Научная статья на тему 'Тенденции развития акушерского образования после бакалавриата в Монголии'

Тенденции развития акушерского образования после бакалавриата в Монголии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛИЯ / АКУШЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСЛЕ БАКАЛАВРИАТА / ПРЕДДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / MONGOLIA / MIDWIFERY EDUCATION AFTER UNDERGRADUATE / UNDERGRADUATE TEACHING / CURRICULUM / POST-GRADUATE TRAINING

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Баясгаланмонх Б., Зоригтбаатар Д., Дуламжав П., Сумбэрзул Н.

Статья посвящена изучению вопроса акушерского образования в Монгольской Народной Республике, применения знаний на практике, а также интеграции их в другие области. В ходе исследования была изучены тенденции акушерского образования, а также проведена оценка степени его развития. Проанализировано соотношение профессиональных и общеобразовательных дисциплин в учебном плане подготовки акушеров, а также соотношение преподавателей и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of midwifery education after the undergraduate in Mongolia

The paper studies the issue of midwifery education in the Mongolian People’s Republic, the application of knowledge in practice and integrate them into other areas. The study has examined trends in midwifery education, as well as assessment of the degree of its development. Analyzed the ratio of professional and general studies in the curriculum of training midwives, as well as the ratio of teachers and students.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития акушерского образования после бакалавриата в Монголии»

ЛИТЕРАТУРА

1. Арямкина О.Л., Савоненкова Л.Н. Абдоминальный туберкулез // Гастроэнтерология Санкт-Петербурга. - 2008. -№1. - С.41-43.

2. Гайдаров Г.М., Хантаева Н.С. Комплексная оценка эпидемиологической ситуации по туберкулезу за период 19922004 гг. в Иркутской области с использованием многомерных методов исследования // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2006. - Т. 64. №6. - С.68-72.

3. Кощеев М.Е., Галимов С.А., Зоркальцева Е.Ю. и

др. Эпидемиология туберкулеза в Иркутской области // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. - 2011. - Т. 78. №2. - С.138-142.

4. Кульчавеня Е.В. Контроль внелегочного туберкулеза в Сибири и на Дальнем Востоке // Проблемы туберкулеза и болезней лёгких. - 2008. - №9. - С.16-19.

5. Чикаев В.Ф., Бондарев Ю.В., Зиятдинов К.М., Петухов Д.М. Особенности диагностики и лечения туберкулезного перитонита // Практическая медицина. - 2014. - Т. 2. №4. -С.156-159.

REFERENCES

1. Arjаmkina O.L., Savonenkova L.N. Abdominal tuberculosis // Gastroehnterologiya Sankt-Peterburga. - 2008. - №1. - P.41-43. (in Russian)

2. Gaydarov G.M., Khantaeva N.S. Combined analysis of epidemiologic tuberculosis situation for period 1992-2004 years in Irkutsk region with use of multivariate statistical methods // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2006. - Vol. 64. №6. -P.68-72.

3. Koshcheyev M.E., Galimov S.A., Zorkaltseva E.Yu., et al.

Tuberculosis epidemiology in Irkutsk Region // Byulleten VSNC SO RAMN. - 2011. - Vol. 78. №2. - P.138-142. (in Russian)

4. Kulchavenya E.V. Extra pulmonary tuberculosis control in Siberia and Far East // Problemy tuberkuleza i boleznej lyogkih. -2008. - №9. - P.16-19. (in Russian)

5. Chikayev V.F., Bondarev Yu.V., Ziyatdinov K.M., Petukhov D.M. Diagnosis and treatment of tuberculous peritonitis // Prakticheskaya medicina. - Kazan, 2014. - Vol. 2. №4(80). -P.156-159. (in Russian)

Информация об авторах:

Белобородов Владимир Анатольевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей хирургии с курсом урологии Иркутского государственного медицинского университета, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1,

e-mail: bva555@yandex.ru; Фролов Александр Петрович - к.м.н., доцент кафедры общей хирургии с курсом урологии Иркутского государственного медицинского университета, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: frolov7788@rambler.ru; Цоктоев Дарижаб Балданович - к.м.н., ассистент кафедры общей хирургии с курсом урологии Иркутского государственного медицинского университета, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1,

e-mail: osteolog.irk@mail.ru; Олейников Игорь Юрьевич - к.м.н., ассистент кафедры общей хирургии с курсом урологии Иркутского государственного медицинского университета, 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1.

Information About the Authors:

Beloborodov Vladimir Anatolyevich - MD, PhD, DSc, Professor, Head of the Department of General Surgery, Irkutsk State Medical

University, 1 Krasnoe Vosstanie st., Irkutsk, 664003, Russia, e-mail: bva555@yandex.ru; Frolov Aleksandr Petrovich - MD, PhD, Associate Professor, Department of General Surgery; Tsoktoev Darizhab Baldanovich - MD, PhD, Assistant, Department of General Surgery; Oleynikov Igor Yuryevich -MD, PhD, Assistant, Department of General Surgery.

педагогика

© БАЯСГАЛАНМОНХ Б., ЗОРИГТБААТАР Д., ДУЛАМЖАВ П., СУМБЭРЗУЛ Н. - 2016 УДК: 616.371.67

тенденции развития акушерского образования после бакалавриата в монголИИ

Б. Баясгаланмонх, Д. Зоригтбаатар, П. Дуламжав, Н. Сумбэрзул (Монгольский государственный университет медицинских наук, Улан-Батор, Монголия)

Резюме. Статья посвящена изучению вопроса акушерского образования в Монгольской Народной Республике, применения знаний на практике, а также интеграции их в другие области. В ходе исследования была изучены тенденции акушерского образования, а также проведена оценка степени его развития. Проанализировано соотношение профессиональных и общеобразовательных дисциплин в учебном плане подготовки акушеров, а также соотношение преподавателей и студентов.

Ключевые слова: Монголия, акушерское образование после бакалавриата, преддипломное обучение, программа обучения, постдипломное обучение.

trends of midwifery education after the undergraduate in Mongolia

B. Bayasgalanmonh, D. Zorigtbaatar, P. Dulamzhav, N. Sumberzul (Mongolian State University of Medical Sciences, Ulaanbaatar, Mongolia)

Summary. The paper studies the issue of midwifery education in the Mongolian People's Republic, the application of knowledge in practice and integrate them into other areas. The study has examined trends in midwifery education, as well as assessment of the degree of its development. Analyzed the ratio of professional and general studies in the curriculum of training midwives, as well as the ratio of teachers and students.

Key words: Mongolia, midwifery education after undergraduate, undergraduate teaching, curriculum, post-graduate training.

В настоящее время акушерское образование Монголии после бакалавриата проходит стадию реформирования, что вызвано необходимостью использования принципов медицины, основанной на доказательствах, а также соответствия тенденциям развития акушерства на национальном и международном уровнях, потребностями общества. Если рассмотреть международный опыт, то наблюдается тенденция подготовки акушеров после бакалавриата как специалистов отдельного профиля.

Большинство профессиональных вузов рассматривает обучение как единственный способ приобретения знания и умения и считает, что самыми важными моментами обучения является приобретение профессиональных знаний и умений в ходе обучения. Но кроме этих знаний, у личности формируются свои потребности приобретения всесторонних знаний и умений и определённые личностные качества. Под образованием понимают приобретение знаний, применение их на практике, партнёрство с другими и обеспечение социализации [1,4,5].

«Во всеобщем стандарте акушерства», принятом в 2010 году Международной Ассоциацией Акушеров (International confederation of midwives - ICM), указано, что подготовка высококвалифицированных акушеров, способных оказать роженицам, новорожденным, семьям высококачественной медицинской помощи, основанной на принципах доказательной медицины, служит опорной точкой в укреплении акушерства во всём мире [2,3].

По определению Тима Сванвика, на сегодняшний день стараются уменьшить расстояния между параллельно расположенными тремя программами обучения - программы на бумаге, программы на практике и программы, придерживаемой в обучении [6].

Цель исследования - это изучение тенденций акушерского образования и оценки степени его развития в Монгольской Народной Республике.

Материалы и методы

Исследованы результаты реализации Программы обучения (2003, 2006, 2010 годы), а также применены методы дискриптивного, качественного и количественного анализа, сбор информации проводился методом собеседования с целевой группой.

Результаты и обсуждение

В 1942 году при Монгольском государственном университете (МонГУ) впервые был открыт лечебный факультет, что послужило решающим фактором в подготовке национальных медиков с высшим образованием. В 1961 году от МонГУ отделился Медицинский институт как самостоятельное высшее учебное заведение, а с 1950 года начали готовить акушеров-фельдшеров (акушерок) в Медсестринской школе в г. Улан-Батор, в 1969 году - в Гоби-Алтайском аймаке, в 1971 - в Дорногобийском аймаке, а в 1976 - в г. Дархан.

Предипломное обучение акушеров

На сегодняшний день в Монголии готовят акушеров и специалистов следующим образом:

- акушер со средним образованием (трёхлетное обучение с возможностью дальнейшего поступления в университет)

- акушер с образованием бакалавриата (четырёхлетнее обучение с возможностью дальнейшего поступления в университет).

Если рассмотреть градацию акушерки, то наблюдается тенденция подготовки акушеров с образованием бакалавриата. В некоторых учебных заведениях Австралии, Новой Зеландии, Англии акушеров специалистов переобучают мед-

сестёр программой обучения со сроком 18 месяцев.

Если рассмотреть ныне реализуемую единую программу подготовки акушеров с дипломным образованием, то общеобразовательные дисциплины занимают 28 кредитных часов (кр/ч) (кредитные часы - это нормативно программа обучения, установленная по часам, отдельно для каждой дисциплины), базовые профессиональные дисциплины - 40 кр/ч, профилирующие дисциплины - 29 кр/ч, факультативные дисциплины - 19 кр/ч, производственная практика - 8 кр/ч (всего 117 кр/ч), что составляет оптимальный вариант соотношения.

Соотношение между теоретической и практической формами обучения составляют 1:2, в международном стандарте, выпущенном Международной Ассоциацией Акушеров, указано, что оптимальное соотношение должно быть 40:60. В программе, утверждённой в 2010 году, удельный вес занятий по профилирующим дисциплинам акушеров увеличился до 41,9%, что считается оптимальным соотношением (не менее 50% согласно международному стандарту, WHO, 2006).

Международная Ассоциация Акушеров считает, что оптимальным соотношением 60:40 для общеобразовательных, 50:50 базовых для профессиональных и 40:60 для профилирующих дисциплин. В программе обучения акушеров, утверждённой в 2010 году, соотношение общеобразовательных дисциплин составляет 42:58, базовых профессиональных дисциплин 34:36, профилирующие дисциплины 32:68

Соотношение между профессиональными преподова-телями и студентами-акушерами составляют 1:20, 1:30, что показывает нехватку профессиональных преподавателей. Согласно международному стандарту это соотношение должно составлять 1:10.

Постдипломное обучение акушеров

С целью подготовки акушеров с уровнем бакалавриата уже 10-ый год Дарханская медицинская школа проводит кластерный тип постдипломного обучения среди выпускников, имеющих степень бакалавра, на 1,5 года обучения 50 кр/ч. Из нашего опыта обучения видно, что степень бакалавриата в образовании имеет высокую потребность среди акушеров.

В дальнейшем, согласно международному стандарту предусматривается более оптимальный вариант подготовки акушеров из бывших медсестёр-выпускников по специальной программе, основанной на достоверности и мастерстве и со сроком обучения в 18 месяцев.

На сегодняшний день, акушерам преподают врачи, прошедшие курсы акушерства и гинекологии. Согласно международному стандарту необходимо проводить преподавание предметов высококвалифицированными акушерами, что становится высоко эффективным.

В международном опыте наблюдается тенденция подготовки акушеров с уровнем бакалавриата в отдельной квалификации. Вопрос постдипломной, комбинированной подготовки медсестёр сроком на 18 месяцев, по специальной программе обучения, основанной на достоверности и профессиональном мастерстве, имеет свои определённые преимущества.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 17.06.2015 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Tomorrow's Doctors: Recommendations on undergraduate medical education. Education Commettee of the General medical Council, 1993.

2. Curriculum for midwifery educational program. - WHO, 2008.

3. Global standarts for midwifery education. - ICM, 2010.

4. Сум6эрзуn H., Омун6иnэг №. AHaraax yxaaHH 6OHOB-cpon. - yE, 2001.

5. Grant J. Principles of curriculum desigh. In: Tim Swanwick, editor. Understanding medical education.Evidence, theory and practice. - Wiley-Blackwell, 2010.

6. Swanwick T. Understanding medical education: Evidence, theory and practice. - Wiley-blackwell, 2011. - P.301-335.

7. Essential competencies for basic midwifery practice. - ICM, 2010.

REFERENCES

1. Tomorrow's Doctors: Recommendations on undergraduate medical education. Education Commettee of the General medical Council, 1993.

2. Curriculum for midwifery educational program. - WHO, 2008.

3. Global standarts for midwifery education. - ICM, 2010.

4. Sumbjerzul N., Ojuunbiljeg Sh. Anagaah uhaany bolovsrol. - Ulaanbaatar, 2001. (in Mongolian)

5. Grant J. Principles of curriculum desigh. In: Tim Swanwick, editor. Understanding medical education.Evidence, theory and practice. - Wiley-Blackwell, 2010.

6. Swanwick T. Understanding medical education: Evidence, theory and practice. - Wiley-blackwell, 2011. - P.301-335.

7. Essential competencies for basic midwifery practice. - ICM, 2010.

Информация об авторах

Баясгаланмонх Б. - преподаватель Монгольского государственного университета медицинских наук, начальник службы координирования процесса обучения, аспирант Монгольского национального университета медицинских наук, e-mail: bayasgalanmunkh@mnums.edu.mn; Зоригтбаатар Д. - преподаватель Монгольского государственного университета медицинских наук (г.Улан-Батор, Монголия); Дуламжав П. - преподаватель Монгольского государственного университета медицинских наук (г.Улан-Батор, Монголия); Сумбэрзул Н. - преподаватель Монгольского государственного университета

медицинских наук (г.Улан-Батор, Монголия).

Information About the Authors:

Bayasgalanmonh B. - teacher of the Mongolian State University of Medical Sciences, Head of Service for coordinating the training,

post-graduate student of the Mongolian National University of Medical Sciences, e-mail: bayasgalanmunkh@mnums.edu.mn; Zorigtbaatar D. - teacher of the Mongolian State University of Medical Sciences (Ulaanbaatar, Mongolia); Dulamzhav P. - teacher of the Mongolian State University of Medical Sciences (Ulaanbaatar, Mongolia); Sumberzul N. - teacher of the Mongolian State

University of Medical Sciences (Ulaanbaatar, Mongolia).

основы духовной культуры

© НЕДЕЛЬКО Н.Ф. - 2016 УДК: 929

кто написал Анонимный «пасквиль» на а.с.пушкина?

Николай Федорович Неделько (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра судебной медицины с основами правоведения, зав. - д.м.н., проф. Ю.В. Солодун)

Резюме. А.С. Пушкин является национальным достоянием, «единственным и чрезвычайным явлением русского духа». В статье на основе сенсационного открытия академиком Н.Я.Петраковым и др. рассматривается концепция авторства «пасквиля» поэта.

Ключевые слова: А.С. Пушкин, национальное достояние, русский дух, сенсационное открытие, Н.Я.Петраков, концепция, авторство, «пасквиль».

who wrote anonymous «libel» for a.s. pushkin?

N.F. Nedeljko (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. A.S. Pushkin is a national treasure, "the sole and extraordinary phenomenon of the Russian spirit". On the basis of sensational discovery by academician N. Petrakov, and others. The concept of authorship of "libel" poet.

Key words: A.S. Pushkin, a national treasure, the Russian spirit, a sensational discovery, N. Petrakov, the concept of authorship, "libel".

«Здесь Пушкин погребен: он с музой молодою, С любовью, леностью провел веселый век, Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-богу, добрый человек».

А.С. Пушкин. «Моя эпитафия», 1815

Более 175 лет назад под Петербургом на Черной речке роковой выстрел лишил Россию одного из лучших литературных дарований, величайшего поэта и подлинного создателя современного русского языка - Александра Сергеевича Пушкина.

Официальная версия преддуэльных событий была сформулирована самим поэтом, и ее придерживались друзья и близкие Пушкина.

После получения «диплома рогоносца», в котором нет и намека на Дантеса, Пушкин посылает ему немотивированный вызов на дуэль. Поэт считал неуместным его ухаживания за Натальей Николаевной (далее везде Н.Н.-Н.Н.), и что Дантес и голландский посланник Геккерн являются авторами диплома. Главное в создавшейся ситуации для Пушкина - утверждение о невинности Н.Н. не перед Дантесом, а перед тем, кто был упомянут в дипломе.

Большинство «пушкинистов» стоят на том, что Пушкин воспринимал намеки анонима как беспочвенную клевету на его жену. Его возмущение и оскорбление имели в основе стопроцентную уверенность в супружеской верности ее. Эта группа «специалистов по Пушкину» искренне считала, что они в этом отношении солидарны с поэтом, который хотел, чтобы именно так и сложилось общественное мнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.