Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ГРУППЫ "ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ" В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ТЕНДЕНЦИИ ГРУППЫ "ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ" В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Милькина Е.А.

В статье рассматриваются тенденции социализации группы «лица с ограниченными возможностями» в Свердловской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Милькина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF THE GROUP OF "PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES" IN THE SVERDLOVSK REGION

The article is devoted to the TRENDS OF SOCIALIZATION OF THE GROUP "FACES WITH LIMITED OPPORTUNITIES" IN THE SVERDLOVSK REGION

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ГРУППЫ "ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ" В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 001.201

Милькина Е.А. студент 4 курса факультет «Экономическая безопасность»

кафедра «Экономика» Уральский Государственный Экономический Университет

научный руководитель: Сбродова Н.В.

старший преподаватель Россия, г. Екатеринбург ТЕНДЕНЦИИ ГРУППЫ «ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В статье рассматриваются тенденции социализации группы «лица с ограниченными возможностями» в Свердловской области

Milkina E.A.

Student of the department "Economics" 4 year, Faculty of Economic Security Uralskiy State University of Economics Russia, the city of Ekaterinburg 4 year, Faculty of Economic Security Scientific adviser: N.Sbrodova.

Senior Lecturer

TENDENCIES OF THE GROUP OF "PERSONS WITH LIMITED OPPORTUNITIES" IN THE SVERDLOVSK REGION

The article is devoted to the TRENDS OF SOCIALIZATION OF THE GROUP "FACES WITH LIMITED OPPORTUNITIES" IN THE SVERDLOVSK REGION

Тенденции группы «лица с ограниченными возможностями» в Свердловской области В период социально-экономической нестабильности вопросы благосостояния граждан выходят на первый план. Особенно остро в кризисных ситуациях проявляется проблема безработицы и доступа к различным общественно значимым благам, в частности, доступа к образованию. В наименее выгодном положении оказываются представители социально незащищенных групп населения - инвалиды.

Трудоустройство инвалидов как граждан, испытывающих трудности в поиске работы, является одним из приоритетных направлений в государственной политике социальной защиты и занятости инвалидов .

В целом, в Российской Федерации наблюдается тенденция к снижению численности инвалидов, так, в 2009 году их количество составляло 91,6 человек на 1000 человек населения, а в 2014 году - 90,1. Данная тенденция присуща и Свердловской области, в ней на 1 января 2013 года насчитывалось 334 000 человек с инвалидностью (7,6% населения) [13]

данный показатель ниже, чем в России в целом (около 9% населения).

2010г 2011г 2012г 2013г 2014г 2015г 2016г

Численность населения 4308472 4297227 4307594 4315830 4320677 4327472 4330006

Численность инвалидов 349тыс 12.4% 350тыс 12.3% 347тыс 12.4% 334тыс 12.6% 337тыс 12.8% 333тыс 13% 326тыс 13.2%

Данная категория граждан в наибольшей степени нуждается в социальной поддержке. Несмотря на все усилия органов власти, большая часть инвалидов в России остается безработной, так, лишь 4,6% всех россиян с инвалидностью имеют работу, в то время как в Великобритании работу имеют 40% людей с инвалидностью, а в США - 24%. Из приведенных данных видно, что уровень безработицы среди инвалидов в России очень высок. [13]

При поиске работы люди с инвалидностью сталкиваются с множеством проблем, основными из которых является нежелание работодателя принимать на работу инвалида и недоступность объектов инфраструктуры города. Первая из проблем носит затяжной характер, несмотря на установленные в области квоты и льготы, многие работодатели опасаются принимать на работу людей с инвалидностью.

Еще одним затруднением на пути к решению проблемы трудоустройства инвалидов является отсутствие доступной окружающей среды. Проблема проезда к месту работы появляется уже на выходе из дома: большая часть домов не оборудована пандусами, а если пандусы и есть, то только на выходе из подъезда, внутри дома же они отсутствуют, кроме того, пандусы очень часто находятся в непригодном состоянии и изначально построены с несоблюдением стандартов. Далее встает вопрос о передвижении на транспорте, для инвалидов с коляской попасть туда просто невозможно, людям с нарушением зрения затруднительно узнать номер транспортного средства. Согласно отчету Министерства социальной политики Свердловской области «О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»», доля транспорта, оборудованного для перевозки маломобильных группа населения составляет всего 11% в 2014 году.

Помимо названых выше проблем, существует еще одна немаловажная, связанная с отсутствием у самих инвалидов необходимых навыков и умений. Причиной тому становятся трудности с образованием, дополнительным обучением, переобучением и социализацией инвалидов, а также с их собственными страхами и комплексами. безусловно, к образовательным организациям и к организациям, осуществляющим обучение, предъявляется ряд требований, направленных на обеспечение доступности образовательных услуг для данной категории граждан.

Условия обучения и содержание образования обучающихся -

инвалидов, согласно части 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» определяются адаптированной образовательной программой, разработанной с учетом индивидуальной программы реабилитации. Для этого организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают специальные условия для обучения инвалида, среди которых можно выделить следующие: разработка и реализация специальных образовательных программ и методов обучения; использование в образовательном процессе специальных учебных материалов (учебников, учебных пособий и дидактических материалов) И специальных технических средств обучения; организация сопровождения образовательной деятельности путем предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь; проведение коррекционных занятий. Особое значение имеет обеспечение доступности образования посредством оборудования зданий, где осуществляется образовательная деятельность, соответствующими средствами (например, пандусами, лифтами).

В Свердловской области действует государственная программа «Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года», которая предусматривает положения относительно трудоустройства инвалидов, затрагивающие как непосредственное трудоустройство инвалидов, так и повышение доступности учреждений службы занятости для них (оборудование учреждений элементами доступности для инвалидов). Программа включает ряд целевых показателей, например, с 2014 по 2020 годы предполагается ежегодно увеличивать численность трудоустроенных инвалидов на 10 человек. Законом Свердловской области «О содействии занятости населения Свердловской области» устанавливается квота для приема на работу инвалидов. В зависимости от размера организации и условий труда квота составляет от 2 до 3 % [13].

Каждый человек, в том числе и инвалид, имеет право обратиться В службу занятости населения, которая, в свою очередь, будет оказывать помощь в получении необходимых знаний и навыков, а также и в трудоустройстве. Например, «Екатеринбургский центр занятости» привлекает работодателей к решению данной социальной проблемы, вне зависимости от того, возложена на предприятие обязанность принимать на работу инвалидов или нет. Одним из значимых направлений по трудоустройству инвалидов является проведение ярмарок вакансий для лиц с ограниченными возможностями, в которых принимают участие работодатели, готовые принять на работу людей с инвалидностью. В Свердловской области подобные мероприятия проводятся несколько раз в год.

Для решения проблемы трудоустройства инвалидов необходим комплексный подход. Первое направление - решение проблемы нежелания работодателей принимать инвалидов на работу. Для этого необходимо проведение обязательных тренингов и семинаров для работодателей, на

которых преодолевался бы, в первую очередь, психоэмоциональный барьер. Далее, целесообразным было бы использование иностранного опыта в нашей стране, так, например, в некоторых странах за неисполнение квот по устройству инвалидов организации выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов и адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными возможностями. Помимо этого, в некоторых государствах существует система стимулирования работодателей, направленная на трудоустройство лиц с тяжелыми формами инвалидности посредством заполнения сразу нескольких мест квоты.

В сфере создания доступной среды и сейчас ведется активная работа, реализуется государственная программа «Доступная среда». Но предпринимаемых государством мер в рамках реализации данной программы недостаточно для обеспечения инвалидов комфортной средой существования. Для решения этой проблемы необходимо не только обязать застройщиков создавать пандусы, но и ввести ответственность за несоблюдение их стандартов, вплоть до отказа на ввод дома в эксплуатацию.

Что касается самих инвалидов, необходимо дальнейшее развитие программ адаптации и социализации инвалидов, обеспечение им свободного доступа к среднему профессиональному и высшему образованию. Так как инвалиды имеют различные отклонения здоровья, необходимо дифференцировать образовательные программы и условия реализации образовательной деятельности в зависимости от заболеваний. Минобрнауки России и Рособрнадзор уже сейчас ведут активную политику в части адаптации образовательной среды и инфраструктуры к нуждам инвалидов. Важно отметить, что наличие специальных средств обучения и соответствие материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, особым требованием к обеспечению доступности зданий и сооружений, становятся одним из предметов проверок, проводимых органами власти в рамках государственной регламентации образовательной деятельности.

Проблема трудоустройства инвалидов имеет системный характер, поэтому ее решение также требует комплексных мер на всех уровнях, начиная от федеральных государственных органов и заканчивая органами местного самоуправления и частными фирмами. Сейчас государством принимаются различные меры по улучшению положения инвалидов в обществе. Тем не менее, принимаемых усилий пока недостаточно для обеспечения всех желающих трудиться инвалидов рабочим местом. Данную проблему невозможно решить только с помощью мер административного и нормативно-правового характера, необходимо изменение отношения к проблеме со стороны всего общества в целом. Чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует

развитию внутреннего рынка России. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое население.

Использованные источники:

1. Абакаров, А.М. Формирование и реализация региональной инновационной политики как направление обеспечения экономической безопасности региона [Электронный ресурс] / А.М.Абакаров // Экономика и социум. - 2015. - №3. - Режим доступа: http ://iupr.ru/domams_data/ files/zumal_16/Abakarov.pdf.

2. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов [Текст]: Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ.

3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ.

4. Фрайс, В.Э. Состояние экономической безопасности регионов Уральского федерального округа в условиях дестабилизации экономических процессов [Электронный ресурс] / В.Э.Фрайс. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34362/1/urrr 2015 187.pdf.

УДК 159.9

Мирзамагомедова Н. А. студент 4 курса факультет «Психология» научные руководители: Шуруха Т. А.

старший преподаватель ШарбузоваХ. З., к.пед.н.

доцент

Дагестанский государственный университет

Россия, г. Кизляр РД ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ

Аннотация: в работе раскрываются такие понятия как «семейное консультирование» , «индивидуальное консультирование»; модели консультирования семьи; описываются принципы системного подхода консультирования семьи.

Ключевые слова: семья, консультирование, кризис, супружеские отношения.

Abstract: in this work such concepts as "family counseling", "individual counseling" are disclosed; model of family counseling, describes the principles of a systematic approach to family counseling.

Keywords: family, counseling, crisis, marital relations.

Психологическое консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность — личность». Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.