Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ'

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФИНАНСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАХОВОЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмоилов Гайратбек Нуридин Угли

Предмет исследования - сегменты финансовой системы Российской Федерации: бюджетная система, банковский сектор, фондовый и страховой рынки, валютная политика государства. Цель исследования - определить тенденции и факторы развития основных элементов финансовой системы на современном этапе. Актуальность научного исследования обусловлена тем, что финансовая система выступает ключевым элементом стратегии социально-экономического развития любого государства, обеспечивая хозяйственные процессы финансовыми ресурсами и капиталом. Использованы методы: анализа, синтеза, обобщения, а также логический метод. Определены перспективные направления, пути и механизмы развития российской финансовой системы, актуальные в 2020-х гг. Проанализированы ключевые факторы, влияющие на их тенденции и угрозы, создающие барьеры. Описаны основные направления, пути и механизмы стимулирования дальнейшего развития элементов финансовой системы. Автор делает вывод, что из-за распространения пандемии коронавируса и антироссийских экономических санкций устойчивость российской финансовой системы нарушена, что требует принятия механизмов государственного регулирования по совершенствованию деятельности финансовых институтов. Перспектива дальнейших исследований данной тематики может быть связана с вопросами разработки направлений совершенствования отдельных элементов финансовой системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исмоилов Гайратбек Нуридин Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL SYSTEM ELEMENTS OF THE MODERN RUSSIAN ECONOMY

The subject of the research is the segments of the financial system of the Russian Federation: the budget system, the banking sector, the stock and insurance markets, and the currency policy of the state. The purpose of the study is to determine the trends and factors in the development of the main elements of the financial system at the present stage. The relevance of scientific research is due to the fact that the financial system is a key element of the strategy of socio-economic development of any state, providing economic processes with financial resources and capital. The author uses the following methods: analysis, synthesis, generalization, and the logical method. The study highlights promising directions, ways and mechanisms for the development of the Russian financial system that are relevant in the 2020s. The key factors influencing their trends and threats that create barriers are analyzed. The main directions, ways and mechanisms for stimulating the further development of the elements of the financial system are described. The author concludes that due to the spread of the coronavirus pandemic and economic sanctions imposed on Russia, the stability of the Russian financial system has been violated, which requires the adoption of state regulation mechanisms to improve the activities of financial institutions. The prospect of further research on this topic may be related to the development of areas for improving individual elements of the Russian financial system.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-3-19-32 УДК 336.6(045) JEL 016

(СО ]

Тенденции и факторы развития элементов финансовой системы современной экономики России

Г. Н. Исмоилов

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - сегменты финансовой системы Российской Федерации: бюджетная система, банковский сектор, фондовый и страховой рынки, валютная политика государства. Цель исследования - определить тенденции и факторы развития основных элементов финансовой системы на современном этапе. Актуальность научного исследования обусловлена тем, что финансовая система выступает ключевым элементом стратегии социально-экономического развития любого государства, обеспечивая хозяйственные процессы финансовыми ресурсами и капиталом. Использованы методы: анализа, синтеза, обобщения, а также логический метод. Определены перспективные направления, пути и механизмы развития российской финансовой системы, актуальные в 2020-х гг. Проанализированы ключевые факторы, влияющие на их тенденции и угрозы, создающие барьеры. Описаны основные направления, пути и механизмы стимулирования дальнейшего развития элементов финансовой системы. Автор делает вывод, что из-за распространения пандемии коронавируса и антироссийских экономических санкций устойчивость российской финансовой системы нарушена, что требует принятия механизмов государственного регулирования по совершенствованию деятельности финансовых институтов. Перспектива дальнейших исследований данной тематики может быть связана с вопросами разработки направлений совершенствования отдельных элементов финансовой системы России. Ключевые слова: финансовая система; финансовые рынки; банковская система; финансовый капитал; финансовые ресурсы; финансы; управление финансовой системой; рынок ценных бумаг; финансовые институты; бюджетная система; валютная политика; страховой рынок

BY 4.0

Для цитирования: Исмоилов Г. Н. Тенденции и факторы развития элементов финансовой системы современной экономики России. Финансы: теория ипрактика. 2022;26(3):19-32. DOi: 10.26794/2587-5671-2022-26-3-19-32

original paper

Trends and Factors of Development of the Financial System Elements of the Modern Russian Economy

G. N. ismoilov

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia ABSTRACT

The subject of the research is the segments of the financial system of the Russian Federation: the budget system, the banking sector, the stock and insurance markets, and the currency policy of the state. The purpose of the study is to determine the trends and factors in the development of the main elements of the financial system at the present stage. The relevance of scientific research is due to the fact that the financial system is a key element of the strategy of socio-economic development of any state, providing economic processes with financial resources and capital. The author uses the following methods: analysis, synthesis, generalization, and the logical method. The study highlights promising directions, ways and mechanisms for the development of the Russian financial system that are relevant in the 2020s. The key factors influencing their trends and threats that create barriers are analyzed. The main directions, ways and mechanisms for stimulating the further development of the elements of the financial system are described. The author concludes that due to the spread of the coronavirus pandemic and economic sanctions imposed on Russia, the stability of the Russian financial system has been violated, which requires the adoption of state regulation mechanisms to improve the activities of financial institutions. The prospect of further research on this topic may be related to the development of areas for improving individual elements of the Russian financial system. Keywords: financial system; financial markets; banking system; financial capital; financial resources; finance; financial system management; stocks and bonds market; financial institutions; budgetary system; monetary policy; insurance market

For citation: ismoilov G. N. Trends and factors of development of the financial system elements of the modern Russian economy. Finance: Theory and Practice. 2022;26(3):19-32. DOi: 10.26794/2587-5671-2022-26-3-19-32

© MCMOM^OB r. H., 2022

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая система современной России — основной элемент обеспечения национальной экономической безопасности и функционирования нашего государства [1].

Рассматривая тенденции и факторы развития элементов финансовой системы современной экономики России, необходимо анализировать информацию, раскрывающую состояние бюджетной и банковской систем, рынка ценных бумаг и страховой отрасли, а также валютной политики государства.

На сегодняшний день финансовая система выступает одним из ключевых составляющих социально-экономического развития нашей страны. При этом в рамках устойчивого развития важными вопросами являются:

• проведение финансового регулирования;

• распределение государственных финансовых ресурсов.

Ю. С. Ланкина, Л. О. Сердюкова в рамках своей научной работы рассматривают сравнительную характеристику финансовых систем разных стран, анализируя показатели, характеризующие состояние и структуру финансовых систем России, Франции, США, Японии [2].

В. В. Балян анализирует ключевые угрозы финансовой системы России, раскрывает их содержание и основные характеристики, а также обосновывает необходимость оптимизации государственной политики в области обеспечения финансовой безопасности страны [3].

Э. С. Ибрагимова, М.У Хаджимуратов в своем исследовании раскрывают сущность финансовой системы, а также ее структуру, рассматривают бюджетную систему как звено финансовой системы России, а также раскрывают проблемы российской финансовой системы и пути их решения [4].

Л. А. Мыльниковой проведена работа, где рассмотрены основные проблемы развития финансовой системы нашей страны, определена ее структура и предложены мероприятия по их решению и повышению экономического роста России [5].

Однако, несмотря на огромную базу научной литературы и источников, посвященных проблематике российской финансовой системы, остаются неисследованными факторы и механизмы, которые имеют прямое влияние на тенденции и перспективы развития отдельных элементов финансовой системы, таких как бюджетная система, фондовый рынок, банковская и страховая отрасль, валютная политика.

Актуальность данного научного исследования обусловлена следующими факторами:

• во-первых, финансовая система выступает ключевым элементом стратегии социально-экономического развития любого государства, обеспечивая хозяйственные процессы финансовыми ресурсами и капиталом;

• во-вторых, финансовая система современной России все еще находится на стадии своего становления, однако в условиях распространения пандемии коронавируса COVID-19 и антироссийских экономических санкций она столкнулась с рядом актуальных проблем, создающих барьеры дальнейшего развития.

По этой причине целью научной работы выступает проведение анализа факторов, влияющих на тенденции и перспективы развития основных элементов финансовой системы России на современном этапе.

Методологической базой исследования выступают общенаучные методы познания экономических явлений, позволяющие рассмотреть развитие элементов финансовой системы России, исследовать наиболее актуальные проблемы и барьеры.

Теоретической основой научной статьи послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области экономической теории, государственного и муниципального управления, бюджетного регулирования, банковского регулирования и финансов.

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАзВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В современных условиях социально-экономической нестабильности важным элементом экономической политики и стратегии развития финансовой системы России является формирование эффективной бюджетной системы. В Российской Федерации (далее — РФ) существует три уровня бюджетов: федеральный, бюджеты субъектов и муниципальные бюджеты.

Бюджетная система России — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [6, 7].

Главные особенности формирования доходов и расходов государственного бюджета России обусловлены влиянием нефтегазового сектора, политики социально-экономического выравнивания регионов и общего вектора развития государства. Также характерными особенностями формирования бюджетной политики нашей страны является воздействие актуальных проблем и барьеров, устранение которых

выступает главным условием дальнейшего развития бюджетной системы РФ.

Устойчивость бюджетной системы является основой социально-экономического развития нашей страны. В связи с негативным влиянием внешних и внутренних экономических факторов государственные органы власти сталкиваются с необходимостью принятия быстрых решений для достижения устойчивости бюджетов. Именно государство реализует бюджетную политику, принимает нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные вопросы. Решение бюджетных проблем происходит на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и муниципальном.

По нашему мнению, главными факторами, которые влияют на дефицит/профицит государственного бюджета РФ со стороны динамического аспекта, выступают:

1. Ценовая конъюнктура мирового рынка нефти и природного газа, поскольку нефтегазовые доходы играют важную роль при формировании устойчивости бюджетной системы нашего государства.

2. Экономическая конъюнктура мировой и российской экономики, поскольку макроэкономические показатели рынков отражают общее состояние финансовой системы, которая включает в себя и бюджетную политику.

Нестабильность в экономической и финансовой деятельности государства отражается на дефиците бюджета. Предпосылки бюджетного дефицита могут быть разными. Доходы являются, по сути, отображением состояния экономики государства, следовательно, малоэффективная экономика непременно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и в результате просчетов в руководстве национальным хозяйством, и впоследствии преднамеренного завышения расходов и сокращения налогового бремени.

К причинам дефицита бюджета также относятся [8]:

• экономический кризис;

• неспособность государства управлять финансовой ситуацией;

• высокий уровень проявления коррупционных схем и преступлений в государственном управлении;

• рост социальных программ, не обеспеченных доходами государства;

• неэффективная налоговая политика, приводящая к высокой доле теневой экономики;

• бюджетный федерализм.

Как один из негативных факторов бюджетного дефицита в нашей стране можно обозначить также

нецелевое расходование средств бюджета. Важно отметить и то, что современный этап развития бюджетной системы РФ связан с негативным влиянием распространения пандемии коронавируса COVID-19 и антироссийских экономических санкций. Приток доходов в государственный бюджет страны значительно нарушился, что обусловлено спадом объема производства и потребления, в результате чего происходит снижение доходов и поступлений в налоговую систему страны.

В свою очередь, структура бюджетных расходов резко изменилась, поскольку сферы медицины, социальной политики и национальной экономики потребовали значительно больших финансовых вливаний, чем это планировалось. Как итог, формируется дефицит бюджета, устранение которого стало одной из главных задач, стоящих перед нашим государством.

Обратим внимание на ситуацию до 2020-х гг. В 2000-2008 гг. российская экономика функционировала исключительно в благоприятных экономических условиях — цены на нефть выросли примерно с 17,1 до 94,4 долл. США за баррель, т.е. в 5,5 раза. Страна имела профицитные бюджеты. К 2009 г. в условиях мирового финансового кризиса началось снижение доходов и поступлений в налоговую систему страны, и, следовательно, наблюдался дефицит государственного бюджета.

А в последние годы, как показывают данные рис. 1, начиная с 2015 по 2017 г. наблюдался дефицит бюджета. К этому привело столкновение экономики России с негативными воздействиями факторов в лице обвала цен на мировом рынке нефти и природного газа и режима экономических и политических санкций западных стран, где находились основные торговые и инвестиционные партнеры российских транснациональных компаний и банков.

В 2018-2019 гг. динамика дефицита государственного бюджета была изменена в пользу профицита, что можно объяснить следующими причинами:

• адаптацией экономической системы России к режиму санкций;

• уходом экспорта российских компаний с Запада на Восток;

• возвращением роста цен на рынке нефти и природного газа.

По итогам 2020 г. государственный бюджет из-за кризиса пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 оказался в рекордном дефиците, составляющем -4099 млрд рублей. А в 2021 г. зафиксирован профицит в 514,76 млрд руб., благодаря увеличению цен на нефть и быстрому восстановлению российской экономики. Тем не менее проблема бюджетного дефицита для России остается все еще актуальной.

Рис. 1 / Fig. 1. Динамика профицита/дефицита государственного бюджета РФ в период 2015-2021 гг., в млрд руб. / Dynamics of the surplus/deficit of the state budget of the Russian Federation in 2015-2021, billion rubles

Источник/Source: составлено автором на основе данных Минфина РФ / compiled by the author based on data from the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 30.04.2022) / (accessed on 30.04.2022).

Задача государственной власти РФ — формирование механизма самовоспроизводства бюджетного дефицита. Необходимо создание условий, при которых доходы будут превышать расходы.

На рис. 2 изображена подробная структура доходов государственного бюджета РФ в 2021 г.

Нефтегазовые доходы составляли 36% от всех поступлений в 2021 г. Это в основном налоги на добавленную стоимость (5479,53 млрд руб.), на добавленную стоимость на ввозимые товары (3732,99 млрд руб.), на доходы физических лиц (1552,43 млрд руб.). Каждый из этих налогов играет важнейшую роль при формировании доходной части бюджета России.

Причиной повышенного внимания к структуре доходов государственного бюджета в 2021 г. выступает то, что именно такие взносы, как налог на добавленную стоимость, на добавленную стоимость на ввозимые товары и на доходы физических лиц, могут продемонстрировать свое снижение из-за влияния пандемии коронавируса и антироссийских санкций. Именно в последние 2020-2021 гг. наблюдалась закономерность: падение деловой активности в национальной экономике государства привело к снижению объема

поступления налоговых выплат со стороны субъектов хозяйственной деятельности.

Исходя из этого, важной задачей для бюджетного регулирования национальной экономики РФ является совершенствование государственного бюджета, направленное на снижение размера дефицита и создание профицита бюджетных средств.

Главными инструментами совершенствования бюджетной политики могут быть [9]:

• оптимизация статей расходов бюджета, где наблюдается наибольший дефицит средств и рост финансирования;

• создание свободных экономических зон и программ стимулирования инвестиций в основной капитал с целью поддержки хозяйствующих субъектов, деятельность которых увеличивает налоговые поступления (доход) в бюджет;

• активное использование инструментов долгового рынка внутреннего муниципального обеспечения с целью покрытия бюджетного дефицита;

• применение инструментов государственно-частного, регионально-частного и муниципаль-но-частного партнерства при реализации стра-

Рис. 2/Fig. 2. Структура доходов государственного бюджета РФ в 2021 г., в %, млрд руб. / structure of revenues of the state budget of the Russian Federation in 2021, in %, billion rubles

Источник/Source: составлено автором на основе данных Минфина РФ / compiled by the author based on data from the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/ (дата обращения: 30.04.2022) / (accessed on 30.04.2022).

6000.0 5000.0 4000.0 3000.0 2000.0 1000.0 0.0

5479.5

НДС

1013.0

1552.4

l

3733.0

90.7

132.6

858.9

Акцизы Налог на НДФЛ НДС на Акцизы на Ввозные прибыль ввозимые ввозимые пошлины

товары товары

тегических инфраструктурных объектов с целью оптимизации расходов бюджета.

На рис. 3 изображен наиболее оптимальный и эффективный алгоритм проведения процедуры оптимизации структуры доходов и расходов бюджета РФ.

Исходя из рис. 3, алгоритм оптимизации структуры доходов и расходов государственного бюджета состоит из 5 основных этапов. Такой алгоритм позволяет сформировать механизм определенных конкретных действий, направленных органами власти на оптимизацию структуры доходов и расходов бюджета с целью соблюдения принципа сбалансированности и эффективности бюджетных средств государства.

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЭВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

На сегодняшний день банковская система — системообразующий элемент развития рыночной экономики РФ. Ключевой задачей кредитных организаций является аккумуляция и распределение денежных средств между различными формами субъектов хозяйствующей деятельности, каждый из которых потребляет или производит [10].

Анализируя текущее состояние банковской системы России, необходимо обратиться к рис. 4, где

Анализ эффективности бюджета

Анализ структуры доходов и расходов бюджета

Определение недостатков и проблем формирования бюджетной политики государства

Определение методов оптимизации расходов

Определение инструментов стимулирования роста доходов

Рис. 3 / Fig. 3. Алгоритм оптимизации структуры доходов и расходов государственного бюджета РФ / Algorithm for optimizing the structure of revenues and expenditures of the state budget of the Russian Federation

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

изображена динамика изменения размера активов отечественных банков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В период с 2014 по 2021 г. размер совокупных активов банковской системы России изменился с 57,4 до 112,5 трлн руб.— вырос почти в два раза, несмотря на отрицательное влияние условий враждебных антироссийских санкций и пандемии коронавируса COVID-19. Таким образом, развитие банковской системы России характеризуется положительными результатами своей деятельности. Кредитные организации имеют достаточный уровень финансовой устойчивости.

При этом наблюдается тенденция уменьшения числа действующих кредитных организаций, что может показаться негативным сигналом при оценке устойчивости банковской системы России (рис. 5).

Еще в 2014 г. на территории РФ функционировали 923 кредитных организации, а по состоянию на январь 2022 г.— уже 370, что в 2,5 раза меньше. При этом основная часть таких кредитных организаций — коммерческие банки с универсальной лицензией (232) и с базовой лицензией (103). Среди небанковских кредитных организаций функционируют лишь 35 компаний.

Однако данная динамика уменьшения числа действующих кредитных организаций объясняется стратегией государства и руководства Центрального банка РФ, направленной на обеспечение экономической безопасности банковской системы, что положительно сказывается и на национальной экономической безопасности государства [11]. Происходит отзыв лицензий у коммерческих банков, имеющих низ-

кий уровень обеспеченности капиталом и качества управления кредитными рисками портфеля.

Другим показателем текущего состояния банковской системы РФ является концентрация активов по действующим кредитным организациям, которые ранжированы по величине активов в различные группы (рис. 6).

Таким образом, пять крупнейших коммерческих банков страны концентрируют у себя 65% совокупных активов банковской системы, что говорит про высокий уровень укрупнения банковского бизнеса. При этом многие из крупнейших кредитных организаций — это коммерческие банки с участием государственного капитала. В частности, лидером рынка выступает ПАО «Сбербанк», который концентрирует в себе фактически треть всего банковского рынка РФ [12].

Данная характеристика банковской системы России, по нашему мнению, скорее негативная, чем положительная. С другой стороны, крупнейшие коммерческие банки страны, созданные при участии государства, имеют высокий уровень доверия и помощи со стороны регуляторных органов власти, что обеспечивает их финансовую устойчивость, а значит, и перспективы развития финансовой системы [13].

В настоящее время нужно обратить внимание и на то, что нестабильные условия внешней среды, связанные с антироссийскими экономическими санкциями и пандемией коронавируса СОУГО-19, все еще продолжаются, вследствие чего могут быть сформированы различные угрозы и риски, способные отрицательно повлиять на устойчивость банковской

120.0 -

112.5

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 4 / Fig. 4. Динамика совокупных активов банковской системы России в период 2014-2021 гг., в трлн руб. / Dynamics of the total assets of the Russian banking system in 2014-2021, trillion rubles

Источник/Source: составлено автором на основе данных Центрального банка РФ / compiled by the author based on data from the Central Bank of the Russian Federation. URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (дата обращения: 30.04.2022) / (accessed on 30.04.2022).

Рис. 5 / Fig. 5. Динамика действующих кредитных организаций России в период 2014-2022 гг. / Dynamics of operating credit institutions in Russia in 2014-2022

Источник/Source: составлено автором на основе данных Центрального банка РФ / compiled by the author based on data from the Central Bank of the Russian Federation. URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (дата обращения: 30.04.2022) / (accessed on 30.04.2022).

Рис. 6 /Fig. 6. Концентрация активов по банковскому сектору России, февраль 2022 г. / Asset concentration in the russian banking sector, February 2022

Источник/Source: составлено автором на основе данных Центрального банка РФ / compiled by the author based on data from the Central Bank of the Russian Federation. URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/review/ (дата обращения: 30.04.2022) / (accessed on 30.04.2022).

системы современной России и привести к следующим негативным последствиям, как:

• снижение объема розничных продаж банковских продуктов, включая снижение объема потребительского кредитования;

• увеличение рисков кредитного портфеля банков, включая рост просроченной потребительской задолженности и проблемного кредитного портфеля.

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАзВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

События 2020 г. запомнятся неожиданным шоком, «Черным Лебедем», которым оказалась пандемия коронавируса СОУГО-19. Ее воздействие через фактор страха и принятие карантинных мероприятий и ограничений привело к тому, что экономический рост России и других стран стал отрицательным. Соответственно, ожидалось негативное воздействие пандемии коронавируса и на динамику финансовых рынков, где одними из основных участников торгов выступают паевые инвестиционные фонды, по классификации разделяющиеся на три основных типа:

• открытые инвестиционные фонды;

• закрытые инвестиционные фонды;

• интервальные инвестиционные фонды.

Также необходимо выделить список главных проблем, которые препятствуют развитию инвестици-

онных фондов в РФ, из-за чего рынок ценных бумаг сталкивается с весомым барьером своего становления.

1. Низкий уровень информационной прозрачности паевых инвестиционных фондов об их доходности и рисках при основной коммерческой деятельности. Сущность данной проблемы заключается в том, что на официальных сайтах паевых инвестиционных фондов иногда отсутствует информация о таких показателях, как:

• доходность ПИФа за определенный период времени;

• индикаторы риска инвестиционного портфеля паевого инвестиционного фонда;

• коэффициент соотношения доходности и риска инвестиционного портфеля.

2. Отсутствие механизма, гарантирующего защиту финансового капитала инвесторов и вкладчиков паевых инвестиционных фондов. Сущность данной проблемы заключается в том, что инвесторы, которые приобретают ПИФы с целью инвестирования в паевые инвестиционные фонды, рискуют своим собственным капиталом и имуществом. Однако нет механизмов, которые гарантируют защиту финансового капитала инвесторов от таких случаев, как:

• непрофессиональная компетентность управляющих инвестиционного портфеля;

• недобросовестная деятельность управляющей компании;

• банкротство управляющей компании, которая управляла данным ПИФом.

3. Низкий уровень развитости биржевых инвестиционных фондов, которые могут стать альтернативой открытым инвестиционным фондам и, как минимум, занять второе место по размеру СЧА после открытых инвестиционных фондов, превысив показатели закрытых и интервальных инвестиционных фондов [14].

Сущность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день в отечественной практике России существуют определенные законодательные ограничения, не позволяющие функционировать биржевым инвестиционным фондам (Exchange Traded Funds — ETF), главным преимуществом которых выступает то, что их цена определяется по итогам торгов на бирже в режиме реального времени при непосредственной зависимости цены пая от динамики того индекса, который он воспроизводит.

Для того чтобы решить данные проблемы, что позволит простимулировать перспективы дальнейшего развития рынка ценных бумаг через механизм развития паевых инвестиционных фондов в РФ, можно предложить следующие пути решения.

Для решения первой проблемы необходимо принять законодательное решение, обязывающее управляющих паевых инвестиционных фондов публиковать определенную информацию в средствах массовой информации, доступных для всех читателей, пользователей и инвесторов.

Для решения второй проблемы необходимо создать специальный фонд гарантирования инвестиционного капитала, который граждане России вкладывают в паевые инвестиционные фонды. Механизм создания фонда гарантирования может быть примерно таким же, как у фонда, который используется в банковском секторе нашей страны. Так, управляющие компании, создающие паевые инвестиционные фонды, обязаны будут ежеквартально откладывать определенную долю активов под резервное страхование, средства которого будут использовать для обеспечения механизма гарантий.

Для решения третьей проблемы необходимо внесение существенных поправок в законодательную базу России. Например, можно принять закон, который позволит биржевые инвестиционные фонды сделать отдельным инвестиционным инструментом, наподобие акционерных инвестиционных фондов (АИФов).

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рынок страховых услуг является важным структурным элементом развития национальной финансовой системы РФ, поскольку при помощи аккумуляции и консолидации финансовых ресурсов он обес-

печивает непрерывный социально-экономический рост нашего государства.

С каждым годом страховая отрасль экономики России демонстрирует рост рыночной капитализации, что отражается в данных рис. 7. В последние годы несмотря на условия антироссийских санкций и пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, этот рост составил 4,1% в 2020 г., 17% — в 2021 г.

На сегодняшний день актуальными для страхового бизнеса России являются международные финансовые риски, к которым можно относить:

• нестабильность волатильности валютного курса российского рубля по отношению к таким иностранным валютам, как американский доллар, китайский юань и евро;

• нестабильность рыночной волатильности на мировом фондовом рынке;

• нестабильность рыночной стоимости основных товарно-сырьевых активов, среди которых нефть и природный газ, поскольку они влияют на общий фон экономической конъюнктуры российского государства;

• переменчивость векторов денежно-кредитной политики центральных банков, в особенности США (ФРС), Еврозоны (ЕЦБ) и Китая (Народного банка Китая). Это влияет на изменение тенденций на рынке процентных ставок и на стоимость финансовых ресурсов и денежных средств, в частности, при привлечении внешнего финансирования или при размещении свободного капитала в инвестиционные проекты, активы и ценные бумаги.

Анализируя внутренние факторы развития страховой системы России, важно отметить, что одним из направлений/продуктов страховых компаний выступает обязательное страхование ОСАГО, где присутствует следующий ряд актуальных проблем:

1. Снижение объема компенсационного фонда, что расценивается клиентами, как негативный сигнал, означающий возможное отсутствие материальной и финансовой компенсации после наступления страхового случая.

2. Усиление фактора судебной практики при расследовании страховых случаев в ОСАГО, что, во-первых, увеличивает сроки осуществления страховой выплаты; во-вторых, делает более трудным механизм материальной и финансовой компенсации.

3. Рост мошенничества и экономических преступлений в ОСАГО, что ведет к увеличению как объема страховых выплат по сфабрикованным страховым случаям, так и числа отказов со стороны страховых компаний проводить выплаты по доказанным страховым случаям. Такая проблема, в свою очередь, выступает дополнительным триггером при усилении

Рис. 7 / Fig. 7. Динамика рыночной капитализации страховой отрасли РФ в период 2013-2021 гг., в трлн руб. / Dynamics of the market capitalization of the insurance industry of the Russian Federation in 2013-2021, trillion rubles

Источник/Source: составлено автором на основе данных Центрального банка РФ / compiled by the author based on data from the Central Bank of the Russian Federation (дата обращения: 30.04.2022) / (accessed on 30.04.2022).

2.00

1.80 1.60 1.40 1.20 1.00 0.80 0.60 0.40 0.20 0.00

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ■ Страховые взносы non-life "Страховые взносы по страхованию жизни

фактора судебной практики в рамках расследования страховых случаев ОСАГО.

М. А. Меда в рамках своей научной работы выделяет другие актуальные проблемы страхования гражданской ответственности на примере того же ОСАГО [15]:

1. Отказ страховыми компаниями выплат в случае наступления страхового случая из-за отказа предоставления движимого имущества для экспертизы.

2. Проведение экспертизы страховых случаев специалистами и профессионалами, которые не имеют государственной лицензии или аккредитации, что увеличивает число отказов страховщиками при осуществлении страховых выплат.

При анализе развития страхового рынка России необходимо выделять следующие факторы, которые могут стать драйверами его дальнейшего роста:

• оптимизация ценовой политики на страховые продукты и включение программы потребительской лояльности;

• оптимизация перекрестных продаж;

• повышение уровня проникновения продуктов на одного клиента;

• автоматизация бизнес-процессов внутри страховых компаний, что позволит им снизить издержки на рабочий персонал, аренду офисов и т.д.

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Современный этап развития финансовой системы России характеризуется также цифровой трансформацией экономики РФ, что приводит к внедрению новых инструментов и продуктов финансовой системы, среди которых криптовалюты, электронные и цифровые валюты.

Главным этапом дальнейшего развития рынка криптовалют и цифровых валют можно считать создание национальных криптовалют, к которым относится и цифровой рубль. Преимущества национальных криптовалют, прежде всего, это признание со стороны государства. Это означает, что национальная криптова-

люта будет абсолютно законным платежным средством и компенсирует традиционную бумажную валюту.

Цифровой рубль — это деньги, которые Банк России планирует выпускать в цифровой форме в дополнение к существующим формам денег. Экономически ключевая инновация в выпуске цифрового рубля заключается не в новой форме денег, а в расширении прямого доступа экономических агентов к обязательствам ЦБ.

Цифровой рубль может иметь и положительное, и негативное влияние на тенденции и перспективы развития национальной финансовой системы РФ. По мнению некоторых экспертов, создание цифрового рубля будет нести в себе следующие риски:

1. Повышение уровня недоверия участников денежно-кредитного рынка к центральному банковскому регулятору, у которого станет больше функций регулирования.

2. Создание цифрового рубля, его эмиссия и финансовый контроль потребуют увеличения бюджетных расходов государства через поддержание регулятор-ных функций ЦБ.

3. Создание цифрового рубля приведет к конкурентному давлению на инновационные финансовые продукты, включая банковские инновации.

4. Из-за внедрения цифрового рубля денежная масса в экономике страны, скорее всего, увеличится, что позволит заемщикам уйти из рынка банковского кредитования.

По нашему мнению, введение цифрового рубля Банком России можно считать существенным фактором, который повлияет на условия финансовой политики государства. В частности, это обусловлено тем, что из-за введения цифрового рубля произойдут кардинальные изменения при расчете объема денежной массы в экономике страны.

В свою очередь, финансовая политика любого государства — это важный инструмент реализации единой государственной экономической политики. Основной целью является обеспечение стабильности экономики в стране за счет устойчивого функционирования национальной финансовой системы.

Поскольку целью финансовой политики Банка России является регулирование денежных потоков, то, соответственно, к его обязанностям добавится регулирование финансовых операций, переводов и платежных действий участников рынка, осуществляемых при помощи цифрового рубля.

Одной из угроз для финансовой системы России является то, что из-за появления цифрового рубля и его активного использования населением часть денежных средств может быть переведена с банковских счетов на электронные кошельки. Соответственно,

возникнет большой отток финансовых ресурсов из банков страны, что приведет к дефициту ликвидности.

ЦБ РФ как банковскому регулятору придется применять инструменты смягчения своей финансовой политики, к которым относятся:

• снижение уровня нормы резервирования финансового капитала кредитными организациями;

• снижение уровня учетной ставки рефинансирования;

• покупка банковским регулятором государственных ценных бумаг на финансовых рынках.

С одной стороны, Банк России сможет повысить уровень ликвидности активов банковского сектора, что обезопасит его от финансового кризиса. С другой стороны, смягчающая денежно-кредитная политика способна привести к таким существенным последствиям для экономики России, как:

• рост инфляции;

• девальвация курса российского рубля.

В итоге будет сформирована спираль финансового кризиса, вслед за которой произойдет спад объема ВВП и рост уровня безработицы населения.

Для того чтобы Банк России обезопасил отечественную национальную финансовую систему от таких последствий введения цифрового рубля, можно применить механизм лимитных ограничений на операции с цифровым рублем. С точки зрения тех, кто против такого мероприятия, высказывается аргумент, что из-за таких действий ЦБ развитие инфраструктурного обеспечения системы цифровых валют в России будет нарушено.

Однако, подводя итоги рассуждениям, важно заключить следующее: поскольку главная цель ре-гуляторной деятельности Центрального банка РФ — обеспечение стабильности и устойчивости национальной экономической и финансовой системы, мероприятия по введению лимитов на проведение операций с цифровым рублем — целесообразное решение. Оно позволит устранить угрозу потери ликвидности банковского сектора, которая может привести к серьезным последствиям — к тенденции стагфляции российской экономики.

Анализируя зарубежный опыт, стоит отметить, что наиболее успешным в выпуске цифровой национальной валюты оказался Китай. Первоначально создание цифровой валюты в этой стране было связано с необходимостью уйти от расчетов в долларах США. Для Народного банка Китая цифровой юань является инструментом для борьбы за лидерство в финансовой сфере [16].

По нашему мнению, цифровой рубль также может стать инструментом защиты национальной финансовой системы в этот трудный период международных

отношений России, когда она осталась под экономическими санкциями западных стран. Таким образом, для страховки от действий, приводящих к финансовому кризису российского государства, возможным выглядит создание и свободный оборот цифрового рубля.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги научного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Рассматривая тенденции и факторы развития финансовой системы национальной экономики современной России, необходимо анализировать информацию, раскрывающую состояние бюджетной, банковской системы, рынка ценных бумаг и страховой отрасли, а также валютной политики государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Главными причинами возникновения дефицита государственного бюджета РФ в последние годы являются негативные влияния пандемии коронави-русной инфекции COVID-19 и антироссийских экономических санкций. Для того чтобы ликвидировать проблему бюджетного дефицита, необходимо применение механизма совершенствования бюджетной политики, куда относится методика оптимизации доходов и расходов государственного бюджета.

3. Развитие банковской системы современной России характеризуется положительными результатами своей деятельности. Благодаря кредитным организациям и коммерческим банкам, в стране создается финансовая инфраструктура, которая обеспечивает население потребительскими кредитами на поддержание размера совокупного спроса, а предпринимательские структуры — коммерческими кредитами, которые позволяют финансировать производственную деятельность организаций и увеличивать их объем производства. Соответственно, банковская система выступает ключевым элементом, способствующим развитию финансовой системы современной экономики России.

4. В России остается ряд актуальных проблем развития инвестиционных фондов, от деятельности которых зависит рынок ценных бумаг:

• низкий уровень информационной прозрачности паевых инвестиционных фондов об их доходности и рисках при основной коммерческой деятельности;

• отсутствие механизма, гарантирующего защиту финансового капитала инвесторов и вкладчиков паевых инвестиционных фондов;

• низкий уровень развитости биржевых инвестиционных фондов, которые могут стать альтернативой открытым инвестиционным фондам и, как минимум, занять второе место по размеру СЧА после открытых инвестиционных фондов, превысив показатели закрытых и интервальных инвестиционных фондов.

5. Страховая отрасль современной экономики России имеет устойчивый рост рыночной капитализации. Но она сталкивается с такими актуальными проблемами, как снижение объема компенсационного фонда, усиление фактора судебной практики при расследовании страховых случаев, увеличение количества случаев мошенничества и экономических преступлений.

Существует ряд факторов, стимулирующих развитие страховой отрасли, среди которых увеличение объема рыночного спроса на продукты страхования жизни среди населения страны; появление новых продуктов медицинского страхования; технологическое развитие рынка страховых услуг; развитие новых каналов продаж; оптимизация ценовой политики на страховые продукты; повышение уровня проникновения продуктов на одного клиента.

6. Цифровая трансформация современной экономики России приводит к внедрению новых инструментов и продуктов финансовой системы, среди которых цифровой рубль. Он имеет и положительное, и негативное влияние на тенденции и перспективы развития финансовой системы РФ. Введение цифрового рубля увеличит денежную массу в экономике страны, может возникнуть отток финансовых ресурсов из банков в электронные кошельки, что приведет к дефициту ликвидности и т.д.

Теоретическая и практическая значимость научной работы заключается в исследовании факторов, влияющих на эффективность функционирования ключевых элементов национальной финансовой системы современной экономики России. Полученные результаты могут быть применены в рамках дальнейших научных исследований для разработки рекомендаций по устранению главных проблем финансовой системы. Практическая ценность исследования заключается в предложении конкретных действий, которые направлены на совершенствование финансовой, бюджетной и экономической политики органов государственной власти РФ.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Taranova I. V., Podkolzina I. M., Prokhorova V. V., Kolomyts O. N., Kobozeva E. M. Global financial and economic crisis in Russia: Trends and prospects. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018;9(6):769-775. URL: https://www.rjpbcs.com/pdf/2018_9(6)/[106].pdf

2. Ланкина Ю. С., Сердюкова Л. О. Сравнительный анализ зарубежных финансовых систем с финансовой системой России. Социально-гуманитарные и экономические измерения современного общества: Сб. науч. тр. Саратов: КУБиК; 2017:123-128.

3. Балян В. В. Внешние и внутренние угрозы финансовой системы России. Интеграционные процессы в науке в современных условиях: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (в 3-х ч.). Ч. 1. Уфа: Аэтерна; 2018:20-22. URL: https://aetema-ufa.ru/sbomik/NK-213-1.pdf (дата обращения: 30.04.2022).

4. Ибрагимова Э. С., Хаджимуратов М. У. Финансовая система России, проблемы и пути их решения. Юридическая наука в XXI веке: Сб. науч. ст. по итогам работы второго междунар. круглого стола. М.: Конверт; 2018:169-173.

5. Мыльникова Л. А. Проблемы развития финансовой системы России. International Journal of Advanced Studies. 2018;8(3-2):138-143.

6. Каширина М. В. Перспективы развития бюджетной системы РФ. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017;6(4):101-103.

7. Кудрин А. Л., Кнобель А. Ю. Бюджетная политика как источник экономического роста. Вопросы экономики. 2017;(10):5-26. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-10-5-26

8. Гварлиани Т. Е., Оборин М. С., Сарян А. А. Проблемы формирования бюджетных расходов в условиях дефицита бюджетов. Сервис plus. 2017;11(4):65-77. DOI: 10.22412/1993-7768-11-4-7

9. Васюнина М. Л. Оптимизация бюджетных расходов и финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг. Финансы и кредит. 2016;(6):14-25.

10. Дробышевская М. Н., Кулякова М. Н. Проблемы и перспективы развития современной российской банковской системы. Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2017;(Т18):62-65. URL: http://e-koncept.ru/2017/770385.htm (дата обращения: 30.04.2022).

11. Lopatin E. Assessment of Russian banking system performance and sustainability. Banks and Bank Systems. 2019;14(3):202-211. DOI: 10.21511/bbs.14(3).2019.17

12. Belotelova N., Kukharenko O., Gizyatova A. Modernization of the Russian banking system as a necessary condition for the development of the Russian economy. Economic and social development: Proc. 25th Int. sci. conf. on economic and social development — 17th Int. social congr. (ISC-2017). (Moscow, 30-31 October 2017). Varazdin: Varazdin Development and Entrepreneurship Agency; 2017:413-421. URL: https://www.esd-conference. com/upload/book_of_proceedings/Book_of_Proceedings_esdMoscow_2017_Final_online.pdf (дата обращения: 30.04.2022).

13. Ono S. Financial development and economic growth nexus in Russia. Russian Journal of Economics. 2017;3(3):321-332. DOI: 10.1016/j.ruje.2017.09.006

14. Вишневер В. Я., Кусков В. М., Недорезова Е. С. Тенденции и перспективы развития паевых инвестиционных фондов в системе коллективного инвестирования. Экономические науки. 2019;(178):19-24. DOI: 10.14451/1.178.19

15. Меда М. А. Актуальные проблемы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Молодой ученый. 2019;(13):199-200.

16. Вершинина О. В., Лабушева Я. Г., Султаниев И. С. Анализ возможностей и рисков введения в обращение цифровых валют центральных банков на примере «цифрового рубля». Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021;(1):51-60. DOI: 10.25586/RNU.V9276.21.01.P.051

REFERENCES

1. Taranova I. V., Podkolzina I. M., Prokhorova V. V., Kolomyts O. N., Kobozeva E. M. Global financial and economic crisis in Russia: Trends and prospects. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018;9(6):769-775. URL: https://www.rjpbcs.com/pdf/2018_9(6)/[106].pdf

2. Lankina Yu.S., Serdyukova L. O. Comparative analysis of foreign financial systems with the financial system of Russia. In: Socio-humanitarian and economic dimensions of modern society: Coll. sci. pap. Saratov: KUBiK; 2017;123-128. (In Russ.).

3. Balyan V. V. External and internal threats to the financial system of Russia. In: Integration processes in science in modern conditions: Proc. Int. sci.-pract. conference (in 3 pts.). Pt. 1. Ufa: Aeterna; 2018:20-22. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-213-1.pdf (accessed on 30.04.2022). (In Russ.).

4. Ibragimova E. S., Khadzhimuratov M. U. The financial system of Russia, problems and solutions. In: Legal science in the 21st century: Coll. sci. pap. 2nd Int. round table. Moscow: Konvert; 2018:169-173. (In Russ.).

5. Mylnikova L. A. Problems of development of Russia's financial system. International Journal of Advanced Studies. 2018;8(3-2):138-143. (In Russ.).

6. Kashirina M. V. Prospects of development of budgetary system of the Russian Federation. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management (Azimuth of Scientific Research). 2017;6(4):101-103. (In Russ.).

7. Kudrin A., Knobel A. Fiscal policy as a source of economic growth. Voprosy ekonomiki. 2017;(10):5-26. (In Russ.). DOI: 10.32609/0042-8736-2017-10-5-26

8. Gvarliani T. E., Oborin M. S., Saryan A. A. Problems of formation of budget expenditures in the conditions of deficit budgets. Servis plus = Service Plus. 2017;11(4):65-77. (In Russ.). DOI: 10.22412/1993-7768-11-4-7

9. Vasyunina M. L. Optimization of budget expenditures and financial support to state and municipal services. Finansy i kredit = Finance and Credit. 2016;(6):14-25. (In Russ.).

10. Drobyshevskaya M. N., Kulyakova M. N. Problems and prospects for the development of the modern Russian banking system. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept" = Scientific and Methodological Electronic Journal "Concept". 2017;(T18):62-65. URL: http://e-koncept.ru/2017/770385.htm (accessed on 30.04.2022). (In Russ.).

11. Lopatin E. Assessment of Russian banking system performance and sustainability. Banks and Bank Systems. 2019;14(3):202-211. DOI: 10.21511/bbs.14(3).2019.17

12. Belotelova N., Kukharenko O., Gizyatova A. Modernization of the Russian banking system as a necessary condition for the development of the Russian economy. Economic and social development: Proc. 25th Int. sci. conf. on economic and social development — 17th Int. social congr. (ISC-2017). (Moscow, 30-31 October 2017). Varazdin: Varazdin Development and Entrepreneurship Agency; 2017:413-421. URL: https://www.esd-conference.com/ upload/book_of_proceedings/Book_of_Proceedings_esdMoscow_2017_Final_online.pdf (accessed on 30.04.2022).

13. Ono S. Financial development and economic growth nexus in Russia. Russian Journal of Economics. 2017;3(3):321-332. DOI: 10.1016/j.ruje.2017.09.006

14. Vishnever V. Ya., Kuskov V. M., Nedorezova E. S. Trends and prospects for the development of mutual investment funds in the collective investment system. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences. 2019;(178):19-24. (In Russ.). DOI: 10.14451/1.178.19

15. Meda M. A. Actual problems of civil liability insurance of vehicle owners. Molodoi uchenyi. 2019;(13):199-200. (In Russ.).

16. Vershinina O. V., Labusheva Ya.G., Sultaniev I. S. Analysis of the opportunities and risks of introducing digital currencies of central banks on the example of the "digital ruble". Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo = Vestnik of Russian New University. Series: Man and Society. 2021;(1):51-60. (In Russ.). DOI: 10.25586/RNU.V9276.21.01.P.051

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Гайратбек Нуридин угли Исмоилов — аспирант 2-го курса, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Gayratbek N. Ismoilov — 2nd year graduate student, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia

http://orcid.org/0000-0002-5668-0119 ismoilov.gn@gmail.com

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 26.04.2021; после рецензирования 12.06.2021; принята к публикации 27.12.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 26.04.2021; revised on 12.06.2021 and accepted for publication on 27.12.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.