^ 3. Объем древесины, образующийся в результате
1 оптимизации конфигурации и расширения границ х обрабатываемых агроландшафтов, обозначить как ш ресурсную составляющую для предприятия по глу-^ бокой переработке древесины — Сосновоборского х фанерного комбината.
2 4. Финансирование регионального проекта по лесо-^ заготовке на полях агропромышленного комплекса ^ края производить за счет средств угольных раз-к резов и реализации круглого леса для производ-
=Ц ственных нужд комбината.
<
со
X
1
ш Литература
^
о 1. О развитии сельского хозяйства: Закон Российской Фе-
2 дерации от 22 декабря 2006 г. № 246-ФЗ // Российская
газета. Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/01/11/sel-hoz-dok.html.
2. Инвестиционный паспорт АПК Красноярского края // Агропромышленный комплекс Красноярского края. Режим доступа: http://www.krasagro.ru/docs/invest.pdf. (Дата обращения: 05.09.2011).
3. Зеньков И. В. Влияние потерь плодородного слоя почвы в горно-технической рекультивации на сокращение площадей земель сельскохозяйственного назначения // Экология и промышленность России. 2010. № 1. С. 49-52.
4. Зеньков И. В. Результаты исследований поверхностей внешних отвалов, рекультивированных угольным разрезом «Бородинский» для сельскохозяйственного использования // Уголь. 2010. № 2. С. 69-73.
5. Посевные площади сельскохозяйственных культур в Красноярском крае // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru/digital/region13/ DocLib80514.pdf. (Дата обращения: 05.09.2011).
Тенденции освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа России
Tendencies of Russian Arctic shelf hydrocarbon resources exploration
УДК 338.2:553
Воронина Елена Петровна
доцент Московского государственного открытого университета, кандидат экономических наук
129278, Москва, ул. Павла Корчагина, д. 22
Voronina Elena Petrovna
129278, Moscow, ul. Pavla Korchagina, 22
Природные богатства, прежде всего минеральные ископаемые, служат источником доходов, весьма необходимых для экономики и социальной сферы России. Из-за интенсивной эксплуатации действующих гигантских и крупных месторождений, в первую очередь Западной Сибири и Ненецкого автономного округа, происходит существенное ухудшение структуры запасов нефти и газа и, как результат, истощение экономически рентабельных запасов. В связи с этим существует необходимость прироста ресурсной базы нефти и газа. Шельф Арктических морей для российского ТЭКа является стратегическим резервом для обеспечения страны энергоносителями в XXI веке.
Mineral wealth, and first of all fossil minerals are the source of income with is essential for economy and social sphere of Russia. The structure of oil and gas deposits is getting poorer due to intensive exploitation of existing huge and big extraction fields of the Western Siberia and Nenets Autonomous district, and as a result occurs depletion of economically efficient deposits. In relation to this there is a necessity of oil and gas resource base increase. Arctic seas shelf is a strategic reserve for Russian fuel and energy industry for provision of the country with energy products in the XXI centurt
Ключевые слова: природные богатства, минеральные ископаемые, углеводородные ресурсы, нефть, газ,
арктический шельф, экономическая эффективность морских ресурсов
Keywords: mineral wealth, fossil minerals, hydrocarbon resources, oil, gas, Arctic shelf, economic efficiency of sea resources
В настоящее время важное значение в нефтеразра-ботке приобретает Арктический шельф. Одна из важнейших причин повышенного интереса к Арктике заключается в природных богатствах региона. Главным образом, речь идет о месторождениях нефти и газа на шельфе. При разработке необходимо обращать внимание на экономическую эффективность морских ресурсов, коммерческую доступность извлечения богатств и конкурентоспособность с добычей на суше. При этом возникает целый ряд практических проблем: технических, хозяйственных, юридических, не говоря уже о необходимости решения общих политических, экономических и правовых вопросов зачастую международного характера.
Исторически сложилось так, что Россия основными жизненными интересами связана с Арктикой. Интерес к этому региону вполне естественнен, так как, во-первых, Арктика для нашей страны приобретает все большее значение в силу целого комплекса факторов: геополитических, оборонных, экономических, социальных и др.; во-вторых, существует сильная взаимосвязь экономического положения в стране с ситуацией в Арктике.
Современная арктическая зона России относится к стратегическим регионам страны с колоссальным природно-ресурсным потенциалом. Для арктических районов характерна концентрация полезных ископаемых в виде крупных и уникальных месторождений, сосредоточенных на относительно небольших территориях.
В мировой практике нефтегазовые ресурсы континентального шельфа уже давно считаются основным
резервом прироста запасов углеводородного сырья. За последние 30 лет доля месторождений шельфа в мировой нефтедобыче выросла до 35%. Россия обладает самым крупным континентальным шельфом. Однако доля шельфа нашей страны в общемировой добыче углеводородов неоправданно мала — около 0,2%.
Для пополнения ресурсной базы российского ТЭКа шельф арктических морей является стратегическим резервом обеспечения страны энергоносителями в XXI веке. Площадь континентального шельфа России составляет 6,2 млн км2 (4,2 млн км2 в пределах исключительной экономической зоны), не менее 4 млн км2 являются перспективными на нефть и газ. По данным МПС России, на Баренцево и Карское моря приходится около 80% начальных потенциальных ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородов (УВ) на шельфе России оцениваются в диапазоне от 90 до 100 млрд т условного топлива, в том числе 15,5 млрд т нефти и 84,5 трлн м3 газа. Это соответствует 20-25% от общего объема мировых ресурсов углеводородов.
Основная часть шельфовых запасов УВ сосредоточена в Баренцевом и Печорском морях (42%), Карском море, включая заливы и губы (34%).1
Изученность континентального шельфа в высшей степени неравномерна: наряду с хорошо или относительно хорошо изученными российскими секторами Балтийского и южных морей, шельфом острова Сахалин, Печорским морем, южной частью Баренцева моря, значительные площади арктического шельфа (северные районы Баренцева и Карского морей, моря Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря) изучены лишь редкой сетью сейсмических профилей. Это объясняется менее суровыми природно-климатическими условиями западно-арктических морей по сравнению с восточно-арктическими, а также выгодным географическим положением, способствующим организации крупномасштабного экспорта добываемого УВ-сырья на западноевропейский и североамериканский энергетические рынки.
Несмотря на относительно слабую изученность, уступающую на 1-2 порядка таким известным морским нефтегазоносным регионам, как Северное море, Мексиканский залив, шельф Западной Африки и др., на шельфе России уже выявлено более 20 крупных нефтегазоносных бассейнов, из которых по крайней мере в 10 нефтегазоносность уже доказана. Выявлено более 450 локальных объектов, открыто 32 месторождения в Западной Арктике и несколько крупных месторождений нефти на северо-восточном шельфе Сахалина. Областью максимальной концентрации углеводородов на современной стадии изученности бассейнов является шельф Западной Арктики — Баренцево, Печорское и Карское моря. Здесь сосредоточена основная часть ресурсов: нефти — 55%, газа — 93%.
Изучение и освоение углеводородных ресурсов арктического шельфа, составляющего значительную долю всего нефтегазового потенциала акваторий России, характеризуется рядом объективных особенностей, которые существенным образом влияют на их техническую доступность и рентабельность разработки.
Одна из них — это суровые природно-климатические условия и сложная ледовая обстановка арктических
1 Ресурсы континентального шельфа Российской Феде-
рации — см.: [1].
морей. Ведь месторождения располагаются в сложных ^ природно-климатических условиях и имеют значитель- =п ные региональные и локальные особенности, за счет х чего весьма уязвимы к техногенным воздействиям, их ш способности к самоочищению очень ограничены. Та- х кие климатические условия требуют создания специ- ^ альных технических средств для поисков, разведки и ^ разработки морских месторождений, которые должны быть созданы в ледостойком исполнении. ^
Вторая особенность — для ввода в эксплуата- к цию месторождений углеводородов на арктическом шельфе необходимо восстановление и дальнейшее < развитие на новой технической основе транспортно- ^ коммуникационной системы (речь идет об основной ^ транспортной магистрали российской Арктики — Се- ^ верного морского пути). Задачей транспортной по- 2 литики является формирование конкурентоспособной транспортной системы, надежно и эффективно удовлетворяющей спрос на внешних рынках с учетом предъявления требований (экономических, экологических, политических и др.).
Необходимо учитывать и жесткие экологические требования, предъявляемые к разработке месторождений нефти и газа в открытом море, где любая авария самым негативным образом может отразиться на окружающей экосистеме.
Наличие богатых ресурсов нефти и газа на арктическом шельфе в сочетании с общеэкономическими морскими стратегическими интересами России обусловили создание соответствующих программ в поддержку освоения российского шельфа. Например, «Программа освоения ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года» является стратегическим документом, определяющим направления развития работ на российском шельфе. Помимо этого Министерством природных ресурсов России была разработана и одобрена на заседании Правительства РФ в ноябре 2004 г. «Долгосрочная государственная программа воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (2005-2010 годы и до 2020 года)». В рамках этой программы предполагается увеличение затрат федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы и доведение общего объема финансирования до 20,5 млрд руб. Соответственно увеличиваются бюджетные вложения в региональные работы по освоению шельфа — от 700 млн руб. в 2005 г. до 2,8 млрд руб. в 2020 г. [2].
Природные богатства, прежде всего минеральные ископаемые (главным образом нефть), служат источником доходов, весьма востребованных для экономики и социальной сферы России. Объем российского экспорта нефти в целом составляет до 45% ее общей добычи. Общие валютные поступления от энергоносителей достигают примерно 40% от суммарного экспорта страны. Примерно 3/4 экспорта нефти и газа вывозится в страны дальнего зарубежья. Валютные поступления зависят напрямую от равновесия спроса и предложения на мировом рынке, а значит, уровня цен и их стабильности.
В настоящее время среднемировая себестоимость добычи барреля нефти составляет около 6 долл. за баррель, изменяясь в широких пределах: от 1,5-3 долл. в странах Ближнего Востока и Северной Африки (Ливия) до 15-18 долл. в США и Канаде, в России в традиционных районах она составляет от 10 долл. в Западной Сибири до 12-14 долл. на суше Сахалина, для шельфа восточно-арктических морей она может
о о
со к
х <
со
О
Рис. 1. Схема расположения месторождений углеводородных ресурсов на Арктическом шельфе России
достигать около 23 долл. за баррель. В этих условиях добыча энергоносителей на континентальном шельфе Северного Ледовитого океана, также как и их транспортировка на далекие расстояния, вызывает ряд сложных ситуаций экономического, геополитического, экологического и иного характера.
В России практическое освоение месторождений шельфа только начинается. Но, как показывает мировой опыт, именно на первой стадии работ, при раз-веданности ресурсов 10-15%, открываются наиболее крупные и высокорентабельные месторождения.
С учетом мировых тенденций в развитии морской нефтегазодобычи, а также состояния ресурсной базы континентальной части России, можно ожидать, что обеспечение Российской Федерации углеводородным сырьем в перспективе в значительной степени может достигаться за счет открытия и освоения морских месторождений.
Объектом первоочередного интереса представляется Баренцевоморская провинция, суммарные ресурсы которой составляют почти 1/3 общих ресурсов шельфа. Выявлено более 60 структур, перспективных на нефть и газ, и открыто 10 крупных месторождений на различных глубинах как в замерзающих, так и в незамерзающих условиях, среди них такие как: Приразломное и Варандейское (мелководная часть Печорского моря) нефтяные, супергигант — Штокмановское (глубоководная часть Баренцева моря) и Лудловское, Русановское, Ленинградское газоконденсатные (рис. 1).
В нынешних условиях к первоначальным объектам освоения относятся лишь более достоверные ресурсы (категории С3+Д1), запасы которых активны, т. е. по технико-экономическим соображениям они могут быть вовлечены в разработку в ближайшие годы. Именно эти объекты заслуживают основного внимания.
Российский арктический шельф богат природными ресурсами и является важнейшим объектом для повышения топливно-энергетической обеспеченности страны.
На арктическом шельфе месторождения располагаются практически во всем диапазоне глубин от уреза воды до глубоководных акваторий и характеризуются разнообразными грунтами на дне. Таким образом, освоение арктического шельфа представляет собой сложную научно-техническую и инженерную задачу, в связи с чем возникает необходимость проведения
сравнительного экономического анализа различных вариантов обустройства и эксплуатации месторождений нефти и газа.
В современных условиях для разработки необходим концептуальный подход, под которым понимается единая систематизированная последовательность оценки сырьевой базы, технической возможности, экономической эффективности и обеспеченности экологической безопасности проведения работ по освоению морских месторождений. В итоге избирательного подхода к выбору объектов дальнейших работ по выявлению и освоению углеводородных месторождений в определенной очередности наиболее перспективные арктические моря могут быть подразделены на три группы [3].
1-я группа включает мелководный шельф Печорского моря, Приямальский шельф, Тазовскую и Обскую губы.
Среди наиболее перспективных объектов следует указать на шельфе Печорского моря: месторождения Приразломное и Варандей-море, Медынское, Северо-Долгинское и Южно-Долгинское, в южной части Карского моря — месторождения Харасавэйское, Крузен-штернское и Западно-Шараповскую структуру, а в губах — Адерпаютинскую, Северо-Каменномысскую и Каменномысскую структуры.
2-я группа включает шельф района южной части Карского моря, в пределах которого целесообразно начать проведение работ. Наиболее перспективные следующие объекты: Русановское и Ленинградское месторождения.
3-я группа включает Нярмейскую и Скуратовскую структуры Карского моря и шельф морей, в пределах которых целесообразно завершение региональных геолого-геофизических исследований для выявления зональных и крупных локальных объектов поисковых и разведочных работ. Сюда относятся перспективные структуры на шельфе Южно- и Северо-Баренцевских впадин, а также в южной части моря Лаптевых.
Первоочередной проект, который будет введен в эксплуатацию, — это Приразломное нефтяное месторождение. Данный проект — первый в России, в принципе во всем мире нечто похожее имеется только в Канаде. Данное месторождение расположено в шельфе Печорского моря (в юго-восточной части Баренцева моря) в 55 км от берега на глубине
20 м. Приразломное месторождение открыто в 1989 г. российским объединением «Арктикморнефтегазраз-ведка». Запасы нефти Приразломного месторождения составляют 72 млн т. По категориям А+В+С1 запасы Приразломного оцениваются в 47,8 млн т, по категории С2 — 35,4 млн т. Месторождение планируется ввести в строй в 2011 г. Запланированный объем добычи нефти на Приразломном месторождении составляет 6,6 млн т в год [4].
Основным объектом обустройства месторождения является морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная», которая строится ОАО «ПО „Севмаш"». Платформа будет обеспечивать бурение скважин, добычу нефти, а также ее хранение и отгрузку. Основными особенностями платформы является устойчивость к повышенным ледовым нагрузкам, продолжительная автономная работа и возможность круглогодичной эксплуатации. С платформы будет пробурено 40 наклонно-направленных скважин.
Освоение Приразломного нефтяного месторождения — первый проект по добыче углеводородов на Арктическом шельфе России. Начало добычи нефти на Приразломном месторождении положит начало освоению богатейших углеводородных запасов, сконцентрированных в российских акваториях Баренцева, Печорского и Карского морей. Особые природно-географические условия в районе Приразломного месторождения потребовали применения принципиально новых, уникальных технологий. Для проекта освоения месторождения Приразломное транспортным вариантом является доставка нефти танкерами ледового класса. Отсюда вытекает и основная транспортная задача проекта — обеспечить безопасную, эффективную и экономичную доставку нефти с месторождения в порт назначения — Роттердам и порты Атлантического побережья США. При этом существенные ограничения в техническом решении транспортной схемы вносят условия освоения Приразломного:
• во-первых, арктические природно-климатические условия и сложная ледовая обстановка в районе платформы и на трассе плавания танкеров протяженностью 200 миль (до 400 км) к западу от платформы;
• во-вторых, мелководье в районе платформы (глубина места установки платформы — 19,5 м) и прилегающей к ней акватории;
• в-третьих, ограниченная емкость хранилища нефти на платформе;
• в-четвертых, значительная удаленность месторождения от порта назначения (2000 миль);
• в-пятых, прямая отгрузка нефти с платформы на танкер.
Рассмотрение транспортных схем показало, что для вывоза нефти с месторождения целесообразно использование магистрально-фидерной схемы транспортировки — производить ее фидерами (челночными) танкерами ледового класса дедвейтом 60 тыс. т, затем нефть будет перегружаться на танкер-накопитель дедвейтом 320 тыс. т, который установлен недалеко от Мурманска. С него нефть будет отгружаться на экспорт в супертанкеры покупателей и отправляться в направлении на Роттердам.
Мурманск — начальный пункт транзита по Северному морскому пути. Мурманский морской торговый порт является единственным незамерзающим портом на Северо-Западе России. Его пропускная способность — 9 млн т. Порт может обрабатывать суда дедвейтом 100-120 тыс. т.
Второй проект, который в дальнейшем будет введен в эксплуатацию, — это Штокмановское газоконден-сатное месторождение (рис.1), которое является уникальным объектом разработки не только для отечественной, но и для мировой практики морской газодобычи. Расположено оно на шельфе Баренцева моря в центральной части Восточно-Баренцевоморского прогиба. Штокмановское месторождение было открыто при поисковом бурении в 1988 г. с борта судна «Профессор Штокман», в связи с чем и получило свое название. Расстояние до берега (точнее пос. Видяево), где расположены пункты приема продукции, составляет 581 км, до города Мурманска — 610 км. Глубина моря в районе месторождения колеблется от 279 до 380 м.
По разведанным запасам газа Штокмановское — самое крупное из известных в мире морских месторождений, его площадь составляет 1400 км2. Общие геологические запасы газа по категориям C1+C2 (предполагаемые запасы) — 3,9 трлн м3. Запасы конденсата по категориям C1+C2 — 56 млн т. Глубина продуктивных пластов составляет около 1500-2500 м, что создает существенные трудности при освоении месторождения. Такие сложные горно-геологические условия требуют использования новейших технологий и оборудования, а также огромных капитальных вложений.
Программа разработки Штокмановского месторождения предусматривает полный цикл освоения месторождения, от исследований до переработки и транспортировки, и рассчитана на три фазы. Ввод в эксплуатацию объектов первой фазы позволит ежегодно добывать на месторождении 23,7 млрд м3 газа, второй — 47,4 млрд м3. В ходе выполнения третьей фазы месторождение будет выведено на проектную мощность — 71,1 млрд м3 газа в год [Там же]. Оператор первой фазы разработки (23,7 млрд м3 в год) — «Shtokman Development AG»; его владельцы — «Газпром» (51%), французские «Total» (25%), норвежские «Statoil» (24%). Поставки газа для газопроводов со Штокмановского месторождения начнутся в конце 2016 г., а поставки для производства сжиженного природного газа — в 2017 г. [5].
Основными объектами обустройства Штокманов-ского газоконденсатного месторождения применительно к морскому добычному и транспортному комплексу являются:
• подводные добычные комплексы;
• морские платформы;
• магистральные трубопроводы;
• береговые сооружения для приема продукции.
Добыча будет организована с помощью подводных
добычных комплексов и специальных технологических платформ судового типа (FPSO/FPU) с возможностью быстрого отсоединения и увода с траектории движения айсбергов. Добытый газ будет доставляться по подводным магистральным трубопроводам на берег в район п. Териберка, где будут расположены завод по производству СПГ (мощность первой линии — 7,5 млн т в год), портовый транспортно-технологический комплекс и другие производственные объекты.
Газ и конденсат будут перекачиваться на берег на расстояние 550 км в Мурманскую область, где будет находиться завод по сжижению природного газа. Часть газа будет сжижаться, а большая часть по трубопроводам направляться в Ленинградскую область — туда, где начинается «Северный поток» по дну Балтийского моря.
Проект освоения Штокмановского газоконденсатно-го месторождения имеет для России стратегическое
CD К X
J
<
со
О
^^ значение. Это месторождение станет ресурсной базой х для поставок российского газа, как трубопроводного, х так и полученного с использованием СПГ-технологий ш (СПГ — сжиженный природный газ), на рынки Атлан-х тического бассейна и Европы.
^ Таким образом, в настоящее время Россия вынуж-^ дена решать проблемы освоения нефтегазовых ресур-х сов шельфа северных морей в сложных природно-кли-^ матических условиях, которые значительно сложнее, к чем на любом морском нефтегазопромысле мира, и не имеющих аналогов в мировой практике морской не-< фтегазодобычи, требующих новых технологических и ^ технических решений. Тем не менее за рубежом на-^ коплен огромный опыт создания специальных техни-^ ческих средств для морской нефтегазодобычи, не ^ учитывать который Россия не может, хотя основные технические и технологические проблемы при освоении этих нефтегазовых ресурсов ей придется решать самой, используя практику предыдущих работ на шельфе, отработанные технологии, а также научно-технический и производственный потенциал.
Вместе с тем, эксплуатация природных богатств Арктического региона, прежде всего нефти и газа, в состоянии обеспечить поступление доходов, которые могут стать мощным источником финансирования для развития как региона, так и страны в целом.
Выгодное положение данного региона дает возможность улучшить его связи с остальными регионами страны и с зарубежными государствами. Эта область России обладает широкими свободными выходами на открытые пространства Мирового океана, что дает доступ к международным морским торговым путям. Благоприятные условия для развития внешнеэкономических связей с зарубежными странами могут способствовать успешному использованию потенциала всей страны. Весьма велик транспортный потенциал российской Арктики, и в перспективе он резко возрастет. К тому же Россия может использовать такой способ транспортировки углеводородов из российской Арктики как в страны западной и центральной Европы, США, так и в страны Дальнего Востока, прежде всего в Китай, Японию, Южную Корею.
К тому же разработка месторождений Арктического шельфа будет, как предполагается, являться важнейшим фактором социально-экономического прогресса слабо развитых приморских районов, что отвечает долговременным стратегическим интересам России. Особое значение при этом имеет система мер по
охране традиционных форм жизнедеятельности коренных народов Севера России, их права на промыслы, на закрепление за ними природных комплексов, с которыми связано проживание этих малочисленных народов и традиционные формы занятий.
Эффективная экономическая эксплуатация ресурсов любого пространства, и континентальный шельф здесь не исключение, возможна только в условиях стабильного правового режима, который имеет как бы два слоя — международный и национальный. Для долгосрочных интересов России важно, чтобы Конвенция ООН по морскому праву сохраняла свою целостность и универсальный характер, поскольку только на этой основе можно обеспечить стабильные и равноправные для всех государств условия пользования ресурсами Мирового океана. Поэтому при разработке национальных законодательных и правовых актов, относящихся к режиму морских пространств, особенно важно следить за их строгим соответствием нормам морских конвенций.
Из всего вышесказанного следует, что тема Арктики для России значится в долгосрочном плане, в перспективе будущего страны, ее социально-экономических, пространственных интересов, вектором ее общего развития. В этом смысле необходимо признать, что конец XX столетия с его переменами в международной жизни и с изменениями в нашей стране сделал данную тему во многих отношениях ключевой для России. В связи с этим возникла потребность в разработке и проведении в жизнь новой стратегии с определенной переориентацией вектора развития страны на север.
Литература
1. http://www.morskayakollegiya.ru/morsk/osvenie_resursov/ resursy_shelfa.
2. О повышении эффективности освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации. Режим доступа: http://www.vipstd.ru/gim/con-1ет.
3. О концепции генеральной схемы развития работ в ОАО «Газпром» по освоению газовых и нефтяных месторождений на континентальном шельфе до 2000 года и на перспективу до 2020 года // Материалы НТС ОАО «Газпром». М.: ИРЦ Газпром, 1997. 109 с.
4. http://www.gazprom.ru/production/projects/deposits/ pnm/.
5. http://www.gazeta.ru/business.
Издания СПбУУиЭ
Социология и право
№2-2010
Новый журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.
Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.
Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.
По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: [email protected].
Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А