американское правительство прекрасно понимает,

6 Китай вступает на Шелковый путь.

URL: http://inosmi.ru/world/20150331/227228444.html

7 Итоги переговоров: Россия и Китай состыкуют ЕАЭС и Шелковый путь. URL: http://vesti.ru/doc.html?id=2564424

8 Московский экономический форум (МЭФ-2015). URL: http://me-forum.ru/media/events/konferentsiya-1

9 Там же.

что «экономическая полоса Шелкового пути» создается в противовес их собственному проекту Транс-Тихоокеанского партнерства. Что же касается российских представителей, то они воспринимают этот проект с интересом и без возражений, однако не скрывают, что стремятся сохранить свое традиционное влияние в Центральной Азии за счет равноправного сотрудничества, а также добровольного восстановления экономико-политических связей на взаимовыгодной основе. У представителей государств ЕС практически нет прямых геополитических интересов в Центральной Азии. В создании «экономической полосы Шелкового пути» они видят возможность способствовать не только экономическому развитию этого региона, что будет помогать его стабилизации, но и углублению экономического сотрудничества со странами региона.

В целом формирование «экономической полосы Шелкового пути» может привести к пессимистическому или оптимистическому сценарию взаимодействия КНР с отдельными странами и регионами мира. Конечно, ц е л е с о о б р а з н о с пр о е ц ир о в а ть

внешнеэкономические и внешнеполитические отношения Китая с Россией после реализации данного мегапроекта. Оптимистический сценарий состоит в том, что КНР действительно стремится сформировать экономическое пространство, которое позволит усилить внешнеторговые и внешнеполитические связи в регионе, возможно, в противовес имеющимся интеграционным образованиям. Создание современной

инфраструктуры позволит увеличить товарооборот между странами-партнерами. Для России данный сценарий будет оптимальным, особенно в условиях обострения геополитических отношений с ЕС и США и введенных двусторонних санкций. Пессимистический сценарий подразумевает полное распространение влияния Китая на евроазиатском пространстве. Правительство КНР сможет без труда проводить геоэкономическую и геополитическую экспансию в регионе. Можно предположить, что для Китая формирование Шелкового пути - это проект XXI в. В условиях глобальной нестабильности и снижения позиций ключевых игроков глобальной экономики для КНР это прекрасный шанс заявить о себе на весь мир. В данной ситуации России будет практически невозможно сохранить свои нынешние позиции в Евро-Азиатском регионе. Все опять же упирается в примитивную структуру отечественной экономики и в тотальную зависимость от внешних факторов (мировых цен

на нефть, условий функционирования в ВТО, современного глобального кризиса и т.д.). Китай достойно пережил первую волну современного глобального экономического кризиса,

и показывает впечатляющие темпы роста ВВП по сравнению с развитыми странами.

На наш взгляд, «экономическая полоса Шелкового пути» - это стратегический проект КНР по завоеванию лидирующих позиций в ЕвроАзиатском регионе. Мы прекрасно понимаем, что азиатские страны не пойдут по пути европейской интеграции с частичной потерей суверенитета. Как известно, попытки Китая в конце XX в. распространить свое влияние на страны АСЕАН потерпели фиаско. Сегодня китайское правительство выбрало другой путь, решив взять на себя финансовое бремя по реализации данного мегапроекта. Со стороны стран-партнеров Китай ожидает передачи природных ресурсов. Что же получается? Они предоставляют свои исчерпаемые ресурсы, а Китай за счет них будет продолжать модернизироваться и полностью переходить на инновационные рельсы развития. Не будем забегать вперед, но, на наш взгляд, реализация «экономической полосы Шелкового пути» позволит Китаю полностью завоевать лидирующие позиции в Евро-Азиатском регионе, а в дальнейшем, возможно, и во всем мире. Для России данный сценарий неприемлем, поэтому полностью поддерживать указанный проект было бы очень серьезной ошибкой.

Таким образом, одним из ключевых геоэкономических стратегических ориентиров Китая в современных условиях является формирование «экономической полосы Шелкового пути». В первую очередь речь идет о создании транспортного, торгового, энергетического коридоров между странами Средней, Центральной Азии и Европой. После создания «экономической полосы Шелкового пути» возможен пессимистический и оптимистический сценарии взаимодействия КНР с Россией. Оптимистический сценарий подразумевает стремление китайской стороной сформировать экономическое пространство, которое позволит усилить внешнеторговые и внешнеполитические связи в регионе, возможно, в противовес имеющимся интеграционным образованиям. Для российской стороны указанный сценарий будет оптимальным, особенно в условиях геоэкономической и геополитической напряженности.

Пессимистический сценарий заключается в том, что Китай полностью распространит свое влияние на евроазиатском пространстве. В данной

ситуации России будет практически невозможно сохранить свои нынешние позиции в данном регионе, а потому данный сценарий неприемлем и, значит, полностью поддерживать указанный проект нецелесообразно.

Китай когда-то считался одной из беднейших стран Азии. Но за определенный период времени ему удалось сформировать сильную индустриальную основу и систему социального

обеспечения. Процесс реформирования привел к существенной интеграции страны в систему глобального рынка [31]. В настоящее время руководство страны активно выступает в поддержку концепции многополярности [32]. Не вызывает сомнения, что в условиях современного глобального кризиса Китай исполняет роль одного из главных локомотивов мировой экономики, позиционируя себя как сила, приобретающая глобальную значимость.

Рисунок 1

Темпы роста ВВП Китая относительно стран G7 в 2004-2014 гг., % Figure 1

China's GDP growth relative to G7 countries in 2004-2014, %

%

15--

■7 —

2004 2005 200Ö 2007 2008 2003 2010 2011 2012 2013 2014

Источник: World Development Indicators; Key Indicators for Asia and the Pacific 2010. ADB, 2010. P. 169; Asian Development Outlook Update 2010. ADB, 2010

Source: World Development Indicators; Key Indicators for Asia and the Pacific 2010. ADB, 2010, p. 169; Asian Development Outlook Update 2010. ADB, 2010

Рисунок 2

Стратегическая инициатива Китая по строительству «экономической полосы Шелкового пути» Figure 2

China's strategic initiative for the construction of Silk Road Economic Belt

Источник: составлено авторами Source: Authoring

Список литературы

1. Бергер Я.М. Экономика Китая: о трудностях мнимых и реальных // Свободная мысль. 2011. № 9. С.81-92.

2. Салицкий А.И., Таций В.В., Томберг И.Р. Китайская модель развития: новые черты // Азия и Африка сегодня. 2012. № 5. С. 43-50.

3. Салицкий А.И., Таций В.В. К характеристике китайской модели развития // Банковское дело. 2011. № 6. С. 86-91.

4. Лексютина Я.В. Китай в БРИКС: мотивация участия // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 4. С. 81-89.

5. Кадочников П., Пташкина М. Либерализация внешней торговли в Китае: ответ на вызовы начала 1990-х годов // Экономическая политика. 2014. № 6. С. 103-105.

6. Новосёлова Л.В. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество: состояние и перспективы // Азия и Африка сегодня. 2013. № 1. С. 58-64.

7. Мозиас П.М. Институциональные сдвиги в переходной экономике: китайский вариант // Финансовый бизнес. 2015. № 1. С. 53-60.

8. Бирюков А.В. Опыт Китая: уроки для России в XXI веке // Экономические стратегии. 2013. № 5. С. 6-15.

9. Загладин Н.В. Рубежи нового этапа развития США. В кн.: Глобальный мир: к новым моделям национального и регионального развития. М.: ИМЭМО РАН, 2014. С. 55-68.

10. 1Селихов Д.М. КНР в мировом инновационном развитии // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 11. С. 21-28.

11. Пивоварова Э.П. Что такое «социализм с китайской спецификой»? // Азия и Африка сегодня. 2011. № 8. С. 60-64.

12. Гельбрас В.Г. Россия и Китай в условиях глобального кризиса // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 11. С. 63-71.

13. Потапов М.А. Состояние и перспективы экономического развития Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 1. С. 42-52.

14. Аносова Л.А., Кабир Л.С. Китай в глобальном мире: технологии управления будущим // Экономика и управление. 2015. № 1. С. 4-9.

15. Новосёлова Л.В. Современная экономическая стратегия КНР: инвестиционный фактор // Азия и Африка сегодня. 2013. № 7. С. 2-6.

16. Wu Xinbo. Understanding the Geopolitical Implications of the Global Financial Crisis // The Washington Quarterly. 2010. Vol. 33. Iss. 4. P. 155-163.

17. Su Hao. Harmonious World: The Conceived International Order in Framework of China's Foreign Affairs. In: China's Shift: Global Strategy of the Rising Power. Tokyo: The National Institute for Defense Studies, 2009. P. 29-55.

18. Yuan Peng. A Harmonious World and China's New Diplomacy // Contemporary International Relations. 2007. Vol. 17. Iss. 3. P. 1-26.

19. Карлусов В.В., Кудин А.П. Власть и бизнес в Китае: ретроспективный анализ отношений // Азия и Африка сегодня. 2012. № 7. С. 2-9.

20. Гулакова О.И. Моделирование потребления нефти в Китае: перспективы для России // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 5: Экономика. 2014. № 3. С. 52-66.

21. Изотов Д.А. Внешняя торговля отечественного и зарубежного секторов китайской экономики // Пространственная экономика. 2012. № 4. С. 49-66.

22. Салицкий А.И., Шахматов А.В. Китай и Индия: новые двигатели глобальной экономики? // Вестник Российской академии наук. 2013. Т. 83. № 5. С. 453-458.

23. Федоровский А.Н. Внешнеэкономические приоритеты Южной Кореи в Восточной Азии. В кн.: Восточная Азия: между регионализмом и глобализмом. М.: Наука, 2004. С. 61-73.

24. Россия в полицентричном мире / под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Весь Мир, 2011. 580 с.

25. Мазырин В.М. КАФТА - новый формат экономического взаимодействия в Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 11. С. 50-58.

26. Мамонов М. Инерция и новации во внешней политике Китая // Международные процессы. 2010. № 3. С. 40-56.

27. Мокрецкий А. Ч. Китайско-африканские отношения: ускорение развития // Азия и Африка сегодня. 2011. № 5. С. 50-54.

28. Лексютина Я.В. Новое содержание внешней политики Китая как отражение усиления его национальной мощи // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 6: Политология. Международные отношения. 2014. № 2. С. 138-145.

29. Крупянко М.И., Арешидзе Л.Г. США и Восточная Азия. Борьба за «новый порядок». М.: Международные отношения, 2010. 448 с.

30. Ли Син. Треугольник «Китай - Россия - США» // Россия и современный мир. 2013. № 4. С. 103-108.

31. Глобализация сопротивления: борьба в мире / под ред. и с предисл. А.В. Бузгалина. М.: Едиториал УРСС, 2004. 304 с.

32. Кузнецов Д.В. Место, роль и политика КНР в международных отношениях в зеркале китайского общественного мнения. В кн.: Современный Китай в системе международных отношений. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. С. 231-277.

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 9 (2016) 154-168 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) International Economic Relations

ISSN 2073-2872 (Print)

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CHINA'S ECONOMY IN THE FACE OF INCREASED GLOBAL INSTABILITY

Tat'yana S. MALAKHOVAa% Vladimir S. MALAKHOVb

a Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation malakhovats@mail.ru

b Military Unit, Belogorsk, Amur Oblast, Russian Federation mvsmvs@list.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 13 April 2016 Received in revised form 26 May 2016 Accepted 18 June 2016

JEL classification: F02

Keywords: economy, China, sanctions, ASEAN countries, Russia's position

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

Subject The paper studies the modern position of China in the global sphere and the interaction with the economy of Russia.

Objectives The paper aims to define strategic guidelines for the development of China's economy in the context of the global military and political instability, and assess the potential external risks for Russia under China's position strengthening in the Eurasian space.

Methods For the study, we used the methods of historical and logical, statistical and comparative analyses, and the scientific method of abstraction. This helped us identify the vector of economic and political development of China as a leader in the global space.

Results We offer two scenarios, pessimistic and optimistic ones, for interaction of China and Russia in the context of the Silk Road Economic Belt framework. It is expected that the implementation of this project will allow China to fully gain the leading position in the Euro-Asian region, and later, perhaps, throughout the world. For Russia, this scenario is unacceptable, therefore, it is impractical to fully support the project.

Conclusions As far as natural resources are concerned, Russia certainly attracts China. However, Russia is not considered a monopoly on any of interest to China minerals. This significantly affects the medium-and long-term prospects for the two countries' interaction.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Berger Ya.M. [China's economy: the difficulties of the real and imaginary]. Svobodnaya mysl' = Free Thought, 2011, no. 9, pp. 81-92. (In Russ.)

2. Salitskii A.I., Tatsii V.V., Tomberg I.R. [The Chinese model of development: new features]. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa Today, 2012, no. 5, pp. 43-50. (In Russ.)

3. Salitskii A.I., Tatsii V.V. [On the characterization of the Chinese model of development]. Bankovskoe delo = Banking, 2011, no. 6, pp. 86-91. (In Russ.)

4. Leksyutina Ya.V. [China in BRICS: participation motivation]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economics and International Relations, 2014, no. 4, pp. 81-89. (In Russ.)

5. Kadochnikov P., Ptashkina M. [Liberalization of foreign trade in China: meeting the challenges of the beginning of the 1990s]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2014, no. 6, pp. 103-105. (In Russ.)

6. Novoselova L.V. [Russian-Chinese investment cooperation: the state and prospects]. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa Today, 2013, no. 1, pp. 58-64. (In Russ.)

7. Mozias P.M. [Institutional changes in a transition economy: the Chinese version]. Finansovyi biznes = Financial Business, 2015, no. 1, pp. 53-60. (In Russ.)

8. Biryukov A.V. [China Experience: Lessons for Russia in XXI century]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategy, 2013, no. 5, pp. 6-15. (In Russ.)

9. Zagladin N.V. Rubezhi novogo etapa razvitiya SShA. V kn.: Global'nyi mir: k novym modelyam natsional'nogo i regional'nogo razvitiya [Milestones in the new stage of the USA. In: The global world: new models of national and regional development]. Moscow, IMEMO Publ., 2014, pp. 55-68.

10. Selikhov D.M. [China in the global innovation development]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economics and International Relations, 2013, no. 11, pp. 21-28. (In Russ.)

11. Pivovarova E.P. [What is the 'socialism with Chinese characteristics'?]. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa Today, 2011, no. 8, pp. 60-64. (In Russ.)

12. Gel'bras V.G. [Russia and China in the global crisis]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economics and International Relations, 2011, no. 11, pp. 63-71. (In Russ.)

13. Potapov M.A. [The state and prospects of economic development of East Asia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economics and International Relations, 2014, no. 1, pp. 42-52. (In Russ.)

14. Anosova L.A., Kabir L.S. [China in the global world: the future]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2015, no. 1, pp. 4-9. (In Russ.)

15. Novoselova L.V. [Modern China's economic strategy: an investment factor]. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa Today, 2013, no. 7, pp. 2-6. (In Russ.)

16. Wu Xinbo. Understanding the Geopolitical Implications of the Global Financial Crisis. The Washington Quarterly, 2010, vol. 33, iss. 4, pp. 155-163.

17. Su Hao. Harmonious World: The Conceived International Order in Framework of China's Foreign Affairs. In: China's Shift: Global Strategy of the Rising Power. Tokyo, The National Institute for Defense Studies Publ., 2009, pp. 29-55.

18. Yuan Peng. A Harmonious World and China's New Diplomacy. Contemporary International Relations, 2007, vol. 17, iss. 3, pp. 1-26.

19. Karlusov V.V., Kudin A.P. [Power and Business in China: a retrospective analysis of relations]. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa Today, 2012, no. 7, pp. 2-9. (In Russ.)

20. Gulakova O.I. [Simulation of oil consumption in China: Prospects for Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 5: Ekonomika = Bulletin of St. Petersburg State University. Ser. 5: Economy, 2014, no. 3, pp. 52-66. (In Russ.)

21. Izotov D.A. [Foreign trade of domestic and foreign sectors of the Chinese economy]. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics, 2012, no. 4, pp. 49-66. (In Russ.)

22. Salitskii A.I., Shakhmatov A.V. [China and India: the new engines of the global economy?]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk = Bulletin of Russian Academy of Sciences, 2013, vol. 83, iss. 5, pp. 453-458. (In Russ.)

23. Fedorovskii A.N. Vneshneekonomicheskie prioritety Yuzhnoi Korei v Vostochnoi Azii. V kn.: Vostochnaya Aziya: mezhdu regionalizmom i globalizmom [Economic priorities of South Korea in East Asia. In: East Asia: between regionalism and globalism]. Moscow, Nauka Publ., 2004, pp. 61-73.

24. Rossiya v politsentrichnom mire [Russia in a polycentric world]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2011, 580 p.

25. Mazyrin V.M. [KAFTA: a new format of economic cooperation in East Asia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economics and International Relations, 2010, no. 11, pp. 50-58. (In Russ.)

26. Mamonov M. [Inertia and innovation in China's foreign policy]. Mezhdunarodnyeprotsessy = International Processes, 2010, no. 3, pp. 40-56. (In Russ.)

27. Mokretskii A.Ch. [Sino-African relations: accelerating the development]. Aziya i Afrika segodnya = Asia and Africa Today, 2011, no. 5, pp. 50-54. (In Russ.)

28. Leksyutina Ya.V. [New content of China's foreign policy as a reflection of strengthening its national power].

Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Ser. 6: Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya = Bulletin of

St. Petersburg State University, Ser. 6: Politics. International Relations, 2014, no. 2, pp. 138-145. (In Russ.)

29. Krupyanko M.I., Areshidze L.G. SShA i Vostochnaya Aziya. Bor'ba za "novyi poryadok" [The United States and East Asia. The struggle for the "new order"]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2010, 448 p.

30. Li Shin. [Triangle "China - Russia - United States"]. Rossiya i sovremennyi mir = Russia and the Modern World, 2013, no. 4, pp. 103-108. (In Russ.)

31. Globalizatsiya soprotivleniya: bor'ba v mire [Globalization of the resistance: struggle in the world]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2004, 304 p.

32. Kuznetsov D.V. Mesto, rol' i politika KNR v mezhdunarodnykh otnosheniyakh v zerkale kitaiskogo obshchestvennogo mneniya. V kn.: Sovremennyi Kitai v sisteme mezhdunarodnykh otnoshenii [Position, role, and the policy of China in international relations in the mirror of Chinese public opinion. In: Modern China in international relations]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2013, pp. 231-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.