Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы развития машиностроительных предприятий в новых экономических условиях'

Тенденции и проблемы развития машиностроительных предприятий в новых экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3649
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / MACHINE-BUILDING COMPLEX / FIXED ASSETS / INVESTMENTS / STRATEGIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Дмитрий Сергеевич

В статье рассматриваются ключевые проблемы развития предприятий машиностроительного комплекса на современном этапе. Машиностроительный комплекс является одной из ведущих отраслей промышленности. Эффективность функционирования машиностроительных предприятий определяет производительность труда в других отраслях экономики страны. В последнее десятилетие развитие машиностроительного комплекса нельзя характеризовать как устойчивое и конкурентоспособное. В числе серьезных негативных тенденций его развития можно отметить снижение прибыльности предприятий и эффективности использования всех видов производственных ресурсов, сокращение численности персонала. Однако наиболее острые проблемы связаны с состоянием материально-технического потенциала предприятий: низкий уровень использования производственных мощностей, моральный и физический износ основных фондов, отсутствие возможностей их обновления. Вследствие этого предприятиям становится трудно обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции. Современные требования к качеству машиностроительной продукции и острая конкуренция привели к тому, что в технологичных отраслях загружено в основном новое оборудование. Воспроизводство основного капитала требует активизации инвестиционной и инновационной активности предприятий, которая пока остается низкой. При этом источниками большей части инвестиций являются собственные средства предприятий. Приток иностранных инвестиций в машиностроительный комплекс относительно невелик; главным образом объектами иностранного инвестирования являются предприятия автомобилестроения. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что вышеперечисленные проблемы не могут быть решены только на уровне предприятий. Достижение цели устойчивого развития предприятий машиностроительного комплекса связано с совместными действиями со стороны бизнеса и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND DEVELOPMENT ISSUES OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES IN MODERN ECONOMY

The paper addresses the key problems of the development of machine-building enterprises in modern economy. Machine-building industry is one of the leading industries. The performance of the machine-building enterprises determines productivity in other sectors of the economy. In the last decade the development of machine-building industry can hardly be called stable and competitive. Among the major negative development trends are decline in profitability, ineffective use of all types of production resources, and decreasing headcount. However, the most pressing issues are related to the falling material and technical potential of enterprises, underutilization of production capacity, obsolescence and depreciation of fixed assets and lack of opportunities to update them. As a result, it is becoming more difficult to offer competitive products. Current requirements for the quality of engineering products and intense competition mean that new equipment is required in the tech industry. Reproduction of capital funds relies on increased investment and innovation activity which still remains low. The main source of investment is companies' own funds. Foreign investment in the engineering industry is relatively small, mainly foreign investments are focused on the car industry. The experience of the developed countries shows that those problems cannot be solved only at the enterprise level. Achieving the goal of sustainable development of the enterprises of the machine-building industry demands concerted actions on the part of business and state.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы развития машиностроительных предприятий в новых экономических условиях»

ма ХАССП как таковая не является системой отсутствия факторов риска. Ее основное предназначение - уменьшение рисков, которые могут быть вызваны всевозможными проблемами с безопасностью пищевой продукции. Система ХАССП - это достаточно эффективный инструмент управления, главной функцией которого является защита.

К сожалению, в этом вопросе Россия пока отстает. В Европе требования к системам ХАССП были официально установлены в 1993 г. Директивой совета ЕЭС (93/43) по гигиене продуктов питания. На настоящий момент в странах ЕС, США и Канаде внедрение и подтверждение наличия ХАССП в пищевой промышленности на основе национальных стандартов или директив является обязательным.

В России система ХАССП начала внедряться еще с 2001 г., когда Госстандарт осуществил регистрацию системы добровольной сертификации и разработал государственный стандарт ГОСТ Р 51705.1. На сегодняшний день сертификация компании на соответствие ХАССП - дело добровольное. Прежде одним из основных мотивов, побуждающих руководство компаний России внедрить ХАССП, являлось давление, оказываемое партнерами и более крупными компаниями [12].

Однако со вступлением страны в ВТО ситуация поменялась. Россия все сильнее интегрируется в мировую экономику. Функционирование системы качества ХАССП является строго обязательным для всех государств, входящих во ВТО, так как именно она дает надежную гарантию безопасности продукции для потребителя. И отечественные предприятия, выпускающие пищевую продукцию и стремящиеся выйти на зарубежные рынки, все чаще сталкиваются с тем, что им предъявляются требования о внедрении на предприятии системы ХАССП. Собственно говоря, продукция большинства российских компаний после вступления страны в ВТО

может оказаться неконкурентной из-за несоответствия международным требованиям. Кроме того, с 1 июля 2013 г. вступает в силу технический регламент «О безопасности пищевой продукции», в одной из статей которого говорится, что при осуществлении процессов производства продукции изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП [12].

В заключение хотелось бы сказать, что если вышеназванные коррективы будут учтены, то не только улучшится качество питания населения страны, но и упрочится продовольственная безопасность России.

1. Алексейчева ЕЮ. и др. Повышение эффективности развития предприятий пищевой промышленности // Пищевая промышленность. 2011. № 11.

2. Ерёмин А.В. Влияние процесса глобализации на формирование и трансформацию конкуренции // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2 (31).

3. Импортные поставки мяса в Россию продолжают расти // Крестьянские ведомости. 2012. № 12.

4. Коновалов Д.В. Оценка экономической и социальной эффективности функционирования предприятий пищевой промышленности России // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5 (44).

5. КрылатыхЭ.Н. Прогнозирование агропродовольственных комплексов с использованием европейской модели ДдИпк-СоБ1то // Современная Европа. 2012. № 4.

6. Мишин В.М. Управление качеством: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

7. ПаймукА.Д. Влияние качества продукции на конкурентоспособность предприятия: методический аспект // Вестник СГСЭУ. 2010. № 4 (33).

8. Рынок свинины РФ нуждается в дополнительной защите // Пищевая промышленность. 2013. № 1.

9. иР1_: http://www.gks.ru.

10. иР1_: http://www.vniimp.ru.

11. иР1_: http://newsruss.ru.

12. иР1_: http://www.my-gb.ru.

удк 338.45:621 Дмитрий Сергеевич Зайцев,

аспирант кафедры экономики ZaytsevDS@saratov.gov.ru и управления на предприятии,

СГСЭУ

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются ключевые проблемы развития предприятий машиностроительного комплекса на современном этапе. Машиностроительный комплекс является одной из ведущих отраслей промышленности. Эффективность функционирования машиностроительных предприятий определяет производительность труда в других отраслях экономики страны. В последнее десятилетие развитие машиностроительного комплекса нельзя характеризовать как устойчивое и конкурентоспособное. В числе серьезных негативных тенденций его развития можно отметить снижение прибыльности предприятий и эффективности использования всех видов производственных ресурсов, сокращение численности персонала. Однако наиболее острые проблемы связаны с состоянием материально-технического потенциала предприятий: низкий уровень использования производственных мощностей, моральный и физический износ основных фондов, отсутствие возможностей их обновления. Вследствие этого предприятиям становится трудно обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции. Современные требования к качеству машиностроительной продукции и острая конкуренция привели к тому, что в технологичных отраслях загружено в основном новое оборудование. Воспроизводство основного капитала требует активизации инвестиционной и инновационной активности предприятий, которая пока остается низкой. При этом

источниками большей части инвестиций являются собственные средства предприятий. Приток иностранных инвестиций в машиностроительный комплекс относительно невелик; главным образом объектами иностранного инвестирования являются предприятия автомобилестроения. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что вышеперечисленные проблемы не могут быть решены только на уровне предприятий. Достижение цели устойчивого развития предприятий машиностроительного комплекса связано с совместными действиями со стороны бизнеса и государства.

Ключевые слова: машиностроительный комплекс, основные фонды, инвестиции, стратегический потенциал.

D.S. Zaitsev

TRENDS AND DEVELOPMENT ISSUES OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES IN MODERN ECONOMY

The paper addresses the key problems of the development of machine-building enterprises in modern economy. Machine-building industry is one of the leading industries. The performance of the machine-building enterprises determines productivity in other sectors of the economy. In the last decade the development of machine-building industry can hardly be called stable and competitive. Among the major negative development trends are decline in profitability, ineffective use of all types of production resources, and decreasing headcount. However, the most pressing issues are related to the falling material and technical potential of enterprises, underutilization of production capacity, obsolescence and depreciation of fixed assets and lack of opportunities to update them. As a result, it is becoming more difficult to offer competitive products. Current requirements for the quality of engineering products and intense competition mean that new equipment is required in the tech industry. Reproduction of capital funds relies on increased investment and innovation activity which still remains low. The main source of investment is companies' own funds. Foreign investment in the engineering industry is relatively small, mainly foreign investments are focused on the car industry. The experience of the developed countries shows that those problems cannot be solved only at the enterprise level. Achieving the goal of sustainable development of the enterprises of the machine-building industry demands concerted actions on the part of business and state.

Keywords: machine-building complex, fixed assets, investments, strategic potential.

Переход экономики России от ресурсо-ориентиро-ванного варианта развития к экономике, основанной на знаниях и новых технологиях, предполагает развитие отечественных предприятий реального сектора и в особенности предприятий машиностроительного комплекса. Считается, что уровень развития промышленности с высокой степенью обработки и в частности машиностроения - это индикатор уровня развития экономики страны в целом. В новых экономических условиях обеспечение устойчивого развития машиностроительного комплекса требует эффективного использования административных и рыночных инструментов для согласованного решения задач по формированию таких технологических, институциональных и организационных структур, которые будут способны объединить все необходимые элементы в общий воспроизводственный контур нового технологического уклада и будут способствовать созданию благоприятных условий для модернизации и повышения эффективности реального сектора экономики.

Машиностроение - комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления. Согласно классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) предприятия машиностроительного комплекса входят в группу обрабатывающих производств и включают в себя предприятия по производству машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования (рис. 1).

Стоит отметить, что в состав машиностроительного комплекса входят как отрасли, обеспечивающие развитие самого машиностроения (станкостроение, приборостроение, электроника и т.д.), так и отрасли, способствующие развитию других секторов экономики (автомобилестроение, тракторостроение, сельскохозяйственное, лесопромышленное, текстильное и т.д.).

Машиностроительный комплекс - ведущая отрасль промышленности как по величине (34% от всех занятых и 19% от общего объема отгруженных товаров в обрабатывающих производствах), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, каким оборудованием оснащены предприятия. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции - необходимое условие прогресса экономики страны в целом.

Однако в отечественном промышленном комплексе наблюдается ряд негативных явлений (таблица).

За период с 2005 по 2011 гг. численность работающих сократилась на 16%, т.е. почти на 630 тыс. человек [1]. Наиболее значительное снижение числа трудящихся произошло в производстве машин и оборудования (350 тыс. человек) и производстве транспортных средств и оборудования (165 тыс. человек). Стоит отметить, что, хотя затраты машиностроительных предприятий на обучение и переподготовку персонала и возросли за последние 5 лет с 90 млн руб. до 265 млн руб. в год, они остаются на очень низком уровне. Доля высококвалифицированных кадров также остается чрезвычайно низкой

Общее

машиностроение

Тяжелое

машиностроение

Среднее

машиностроение

■=>

Точное

машиностроение

Приборостроение

Радиотехническое и электронное машиностроение

Электротехническая

промышленность

о

Производство подъемнотранспортных машин

Производство бытовых приборов и машин

Производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности

Производство

энергооборудования

Автомобилестроение Железнодорожное машиностроение

Тракторостроение Судостроение

Станкостроение Авиационная

промышленность

Инструментальная Ракетно-космическая

промышленность отрасль

Транспортное машиностроение

Сельскохозяйственное

машиностроение

Производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности

Строительное и коммунальное оборудование

Нефтегазовое

оборудование

Оборудование для химической промышленности

Лесопромышленное

оборудование

Рис. 1. Структура машиностроительного комплекса

и составляет около 10% от числа работающих, тогда как в технологически развитых странах данная доля составляет порядка 35 - 55%.

Кризисные явления 2008 - 2009 гг. крайне негативным образом отразились на машиностроительной отрасли (таблица). Так, прибыль организаций в 2009 г. составила 60% от уровня 2008 г., причем наиболее пострадали предприятия транспортного машиностроения, чья прибыль сократилась более чем в 5 раз [1]. Однако в 2010 -2011 гг. машиностроительные предприятия показали устойчивый рост продаж, вернувшись по показателям прибыли на докризисный уровень.

Одной из важнейших проблем развитиями российской промышленности с точки зрения обеспечения ее конкурентоспособности является моральный и физический износ основных фондов. Так, степень износа основных фондов в целом по обрабатывающим производствам в 2011 г. составила 42,5% (в 2005 г. - 48,0%). Наиболее

сложная ситуация наблюдается в производстве транспортных средств и оборудования, где степень износа основных фондов достигает 49,3%, на предприятиях по производству машин и оборудования данный показатель составил 44,0%. Процесс обновления основных фондов в машиностроительном комплексе протекает неравномерно, и в таких стратегически важных отраслях, как производство машин и оборудования, удельный вес полностью изношенных фондов составляет 15%, в производстве транспортных средств и оборудования -22,0%, а средний возраст оборудования составляет 13 лет [3, с. 121 - 124].

По данным Федеральной службы государственной статистики, в настоящее время у многих предприятий машиностроительного комплекса отсутствует возможность своевременной замены основных фондов, что ведет к продлению сроков использования неэффективных средств производства. Во многих случаях они лик-

Основные показатели предприятий машиностроительного комплекса в 2005 - 2011 гг., % от общего объема по всем видам деятельности

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Среднесписочная численность работников по видам деятельности 6,8 6,6 6,5 6,3 5,8 5,6 5,8

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами 8,1 8,0 8,3 7,8 6,6 7,2 7,6

Прибыль от продаж 3,7 3,8 3,9 3,1 2,4 3,0 3,9

Инвестиции в основной капитал 2,4 2,4 2,4 2,4 2,3 2,2 2,0

Инвестиции от иностранных инвесторов 3,3 3,9 3,5 4,5 5,9 4,1 2,5

Источник: Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012.

видируются только при практической невозможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Так, по данным выборочного обследования, в 2010 г. 68% машин и оборудования ликвидировалось вследствие физической изношенности и лишь 10% - из-за экономической неэффективности эксплуатации [2]. Объем ввода в действие всех основных фондов по предприятиям машиностроения в 2011 г. лишь в 1,5 раза превышал объем начисленного за этот год износа, в том числе машин, оборудования - в 1,3 раза. С учетом разницы в ценах стоимость годового ввода новых машин, оборудования и транспортных средств лишь более или менее компенсирует их годовой износ [1].

Таким образом, на предприятиях машиностроительного комплекса наблюдается избыток основных фондов, который либо физически негоден, либо морально устарел для его вовлечения в производственный процесс. Как результат, промышленным предприятиям становится крайне трудно осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции на имеющихся производственных мощностях не только ввиду изменения параметров потребительского спроса, но и по причине физической и моральной деградации основных фондов. Современные требования к качеству выпускаемой продукции и острая конкуренция привели к тому, что в технологичных отраслях загружено в основном новое оборудование. И здесь наблюдается следующая закономерность: чем выше доля обработки, тем ниже уровень использования мощностей. Самым негативным итогом действия данной тенденции является чрезвычайно низкий уровень загрузки оборудования в ряде отраслей машиностроения, где он составляет в среднем 45 - 50%, а в производстве отдельных видов продукции - менее 15% [1].

Использование незагруженных мощностей хотя и является потенциальным ресурсом увеличения конкурентоспособности предприятий, но предполагает наличие спроса на соответствующую продукцию, что, в свою очередь, требует роста капитальных вложений, увеличение собственных средств предприятий, роста доходов населения. Решение этих задач предполагает последовательный рост производства в долгосрочной перспективе, улучшение общей финансово-экономической обстановки в стране и финансового состояния предприятий.

Поступательное развитие экономики непосредственно связано с воспроизводством основных фондов, ввиду того что удовлетворение возникающих общественных потребностей требует реконструкции, технического перевооружения существующих основных фондов или создания новых, способных производить востребованную и конкурентоспособную продукцию, что требует многократного увеличения объема капитальных вложений.

Общие инвестиции в основной капитал предприятий машиностроительного комплекса в 2011 г. составили 220 млрд руб., что составляет 2% от общего объема инвестиций [2, с. 639]. Стоит отметить, что доля инвестиций в такие наукоемкие отрасли, как производство машин и оборудования, производство электронного оборудования, производство транспортных средств, находится на низком уровне. Так, на предприятия по виду деятельности производство машин и оборудования в

2011 г. приходилось 0,6% от общего объема инвестиций, на производство электрооборудования и электронного оборудования - 0,4%, на производство транспортных средств и оборудования - 1,1%.

В настоящее время большая часть объема инвестиций в основной капитал осуществляется за счет собственных средств предприятий. Причем доля инвестиций за счет собственных средств предприятия по производству машин и производству электро- и электронного оборудования за последние 6 лет увеличилась, в то время как по производству транспортных средств и оборудования произошло снижение доли собственных средств за счет увеличения доли привлеченных средств инвесторов и бюджетных средств, выделяемых для поддержки отечественных автотранспортных предприятий [4, с. 641].

Приток иностранных инвестиций в отечественные предприятия машиностроительного комплекса составляет около 4,8 млрд долл., что составляет 2,5% от общего объема иностранных инвестиций и за последние 6 лет увеличился практически в 2,8 раза в абсолютном выражении, однако доля инвестиций в машиностроительный комплекс в общем объеме иностранных инвестиций снизилась на 0,8 процентных пункта [1]. Рост иностранных инвестиций происходит в основном за счет предприятий автомобилестроения. Так, поступление иностранных инвестиций в производство транспортных средств и оборудования увеличился в 2,8 раз с 948 млн долл. в 2005 г. до 2,8 млрд долл. в 2011 г. Также стоит отметить приток иностранных инвестиций в производство элек-тро-, электронного и оптического оборудования: если в 2005 г. на предприятия данного вида деятельности приходилось 0,2% от общего объема иностранных инвестиций, то в 2011 г. объем инвестиций увеличился практически в 6 раз в натуральном выражении и составил 0,5% от всех иностранных инвестиций.

Таким образом, в ряде отраслей машиностроительного комплекса начался процесс формирования компаний нового типа, способных в перспективе выдержать конкуренцию на мировом рынке. В первую очередь оживление происходит в таких подотраслях, как тяжелое, транспортное и энергетическое машиностроение, где производится востребованная рынком конкурентоспособная продукция (значительная ее часть идет на экспорт). Однако дальнейшее их развитие зависит от ряда внешних условий: обеспеченности кадрами, доступности заемного финансирования для продолжения модернизации производства, наличия доступных и качественных промышленных материалов и комплектующих. Практика показывает, что эти проблемы не могут быть решены только за счет усилий со стороны бизнеса. Требуются совместные усилия бизнес-структур и государства. Необходимо стимулирование процессов интеграции предприятий в приоритетных отраслях, в том числе и в машиностроительном комплексе, поскольку только достаточно крупные компании могут позволить осуществлять необходимые затраты на научно-исследовательские работы.

Изменения в организации производства в результате развития кооперационных связей между предприятиями, связанными взаимным владением капитала, применяемыми технологиями, видами сырья, типом готовой

Федеральные министерства и ведомства

Внешний

контур

Рис. 2. Схема кооперационных связей предприятий машиностроения

продукции, а также используемыми рынками сбыта, приведут к перестройке отношений собственности, трансформируют индивидуальные цели предприятий машиностроения в стратегию взаимного сотрудничества (рис. 2).

Развитие интеграционных процессов в машиностроении и установление устойчивых кооперационных связей между участниками позволит решить ряд стратегических задач:

- обеспечение стабильных темпов роста выпуска продукции производственно-технического и потребительского спроса и насыщение внутреннего товарного рынка, выход на зарубежные рынки сбыта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- модернизация и технико-технологическое обновление производственной базы, а также развитие инновационного потенциала, ориентированного на выпусквы-сокотехнологичной продукции высокой степени передела, в том числе не имеющей аналогов в зарубежной практике;

- восстановление разрушенных производственнотехнологических и финансовых связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, развитие интеграционных процессов и кооперационных связей;

- развитие механизмов корпоративного управления, основанных на консолидации активов и системе взаимо-участия в капиталах.

В процессе решения перечисленных задач создаются реальные условия для перехода машиностроительного комплекса на качественно новый уровень устойчивого роста, раскрытие и максимально возможное использование его стратегического потенциала, формирование и становление национальной экономики с преобладающей долей высокотехнологических отраслей, имеющих наукоемкий и ресурсосберегающий характер, а также повышение эффективности институциональных преобразований.

1. Единая межведомственная информационно-статистическая система. и^: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do.

2. О состоянии, обновлении и видовой структуре основных фондов // Аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики. и^: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b11_04/IssWWW.exe/Stg/d10/01-00.htm.

3. Промышленность России. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012.

4. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.