ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НОТАРИАТА: ЦИФРОВЫЕ НОВЕЛЛЫ1
Полякова Т. А.2, Троян Н. А.3
Ключевые слова: цифровая трансформация, Единая информационная система нотариата, правовая помощь, реестр, интеграция, государственное управление, правовое регулирование, искусственный интеллект, фальсификация, угрозы, информационная безопасность.
Аннотация.
Цель работы: выявление информационно-правовых проблем при развитии системы нотариата в условиях цифровой трансформации и поиск наиболее эффективных путей их решения с учетом стратегических задач российского государства и общества.
Методы: системный анализ основных направлений развития системы нотариата и сравнительно-правовой метод обоснования характера нотариального права, производного от иных отраслей права (частного и публичного), в которых находятся его нормативные истоки.
Результаты: рассмотрены вопросы, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе российского нотариата в условиях цифровой трансформации; обращено внимание на то, что значение нотариата возрастает, и он становится одним из передовых правовых институтов, использующих современные ИКТ; установлено, что создание Единой информационной системы нотариата (ЕИСН) направлено на исключение фальсификации нотариальных действий, открытости информации (данных) для субъектов системы, что позволяет упростить обмен данными, в рамках этой системы функционируют высокотехнологичные онлайн-сервисы, в частности, реестр уведомлений о залоге движимого имущества, где возможно проверить юридическую чистоту; рассмотрены новеллы, связанные с введением нового формата нотариального удостоверения сделок — дистанционного, при котором совершение нотариальных действий возможно одновременно несколькими нотариусами посредством ИКТ и ЕИСН, отмечена тенденция конвертирования посредством ЕИСН электронных документов из одного формата в другой; обоснованы выводы, что в нотариальном праве можно сочетать предписания властного характера с диспозитивным (дозволительным) началом, что в сфере нотариата необходима интеграция и диверсификация на основе новаторских концептуальных подходов, теорий и методов, а также о необходимости применения новых методов и современных информационно-правовых инструментов, обеспечивающих информационную безопасность и создающих надежные гарантии стабильности гражданского оборота и защиты прав граждан.
00!: 10.21681/1994-1404-2022-2-59-65
В настоящее время цифровизация оказывает существенное влияние на развитие системы общественных отношений в различных сферах жизни во всех странах мира. В научной литературе обращается внимание на необходимость изучения вопросов регулирования общественных отношений в цифровой среде, анализа эффективности различных право-
вых механизмов регуляторов в поисках оптимальных решений4 [5—7].
Цифровизация также оказывает воздействие и экстраполируется на российскую правовую систему в целом, включая и нотариат [9]. Нельзя не признать, что во многом развитию указанных процессов способствовали как всемирная пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, так и изменения, которые произошли в сфере нотариата. В условиях борьбы с панде-
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания № 0136-2021-0042 «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности».
2 Полякова Татьяна Анатольевна, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, и. о. зав. сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
3 троян наталья анатольевна, кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация.
Е-mail: [email protected]
4 Полякова Т. А. Методологические подходы к систематизации информационного законодательства в условиях перехода к информацион-
ному обществу // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 4. С. 85—87.
мией выработаны определенные эффективные меры обеспечения правовых гарантий граждан и юридических лиц, обеспечения нотариальных услуг в период ограничительных мер — это, в первую очередь, совершенствование электронных нотариальных систем, работа нотариусов с цифровыми документами и др. Электронная подача нотариусами документов в регистрационные органы, общедоступные публичные сервисы Федеральной нотариальной палаты (ФНП), организация работы нотариусов в дежурном режиме, запуск ФНП для населения бесплатной линии правовой помощи — всё это направлено на обеспечение стабильности и безопасности [3] гражданского оборота, предоставление гражданам своевременной квалифицированной правовой помощи, несмотря на ограничительные меры5. С внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало возможным перенести часть правовой информации, ранее находившейся на бумажных носителях и распространявшейся среди населения в форме брошюр, буклетов, статей, информационных плакатов либо в форме лекций, просветительских мероприятий, передач на телевидении, на электронные носители. Тем самым современные информационные платформы берут на себя основную нагрузку по распространению правовой информации среди населения [8].
Исследование на основе анализа состояния и развития системы нотариата свидетельствует о необходимости применения существующих концептуальных подходов, теорий и методов правового регулирования [1, 2] в сфере нотариата в Российской Федерации. В результате проведенных судебной и нотариальной реформ в российской правовой системе была выделена новая комплексная отрасль — нотариальное право, объединяющая систему норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства. Это свидетельствует о том, что в современном российском обществе возрастает роль нотариата в системе охраны и защиты гражданских, социально-экономических прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Нотариат и нотариальная деятельность в условиях информатизации и цифровой трансформации способствуют обеспечению правоохранительных функций, законности и правомерности юридических действий участников гражданского оборота. Кроме того, современный нотариат России способствует осуществлению также фискальных и судеб-но-юрисдикционных функций [10]. Однако, как отметил автор первого отечественного учебника по нотариату профессор К.С. Юдельсон, «контроль нотариата за законностью сделок гражданского оборота характе-
5 Цифровые новеллы и тенденции нотариата — в фокусе международной конференции «Нотариат в духе времени». URL: http:// notariat.ru/ru-ru/news/cifrovye-novelly-i-tendencii-notariata-v-fokuse-mezhdunarodnoj-konferencii-notariat-v-duhe-vremeni-2112 (дата обращения: 26.03.2022).
ризуется тем, что является предварительным, а не последующим»6.
В России нотариальную деятельность осуществляют специально уполномоченные на это лица — нотариусы, работающие в сфере внебюджетного (частного) нотариата. Они совершают нотариальные действия от имени государства в рамках публично-правовых полномочий, переданных им в силу закона. Нотариус действует в рамках правил и процедур, которые определены законом и необходимостью соблюдения формальностей и правовых процедур. С другой стороны, нотариус в системе латинского нотариата по общему правилу, включая Россию, не является государственным служащим и, как следствие, самостоятельно организует свою работу и несет уголовную, административную, имущественную и иную ответственность за последствия своих действий и допущенные им нарушения закона. Это позволяет сегодня, учитывая тридцатилетний путь развития частного нотариата, говорить о необходимости совершенствования правового обеспечения цифровой системы нотариального управления доверием, повышения экономической эффективности нотариата и нотариальной деятельности, о возможности совершения нотариальных действий в удаленном и дистанционном формате.
Нотариат в настоящее время в условиях масштабируемости процессов цифровизации требует научных исследований и развития науки нотариального права. Несомненно, применение ИКТ, динамика развития ИКТ-среды и информационного пространства доверия приводят к возникновению новых вызовов и угроз, а риски, связанные с использованием огромного массива персональных данных и информации конфиденциального характера (например, информация о завещании, усыновлении и др.), вызывают дискуссионные вопросы, в частности, такие, как место нотариата в механизме правового регулирования и правоприменения, природа правового статуса нотариата и его Единой информационной системы нотариата (ЕИСН) и др.
Содержание нотариальной деятельности включает определенные процедуры обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц; вместе с тем имеются проблемы, требующие теоретико-методологического осмысления и изучения, особенно в условиях цифровизации и взаимодействия нотариата как на национальном уровне, так и при международном сотрудничестве, поскольку они носят ключевой характер на современном этапе реформирования правовой системы. Полагаем, что развивающаяся сегодня новая модель развития российского нотариата определяет место нотариуса в центре гражданского оборота и наделяет полномочиями оказания квалифицированной юридической помощи.
Исследование методологии правового регулирования в нотариальном праве позволяет сделать вывод, что она имеет производный характер от отраслей
6 Нотариальное право : учебник. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. В.В. Яркова. М. : Статус, 2017. 268 с.
права, в которых находятся ее нормативные истоки, а именно права частного и публичного. Таким образом, в нотариальном праве можно рассматривать сочетание элементов императивного характера (властных предписаний) с диспозитивным (дозволительным) началом. Одновременное действие в методе правового регулирования нотариального права публично-правовых и частноправовых начал объясняется правовой природой нотариального права7.
В.В. Ярков пришел к важным, на наш взгляд, выводам в отношении публично-правовых основ нотариальной деятельности, где система нотариата, независимо от характера своей организации (государственный или внебюджетный нотариат), является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы8. Заметим, что публично-правовой характер нотариальной деятельности отмечается в настоящее время большинством ученых, занимающихся исследованием института нотариата. Важным при понимании современной системы нотариата как части юридической системы России является то обстоятельство, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Безусловно, в современных условиях можно рассматривать нотариат как орган, наделенный публичной властью.
Современные принципы взаимоотношений государства и нотариата включают прежде всего один из базовых принципов системы латинского нотариата, который гласит: «Функция нотариата — государственное служение, которое нотариус осуществляет независимым образом, не входя в иерархию государственных служащих или служащих общественных организаций»9. Нотариусы выполняют общегосударственные функции и реализуют публично-правовые полномочия.
В ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате10 установлено, что нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами от имени Российской Федерации нотариальных действий, предусмотренных законодательством в соответствии с конституционными положениями, актами федерального уровня, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также требованиями Основ законодательства о нотариате. Согласно положениям ст. 72 (ч. 1, п. «л») нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
7 Ушаков А.А. «Цифровой нотариат»: новое в законодательстве о нотариате : пособие для нотариусов. М. : Деловой двор, 2021. 312 с.
8 Нотариальное право : учебник. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. В.В. Яркова. М. : Статус, 2017. 268 с.
9 Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации : учебник / под ред. Е.А. Борисовой. М. : Юстицинформ, 2016. 480 с.
10 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате
(утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) // Официальный интернет-портал
правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2022).
Российской Федерации11, что обеспечивается скоординированной деятельностью органов государственной власти федерального и регионального уровней.
Информационно-правовые исследования показывают, что одним из первых шагов на пути информатизации нотариальной деятельности стало подключение в 2010 г. всех нотариусов России к ЕИСН, содержащей в то время только справочно-аналитическую информацию, и последовавшее за этим постепенное обеспечение всех нотариусов Российской Федерации усиленными квалифицированными электронными подписями. ЕИСН согласно ст. 34.1 Основ законодательства о нотариате представляет собой автоматизированную информационную систему [3], принадлежащую на праве собственности Федеральной нотариальной палате (оператор ЕИСН) и предназначенную «для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена)». Защита сведений, содержащихся в ЕИСН, осуществляется в соответствии с российским законодательством в области персональных данных и законодательством об информации, информационных технологиях и защите информации; форма предоставления отчетности о функционировании ЕИСН устанавливается Минюстом России.
Эпохальным в развитии нотариата и практики использования ИКТ при совершении нотариальных действий в России стал 2014 год. Это весьма наглядно проявилось в Основах законодательства о нотариате, где нашли закрепление новые нотариальные действия: удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе, а также изменение и удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу. Гражданам предоставлена возможность с помощью нотариуса преобразовать бумажный документ в электронный и, наоборот, электронный документ — в бумажный, с сохранением его юридической силы (обеспечивая их тождественность). Таким образом, совершенные нотариальные действия по удостоверению равнозначности бумажных и электронных документов способствовали ускорению развития гражданско-правовых отношений, применению электронных документов, а также обмену достоверной [3] информацией между государственными учреждениями и физическими и юридическими лицами. По статистике, в 2021 г. подобной интерференцией (перевод бумажного документа в цифровой вид и наоборот) на территории Российской Федерации граждане воспользовались более чем 4,6 млн раз, что на 30% выше, чем в предыдущем году12.
В условиях внедрения ИКТ исключительно важным является тот факт, что нотариусы получили доступ к пу-
11 Там же.
12 «Нотариальная телепортация» и передача документов с помощью нотариуса: новые рекорды. URL: http://notariat.ru/ru-ru/news/ notarialnaya-teleportadya-i-peredacha-documentov-s-pomoshyu-notariusa-novye-recordy (дата обращения: 14.12.2021).
бличным реестрам, а федеральным законом от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ13 были внесены изменения в Основы законодательства о нотариате. Нотариусы получили право на бесплатное получение сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в форме электронного документа, а кроме того, законодательно закрепленную возможность принимать для совершения нотариальных действий электронные документы, формат которых соответствует требованиям новой редакции Основ законодательства о нотариате и других законодательных актов Российской Федерации, которые могут быть воспроизведены программно-техническими средствами, имеющимися в распоряжении нотариуса.
Вместе с тем современные нотариальные действия остаются недостаточно изученными и требуют выработки новых концептуальных подходов, использования методов регулирования нотариальных отношений с применением цифровых технологий, расширением инструментариев в виде понятийного аппарата, правовых режимов, появления новых субъектов и объектов правоотношений, закрепления новых субъективных прав и обязанностей, внедрения этого во все виды нотариальной деятельности. Применение цифровых технологий сочетается с новыми проблемами, которые будут способствовать выработке современных мер правового характера. Как следствие, возникает потребность перестраивать существующие правовые институты и нормативное регулирование для того, чтобы эффективно реагировать на быстрые темпы цифровых изменений и их распределенный характер14.
Новый Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ15 является чрезвычайно важным, поскольку им в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-116 внесены изменения в части оптимизации нотариальной деятельности, повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества.
13 Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.03.2021).
14 Нотариальное право : учебник. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. В.В. Яркова. М. : Статус, 2017. 268 с.
15 Федеральный закон от 27 декабря 2019 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.12.2021).
16 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате
от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (Изменения, внесенные Федеральным
законом от 26.03.2022 № 72-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2022).
Возрастает необходимость по регламентированию применения положений об удаленных нотариальных действиях и дистанционных сделках, поэтому были разработаны новые положения Основ о нотариате. Так, с учетом изменений, вступивших в силу в связи с принятием Федерального закона № 480-ФЗ, в ст. 34.6 внесена поправка о том, что в целях обеспечения взаимодействия ЕИСН с другими информационными системами, из которых нотариусы получают сведения, необходимые для совершения нотариальных действий, либо в которые нотариусы направляют сведения в связи с совершенными нотариальными действиями, технические требования к ЕИСН, порядок ее функционирования, а также требования к участникам — субъектам информационного взаимодействия (лицам, осуществляющим обмен информацией в электронной форме) определяются оператором ЕИСН, за исключением случаев, когда требования к порядку взаимодействия информационных систем установлены законодательством Российской Федерации. Так, введен новый формат нотариального удостоверения сделок — дистанционный, с участием двух и более нотариусов, где совершение нотариальных действий возможно одновременно несколькими нотариусами посредством информационно-телекоммуникационных сетей и ЕИСН.
Подобные сделки достаточно актуальны, принимая во внимание, что оформление сделки стороны договора могут совершать в разных субъектах России. Еще одной новеллой можно считать появление возможности конвертировать посредством ЕИСН электронные документы из одного формата в другой (к примеру, из формата pdf в doc или jpeg) с сохранением их юридической силы. Появилась также возможность хранения электронных документов, причем эта функция применима к данным любого формата: это могут быть правоустанавливающие документы, текстовые файлы, графические, аудио, видео, программный код и др. Соответственно, передача документов в цифровом формате на хранение в зашифрованном виде предоставляется в удаленном режиме, через Интернет.
Еще одним важным нововведением для защиты нотариального акта и содержащихся в нем сведений является размещение на бумажном документе машиночитаемой маркировки, которая содержит информацию о дате совершения нотариального действия, его регистрационный номер и вид, фамилию, имя и отчество нотариуса с указанием его нотариального округа, а также данные о заявителе. Это позволяет ускорить проверку их подлинности по запросу участников межведомственного электронного взаимодействия через ЕИСН, не нарушая при этом требований о защите нотариальной тайны. На официальном сайте ФНП также размещена информация — цифровая гарантия защищенности: QR-код на нотариальных документах. Это обеспечивает цифровую защиту документов от подделок, машиночитаемую маркировку, в которой зашифрованы основные реквизиты, которые невозможно продублировать или перенести на другой документ.
Эту процедуру может произвести самостоятельно любой гражданин с помощью мобильного смартфона. QR-коды сегодня появились в большинстве нотариальных документов, таких как доверенности, завещания, брачные договоры, наследственные договоры, соглашения об уплате алиментов, договоры ренты, залога, купли-продажи и др. Введение двойной защиты юридически значимых документов гарантирует безопасность и соблюдение законных интересов граждан и юридических лиц. Государственные органы и органы местного самоуправления при необходимости могут запрашивать информацию о соответствии текста нотариального документа через ЕИСН.
В связи с изложенным можно сделать вывод, что сегодня нотариат — один из передовых институтов, использующих современные ИКТ. В основе цифровой инфраструктуры нотариата лежит ЕИСН. Это передовая платформа для фиксирования всех совершённых в стране нотариальных действий, публичных реестров нотариата, электронного взаимодействия нотариусов с государственными органами и различными учреждениями, дистанционного и удаленного форматов нотариальных действий, а также работы других современных сервисов и функций17. Создание ЕИСН позволило исключить фальсификацию нотариальных действий, упростить обмен данными. В рамках этой системы функционируют высокотехнологичные онлайн-серви-сы, в частности, реестр уведомлений о залоге движимого имущества, где возможно проверить юридическую чистоту18. В частности, число нотариально удостоверенных сделок с жилыми помещениями выросло на 13%, что составило более 616 тыс.
ЕИСН интегрирована с системой межведомственного электронного взаимодействия, банковскими информационными системами, порталом госуслуг и др. Непосредственным оператором ЕИСН является Фонд «Центр инноваций и информационных технологий», созданный при ФНП. Финансирование ЕИСН осуществляется за счет средств ФНП, нотариальных палат субъектов РФ, нотариусов. Кроме того, ФНП осуществляет цифровое взаимодействие с ведомствами-партнерами. Так, в апреле текущего года нотариат присоединился к проекту Федеральной налоговой службы: на ее блокчейн-платформе организуется оборот машиночитаемых документов, что способствует обеспечению оборота доверенностей в цифровой форме. ФНП активно сотрудничает с Росреестром, что позволяет перевести процеду-
ру регистрации прав на недвижимость по нотариально удостоверенным документам в онлайн-формат.
В этой связи следует отметить, что ФНП — это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования. Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов Российской Федерации. В свою очередь, нотариальные палаты субъектов РФ основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона. В настоящее время ФНП объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации19. Полномочия государства в нотариальной сфере осуществляют органы Министерства юстиции Российской Федерации, и нотариат в целом входит в их систему. Органы юстиции осуществляют функции государственного контроля за нотариальной деятельностью, возложенные на них Основами законодательства о нотариате. Тем самым государство не осуществляет непосредственного оперативного контроля внебюджетного нотариата, а решает наиболее значимые вопросы нотариальной деятельности. Оперативный контроль исполнения профессиональных обязанностей осуществляется органами юстиции в отношении государственных нотариусов. Особенностью реализации полномочий органов юстиции в отношении внебюджетного нотариата является осуществление этих полномочий совместно с нотариальными палатами, что позволяет более квалифицированно и компетентно разрешать возникающие вопросы с учетом интересов как государства, так и нотариального сообщества, сочетая государственный и профессиональный подходы20.
В заключение полагаем целесообразным обратить внимание на существующее противоречие: с одной стороны, новые цифровые технологии открывают перспективы новых цифровых возможностей, с другой стороны — они порождают новые цифровые риски и предъявляют высокие требования ко всем юристам в целом и нотариусам в частности. Поэтому уже сегодня необходимы новые системологические методы [4] и современные правовые инструменты [1, 2], обеспечивающие оперативные решения управленческих задач, экономию времени и материальных ресурсов, а также надежные гарантии стабильности гражданского оборота и защиты прав граждан в Российской Федерации, включая уточнение правового статуса и правового режима ЕИСН.
Рецензент: Эапольский сергей васильевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
17 Там же.
18 О правовых аспектах развития цифровой среды. Информационно-аналитическая служба. URL: http://ruskline.ru/opp/2019/ iyun/10/o_pravovyh_aspektah_razvitiya_cifrovoj_sredy (дата обращения: 24.05.2022).
19 Федеральная нотариальная палата — Информационно-правовой портал «Нотариат.рф». URL: http://notariat.ru/ru-ru (дата обращения: 24.05.2022).
20 Ушаков А.А. «Цифровой нотариат»: новое в законодательстве о нотариате : пособие для нотариусов. М. : Деловой двор, 2021. 312 с.
Литература
1. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений : монография. М. : РГУП, 2018. 628 с. ISBN: 978-5-93916-631-7.
2. Ловцов Д.А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере : монография. М. : РГУП, 2016. 316 с. ISBN 978-5-93916-505-1.
3. Ловцов Д.А. Информационная теория эргасистем. Тезаурус : монография. М. : Наука, 2005. 248 c. ISBN 5-02-033779-X.
4. Ловцов Д.А. Системный анализ. Часть 1. Теоретические основы. М. : РГУП, 2018. 224 с. ISBN 978-5-93916-701-7.
5. Полякова Т.А. К вопросу об информатизации публичной службы // Тр. Науч.-прак. конф. с междунар. участием «Публичная служба: правовой и управленческий аспекты» (15—16 апреля 2021 г.) // ФГБОУВО «УГЮУ». Екатеринбург : Урал. гос. юр. ун-т, 2021. С. 27—30.
6. Право и иные регуляторы в развитии цифровых технологий / под общ. ред. А.В. Минбалеева. Саратов : Амирит, 2022. 338 с.
7. Рыбаков О.Ю. Правовое значение принципов развития информационного общества в России // Юридическое образование и наука. 2017. № 10. С. 42—47.
8. Рыбакова О.С. Реализация права индивида на доступ к правовой информации в условиях цифрового общества // Вестник Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Душанбе. 2021. № 2(18). С. 80—88.
9. Цифровая трансформация: вызовы праву и векторы научных исследований : монография / под. общ. ред. А.Н. Савенкова; отв. ред. Т.А. Полякова, А.В. Минбалеев. М. : РГ-Пресс, 2021. 344 с.
10. Чубукова С.Г. Становление информационного общества и цифровой экономики в России: направления развития законодательства // Инноватика и экспертиза. 2019. № 1. С. 60—70.
TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF THE SINGLE NOTARIAL INFORMATION SYSTEM: DIGITAL NOVELTIES
Tat'iana Poliakova21, Natal'ia Troian22
Keywords: digital transformation, Single NotarialInformation System, legal aid, registry, integration, public administration, legal regulation, artificial intelligence, falsification, threats, information security.
Abstract.
Purpose of the work: identifying information technology law problems in the development of the notarial system under the conditions of digital transformation and finding the most efficient ways to solve them considering the strategic tasks of the Russian state and society.
Methods used: system analysis of the main lines of development of the notarial system and the comparative legal method used for justifying the nature of notarial law derived from other branches of law (private and public law) where its origins are located.
Results obtained. Questions related to using information and communication technologies (ICT) in the Russian notarial system under the conditions of digital transformation are considered. Attention is drawn to the fact that the importance of notaries is increasing and the notarial system is becoming an advanced legal institution using modern ICT. It is established that setting up a Single Notarial Information System (SNIS) is aimed at eliminating the falsification of notarial actions, openness of information (data) for the subjects of the system, which allows to simplify data exchange. Within the framework of this system, high-tech online services operate, in particular, a registry of notifications of pledge of movable property, where it is possible to check for legal purity. Novelties are considered which are related to the introduction of a new format for notarial certification of transactions, i. e. the remote one, when it is possible to perform notarial actions by several notaries at the same time ICT and the SNIS. The tendency of converting electronic documents from one format to another using the SNIS is noted. A justification is given for the following conclusions: in notarial law, prescriptions of imperative nature can be combined with those of dispositive (permissible) nature, in the notarial field, integration and diversification
21 Tat'iana Poliakova, Dr.Sc. (Law), Professor, Chief Researcher, Acting Head of the Sector of Information Technology Law and International Information Security of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
22 Natal'ia Troian, Ph.D. (Law), Researcher at the Sector of Information Technology Law and International Information Security of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation.
Е-mail: [email protected]
based on innovative conceptual approaches, theories and methods is necessary, and it is needed to use new methods and modern information technology law tools providing information security and reliably guaranteeing the stability of civil circulation and protection of citizens' rights.
References
1. Ershov V.V. Pravovoe i individual'noe regulirovanie obshchestvennykh otnoshenii : monografiia. M. : RGUP, 2018. 628 pp. ISBN: 978-5-93916-631-7.
2. Lovtsov D.A. Sistemologiia pravovogo regulirovaniia informatsionnykh otnoshenii v infosfere : monografiia. M. : RGUP, 2016. 316 pp. ISBN 978-5-93916-505-1.
3. Lovtsov D.A. Informatsionnaia teoriia ergasistem. Tezaurus : monografiia. M. : Nauka, 2005. 248 c. ISBN 5-02-033779-X.
4. Lovtsov D.A. Sistemnyi analiz. Chast' 1. Teoreticheskie osnovy. M. : RGUP, 2018. 224 pp. ISBN 978-5-93916-701-7.
5. Poliakova T.A. K voprosu ob informatizatsii publichnoi sluzhby. Tr. Nauch.-prak. konf. s mezhdunar. uchastiem "Publichnaia sluzhba: pravovoi i upravlencheskii aspekty" (15-16 aprelia 2021 g.). FGBOUVO "UGIuU". Ekaterinburg : Ural. gos. iur. un-t, 2021, pp. 27-30.
6. Pravo i inye reguliatory v razvitii tsifrovykh tekhnologii. Pod. obshch. red. A.V. Minbaleeva. Saratov : Amirit, 2022. 338 pp.
7. Rybakov O.Iu. Pravovoe znachenie printsipov razvitiia informatsionnogo obshchestva v Rossii. Iuridicheskoe obrazovanie i nauka, 2017, No. 10, pp. 42-47.
8. Rybakova O.S. Realizatsiia prava individa na dostup k pravovoi informatsii v usloviiakh tsifrovogo obshchestva. Vestnik Filiala Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M.V. Lomonosova v g. Dushanbe, 2021, No. 2 (18), pp. 80-88.
9. Tsifrovaia transformatsiia: vyzovy pravu i vektory nauchnykh issledovanii : monografiia. Pod. obshch. red. A.N. Savenkova; otv. red. T.A. Poliakova, A.V. Minbaleev. M. : RG-Press, 2021. 344 pp.
10. Chubukova S.G. Stanovlenie informatsionnogo obshchestva i tsifrovoi ekonomiki v Rossii: napravleniia razvitiia zakonodatel'stva. Innovatika i ekspertiza, 2019, No. 1, pp. 60-70.