TRENDS AND PROSPECTS OF MODERN RUSSIAN BALLET
KhLsamov Denis Nikolayevtch, Postgraduate éludent, Inst Unit- of Contemporary Arl, Moscow
The ariicie is devoted to the study of trends and prospects of modern Russian ballet. For the last few centuries, ¡Russian ballet has been ii translator of traditions and spiritualfoundations of Russian culture. In the aspect of the modern cultural paradigm, we can say that ballet in Russia has the status of a so-called "national brand". Modern ballet troupes on the world stage represent thé best traditions and innovations of the national school. The author of the study concluded that the development of the ballet genre at the present stage of the development of culture and art is characterized by visible stylistic pluralism, as a result vj which many styles and directions are represented in it, and the phenomenon oj "director's theater" clearly manifests itself
Keywords: modern Russian ballet; national traditions of Russian ballet; national brand; trends of modern Russian bullet ; the development of bullet in the context of mass culture; neoclassical ballet; Russian ballet.
EDN: CNLVHD; DOI: io.24933/'2305-8757.2023-14.(8
I^HTHpoBàTbi XwcaMOB/J..H. TeH^ermHH m nepcneicrHBM coBpeMeimoro poccvrflnfOTO 6a.'! era // KANT: Sociai science & Humanities, - 2023. - №2(14). - C. 109-114. EDN: CNLVHD. DOI: 10,24923/2305-8757.2023-14.18
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО БАЛЕТА
Статья посвящена изучению тенденций и перспектив современного российского балета* На протяжении нескольких последних столетий русский балет является транслятором традиций и духовных основ отечественной культуры. В аспекте современной культурной парадигмы можно говорить о том, что балет в России имеет статус так называемого "национального бренда". Современные балетнШ труппы на мировой арене представляют лучшие традиции и новации отечественной школы. Автором исследования был сделан вывод о том, что развитие жанра балета Ш современном этапе развития культуры и искусства характеризуется видимым стилистическим плюрализмом, в результате чего в нём пред-ставлено множество стилей и направлений, и ярко проявляет себя феномен "режиссёрского театра".
Ключевые слова: современный российский Шлет; национальшМ традиции русского балета/ национальной бренд; тенденции современного российского балета; развитие балета в контексте массовой культуры; неоклассический балет/ русский балет.
УДК 792.8
ВАК 5.10.3 (Театральное искусство)
© Хисамов Д.Н., ¿023
Введение
Российский балет в XX! столетии является ярким и динамично развивающимся видом искусства. На современном этапе он представлен плюрализмом стилей и направлений. О его много л и кости неоднократно высказывались как театральные критики, так и непосредственно деятели балета. Так, один из ведущих хореографов современности - Борис Эйфман отмечал: "Русский балет в начале XXI века - это явление многоликое. Есть труппы, которые достойно представляют классическое наследие. Мой театр показывает миру новый балетный репертуар современной России. Есть труппы, которые создают копии образцов западной хореографии. Есть труппы, которые реанимируют классику. А есть труппы, которые вывозят в коммерческих целях наше классическое наследие в очень плохом, непрофессиональ-
ХИСАМОВ Денис Николаевич,
аспирант, Институт современного искусстваf Москва
ном виде. К сожалению, они разрушают восторженную иллюзию относительно нас в мире, работают на его негативное восприятие. Но, несмотря на такие явления, бренд "русский балет" продолжает существовать. Он имеет магическую силу и притягивает тысячи людей" [i]. Проблемам изучения современного балета посвящены исследования Н. Л. Кабачек [4], Е. Б. Кириловой [б], Е. Н. Куриленко ¡7], Е. А. Тянниковой [9] и других исследователей.
Однако, в современном театроведении многоликие и изменчивые тенденции развития российского балета не получили достаточного теоретического обобщения и систематизации, что выявляет актуальность заявленной проблематики. Цель статьи заключается в систематизации и анализе тенденций и перспектив, характеризующих российский балет на современном этане его развития. Для выявлений тенденций и перспектив развития русского балета на современном этапе необходимо разобраться со многими идеями, оценками, понятиями, нередко весьма противоречивыми, связанными и с поверхностностью отношения к жизни, и со "столкновением" самых разных точек зрения в эпоху глобализации, информатизации.
Основная часть
Процесс изучения явлений современного российского балета oríирается в своей основе на проблематику быстрой смены эстетической парадигмы, характеризующей развитие жанра на протяжении нескольких десятков лет, атакже учитывает тенденцию сосуществования многообразия стилей и направлений современного хореографического искусства в целом. В то же время изучение и анализ наиболее ярких явлений современного балета позволили сделать вывод о ряде тенденций, характеризующих современный российский балет. Среди них - экспериментальный характер существования данного вида искусства в России с опорой на эстетику постмодернизма, стремление к развитию и продолжению
классических традиций русской балетной школы и их тиражированию как "бренда" русской культуры, кристаллизация облика современного русского балета в контексте деятельности региональных балетных трупп (Урал: Балет, Пермский балет, Челябинский и Екатеринбургский балет, Воронежский балет), развитие различных стилей и направлений балетного искусства в контексте авторской режиссуры, стремление к "мас-совизации" и тиражированию балета в СМИ и Интернет--пространстве.
Одной из характерных черт, определяющих особенности развития современного балета вРоссии, является экспериментальный характер данного явления. Современный русски й (экспери ментал ьн ый) балет декларирует стремление ухода от технического прогресса, отказывается от строгой иерархичности и оценивания общества, отрицает либо переосмысливает традиции наследия предков и характеризуется такими иными проявлениями постмодернистской эстетики, как: стремление к равенству и свободе в искусстве, "цивилизацией молодых", столкновением с информационным и видеоэкологическим давлением стареющей цивилизации, эклектикой, симфонической и инструментальной музыкой, не предназначенной для танца, открытой драматургией, демонстрацией принципа плакат и ости, символизма.
Несмотря на то, что отправной точкой проводимых в области жанра экспериментов является классический танец, современные режиссёры предпринимают множество попыток для модификации балетного спектакля, что связано с изменениями в эстетике танца, образе танцовщика и в визуальном решении постановок. Во многом такая трансформация обусловлена опытом, почерпнутым отечественными постановщиками у зарубежных коллег, так, в решении современных мастеров сцены - В. Самодурова, А. Мирошниченко, А. Ратманского и многих других. В их прочтении даже классические балетные сюжеты обретают современное
решение. Вышеперечисленны! постановщики в своих творениях опираются на те тан це-вальные формы и спектр выразительности* которые соответствуют концепции их постановок.
Экспериментальная сторона современного русского балета проявляется также в непрерывном творческом поиске постановщиков в области стиля и жанра. Примером творчества современного поспи ювщнка в области балета может служить опыт Бориса Эйфмана (1946), создавшего в опоре на эстетику неоклассического балета уникальный и неповторимый собственный язык выразительности современного танца, на котором базируются его неповторимые и оригинальные спектакли. В целом следует отметить, что в стремлении раздвинуть границы балетного искусства, современные хореографы обращаются копыту интеграции разных стилей и жанров в области неоклассики. Известный постановщик рубежа ХХ-ХХ1 столетий Евгений Панфилов (1955-2002) в своих постановках сочетал классический танец с фольклорными мотивами, элементы модерн-танца и джазового танца. Такие работы мастера, как "Бег", "Мистраль", "Мужчина в черном, женщина в зеленом", "Остров мертвых", "Фантазии в чёрном", "Дуэты цвета туманов", "Колыбельная для мужчины", "Ромео и Джульетта", "Щелкунчик", "Блокада" представляют собой уникальные постановки с оригинальной хореографией, костюмом и сценическим решением;
Экспер! 1 ментальный характер современного российского балета обусловлен также тем влиянием, которое оказала на него постмодернистская эстетика. Как известно, эстетика постмодернизма характеризуется такими чертами, как полистилистика,
единство борьбы противоположностей -классического и современного, регро и авангарда, национально-патриотического и транс-культурного, массового и элитарного, Раз-мышляяо роли и значении балетной классики в культуре постмодернизма, НА Терентьева отмечает: "Можем ли мы говорить о том, что классический балет выполняет особую функ-цию медиатора в разнообразии современной художественной жизни, или же речь идет, скорее, о забвении классического балетного искусства, спе-цифически-односторон-нем характере его восприятия немногочисленными груп нами побори иков классического наследия? Возможно ли говорить о миссии классического балета с точки зрения сохранения и воспроизведения базовых, культурно и антропологически значимых артефактов, лежащих в основе бытия человечества в целом? Эти и другие вопросы заостряют культурологическое прочтение проблемы развития современного классического балета" [8, с. 186].
Со в реме н ный балетн ы й спектакль се год-ня представленв деятельности таких постановщиков, как Татьяна Богданова {Екатеринбург; постановки - "Имаго-ловушка", "Макбет. История любви"), Владимир Варнава (Москва; постановки - "Петрушка", "Айседора"), Софья Гайдукова и Константин Матулевский (Москва; постановка "Вселенная DQ. Вырабатывая эндорфины"), Тарас Бурнашев и его команда "Онэ Нукер" (Москва; постановки - "Красный квадрат", "Поезд уходит по расписанию", "Cloud of Me", Александр Пепел я ев (Москва; постановка -"Кафе Идиот"), Ольга Пона (Челябинск) и многие другие.
Современный балет характеризуется выработкой новой лексики, построение своего "текста" как отражения индивидуального
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ) БАЛЕТ' ДЕКЛАРИРУЕТ СТРЕМЛЕНИЕ УХОДА ОТ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ СТРОГОЙ ИЕРАРХИЧНОСТИ И ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩЕСТВА, ОТРИЦАЕТ ЛИБО ПЕРЕОСМЫСЛИВАЕТ ТРАДИЦИИ НАСЛЕДИЯ.
стиля хореографа-постановщика. Если в классическом балете используются привычные, имеющие четко фиксированные названия танцевальные фигуры, то современный балет представляет собой более свободную их интерпретацию. К тому же современный балет расширяет словарь танцевал ьных движений. Выбор лексики и средств выразительности в современных постановках во многом определяется темой и идеей будущего спектакля. Отталкиваясь от нее, постановщик подбирает такой набор движений, который сможет выразить то, что он хочет передать, причем достаточно часто Происходят заимствование движений из народных танцев, из современных танцев, из разнообразных направлений пластики. Таким образом, современный балет стал более открытым для других направлений.
Специфичностью характеризуется и вы-112 бор тем и сюжетов для современных балетов. Так, например, балеты Бориса Эйфма-на ("По ту строну греха", "Красная Жизель", "Русский Гамлет") характеризуются глубокой философичностью и множеством подтекстов внутри одного сюжета [5, с. 24.56]. "Проникновение в область неизведанного -и в хореографии, и в сфере идей - пожалуй, самая знаковая черта Эйфмана. Когда он обращается к литературным произведениям, или к историям судеб Мольера, Павла 1, Чайковского, Родепа, то всегда видит незамеченные никем детали, находит то, что способно удивить, улавливает непонятые прежде смыслы и расставляет свои акценты. В пластических, визуальных метафорах, которые можно сравнить с образным шифром сновидений, где смутные фантазии и влечения обретают зримые формы, ЭЙф-ман воплощает то главное, что таит в себе литературный текст или история жизни творца. Театр Эйфмана часто называют психологическим. Его постановки можно назвать пластическим психоанализом, в процессе которого раскрывается психологическая глубина характеров и сюжетов, будь то вымыш-
ленных ил и реал ьн ых" - отмечает театрал ь-ный критики Т. Боборыкина [г].
В целом, характеризуя выбор сюжетов в современном русском балете, наблюдается интерес постановщиков к нак называемым "ремейкам" вечных тем, образов, сюжетов. Каждый год появляются Новые прочтения классических балетов С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, А. Адана, которые характеризуются оригинальностью замысла и творческой интерпретации.
Помимо стремления к экспериментам в области жанра, состояние русского балета на современном этапе характеризуется одновременным существованием разнообразных стилистических течений и направлений, среди которых выделим такие, как балетная классика, неоклассика, и балет постмодернизма, который, как уже отмечалось выше, представлен в различных экспериментальных формах. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что современный балет в России характеризуется тенденцией к диалогу стилей и Органичном сплетении классических традиций с современными культурными веяниями и направлениями.
Важное место в современном российском балете занимает неоклассика, которая представляет собой переосмысление традиционных канонов балетной выразительности в области пластики, хореографии, сценографии. Сегодня русский балет выступает в качестве одного из лидеров в области данного жанра. Несмотря на современный подтекст, неоклассический балет не отвергает традиции и каноны классического танца, в отличие, например, от танца постмодерн, а наоборот, выступает с ними в неразрывном единстве. Сегодня неоклассический балет представлен в контексте деятельности ряда постановщиков среднего и молодого поколения, среди которых следует упомянуть имена Алексея Ратманского, Юрия Посохова, Вячеслава Самодурова, Алексея Мирошниченко, Антона Пименова и многих других. Характерной тенденцией развития неоклассики в
России выступает тот факт, что данное направление активно представлено не в ведущих театрах, а на региональном уровне - в деятельности постановщиков и трупп Екатеринбургского, Челябинского, Воронежского и других музыкальных театров.
Существование множества стилистических направлений в развитии русского балета на современном этапе обусловило проблему существования данного вида искусства в контексте элитарного и массового жанра современной отечественной культуры. Балет ведущими его представителями рассматривается как элитарный вид искусства, о чём свидетельствуют их многочисленные высказывания по этому Поводу. Так, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко также высказывает подобную точку зрения, отмечая: "Балет элитарен уже в силу того, что это абстрактное образное искусство" [го]. В то же Время, состояние современного балета следует рассмотреть и в контексте тенденции к массовизации, т.е. приобщения данного вида искусства к различным проявлениям и явлениям массовой культуры. Так, принимая участие в телешоу, ТВ-программах, рекламе, представители современного русского балета развивают свой вид искусства в контексте экранной медиакуль-туры, в результате чего, элитарность как черта балетной эстетики несколько размывается. В то же время, классический балет не теряет свои характерные черты и высоких эстетических категорий, выполняя под воздействием механизмов и тенденций массовой культуры, прежде всего, просветительскую функцию. Среди тенденций массовизации искусства балета A.M. Хорольская выделяет следующие:
- влияние экранной культуры и появление телешоу с балетной тематикой;
- трансляция балетов классического наследия на телеканале "Россия К" с включением образовательных и просветительских рассказов о балете; интерактивность как способ понять настроение публики и дать
возможность публике высказаться о своих интересах и желаниях;
- феномен массового тиражирования классических балетов;
- использование образов-копий классического балетного искусства в рекламе;
- показ мировых балетных шедевров в кинотеатрах в прямом эфире и в записи; появление гастрольных антрепризных балетных театров [го].
В результате такого слияния, современный балет сегодня можно считать одним из ярких явлений современной культуры и отнести данный вид искусства к явлению "арт-культуры" в целом. Как отмечает исследователь А.Н. Ильин, "Арт как форма культуры, будучи, в отличие от китча, менее тиражированным и непонятным для масс, далек от повседневности и являет собой нечто более высокое, духовное и над повседневное" [3, с. 117].
Заключение
Таким образом, предпринятый анализ современных тенденций развития русского балета позволяет выявить следующие перспективы развития данного вида искусства на современном этапе:
1. Русский балет, так же как и на протяжении нескольких последних столетий, в ближайшие десятилетия по-прежнему будет являться транслятором традиций и духовных основ отечественной культуры, выступая в качестве своеобразного "национального культурного бренда".
2. Из вышесказанного следует и то, что деятельностью ведущих балетных трупп России будет продолжено развитие и культивирование традиций национальногоклас-сического балета.
3- Стилистический плюрализм современного русского балета выявляет его перспективу развития в контексте режиссёрского театра и появление новых форм, стилей и направления балетного искусства, опирающихся на взаимодействие классики и современных средств хореографической выразительности.
4- Тиражирование балетного искусства будет происходить посредством слияния жанра с различными формами и проявлениями массовой культуры - кино, телевидение, СМИ, digital-art.
5. Рост интереса к современным жанрам и направлениям балега, появление на театральной сцене Новых имён в области постановки и хореографического искусства влечёт за собой тенденции к коммерциализации балетного искусства, что может проявляться в таких позитивных для балета проявлениях, как: привлечение спонсоров в авторские проекты, проведение фестивалей и конкурсов, направленных на выявление и поддержку молодых имён в области жанра.
При этом следует отметить, что современный российский балет как явление многоликое и весьма разнообразное до настоящего времени недостаточно изучен. Несмотря на предпринимающиеся попытки обобщений явлений и событий в области данного вида искусства, сегодня перед исследователями открыто множество подходов, которые можно применить к изучению и анализу той ил и иной стороны современного отечественного балета.
Литература;
1. Балет в России - это большой театр абсурда -[электронный ресурс] - URL: https://www.mk.ru/ cii[titre/20ij/0 т/12/55744 8-baIet-v-rossi i-eto-bolshoy-teatr-absurdalitnil (дата обращения: 16.11. 2022)
2. Боборыкина Т. Театр балета Бориса Эйфмана - [электронный ресурс] - URL: https:// www-eifmanballet-m/ru/about/boris-eifman/ (дата обращения: 10.11.2022)
3. Ильин Ш. Иерархический конструкт массовой культуры и характер его влияния на субъект // Вестник ИГУ. Серия: Психология. - 2009. -Т.3. - Вьш.2. С. 116-122.
4. Кабачек ПЛ. "Валет в балете": творческие поиски современных хореографов / Н.Л. Кабачек// Проблемы музыкальной науки. - 2021. - № г, -С. 154-162.
5. Катышева Д.К. Борис Эйфман: на пути к современному Театру балета / ДЛ1. Катышева // Манускрипт. - 2021. - Т. 14. - N- Ii. - С 2455-2458.
6. Кириллова Ь'.В. Функции современного о течественного классического балета в контексте сохранения национальной кул муры / Е.В. Кириллова // Сборник материалов W Всероссийской научно-практической конференции магистрантов, Москва, 24-25 апреля 2019 года. - М.: Русайнс, 2019. - С. 73-78.
7. Курилен ко E.H. Жанровая классификация современного балета / Ё.Н. Куриленко// Теория и история искусства. ■■ 2016. - № 3-4. - С. 190-209. Розанова, О.И. Реальность и фантастика в современном балете / О,И. Розанова // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. -N- 6(59).-С. H7-i54.
8. Терентьева НА Классический балет: роль и функции в художественной культуре совре менпоста {общероссийский и региональный аспекты): дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Терентьева Наталья Алексеевна. ■■■ Челябинск, 2014. - 207 с.
9. Тянникова НА Современный бале"!': история и тенденции социокультурного развития / IE А. Тянникова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного ^а®Ш!рситета технологии и дизайна. -2021. - № т. - С. 390-394.
то, Хорольская М.А, Тенденции мае сов та ци и классического балета в социокультурном про-странстве современности / М.А Хорольскя // Электронный научный журнал "Культура: теория и практика" - [электронный ресурс] - URL: http:// the0ry0fcuUure.ru/issues/57/802/, (да та обращения: гб.и.2022).