Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития конкуренции на продовольственном рынке региона'

Тенденции и перспективы развития конкуренции на продовольственном рынке региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА / REGION / FOOD MARKET / COMPETITION / MARKET MONOPOLIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычёв Дмитрий Олегович, Мищенко Виталий Викторович

Рассматриваются основные проблемы и направления развития конкуренции на продовольственном рынке агропромышленного региона. Приводятся результаты исследования и оценки уровня конкуренции и монополизации рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and Prospects in Developing Competition on the Regional Food Market

Basic problems and trends in developing competition on agro-industrial regional food market are considered in the article. Research results and assessment of competition level as well as degree of market monopolization are stated.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития конкуренции на продовольственном рынке региона»

ББК 65.32

Д.О. Сычёв, Вит.В. Мищенко

Тенденции и перспективы развития конкуренции на продовольственном рынке региона

D.O. Sychev. V.V. Mishchenko

Trends and Prospects in Developing Competition on the Regional Food Market

Рассматриваются основные проблемы и направления развития конкуренции на продовольственном рынке агропромышленного региона. Приводятся результаты исследования и оценки уровня конкуренции и монополизации рынка.

Ключевые слова: регион, продовольственный рынок, конкуренция, монополизация рынка.

Basic problems and trends in developing competition on agro-industrial regional food market are considered in the article. Research results and assessment of competition level as well as degree of market monopolization are stated.

Key words: region, food market, competition, market monopolization.

Одной из ключевых проблем функционирования любой экономической системы является формирование, стабилизация и обеспечение сбалансированности в развитии продовольственного рынка. Данный рынок призван прежде всего обеспечить согласование экономических интересов производителей и потребителей, поскольку от этого во многом зависят уровень и качество жизни населения.

Вопросы современного состояния, наполняемости и управляемости продовольственного рынка решаются как на уровне страны, так и на уровне региона. В их число входят регулирование хозяйственных связей между субъектами рынка, совершенствование механизма экономических отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Формирование рынка предполагает возникновение экономических субъектов - производителей, посредников, потребителей, характеризующихся образованием новых форм связи и поведения.

Региональные рынки, в свою очередь, включают в себя рынки различных уровней: краевой (областной), муниципальный и рынок поселений. Эффективность каждого из них характеризуется системой показателей, отражающих объем текущего потребления, уровень конкуренции, спрос на продукцию и т.п.

Главным направлением развития продовольственного рынка сегодня является совершенствование механизма его регулирования. При этом очень важно не только наращивать, повышать уровень продовольственного обеспечения, но и защищать внутренний рынок от продовольственной интервенции, а также формировать оптимальную региональную структуру отраслей производства с помощью государственной поддержки.

В настоящее время к потенциальным возможностям развития Алтайского края в соответствии с его природно-ресурсным потенциалом, а также согласно Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 г. следует отнести наличие условий для формирования агропромышленного, биофармацевтического, туристско-рекреационного и топливно-энергетического кластеров. Указанные кластеры обладают значительным потенциалом развития, привлекательными инвестиционными и рыночными перспективами.

Первоочередное развитие агропромышленного кластера обусловлено переходом к комплексному решению социально-экономических задач, вопросов продовольственной безопасности и аграрной политики как на уровне региона, так и на уровне Российской Федерации. Более того, на территории Сибири и Дальнего Востока создаются четыре туристско-рекреационные экономические зоны с прогнозируемым объемом туристского потока в количестве более 3,5 млн отдыхающих в год. Данные факторы формируют дополнительный спрос на качественную продовольственную продукцию, недостаток которой в настоящее время приводит к росту цен на соответствующих рынках. Также на сегодняшний момент в основном секторе агропромышленного комплекса -зерноперерабатывающей индустрии - на продукцию глубокой переработки существует устойчивый спрос на мировом и внутреннем рынках [3].

Особое положение Алтайского края как сельскохозяйственной территории обусловлено тем, что в крае проживает 1,8% населения страны, но при этом выращивается 5% зерна от общего урожая в Российской Федерации, производится 9,8% макарон, 12,7% муки

и 23,9% крупы. Производством сельскохозяйственной продукции занимается более 700 крупных и 5000 фермерских хозяйств. Оборот розничной торговли на продовольственном рынке Алтайского края за 2010 г. составил 180,4 млрд руб., или в сопоставимых ценах 145,2% к уровню аналогичного периода предыдущего года. Рост же потребительских цен в Алтайском крае составил 108,2%. Кроме стационарных торговых объектов, в городах и районах края функционирует 44 розничных рынка, 33 постоянно действующие ярмарки и более 7 тыс. объектов мелкорозничной торговой сети, в их числе 443 фирменных объекта предпри-ятий-производителей. За 2010 г. в городах края введено в действие 312 магазинов торговой площадью свыше 60 тыс. м2, 81 предприятие общественного питания на 4 тыс. посадочных мест, 187 объектов бытовых услуг на 617 рабочих мест. Открытие новых объектов потребительского рынка позволило создать порядка 2,8 тыс. новых рабочих мест [3].

В результате, принимая во внимание природноресурсный потенциал края, а также увеличивающийся спрос на продукцию сельского хозяйства и пищепере-работки, к основным моментам экономического роста в агропромышленном комплексе относятся:

1) зернопроизводство, полностью обеспеченное мощностями хранения и переработки зерна;

2) выращивание и переработка технических культур (подсолнечник, лен, сахарная свекла) в объемах, обеспечивающих имеющиеся и создаваемые в крае мощности по их переработке, в том числе выращивание кормовых культур для использования на корм животным;

3) развитие молочного животноводства, а именно рост объемов производства молока, повышение его качества, определяемого составом и свойствами, эффективной переработкой в сыры и молочные продукты с широким спектром органолептических свойств;

4) мясное животноводство - свиноводство, скотоводство, птицеводство;

5) транспортно-логистические услуги по временному складированию, регулированию поставок зерна, а также иной сельскохозяйственной продукции на российский и международный рынки.

Продовольственный рынок Алтайского края в последние годы активно развивается, быстро реагирует на изменения уровня жизни населения и требования, предъявляемые потребителями. Открытие новых точек торговли продовольственными товарами, новые формы обслуживания, гибкая ценовая политика максимально позволяют удовлетворять потребности населения в обеспечении продовольственными товарами и услугами предприятий общественного питания.

В настоящее время на продовольственном рынке Алтайского края наблюдается преодоление последствий мирового экономического кризиса, а позитивные тенденции стали преобладающими.

Экономические показатели свидетельствует о том, что потребительский рынок за последние годы стал крупнейшей отраслью хозяйства края, обеспечивающей самый высокий уровень темпов роста по сравнению с другими отраслями экономики, и оказывает существенное влияние на развитие края, насыщение потребительского сектора товарами и услугами.

В условиях преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса были разработаны и реализованы такие мероприятия в сфере потребительского рынка, как: расширение ярмарочной и рыночной торговли, развитие магазинов «шаговой доступности», увеличение числа фирменных торговых объектов, развитие кредитования и предоставление гарантий и грантов для малого и среднего предпринимательства.

Одним из перспективных стратегических направлений развития продовольственных рынков является преодоление факторов, сдерживающих конкуренцию в Алтайском крае (рис.).

Основными проблемами в развитии конкурентной среды на продовольственных рынках выступают: невысокая покупательская способность населения, связанная с низким уровнем его реальных денежных доходов; неразвитость эффективной логистики товарных потоков и отсутствие опыта в создании и продвижении брендов; плохое состояние инфраструктуры снабжения товарами торговых комплексов. Кроме того, малое и среднее предпринимательство в регионе до сих пор встречает серьезные ограничения на пути развитии бизнеса. Данными ограничениями являются отсутствие или недостаток достоверной информации о рынках, формах и объемах государственной поддержки предпринимателей, длительность процедуры оформления и получения государственной поддержки, трудности в привлечении финансовых ресурсов для развития бизнеса, наличие значительного количества проверок.

Постановлением администрации Алтайского края от 05.02.2010 №37 «Об утверждении краевой программы “Развитие конкуренции в Алтайском крае на 2010-2012 годы”» были утверждены основные направления развития и регулирования продовольственного рынка края: сокращение административных барьеров для начала ведения предпринимательской деятельности, повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти, сбора и публикации информации о региональных рынках, сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, развитие системы госзаказа, развитие конкуренции в приоритетных сферах (розничная торговля, агропродовольственный комплекс и пр.).

Перечислим основные направления по развитию конкуренции на продовольственном рынке Алтайского края:

Проблемы, сдерживающие развитие конкуренции на продовольственном рынке Алтайского края

Проблемы и направления развития конкуренц

• увеличение объема производимых социально значимых продуктов питания;

• обеспечение организации участия зерноперерабатывающих предприятий Алтайского края в государственных торгах на рынке зерна;

• оказание государственной поддержки предприятиям пищевой и перерабатывающий промышленности по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных и инновационных проектов;

• разработка схемы, позволяющей оптимизировать число посредников в цепочке от производителя до розничного продавца;

• ведение реестра продовольственных рынков Алтайского края;

• проведение сельскохозяйственных ярмарок;

• ограничение уровня цен на социально значимые продукты питания путем заключения соглашения с крупными торговыми предприятиями;

• развитие системы подготовки кадров для предприятий потребительского рынка;

• развитие системы дисконтных программ для продажи населению товаров первой необходимости.

С целью обеспечения конкуренции, стабильности и продовольственной безопасности органами исполнительной власти Алтайского края разработан проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Основными направлениями поддержки в рамках реализации проекта являются:

Основные направления решения проблем развития конкуренции на продовольственных рынках

на продовольственном рынке Алтайского края

• субсидирование части затрат на производство молока;

• участие федерального бюджета в софинансиро-вании строительства, капитального ремонта, а также комплексной реконструкции оросительных систем;

• субсидирование за счет средств федерального бюджета части затрат на приобретение новой сельхозтехники и оборудования для молочного животноводства;

• субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на оформление земельных участков;

• приобретение установленного квотами объема сырья и продовольствия по фиксированным ценам в ходе закупочных интервенций.

Другими словами, в условиях преодоления финансового кризиса государство стремится оказать максимальную поддержку сельхозпроизводителям, так как именно в сложившейся ситуации на мировом продовольственном рынке аграрный потенциал региона является не инструментом самообеспечения, а серьезным конкурентным преимуществом, которое позволит укрепить позиции страны. Алтайский край уже вносит свой вклад в продовольственную безопасность как регионов Сибири, так и России в целом. В целях обеспечения быстрого продвижения товаров к потребителю создаются продовольственные рынки различной ориентации для удовлетворения потребностей населения в продовольствии.

Экономическая эффективность реализации проекта и направлений по развитию конкуренции в Алтайском крае определяется следующими показателями:

• снижение потерь продукции и расходов в системе распределения;

• достижение минимального значения между отпускной и розничной ценой;

• повышение эффективности системы снабжения и распределения продовольствия в крупных городах, центрах и отдельных регионах страны;

• расширение ассортимента продуктов и повышение их качества;

• свобода выбора потребителей.

Реализация данных направлений предполагает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления с целью реализации краевых целевых программ и соглашений о взаимодействии. Однако среди мероприятий по развитию конкуренции нет таких направлений, которые на данный момент также актуальны и востребованы, а именно:

• осуществление правовой защиты субъектов продовольственного рынка путем экспертизы договоров и контрактов участников рынка и обращения заинтересованных сторон в суд;

• оказание методологической, организационной и консалтинговой помощи предприятиям розничной и оптовой торговли по вопросам разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества;

• выполнение мониторинга качества и безопасности продовольственных товаров на потребительском рынке;

• проведение мероприятий по недопущению реализации некачественной продукции и пресечению нарушений правил продажи отдельных видов товаров;

• создание доступной для всех потребителей и заинтересованных структур системы оперативного обмена информацией о выявленных фактах оборота на продовольственном рынке опасных и фальсифицированных товаров с обновляемой базой выданных сертификатов на продовольственные товары;

• сохранение и увеличение ассортимента социально значимой продукции;

• повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе внедрения передовых технологий и наращивания объемов инвестиций, привлеченных в предприятия агропромышленного комплекса;

• содействие сельхозпроизводителям и предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности в организации фирменных оптово-розничных торговых сетей.

При реализации вышеуказанных мероприятий необходимо производить постоянный мониторинг состояния конкуренции на продовольственном рынке

Алтайского края, чтобы не допустить завышения цен и других негативных тенденций доминирующего поведения. Данная задача возложена на территориальное управление ФАС РФ по Алтайскому краю. Для оценки уровня конкуренции и монополизации рынка целесообразно, на наш взгляд, использовать классические показатели - индекс Герфиндаля - Гиршмана 3п) и коэффициент концентрации рынка (CRn).

Индекс Герфиндаля - Гиршмана (3) показывает рыночную концентрацию и характеризует степень монополизации рынка, т.е. распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка. Чем меньше 3 для рынка, тем сильнее конкуренция, меньше концентрация и слабее рыночная власть.

Индекс Герфиндаля - Гиршмана определяется следующим образом:

з „ =&2, (1)

i=1

где 3 - показатель концентрации рынка; К. - процентная доля /'-го предприятия на рынке. Индекс принимает значения в диапазоне 1/п < 3 < 1, где п - число предприятий в отрасли.

Коэффициент концентрации рынка вычисляется по формуле:

СК = I К , (2)

где CR - индекс концентрации; К. - процентная доля /-го предприятия на рынке. Чем больше CR , тем сильнее рыночная власть крупнейших предприятий и слабее конкуренция. Рынок является низко концентрированным при CR < 45%, умеренно концентрирован, если CR = 45-70%, высоко концентрирован при CR > 70%. П

п

Определим показатели концентрации на продовольственном рынке Алтайского края локальных продовольственных розничных торговых сетей (табл. 1): 3п = 0,0225; CR = 33,2567%. По полученным показателям можно определить, что данный рынок низко концентрированный: CR < 45%, т.е. на рынке работает множество достаточно равных производителей.

В 2010 г. наметились тенденции активизации торговли на розничных рынках и ярмарках. При общем приросте оборота розничной торговли, который составил 12% к уровню 2009 г., объемы продаж на рынках увеличились на 34,3%, в то время как обороты продаж субъектов торговой стационарной сети -всего на 7,4%. Торговля на рынках по-прежнему играет большую роль в обеспечении населения мясом скота и птицы, плодоовощной продукцией, одеждой и обувью.

Так, только по Барнаулу за период 2005-2009 гг. товарооборот предприятий розничной торговли увеличился почти в 2 раза. Ежегодный прирост в среднем составлял 8,6% (табл. 2).

Таблица 1

Концентрация на продовольственном рынке Алтайского края локальных продовольственных

розничных торговых сетей

№№ п/п Наименования сети Коли- чество магазинов Доля розничной продовольственной сети в общем объеме, % Индекс концент- рации

1 ООО «Грань плюс» 1 0,0038 0,0038

2 ООО «Каменьторг», ООО «Ангор», ООО «Островок», ООО «Копс», ОАО «Уют», ООО «Сибирский купец», АОА «Хлебная база №39», ИП Костенко Н.М., ООО «Диалог плюс», ЗАО «Новые зори», ООО «Август» 44 0,0051 0,0089

3 ООО «Сенад», ООО «Надежда», ООО «Пескарь», ООО «Слар», ООО «Дельфин», ООО «Бартон», ООО «Прогресс», ООО Фирма «Витязь», ООО «Мельник», ИП Лобжанидзе Р.Д., ООО «Ассорти-Н», ООО «Лада», ООО «Вета», ООО «Анжела», ООО «Барс и К», ООО «Разноторг», ООО «Северянка», ООО «Квантплюс», ИП Щеглова Л.М., ОПХ «Новоталицкое», ЗАО «Тайнинское», ИП Халтурина Р.М., ПО «Партизанский коопторг», ООО «Сибирь», ИП Кочетков В.А. 125 0,0064 0,0153

4 ООО «Торговый дом «КЛВЗ», ООО «Флагмант-1», ООО «Мессинг», ООО «ИнВИНО», ООО «Рондо», ООО «Роксалана», ООО «Мираж», ИП Янцен Б.Е., ООО «Гранум», ООО «Водолей», ИП Катцина О.Л., ИП Салосин С.А., ИП Батищева Т.Д., ООО «Ледак», ИП Федоров А.П., К/х Стариков 96 0,0077 0,023

5 ООО «ПРОФИТ», ООО «Паритет», ООО «Бочонок», ООО «Пари», ИП Тризна Д.А., ООО «Элегия», ООО «Три Ю и К», ООО «Триада», ООО «Эскорт-сервис», ООО «Эдельвейс», ООО «Савкин и семья», ООО «Кооператор-1», ИП Климанов А.А., ИП Леер Ф.Ф. 98 0,0089 0,0319

6 ООО «Люкс», ООО «Синьор Помидор», ООО «Ирина», ИП Смирнова В.Н., ИП Кривенко А.Я., ООО «Ключи», СПК «Гринько» 56 0,0102 0,0421

7 ООО «Меркурий», ООО «Рубцовский хлеб», ООО «Алтай», ООО «Альтаир», ИП Майбах В.В., ООО «Балдис», ИП Сорокина Л.П. 63 0,0115 0,0536

8 ООО ТД «Бостон-3», ООО ТД «БПЗ» 20 0,0128 0,0664

9 ООО «РТС «Тереза», ООО «Карамель» 22 0,014 0,0804

10 ООО «АПК Грана-Хабары» 12 0,0153 0,0957

11 ООО «Два плюс», ООО ВПКФ «Дмитрий», ООО «Мария» 39 0,0166 0,1123

12 ООО «Центр» 14 0,0179 0,1302

13 КГУП ПТФ «Молодежная» 15 0,0192 0,1494

14 ООО «Трайдент-2» 18 0,023 0,1724

15 ООО «ОМНП -Рынок» 19 0,0243 0,1967

16 ООО ТД «Уют» 21 0,0268 0,2235

17 ИП Скулкина Е.В. 35 0,894 1,1175

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 ТС «Крепость» 83 0,106 1,2235

Таблица 2

Динамика товарооборота предприятий розничной торговли

Наименование показателей 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста 2009/2005 гг., %

Товарооборот всего, млн руб. 42116 55639 71125 90225 78745 187

В сопоставимых ценах, % к предыдущему году 112,5 120,0 116,0 112,7 82,1 -

Товарооборот на душу населения, руб. 64230 85402 109643 138984 120830 188

За этот период созданы и получили развитие крупные многофункциональные торговые центры площадью от 5 до 30 тыс. м2 и гипермаркеты. Активно строились супермаркеты, торговые комплексы, магазины самообслуживания, а также небольшие предприятия «шаговой доступности». В настоящее время в крае работают четыре федеральные торговые сети: «Пятерочка» (15 объектов), «Холидей» (7 объектов), «Патэрсон» (4 объекта), «Лента» (1 объект). Сохраняют свои позиции и ведущие алтайские сетевые компании: «Мария-Ра» (в крае 99 объектов), «Аникс» (77 объектов), «Хелми» (15 объектов), «Раздолье» (16 объектов). Кроме того, практически в каждом муниципальном образовании развиваются местные сетевые структуры, осуществляющие реализацию продовольственных товаров (102 торговые организации).

Расширение сетевой торговли, характеризующейся высоким уровнем насыщенности рынка товарами и предоставляемыми услугами, при условии сохранения позиций магазинов «шаговой доступности», реализующих продовольственные товары повседневного спроса, способствует усилению конкуренции в розничном секторе продовольственного рынка.

Учитывая значительный туристский потенциал региона, органы исполнительной власти Алтайского края особое внимание уделяют развитию придорожной торговли, общественного питания. Для этого в ряде муниципальных образований проведены кон-

курсы на комплексное освоение земельных участков для строительства объектов придорожного сервиса.

Основными барьерами в развитии конкурентной среды на данном направлении являются:

- отсутствие эффективной логистики товарных потоков;

- отсутствие опыта в создании и продвижении брендов;

- несоответствие образовательных стандартов, использующихся при подготовке рабочих кадров, современным профессиональным стандартам отрасли;

- отсутствие адекватной инфраструктуры снабжения товарами торговых комплексов.

В целом, несмотря на активное формирование разветвленной региональной торговой сети и приход крупных федеральных торговых компаний, ни один субъект не занимает доминирующего положения на рынке. Более того, активно открываются специализированные продовольственные и непродовольственные магазины, в которых представлена продукция местных производителей, вводятся в эксплуатацию новые рынки.

Таким образом, задача повышения конкурентоспособности и эффективности развития продовольственного рынка в Алтайском крае по-прежнему остается актуальной и значимой, особенно в условиях выхода из экономического кризиса и перехода к устойчивому и динамичному рынку.

Библиографический список

1. Киселев Е.Н., Власова О.В., Коннова Е.Б. Рынок про- 3. Итоги развития потребительского рынка Алтайского

довольственных товаров. - М., 2009. края за 2010 год [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: 1ійр://а^тЬ.

2. Нуралиев С.У Продовольственный рынок: проблемы ги^епсуайюп/сошитегтагкеї становления и перспективы развития. - Волгоград, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.