DOI: 10.23932/2542-0240 -2017-10-2-50-65
Светлана Юрьевна БАБЕНКОВА
Институт востоковедения Российской академии наук Рождественка ул., 12, Москва, 107031, Российская Федерация [email protected]
Некоторые нефинансовые аспекты «исламских» финансов
АННОТАЦИЯ. В настоящее время капиталистическое развитие стран тесно связано с неравным распределением доходов как среди различных слоев населения, так и между государствами. Эта тенденция хорошо просматривается на экономиках арабских стран, среди которых есть государства, входящие в первую десятку самых богатых стран мира, а есть страны, вмешательство в суверенитет которых со стороны мировых держав отбросило их в экономическом развитии на многие десятилетия назад. Полученный таким образом «новый экономический порядок» показывает формирование новых, неравных отношений между различными странами арабского мира, в которых партнерские отношения нивелируются возникшим системным кризисом. Статья рассматривает происходящие в арабских странах социально-экономические процессы, такие, как: миграционные потоки, макроэкономические последствия падения мировых цен на углеводороды, оттоки денежных средств из арабских стран - экспортеров нефти. Наряду с этим в статье приводятся основные финансовые показатели крупнейших арабских банков, работающих с исламскими финансами, показатели (в динамике) нефтяного сектора, последствия ухода от сырьевой зависимости путем диверсификации экономики в странах ССАГПЗ, анализируются проблемы ликвидности, характерные не только для
исламских финансовых институтов, но и для экономик Ближневосточных стран в целом. Исходя из представленной в статье информации целесообразно отметить, что в условиях глобализации и внешнеэкономических процессов исламские финансы представляют собой денежные потоки исламских стран, сущность которых не несет в себе их изначального предназначения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: исламские финансы, Ближневосточные страны, диверсификация экономики, нефть, миграция, денежные переводы
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Бабенкова С.В. (2017). Некоторые нефинансовые аспекты «исламских» финансов. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 10 (2). 50-65. DOI: 10.23932/25420240 -2017-10-2-50-65
50
DOI: 10.23932/2542-0240 -2017-10-2-50-65 Svetlana Y. BABENKOVA
Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences 12, ul. Rozhdestvenka, Moscow, Russian Federation, 107031 [email protected]
Some Non-Financial Aspects of "Islamic" Finances
ABSTRACT. Currently, capitalist development of countries is closely connected with unequal income distribution both among different segments of the population and among countries. This tendency is clearly seen in the economies of Arab countries, among which there are countries from the top 10 of the richest countries, and countries set back in their economic development by decades because of world power interference in their sovereignty. Thus obtained new economic order shows the formation of new, unequal relations between different countries of Arab world where partnership relations are offset by arisen systemic crisis. The article considers such social and economic processes taking place in Arab countries as migration flows, macroeconomic consequences of decline in the world price of hydrocarbons, cash outflow from Arab oil-exporting countries. In addition, in the article are given main financial indicators of major Arab banks working with Islamic finances, indicators (in dynamics) of the oil sector, consequences of avoidance from commodity dependence by economic diversification in the GCC, the problems of liquidity not peculiar to Islamic financial institutions but to the economies of Middle Eastern countries are analyzed. Based on the information given in the article, it is worth noting that in the context of globalization and external economic processes, Islamic finances represent
cash flow of Islamic countries whose essence does not carry their original purpose.
KEYWORDS: Islamic finances, Middle Eastern countries, economic diversification, oil, migration, cash transfers
FOR CITATION: Babenkova S.V. (2017). Some Non-financial Aspects of "Islamic" Finances. Outlines of global transformations: politics, economics, law, 10 (2). 50-65. DOI: 10.23932/2542-0240 -2017-10-2-50-65
В современных условиях глобализации события, происходящие в настоящее время в странах Ближнего Востока, прямым или косвенным образом отражаются на экономическом положении не только региональных держав, но и мировых стран, являющихся ключевыми игроками на политической арене и финансовых рынках. Определенно необходимо отметить, что арабский мир, с одной стороны, представляет собой единую систему, в основе которой лежат религиозные правила и подходы, исламское мировоззрение, а с другой - он достаточно разнороден, в том числе по уровню экономического развития входящих в него стран.
1 «Исламское» финансирование - это финансовая деятельность банков или иных финансовых институтов, которая соответствует исламскому праву (шариату). Одним из основных принципов исламской финансовой системы является запрет на выплату и получение «риба» (процентов) в финансовых операциях.
51
«Исламские» финансы («исламское» финансирование1) также являются определенным связующим звеном между различными арабскими странами. Объем мирового рынка «исламских» финансов в 2015-2016 гг. оценивался специалистами примерно в 2,5 трлн долл. США2. Темпы роста исламской финансовой индустрии за последние десять лет составляли ежегодно 10-12%. Наряду с этим целесообразно отметить, что «исламские» финансы используются во внешнеэкономических сделках между различными арабскими странами, выражая некую финансовую общность этих государств и по своей экономической сущности являясь партнерскими финансами3, исключая при этом возможность использования недобросовестных сделок между контрагентами. «Исламские» фи-нансы4 должны быть использованы только в разрешенных (дозволенных) шариатом сделках, которые разрешены Исламом, а значит самим Аллахом.
«Исламские» банки являются важными финансовыми институтами в арабском регионе. Рейтинг 50 лучших арабских банков (по состоянию на 30.06.2016) возглавляет Катарский национальный банк (Qatar National Bank (QNB)). Активы банка составляют 190,202 млрд долл. США, также в десятку крупнейших банков входят: 4 банка из Объединенных Арабских Эмиратов (далее - ОАЭ) с общими активами, равными 241,660 млрд долл. США, 3 банка из Саудовской Аравии, активы которых составляют 271,797 млрд долл. США, один банк из Кувейта с активами 79,791 млрд долл. США и один банк из Египта с активами 67,673 млрд долл. США. Несмотря на приведенные выше данные, необходимо подчеркнуть, что в банковском секторе арабских стран преобладают традиционные банки5, на долю которых в некоторых государствах приходится больше половины рынка.
Таблица 1. Процентное соотношение «исламских» и традиционных банков в арабских странах на конец 2014 г.
Страна Количество исламских банков, % Количество традиционных банков, %
Бахрейн 29 71
Кувейт 45 55
Катар 26 74
Саудовская Аравия 51 49
ОАЭ 22 78
Источник: World Islamic Banking Competitiveness Report 2016. New realities. New opportunities. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-world-islamic-banking-competitiveness-report-2016/$FILE/ey-world-islamic-banking-competitiveness-report-2016. pdf (Accessed: 18.03.2017)
2 Эта цифра включает в себя банковские, небанковские финансовые институты, финансовые рынки и рынки страхования.
3 «Исламские» финансы также называют партнерскими финансами, а «исламский» банкинг - партнерским банкингом.
4 Для целей настоящей статьи термин «финансы» является тождественным термину «деньги», если в тексте не определено иное.
5 В англоязычных источниках при сравнении банков применяют термины "Islamic and conventional bank". Термин "conventional" переводится в том числе как «светский» и «традиционный». В данной статье под «традиционными» понимаются банки, в основе деятельности которых лежит ссудный процент.
52
Несмотря на то, что «исламские» банки достаточно устойчиво повели себя во время мирового финансового кризиса 2008 г., «исламская» финансовая система стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (далее - ССАГПЗ)6 и одновременно являющихся крупными экспортерами углеводородов на мировые рынки, в настоящее время испытывает кризис ликвидности. Наряду с этим в странах, не входящих в вышеуказанную организацию, но являющихся также экспортерами нефти (Ирак, Йемен, Ливия), происходят политические и экономические потрясения, в том числе при участии внешних сил, которые оказывают разрушающее воздействие на инфраструктуру этих государств.
Финансовая помощь, оказываемая Ираку на протяжении последних шести лет Международным Валютным Фондом с целью вывода страны из затяжного экономического кризиса, составила порядка 10,3 млрд долл. США. На протяжении долгого времени Ирак по своим экономическим показателям не являлся страной «третьего» мира арабского региона7. Даже на сегодняшний день страна имеет пятый по величине в мире и самый высокий на Ближнем Востоке нефтяной резерв после Саудовской Аравии и Ирана, который оценивается в 143 млрд баррелей. Доходная часть бюджета Ирака от продажи нефти составляет порядка 95% и 99% от общего объема экспорта (54% от ВВП). Ирак имеет пятый по величине в мире и самый высокий на Ближнем Востоке нефтяной резерв после Саудовской Аравии и Ирана. Этот резерв оценивается в 143 млрд
баррелей. Доходная часть бюджета Ирака от продажи нефти составляет 95-99% от общего объема экспорта8. Однако в связи с падением мировых цен на нефть дефицит бюджета страны в 2016 г. достиг порядка 17 млрд долл. США, что составило 12% от ВВП. Итогом деятельности в рамках оказания Ираку финансовой помощи, в которой принимают участие международные организации, страны Европейского Союза, крупные американские корпорации, не является благородная идея вывода страны из системного кризиса. За оказанную финансовую помощь страна, на территории которой ИГИЛ9 ведет свою незаконную деятельность, том числе грабежи, разбойные нападения, террористические акты, уничтожение инфраструктуры городов, получая при этом доходы от: продажи иракской нефти (в 2014 г. - 450 млн долл. США); налоговых платежей на зарплаты госслужащих (в 2015 г. - 23 млн долл. США); продажи сельскохозяйственных культур (в 2015 г. - 200 млн долл. США), должна расплачиваться приходом на рынок иностранных инвестиционных компаний, крупнейших финансовых холдингов, строительно-инженерных компаний10, которые своими далеко «не партнерскими» финансами превращают некогда одно из самых богатых и независимых государств в регионе в очередную «страну-марионетку».
Исходя из вышесказанного можно отметить, что проблемы, связанные с ликвидностью в арабских странах - экспортерах нефти, напрямую зависят от колебаний уровня доходов, полученных от продажи углеводородов. В связи с этим
6 В ССАГПЗ водят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия.
7 Экономический кризис 2016 г. пришел на смену военному кризису 2014 г. По своим последствиям он может быть более разрушительным. Некогда богатейшая страна в регионе, раздираемая сейчас внутренними коррупционными проблемами, социальными катастрофами, бесконечными военными действиями, является в настоящее время страной-донором и страной-реципиентом.
8 54 % от ВВП.
9 Запрещенная в России террористическая организация.
10 В основном тренды по государственным программам на послевоенное и посткризисное восстановление Ирака выиграли компании, аффилированные с американскими государственными структурами.
53
руководство ряда арабских стран начало выдвигать и продвигать идеи относительной диверсификации экономики11. Наряду с этим негативное воздействие на экономику арабских стран оказывают:
• продолжающаяся более 10 лет массовая миграция в страны ССАПЗ из других арабских стран;
• осуществление переводов денежных средств, общий объем которых превышает ВВП некоторых государств;
• усиление воздействия факторов, характерных для «теневой экономики», на социально-экономические процессы, происходящие в арабском обществе12.
Как было рассмотрено выше, понятие «исламские» финансы характерно для финансовых систем мусульманских стран. В своих исследованиях эксперты, говоря об «исламских» финансах, подразумевают финансовые институты, осуществляющие свои операции под определенным контролем со стороны шариатских органов финансового надзора.
Однако в условиях геополитической нестабильности Ближнего Востока инструментарий «исламских» финансов из узкоспециализированного преобразовывается во включающий в себя мировые финансы. Финансовый сектор арабских стран состоит из партнерских финансов и финансов западных стран, работающих на внутристрановых ближневосточных рынках. В этой связи под «исламскими» финансами целесообразно понимать все финансы исламского мира («исламские» финансы)13.
Роль финансовой политики арабских стран - экспортеров нефти в регионе
Международные финансовые корпорации играют главенствующую роль на рынках. Входящие вместе с ними в холдинги нефтяные компании на протяжении длительного времени занимали лидирующие позиции в разработке нефтяных запасов в различных странах, рассматривая их в ближневосточных государствах как высоколиквидные активы. Однако в настоящее время в связи с изменением мировой политической и экономической ситуации, повлекшей за собой структурные преобразования на нефтяном рынке, отношение Международной нефтяной компании (IOCs)14 к странам Персидского залива постепенно меняется. В течение многих десятилетий такие компании, как ExxonMobil, Chevron, BP, Shell и Total, осуществляли свою деятельность в ОАЭ, Ираке и Иране.
Роль американских компаний Chevron и ExxonMobil в регионе уменьшается, топ-менеджмент компаний также отказался от участия в иранских проектах, перенаправив свою деятельность на североамериканский рынок15.
Деятельность компании Shell после осуществления сделки по покупке в 2016 г. BG Group16 ознаменовал уход из нефтяного сектора Ирака в связи со сложной финансовой средой17 в стране и охлаждением делового интереса к Ирану. Эти шаги сделали положение компании в Ближневосточном регионе достаточно проблематичным.
11 Например, в ОАЭ государственные структуры совместно с финансовыми бизнес-сообществами способствовали развитию свободных промышленных зон и реструктуризации действующих промышленных секторов. Алжир начал реализовы-вать крупные инфраструктурные проекты. Кувейт разработал новый план развития, который ориентирован на привлечение финансовых средств частного бизнеса для реализации крупных инфраструктурных проектов (реализация финансовых, партнерских контрактов).
12 Воздействие «теневой экономики» на средний класс в арабских странах (см.: Бабенкова. 201 7, с. 20-28).
13 Для целей данной статьи. (Примеч. авт.)
14 В ее состав входят такие крупные компании, как BP, Chevron, ExxonMobil, Shell и Total.
15 Возможно, это связано с открытием сланцевых месторождений на континенте.
16 Цена сделки - 70 млрд долл. США.
17 Однако целесообразно отметить, что позиции Shell в газовом секторе Ирака достаточно хорошие. Она является владельцем 44 % акций газовой компании в Басре.
54
Total, наоборот, расширила свой инвестиционный портфель и активно продолжила деятельность в регионе. Она имеет опыт работы в Иране и Катаре. Недавно был подписан меморандум о взаимопонимании с Shell и Petronas для проведения разведывательных работ и дальнейшей разработки месторождения Южный Азадеган в Иране18. Сложная обстановка в Ираке не дает компании в полном объеме осуществлять свою инвестиционную деятельность, при этом имеется определенный коммерческий интерес на месторождениях, расположенных на территории Иракского Курдистана. В связи с продолжающимися военными действиями в Сирии и Йемене активы компании не работают на этих территориях, однако это не мешает менеджменту Total оценивать в долгосрочной программе инвестиционный потенциал региона как стабильный и перспективный.
После шестилетнего перерыва, связанного с восстановительными работами после крупнейшей катастрофы, произошедшей в Мексиканском заливе19, ВР начала процесс инвестирования и приобрела 10% акций компании ADCO (Abu Dhabi Company for Onshore Petroleum Operations Ltd). Наряду с этим она получает стабильный доход от 25-летнего контракта, заключенного в 2009 г., на добычу нефти в районе крупного месторождения Румай-ла (Ирак)20. В Омане ВР инвестирует значительные средства в газовое месторождение «Хазан»21, затраты на разработку которого составляют около 16 млрд долл. США. Несмотря на перспективный иранский рынок, компания посчитала участие в нем высокорискованным.
Что же касается нефтяных компаний из арабских стран, то наибольший интерес представляет самая крупная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco. Около года назад ее представители заявили о беспрецедентном шаге в рамках диверсификации экономики, в частности о выпуске IPO, что говорит о серьезных проблемах в бюджете страны, а также о предпринимаемых шагах правительства к решению данной проблемы. Эксперты оценивали стоимость компании примерно в 10 трлн долл. США22, одновременно правительство планировало привлечь порядка 100 млрд долл. США инвестиций путем продажи 5% акций. Инвестиционная привлекательность Saudi Aramco объясняется еще и тем, что, несмотря на мировое падение цен на углеводороды и уменьшение в целом объемов добычи, компания на сегодняшний день обладает одним из самых больших запасов нефти и уровнем ее добычи. Так, у Saudi Aramco добыча находится на уровне около 10 млн баррелей в день, доказанные запасы - 261 млрд баррелей, в то время как у ExxonMobil добыча составляет 4 млн баррелей в день, а доказанные запасы - порядка 14 млрд баррелей. Официальным консультантом для проведения IPO компания назначила финансовый холдинг HSBC Holdings Plc23. Необходимо отметить, что заявление руководства компании и страны относительно выхода на открытый финансовый рынок вызвало скачкообразный эффект на биржах. Однако в последнее время информационные сообщения о размещении IPO говорят о переносе сроков на II или III квартал 2018 г. Действия руководства страны и компа-
18 Планируется увеличить добычу нефти с 5,5% до 20%.
19 Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon.
20 Совместно с китайской CNPC.
21 Месторождение сланцевого газа, которое является одним из крупнейших газовых месторождений в регионе (ввод в эксплуатацию планируется в конце 201 7 г).
22 Однако, по некоторым данным, в рамках iPO стоимость Saudi Aramco оценивают в 1,3-1,5 трлн долл. США. Такую оценку компании сделали чиновники, которые работают над подготовкой iPO сырьевой компании, причем они уже включили в нее рост цены на нефть и сокращение налогов. URL: http://www.mt5.com/ru/prime_news/fullview/28183/ (Дата обращения: 15.03.201 7).
23 Крупнейший банк Европы. Он присоединится к JPMorgan Chase & Co и Morgan Stanley, которых Saudi Aramco выбрала в качестве независимых финансовых консультантов.
55
нии по выходу на рынок могут быть связаны в том числе с необходимостью находить пути преодоления кризиса, факторами которого помимо прочего становятся огромная финансовая поддержка «умеренной оппозиции» в Сирии, военные операции в Йемене и падение цен на нефть. Результатом кризиса может являться дефицит бюджетных средств и постепенное уменьшение резервов24. В настоящее время отсутствует единое экспертное мнение о степени политических рисков, которые несут в себе решения об IPO, несмотря на приход во власть кронпринца Мохаммеда бин Салмана, который является активным проводником экономических реформ в стране, и в особенности сторонником диверсификации экономики и постепенного ее ухода от сырьевой составляющей.
Также остаются нерешенными вопросы структуризации активов компании и выставления на продажу добывающих ак-тивов25. Для соответствия международным стандартам руководству следует выполнить ряд требований по финансовой реструктуризации компании, например изменить систему ее налогообложения, притом что сейчас компания отдает порядка 20% прибыли и около 85% подоходного налога правительству страны.
Экономика Саудовской Аравии является закрытой для большинства иностранных инвесторов, но в условиях глобализации финансовым институтам страны рано или поздно придется выходить на международные рынки. Конечно, они должны будут соответствовать международным стандартам, например в части финансовой отчетности и раскрытия информации по конечным бенефициарам. Кроме того, выход из режима санкций Ирана и превращение его в полноценного участника не-
фтяного рынка подтолкнет страну к активизации конкурентной борьбы за инвесторов, что, возможно, будет способствовать политической и финансовой стабильности на Ближнем Востоке. Однако действия Эр-Рияда по размещению IPO на протяжении последних полутора лет демонстрируют нам принцип разумной осторожности в части максимального просчета риска и возможных последствий от неизбежных шагов при распахивании «экономических дверей» для зарубежного капитала.
Рассмотренная выше деятельность крупных нефтяных компаний на территориях ближневосточных государств косвенно показывает, что большинство арабских стран - экспортеров нефти сталкивается с одинаковыми проблемами в экономике, например:
• нефтяной сектор является достаточно капиталоемким и доминирующим. Однако в нем существует достаточно много проблем, связанных с занятостью населения. В данном секторе используется труд наемной иностранной рабочей силы, местное население (резиденты), напротив, участвуют в бизнесе только на правах полноценных партнеров-собственников, получая стабильные сверхдоходы;
• ограниченное количество нефтяных ресурсов. Исходя из того что сырьевые запасы для нефтегазовой промышленности постепенно снижаются26, необходимо осуществлять диверсификацию экономики, уводя ее от нефтяной зависимости. В этой связи ряд стран в своих концепциях определили приоритетное направление в части получения прибыли от ненефтяных секто-ров27. В целом задача состоит в том, чтобы ненефтяные сектора экономики в долгосрочной перспективе показывали устойчивый рост. Наряду с этим данные сектора
24 Однако, несмотря на то, что резервы финансовых учреждений уменьшились за год с 730 до 630 млрд долл. США, в целом у них имеется определенный запас финансовой устойчивости при среднем годовом дефиците бюджета в 100 млрд долл. США.
25 В связи с ограниченным доступом к данной информации экономистами-аналитиками было высказано предположение, что на продажу могут быть выставлены только нефтеперерабатывающие и нефтехимические активы.
26 Некоторые страны имеют значительные резервы.
27 Например, Saudi Arabia's vision 2030, Qatar National Vision 2030, UAE Vision 2021.
56
должны удовлетворять потребностям работоспособного населения в части получения стабильной и высокооплачиваемой работы;
• большая зависимость от нефти усугубляет макроэкономическую нестабильность в случае неустойчивости мировых рынков и возникновения кризисных явлений при падении цен на углеводороды. В настоящее время цены на нефть находятся на низших отметках за последние 10 лет. По данным ОПЕК (OPEC), в 2015 г. мировая добыча нефти увеличилась на 1,75 млн баррелей в сутки (2,4 %), по сравнению с 2014 г. Доходы от экспорта нефти в 2015 г. снизились до 518,2 млрд долл. США (на 45,8 %) по сравнению с 2014 г., что является самым низким показателем за последние 10 лет. Общий дефицит стран ОПЕК в 2015 г. составил 99,6 млрд долл. США по сравнению с профицитом в размере
238,1 млрд долл. США в 2014 г. В 2015 г. глобальная производительность нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) увеличилась на 2,4% и достигла 80,5 млн баррелей в сутки, что является самым большим достижением в странах Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Стоимость барреля сырой нефти марки Brent в 2015 г. в среднем составляла 49,49 долл. США по сравнению с 96,29 долл. США в 2014 г. По состоянию на конец апреля 2017 г. стоимость составляла 53,78 долл. США. Годовой спад за период с 2014 по 2015 г. оценивался в 46,80 долл. США, или 48,6%.
Исходя из вышесказанного, падение объемов экспортной выручки от продажи нефти (нефтепродуктов) в арабских странах (см. Рисунок 1) за последние 5 лет привело к уменьшению налоговых поступлений в казну и к сокращению государствен-
Рисунок 1. Объемы экспортной выручки от продажи нефти (нефтепродуктов) в арабских странах (млн долл. США)
Picture 1. Volumes of Export Earnings from Oil (Petroleum Products) in Arab Countries (US$ million)
Источник: Trade Summary exports, imports, tariff by year. World Integrated Trade Solution. URL: http://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/ARE/Year/2010/SummaryText (Accessed: 12.03.2017)
57
ных расходов, в том числе в социальной и бюджетной сферах.
Правительствам арабских стран - экспортеров нефти необходимо проводить реформы, направленные на диверсификацию экономики, которые могут иметь следующие положительные последствия:
• обретение независимости национальной экономики от волатильности мировых цен на энергоресурсы;
• минимизация риска потери устойчивости финансового сектора;
• увеличение рынка труда и рост занятости населения;
• изменение инвестиционного климата и привлечение дополнительных иностранных инвестиций;
• получение дополнительных высоколиквидных активов.
Ближневосточные страны сталкиваются с социально-экономическими проблемами, которые при неблагоприятных экономических условиях могут нести в себе значительные политические риски. Такие проблемы, как: создание рабочих мест, связанное с быстрым приростом населения, хеджирование экономики и обеспечение устойчивости процессов при неустойчивом поведении мировых цен на нефть, дефицит бюджета, поиск дополнительных источников доходов, вынуждают некоторые страны к введению непопулярных мер:
1. Возможность введения налога на добавленную стоимость (НДС). Кувейт рассматривает вопрос о введении налога на прибыль, а в Саудовской Аравии ставится вопрос об увеличении акцизов.
2. Постепенное увеличение цен на энергоносители. ОАЭ вводят корректировки цен на топливо и повышение тарифов на электроэнергию. Алжир, Бахрейн, Оман, Катар и Саудовская Аравия значительно увеличили цены на энергоносители. Кувейт поднял отпускные цены на керосин и дизельное топливо и также рассматривает вопросы об увеличении цен на электроэнергию.
Достаточно сложное и непрозрачное инвестиционное законодательство арабских стран создает значительные ограничения для вхождения иностранных компаний на внутристрановой рынок. Наряду с этим ведение бизнеса мелкими и средними предпринимателями связано со множеством бюрократических проблем и отсутствием структурированной нормативно-правовой базы. Предприятия государственного сектора находятся в неравной конкуренции с частными фирмами, и как следствие отсутствует государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Достаточно сложный регу-ляторный и надзорный процесс со стороны государства вынуждает бизнесменов уводить свои активы в секторы «теневой экономики», что влечет за собой разрыв экономических и финансовых процессов в стране.
Исходя из вышесказанного целесообразно отметить, что государственная политика арабских стран - экспортеров нефти в области занятости населения и заработной платы должна быть адаптирована под мировые реалии. Например, наличие на рынке труда легальной высококвалифицированной рабочей силы, перераспределение основной части государственных расходов на улучшение инфраструктуры страны, человеческого капитала с целью повышения конкурентоспособности, разработка и внедрение новых политик и стратегий для образования быстрорастущих конкурентоспособных секторов в экономике.
Население и нефть в регионе - один из важнейших социально-экономических факторов, но их распределение обратно пропорционально друг другу. В последнее время экономический разрыв между арабскими странами только увеличивается. Несмотря на трудности, которые начали испытывать страны Персидского залива, они получают стабильно высокие доходы от продажи нефти и газа28, одновремен-
28 Однако ОПЕК несколько раз вводила ограничения на ее добычу с целью уменьшения цены за баррель.
58
Контуры глоБАльных трансформаций том 10, номер 2, 2017
но декларируя в своих стратегиях принципы диверсификации экономики. Вместе с тем целесообразно отметить, что экономическое положение арабских стран, особенно после событий «арабской весны», в целом ухудшилось (см. Рисунок 2).
Наиболее ярко внутренние социально-политические изменения, происходящие в рассматриваемых странах, отражаются в статистических отчетах по трудовой миграции (легальной или нелегальной), в показателях объемов «теневой экономики», поддержку которой и осуществляют в том числе миграционные процессы.
Миграционные процессы как один из факторов разбалансированности макроэкономических процессов арабских стран
Большие потоки трудовой миграции в арабском регионе - это не тенденция последних 15-20 лет, вызванная, с одной стороны, нефтяным бумом, а с другой - военными и революционными действиями. Например, по данным некоторых аналитиков, к 80-м годам XX века более 4,8 млн человек мигрировали из стран арабских
Рисунок 2. Динамика индекса потребительских цен в арабских странах по данным The World Bank (2008-2015 гг.)
Picture 2. The Dynamics of Consumer Price Index in Arab Countries According to The World Bank (2008-2015)
Источник: The World Bank Consumer Price Index. URL: http://data.worldbank.org/indicator/FP.CPI, T0TL?end=2014&locations=BH&start=1965 (Accessed: 12.04.2017)
59
стран со средним экономическим развитием в страны Персидского залива.
Существуют 3 типа миграционных волн, которые происходили в арабском мире в различные исторические периоды.
I. Миграционные потоки в пределах одной страны. В большинстве случаев это отток населения из сельской местности в крупные города, где была сосредоточена политическая, экономическая и социальная жизнь страны. Например, крупные города в Египте, Ираке и Судане не смогли обеспечить всех мигрантов достойными социальными услугами и необходимым жизненным уровнем. Мировые процессы урбанизации не обходят стороной и арабские страны, так как действие этих процессов расширяет спектр услуг, при которых необходимо привлечение рабочей силы (например, бурное строительство и техническое обслуживание объектов инфраструктуры). Наряду с этим процессы урбанизации затрагивают большое количество нелегальной рабочей силы, неуправляемое перемещение которой может привести к негативным политическим и экономическим последствиям.
II. Миграционные потоки из арабских стран в страны Запада. Особенно данные перемещения возросли после начала военных действий в Сирии, Ираке, Йемене и Афганистане. По некоторым данным, в 2015 г. в Европу перебралось более 1 млн мигрантов-беженцев, и их поток продолжает расти29. Мигранты из ряда арабских стран используют различные маршруты, чтобы попасть, например, в Германию, Швецию или Великобританию (см. Рисунок 3). Большинство этих маршрутов используется для переправки нелегальных мигрантов и контролируется представителями соответствующих «теневых» и криминальных структур.
1. Западно-Балканский маршрут стал достаточно популярным в Европейском Союзе в 2012 г., когда визовые требования Шенгенской зоны были смягчены для пяти Балканских стран: Албании, Боснии и Герцеговины, Черногории, Сербии и Македонии. В период с 2009 по 2016 г. данным маршрутом нелегально воспользовались 966 627 человек.
2. Восточно-Средиземноморский маршрут в течение многих лет являлся популярным среди нелегальных мигрантов. По нему в западноевропейские страны в 20082009 гг. прибыло порядка 40% всех мигрантов, а с 2008 по 2016 г. этим маршрутом нелегально воспользовались 1 385 750 человек.
3. Маршрутом Апулия (Италия) -п-ов Калабрия пользуются выходцы из Египта, Турции, Сирии и Афганистана. В настоящее время данный путь является не очень популярным в связи с активным использованием Восточно-Средиземноморского маршрута. В период с 2009 по 2013 г. им воспользовались 18 596 человек.
4. Кольцевой маршрут из Албании в Грецию и обратно, которым ежемесячно пользуются порядка 1000 человек30.
Целесообразно отметить, что указанные миграционные волны начала XXI века не являются первыми в калейдоскопе миграционных процессов из арабских в западные страны. Период конца XIX - начала XX в. ознаменовался большой миграцией ливанцев-христиан в Европу и на Американский континент. Произошла частичная миграция населения из южноаравийского региона Хадрамаут в Юго-Восточную Азию и Восточную Африку, также мигранты из Северного и Южного Йемена в настоящее время прибывают в европейские и американские порты.
29 80 % людей из вышеуказанных трех стран прибыло в западные страны на лодках.
30 Приведены данные по количеству обнаруженных миграционными службами и службами пограничного контроля нелегальных мигрантов. Точные данные, которые отражали бы объективную картину миграционных потоков из арабских стран в страны западной Европы, в настоящее время отсутствуют. На Рисунке 3 не представлен Западно-Африканский маршрут, которым пользуются жители Марокко с целью попасть на Канарские острова (Испания). Использовалась информация "European Border and Coast Guard Agency (Frontex)"
60
Последние трагические события, произошедшие в Европе (террористические атаки во Франции, Германии, Бельгии, Швеции), бесконтрольный наплыв миллионов беженцев из стран Ближнего Востока и вызванная в связи с этим обеспокоенность местного населения относительно быстрорастущих мусульманских общин подводит нас к анализу вопроса: «Насколько велико мусульманское население Европы и как быстро оно растет?»
После Второй мировой войны трудовая миграция из стран арабского мира в государства Западной Европы являлась одной из частей общего послевоенного миграционного потока (арабы составляли почти 10% трудовых мигрантов). По некоторым данным, например во Фран-
цию, прибыло порядка 850 000 алжирцев, 250 000 марокканцев и 60 000 тунисцев, которые впоследствии получили гражданство этой страны, а их потомки являются полноправными гражданами Европейского Союза. Согласно статистическим данным, с конца XX и на начало XXI в. прирост мусульманской части населения всей Европы за последние 10 лет составил 1% (с 4% в 1990 г. до 6% в 2010 г)31, и в дальнейшем он сохранит данную тенденцию (до 2030 г. он составит 8% от населения Европы). При этом к 2050 г. число мусульман сравняется с числом христиан по всему миру (при сохранении нынешних демографических тенденций в период с 2010 по 2050 г. число мусульман увеличится на 73%, а число христиан только на 35%)32.
Рисунок 3. Карта миграционных маршрутов Picture 3. The Map of Migration Routes
Источник: The World Bank Consumer Price Index. URL: http://data.worldbank.org/indicator/FP.CPI. TOTL?end=2014&locations=BH&start=1965 (Accessed: 12.04.2017)
31 The Future of the global Muslim population Region: Europe. URL: http://www.pewforum.org/2011/01/27/future-of-the-global-muslim-population-regional-europe/. (Accessed: 18.04.2017)
32 По данным Pew Research Center.
61
III. Третий тип миграции - это перемещение между арабскими странами. До 1970-х годов XX века миграционные потоки были незначительны, однако, как уже говорилось выше, последствия нефтяного бума в одних странах и системного кризиса в других привели к колоссальным масштабам миграции. Так, по данным Международной организации труда (ILO) на конец 2015 г.:
• 32 млн человек прибыло в районы стран ССАГПЗ;
• 10% от общей численности трудовых мигрантов со всего мира находятся на территории Саудовской Аравии и ОАЭ. Мигранты составляют от общего числа населения страны: в Катаре - 91%, ОАЭ - 88%, Кувейте - 72%, Иордании - 56%, Бахрейне - 54%, Саудовской Аравии - 30%;
• 600 000 человек из числа мигрантов являются жертвами принудительного труда в странах Персидского залива;
• 5 млн человек прибыло на территорию Иордании и Ливана за последнее время в связи с событиями в Сирии и Ираке33.
Трудовые мигранты, легально или нелегально осуществляющие свою деятельность, стараются материально поддерживать многочисленных родственников, оставшихся на родине. Вопрос количества и объемов денежных переводов, который неразрывно связан с возрастающим трендом трудовой миграции, должен быть рассмотрен с риск-ориентированной позиции оттока капитала из экономически богатых стран.
В отчете, опубликованном Всемирным Банком, приводятся данные относительно объемов переводов денежных средств нерезидентами из стран ССАГПЗ: из ОАЭ -19 млрд долл. США (4,8 % от ВВП), из Саудовской Аравии - 36 млрд долл. США, из
Кувейта - 18,1 млрд долл. США. Общая сумма переведенных денежных средств из стран Персидского залива составила 98 млрд долл. США. Однако, по сообщению Кувейтского финансового центра, данные показатели выше: из Саудовской Аравии -44 млрд долл. США, ОАЭ - 29 млрд долл. США, Кувейта - 12 млрд долл. США, Катара - 12 млрд долл. США. В данном случае общая сумма переводов из стран ССАГПЗ составила порядка 100 млрд долл. США34.
Заключение
Как видно из вышепредставленной информации, макроэкономическая нестабильность арабских стран вызвана в первую очередь не финансовыми потрясениями в экономике, спровоцированными стандартными кризисными явлениями, а внешнеполитическими процессами. Проблемы оттока денежных средств35, неблагополучное положение с ликвидностью (высоколиквидными активами) в банковской системе, в которой присутствуют как исламские, так и традиционные банки, понижение уровня денежной массы может повлечь за собой проблемы в поддержании уровня государственных расходов, кредитовании частного сектора и финансовой устойчивости страны в целом.
Политические процессы интеграции не могут равномерно охватить все страны Ближневосточного региона. Тем не менее все арабские страны объединены арабо-мусульманской культурой, к одной из черт которой можно отнести и культуру (порядок) осуществления финансовых операций при помощи «исламских» финансов. Нельзя не отметить тот факт, что внешнее вмешательство в суверенные
33 Labour Migration. URL: http://www.ilo.org/beirut/areasofwork/labour-migration/lang--en/index.htm. (Accessed: 18.05.2017)
34 Это 6,2 % от совокупного ВВП вышеуказанных стран, или 1,6 трлн долл. США.
35 Приток денежных средств в экономически менее развитые государства, с одной стороны, поддерживает домохозяйства, но с другой - не является инвестиционным потоком, направленным на развитие, например, промышленного или сельскохозяйственного секторов.
62
дела некоторых арабских стран со стороны сверхдержав36 своей конечной целью ставит эффективную реализацию финансовых средств, быстрый, безоговорочный выход на внутренние рынки и использование всех ресурсов страны. Приход37 в богатые арабские страны зарубежных банков с их традиционной системой ведения финансово-хозяйственной деятельности обусловлен постепенным уменьшением доли исламских банков на рынке, что может повлечь за собой уход части клиентов - юридических лиц из практики партнерских финансов38.
В настоящее время денежные средства, получаемые богатыми арабскими странами от продажи нефти, идут не на формирование пакетов антикризисных программ, а на поддержание вооруженных группировок, воюющих на территории Сирии и Ирака, или на военные конфликты в Йемене. В основе этих денежных потоков находятся финансы исламских стран, но назвать их «исламскими» финансами будет неправомерно, в связи с тем что денежные средства, участвующие в не дозволенных Аллахом сделках, по своей сути не могут быть халяльными39.
Список литературы
Аксененок А.Г. [и др.]. (2017). Ближний Восток: когда наступит завтра. Материал для обсуждения на ближневосточном диалоге международного дискуссионного клуба «Валдай». 11. URL: http://ru.valdaiclub.com/ files/14608/ (дата обращения: 18.03.2017)
Бабенкова С.Ю. (2017). IPO "SAUDI ARAMCO": игра в имитацию. Восточная аналитика. Сетевой аналитический жур-
нал Института востоковедения РАН. URL: http://va.ivran.ru/-content, свободный. (Дата обращения: 18.03.2017)
Бабенкова С.Ю. (2013). Банковские системы восточных стран: история возникновения, посткризисное развитие, актуальные проблемы интеграции: Научная монография. Иркутск: Репроцентр А1. 162.
Бабенкова С.Ю. (2017). Влияние «теневой экономики» на «средний класс» в странах Ближнего Востока. Ученые записки Российской академии предпринимательства. Научно-практическое издание, 16 (1). 20-28.
Бабенкова С.Ю. (2017). Денежные переводы для финансовых систем арабских стран: "capital flows" или "capital outflows"? Восточная аналитика. Сетевой аналитический журнал Института востоковедения РАН. URL: https://va.ivran. ru/articles?artid=6996 (Дата обращения: 18.03.2017)
Ермакова С.Л. (ред.). (2014). Зарождение и эволюция банковской деятельности в государствах различных правовых систем: Научная монография. Москва: Издательский дом Наука. 402.
Мухаммад Таки Усмани (2016). Введение в исламские финансы. Москва: Исламская книга. 160.
Наумкин В.В. (2013). Арабский мир, ислам, Россия: прошлое и настоящее. Избранные главы, статьи, лекции, доклады. Москва: Институт востоковедения РАН. 528.
Стрельцов Д.В. (ред.). (2011). Внешнеполитический процесс в странах Востока. Коллективная монография. Москва: Аспект Пресс. 336.
Alhajji F. The oil weapon: past, present, and future. OIL&GAS Journal. URL: http://www. ogj .com/articles/print/volume-103/issue-17/
36 Здесь целесообразно отметить, что вмешательство проводится не только с помощью военных кампаний, но и посредством активных действий по слиянию, поглощению финансовых компаний или установлению контроля над ними (например, в странах - экспортерах нефти).
37 Внедрение.
38 Исламские банки не могут полностью уйти с рынка, в связи с тем что в основе их деятельности лежат нормы Корана и религиозного права.
39 Халяль - продукт или услуга, разрешенные с точки зрения Ислама.
63
general-interest/the-oil-weapon-past-present-and-future.html (Accessed: 18.03.2017)
Halliday F. (1984). Labor Migration in the Arab World. Middle East Research and Information Project, 14 (May/June). URL: http:// www.merip.org/mer/mer123/labor-migra-tion-arab-world (Accessed: 18.03.2017)
The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050. Why Muslims Are Rising Fastest and the Unaffiliated Are Shrinking as a Share of the World's Population. (2015). URL: http://www.pew-forum.org/2015/04/02/religious-projec-tions-2010-2050 (Accessed: 18.03.2017)
World Islamic Banking Competitiveness Report 2016. New realities. New opportunities. (2016). 68. URL: http://www. ey.com/Publication /vwLUAssets/ ey-world-islamic-banking-competitiveness-report-2016/$FILE/ey-world-islamic-banking-competitiveness-report-2016.pdf (Accessed: 18.03.2017)
World Migration Report. 2015. Migrants and Cities: New Partnerships to Manage Mobility. International Organization for Migration (IOM). (2015). 204. URL: http://publications. iom.int/system/files/wmr2015_en.pdf (Accessed: 18.03.2017)
References
Aksenenok A.G. [et al.]. (2017). The Middle East; when the future will come. Material dlya obsuzhdeniya na blizhnevostochnom dialoge mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba "Valdai". 11. URL: http://ru.valdaiclub.com/ files/14608/ (Accessed: 18.03.2017)
Alhajji F. The oil weapon: past, present, and future. OIL&GAS Journal. URL: http://www. ogj.com/articles/print/volume-103/issue-17/ general-interest/the-oil-weapon-past-present-and-future.html (Accessed: 18.03.2017)
Babenkova C.Yu. (2017). IPO "SAUDI ARAMCO": a game in imitation. Vostoch-naya analitika. Setevoi analiticheskii zhurnal Instituta vostokovedeniya RAN. URL: http:// va.ivran.ru/-content, svobodnyi. (Accessed: 18.03.2017)
Babenkova S.Yu. (2013). Banking Systems of the Oriental Countries: history of genesis, post-crisis development, actual problems of integration. A scientific monograph. Irkutsk: Re-protsentr A1. 162.
Babenkova S.Yu. (2017). Money Transferring for the Financial Systems of the Arab Countries: "capital flows" ili "capital outflows"? Vostochnaya analitika. Setevoi analiticheskii zhurnal Instituta vostokovedeniya RAN. URL: https://va.ivran.ru/articles?artid=6996 (Accessed: 18.03.2017)
Babenkova S.Yu. (2017). The influence of the "shadow economy" on the "middle class" in the countries of the Middle East. Uchenye zapiski Rossiiskoi akademii predprinimatel'stva. Nauchno-prakticheskoe izdanie, 16 (1). 20-28.
Ermakova S.L. (ed.). (2014). The Genesis and Evolution of Banking Activities in the Countires of Different Legal Systems: a scientific monograph. Moskva: Izdatel'skii dom Nauka. 402.
Halliday F. (1984). Labor Migration in the Arab World. Middle East Research and Information Project, 14 (May/June). URL: http:// www.merip.org/mer/mer123/labor-migra-tion-arab-world (Accessed: 18.03.2017)
Mukhammad Taki Usmani. (2016). Introduction to Islamic Finance. Moskva: Islamskaya kniga. 160.
Naumkin V.V. (2013). The Arab World: past and present. Selected chapters, articles, lectures, reports. Moskva: Institut vostokovedeniya RAN. 528.
Strel'tsov D.V. (ed.). (2011). Foreign Policy Process in the contries of the Middle East. A collective monograph. Moskva: Aspekt Press. 336.
The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050. Why Muslims Are Rising Fastest and the Unaffiliated Are Shrinking as a Share of the World's Population. (2015). URL: http://www.pew-forum.org/2015/04/02/religious-projec-tions-2010-2050 (Accessed: 18.03.2017)
World Islamic Banking Competitiveness Report 2016. New realities. New opportunities. (2016). 68. URL: http://www.ey.com/Publica-tion/vwLUAssets/ey-world-islamic-bank-
64
ing-competitiveness-report-2016/$FILE/ ey-world-islamic-banking-competitiveness-report-2016.pdf (Accessed: 18.03.2017)
World Migration Report. 2015. Migrants and Cities: New Partnerships to Manage Mobil-
ity. International Organization for Migration (IOM). (2015). 204. URL: http://publications. iom.int/system/files/wmr2015_en.pdf (Accessed: 18.03.2017)
Информация об авторе
Светлана Юрьевна Бабенкова, кандидат экономических наук, научный сотрудник, Институт востоковедения, Российская академия наук
107031, Российская Федерация, Москва, Рождественка ул., 12 sbab еп^гуа@гугап .ш
About the Author
Svetlana Yu. Babenkova, Cand. Sci. (Econ.), Researcher, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences
12, Rozhdestvenka ul., Moscow, Russian Federation, 107031 [email protected]
65