Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы в теории и практике управления инвестициями в инновационные проекты'

Тенденции и проблемы в теории и практике управления инвестициями в инновационные проекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павленков Роман Васильевич, Сологуб Михаил Юрьевич

Проблема интеграции науки и производства является одной из насущных в современном обществе. Инновации и соответствующие научно-технические инвестиции все в большей степени становятся важнейшими условиями поддержания конкурентоспособности фирм и главным фактором экономического роста. Достижение эффективности управления инвестициями в инновационные проекты требует обзора и систематизации соответствующего понятийного аппарата, анализа существующих концептуальных основ и практической проблематики, определения тенденций и закономерностей развития инновационной сферы в современной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The trends and problems in the theory and practice of managing investments in innovation projects

The problem of integration of a science and production is one of essential in modern company. Innovations and corresponding scientific and technical investments, all in a greater degree become the major conditions of maintenance of competitiveness of firms and a primary factor of economic growth. Achievement of a management efficiency by investments into innovative projects requires the review and ordering of the corresponding conceptual device, the analysis of existing conceptual bases and a practical problematics, definition of tendencies and laws of development of innovative sphere in modern economy.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы в теории и практике управления инвестициями в инновационные проекты»

Р.В. Павленков, М.Ю. Сологуб

Павленков Роман Васильевич — доцент кафедры тактико-специальной подготовки Нижегородской академии

МВД России, кандидат экономических наук

E-mail: novaizarynn@mail.ru

Сологуб Михаил Юрьевич — старший инспектор отдела карт Нижегородского отделения Сбербанка России,

кандидат экономических наук

E-mail: mihail.n@mail.ru

Тенденции и проблемы в теории и практике управления инвестициями в инновационные проекты

Проблема интеграции науки и производства является одной из насущных в современном обществе. Инновации и соответствующие научно-технические инвестиции все в большей степени становятся важнейшими условиями поддержания конкурентоспособности фирм и главным фактором экономического роста. Достижение эффективности управления инвестициями в инновационные проекты требует обзора и систематизации соответствующего понятийного аппарата, анализа существующих концептуальных основ и практической проблематики, определения тенденций и закономерностей развития инновационной сферы в современной экономике.

The problem of integration of a science and production is one of essential in modern company. Innovations and corresponding scientific and technical investments, all in a greater degree become the major conditions of maintenance of competitiveness of firms and a primary factor of economic growth. Achievement of a management efficiency by investments into innovative projects requires the review and ordering of the corresponding conceptual device, the analysis of existing conceptual bases and a practical problematics, definition of tendencies and laws of development of innovative sphere in modern economy.

Проблема интеграции науки и производства является одной из насущных в современном обществе. Специалисты все чаще рассматривают научно-технический потенциал как решающий фактор развития экономики и общества, тогда как ранее господствовавшие факторы (размеры территории, ростнародонаселения, климат, наличие полезных ископаемых и т. д.) перешли на второй план.

При этом наука и технология из экзогенного фактора превратились в эндогенный фактор экономического развития. Статистика развития экономически развитых стран за последние 60 лет свидетельствует, что опережающее развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей современной экономики обеспечивается постоянным ростом удельного веса расходов предприятий на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в общей структуре их инвестиций. Соответственно растет и доля расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в экономически развитых странах.

Именно инновации и соответствующие научно-технические инвестиции, а не капиталовложения как таковые все в большей степени становятся на микроэкономическом уровне важнейшим условием поддержания конкурентоспособности фирм (в том числе на мировом рынке), на макроуровне — главным фактором экономичес-

кого роста. Простое производство определенного набора продуктов при использовании данного комплекса технологических процессов не дает современному предприятию возможности долго продержаться на рынке. Чтобы иметь успех в любой временной перспективе, фирма должна осуществлять нововведения, что имеет первоочередное значение для наукоемких отраслей (отраслей «teck»), где принципиально важны технологические новации: микроэлектроника, машиностроение, авиа- и ракетостроение, оптика, химическая промышленность.

Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях наблюдающегося в России инвестиционного кризиса. Анализ теории и практики инновационной деятельности показывает низкий уровень управления инвестициями в инновационные проекты,ихорганизационно-экономического обеспечения. Как представляется, именно совершенствование механизмов коммерческого инвестирования и финансирования нововведений в рамках научно-технических проектов позволит стране перейти к инновационному типу экономического развития.

Достижение эффективности управления инвестициями в инновационные проекты требует обзора и систематизации соответствующего понятийного аппарата, анализа существующих концепту-

о

&

I

I

о

S

з-

ъ

со

0

1 I S

к

S

3-

£

0 ф со

1

5 § I § I £ Ъ

6

£

о

&

S

з-

I

|2

'I

о

§

0

Щ

аС

ш

8

1 § с:

ИС70РИК0-ПРЯЙОЙЫЕ и общегумянитдрны/е проблемы обеспечения экономической безопасности

е

о

про

е

ы

X

X

о

и

ц

а

в

о

X

X

и

ия

ц

тиц

с

е

в

X

и

ия

X

е

§

а

упра

ке

тик

кт

а

пра

и

и

ори

е

£

о

про

и

и

ц

I

е

|2

губ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

§

С

Щ

в

ков

I

е

§

Пав

альных основ и практической проблематики, определения тенденций и закономерностей развития инновационной сферы в современной экономике. Это позволит рассмотреть взаимно переплетающиеся нововведенческий и инвестиционный процессы как единую систему, чтобы в дальнейшем выработать общий концептуальный подход к проблемам инвестирования в инновационные проекты, разработать соответствующие модели и предложить оптимальные организационно-экономические механизмы управления затратами.

Исходный английский термин «инновация, нововведение» имеет широкий спектр значений в разных контекстах, и ихвыбор зависит от конкрет-ныхцелей измерения или анализа1. Главная сложность использования этого термина заключается в том, что в англоязычной литературе, а вслед за ней в переводной и в отечественной, термином инновация (нововведение) обозначается одновременно и процесс создания и внедрения новых изделий, технологий, принципов, и конечный результат этого процесса, новшество, новинка2. Таким образом, за широко используемым термином «инновация» всегда стоят как минимум два разных понятия, которые часто путают. Например, авторы авторитетного отечественного учебника однозначно определяют инновацию (нововведение) как результат и даже не упоминают о другом значении данного термина.

В целом многим отечественным специалистам импонирует трактовка инноваций как результата творческой деятельности, предлагаемая без какой-либо убедительной аргументации. Так, например, согласно Концепции инновационной политики Российской Федерации «инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»3.

Мы, со своей стороны, воспользуемся аргументированным советом ряда специалистов и в дальнейшем в данной статье будем различать «инновации» (нововведения) в смысле самой инновационной деятельности и «новшества», «новинки» как результат инновационной активности. Далее авторы позволят себе при необходимости корректировать соответствующим образом ряд существующих определений и формулировок, связанных с инновациями.

Именно процессное, а не результатное толкование инноваций позволяет, на наш взгляд, раскрыть динамическую и творческую сущность инновационной активности, производный характер конечного результата по сравнению с механизмом планирования и осуществления нововведений. Высокая степень риска неудачи нововведений требует переноса акцента с результата на процесс. Кроме того, с развитием экономики важнейшей чертой технологических инноваций становится

необходимость менять соответствующие навыки и привычные стереотипы деятельности.

Что касается терминологии, то еще недавно выдвигались возражения против широкого распространения «кальки» английского термина. Однако в настоящее время термин «инновация» как синоним исходного русского слова «нововведение» широко внедряется и в бытовой, и в научный язык.

Таким образом, в первом приближении выделяют два вышеуказанных концептуальных подхода к трактовке понятия инноваций. Однако при непосредственном рассмотрении все существующие в специальной литературе многочисленные дефиниции инноваций можно отнести к одной из пяти конкретных трактовок данного понятия:

— объектный («объективный») подход;

— объектно-утилитарный («объективно-утилитарный») подход;

— процессный подход;

— процессно-утилитарный подход;

— процессно-финансовый подход4.

Объектный подход заключается в отождествлении инновации с объектом — «новшеством», «новинкой», являющимся результатом научно-технического прогресса и обладающим экономической ценностью: новый продукт, новая техника или технология. Отечественные специалисты в этом случае часто используют синонимичный термин «нововведение».

Объектно-утилитарный подход копределению термина «инновация» является модификацией объектного подхода и характеризуется двумя чертами: во-первых, в качестве инновации понимается объект; во-вторых, делается акцент на утилитарном аспекте нововведения — способности служить общественным потребностям со значительным полезным эффектом. На наш взгляд, это более совершенный, многоаспектный подход к определению инноваций.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских и производственных ценностей — товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д. Процессно-утилитарный подход рассматривает инновацию как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестирования в нововведения, вложения средств в научные исследования и в разработку конкретных образцов новых продуктов, техники, технологий, а также — добавим к цитируемому определению — новых методов организации и маркетинга, новых управленческих структур и рынков сбыта, имеющих непосредственную практическую значимость.

На наш взгляд, из указанных пяти подходов наиболее предпочтителен процессно-финансовый по целому ряду причин. Во-первых, он берет за основу именно процесс инноваций, а не готовый (или планируемый) результат, что соответ-

ствует выбранному нами концептуальному подходу к трактовке понятия инноваций. Во-вторых, этот подход делает акцент на комплексность, системность такого процесса. В-третьих, он учитывает утилитарный характернововведений. Наконец, в-четвертых, процессно-финансовый подход подчеркивает немаловажный инвестиционный аспект любого инновационного процесса.

С этой точки зрения весьма привлекательным является краткое определение, принадлежащее UNIDO/OSCP (Организации экономического сотрудничества и развития при ООН): технологическая инновация (нововведение) — это новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке. В организационно-экономическом аспекте данную дефиницию можно развернуть следующим образом. Инновация (нововведение) есть системный и сложноструктурированный процесс приложения научных, инженерно-технических, организационных и маркетинговых знаний, обладающий адекватным и специфичным инвестиционно-финансовым механизмом и «рождающий» некое усовершенствование, имеющее непосредственную практическую ценность, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии и, как следствие, приводящее к успеху на рынке.

Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Поэтому процесс инноваций можно рассматривать как основной аспект конкуренции предприятий в долгосрочном плане, а также как основной аспект конкуренции товаров на потребительском рынке5. Экономисты-теоретики связывают принципиальное повышение роли нововведений в первую очередь с изменением характера конкуренции, с переходом от статичной конкуренции к динамичной.

Следует отметить, что экономическая теория инноваций до сих пор в достаточной степени не разработана. В частности, до сих пор нет исчерпывающего ответа на вопрос, как новые технологии распространяются в организациях. Считается, что конечной финансово-экономической целью инноваций является получение «научно-технической ренты» — добавочной прибыли за монополию на знания. При этом теоретики все чаще связывают инновационный процесс сконцепцией «естественного жизненного цикла отрасли» и выделяют, соответственно, два этапа инноваций:

— создание (открытие) новшества (discovery);

— диффузия новшества — процесс его распространения («восприятия») и использования, реализации (implementation).

В настоящее время достаточно трудно определить, с какой точки в истории экономической теории следует вести отсчет теории инновационного управления в его современном понимании. Некоторые специалисты связывают становление теории управления инновациями с появлением первых подразделений научных исследований и опытно-конструкторских разработок в крупных

компаниях. Согласно одной из концепций, в теории управления инновациями следует выделять четыре поколения (этапа) развития НИОКР («generations r & d»), связанных с использованием разных типов планирования.

КНИОКР первого поколения относят инновационную деятельность, управление которой осуществлялось самими учеными-исследователями (с 1900 года). Со временем (с 1950 года) корпоративные менеджеры осознали необходимость управления инновационной деятельностью, когда фирмы концентрируют усилия на коммерчески значи-мыхпроектах. Этот этап относят ко второму поколению НИОКР, связанному с переходом от простого финансового к долгосрочному планированию. С дальнейшим развитием научно-технического прогресса (с 1970 года) возрастают расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки с одновременным увеличением степени непредсказуемости их результатов. С целью снижения рыночной и временной неопределенности компании переходят к формированию сбалансированных бизнес-портфелей инновационных проектов (программ НИОКР), направленных на рациональное распределение прибыли и риска. Инновационные проекты начали отбирать на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности и жизненного цикла. Практику технологического управления, основанную на концепции стратегического планирования, принято относитьк третьему поколению НИОКР. Проблема заключалась в том, что при таком подходе основное внимание уделялось удовлетворению явных потребностей покупателей, выявленных посредством маркетинговых исследований. Скрытые нужды остаются неудовлетворенными, а оптовики, поставщики и акционеры могут только предполагать направления выгодных инвестиций. В качестве альтернативы специалисты предлагают совместное участие в разработке новых продуктов и технологий всех заинтересованных сторон.

Таким образом, нужды потребителей и технологические возможности претерпевают одновременное развитие в рамках четвертого поколения НИОКР (с 1990 года), основанного на стратегическом управлении (управлении на основе гибких экстренных решений). Это процесс взаимозависимого обучения (dependent learning), в котором реальные (в том числе скрытые) потребности рассматриваются и удовлетворяются в свете технологически осуществимых возможностей. Такова наметившаяся тенденция, обусловленная переходом к так называемой инновационной экономике. В связи с этим специалисты говорят о расширении миссии НИОКР в процессе управления фирмой, когда инновационный менеджмент, традиционно рассматриваемый как одна из функций управления, постепенно превращается из частной функциональной задачи в общую стратегическую цель.

В большинстве случаев термин «инновации» ассоциируется с производственно-технологичес-

о

&

I

I

О

S

з

ъ

со

0

1 I S

к

S

3

£

0 р со

1

5 § I Р § I 8 £ Ъ

6

р

£

о

&

S

S

3

I

р

|2

'I

о

§

0

Щ

ОС

ш

8

1 § с:

0 & 0) 2

1 і о

со

0

1 £ 5

§

£

0 Р со £ §

1 § і £ &

£

О

&

5

I

Р

?

£

О

§

0

Щ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОС

ш

8

1 ш

Ей

с:

кой сферой, однако новаторская деятельность может касаться и других аспектов функционирования современной фирмы. В этом отношении, с точки зрения сферы нововведенческой активности, различают два вида инноваций (нововведений) — производственные и непроизводственные6.

Согласно определению имЮО/ОЭСР, производственные (в том числе научно-технические) инновации — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных продуктов и к коммерческому использованию новых и улучшенных производственных процессов и оборудования. Конечные результаты производственных нововведений обобщенно именуются инновационной продукцией. Очень часто инновации отождествляются именно с производственными инновациями.

С точки зрения технологических параметров и направленности результатов, производственные инновации (нововведения) подразделяются на продуктовые и процессные (технологические). Иногда признаком классификации в данном случае считают степень новизны, что является весьма спорным. К продуктовым нововведениям относят применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих, модифицирующее изготовляемую продукцию, а также получение принципиально новых продуктов, не затрагивающее технологический процесс.

Соответственно процессные (технологические) инновации — это освоение новых или значительно усовершенствованных методов производства, изменения в оборудовании или организации производства, либо и то и другое. Такие инновации нацелены на создание новых или усовершенствованных продуктов, выпуск которых невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства, либо на существенное повышение эффективности производства наличествующих продуктов. Действующие в настоящее время международные нормы сбора данных об инновациях, установленные так называемым Руководством Осло, разработаны применительно только к технологическим инновациям.

С точки зрения стадий инновационного процесса, производственные инновации (нововведения) подразделяются также на научно-технические и непосредственно производственные инновации (связанные с коммерциализацией научно-технических результатов).

Непроизводственные инновации (организационные и маркетинговые) нацелены на прогрессивные организационно-структурные изменения, открытие новых методов и рынков сбыта. Нововведения непроизводственного характера имеют совершенно другие механизмы планирования, финансирования и распространения.

В целом инновации принято классифицировать по ряду признаков, некоторые из которых нужно считать фундаментальными. В первую очередь это

касается классификации инноваций по степени новизны — распределения совокупности нововведений на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости в экономическом развитии. Понятие новизны инновации может относиться к продукту/технологическому процессу как в целом — в случае его абсолютной новизны, так и по отношению лишь к некоторым элементам продукта/процесса, изменяющим его функции и характеристики. С точки зрения новизны, принято выделять следующие три типа инноваций.

Базисные (радикальные, революционные, пионерные) инновации. В ихоснове лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создавать системы (товары, машины, технологии, оборудование и т. д.) следующих поколений. Базисные инновации реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники.

Внедрение нового продукта определяется как радикальная продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях (радикальные инновации первого типа) либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (радикальные инновации второго типа).

Интегрирующие (комбинаторные) инновации. Здесь результат достигается за счет использования оптимального набора ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, оборудования). Интегрирующие инновации обычно реализуют мелкие и средние изобретения, они преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Это инновации, привносящие в уже имеющийся продукт (или технологию) некое новое качество.

Модифицирующие («рядовые», «улучшающие», «рационализирующие») нововведения. Согласно классификации Руководства Осло это инкрементальные продуктовые инновации, которые направлены на относительно незначительные совершенствования продуктов, технологий, организацион-ныхструктур и т. д. Некоторые авторы предлагают даже не называть их инновациями. По мнению Руководства Осло, они затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта).

Некоторые авторы выделяют, кроме вышеперечисленных, еще одну разновидность инноваций — псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический

прогресс. Другими словами, необходимо различать подлинные инновации, создающие новое качество, и несущественные видоизменения продуктов и техпроцессов. Под последними подразумеваются сугубо эстетические, а также незначительные технические и внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на его параметры. Не всякое продуктовое или технологическое изменение можно именовать «инновацией».

Существуют и другие важные классификации нововведений. В частности, с точки зрения степени сложности достигнутого результата, различают простые и сложные инновации, а с точки зрения побудительных причин их осуществления — реактивные и стратегические7. Под реактивными понимаются нововведения, являющиеся реакцией на инновационные достижения фирм-конкурен-тов. Стратегические нововведения, напротив, оригинальны, осуществляются фирмами-«первопро-ходцами» и направлены на получение долговременных стратегических преимуществ.

Представляет определенный интерес классификация инноваций по темпам их осуществления (быстрые и медленные, затухающие и нарастающие, равномерные и скачкообразные) и по масштабам (транснациональные, национальные, региональные и локальные).

В заключение хотелось бы отметить, что в предлагаемой статье далеко не полностью рас-

смотрены вопросы теории и практики управления инвестициями в инновационные проекты, а лишь отражены наиболее важные аспекты этой проблемы. Но и на основании вышесказанного можно сделать вывод о современных экономических успехах реализации инновационных ресурсов.

Примечания

1. См.: Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. — СПб., 1997. — С. 4.

2. См.: Новая технология и организационные структуры / Под ред. Й. Пиннингса, А. Бьюитандама. — М., 1990. — С. 17.

3. Кокин А.С. Информационная индустрия — путь повышения эффективности производства / А.С. Кокин, А.Н. Синцов, А.М. Цветков // Эффективность и интенсификация в условиях рыночной экономики: Сборник научных материалов. — Н. Новгород, 1993. — С. 3.

4. См.: Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. — С. 5.

5. См.: Друри К. Введение в управленческий и производственный учет / Под ред. С.А. Табалиной. — М., 1997. — С. 333.

6. См.: Экономика фирмы: Словарь-справочник. — М., 2000. — С. 230.

7. См. там же. — С. 241.

0

о

1

о

2 о <0

»о

>s

8

о

А.А. Шанов

Шанов Антон Александрович — генеральный директор ООО «Правовое бюро “Законный интерес”

E-mail: aashanov@mail.ru

Государственное поощрение в сфере обеспечения экономической безопасности

В статье проведен анализ экономической безопасности с позиции применяемых методов ее обеспечения, причем основное внимание уделено методу государственного поощрения. Автор рассматривает теоретические и практические аспекты государственного поощрения в сфере обеспечения экономической безопасности России.

In the article the analysis of economic safety from an item of applied methods of its maintenance is carried out, and the basic attention is given to a method of the state encouragement. The author considers theoretical and practical aspects of the state encouragement in sphere of maintenance of economic safety of Russia.

Безопасность является многоаспектным явлением, которое проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Анализ исторического развития России показывает, что после распада СССР одной из первостепенных задач, стоящих

перед государством, является обеспечение безопасности в экономической сфере. Сложность практического обеспечения экономической безопасности заключается в том, что экономика должна принципиально реформироваться и в то же

о

I

8

СО

§

I

Р

Р

С

О

р

Ю

о

0)

р

■©■

о

и

I

р

р

о

о

с

0)

о

I

I

р

е

0 р

CS

§

£

.А.

А.

со

о

1

CS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.