Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития нефтяного рынка и обоснование необходимости разработки маркетинговых стратегий коммерциализации инноваций российскими нефтяными компаниями'

Тенденции и перспективы развития нефтяного рынка и обоснование необходимости разработки маркетинговых стратегий коммерциализации инноваций российскими нефтяными компаниями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1258
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕФТЯНОЙ РЫНОК / МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / COMMERCIALIZATION / OIL MARKET / MARKETING STRATEGIES / INNOVATION / OIL COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матковская Я.С., Полуюфта Л.В.

Предмет. В статье проанализированы современные тенденции развития нефтяного рынка и их предпосылки, определены и систематизированы перспективы развития нефтяного рынка до 2040 г. Установлено, что нарастает влияние политических факторов, определяющих его функционирование, и доказано, что только инновационное развитие, направленное на снижение себестоимости и повышение эффективности, может создать условия для развития нефтяных компаний. В этих сложных условиях российским нефтяным компаниям следует активизировать потенциал стратегического маркетинга и усилить свою инновационную активность. В этой связи российским нефтяным компаниям необходимо разработать маркетинговые стратегии коммерциализации инноваций. Цели. Определение тенденций и перспектив развития нефтяного рынка, который в ближайшие 30-40 лет будет продолжать развиваться, и поиск способов вывода нефтяных компаний на инновационный путь развития, который окажется более эффективным, если будет инновационным и предполагать маркетинговые стратегические императивы. Методология. Методологию представляют компаративный временной и межстрановой анализ, статистический метод, методы индукции и дедукции, методы прогнозирования. Результаты. Были cгруппированы тенденции и перспективы развития нефтяного рынка и обоснована значимость использования маркетинговых стратегий коммерциализации инноваций для российских нефтяных компаний. Выводы. Современные тенденции нефтяного рынка свидетельствуют о его развитии и стабилизации роста производства и потребления нефти и газа в условиях более высокой инновационной активности и эффективности применения инноваций. Cохранение конкурентоспособности российских нефтяных компаний зависит не только от самих инноваций, но и от наличия разработанных стратегий коммерциализации инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and prospects of developing the oil market and rationale for marketing strategies for the Russian oil companies to commercialize innovation

Importance The article analyzes contemporary development trends of the oil market and their background. We also determine and systematize prospects for the oil market up to 2040. In the current complicated circumstances, the Russian oil companies should outline marketing strategies for commercializing their innovation. Objectives The research determines trends and prospects of the oil market, which will continue its development within the coming 30-40 years. We also search for methods to bring oil companies into an innovative path, which will be more effective if coupled with innovation and marketing strategies. Methods The methodological framework includes comparative timing and cross-country analysis, statistical method, methods of induction and deduction, forecasting. Results We grouped trends and prospects of the oil market and substantiated how important for the Russian oil companies to use marketing strategies for commercializing innovation. Conclusions and Relevance Contemporary trends in the oil market demonstrate its development and stable growth in production and consumption of oil and gas, with innovative activity and innovation efficiency being higher. The competitiveness of the Russian oil companies depends not only on innovation itself, but also innovation commercialization strategies.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития нефтяного рынка и обоснование необходимости разработки маркетинговых стратегий коммерциализации инноваций российскими нефтяными компаниями»

ISSN 2311-9438 (Online) Инновации и инвестиции

ISSN 2073-8005 (Print)

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО РЫНКА И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ РОССИЙСКИМИ НЕФТЯНЫМИ КОМПАНИЯМИ

Яна Сергеевна МАТКОВСКАЯ^, Лилия Владимировна ПОЛУЮФТА"

a доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация yana. s.matkovskaya@gmail. com

b старший преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация lilia22_1989@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 22.07.2016 Принята в доработанном виде 24.08.2016 Одобрена 30.09.2016

УДК 338.12.017, 339.138 JEL: F52, L71, M3, O32, O33

Ключевые слова:

коммерциализация, нефтяной рынок, маркетинговые стратегии, коммерциализация инноваций, нефтяные компании

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Аннотация

Предмет. В статье проанализированы современные тенденции развития нефтяного рынка и их предпосылки, определены и систематизированы перспективы развития нефтяного рынка до 2040 г. Установлено, что нарастает влияние политических факторов, определяющих его функционирование, и доказано, что только инновационное развитие, направленное на снижение себестоимости и повышение эффективности, может создать условия для развития нефтяных компаний. В этих сложных условиях российским нефтяным компаниям следует активизировать потенциал стратегического маркетинга и усилить свою инновационную активность. В этой связи российским нефтяным компаниям необходимо разработать маркетинговые стратегии коммерциализации инноваций.

Цели. Определение тенденций и перспектив развития нефтяного рынка, который в ближайшие 30-40 лет будет продолжать развиваться, и поиск способов вывода нефтяных компаний на инновационный путь развития, который окажется более эффективным, если будет инновационным и предполагать маркетинговые стратегические императивы. Методология. Методологию представляют компаративный временной и межстрановой анализ, статистический метод, методы индукции и дедукции, методы прогнозирования. Результаты. Были сгруппированы тенденции и перспективы развития нефтяного рынка и обоснована значимость использования маркетинговых стратегий коммерциализации инноваций для российских нефтяных компаний.

Выводы. Современные тенденции нефтяного рынка свидетельствуют о его развитии и стабилизации роста производства и потребления нефти и газа в условиях более высокой инновационной активности и эффективности применения инноваций. Сохранение конкурентоспособности российских нефтяных компаний зависит не только от самих инноваций, но и от наличия разработанных стратегий коммерциализации инноваций.

На сегодняшний день исследованию вопросов, связанных с состоянием и перспективами развития современного нефтяного рынка, посвящено достаточно работ. Вместе с тем сложившийся на практике метод анализа только с позиции исследования динамики биржевых котировок на нефть по различным маркам и на цены акции компаний представляется недостаточным. Необходимо проводить более широкие исследования. Во-первых, они должны основываться на трудах классиков экономической науки и ее направлениях. Например, Дж. Гэлбрейта, Э. Долана и Д.Е. Линдсея, П. Друкера, Р. Коуза, А. Маршалла, Д. Норта, М. Портера, Э. Чемберлина [1-8], а также на работах, посвященных экономике нефтяной отрасли. Например, К. Тьюгендхэта и А. Гамильтона [9], М. Экономидеса, Р. Олини [10]. Во-вторых, надо учитывать несколько обстоятельств, первое из которых состоит в том, что нефтяной рынок является, с одной стороны, глобальным, а с другой стороны, состоит из ряда локальных и региональных рынков и отдельных

сегментов. Второе обстоятельство определяется тем, что на данном рынке представлены не только сырая нефть и природный газ, но и готовые нефтепродукты, и на нем, как правило, благодаря укоренившейся форме вертикально интегрированных структур, добыча сырья и производство из него готовых продуктов неразрывно связаны между собой. Третье обстоятельство требует учитывать то, что нефтяной рынок уже более 100 лет сохраняет свое системообразующее значение для глобальной экономики и экономики отдельных стран и регионов.

Не вызовет сомнений тот факт, что рынок нефти - один из наиболее значимых для каждого государства и одновременно один из самых не исследованных с точки зрения формирования комплексных прогнозов его развития и исследования маркетинговых стратегий компаний, в том числе и реализации этих стратегий в области коммерциализации инноваций. Еще одна отличительная черта нефтяного рынка состоит в том,

что он является системообразующим. Это ведет не только к стремлению государств, международных организаций, отраслевых союзов регулировать его, поскольку цены на нефть остаются базовым индикатором состояния и источником развития экономики, но и к тому, что в результате этого стремления данный рынок становится менее конкурентным, делая рыночные факторы определения цены инструментами политического давления. Действительно, не только рыночные факторы определяют основные тенденций на рынке нефти. Нефть и цена на нее давно уже стали инструментом политического влияния. Произошедшее в 2014-2015 гг. и продолжающееся сегодня снижение цен на сырую нефть потрясло экономику многих стран и остается в зоне повышенного внимания не только специалистов и экспертов этого рынка, но и в центре общественного обсуждения.

Анализируя глобальные факторы развития рынка нефти, следует отметить, что за последние годы, а именно с 1980 г., произошло, по крайней мере, три существенных обвала цен на нефтяном рынке. Так, в 1981 г. падению цен пытались противостоять ОПЕК и Саудовская Аравия, снизившие добычу почти в пять раз (с 10 млн барр./сут. до 2,3 млн барр./сут. за период с октября 1980 г. по август 1985 г.). Потери доходов были большими, что подтолкнуло Саудовскую Аравию сменить стратегию. Она нарастила объемы производства, но при этом изменила механизм ценообразования, в результате чего цена на нефть упала почти в три раза, с 23 долл./барр. (декабрь 1986 г.) до 9,85 дол./барр. (июль 1987 г.). Последовавший затем кризис 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии привел к сокращению потребления нефти. Вопреки этим обстоятельствам ОПЕК повысила квоту до 27,5 млн барр./сут. (на 10%), что опять вызвало падение цен на нефть с 20 долл./барр. в октябре 1997 г. до 9,8 долл./барр. в середине 1998 г.

Последующие события связаны уже с кризисом 2008 г., когда банкротство ряда американских финансовых институтов привело к снижению потребления нефти в США и Европе и замедлению темпов роста производства в Китае. Предложение превысило спрос в 1-1,5 млн барр./сут., что привело к обвалу цены с 143 долл./барр. в начале июля 2008 до 43,3 долл./барр. в феврале 2009 г. [11].

Как его сразу «окрестили», «срыв» переговоров в Дохе 18 апреля 2016 г. обозначил еще одну веху в сохраняющемся тренде падения цен на нефть. Как известно, переговоры не состоялись фактически из-за того, что ОПЕК и Саудовская Аравия до сих пор «не привыкли» к тому, что после снятия санкций Иран вернул свои прежние позиции активного нефтяного игрока. Уже через час после срыва переговоров российское информационное агентство «РИА Новости» сообщило, что «отсутствие результата на встрече стран ОПЕК и России в Дохе лишило крупнейших производителей нефти шанса стабилизировать рынок в течение 3-4 месяцев. Некоторые эксперты полагают,

что теперь цены на нефть упадут до 30 долларов за баррель»1. В свою очередь агентство Bloomberg, по данным ИА REGNUM, заявило: «Нефтяная политика Саудовской Аравии политизирована - Bloomberg», а «сделка по замораживанию пала жертвой напряженности между Саудовской Аравией и ее основным региональным противником (Ираном)»2.

Говоря о динамике цен на сырую нефть, необходимо отметить то, что цены, установившиеся в 2011 г. на уровне 115,22 долл./барр. в результате «арабской весны», по данным bp.com, opec.org, wortdoil.com3, ogjrussia.com, с учетом инфляции сопоставимы с подъемом цен на нефть в 1864 г. (Пенсильванский нефтяной бум), когда номинально цена поднялась до 8,06 долл./барр., что в ценах 2014 г. составляет 119,56 долл./барр. (т.е. даже выше значения максимума 2011 г.). Другой аналогичный пик был достигнут в 1978-1979 гг., когда цены за баррель поднялись с 50 долл./барр. до более 100 долл./барр. (с поправкой на инфляцию в ценах 2014 г.). Надо сказать, что политика России также становилась причиной изменения цен на нефть. Такая тенденция сложилась в 1880 г., когда наша страна стала активно экспортировать нефть, спровоцировав падение цены с 8,06 долл./барр., что в сопоставимых ценах 2014 г. составляет 119,56 долл./барр. в 1864 г., до 0,95 долл./барр. (22,84 долл./барр. в сопоставимых ценах)4.

Тем не менее, ведущие нефтяные компании (супермейджоры), Международное энергетическое агентство, министерства энергетики ведущих стран продолжают давать, на наш взгляд, достаточно обоснованные прогнозы о том, что нефтегазовые ресурсы останутся базисными энергетическими ресурсами для всего мира вплоть до 2035-2040 гг. Данное суждение базируется на прогнозе «Сценарии текущих политик» Международного энергетического агентства в конце 2013 г. Согласно этому прогнозу, даже в 2035 г. объем потребления нефти будет превышать 5 000 (5 094) млн т н.э. (н.э. - нефтяной эквивалент), а газа - почти 4 400 (4 369) млн т н.э., а, согласно сценарию «новых политик», на 8,5% ниже по нефти, или 4 661 млн т н.э., и на 5,7% по газу, или 4 119 млн т н.э. При этом доля газа как источника энергии останется в размере 51% (в 2009 г. - 56%)5 [12]. Также прогнозируется рост потребления нефти с 14 млн барр./сут. до 104 млн барр./сут. к 2020 г., а газа, соответственно,

1 Срыв переговоров в Дохе: цены на нефть рухнули, рынок лихорадит // РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20160418/1414256288.html

2 Нефтяная политика Саудовской Аравии политизирована - Bloomberg // ИА REGNUM.

URL: http://regnum.ru/news/economy/2120280.html

3 Срыв переговоров в Дохе: цены на нефть рухнули, рынок лихорадит // РИА Новости.

URL: http://ria.ru/world/20160418/1414256288.html

4 Срыв переговоров в Дохе: цены на нефть рухнули, рынок лихорадит // РИА Новости.

URL: http://ria.ru/world/20160418/1414256288.html

5 World Energy Outlook 2013. OECD/IEA, 2013.

5,4 трлн м3 (4 860 млн т н.э.)6. По прогнозу Министерства энергетики США в середине 2013 г., к 2035 г. потребление вырастет почти на 3,17% и составит 107,4 млн барр./сут., а к 2040 г. - еще на 7,1% (115 млн барр./сут.). Компании также делают свои прогнозы. Например, по оценкам ВР, сделанным в начале 2014 г., потребление нефти и синтетического топлива из газа и угля составит 4 860 млн т н.э. (без биотоплива). Иными словами специалисты компании настаивают на том, что доля нефти и газа в сумме составит 54%, причем доля нефти сохранится более высокой 27,6%, а газа - 26,4%. К аналогичным выводам пришли и специалисты из ExxonMobil (59%) и Института энергетических исследований РАН (52%)7 [12], причем на Китай будет приходиться до 31% прироста потребления, а на Россию вместе с Восточной Европой и Евразией (без КНР и ЕС) - 5%8 [12]. Фактические показатели инвестиций и сценарий международного развития инвестиций в нефтяную отрасль в общем объеме, а также по США, России, Китаю и странам ОЭСР представлены в табл. 1.

Между тем, согласно прогнозам министерства энергетики США до 2040 г., сырая нефть, газовый конденсат, битумы, сланцевая нефть и нефтяные пески, тяжелая и ультратяжелая нефть будут занимать ведущее место в мире по спросу и производству. При этом самый высокий среднегодовой прирост будет отмечен по видам жидкого топлива из газа - 7,3% и по видам жидкого топлива из угля - 6,7%, в то время как среднегодовой прирост производства жидкого топлива из нефти не будет превышать 0,9%9. В связи с этим некоторые специалисты считают, что росту потребления нефти будет сопутствовать спровоцированный им же системный кризис, который будут сопровождать политические и экономические потрясения [12].

Немаловажно отметить, что многие аналитики сегодня ставят вопрос о будущем развитии ОПЕК и возможных изменениях в ее стратегии. Так, в последние три предыдущих кризиса, «нефтяных шоков», то есть за последние 30-35 лет, ОПЕК всегда реагировала снижением добычи, однако в 2014-2015 гг. аналогичной реакции организации пока не последовало. В связи с этим аналитики задаются вопросом о том, является ли это новой стратегией или свидетельствует о «закате» ОПЕК. Это особенно актуально в отношении

6 World Energy Outlook 2014. London, 12 November, 2014. URL: http://www.iea.org/media/speeches/mvdh/WEO_2014_London_fortheweb. pdf

World Energy Outlook 2014 Factsheet. OECD/IEA, 2014. URL: http://www.worldenergyoutlook.org/media/weowebsite/2014/141112_WE O_FactSheets.pdf [12]

7 International Energy Outlook 2013. DOE/US Energy Information Administration. July 2013, 312 p.

8 World Energy Outlook 2013. OECD/IEA, 2013. WorldEnergyOutlook 2014 URL:

http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/WEO2014_E S_Russian.pdf

9 International Energy Outlook 2013. DOE/US Energy Information

Administration. July 2013, 312 p.

указанного выше срыва переговоров ОПЕК и других стран о «заморозке нефтедобычи» на уровне января 2016 г. Кстати, этот проект еще за три месяца до переговоров (16 января 2016 г.) был одобрен представителями Саудовской Аравии, Катара, России и Венесуэлы10.

Между тем данная организация создана как раз для того, чтобы путем квотирования контролировать добычу нефти в результате консолидированных действий входящих в нее стран, добывающих 80-85% нефти в мире. Так, согласно ст. 2 Устава ОПЕК, эта «организация должна вырабатывать пути и средства обеспечения стабильности цен на международных нефтяных рынках с целью ликвидации вредных и ненужных колебаний»п[11]. Следовательно, отсутствие действий по определению квот никак не способствует современной стабилизации на рынке нефти. Конечно, сегодня политическая ситуация на Ближнем Востоке нестабильна. Судьбоносным моментом стал выход Ирана из режима эмбарго. Следует учитывать и то, что Саудовская Аравия всегда производила несколько больше нефти, чем это оговаривалось в квотах. Сегодня эта страна, по заявлению министра нефти этой страны, вообще ориентирована не на удержание цен на нефть на определенном уровне, а на сохранении объемов добычи [11]12. Это позволяет судить о том, что роль международных экономических организаций и альянсов сильно изменилась за последние годы, равно как видоизменяются и стратегии развития различных государств в области нефтяной, газовой и вообще энергетической промышленности.

Некоторые аналитики в снижении цен на нефть винят другие факторы. Попробуем выделить основные. Во-первых, превышение предложения сырой нефти над спросом, возникшее в конце 2014 г. на фоне общего замедления экономического развития экономики стран мира (по данным Международного энергетического агентства, среднесуточное потребление снизилось на 600 тыс. барр.). Кроме того, повысилась энергоэффективность экономики ряда стран и производств. Во-вторых, изменился субъектный состав рынка нефти: с одной стороны, мировой рынок нефти и газоконденсата практически покинули США, правительством которых был установлен запрет на ввоз этих иностранных продуктов, что стало стимулом «сланцевой революции», когда в этой стране к концу 2014 г. уровень добычи нефти достиг 9 барр./сут., а с другой стороны, на мировой рынок нефти фактически вернулся, пока правда сдерживаемый, Иран, а Ирак и Ливия увеличили объемы экспорта. Одновременно с этим стал расти «черный рынок» нефти: общеизвестно, что ИГИЛ продает контрабандную нефть по цене на 30-40% ниже, чем на легальных рынках.

10 Нефтяная политика Саудовской Аравии политизирована -Bloomberg // ИА REGNUM.

URL: http://regnum.ru/news/economy/2120280.html

11 Устав ОПЕК, редакция от 2012 г. [11]

12 Цитата приведена из интервью министра журналу Middle East Economic Survey (MEES) от 26.12.2014.

Отмечая значение «сланцевой революции» для формирования современных тенденций мирового рынка нефти, отметим, что степень ее влияния на развитие современного рынка нефти и на перспективы его развития неоднозначна. С одной стороны, именно «сланцевая революция» привела к конъюнктурным изменениям на рынке нефти, а с другой стороны, усложняется финансовое положение компаний, разрабатывающих сланцевые месторождения и перерабатывающих соответствующую нефть. Так, разработка сланцевых месторождений началась примерно в 2000 г., а необходимых объемов разработка этих месторождений достигла к 2013 г., когда внутренние цены на бензин в США существенно снизились за счет пополнения нефтяного бюджета сланцевой нефтью и продуктами ее переработки. Приостановил добычу ряд компаний, производящих сланцевый газ и нефть, добывающих нефть из битумных песков в США, Канаде (примерный уровень рентабельности 60-65 долл. США)13. Так, агентство Bloomberg еще в середине 2015 г. прогнозировало, что к концу года количество американских компаний, производящих сланцевую нефть и газ, сократится вдвое (то есть в США останется 20-21 нефтяных компаний, хотя в 2014 г. их было 61). Причиной называют снижение мировых цен на нефть и давление ОПЕК. В результате уже в апреле 2015 г. количество буровых установок сократилось с 1 608 до 74714. Более того, одна из крупнейших сервисных нефтяных компаний США Weatherford объявила о сокращении своего штата на 14%, то есть на 8 000 рабочих мест15. По последним данным 2016 г. компании Baker Hughes Inc., лидера по добыче сланцевой нефти в США, общее количество буровых установок в США сократилось более чем на 400 ед. относительно 2015 г., в то время как в 2014 г. их было более 1 50016.

Однако нельзя забывать, что добыча сланцевой нефти связана с высокими экологическими рисками и требует высокой капитализации. Надо сказать, что вопреки сложившемуся мнению, позиция правительства США неоднозначна в отношении поддержки «сланцевых» компаний. Так, например, с одной стороны, еще в период предвыборной кампании и на первых этапах своего президентского срока Б. Обама прямо заявлял о том, что правительство не будет оказывать поддержку нефтяным и газовым компаниям, как представителям энергетического бизнеса индустриальной эпохи, в силу их неэкологичности, отдавая приоритет новым источникам получения энергии, что фактически

13 Симонов К. Главные нефтегазовые тенденции 2015 года // ExpertOnline. 31.12.2014.

URL: http://expert.ru/2014/12/31/goryachaya-desyatka-neftegazovyih-sobyitij-2014-goda

14 Half of the 41 Fracking Companies Drilling for Shale Oil and Gas in the US Will be Dead or Sold by Year-End Amid Steep Crude Price Declines // Bloomberg Reports.

URL: http://www.presstv.ir/Detail/2015/04/23/407716/US-fracking-oil-companies

15 Там же.

16 Официальный вебсайт компании Baker Hughes.

URL: http://www.bakerhughes.com

отражено в его программе на сайте Белого Дома17, а, с другой стороны, он не раз заявлял о своей заслуге в положительных итогах «сланцевой революции».

Поэтому нельзя не отметить эффективность косвенных мер, которые были предприняты для поддержания конкурентных позиций американских нефтегазовых компаний, специализирующихся на добыче сланцевых нефти и газа. Среди них необходимо выделить следующее. Во-первых, не без поддержки государства соответствующими нефтяными компаниями были активно использованы (еще в 2015 г.) инструменты хеджирования, что позволило им застраховать до 20% выручки от добычи при падении цен. Во-вторых, действующие на американском рынке низкие кредитные ставки (4-5%). В-третьих, развитие нефтемашиностроительной инфраструктуры способствовало тому, что производители нефтяной техники с интересом отнеслись к возможности применения инструментов лизинга18.

Надо сказать, что запасы сланцевого газа велики и в других странах мира. Кстати, российские запасы превышают запасы США, но экономическая целесообразность проведения разработок отечественной сланцевой нефти и газа пока для нашей страны отсутствует, хотя разведка и ведется. Объем технически извлекаемых запасов сланцевой нефти в России составляет 74,6 млрд барр. и по этим запасам, по данным Energy Information Agency (EIA), наша

19

страна занимает первое место в мире19.

Анализируя рынок нефти и его современное состояние, тенденции и перспективы, следует обратить внимание на необходимость учитывать одновременное сосуществование, по крайней мере, двух видов тенденций: глобальные тенденции, предопределенные ростом потребления нефти и газа (планетарные), и макроэкономические тенденции, определенные оценками и действиями международных экономических организаций (ОПЕК, МЭА, МАГАТЭ) и отдельных государств. В связи с этим необходимо рассмотреть влияние современных тенденций рынка нефти на Россию. В первую очередь, это падение цен на нефть. Причем все происходящее не столь трагично, как об этом говорят многие аналитики, указывая на психологические отметки, а также устанавливающие различные предельные величины цен на нефть, как правило, в пределах 45-65 долл. США за баррель. Но в начале 2016 г., как известно, цена на нефть марки Brent снижалась и достигла уровня менее 30 долл. США за баррель.

17 New Report: The All-of-the-Above Energy Strategy as a Path to Sustainable Economic Growth

URL: https://www.whitehouse.gov/blog/2014/05/29/new-report-all-above-energy-strategy-path-sustainable-economic-growth

18 Удастся ли сланцевой индустрии США пережить нефтяное дно // Геополитика. 25.02.2016.

URL: http://geo-politica.info/udastsya-li-slantsevoy-industrii-ssha-perezhit-neftyanoe-dno.html

19 EIA: Россия является мировым лидером по запасам сланцевой нефти.

URL: http://1prime.ru/oil/20130611/764050592-print.html [14]

Однако мы полагаем, что в связи с этим следует четко осознавать два очень важных момента. Во-первых, в мире практически не существует компаний, специализирующихся только на добыче нефти. Большинство из них реализует стратегию продуктовой диверсификации. Во-вторых, для большинства производственных секторов экономики более важной является не сама сырая нефть, а ее производные, начиная с различных видов топлива и масел и заканчивая продукцией нефтехимии. Эти два важных замечания доказывают то, что снижение и увеличение цен на сырую нефть на международном рынке не оказывает на нефтяные компании такого влияния, какое эти изменения цен оказывают на политику государств и финансового рынка, поскольку даже продающие сырую нефть нефтяные компании часто работают по контрактным ценам, а приостановить добычу и поставку сырой нефти по действующим контрактам одномоментно невозможно. В некоторых случаях сокращение добычи ведет к таким издержкам, которые несравнимы с кратковременным снижением цен на нефть. Это характеризует существующий парадокс.

Другая немаловажная тенденция заключается в противоречивости политики ЕС как потребителя российских нефти и газа. С одной стороны, речь идет об антироссийских санкциях, которые негативным образом влияют на развитие международной торговли и международной экономической интеграции. С другой стороны, на наш взгляд, именно санкции в определенной степени сдерживают продолжение падения цен на нефть и природный газ на мировых рынках, что породило распространенное мнение о том, что этот факт делает более закрытой российскую экономику. Однако российская экономика не становится от этого менее конкурентоспособной в этой области. Снижение цен на нефть и санкции привели к значительным потерям не только для российских, но и для иностранных компаний.

Что касается Европы, то здесь не идет активной добычи углеводородов, но под влиянием цен на нефть и антироссийских санкций были приостановлены несколько проектов: фактически предан забвению в экономических кругах такой важный израильский проект, как «Левиафан», который осуществляла американская компания Mobil Oil. Проект был ориентирован на то, чтобы Израиль стал основным поставщиком газа в ЕС. Одновременно с этим, в 20142015 гг., российские компании продолжили освоение месторождений, например такого ключевого, как Бованенковское месторождение газа, и запустили несколько проектов. Правительство РФ содействует тому, чтобы не были заморожены направления освоения арктического нефтегазового бассейна, продолжает реализовываться ряд совместных российско-китайских программ по добыче углеводородного топлива, например в Ванкорском проекте, и возможное участие китайских акционеров в планируемой к приватизации «Роснефти»20. Одновременно с этим был изменен

20 Симонов К. Главные нефтегазовые тенденции 2015 года // Expert Online. 31.12.2014.

маршрут следования «Южного потока», хотя последние события доказывают возможность возврата к этому проекту.

Тем не менее, есть и сдерживающие факторы, прежде всего, внутреннего характера, состоящие в том, что инновационному развитию российских нефтяных компаний далеко не способствуют «налоговый маневр», введение повышенного налога на Евро-5, который, по мнению многих аналитиков, должен ориентироваться на то, чтобы налогооблагаемая база определялась на основании прибыли, а не выручки21. В связи с этим появилось много мнений относительно того, что привело к снижению цен на нефть, какие дальнейшие изменения в ценах на нефть и нефтепродукты будут происходить, и как это отразится на мировой экономике. На наш взгляд, основными тенденциями развития рынка нефти в 21 веке будут следующие. Во-первых, повышение политического значения цен на нефть как одного из основных способов политического давления. Во-вторых, снижение уровня потребления нефти как энергетического источника в связи с вызванными НТР повышением экономической эффективности новых источников энергии, их распространением и увеличивающейся доступностью. В-третьих, сбавившая темпы роста разработка сланцевого газа и добычи нефти из битумных песков рано или поздно возобновится за счет оптимизации издержек ее добычи. Хотя не исключены и варианты отказа от дальнейшей добычи сланцевого газа в связи с повышенным экологическим вредом от такой добычи. Именно это и требует развития инноваций.

Эти тенденции создают надежду на то, что в ближайшее время в нефтяных компаниях возрастет количество инноваций, что обусловлено именно ростом цен на нефть, ведет к более активному поиску и разработке новых технологий, позволяющих увеличить производительность процессов разведки, добычи и переработки нефти и снизить их себестоимость. К числу перспективных и ожидаемых изменений в технологическом развитии отрасли следует считать использование технологий бурения скважин малого диаметра, что позволяет снижать операционные затраты, наклонное бурение, «кустовое» бурение и бурение с «увеличенным наклоном от оси скважины». Учитывая, что бурение было и остается одним из самых затратных в нефтегазовой сфере, следует понимать, что

НИОКР в области бурового оборудования, по оценкам,

22

приведенным в исследовании22, может привести к экономии времени бурения до 40%.

Еще одно направление развития нефтегазового сектора - это попутный газ, который может быть использован не только для переработки и нужд электроэнергетики (или сжигаться), как это делается в нашей стране, но и

URL: http://expert.ru/2014/12/31/goryachaya-desyatka-neftegazovyih-sobyitij-2014-goda

21 Там же.

22Макова ММ., Юсупова Э.Р. Инновационные технологии в

нефтегазовом секторе.

URL: http://economyar.narod.ru/makova_u.pdf

быть использованным в бурении, как это делается в США и Канаде, где соответствующий эффект повышения нефтеотдачи достигает от 23% (Канада) до 32% (США)23.

Все это ставит вопрос о конкурентоспособности российских нефтяных компаний, который представляется весьма важным для развития нашей экономики. Как бы наша страна не стремилась к лидерству в 1Т, машиностроении, производстве продуктов питания, легкой промышленности и т.д., в любом случае нефть и газ продолжают и, по-видимому, будут еще какое-то время оставаться основными источниками пополнения экспортной части российского платежного баланса. Учитывая, что этот ресурс сохраняет наибольшую значимость для экономики всех стран, следует активизировать процесс повышения эффективности нефтедобычи и производства нефти и газа, определяя себе в качестве ориентиров получение не только коммерческого, но экологического и социального эффектов. Следовательно, отечественные нефтяные компании должны не только проводить разработки, но и коммерциализировать свои инновации.

Коммерциализация инноваций подразумевает под собой не только получение выгоды от их эксплуатации данной компанией, но и возможность получения прибыли от их продажи, становящейся рутинной под влиянием объективных процессов. Кстати, именно такие маневры активно используют американские и европейские супермейджоры на внешних рынках, продавая другим нефтяным компаниям, в том числе и российским, свои технологии и патенты, получив отдачу от инвестиций в них. Кстати, именно здесь и находится область, нуждающаяся в импортозамещении. Развивая вопрос о коммерциализации и ее сущности, необходимо отметить, что она представляет собой маркетинговый процесс, требующий выработки адекватного потребностям рынка направления инноваций и соответствующий возможностям для потребления данной инновации компании, ее потребительским рынкам и внутренним рынкам, определяемым закономерностями функционирования вертикально интегрированных нефтяных компаний. В исследовании вопросов маркетинга коммерциализации инноваций значимыми являются работы таких иностранных ученых, как К. Кристенсен, С. Энтони, Э. Рот, Дж. Мартино, Б. Санто, Дж. Хикс, Й. Шумпетер [15-19], российских ученых В.А. Антонец, Н.В. Нечаев, К.А. Хомкин, В.В. Шведов24, а также вклад авторов настоящей работы Я.С. Матковской и Л.В. Полуюфта [20-22]. Между тем как показал анализ, некоторые результаты которого мы приводим в данной статье, в российских, впрочем, как и в ряде иностранных, компаний нет заявленных маркетинговых стратегий и инновационных стратегий, которые интегрируются, в

23 Там же.

24 Антонец В.А, Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведова В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок / под. ред. К.А. Хомкина. М.: Дело, 2009.

нашем понимании, в маркетинговые стратегии коммерциализации инноваций.

Для осуществления данного анализа мы изучили сайты таких ведущих российских компаний, как ОАО «НК Роснефть»25, ОАО «Сургутнефтегаз»26, ПАО «Газпром»27, ПАО «ЛУКОЙЛ»28, НК «РуссНефть»29, ПАО «Башнефть»30, ПАО «Татнефть»31, и установили, что в составе головных корпораций вертикально интегрированных нефтяных компаний нет специализированных подразделений по маркетингу, определяющих стратегии их развития. Если информация о маркетинговых стратегиях и представлена, то в форме перечислений предметов сбыта в рамках готовящихся к проведению или уже проведенных тендеров. Получается, что нефтегазовый сектор, как один из самых инвестиционно-привлекательных и рентабельных в экономике недостаточно использует возможности маркетингового управления своей деятельностью и фактически не применяет его на корпоративном уровне. Отсутствие маркетинговых ориентиров в деятельности вертикально интегрированных нефтяных компаний, особенно российских, свидетельствует о наличии проблем в их развитии.

В то же время, начиная с 2014 г., отмечается снижение инвестиций в НИОКР у всех нефтяных компаний, в том числе супермейджоров. Тем не менее, нельзя оправдывать низкую инновационную активность и отсутствие четких маркетинговых стратегий в области коммерциализации инноваций у российских нефтяных компаний, потому что с момента распада СССР ряд отечественных компаний нашей страны осуществлял несоизмеримо меньшие инвестиции в

коммерциализацию инноваций по сравнению со своими западными конкурентами. Следовательно, в большинстве случаев российские компании выступают в качестве покупателей, а не продавцов соответствующих отраслевых технологий, что совершенно недопустимо в сложивших новых политических условиях санкционной конфронтации с Западом [13]. Существующие проекты мизерны в масштабе назревших нужд и по сравнению с объемами НИОКР, осуществляемыми иностранными компаниями в соответствующей отрасли, особенно учитывая то, что

25 ПАО «НК «Роснефть». Официальный сайт. URL: http://www.rosneft.ru/about/strategy/

26 ОАО «Сургутнефтегаз». Официальный сайт. URL: http://www.surgutneftegas.ru

27 ПАО «Газпром». Официальный сайт. URL: http://www.gazprom.ru/about/strategy/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 ПАО «ЛУКОЙЛ». Официальный сайт. URL:http://www.lukoil.ru/static_6_5id_2106_.html

29 НК «РуссНефть». Официальный сайт. URL:http://www.russneft.ru/about/strategy/

30 «Башнефть» представила стратегию развития до 2020 г. Официальный сайт ПАО «Башнефть». 2015. URL:http://www.bashneft.ru/press/releases/8276/

31 В «Татнефти» обсуждают проект Экологической стратегии. ПАО «Татнефть».Официальный сайт.

URL: http://www.tatneft.ru/press-tsentr/press-relizi/more/3612?lang=ru

длительное время российские компании ими абсолютно не занимались, а вследствие снижения цен на нефть и соответственно доходов российских нефтяных компаний финансирование ряда проектов снизилось и даже оказалось замороженным [14].

Все это означает, что сокращения инвестиций в коммерциализацию инноваций у российских и иностранных вертикально интегрированных нефтяных компаний не близки по своему значению, и, следовательно, разрыв будет увеличиваться. Однако учитывая объективность сложившихся условий, просто необходимо сделать вывод о том, что российским нефтяным компаниям следует взять на вооружение способ решения проблемы, предложенный в рамках исследования Lloyd's Register Energy, авторы которого видят решение проблемы в том, что основным путем продолжения коммерциализационной деятельности для нефтяных компаний является их кооперирование в области НИОКР и поиск новых технологий в разведке, добыче и переработке нефти, причем с активным участием государственных нефтяных компаний. С учетом того, что по всем приведенным прогнозам, цены на нефть к 2030-2040 гг. вырастут, следует предположить и окупаемость инвестиций и в макроэкономическом смысле позитивный результат от того, что современная экономика претерпевает потрясающее ее снижение цен на нефть.

Таким образом, отсутствие у российских нефтяных компаний четко выработанной обоснованной маркетинговой стратегии коммерциализации инноваций может блокировать их последующее развитие, при условии что проблема технологической

самостоятельности для российских нефтяных компаний стоит намного острее, так как она отягощена нарастающим инвестиционно-инновационным отрывом от западных конкурентов, сохраняющимися проблемами недостаточного извлечения нефти и нефтепродуктов из-за олигополистической структуры рынка. В связи с этим необходимо начать активную работу по разработке маркетинговых стратегий коммерциализации инноваций. Решение этой проблемы возможно только на уровне взаимодействия между наукой (отраслевой и маркетинговой) и практической деятельностью компаний. Такая стратегия, нацеленная на удовлетворение внешнего (потребителей) и внутреннего спроса (структура вертикально интегрированной компании, ее акционеры и т.п.) призвана решать и задачи, связанные с перспективным технологическим прогнозированием, инновационным мониторингом и бенчмаркингом, выбором направлений развития, привлечением и аккумулированием средств на НИОКР, и на внедрении их результатов (или продажу).

В завершение настоящего исследования, отметим, что современный мировой рынок нефти претерпевает серьезные потрясения, но нефть и газ еще длительное время останутся системообразующими для экономики, а сама сфера политизируется. Для удержания своих позиций и наращивания своего экономического и технологического потенциала, российские компании стоят перед выбором: повышать эффективность своих производств или настроится на повышение относительной себестоимости и снижения ожидаемых прибылей и капитализации.

Таблица 1

Современное состояние и прогноз инвестиций в мировую энергетику (сценарий «новой политики») в ценах 2012 г., млрд долл. США

Table 1

Current state and forecast of investment in global economy (new-policy scenario), 2002 values, billion USD

_ Суммарные Среднегодовые инвестиции r ___инвестиции

Показатель Фактически Сценарий новой политики NPS 450

2000-2013 2014-2020 2021-2025 2026-2030 20312035 20142035 20142035

Всего в мире

В энергетику 1 230 1 772 1 759 1 830 1 963 40 165 39 387

В нефтяную отрасль, всего 427 637 608 613 621 13 671 11 062

В том числе:

- Добыча 320 510 509 513 520 11 284 9 014

- Транспортировка 54 50 42 39 46 986 902

- Нефтепереработка 52 77 57 61 55 1 401 1 146

В странах ОЭСР

В нефтяную отрасль, всего 129 237 205 201 191 4 645 3 840

В том числе:

- Добыча 102 205 183 179 168 4 087 3 334

- Транспортировка 9 9 4 3 5 124 113

- Нефтепереработка 19 23 17 20 18 434 393

США

В нефтяную отрасль, всего 53 114 105 104 84 2 260 1 903

В том числе:

- Добыча 41 98 95 95 77 2 021 1 683

- Транспортировка 5 5 2 - - 46 45

- Нефтепереработка 7 11 7 9 7 193 176

Россия

В нефтяную отрасль, всего 36 40 34 38 42 849 676

В том числе:

- Добыча 28 34 31 34 37 750 586

- Транспортировка 4 1 1 2 2 28 25

- Нефтепереработка 3 5 2 3 2 70 64

Китай

В нефтяную отрасль, всего 38 63 48 43 36 1 072 828

В том числе:

- Добыча 22 39 31 31 27 715 587

- Транспортировка 4 8 4 1 1 83 79

- Нефтепереработка 12 16 13 11 8 274 162

Источник: составлено по IEAWorld Energy Investment Outlook 2014. URL: http://www.worldenergyoutlook.org/investment

Source: IEA World Energy Investment Outlook 2014. Available at: http://www.worldenergyoutlook.org/investment

Список литературы

1. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976. 406 с.

2. Долан Э., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель / пер. с англ. СПб.: Автокомп, 1992. 420 с.

3. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / пер. с англ. М.: BCI, 1992. 351 с.

4. КоузР. Фирма, рынок и право / пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. 192 с.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. / пер. с англ.. Т. 3. М.: Прогресс, 1993. 415 с.

6. НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 180 с.

7. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 715 с.

8. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996. 351 с.

9. Тьюгендхэт К., Гамильтон А. Нефть. Самый большой бизнес. М.: Прогресс, 1978. 485 с.

10. Экономидес М., Олини Р. Цвет нефти. Крупнейший мировой бизнес: история, деньги и политика. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 256 с.

11. Ежов С., Белова М. Новая старая роль ОПЕК // Нефть России. 2015. № 3. С. 10-14.

12. Мастепанов А. Перелом энергетической философии // Нефть России. 2014. № 11. С. 17-24.

13. Шаховская Л.С., Матковская Я.С. Сланцевая революция как инструмент политического давления: новое лицо конкуренции под влиянием «новой» энергии: какие изменения в регулировании экономики принесет добыча углеводородов из нетрадиционных месторождений? // Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития. К 80-летию выхода в свет книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»: сборник тезисов докладов III Международной научной конференции. М.: Финансовый университет, 2016. С. 191-203.

14. Полещук М.С. Анализ приоритетных направлений инновационной деятельности российских и иностранных нефтегазовых компаний // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2015. № 2. С. 31-37.

15. Кристенсен К., Энтони С., Рот Э. Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений. М.: Альпина Букс, 2008. 400 с.

16. Мартино Дж. Технологическое прогнозирование. М.: Прогресс, 1977. 592 с.

17. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / пер. с венгерского. М.: Прогресс, 1990. 328 с.

18. ХиксДж.Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1988. 488 с.

19. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

20. Матковская Я.С. Маркетинг коммерциализации инноваций: монография. Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2013. 148 с.

21. Матковская Я.С., Полуюфта Л.В. Маркетинговые стратегии нефтяных компаний: монография. Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2014. 92 с.

22. Матковская Я.С. Проблема коммерциализации инновационных технологий в России и направления ее решения // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. 2011. № 2. С. 29-36.

ISSN 2311-9438 (Online) Innovation and Investment

ISSN 2073-8005 (Print)

TRENDS AND PROSPECTS OF DEVELOPING THE OIL MARKET AND RATIONALE FOR MARKETING STRATEGIES FOR THE RUSSIAN OIL COMPANIES TO COMMERCIALIZE INNOVATION

Yana S. MATKOVSKAYAa% Liliya V. POLUYUFTAb

a Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation yana. s.matkovskaya@gmail. com

b Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation lilia22_1989@mail.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 22 July 2016 Received in revised form 24 August 2016 Accepted 30 September 2016

JEL classification: F52, L71, M3, O32, O33

Keywords: commercialization, oil market, marketing strategies, innovation, oil company

Abstract

Importance The article analyzes contemporary development trends of the oil market and their background. We also determine and systematize prospects for the oil market up to 2040. In the current complicated circumstances, the Russian oil companies should outline marketing strategies for commercializing their innovation.

Objectives The research determines trends and prospects of the oil market, which will continue its development within the coming 30-40 years. We also search for methods to bring oil companies into an innovative path, which will be more effective if coupled with innovation and marketing strategies.

Methods The methodological framework includes comparative timing and cross-country analysis, statistical method, methods of induction and deduction, forecasting.

Results We grouped trends and prospects of the oil market and substantiated how important for the Russian oil companies to use marketing strategies for commercializing innovation. Conclusions and Relevance Contemporary trends in the oil market demonstrate its development and stable growth in production and consumption of oil and gas, with innovative activity and innovation efficiency being higher. The competitiveness of the Russian oil companies depends not only on innovation itself, but also innovation commercialization strategies.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Galbraith J.K. Ekonomicheskie teorii i tseli obshchestva [Economics and the Public Purposes]. Moscow, Progress Publ., 1976, 406 p.

2. Dolan E., Lindsey D.E. Rynok: mikroekonomicheskaya model' [Microeconomics]. Saint Petersburg, Avtokomp Publ., 1992, 420 p.

3. Drucker P. Rynok: kak vyiti v lidery. Praktika i printsipy [Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles]. Moscow, BCI Publ., 1992, 351 p.

4. Coase R.H. Firma, rynok i pravo [The Firm, the Market and the Law]. Moscow, Delo LTD Publ., 1993, 192 p.

5. Marshall A. Printsipy ekonomicheskoi nauki [Principles of Economics. Three Volumes. Volume Three]. Moscow, Progress Publ., 1993, 415 p.

6. North D. Instituty, institutsional'nye izmeneniya i funktsionirovanie ekonomiki [Institutions, Institutional Change and Economic Performance]. Moscow, Nachala Publ., 1997, 180 p.

7. Porter M. Konkurentnoe preimushchestvo: Kak dostich' vysokogo resul'tata i obespechit' ego ustoichivost' [Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2006, 715 p.

8. Chamberlin E.H. Teoriya monopolisticheskoi konkurentsii [The Theory of Monopolistic Competition: A Re-Orientation of the Theory of Value]. Moscow, Ekonomika Publ., 1996, 351 p.

9. Tugendhat A., Hamilton Ch. Neft'. Samyi bol'shoi biznes [Oil: the Biggest Business]. Moscow, Progress Publ., 1978, 485 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Economides M., Oligney R. Tsvet nefti. Krupneishii mirovoi biznes: istoriya, den'gi i politika [The Color of Oil: The History, the Money and the Politics of the World's Biggest Business]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2004, 256 p.

11. Ezhov S., Belova M. [The new former role of the OPEC]. Neft' Rossii = Oil of Russia, 2015, no. 3, pp. 10-14. (In Russ.)

12. Mastepanov A. [A turning point in the philosophy of energy]. Neft' Rossii = Oil of Russia, 2014, no. 11, pp. 17-24. (In Russ.)

13. Shakhovskaya L.S., Matkovskaya Ya.S. [Shale gas revolution as a political pressure tool: a new appearance of competition under a 'new' energy. How will hydrocarbon production of non-conventional deposits change the economic regulation process?]. Vosporoizvodstvo Rossii v 21 veke: dialektika reguliruemogo razvitiya. K 80-letiyu vykhoda v svet knigi Dz.M. Keinsa "Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg': materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Reproduction of Russia in the 21st Century: Dialectics of the Controllable Development. On the 80th Anniversary of the Release of General Theory of Employment, Interest, and Money by J.M. Keynes]. Moscow, Financial University Publ., 2016, pp. 191-203.

14. Poleshchuk M.S. [Analyzing priority areas of innovative activities in the Russian and foreign oil and gas companies].

Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom = Issues of the Oil & Gas Sector Economy and Management, 2015, no. 2, pp. 31-37. (In Russ.)

15. Christensen C.M., Roth E.A., Anthony S.D. Chto dal'she? Teoriya innovatsii kak instrument predskazaniya otraslevykh izmenenii [Seeing What's Next: Using Theories of Innovation to Predict Industry Change]. Moscow, Al'pina Buks Publ., 2008, 400 p.

16. Martino J.P. Tekhnologicheskoeprognozirovanie [Technological Forecasting for Decision Making]. Moscow, Progress Publ., 1977, 592 p.

17. Szántó B. Innovatsiya kaksredstvo ekonomicheskogo razvitiya [Innovacio a gazdasag fejlestesenek eszkoze]. Moscow, Progress Publ., 1990, 328 p.

18. Hicks J.R. Stoimost'i kapital [Value and Capital]. Moscow, Progress Publ., 1988, 488 p.

19. Schumpeter J.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung]. Moscow, Progress Publ., 1982, 455 p.

20. Matkovskaya Ya.S. Marketing kommertsializatsii innovatsii: monografiya [Marketing the innovation commercialization: a monograph]. Volgograd, VSTU Publ., 2013, 148 p.

21. Matkovskaya Ya.S., Poluyufta L.V. Marketingovye strategii neftyanykh kompanii: monografiya [Marketing strategies of oil companies: a monograph]. Volgograd, VSTU Publ., 2014, 92 p.

22. Matkovskaya Ya.S. [The issue of commercializing innovative technologies in Russia and solutions]. Vestnik kadrovoi politiki, agrarnogo obrazovaniya i innovatsii = Bulletin of Staff Policy, Agricultural Education and Innovation, 2011, no. 2, pp. 29-36. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.