Научная статья на тему 'Тенденции развития дисциплин библиотечно-информационного цикла'

Тенденции развития дисциплин библиотечно-информационного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2741
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития дисциплин библиотечно-информационного цикла»

О. М. Зусьман, Т. В. Захарчук, А. А. Грузова*

Тенденции развития дисциплин библиотечноинформационного цикла"

Исследование науки как целостного явления в качестве объекта науковедения формировалось постепенно совместными, хотя и не всегда согласованными, усилиями, историков, философов, социологов, психологов, экономистов, представителей многих других дисциплин. Непрекращающиеся до настоящего времени попытки построения общей модели науки в качестве объекта эффективного управления сопровождаются поисками таких единиц науковедческого анализа, которые позволяли бы максимально эффективно использовать в их изучении постоянно расширяющееся множество методов, подходов, исследовательских технологий.

Большое внимание в современном науковедении уделяется изучению научных дисциплин. Изучаются основные направления и тенденции их развития, особенности подготовки кадров высшей квалификации и т. д. Наибольший интерес, несомненно, вызывают работы, связанные с анализом «фронта исследований» научной дисциплины, позволяющие показать ее научный потенциал, уровень развития в различных странах и регионах.

Сегодня наряду с традиционными социологическими методами (анкетированием, интервью, наблюдением и т. д.) в науковедении активно используется и метод наукометрического анализа. Однако, несмотря на то, что наукометрия зародилась именно в рамках библиографической деятельности, нельзя говорить о широком ее использовании при изучении библиотечно-информационной науки.

И все же, при всей малочисленности библиометрических исследований библиотековедения, такие работы встречаются чаще, чем традиционные социологические исследования. Возможно, это объясняется тем, что подобные исследования являются одним из направлений библиографических исследований, т. к. базируются на изучении библиографических ресурсов и использовании библиографических приемов.

Попытки анализа состояния и развития библиотечно-информационной науки, определения ее статуса, объекта и предмета исследования, тематических и институциональных границ, используемых методов исследования осуществлялись на протяжении последних десятилетий достаточно активно. Большинство этих исследований носит теоретический характер и в значительной степени определяет развитие современного библиотековедения и библиографоведения.

Однако достижения современного науковедения, и в первую очередь социологии науки, позволяют сегодня осуществлять не только теоретическое изучение научной дисциплины, но и проводить соответствующие эмпирические исследования этой области.

Возможности использования количественных методов в библиотековедении, библиографоведении и информатике освещены в работах В. М. Мотылева [1]. Им характеризуются виды показателей, используемых в библиотековедении. Доказывается необходимость разработки теории библиотечной статистики, научно обоснованного использования математического аппарата в библиотечных исследованиях.

За рубежом библиометрические исследования библиотековедения ведутся с конца 60-х гг., но большинство из них решает вполне конкретные узкие проблемы библиотечной науки, связанные, прежде всего, с оценкой конкретных профессиональных периодических изданий, анализом их проблематики, использованием библиотековедческих периодических изданий в различных странах, сравнительным анализом публикационной активности отдельных авторов и научных организаций (библиотечных факультетов университетов и библиотечных школ); оценкой вклада ученых отдельных стран и отдельных научных учреждений в развитие библиотечной науки. Информационной базой таких исследований, как правило, является поток публикаций из ограниченного круга профессиональных изданий (крупных международных журналов, ведущих периодичес-

* Последняя статья О. М. Зусьмана в соавторстве с учениками

** Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ (грант № 03-06-80308)

ких изданий отдельных стран и т. д.). Известные нам попытки проанализировать с помощью библиометрии тематическую структуру дисциплин библиотечно-информационного цикла осуществлялись на основе потока докторских диссертаций или потока журнальных статей. При этом большое количество библиометрических исследований посвящено анализу состояния библиотековедения в отдельных странах (в основном - в странах Азии, Африки и Восточной Европы).

В России библиометрический анализ состояния библиотечно-информационной науки не получил широкого распространения. Можно сослаться лишь на несколько работ (их около 10), отражающих результаты такого рода исследований.

Эти работы носят в основном локальных характер, т. е. посвящены, как правило, изучению отдельных аспектов библиотечно-информационной деятельности (выявление ведущих периодических изданий, идентификация библиотековедческих научных школ, анализ информационной обеспеченности изучения проблем развития библиотековедения за рубежом). Недостатком этих исследований является узость использованной информационной базы (например, только потока диссертаций, либо только потока журнальных статей и т. д.), которая, как правило, определяется узостью решаемых задач.

Таким образом, можно говорить о том, что до сих пор даже не предпринимались попытки комплексного библиометрического исследования библиотековедения как научной дисциплины. Возможно причиной этого является понимание ограниченности библиометрических методов, связанной с отсутствием необходимых информационных ресурсов, т. е. базы данных или библиографического указателя, полно и всесторонне отражающего поток отечественных научных документов по дисциплинам библиотечно-информационного цикла.

В настоящей статье сделана попытка библиометрического анализа диссертаций, защищенных по тематике дисциплин библиотечно-информационного цикла. Выбор диссертаций в качестве основного объекта изучения объясняется несколькими моментами:

1. Выбор темы диссертации, как правило, связан перспективными планами НИР научных организаций. Актуальность и перспективность исследуемой в диссертации темы оценивается уже на стадии начала работы высококвалифицированными экспертами (ученый совет).

2. Практически никакая другая научная работа, ни один научный документ (за исключением, может быть, описаний изобретений) не оценивается, не проверяется столь тщательно на наличие актуальности и новизны.

3. Ни один из научных документов (за исключением отчетов о НИР и ОКР) не содержит столь полного и детального изложения методов и результатов проведенного исследования.

4. Диссертации являются документом неопубликованным, а, следовательно, труднодоступным для широкого круга пользователей. Изучение массивов диссертаций (в отличие от потоков опубликованных документов) осуществляется гораздо реже и связывается, как правило, с интенсивностью их использования в исследовательской деятельности [2].

Нужно также отметить, что диссертации сходны по своим свойствам с рядом научных документов, наиболее широко используемым в научном сообществе. В них соединяются свойства аналитического обзора (обязательной части диссертационного исследования), монографии (обобщение и оценка достигнутого уровня в исследуемой области), отчета о НИР (методика и результаты НИР), библиографического указателя по теме исследования (список литературы).

Таким образом, можно утверждать, что изучение диссертаций в качестве единственного вида документов для анализа состояния научных исследований представляется вполне обоснованным.

Возможность наукометрического изучения диссертационных исследований появилась в связи с созданием баз данных диссертаций и авторефератов, защищенных в Российской Федерации1. Такие БД в настоящее время имеются в свободном доступе

1 Возможность изучения отраслевой структуры потока диссертаций облегчается наличием «Номенклатуры специальностей научных работников» и обязательным указанием этого номера в текстах авторефератов и диссертаций.

на сайтах крупных федеральных библиотек (Российской государственной библиотеки (РГБ), Российской национальной библиотеки (РНБ), Государственной публичной научно-технической библиотеки России (ГПНТБ России) и др.). Особенностью этих БД является почти максимальная полнота, связанная с тем, что, в соответствии с положением о защите диссертаций обязательный экземпляр автореферата направляется в эти библиотеки. Наиболее полной из доступных баз данных является БД РГБ, которая обеспечивает поиск по авторам диссертаций и авторефератов, по месту защиты диссертаций, ключевым словам и т. д. Это позволяет выявлять и комплексно анализировать поток диссертаций, защищенных в различных областях науки.

Для изучения структуры потока диссертаций по БД РГБ были выявлены за 20022004 гг. описания авторефератов и диссертаций по специальностям 05.252. Таким образом был сформирован массив, состоящий из 157 документов, первоначально структурированный по номерам специальностей:

Номер и наименование специальности Область науки, по которой присуждается ученая степень Кол-во защищенных диссертаций

05.25.02 Документалистика, документоведение и архивоведение Технические, исторические, филологические, педагогические 16

05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение Технические, исторические, филологические, педагогические 109

05.25.05 Информационные системы и процессы. Правовые аспекты информатики Технические, юридические, филологические 30

Из приведенных данных видно, что в библиотечно-информационной сфере большинство диссертаций защищается в последние годы по специальности 05.25.03. Это, по-видимому, объясняется отчасти привычкой, а отчасти тем, что библиотековеды и информационные работники часто воспринимают свою науку как нечто отдельное от библиотечно-информационной сферы и не пытаются «встроить» свои исследования в общее русло информационной деятельности.

В значительной степени традицией объясняется, на наш взгляд, и распределение диссертационных исследований по областям науки, в которых присуждаются ученые степени.

По специальности 05.25.02:

Область науки, по которой присуждена ученая степень Количество защищенных диссертаций

Докторских Кандидатских

Исторические 2 13

Т ехнические 1

Педагогические

2 Такой подход к отбору связан с изменением в 2001 г. «Номенклатуры специальностей научных работников».

140 ф Вестник СПбГУКИ - декабрь- 2004

По специальности 05.25.03:

Область науки, по которой присуждена ученая степень Количество защищенных диссертаций

Докторских Кандидатских

Технические 3 24

Юридические 1 2

Филологические

Следует отметить, что достаточно большое количество диссертаций, защищенных по специальности 05.25.03, посвящено историческим проблемам развития библиотечного дела и библиографии. Однако по большинству из них присвоена степень кандидата педагогических наук.

По специальности 05.25.05:

Область науки, по которой присуждена ученая степень Количество защищенных диссертаций

Докторских Кандидатских

Технические

Исторические 2 15

Педагогические 4 73

Филологические 1 14

Таким образом, можно говорить о том, что большинство специалистов высшей квалификации в библиотечно-информационной сфере имеют звание кандидата или доктора педагогических наук. Правда, значительная часть исследователей (особенно по специальности 05.25.05) получает звание кандидата технических наук.

Анализ тематики диссертационных исследований осуществлялся с использованием двух рубрикаторов: Рубрикатора «Информкультуры» и рубрикатора ГПНТБ РФ, представленного в «Указателе литературы по научно-технической информации и библиотековедению». Компиляция этих двух рубрикаторов позволила сформировать собственный перечень тем, охватывающих, на наш взгляд, практически все поле современных библиотечно-информационных исследований.

Данные таблицы (см. табл. 1) свидетельствуют о том, что сегодня диссертационные исследования наиболее интенсивно ведутся в двух направлениях: история библиотечной и информационной деятельности, книгоиздания и книжного дела, а также автоматизация библиотечно-библиографических процессов и создание информационно-поисковых систем.

Значительное внимание уделяется исследователями также вопросам организации информационно-библиографического обслуживания, организации и управления библиотечным делом и информационной деятельностью, подготовке кадров.

Приведенные данные также показывают лакуны, которые имеются в структуре исследовательской деятельности специалистов библиотечно-информационной сферы. В последние годы не уделялось достаточного внимание проблемам формирования государственной политики в информационной деятельности, экономики информационнобиблиотечной деятельности, проблемам аналитико-синтетической переработки документальных источников информации.

Отсутствие исследований не означает необходимость их проведения в указанных направлениях. Тем не менее это является поводом для дальнейшего, более углубленного анализа.

Далее выявленный массив диссертационных исследований был структурирован по организациям, в которых эти исследования были подготовлены.

Таблица 1

Тематика диссертационных исследований в библиотечно-информационной сфере

Т ематика К оличество защищенных диссертаций по годам

2002 2003 2004 Всего

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии 1 3 1 4

2. Государственная политика в области информационной деятельности. Нормативноправовая база информационной деятельности. Стандартизация

3. Организация и управление библиотечным делом,библиографической и информационной деятельностью 4 3 2 9

4. Экономические проблемы информационнобиблиотечной деятельности

5. Кадры библиотек, библиографических служб и информационных центров 6 2 1 9

6. История НТИ, библиотечного и издательского дела и библиографии 16 11 11 38

7. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения 1 1

8. Международное сотрудничество в области библиотечного дела, библиографии и информационной деятельности 1 1

9. Информационно-библиотечная деятельность и отдельные сферы социальной жизни 1 1 2 4

10. Автоматизация библиотечнобиблиографических процессов (в т. ч. автоматизация обработки текста, использование ЭВМ и других средств информационной техники, использование режима теледоступа и т. д.) 4 6 2 12

11. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров 2 1 2 5

12. Научно-методическая деятельность библиотек

13. Организация информационно-библиотечной деятельности

13.1. Информационные органы, службы, системы, сети (в т .ч. книгоиздание и книжная торговля) 1 1

13.2. Библиотеки, библиотечные сети (в т .ч. электронные библиотеки и корпоративные сети) 1 2 3 6

13.2.1. Организация чтения 1 1 1 3

13.2.2. Организация библиотечного обслуживания 1 1

13.2.3. Организация справочно-информационного обслуживания 1 1 2

13.2.4. Организация информационнобиблиографического обслуживания 4 4 3 11

13.2.5. Библиотечная работа с детьми и подростками 1 2 1 4

13.2.6. Распространение библиотечнобиблиографических знаний. Информационная культура 3 3

13.3. Архивы, службы перевода, патентные службы 2 2 2 6

13.4. Организация информационно-библиотечной деятельности в зарубежных странах

14. Документальные источники информации

14.1. Первичные документы (в т .ч. патентные) 3 2 7 12

14.2. Вторичные документы (реферативные и библиографические указатели и БД) 1 1

14.3. Библиотечные фонды 1 1 2

15. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации

Таблица 2

Распределение диссертационных исследований в библиотечно-информационной сфере по организациям

Наименование организации Количество защищенных диссертаций по специальностям

05.25.02 05.25.03 05.25.05

Докт. Канд. Докт. Канд. Докт. Канд.

Академия переподготовки работников иск., культуры и туризма 1

Библиотека Российской академии наук 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всеросс. НИИ документоведения и архивного дела 9

ВИНИТИ 9

ГПНТБ СО РАН 16

Казанская гос. акад. Культуры и искусств 7

Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств 1 11

Моск. гос. ун-т культуры и искусств 1 15 3

Моск. гос. ун-т печати 2 8

Моск. гос. юридич. акад. 1

РГБ 1 10

РГГУ 2 6 1 5

Российская академия госслужбы при Президенте РФ 1 7

Самарск. Гос. акад. Культуры и искусств 1 5

СПб. Гос. ун-т культуры и искусств 4 21

СПб. ин-т гос. противопожарной службы 1

СПб. ин-т ГПС МЧС России 1

Челяб. гос. акад. культуры и искусств 2

Из таблицы видно, что подготовка высококвалифицированных научных кадров в библиотечно-информационной сфере в основном осуществляется в вузах культуры, среди которых выделяются МГУКИ и СПбГУКИ. Причем, в СПбГУКИ подготовлено наибольшее количество докторов наук за изучаемый период. Следует также отметить возросшую в последние годы активность в этом направлении Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Среди библиотек наибольшее количество защищенных работ выявлено в ГПНТБ СО РАН и РГБ. Среди информационных центров выделяется деятельность ВИНИТИ по подготовке кадров высшей квалификации.

Важно отметить, что подготовка научных кадров в информационной сфере сегодня осуществляется и в ряде институтов силовых ведомств, что является, несомненно, оправданным, т. к. именно эти организации заинтересованы в создании современных информационных систем, систем защиты информации и интеллектуальной собственности.

Представленные данные на основе анализа массива диссертационных исследований в библиотечно-информационной сфере являются предварительными. В дальнейшем необходимо провести сравнительное изучение тематики исследований 1990-х гг.

и современных НИР. Следующий этап анализа предполагает также сопоставить методологическую базу проводимых исследований.

Литература

1. Мотылев В. М. Основы количественных исследований в библиотечной теории и практике / В. М. Мотылев; БАН СССР. - Л. : Наука, 1988. - 196 с.

2. Калошин В. В. О некоторых методологических вопросах использования диссертаций для выявления тенденций развития научной дисциплины / В. В. Калошин // Вопросы информационной теории и практики. - 1981. - № 46. - С. 29-47.

3. Зусьман О. М. Библиографические исследования науки / О. М. Зусьман ; СПбГУКИ. -СПб. : СПбГУКИ, 2001. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.