Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ В РА'

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ В РА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Амберд
Область наук
Ключевые слова
потребитель / COVID-19 / поведение потребителей / финансовое положение / электронная коммерция / consumer / COVID-19 / consumer behavior / financial situation / e-commerce

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тереза Шагриманян

Вследствие эпидемии поведение потребителей претерпело значительные изменения. Некоторые стали тратить больше, особенно на медицину и медицинское обслуживание, другие сократили свои расходы. В статье был проведен опрос, чтобы выяснить, как изменилось поведение потребителей РА. Результаты показывают, что в условиях пандемии значительно возросли объемы электронной коммерции, увеличились расходы на продукты питания и лекарства. В то же время было выявлено, что многие люди не уверены в завтрашнем дне, не знают, как изменится их качество жизни, как изменится их доход, что определяет их потребительское поведение: экономия или трата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN CHANGING CONSUMER BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC IN THE RA

As a result of the pandemic, consumer behavior changed significantly. Some people started spending more, especially on medicine and medical care, some people reduced their expenses. A survey was conducted in this paper to find out the change in the behavior of RA consumers. The results show that in the conditions of the pandemic, the volumes of e-commerce have significantly increased, the expenditures on food and medicine have increased. At the same time, many people have uncertainty about tomorrow, many do not know how their quality of life will change, how their income will change, which determines their consumer behavior, whether it depends on saving or spending.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ В РА»

CnKMUbbP b4 ЦТвШчвПЬ^ПЬЪ

«-PhJ U^UnmU^UL ^UP-PUO-Ûh ФПФП^ПЬШОЬ JhSPhtfLbPG

<UJU4UPU4h ^U3JULLbPnhU

DOI: 1Q.52174/2579-29S9 2Q21 3 57

<^№шршпЬр. u^uinnq, COVID-19, uщшnпцшlшb luip^qjó, $>hbшbuшlшb ф6ш1, t|tümpпbшJhb LunUrnmp

£шdшlшpшlh hbsUuibgnl duipq.juibg uu|шnn-цш1шЬ lшpfшqhâß qqш|h ifinfinfnLpjni.b jpbg: (Ipn2 dшpфl ujubgjb шфф 2ШУ> läuipbi hшslшщbu q.bqbph U pmàoqbmpJшb huiduip, djmubbpQ} lpáш-Lpbgjb jjpbbg óш|utpß:

« uщшnпцbbph ^p^qdj фпфп|mpJmbß щшp-qb[m Ьщш^ш1п1 hbnhbuilß juisuipb[ t huipgmd, npj шpqJmbfbbpQ IjuijnLd bb, np hшdшlшpшlh a|ШJdшbbbpmd tшLшbпptb máb[ bb tLtlspnbшJhb tunUsph àшlш[bbpQ, LÍЪóшgt[ щшpbbh U q.bqbph àtnpptpdшb óш|utpß: U~hшdшdшbшl, pшgшhшJs-ф[ t, np 2шsbpb шbпpп2nLaJnLb m фшfu bb qqrnd фпф op1ш blшsdшdp, ¿qhsbb' jh^liu 1фп!ф jjpbbg 1цшЬрЬ пpшlQ, 1шФ[шЬшЬ, pb jb^qbb bLшJmshbpß: Uju ш№Ьп1 ti щшJdшbшфpфLd t dшpq.Lшbg uщшnпцшlшb lшpfшqhÓQ} |ybшJn¡q, pb

p

n|np ^^^^^pni-d t[ uщшnnфЬpQ ЬЬ ш^Ц^ш^ ^q^^p^m-pjnLMЬph т^ш^^т^шЬ ^^mpn^md: l^p opЬpmd, ш-Uu: Чшqdш^ЬpщnLpjnlMЬpQ, npnbf фnpömd ЬЬ

hшrçpшhшpЬL COVID-19-nL ^ш^ш^ш^^^^ бцйш^ш-

dQ, hbшpш4nph^u fhi ^шubЬp ^p^ni. hшdшp шbhpш-d^rn ЬЬ hшdшpmd hpш^шbшgbЬL uщшnnфЬph L^p-шпш^Ь ^np nшnL^шuhpnLpjnlй, pn|np тЬишЬ-

h^^u gmjg ЬЬ тшфи hЬmшqnmnLpjnlMЬpQ, hшdш-L|шpш^Q ^бшщЬи ш^^ш^^Й^ t dшprç.^шJhh hnq-Ь-фш, hЬmUшpшp, ^pfrh t шиЬ|, np ушшпп-

fôЬpЬqш £U<PhUULb3ULb

<^S< «Udpbpq.» hbsшqnsшLшb jbbspnb

2Q1Q p. qbpшqшbgmpJшdp ш-^psty t pшLш[шlphшso' «^Ь^Ш1ШЬ U dnLbhghu|ш- 1ШПШ-^pnid» lSшubшqhlsnLpjшdp, juj 2Q12 p.' bnijb dшubшqhsnLpJшb dшqhuspшsnLpшb U usшgb- 1ш-nшlшpdшb dшqhuspnuh шush-6шЬ: 2Q12-2Q15 pp bqb[ t hшLш-6qbшàшdшjhb U qpnuш2P2^PJшb lшnшlшpdшb шdphnbh hшjgnpq.:

2Q13 p.-jg ш2fшsnLd t «Ud-pbpq.» hbsшqnsшLшb jbbspn-bmd:

£ЬФЬШ1 14 qhsшLшb hpшщш-pшlnLtâbph, ШJq. plrnd' dbj db-bшqpnLpjшb hшdшhbnhbшL:

1|Ьрщп^ t: £ш1ф пр, COVID-19-n^

цш]Jш^ш4nп4ш6, Jшп^.|шhg 2П2швшЛ шпш2шдЬ[ ЬЬ р^^бш^т, ^ш^ Ч^шд^^ Цш^Цш ор^ш h|шsJшJp, шцш t' Л&шJшuhnLpJnLhh шщршЛ t qni.s qn-JШsUJшh hnqЬpшhnLpJшJp, hh^p Ь^рш^-pmJ t ub^J, ^шфшчш^д ш^Ирш^Ь2т, в^ш-qшqnLJh бш^Ьр: Uju ш^^д Ь^Ьщ^ |шч-Jш|ЬпщnLpJnLhhЬпh ^Ь^ш^шр^Ьр^ qbp-^фрр uщшnnф 4шПfшq6^ фпфп^ш,-hшhqшJшhшLhд mum^шu^пm-pjrnhh t, пр^ фш hh^^n^, h^шпш4пп I^Lh^h чшИцш^Ь[ JпдnLhш|nLpJnLhp: ЬИшр-|Ь, hшп| t hш2ф шпЬЬ вши ш]^, пр, Ь[ЬЬ-Ln^ hЬsшqnsnLpJшh шп^JnLh£hЬпhд, ^h |шрЬLh шпJшsш|шh фпфп^п1^ш.ЬЬЬр |шmшпЬL |шqJш|ЬпщnLpJшh nшqJш4ш-рш^шЬ ^2: Qh |шпЬLh вши шhsЬuЬL ш]^ hшhqшJшh£p, пр uщшпnф 4шПfшq6ш-jhh прп2 фпфп^п1^ш.ЬЬЬр шртш^^ ph-ршдh| qnп&nhhЬпh шпqшuhf Ьв, ШJuhhgh^ |ршЛ ЬЬ dшJш^ш|ш4nп phni.jp U hЬsш-qшJmJ Ь^рш|ш ЬЬ 4ЬпшдJшh: Сшт |ш-рипр t ЦЬр hшhЬL hшJш4шпш|h шч^Ь-дш^шЬр uщшnnф 4шП£шq&h фш, nпh hЬmUшhfn4 йишфрф|Л ЬЬ Ьпр ^шuш-|шрqnL^Ьр, прпвр, hшпд t' hЬmшqшJmJ I^uih, рй hшJш4шпш|h |nпumhд hЬmn ЩЬршЬшЬ:

ПLum^шuhпЬLn4 uщшпn^ш|шh ^шр-^q&h фпфп^тр)ш^' рЬи |шрб dшJш-Йиш^пр^шб ф2шqqшJhh фпрЙр, |шпЬLh t sЬuhЬL, пр hшJш4шпш|p, |шр-6Ьu рЬ, ^h 2П2швдЬ U п^ ф Ьп|hП, mush, шр^ЬЬ hu| шп|ш ЬЬ pшqJшph4 phпш-^jhh hЬsшqnsnLpJnLhhЬп ШJu hшпдh 2тП2:

UJpn^2 Ш2^шпhmJ uщшnn^ш|шh 4шпfшq6h шЛhшhшs|шh2ш|шh фпфп-^mpJmhhЬпhд t uщшnnфЬпh' ^ш^тр-ЬЬр hшбш^ЬLh^PJшh h^mqrnJp: Uju ф-sni.Jp u|qpni.J щшJJшhшфп4ш& tп uшh-Jшhшфш|nL^Ьрnф ШJhnLhЬsU фршб-фд unфпnLpJшh: ищшппфЬрр ^^phs-

ршЛ ЬЬ ^шрЬ щш2шрhЬрh |nLsш|Jшh uщшnn^ш|шh 4шпfшqh6, прр Ь^шчЬд-hni.J t 4шрш|^П1 nhu|p: Uhшd■шJшhш|, LШJhш6ш4шL phnijp t usшдЬL ^Ь^рпвш-jhh шnUsmпp: COVID-19 hшJш4шпш|n4 щш^шЬшфр^шб' прп2 Jшhпш6ш^ шпит-рш|ш^^Ьр u|u^ Ь^ qшпqшдhЬL шnUsпh ф ^пр Йиш^шф' «uU ^шhmphЬп» («dark stores»), прп^р Ш2^штmJ Ь^ фш]^ шпшр-JшJp,:

^h2шqqшJhh фnпЙh mumЛшuhп^-PJmhhд цшрч ЬпUmJ t, пр uшh-

Jшhшфш|m^Ьпh ^Ьршдтфд hЬsn tL 4Ьпnh2JШL фnфn^mpJmhhЬпhд 2штЬрр

Ь^ un4nпmpJmhhЬп, h^^h tL jmJ t uцшnn^ш|шh 4шпfшq6h Ьр|шрш-^J^s U ^ШJmh фnфn^mpJшh Jшuhh: ^тшчптш^шйЬЬрр 4|шJmJ Ьh, пр ^т-uшusшhh uцшпn^hЬпh 4шпfшqh6h ШJh-fшh ^рт.! фnфn^mpJmh ^h IпЬL, nпfшh Ьфпщш^ Ьп|пhЬпh uцшnn^hЬпhhp: Фпр-ЙшqЬshЬпh |шр&h£n4, hпшhhд,

пр ^muшusшhmJ ^2hh Ь|шJmsh ш4ЬLh дшбр t, U шп|ш t шhnпn2mpJшh ^.Ш2Ш, pшJдUшJhцЬu, nmu uцшпn^hЬпh ш4ЬLh Lш4шsЬunрЬh Ьh sпшJш^п4ш6 шцш-qшJ h hшh^Ьц, U hш4шhш|шh t' uшhJш-hшфш|m^Ьпh ^Ьршдтфд hЬsn hпшhf ^Ьрш^шпвшЬ un4nпш|шh uцшnJшhp2:

UJpn^2 ш2^шпhn4 uфп4ш6 nmu-hЬпh 2П2шhmJ швд^шд^шб pшqJшph4 hшпдm^Ьпhд цшпч t П-ШпЬтД пр ^Ьр-2hhhЬпhu JшuhmpJmhp (54%) ^h tL цшsпшus4^J h2шhш|шLhnпЬh фп^Ь1 hп uцшnn^ш|шh 4шпfшqh6p3:

UqqшJhh hnqЬ|Ьрт4ш&£п^ цшJJшhш-^пр^шб' ШJh Ьр|рЬЬршД nпsЬ^ uцш-пп^^ЬЬрр hш^phsпmJ Ьh цшsпшush uhmh^, hшJш4шпш|hд hЬsn, ш^ шпт-Jn^, uцшпn^ш|шh 4шпfшqh6p ^рт.! |Ьрцп^ фn^4ЬL t: 4Ьп2hhhЬпu u|u^ Ьh ш4ЬLh 2шs ЙЬпр pЬрЬL sшhp цшsпшu-sЬLm hшJшп ш^рш^^ш шцпшhfhЬп: Uju ^smJp ЙUш4nп4ЬL t U' Ь4пnцш|шh Ьп|пhЬпmJ, U' ^mumusmhmJ: UJuцЬu'

1 Wyman Oliver, Как изменились потребительские предпочтения во время пандемии? https://www.oliverwyman.com/ru/ our-expertise/insights/2020/apr/how-are-consumers-shopping-during-the-covid-19-outbreak.html

2 ЪпуЬ mЬqnLJ:

3 Халилов Дмитрий, Future Consumer Index: COVID-19 как влияет на поведение потребителей в России, https://www. ey.com/ru_ru/consumer-products-retail/ey-future-consumer-index-russia

iihbiL töoeoo 100.0Dt-2DG.D0D гщшй 200.0Dt-3D0.00D rtfimJ 300.0Dt-4D0.D0D Г)ршй 400. OD 1-500.000 гщшй ¿Ь J шг^шштй

^ÖU^US4bP 1

ицшпп^^Ьрр u^uh[ hh ршр^ ^Ьрш^-рштЬиш^^Ьр^, ^^hu вши р^ш&^Ь щшmршumJшh pш^ш^.р^hhр, шитр, ^ш-рш^, Jшрqшр^h, mnJшm^ ^öni.^, hшЛ-Jmhfhhр U ш]^: Uh^ шд ^шрипр ^rnrnJ t ищшпп^ш^шв ^шррш^б^ т^^^шбт-pjmhp п^щЬ дшбр qhn^ шщршh£hhрp: Uju^hfh1 шJpп^2 ш2^шрhmJ ищшппф^ рЬ 2р2швтЛ t рш^шрш-

^шьШ^Шь: <шJш4шрш^n4 щш^швш-фр^шб uшhJшhшфш^nL^hр^ фршпш-фд hhsn шJpп^2 ш2^шрhmJ ищшпп^ш-^шв 4шрршц.0шЛ фпфп^ф[ t вши 0ш-^hg^ ^шqJш^hрщJшh Йиш^шфр: ищш-nnфhрh ^hhg dшJшhgp ^шqJш^hрщnLJ hh hhnnLumшgnLJg фт^п^ U hшJшgшhgfl ^^ршnJшJp5: h п^щ, ^^nLuшgJшh щш]-JшhhhрmJ hшJшgшhgp tр вши

nрщhu ^шрипр qnрö^£,

прЬ Ф2пдп^ Ьрш^швшд^тЛ thh hшJш-щштши^шв qnрöшnnLJphhр, шщшhn4h-рвш^швпв рвршдрр: Цй^ши^шб, ищшпп^ш^шв 4шрfшqö^ фпфп^тр|шв впршвпр 2шрт-

hh ^ hшJm qшL рп[пр hр^рhhрmü вши hшJш4шршф ш^шрт^д hhrn^ ^ш^-^шб тфш[ hрЦр^ mhmhuш^шh 6qhшdш-

щhu вши rnqquj^ti hnqh^hрm4шög^g: шqqшJ^h фпрЙ^ рпщ

t тшфи hqрш^шghhL, пр ш]и hшрgmJ qh-рш^ш ^р niü^ щhmmрJmhp, ^р ш2ш^-дтр|шв ^шnmgш^шрqhрn46:

T^qh^L hшJшр, ph «-rnJ COVID-19 hшJш4шрш^p прршвп^ t шq^hL ищшпп-^ш^шв 4шрfшqö^ фш, 2021 р. JшJ^u^h ^штшр^ hhf hшрgmJ, фпфш ^Jphр^ ^шqJJшJp, пр^в Jшuhш^ghL t 100 Jшр^, прЬд 62%-p' 31-45, 24%-p' 46-63, 1%-p' 1930, 10%-p' 64 и шфф mшрh^шh: <шрд-Jшh Jшuhшфghhр^ 62%-p ^ш^шв uhn^ hhр^ШJшgnLg^ t, 38%-p' шрш^шв:

<шрдф^ ищшпп^^р^ шJuш^шh h-^Jrn^ щшm^hрp hhр^ШJшg4шö t q^-щшт^р 1-ni.J:

^шрq4hL t, пр hшрgффhр^ 65%ф ищшпп^ш^шв 4шрfшq^öp фпфп^ф[ t, ^u^ 25%-^hp, п^, ^u^ ^шд]ш[ 10%-p1 ршghL hh щшmшu^шhhL hшрg^h:

<hmшfрfрш^шh щшmшu^шhhhр hb шрÖшhшqр4hL hшрg^ 4hршphрJШL, nрp 4hршphрmJ t 4hр2hh ^^ тшр^ш ф^-вшвиш^шв ^Ь^ш^^в: ир^твртД щшрq t ^шрÖhL, пр hшрg4nфhр^ Jnm 45%-^ ф^-вшвиш^шв ф^ш^ ^шmшghL t' ^шщ^шб Jшuhшq^mш^шh шnшhÖhшhшm^mpJmh-hhр^, ш2^шmшmh^hр^ ^р6шmJшh, шпш-2шр^фт. öшnшJmpJmhhhр^ h^шmJшJp щшhшh2шр^^ шh^Jшh ^J шnhшuшрш^ 4hршgJшh и ш][ hшhqшJшhfhhр^ hhs:

Маккензи Скотт, Конец шопинга: как изменилось поведение потребителей в России и в мире из-за кризиса, https://www.

forbes.ru/biznes/407223-konec-shopinga-kak-izmenilos-povedenie-potrebiteley-v-rossii-i-v-mire-iz-za-krizisa

BrandScience: влияние COVID-19 на поведение потребителей, https://www.sostav.ru/publication/brandscience-vliyanii-koro-

navirusa-covid-19-na-povedenie-potrebitelej-42604.html?fbclid=IwAR19_s2P3RBQXpgWAJqMK4I-cQ3AZJR9rzQJqDDV0iKmP-

nup9Pg1uRxfHfw

Wright Oliver, Blackburn Emma, How COVID-19 will permanently change consumer behavior, https://www.accenture.com/_acn-media/PDF-123/Accenture-COVID19-Pulse-Survey-Research-PoV.pdf#zoom=40

о

СП^ЧЦЪЬР ЬЧ. иРбиЧбПКЭвПКЬ . РЫНКИ И КОНКУРЕНЦИЯ . MARKETS AND COMPETITION . -2Q-21,

3

nL2шqpш4 t ш^ фшumQ, np ЛöшgbL t hшJшp ^шsшp4n^ ^^uq: Ъш^' b|hb|n^ hh4шürç.nLpJШü ш^ш^Й^ш-hшs^nLpJnLÜübphg, 2шт ^ô^nrçhbp u^ub[ bü U ^ш щшpqшpшünld bü ^ш^п^, np ö^ш^nsQ ^шü^шpqb|nLd t hшdш4ш-pш^Q, djmuübpQ Ü2ni.d bü, np ö^ш^nsQ бшпш^й t np^bu hш^шuppbuшJhü ф-2ng: h hшpg4nфЬp^ 9%-ü mu^ü t, np hp щшpbüшJhü öш^ubpmJ шбЬ[ bü hrnU UL^nhnLuj^ü ^^gübph ÖbnfpbpJuü ubpQ (^^üp ünijü^bu pünpn2b[n^ hppU hш^шuppbuшjhü ^2ng, qü^. nprnd, qbpш-t qшpb2ph ÖbnppbpmJQ):

hшs^nLpJnLÜübphg t hшdшgшügh uщшn-йшй öш4шLÜbp^ ш^!^™^: <upg^n^üb-pQ bü, np rçw t d■шdшügh

hh^ш^шü ш^ш^, ^ü^bu üшU шüфn-^шp^übLh ш2^шmшüfШJ^ü qnpôhf' ünLj-ü^u^ uшhdшüшфш^nL^bph 4bpшgmфg hbsn:

<aipgdaiü aipqjnLÜpnLd uiaipq^b bü uu|ai-4шpfшqö^ ф 2шpf trn^rnü фп-фn^nLpJnLÜübp Uu: ^pшüghg ^^q 4bpш-pbpmd t hüfüшp^nn4 бшüшщшphnprç.nL-pjni.üübphü, bpp ш^т^^ бшJфnp^n^übpü rnüqrnü ^пшшфшй bü pnh^pübphg' ünij-ü^u^ npn2 nL^nLpjnLÜübpn^ ^bppübph pшgJшü щшpшqшJnLd: Uщшnnrçш^шü ^wp-^qöh hш2nprç. hшm^шü2ш^шü фпфп^Ш,-pjni.üü шп^^й t uщшnnф ^nrç^g hшü-pшJ^ü spшüuщnpsQ mrnpu^ 6шпш]т-p^dp фn^шphüb|nLÜ: ипшф[ rnü^srnüq bppUb^b|nLgшü^nLpjnLÜhg rç.prç.^ô' Лбш-JшuümpJmÜQ, np ürn^^ürnd bppUb^md tp ш^Ьф йшт^Ьф hшüpшJ^ü spшüuщnp-sn^, u^ubg oqs^b sш£uh бш^]™^^-übphg, ^ü^bn b^dni.sübpQ n^ pb шбЬ[ thü, шц ü^qbL, hbmUшpшp' npn2Ш^h шц ôrn^ubp^ nLrçдnLpJшdp ^ш^п^' шпш2-üшJÜmpJmÜQ rnp^bL t шü4sшüqnLpJШÜQ:

<шJш4шpш^hg шЛühg 2ш^ rnmdb[

bü dшJшügh ^шqdш^bpщdшü n|npsübpQ' nbuтnpшüübp, hшüqumJШü qnmhübp, dшp-qrn^rnü hшusшsnLpJnLÜübp: Uju шпшлпф ш^й ü^s^md t Ш2^mdшgmJ, npQ üш^' ^rnj^ürn^np^rnö t uшhdшüшфш^nL^b-ph 4bpшgJшJp, шцш hh4шü^шgшö U шp-

^bü rn^rnfhü^rnö шüöшüg p^h ^öшg-JшJp:

^drn^rnprn^h шqrç.bgnLpJшdp hшs^ш-^bu ^бшт^Ь bü u^rnnn^übph hшqmu-sh U hrnüqumh öш^ubpQ: nLum^шuh-pb|n^ hшqmumh 2nL^rnü' ^pbih t bqpш-^güb[, np uщшnnrçш^шü 4шpfшqöh фп-фn^mpJШü hhJrnü 4pш hшqmumh qübpQ qqшLhnpbü h2b[ bü, ШJu n[nprnmJ u^ub[ t qnpöb[ qbq¿ШJhü fш^шfш^шüm-pjnLü (^nufQ hшm^шцbu 4bpшpbpmJ t rnngrnüg 4шбшnfhü, npü hüfühü büpш^-pnLÜ t öш^ubph ^pбшmmJ, fшüh np prn-gш^ШJmJ t mшpшöfh ^rnpörn^rn [nLpJШü qnpönüQ, hü^Q pmjL t mшLhu h2bgüb[ qüb-

pq):

U"hü^bn, hшüpшцbmmpJШü mшpшö-fmJ hшüqumh ^шqJш^bpцJшü n[nprnmJ uшhJшüшфш^m^bph 4bpшgmфg hbsn qübph h2bg^ü sb^h ^h ^übgb[: <rnpgdrn-üq Jшuüш^hg hшüqhus ^шqJш^bpцn^ ^rnqdrn^bp^nLpjni^bpQ ^ш цшpqшpш-ümJ bü örn^ubph ЛömpJшJp U QÜ^hш-ümp qübph drn^rnprçw^h ш6п^:

hü^ 4bpшpbpmJ t qübph шбhü, шцш hшpg4шö u^rnnnrçhbph 2mp2 71%-q ^шp-ômJ t, np rn^prnüpübph qübph шбQ 2rnpni.-üш^ш^шü pümjp t ^pb[m, U ^rnjü 10%-ü t hшJшpmJ, np ^ш hu^ 19%-h

hrnürnp ШJu шnmJn4 ^bnUu шünpn2m-pjnLü t:

Cü^hшümp шnJшJp, 4bpL^öb[n^ u^u-4шpfшqöh ^puUnpm^bpQ U örn^ubph ^шnmg4шöfh фnфn^mpJmÜQ, ^шpbLh t srnppbprn^b[ uцшnn^übph hb-sUJШL ^шsbqnphшübpQ. S uцшnn^übp, npnüf öш^ubpQ ^pбшsbL bü ^üшJnrçnLpJшü Jnsbgm^bphg b[üb-[n^' u^rnub|n4 шünpn2mpJШü ш4шp-shü. üpшüf ü4шqшqnLJÜh bü hшugpbL pn[np U bp^pnp^ШJhü öш^ub-

pQ,

S uцшnn^übp, npnüg rn^pb^^bp^nLÜ

n^hü^ ^h фп^^ь[,

S u^rnnnrçhbp, npnüf u^ub[ bü ш^Ьф 2шт öш^ubL:

<шpg4n^übph 19%-q Ü2b[ t, np, шünpn2^-PJшü dsrnjünLpjni.ühg b[üb[n^, ш4bLh 2шт ^üшJbL t, ^rnsrnpbL фшJÜ hmjd ^шpUnp

о

Ю

СП^ЧЦЪЬР ЬЧ. иТбиЧбПКЭвПКЬ . РЫНКИ И КОНКУРЕНЦИЯ . MARKETS AND COMPETITION . -2Q-21/ 5

J

с £ Е

¡3 3 ,3

Е

е"

с

Е -р

о

з з

э

гз

сг ■з

со

с

I

5 Е

гз с ■3 Е

3

сг

• ♦ ♦

SEE

5

сг

rvj r>J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е Е

5 5

с Е

Е F ДГ &

.с- с 1 1 •Erf

СГ "3 "3 -О гз С,

f I

=: с ¥-£ -СГ Е

^Е &f

,— с' Е

ft

СГ ю С Е гт,Р

II

It

Е Я

13 сг I— -Р -0

3 Е

Q- Е р ¥ ¥ о

to & Е -С" Е О

3 5 Е <

■з Е 13 ГЗ с' 3 ¥ СГ О

Е сг ■з Е гС- а 3 3 'з ю

гчэ "Е" ■з сг в ГЗ ■з га^ ЕР

Е сг с Е ■з

5 с' с' "3" сг "3

Е сг Е Е с 3 Е -0

to ■з 3 ■з J

ГЗ 5 -0 ■з со

сг Е 3 "3 3

Е со с? сг Е,

<=■ со д сг СГ 3

р ■з СГ "3

Е 1— -Р ГЗ "3" 3

ю Е Е ■з

СГ 5 & ГЗ СГ £ со & Е

Е Е -р с

-р ■з з- Е СГ

Е 3 рз "5 гС- Е ■з Е

5 з

-§" Е ^ 5

с з-

з" 'В"

II

-С" 3 г

Е, li

= I

О,

i'=

Е з

СГ СГ ■3 сг Е га с' га-

ю сг

If

-3 &

Or 3

^ 5

£Т сГ ¥-§" -Р гз

■to

•С- с' СГ СГ

■ СГ -р

3

£ О, ■

^ Е 3 5

с

Ее

г If If i

с -Е to

Z С

о-Е

ог

О.

< ¿г.

: 3

гЗ

3 3 Е ,3

Е 9

СО

СО

13 СО

Е 3

3

сг

Ос >

to

д Е

н

S'l §>Е

С Е сг

£1 ■3 гчэ СО 3

Е

«F-B

с £

11 сг Е

СГ 3-

гчэ t ■з

ю

СП

сг сл

3 -Jj-

В, СО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о Е £

= 1 3 -3-

§: I

Е О

тз р-

СГ

"3 3"

I-

С' сг

ГЗ CI

iTE

о г-

05Е

3 —' ■

_0 СО .

-Я" =5"

Е Е ' Е- &

If

^ Е

ю

3 СО СГ СГ

Ос СГ

■р ^ СГ Е

■i 5

о М Е to "Е"

-3- с

~ СГ 13 Т-

й-г

II

Е о с Е

II

1!

£Е Я-

"3 СГ ,

-3- СГ ■

Ос Р"

л

If ^

-3 га

СГ

га^ сг

^. СО (Л

(Л "q3

3 СГ ■3 СГ

СГ с

5 " о го

II

5- сг

д- -з

11 с сг

ir ь Е

сю £ |||

^if g р-я

1-5 7

II i

^з 5 сг

Е Е Е -з

до-" -§

^ с 5 га М

.р Е с, з- & с £ Е 5 ^ -р

СГ Ю fT "3

I-

3

Е Л

3 3

Е В

ю

II

Е

-Е з сг -3 с

сг Е

-F-E

га = ¥ ^ ^ Г

-Р ^з

О-Р

£ О1

И

Е 3; гЗ

3= з-

3 СГ

Е

Ю с1"

FT Е

■II

. С§- з сг Б,

С'

сг

11 П

3 СГ "3 ^3

Е 5 £ FT сг с^

Е р

5 Е ■з

13

сг

с Е t!

а

3 С

jr to Е ^

I ¥ И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е#

з ,3

СГ СГ

If

Е с

= I1

Е (

II'

сг з СГ -Р "3 а Е

тз с

II l! Е Е

СГ г

NJ С

Е Е

Е с

Я сг

3 С'

- сг

zr 3

II

■53 Е

СГ о

Е Е

if

Ос ri

Р"

to ^

■ з Е

.11 .to ir

-Е Е

■ с'-з СГ 3

сг

oi

О ю

to

Е

СГ

to з &

Е га Е

-Р Е "Я : 5

н

"з сг

■ ГЗ СГ ■-Р

13 С1С ^ 3

ю

СГ to ГЗ

ю

Д|

сг сг 'з- ^

Mi

сг 3 Е

3- FT

с

сг ■

-1

З- 3 'Е

1-Е

сг с

"3 С

со сг

_ С"

IfЕ

Е| 3 Е В срю

Е 3 -

С £ р Ег С С "3

■С. гр

to

Е ^ Е

р с g

1

с a j

с 5 сг

Е to 5

.гт Р-

Е оЕ

о: 5 Е й Е з з с Е сг

to - =

^ з 3

сг Е с с

- ^r! 1

з сг Е сг

5 ю

If

з-to Е =

3

СГ "3

FT-P

Е &

с Е з- с,

I I

§=!■ гчэ -1-

* I

II

СГ Р

гБ =

to

Ё ^

1'Е ^

СГ "3 со

_ с ^.to с ^ С-О С СГ"5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с ^ Е сг

сг

3

СГ СГ

сг

ю

Е 5

I

Ос £

м

Е 3

з

¥ сг

Е

zr 5

Е Е

"3

if Е &

-С" сг

СГ

11

Р с' ^ р

СО с

if III

гГ Е

41

3 3

сг га

FT Е

Т'с сг га

£ -Е-

- с'

II

3 д Е Ъ-

Ze

q-üUTiiiS4bn 5

прш^ ищши^п^ фпфп^п^пЛр

ph Ф JшUQ u^ub[ t un4npш^шühg 2шш 0ш^Ь[ щшpqшpшhh|n4 П-ш ^ш^-^ш op^ ü^rn^dp шünpn2nLpjшdp U l^ü^hg шnш^ЬLшqmJÜQ ^bpgüb[m dmшJ-üm^^dp:

Uünpn2mpjmü pmpöp dm^mprçw^Q ^mj-dшüш4np4шö t ümU ^jrnüfh npm^h [ш-^mgdmü hшürç.Ьщ hrn^rnmh Inpurnn^: ^pg^nrçhbph dшuQ hniju ¿ni.üh, np hüшpш4np t ^prn^rnhqhhL, ^.Ьп ш4ЬLhü, Lш4шgüЬL l^üfh nprn^Q:

<upg4nnübph щшmшu^шüüЬph qbpu-l2hn daiuti шфиишЬишуит!^ t шünpn2nLpJnLÜ, npQ ¿h ^pbLh hшdшpЬL qmm COVID-19-h шqrç.ЬgnLpjnLÜ. ш^ 2шт ш4ЬLh pшqdшqnp-önü t: U^ü ^b^fmd, hЬmщшmЬpшqdJшtl hprn^hórntiQ U рш^шрш^шй шй^ш] müm-pjmÜQ ün^ü^ü шqrç.Ьghl rç.hpfni.d bü, np-ршй hшdш4шpш|Q (qöшцшm|Ьp 5):

Lbp|rn hpшф6шlnLd «-md u^шпn-Пш|шй ^rnpprnqöh фш шqrç.nп ш^йш-hшm|шü2ш|шü qnpönüü tLЬ|mpnüшJhü шпUmph d2ш|mJph übp^pni.^ m qrnpqrn-gm^ t: COVID-19-h t[b|rnpn-

üшjhü ш^тш^ ш6Ь[ t 70%-n^ U щш^ цшümd t hp T-hpPQ ümjühul uшhdшüш-фшlnL^Ьph 4Ьpшgmфg hbrnn: и^ш^н,-übph rnjü qшüq4шÖQ, np bppUt ¿tp 1ш-mшpЬL tLЬlmpnüшJhü ш^тш^, qrnü^n^ 14-opjrn lшpшümhüh ^2, urnh^^ö Ь^ш^ oqm^bL шJU hшppшlhg (qöшщшmlЬp б): ЩЬфй, ümjühul hшdш4шpшlh 4Ьpш-grn^g hbsn tL hшpg4nпüЬph 47.6%-q gшü-Irnürnd t цшhцшüЬL шJU d2шlnLJpQ (qörn-цшmlЬp 7):

tLЬlmpnüшJhü шпUmph hbs фш0ш-dшüшl, LШJÜ mrnprnöni.d t qsbL ^

ünp ÖUш¿шф, «uU ^шümpüЬpQ» («dark

Ф ünLjüü t Лш^Ь • liLllUQtL t ф h

^ÖU^US4bP б

Ь|Ь^трпЬшфи шпй.тр^ бш^ш^Ьр^ фпфп^т^тйр

ю

о

о и

< <л

I—

ш ^

СИ <

I

I

о

I -Q

CL

Р

IL <=

11 С СО JT

СО е

b -j

.D .D

Е§

JT <=

ю

# Ufjfl, LLfjnU^tU hUinJlitn t

# huKufajfi it

# UwfuLMi ищрш^ huuJuir^

q^U^IUS4bP 7

Ь^трпЬш^Ь шп^штр ^шшшрЬ[т дшЦп^пЛи шщш^ш^й

stores»): «-mJ hшm^шщЬu ш]и n|npmQ hшJш4шpш^ щшJJшhhЬpnLJ qшpqшg-pbg ^p q.np5nLhbnLpjnLhQ' ршдЬщ^ иЬфш-^ш^ ^j^p ^J oqm^bLn^ ипд^ш[ш^шЬ gшhgЬp^g (^umшqpшJJшh ^J фЬ|ирпф-

t2bph ^2ngn^):

Uju^un^ шJфnфЬ|n4 ищшпп^ш^ш^ ^p^qS^ фш COVID-19-^ шq^.ЬgnLpJшh ^bpLmSmpjm^Q, ^p^h t Ьqpш^шghЬL, np uщшnnфЬp^ 2P2ш^^J шhnpn2nLpJшtl ш^рш^ t, np ^шpшpnLJ t ^bpg^^^bp^u р^ш^ш^п^ ицшпп^ш^шЬ ^puUnpmJp: ^шd■шJшhш^, щЬтр t ^2^1, hшJшЦlшpшф шq^.ЬgnLpJnL-hQ ищшпп^ш^ш^ фш pшqJш-

qnp6nh t, пшт^, hhшpшфp ^t Т-ш фmшp-Лфш^: ^Ь^ шд hшpg t ицшпп^ш^шЬ ^p^qSmJ COVID-19-^ шq^.ЬgnLpJшJp npn2шф J2шфLJp^ ЙUшфpnLJQ, ^щ^-u^h t, op^^^, ^^pn^^ ш^итш^, np^h qmqQh^g, mшpш6mJ Ь^ итш-дЬ[ ф2шqqшJ^^ фnpЙmJ hшJmф «uU ^шhnLphЬpQ» («dark stores»), npnhf <ш-]шитшф hшJшp hnpnLjp Ь^:

t ^ши ^^ шд J2шфLJp, ^2ng^bph SbnppbpmJQ, npQ Ьш^^ЬшЛ 2шт gш6p mn^nu tp ^qJmJ:

COVID-19-^ щшJJшhhЬpnLJ ^щЬи шJ-pn^2 ш2^шphmJ, ш^щЬи t[ «-mJ ицш-nn^bbpQ, шпшф[ рш^ bppUt, Ьш^ш-щштф^шЬ Ь^ тшфи hшJшgшhg^h, U np^u dшJш^g^ шщшhn4Jшh ^2ng, U np^u

qnp&^p, nph шщшhnфLJ t Р^ш-

^ш^п^ Qhpшg£Q:

^Ьтр t hш2ф ^ши ш^ hшh-

qmJm^fQ, np, Ь|^Ь|п4 hbmmqnmm^m^ mp-^.jm^f^bp^g, ^ ^p^h ^шmшpЬL rnJpn^-шpJшmш^шh фnфn^nLpJnLhhЬp ^шqJш^ЬpщnLpJшh nшqJш4шpnLpJшtl ^2: U"шu^ш4npшцЬu, «-mJ ^^ ш^тЬиЬ[ ш]^ hш^qшJш^fQ, np ицш^-^ш^ш^ 4шpfшq6^ npn2ш^^ фпфп^^-pjnLhhbp шpmшf^^ qnp6n^^bp^

шpqшu^f Ь^, npn^f, ^pb[n^ dшJш^ш^ш-^np phni.jp, hЬmшqшJmJ Ь^рш-

^ш Ь^ фnфn^Jшh:

2.

Дмитрий Халилов, «Future Consumer Index: COVID-19 как влияет на поведение потребителей в России», https://www.ey.com/ru_ru/consumer-products-re-tail/ey-future-consumer-index-russia Oliver Wright, Emma Blackburn, «How COVID-19 will permanently change consumer

3.

behavior»,

https://www.accenture.com/_acnmedia/PDF-123/ Accenture-COVID19-Pulse-Survey-Research-PoV. pdf#zoom=40

Oliver Wyman, Как изменились потребительские предпочтения во время пандемии?

https://www.oliverwyman.com/ru/our-expertise/ insights/2020/apr/how-are-consumers-shopping-during-the-covid-19-outbreak.html 4. Скотт Маккензи, Конец шопинга: как изменилось поведение потребителей в России и в мире из-за кризиса, https://www.forbes.ru/biznes/407223-konec-shop-inga-kak-izmenilos-povedenie-potrebiteley-v-rossii-i-v-mire-iz-za-krizisa

5. BrandScience: влияние COVID-19 на поведение потребителей, https://www.sostav.ru/publication/ brandscience-vliyanii-koronaviru-sa-covid-19-na-povedenie-potrebitelej-42604. html?fbclid=IwAR19_s2P3RBQXpgWAJqM-K4I-cQ3AZJR9rzQJqDDV0iKmPnup9Pg1uRxfHfw

Тереза ШАГРИМАНЯН

Администратор исследовательского центра «Амберд», АГЭУ

РЫНКИ И КОНКУРЕНЦИЯ

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ В РА

Вследствие эпидемии поведение потребителей претерпело значительные изменения. Некоторые стали тратить больше, особенно на медицину и медицинское обслуживание, другие сократили свои расходы. В статье был проведен опрос, чтобы выяснить, как изменилось поведение потребителей РА. Результаты показывают, что в условиях пандемии значительно возросли объемы электронной коммерции, увеличились расходы на продукты питания и лекарства. В то же время было выявлено, что многие люди не уверены в завтрашнем дне, не знают, как изменится их качество жизни, как изменится их доход, что определяет их потребительское поведение: экономия или трата.

Ключевые слова: потребитель, СОУЮ-19, поведение потребителей, финансовое положение, электронная коммерция

Tereza SHAHRIMANYAN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Administrator at "Amberd" Research Center, ASUE

MARKETS AND COMPETITION

TRENDS IN CHANGING CONSUMER BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC IN THE RA

As a result of the pandemic, consumer behavior changed significantly. Some people started spending more, especially on medicine and medical care, some people reduced their expenses. A survey was conducted in this paper to find out the change in the behavior of RA consumers. The results show that in the conditions of the pandemic, the volumes of e-commerce have significantly increased, the expenditures on food and medicine have increased. At the same time, many people have uncertainty about tomorrow, many do not know how their quality of life will change, how their income will change, which determines their consumer behavior, whether it depends on saving or spending.

Keywords: consumer, COVID-19, consumer behavior, financial situation, e-commerce

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.