Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития сельского туристического агробизнеса в Алтайском крае'

Тенденции и перспективы развития сельского туристического агробизнеса в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
226
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / АГРОТУРИЗМ / АГРОБИЗНЕС / ТУРИСТСКАЯ ИН­ДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кундиус Валентина Александровна, Винтаева Татьяна Сергеевна

В статье представлены результаты научных исследований процессов диверсификации сельской эко­номики, рассмотрены целесообразность и перспективы развития агротуризма в Алтайском крае как од­ного из направлений диверсификации агробизнеса, решения проблем занятости населения в сельской местности. Показаны специфика и формы организации такого вида отдыха населения. Обоснована необ­ходимость формирования правовой, организационной и экономической среды, способствующей созда­нию современной туристической индустрии в сельских территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кундиус Валентина Александровна, Винтаева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND PROSPECTS FOR THE RURAL TOURISM AGRIBUSINESS DEVELOPMENT IN THE ALTAI REGION

The article presents the results of research on the processes of diversification of the rural economy, the feasibility and prospects of development of agro-tourism in the Altai region as one of the directions of diversification of spheres of activity, agribusiness, solving the problems of employment in rural areas. The specificity and forms of organization of this type of recreation of the population are shown. The necessity of formation of the legal, organizational and economic environment conducive to the creation of modern tourism industry in rural areas.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития сельского туристического агробизнеса в Алтайском крае»

УДК 38.431, 338.48 (571.15) DOI 10.14258/epb201947

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО АГРОБИЗНЕСА

В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

В. А. Кундиус, Т. С. Винтаева

Алтайский государственный аграрный университет (Барнаул, Россия)

В статье представлены результаты научных исследований процессов диверсификации сельской экономики, рассмотрены целесообразность и перспективы развития агротуризма в Алтайском крае как одного из направлений диверсификации агробизнеса, решения проблем занятости населения в сельской местности. Показаны специфика и формы организации такого вида отдыха населения. Обоснована необходимость формирования правовой, организационной и экономической среды, способствующей созданию современной туристической индустрии в сельских территориях.

Ключевые слова: диверсификация, сельские территории, агротуризм, агробизнес, туристская индустрия.

TRENDS AND PROSPECTS FOR THE RURAL TOURISM AGRIBUSINESS DEVELOPMENT IN THE ALTAI REGION

V. A. Kundius, T. S. Vintayeva

Altay State Agrarian University (Barnaul, Russia)

The article presents the results of research on the processes of diversification of the rural economy, the feasibility and prospects of development of agro-tourism in the Altai region as one of the directions of diversification of spheres of activity, agribusiness, solving the problems of employment in rural areas. The specificity and forms of organization of this type of recreation of the population are shown. The necessity of formation of the legal, organizational and economic environment conducive to the creation of modern tourism industry in rural areas.

Keywords: diversification, rural areas, agritourism, agribusiness, tourism industry.

Введение. Агротуризм, начиная с организации гостевых домов в сельской местности, становится значимым сегментом бизнеса, сегодня имеет важное значение для сохранения и развития сельских территорий. Тем самым получает все большую значимость на рынке туристических услуг. Предпринимательская деятельность в сфере туризма сезонна, что обусловливает неравномерный уровень ее активности. В связи с этим туристские предприятия должны использовать способы нивелирования спроса и предложения на услуги, чтобы быть рентабельными.

С учетом современного состояния экономики страны организация аграрного туризма, создание и продвижение сети туристских фирм важны для формирования стратегий активизации и ди-

версификации не только экономики сельских территорий, но и сохранения этнических сельских пейзажей, народных традиций, поддержания экологических зон и территорий. Агротуризм — это туризм в сельской местности, когда население во время своего отдыха ведет сельский образ жизни на фермах, подворьях, хуторах. Перспективы его развития требуют изучения и обоснования форм организации, формирования правовой, организационной и экономической среды.

Методологической основой данного исследования являются диалектический метод и системный подход к изучению процессов несвязанной диверсификации, развития агротуризма на Алтае. В процессе его проведения применены также методы ситуационного анализа, прогнозной оценки,

а также нетрадиционные методы экономических исследований.

Диверсификация экономики агропромышленного комплекса: необходимость и некоторые итоги. Агротуризм является одной из форм несвязанной диверсификации, отражая ее свойства и потенциальные возможности. Глубокий теоретический анализ проблем диверсификации проведен П. Друкером [1], с позиций которого между специализацией и диверсификацией должен быть баланс, определяющий масштабы и перспективы бизнеса, продуктивность использования ресурсов предприятия. Данный баланс меняется вместе с изменениями на рынке и в экономике в целом. Так, по П. Друкеру «... компания должна быть диверсифицированной в области своих товаров, рынков и конечных потребителей и обладать высокой степенью концентрации в своей базовой области интеллектуальных знаний и очень концентрированной в области своих товаров, рынка и конечных пользователей» [1, с. 16-24].

Диверсификация устраняет зависимость предприятия от одного рынка, однако приводит к появлению специфического риска — маркетинговым потерям. Именно поэтому процесс диверсификации в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе требует тщательной проработки всех рыночных, финансовых факторов, а также вопросов квалифицированного управления диверсифицированным предприятием, наиболее острых для сельхозпредприятий.

Необходимость более активно использовать процессы диверсификации в АПК, особенно в сельском хозяйстве, объясняется потребностью решения проблем доходов и занятости сельского населения, повышения качества жизни, развития инфраструктуры. Стратегически же глобальная цель диверсификации в АПК — интенсивное развитие его системообразующих отраслей, то есть сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий.

Продовольственной и сельскохозяйственной комиссией организации Объединенных наций (ФАО) в разделе «Деятельность, приносящая до-

ход сельским жителям» на основе сравнительного межстранового анализа отмечено: специализация в настоящее время уступает место диверсификации [2]. По данным исследователей из многих стран, ныне диверсификация источников доходов является нормой для сельхозтоваропроизводителей. Различные виды деятельности, приносящие доход, выступают альтернативными формами преодоления бедности среди сельского населения, а также как механизм управления рисками в условиях неопределенности. Соответственно, при обсуждении проблем развития сельских территорий целесообразно иметь в виду широкий спектр видов деятельности, создающих доход и добавленную стоимость, как аграрной, так и несельскохозяйственной организации, позволяющих, в свою очередь, решить важнейшую социально-экономическую проблему — проблему занятости сельских жителей.

Решение проблем диверсификации сельской экономики особенно важно для регионов агропромышленной специализации, таких как Алтайский край. В сельской местности в Алтайском крае в 2015 г. проживало 1049,2 тыс. чел., 44,0% от общей численности населения, в 2016 г. численность сельского населения уменьшилась на 0,2% по сравнению с 2015 г., 43,8% от общей численности населения. В 2017 г. тенденция продолжилась, по сравнению с 2016 г. численность сельского населения еще сократилась на 0,1% (43,7%) [3].

Среднегодовая численность занятых в экономике Алтайского края (табл. 1), в 2015 г. составляла 1085,6 тыс. чел. В 2016 г. численность занятых сократилась по сравнению с предыдущим годом на 2,4 %, в 2017 г. — на 0,61%. По данным выборочных обследований жителей сельской местности, численность безработных в 2015 г. была 55,4 тыс. чел. (58,4%), в 2016 г. — 52,4 тыс. чел. (52,6 %), в 2017 г. 53,0 тыс. (67,8 %) [3]. То есть численность безработных за 2017 г. по сравнению с 2016 г. выросла на 15,2%, а численность занятых в экономике, соответственно, сократилась (рис. 1). Во многом, это — ресурс, то есть жители, которые могли бы работать при развитии альтернативных видов бизнеса в сельской местности.

Таблица 1

Занятость сельского населения в Алтайском крае

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Численность населения — всего, тыс. чел. В том числе: 2398,7 2390,6 2384,8 2376,8 2365,7 2350,7

— городское 1331,0 1333,1 1335,6 1335,3 1331,5 1326,8

— сельское 1067,7 1057,5 1049,1 1041,5 1034,2 1023,2

Среднегодовая численность занятых в экономике края, тыс. чел. В том числе: 1075,0 1063,8 1055,9 1017,5 1053,1 -

— в сельском и лесном хозяйствах 206,6 204,2 141,1 140,6 - -

* По данным выборочных обследований жителей сельской местности.

Численность безработных жителей сельской местности в Алтайском крае, тыс. чел.

120

100 __ _

lililí

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Окончание таблицы l

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Занятость в экономике края, всего,%. В том числе: 44,8 44,4 44,2 42,8 44,5 -

— в сельской местности 19,9 19,6 19,4 18,7 19,4 -

Численность безработных в экономике края, всего тыс. чел. В том числе: 95,8 83,4 94,8 99,6 78,2 70,3

— среди жителей сельской местности, тыс. чел. 59,2 50,5 55,4 52,4 53,0 44,2

— среди жителей сельской местности,% 61,8 60,6 58,4 52,6 67,8 62,9

Количество малых предприятий, в том числе: 35596 31963 32613 38239 34576 -

— в сельской местности 12506 11943 -

— в сельской местности,% 32,7 34,5 -

Рис. 1. Динамика изменения уровня регистрируемой безработицы в Алтайском крае

Установленный целевой показатель государственной программы Алтайского края «Содействие занятости населения Алтайского края» 20152021 годы» — снижение к концу 2021 г. уровня зарегистрированной безработицы к численности рабочей силы до 1,57% [4] будет способствовать решению проблем занятости в Алтайском крае и развитию туризма, в том числе — сельского [5, 6, 8, 9].

Агротуризм: достижения, проблемы, перспективы. Туризм является одним из приоритетных направлений социально-экономического раз-

вития Алтайского края. Увеличивается количество туристических организаций и «зеленых домов» (табл. 2). С целью формирования современной туристской индустрии Алтайского края, увеличения вклада сферы туризма в социально-экономическое развитие территорий за счет повышения доходной базы местных бюджетов в регионе реализуются следующие краевые программы: «Развитие туризма в Алтайском крае» и «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае».

Таблица 2

Распределение участников сельского туризма в Алтайском крае в 2014-2017 гг. [6, 8, 9]

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Туристических предприятий в Алтайском крае — всего 946 960 970 987 1006

Количество сельских «зеленых» домов в туризме 175 176 180 185 188

Количество мест в сельских «зеленых» домах, тыс. 8,6 8,8 9,2 9,5 9.6

в том числе: круглогодичных, тыс. 3,5 3,6 3,5 3,6 3.7

В соответствии с постановлением Администрации края от 29.12.2014 № 589 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы» при создании предприятий в сфере сельского туризма предусмотрена государственная поддержка в объеме 145 220 тыс. рублей. По программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 годы предполагается такая поддержка в 47 656 тыс. рублей.

Сельский туризм в зависимости от имеющихся условий и возможностей может реализовываться практически по всем сложившимся туристическим направлениям: от познавательного, оздоровительного до экологического и этнического. Главной задачей экологического туризма является изучение дикой природы, поддержание экологического баланса, пребывание в естественной природной среде без нарушения ее целостности [6]. На Алтае в последние годы интенсивное развитие получил сельский (зеленый) туризм. Этому способствовало создание в 1997 г. некоммерческого партнерства «Зеленый дом». Его целью является содействие развитию сельского туризма и охрана окружающей среды [5]. Благодаря уникальности природно-климатических условий сельские территории Алтайского края обладают большими потенциальными возможностями для развития агротуризма, предполагающего отдых городских жителей на базе личного подсобного (фермерского) хозяйства.

Ежегодный поток туристов в Алтайский край не снижается, в 2019 г. была заметна смена приоритетов отдыха в направлении самостоятельной его организации. Средняя продолжительность пребывания туристов в регионе также не изменилась — 76,5 % туристов приезжают на срок до 5 дней [11].

Одним из базовых экономических показателей эффективности туротрасли является средняя величина денежных средств, потраченных в сутки человеком во время отдыха. Она, в расчете на туриста, с учетом приобретенных дополнительных туруслуг, увеличилась на 499 руб., или на 19,2%, и составила 1293 руб.

Сельским туризмом в Алтайском крае занимаются наиболее активно 9 районов (Алтайский, Со-лонешенский, Краснощековский, Чарышкий, Змеи-ногорский, Курьинский, Советский, Шипуновский, Солтонский). Туристов принимают граждане, ведущие крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. В регионе, по официальным данным налогового учета, в 2014 г. числилось 175 сельских домов. В них создано 418 рабочих мест, обслуживается в среднем за год более 36 тыс. туристов. Соответственно, выручка от оказанных услуг составила 25 млн руб. С каждым годом количество сельских «зеленых» домов увеличивается, таким образом, увеличивается и количество рабочих мест, число обслуженных туристов и поступление налогов в бюджет [10].

В 2016 г. по сравнению с 2015 г. наблюдается прирост количества сельских домов на 0,5%. В 2017 г. отдых туристов обеспечивали 970 субъектов туристской индустрии, в том числе 180 сельских домов. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличение количества сельских «зеленых домов» составило 0,8% (табл. 3). В 2018 г. действовало 188 сельских домов по сравнению с тем, что в 2006 г. было 16 сельских «зеленых домов», в 2019 г. сохраняется тенденция к увеличению их количества. В 2015 г. пять владельцев сельских домов в Алтайском крае стали членами международной агроту-ристической федерации «Крестьянское гостеприимство» [5].

Большинство из туруслуг в Алтайском крае ориентировано на летние виды отдыха и туризма, популярность которых складывается в следующем порядке:

• водные сплавы (рафтинг востребован более чем у 37% туристов);

• экскурсии к природным и историко-культурным объектам (30%);

• экстремальные аттракционы (18%);

• многодневные пешие и конные походы (10%);

• лечебно-оздоровительные услуги (5%) [11].

Благодаря уникальности природно-климатических условий, сельские территории многих субъ-

Таблица 3

Структура размещения туристов,% (по данным [5,9])

2014 2015 Изменение (+ прирост, - снижение) 2014/2015 2016 2017 Изменение (+ прирост, - снижение) 2016/2017

Коллективные средства размещения (турбазы, гостиницы) 42,9 43,1 +0,2 45,2 45,2 0

Сельские дома 17,6 18,3 +0,7 18,5 18,7 +0,2

Палатки 39,5 38,6 -0,9 36,3 36,1 -0,2

ектов РФ, в частности и Алтайского края, обладают большими потенциальными возможностями в том числе, для использования возобновляемых источников энергии — солнца, ветра, биогаза. На территории России 25 % мировых запасов пресной воды. Кроме того, имеются подземные источники, включая минеральные, родники, целебные озера. На сельских территориях сосредоточены также объекты историко-культурного наследия народов РФ. Их население является хранителем традиционной культуры страны. Все это, в том числе чистый воздух, экологически чистые продукты питания, обусловливает высокие рекреационные возможности сельского туризма, развитие которого, безусловно, будет способствовать подъему сельской экономики и повышению качества жизни населения.

Условия, в которых находится наше село в России в данное время, схожи с теми, что были на Западе лет 20-25 назад. Именно агротуризм помог тогда, во-первых, экономике европейских государств в целом решить проблему оттока сельского населения и, во-вторых, способствовал «поднятию экономики территорий» [9]. Вместе с тем есть проблемы, которые необходимо решать для развития агроту-ризма — отсутствует программа его государственной поддержки; нет единой информационной базы и площадки для обмена опытом, отсутствует дорожная сеть с твердым покрытием, соответствующая социальная инфраструктура, включающая в том числе медицинское обслуживание в сельской «глубинке».

В Алтайском крае реализуется проект «Искры надежды российских деревень», направленный на развитие гражданского общества через обучение и поддержку активистов сельских территориальных общественных самоуправлений (ТОС). Инициаторы проекта выявляют активных общественных и бизнес-деятелей в регионах, чтобы помочь им информационно (через консультации экспертов, семинары и вебинары, общение между собой) и распространить положительный опыт. Исполнитель проекта — АНО «Экоцентр «Заповедники»» (Москва) при поддержке региональных партнеров. Пилотные регионы, где реализуется проект, — Архангельская, Владимирская, Калининградская области, Краснодарский и Алтайский края и Республика Алтай, Воронежская и Самарская области [12].

Выводы. Развитие агротуризма на Алтае, безусловно, перспективно. При этом со стороны государства важны программы по предоставлению грантов и государственной поддержки, льготного кредитования. На эти средства ведется обустройство придомовых территорий, внутреннее обустройство сельского дома, закупаются необходимые инструменты, инвентарь, средства для развлечения туристов.

Особое внимание следует обратить на развитие туризма для стимулирования мотивации молодежи к повышению уровня образования и формирования карьеры в туристической индустрии.

Необходима также отдельная программа относительно развития малого бизнеса, направленного на производство товаров и услуг, которые должны быть непосредственно обусловлены туристическим потреблением — от мини-пекарен до производства широкого спектра деликатесов традиционной национальной кухни. Положителен в этом направлении опыт Краснодарского края, других туристических регионов в России. Перспективно развитие малого бизнеса в предоставлении технических услуг по организации выставок, ярмарок, ремонта лодок, предоставлении сплав средств, реквизита и технологического обеспечения кино- и телесъемок, проведения культурно-массовых мероприятий.

Для комплексного решения проблем повышения профессионального уровня сельского населения и создания, соответственно, условий формирования новых предпринимательских структур необходима разработка отдельной межотраслевой программы, где должны быть объединены разные механизмы поддержки и трудоустройства населения, особенно женщин и молодежи. Все это в конечном счете ведет к формированию более качественных услуг в развитии агротуризма, выводу из тени отдельных объектов данной отрасли. В итоге, плюсом для сельского населения в этой связи является:

— повышение величины дополнительного заработка в доступной деятельности;

— повышение образовательного и культурного уровня;

— повышение интереса сельских жителей к сохранению природы.

Плюсом же для сельского населения, органов власти и управления станет:

— увеличение занятости населения и рост доходов семей;

— снижение социальной напряженности в сельской местности, постепенное улучшение качества жизни ее жителей;

— рост предпринимательской активности в сельской местности и создание рабочих мест в смежных с туризмом областях (культура, сельское хозяйство, транспорт, торговля);

— улучшение в будущем криминогенной ситуации за счет роста общего культурного уровня населения в целом.

Для предпринимателей — это:

— увеличение доходов и повышение устойчивости бизнеса всей сферы обслуживания (магазинов, кафе, баров, производителей

напитков, АЗС, домашней продукции, различного рода услуг, и пр.) за счет появления платежеспособных клиентов;

— возможность создания различных производств в связи с возросшим спросом (в первую очередь на продукцию сельского хозяйства);

— возможность установить деловые связи и привлечь инвестиции.

Наконец, что касается окружающей среды, то развитие агротуризма:

— позволит снизить соответствующую нагрузку, поскольку создаются рабочие места в сфере обслуживания, а население перестает чрезмерно потреблять природные ресурсы;

— в большем объеме утилизировать отходы от пребывания туристов владельцами сельских гостевых домов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— повысить заинтересованность населения в сохранении и процветании окружающей природы;

— участники сельского туризма, в свою очередь, активнее смогут принимать участие в очистке берегов рек, облагораживании родников, расчистке прилегающей к их усадьбам территории, улучшении подъездов к объектам сельского туризма.

Таким образом, развитие агротуризма имеет важное стратегическое значение и социо-эколого-экономический эффект.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Друкер П. Менеджерская организация // Кадры. 1993. № 8. С. 16-24.

2. ФАО: специализация уступает место диверсификации // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 8. С. 44-45.

3. Алтайский край в цифрах. 2013-2017: крат. стат. сб. / Управление Федеральной службы гос. статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Барнаул, 2018. 192с.

4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/.

5. Управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Барнаул, 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://alttur22.ru/.

6. Marin P. M. Rural tourism. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/pedromedinamarin/ rural-tourism26314290

7. Рындач М. А. Методы и условия формирования системы качества на предприятиях туристской и санаторно-курортной сферы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 11 (ноябрь). С. 156-160. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/174020.htm.

8. Визиталтай — Международный портал. Туристические объекты и районы Алтая [Электронный ресурс]. URL: http://www.visitaltai. info/more_categories /news/6827/?sphrase_id=76525

9. Туризм и отдых в Алтайском крае. 2013-2017: стат. сб. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Барнаул, 2018. 72 с.

10. Кундиус В. А., Санталова В. Н., Балашова С. П. Агротуризм: организация и перспективы развития. Барнаул: Азбука, 2012. 416 с.

11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.agrotourism.narod.ru

12. Кундиус В. А., Пантюхина С. В. Сельским территориям — альтернативные виды занятости // АПК: экономика и управление. 2016. № 4. С. 68-74.

REFERENCES

1. Drucker P. Management organization // Personnel. 1993. No. 8. with. 16-24.

2. FAO: specialization gives way to diversification // Agricultural Economics of Russia. 2007. No. 8. with. 44-45.

3. Altai Territory in numbers. 2013-2017: short stat. Sat / Office of the Federal Service of State. statistics on the Altai Territory and the Republic of Altai. B., 2018. 192 s.

4. The concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period until 2020. The order of the Government of the Russian Federation of November 30, 2010 N 2136-r. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793/

5. Office of the Altai Territory for the development of tourist and recreational and sanatorium complexes. Barnaul, 2019. Acces Barnaul, 2019. URL: http://alttur22.ru/.

6. Marin P. M. Rural tourism. URL: http://www.slideshare. net/pedromedinamarin/rural-tourism26314290

7. Ryndach M. A. Methods and conditions for the formation of a quality system at the enterprises of the tourist and sanatorium-resort sphere // Scientific-methodical electronic journal "Concept". 2017. No. 11 (November). S. 156-160. URL: http://e-koncept.ru/2017/174020.htm.

8. Visittalay — International portal. Tourist sites and areas of Altai URL: http: //www.visitaltai. info / more_ categories / news / 6827 /? sphrase_id = 76525

9. Tourism and recreation in the Altai Territory. 2013-2017: Stat. Sat / Office of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. Barnaul, 2018. 72 p.

10. Kundius V. A., Santalova V. N., Balashova S. P. Agrotourism: organization and development prospects. Barnaul: Alphabet, 2012. 416 р.

11. URL: http://www.agrotourism.narod.ru

12. Kundius V. A., Pantyukhina S. V. Rural territories — alternative types of employ-ment // Agribusiness: economics and management. 2016. No. 4. S. 68-74.

Поступила в редакцию: 14.08.2019 Принята к печати: 30.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.