УДК 327.7
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В ИСТОРИЧЕСКОЙ
РЕТРОСПЕКТИВЕ
Григорян С.С.
Бакалавр факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова
Научный руководитель профессор Науменко Т.В. t-naumenko@yandex.ru
Аннотация. В статье изучается экономическое развитие региона Ближнего Востока и демографические процессы внутри него. Были рассмотрены причины колебаний цен на нефть и их влияние на экономики-рантье стран региона. Рассмотрены пятилетние экономические планы ХХ века и их основные цели реализации. Выявленыкачественные характеристики населения региона, напрямую связанные с экономическими реформами и индустриализацией, на примере монархий Персидского залива.
Ключевые слова: нефть, ОПЕК, экономический план, индустриализация, ненефтяной сектор, людской ресурс, рождаемость, смертность, миграция.
TRENDS IN THE DEVELOPMNENT OF THE MIDDLE EAST IN HISTORICAL RETROSPECT
Grigorian Siuzanna
Lomonosov Moscow State University
Supervisor Professor Naumenko T.V. t-naumenko@yandex.ru
Annotation. The article examines the economic development of the Middle East region and demographic processes within it. The reasons for fluctuations in oil prices and their impact on the rentier economies of the countries of the region were considered. The five-year economic plans of the twentieth century and their main goals of implementation are considered. The qualitative characteristics of the population of the region, directly related to economic reforms and industrialization, are revealed, using the example of the monarchies of the Persian Gulf.
Keywords: oil, OPEC, economic plan, industrialization, non-oil sector, human resources, fertility, mortality, migration.
Оман, также в 1946 году от Франции - Сирия и Ливан.
Находясь под британским и французским протекторатами, государства были слабо развиты экономически. Нефтегазовые месторождения региона в колониальный период контролировались странами - метрополиями и оценивались в 470 млн. тонн. На территории региона решающую роль играли «7 сестер»: «BritishPetroleum» (Великобритания), «RoyalDutchShell»
(Великобритания, Нидерланды), американские «Esso», «Mobil», «GulfOil», «Socal» и «Texaco». Ими контролировалось 90% запасов нефти. Зависимые страны предоставили концессию метрополиям и получали лишь 20% от экспортной прибыли. К 1950-му году в ход пошел принцип работы «50 на 50», но это
С середины ХХ века произошли фундаментальные изменения в отраслевой структуре стран Ближнего Востока, которые повлекли за собой демографические изменения, улучшение уровня жизни населения региона. Результатом является переход из состояния зависимого региона в регион, диктующий мировые цены на нефть и газ. Используя нефтедоллары, государства ускорили свой темп развития, из песка возвели небоскребы, стали центром западных инвестиций и туризма.
Начальной точкой экономического и демографического развития государств Ближнего Востока считается начало распада колониальных империй, так как именно в этот период сформировались границы суверенных государств этого региона. В 1946 году свою независимость от Англии обрела Иордания, в 1952 году - Египет, в 1967 году - Йемен, в 1961 году - Кувейт, в 1958 году - Ирак, в 1971 году - Катар, Бахрейн, ОАЭ, годом ранее -
было невыгодно странам - метрополиям1. В 1956 году Египет объявил о национализации Суэцкого канала, впоследствии это событие было именовано «кризисом в районе Суэцкого канала». В 1959 году «Shell» первой из компаний снизила объявленную цену нефти, что вызвало протест у правительств тех стран, где работала компания. То же самое сделала компания «Esso». Впоследствии в 1960 году образовалась ОПЭК, в которую из стран Ближнего Востока вошли Иран, Ирак, Кувейт и Саудовская Аравия. Таким образом, ОПЕК выступила в качестве противовеса «7 сестрам».
Огромные перемены произошли с начала 70-х годов ХХ века. В истории экономического развития региона важно отметить 1971 год, когда были подписаны Тегеранское и Триполийское соглашения и нынешние нефтяные монархии взяли под контроль свои нефтяные и газовые владения, вытеснив со своей территории иностранные монополии. В 1972-1974 годах были подписаны соглашения, согласно которым страны, экспортирующие нефть, получили право участия в деятельности западных нефтяных компаний2. Этим характеризуется реструктуризация экономик стран
Персидского залива и одновременно членов ОПЭК, так как они уже имели право назначать цену и условия добычи нефти. Последняя арабо - израильская война (1968-1973 гг.), в которой США выступали на стороне Израиля и Израиль одержал тяжелейшую победу, привела к тому, что после «Войны судного дня» страны Персидского залива объявляют эмбарго на поставку нефти западным странам, следствием чего можно обозначить взлет цен на сырую нефть в 5 раз. Иранская революция (1979 г.) и начало ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) привели к кризису в 1986 году, когда спрос на нефть снизился из-за повышения цен. Саудовская Аравия снизила ежедневную добычу в 5 раз, чтобы поддержать
1 ДребушевскийА.С. Нефтяная политика организации стран- экспортеров нефти (ОПЕК) в сфере ценообразования в 70-х гг. ХХ в. в освещении отечественного востоковедения// Омский научный вестник-2009-№2
2 Там же.
«Хроноэкономика» № 5(33). Октябрь 2021
уровень цен3. Страны - экспортеры стали важными игроками на международной арене.
Вся особенность
экономической модели нефтяных гигантов региона в этот период состоит в пятилетних планах, которые также отразились и на демографии региона в целом. Общей целью для таких развивающихся государств является индустриализация экономики за счет иностранной рабочей силы и иностранных технологий. Первые три
пятилетних плана Кувейта в 1967-1972, 19711975 и 1976-1981 годах были нацелены на увеличение сотрудничества государственного и частного секторов и их влияние на углеводородные богатства4. Также были построены электростанции - опреснители, жилье и инфраструктура. К тому моменту было выделено 20% (1154 млн. динар) из бюджета, который пополнялся за счет развития нефтяной промышленности, на строительство, электроэнергетику и другие отрасли экономики. Четвертая пятилетка 1981-1985 года имела перед собой цель -изменить политику занятости, но не мигрантов, а коренного населения с целью развития «ненефтяного» сектора, чтобы снизить зависимость экономики от цены на нефть, то есть провести диверсификацию. Пятая пятилетка 1986-1990 годов связана с прекращением «нефтяного бума», вследствие чего сокращаются доходы от экспорта углеводородов, сокращается деловая активность и проявляется уязвимость экономики нефтяной монархии. Шестой план развития, приходящийся на 1995-2000 годы, был нацелен на продолжение диверсификации и увеличение доли обрабатывающей промышленности в экономике, развитие коммуникационной, транспортной и
образовательной сферы для увеличения числа квалифицированных специалистов5.
3Русаков В.И. Экономика Саудовской Аравии в условиях падения цен на нефть и ее диверсификация: необходимость и возможности// Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова -2016- №4(9)-12с.
4Закария М.Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI в. - М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 1998.- с.18-27.
5 Там же.
Особенность Кувейтской экономики проявилась в поддержании торговли и финансовых операциях. Их доля в ВВП с 1970 до 2000 года колебалась в значениях: самая большое значение отмечено в 1990 году 16,3% , затем следует спад по причине вторжения войск Ирака в Кувейт. Значение роста ВВП также колебалось: из-за иракской агрессии в 1990 году составило -26,2 %. Но после военного вторжения страна смогла оправиться от последствий, и к 2000 году ВВП на душу населения составляло 18 , 4 тыс. долл.
Политика
диверсификации экономики также актуальна и для Саудовской Аравии. Рост населения, разумное использование прибыли от экспорта нефти и человеческих ресурсов стали главными векторами составления первого пятилетнего плана в 1971- 1975 годах. Показатели этого плана были перевыполнены, поэтому приоритеты поменялись. Вторая пятилетка (1975 - 1979 гг.) имела перед собой три цели: на первом месте развитие ненефтяных секторов, на втором - быстрое развитие людских ресурсов, на третьем -развитие экономических районов страны. Также был выделен разный объем ассигнаций: на первую пятилетку выделили 41 313, 5 млн. риалов, а на вторую - 498 230 млн. риалов1. За первые два года рост ВВП достиг отметки 15, 4% , рост ненефтяного сектора-18%, хотя планировалось достичь иных показателей (10% и 13, 4% соответственно). Но пункт увеличения численности экономически активного населения реализовать не получилось из-за небольшого на тот момент числа населения (10 млн.) и нехватки квалифицированных специалистов. В 1980-х годах остро встала проблема продовольственной безопасности и возникла необходимость сокращения зависимости от импорта продовольствия, поэтому ставку сделали на развитие людских ресурсов и создание эффективной системы управления аграрным сектором в третьей пятилетке 19801985 годов. Осуществление четвертого плана 1985-1990 годов проходило в условиях экономического спада. Вторая волна «нефтяного шока» была вызвана развитием нефтяной промышленности стран, не состоящих в ОПЕК, и Иранской революцией и привела к спаду цен на сырую нефть в 3,5 раза (1986 году один баррель нефти стоил 10
1 Там же.
долл.).В этот период показатель доходов государства снизился на 20%, а расходы, соответственно, превысили запланированную сумму. Ориентиром являлось увеличение доли частного сектора, так как государство подготовило необходимый «фундамент» для развития предпринимательства, но саудовских предпринимателей больше привлекало инвестирование на Западе. Пятый план (1990 -1995 гг.) был направлен на социально-экономическое развитие: на сферу
образования, здравоохранения и снабжение населения пригодной для питья водой. Самый высокий показатель ВВП на душу населения приходится на начало 1980-х годов, достигая отметки 17,7 тыс.долл. В ОАЭ и
Катаре добывающая промышленность начала развиваться позднее, чем в двух предыдущих государствах2. И для этих нефтяных держав были характерны проблемы дефицита бюджета в начале 80-х годов XX века, справочные цены на нефть были снижены дважды, чтобы не использовать финансовые резервы. По этой причине многие проекты не были реализованы. Но на протяжении следующего десятилетия государства смогли восстановить свою экономику, благодаря повышению цены на нефть. Кроме нефтяного сектора, были развиты строительство, торговля, обрабатывающая промышленность, но финансовой сфере не уделялось особого внимания, и она занимала не более 5% в экономике. До начала 2000-ых доля сферы услуг возросла в 2 раза, торговли и транспорта - на 3%. Благодаря развитию нефтяного сектора увеличился ВВП на душу населения: среднее значение в 1980 году - 42,4 тыс. долл. Нефтедоллары использовались с целью улучшения условий жизни коренного населения. Модернизация экономики инициировала приток мигрантов: 80% от общего числа населения.
Обзор на пятилетние планы позволяет сформировать картину особенностей экономического развития во второй половине ХХ века. Превалирующий нефтяной фактор формирует базу для демографического развития региона.С 1970-х годов в Катаре, Кувейте до 1975 г., в Омане и Саудовской
2 Краснова Н.В. Политика народонаселения в арабских странах Персидского залива- Спб.: Издательство Санкт - Петербургской академии управления и экономики, 2011.-с.16.
Аравии до 1990 г. суммарный коэффициент рождаемости находился на стабильно высоком уровне и превышал семь детей на одну женщину1. Доля городского населения составляла от 62%; доля детей в начальной школе - до 60%; производство ВВП на душу населения - до 7 тыс. долл. При этом рост населения к концу фазы увеличился в два раза по сравнению с ее началом. Предполагается, что явление пороговой величины-пик, после которого показатель рождаемости резко снижается. Соотношение полов в данный период - 125:100 в пользу мужчин.
С 1975 года в Катаре и Кувейте,в Омане и Саудовской Аравии с 1995 года наблюдалось снижение среднего коэффициента рождаемости на 0,5-0,72. Ускорился процесс урбанизации, так что доля городского населения повысилась до 75-80%. Доля детей, посещающих школу, превышала в среднем 75%. Производство ВВП на душу населения составляло в среднем более 7 тыс. долл. США. Ежегодный прирост населения составлял свыше 5% в течение пяти лет (т.е. численность населения утроилась).
Соотношение полов- 121:100 в течение длительного временного периода.
Общей особенностью этой группы государств является поток мигрантов, так как демографическое развитие отставало от экономического, коренных людских ресурсов было недостаточно для того, чтобы реализовать экономическую модернизацию. В связи с успешным экспортом нефтяных продуктов и потоком нефтедолларов государства региона заявили об идее «единой арабской нации», которая характеризовалась единым рынком труда. С начала 70-х годов ХХ века трудовые мигранты выстроили коммуникационную, транспортную и производственную сферы. Политика в отношении мигрантов жесткая. Для них отсутствуют социальные лифты, возможность занять руководящую должность предоставлена лишь представителю коренного населения.
Особенна и политика в сфере занятости коренного населения. Патерналистская политика проявляется в общественном сознании населения. Действует модель «отец
нации и дети», согласно которой глава государства полностью «опекает» граждан и предоставляет все необходимые условия для реализации индивида в социуме. Коренному представителю того или иного государства региона при желании устроиться на работу предоставляются привилегии в виде получения бесплатного образования, таким образом создавая конкурентоспособных
квалифицированных специалистов. В сфере занятости действует система «кафала», которая принуждает иностранного инвестора к совместному сотрудничеству с коренным жителем государства. Подобные программы получили названия «кувейтизации», «оманизации», «саудизации» экономики и т.д3. Такая политика замены иностранной рабочей силы проводится с целью снижения безработицы среди полноправных подданных, увеличения среднего класса нации и обеспечения национальной безопасности.
Ближний Восток
обладает большим социально -экономическим потенциалом, который опирается на нефтедобывающую
промышленность, делая экономику
чувствительной кразного рода мировым ценовым изменениям на ресурсы, но расширение отраслевой экономической структуры не стоит на месте и показывает результаты. Значительные изменения, произошедшие за три последних десятилетия ХХ века, направленные на преодоление хозяйственной отсталости, ускорение развития людских ресурсов, совершенствование социальной сферы через повышение уровня медицинского обслуживания (вакцинации, бесплатные медицинские услуги и медикаменты), образования, преодоление гендерной дискриминации, воздействовали на положительную динамику демографических показателей. Важно существование регионального баланса между экономическим и демографическим развитием.
Литература:
1. Барановский В.Г., НаумкинВ.В.Ближний Восток в меняющемся глобальном
1 Краснова Н.В. Политика народонаселения в арабских странах Персидского залива: Дис. канд. эк. Наук. Москва. 2010 - 22 с.
2 Там же.
«Хроноэкономика» № 5(33). Октябрь 2021
3Краснова Н.В. Политика народонаселения в арабских странах Персидского залива- Спб.: Издательство Санкт - Петербургской академии управления и экономики, 2011.-с.120.
контексте - Ин-т востоковедения РАН. -М.: ИВ РАН, 2018-555с.
2. Вагабов Э.М. Экономическое развитие и
социальный прогресс в арабских нефтедобывающих странах Персидского залива // Вестник ОГУ - сентябрь 2007 -№9 - с. 86 - 91.
3. Голяшев А. В., Лобанова А. А. Бюллетень
0 текущих тенденциях мировой экономики // Аналитический центр при правительстве РФ - ноябрь 2015- №2.- с.
1 -22.
4. Гукасян Г. Л. Политика экономической модернизации в арабских странах экспортерах - нефти Зарубежная практика и опыт публичного администрирования// Центр арабских и исламскихисследований Института востоковедения РАН - 2014- №1 - с.71 -80.
5. Дребушевский А.С. Нефтяная политика организации стран- экспортеров нефти (ОПЕК) в сфере ценообразования в 70-х гг. ХХ в. в освещении отечественного востоковедения// Омский научный вестник-2009-№2
6. Жданов С. В. Арабские страны в мировой
экономике- Изд-во «МГИМО-Университет», 2015.-394с.
7. Закария М.Г., Яковлев А.И. Нефтяные монархии Аравии на пороге XXI в. - М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 1998.- с.18-27.
8. Краснова Н.В. Политика народонаселения
в арабских странах Персидского залива-Спб.: Издательство Санкт -Петербургской академии управления и экономики, 2011.-138с.
9. Краснова Н.В. Политика народонаселения в арабских странах Персидского залива: Дис. канд. эк. Наук. Москва. 2010 - 22 с.
10.Науменко Т^., Тимахов К.В. Саудовская Аравия и её конкурентоспособность
среди стран Ближневосточного региона// Вестник МГИМ0-Университета-2019-№1(64)-с.147-167.
11. Руденко Л. Н. Экономическая модернизация в арабских странах (конец ХХ - начало XXI века) - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017.-236 с.
12. Русаков В.И. Экономика Саудовской Аравии в условиях падения цен на нефть и ее диверсификация: необходимость и возможности// Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова -2016- №4(9)-12с.
14. Globallnsight, Конференция ООН по торговле и развитию [Электронный источник] URL: https://www.un.org/ru/ga/unctad/ (дата обращения: 25.05.21)
15. HumanDevelopmentReports [Электронный ресурс] URL: http: //hdr.ubdp. org/en/content/human-development-index-hdi (дата обращения: 18.05.21)
16. Saudi Arabian Monetary Agency. Annualstatistics 2019 [Электронныйресурс] URL: http://www.sama.gov.sa/en-US/EconomicReports/Pages/YearlyStatistics.a sp (датаобращения: 26.05.21)
17. WorldEconomicForum [Электронный ресурс] URL: https://www.weforum.org/ (дата обращения: 26. 05.21)
18. Богомолов А.И.Тектология Богданова и диагностика глобальных процессов. Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика.
2019. № 4. С.5-12