УДК 7.035
НЕПОПАЛОВА Мария Валерьевна, Санкт-Петербургская Государственная Академия живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург, Россия [email protected]
ТЕНДЕНЦИИ ФРАНЦУЗСКОГО ПЕРСОНАЛИЗМА НА ПРИМЕРЕ РЯДА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСТЕРА Ж.-Д. РАШЕТА. СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ ФРАНЦУЗСКОЙ РОССИКИ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКА
Идеи персонализма - характерная особенность скульптурных портретных образов французской россики. Персональное изображение является элементом просветительских представлений и передает эстетическую концепцию французского искусства, в которой большое место занимает вопрос индивидуального изображения личности. Ж.-Д. Рашет, крупный французский мастер, внес значительный вклад в наследие русского искусства в области декоративно-прикладной пластики и скульптурного портрета. В художественной выразительности канонов и эффектной лепке представителя россики грань за гранью открывается метафизика пространства социального мира. Во французской скульптурной пластике изображение человека предполагало определенные каноны передачи общественной жизни, социального обозначения личности. В строительстве светских идеалов тенденции персонализма раскрывали идею индивидуальной представленности человека в обществе. Рашет обозначает идею персональной жизни и деятельности человека в культурном пространстве России. Большое значение скульптор придает интуитивному восприятию особенностей модели и высокому уровню исполнения.
Ключевые слова: французская россика, французская скульптура, Ж.-Д. Рашет, персонализм, портрет, русское искусство.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-143-146
NEPOPALOVA Maria V., St. Petersburg State Academy of Painting, Sculpture and Architecture of Repin, St. Petersburg, Russia [email protected]
TRENDS OF FRENCH PERSONALISM BY THE EXAMPLE OF PORTRAITS OF J.-D. RACHETTE. SCULPTURAL PORTRAIT OF FRENCH ROSSIKA IN THE END OF THE XVIII -BEGINNING OF THE XIX CENTURIES
Ideas of personalism is one of the most characteristic features of the sculptural portrait of French Rossika. Personal image is an element of enlightenment ideals and aesthetic concepts of French art. An important place in portrait of French Rossika takes the question of expressional images of the individuality. J.-D. Rachette is a major French sculptor who has made a significant contribution to the heritage of Russian art. He opens the metaphysics of the space of the Russian social world in the classical artistic canons and in the modeling of traits of personality. French sculptural portrait assumes a certain canons of the description of public life, social designation of the person. Trends of personalism revealed the idea of the representation of individuality in society in the context of the construction of the secular ideals. Rachette conveys the idea of the personal life and human activities in the cultural space of Russia. Sculptor attached great importance to the intuitive perception of the personality characteristics model and the high level of performance.
Keywords: French Rossika, French sculpture, J.-D. Rachette, personalism, portrait, Russian art
Скульптура французской россики раскрывает основные аспекты социального мира человека конца XVIII - начала XIX в. Эстетическая концепция в портрете представляется в контексте произведений французской россики как способ самоосуществления человеческой личности, в свою очередь обусловленной общественными отношениями.
Француз по происхождению, Жан-Доминик Рашет приезжает в Россию по приглашению князя А.А. Вяземского на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода с 1779 по 1804 г. Мастер был почетным выпускником копенгагенской Королевской академии художеств, работал в Дании, Франции, Германии.
Французский скульптор внес большой вклад в развитие фарфорового дела в России. Однако Рашета интересовали идеи высокого искусства и в первую очередь выдающиеся личности, что отразилось на его творчестве. Вандбеск, поместье Генриха-Карла Шиммельмана, где жил Рашет, было местом встреч творческой элиты. Знакомство мастера с И.-Г. Фоссом, автором переводов Гомера, и Ф.-Г. Клопштоком было отмечено увлеченностью скульптора поэзией и литературой. Это сблизило творчество Рашета с идеалами «львовско-державинского кружка», с которым он познакомился в России [2].
Рашет создал блистательную галерею портретов современников, в которых отобразил отблески великой эпохи. Как архитектура отображала модель мироздания и символизировала развитие цивилизации в мировом прогрессе, так скульптура была проекцией мира идеала в обществе. Дворцы и усадьбы были полны скульптурных изображений и лепнин, в которых узнавались символы государства и мифологии, формирующие концептуальную атмосферу светского пространства. Эфемерный и зыбкий мир прекрасных образов эпохи выражался в фундаментальных ценностях социума, в отражении индивидуальности в масштабе ее общественного значения. Персонифицированное изображение в интерьерном пространстве открывало идею ценности удивительного и величественного мира идеалов, нравов, чувств, мыслей, убеждений,
стремлений и идей, из которых строились социальные институты и общественные храмы того времени.
Французская скульптура создана в тенденциях просветительских идеалов, которые трактовались сквозь призму идеи персонализма. Персонализм понимался как духовный мир личности, который передавался в сочетании с идеей идеальной божественной сущности человека. Скульптор XVIII - XIX вв. представляет в произведениях идею рационального начала человека как элемент просветления божественного идеального мира в социальной среде.
Идея разумного социального бытия человека в обществе и многогранная деятельность отвечала мировоззрению эпохи. Моделируя портрет, скульптор исходит из рациональных представлений, наделяя портретное изображение открытым социальным содержанием. Скульптура эпохи содержит уникальное светское пространство того времени, отображая ценности, идеалы, умонастроение людей. Это выражено в первую очередь в трактовке черт лица.
Особой выразительностью отличается портрет Л.Эйлера (1784, бронза, Отлив 1794 г. 56х25х23), который был торжественно установлен в конференц-зале Академии наук и высоко оценен современниками. Изображение личности - это важный показатель изображения мировоззренческой ориентации личности в системе ценностей эпохи. В скульптурном изображении мастер представляет идею открытия научного знания для общественной жизни. Для выражения этой идеи Рашет решает ряд художественных задач.
Индивидуальная характеристика образа открывает модель в социальной среде. Так, прищуренный, но энергичный взгляд, устремленный вверх, создает эффект обращенности личности к идеальному миру, пространству идей, знаний, новых открытий. Черты модели, несмотря на подробную индивидуализацию, сглажены. Крупные складки на слегка нахмуренном лбу, несколько резкие скулы, смягченный контур век с густой бровной дугой, анатомия шейных мышц подчеркивают индивидуальную характеристику модели.
Ровная и точно симметричная трактовка посадки головы переходит в цельный монолит. Представляя не костюм, а природу мрамора, скульптор отображает выразительно сложенный образ, в котором природа представляет основу научного знания. Элайер словно озарен идеями Просвещения и обращен непосредственно к знанию, как к светилу общественного прогресса.
Искусство XVIII - XIX вв. отображало цельную систему преставления замысла: от создания идеи - к воплощению ценностей. Важным аспектом является определение содержания скульптурного образа, грани выражения идеи, социального объема. Скульптор создает многоуровневую систему трактовки личности, в которой личность в ее объективно созидательном образе представляет элемент структуры социальной среды.
Одним из наиболее выразительных образов в творчестве Рашета является скульптурный портрет государственного канцлера А.А. Безбородко, исполненный для надгробия в «палатке» Благовещенской усыпальницы. Пышная многофигурная композиция надгробия наполнена духом героики и торжественной скорби. Расположенный в центре бюст великого дипломата отличается строгой классицистической характеристикой модели, характерной для мемориальных портретов. Портрет на высоком пьедестале представлен в центре аллегорической композиции. Аллегория «Правосудия», представленная в виде крылатой фигуры, склонилась в скорби, оплакивая память об известном деятеле своего времени, внесшего значительный вклад в развитие государства. По другую сторону от изображения Безбородко, представлена фигура, олицетворяющая «Ревность к службе Отечеству». В руках она держит лампу со смолой, отражая идею служения царю. Образ Гения с оливковой ветвью был возведен в память о достижениях Безбородко в заключении мира России с Турцией.
Скульптор мягко моделирует черты лица. Сохраняя в большей степени идею возвышенного классицистического образа, он намечает в амимичном изображении индивидуальные особенности модели. Высоко поднятый подбородок сочетается с открытым естественным, направленным вдаль взглядом. Крупный рисунок губ подчеркивает мягкую дугообразную линию бровей. Рашет изображает доблестную и выразительную личность. Эпитафии, сочиненные Державиным, и надписи раскрывают идею произведения, отражающую в первую очередь государственную роль выдающегося дипломата и представителя известного рода.
Французский художник отмечает аспекты красоты и понимание вкуса как элемента социальной жизни, отображая в объективности эталона и эстетики светской культуры субъективное восприятие жизни с оттенками повседневности, сентиментальности и возвышенности образа. В портрете П.А. Демидова (1779, гипс, 69х43х28, ГРМ, бронзовый вариант в ГЭ) Рашет представляет светское лицо. Траектория взгляда, направленного прямо, ориентирована к светской среде. Знатный вельможа представлен в элегантном костюме с жилетом и закутан в драпированный плащ. Скульптор создает атмосферу светской беседы. Голова модели слегка наклонена вперед, плечи сглажены, что придает неофициальный тон общения. Рашет деликатно модели-
рует черта лица. Мимика модели невыразительна: смягченные подробной лепкой складок глаза, приятная сдержанная улыбка, ровные спокойные брови создают благоприятный гармоничной образ светской личности.
В трактовке персонального изображения модели Рашет передает определенное качество социальной представленности, которая отображена в эстетической концепции портрета. Индивидуальность сочетается с определенной гранью социальной жизни - статусом, ролью, образом.
Отвечает идейно-просветительскому содержанию портретный образ культурного деятеля Г.Р. Державина (1794, ранее Библиотека казанского университета). Не обозначая атрибутов и элементов одежды, скульптор обращает внимание на индивидуальную характеристику и отмечает возвышенность образа поэта над светской суетой. Взгляд глубоко посаженных глаз устремлен ввысь; губы с резким контуром, плотно сжаты; подбородок эффектно приподнят. Мастер выразительно моделирует индивидуальную пластику лица, передавая сосредоточенную, энергичную личность с решительным и живым нравом и твердым характерным взглядом. Таким образом, Рашет передает в трактовке индивидуальных черт знаковой личности эпохи выразительный идеализированный образ литературного персонажа поэта. Следует отметить взаимосвязь работ Рашета с творчеством мастера и в парном портрете его супруги Екатерины Яковлевны. Образ Екатерины с вьющимися волосами и изящными чертами округлого лица ближе всего, как отмечает Карпова, к стихотворению Державина «Ласточка», написанному им 1792 г. [2, с. 522]. Эти произведения мастера отображают не только личное знакомство Рашета с моделью, но и то, как в тенденциях персонального изображения художник передает ценности и достижения русской культуры в целом.
Героизированный образ представлен в портрете ректора Академии Г.И. Козлова (1790-е, гипс тонированный, 64х42х31). На фоне классицистических тенденций Рашет уделяет внимание индивидуальности модели. Крупные сладки свободного античного наряда передают идеи высокой просветительской роли образовательной системы России. Индивидуальность здесь выступает как представитель достижений и ценностей социального института. Мастер деликатно и натуралистично трактует черты лица модели. Скульптор изображает идею служения деятеля культуры обществу. Выразительная лепка передает естественные объемные складки у щек, очертания высокого, выступающего лба, мягкий контур овала лица. Слегка флегматичный взгляд Козлова спокойно направлен вдаль, ровные губы, прямой, слегка приподнятый подбородок, фронтальная посадка головы. Эти черты создают эффект целеустремленной и утверждающе основательной личности ректора.
Этим Рашет выражает идею, что произведение - это место встречи личностей и идеалов эпохи. Скульптура становится обращением к индивидуальному миру модели в социальном пространстве. Приподнятый подбородок, плотно сжатые губы, строгая осанка подчеркивает образ римского полководца. Выразительная трактовка черт лица, не обобщенная в классицистическую модель, возможно связана с личным знакомством Рашета с портретируемым с первого года работы в Академии. Проекты Козлова встречаются в целом ряде образцов декоративно-прикладного искусства, над которыми работал Рашет как модельмейстер Императорского фарфорового завода.
Явление персонализма как характерная черта французской россики показывает взаимосвязь представления индивидуального в идеальном, отражающем гуманистические ценности эпохи. Однако следует отметить, что-то индивидуальное привносится во французском искусстве в контексте эстетического содержания. В портретном медальоне Портрет С.И. Плещеева (конец 1780-х. Барельеф. Гипс. 23.5х18) Рашет решает задачу социального образа. Идеи персонального портрета представлены в одной из граней социальной среды. Это выражено в деликатной и многоаспектной проработке элементов одежды. Рашет несколькими штрихами великолепно запечатлевает качество тканей и фактур, воссоздавая атмосферу образа жизни высшего света. Идея персонального портрета здесь представлена в большей степени в обозначении светского наряда, раскрывающего в образе идею галантного общества, знания этикета, изысканных манер и представительности знатной личности.
Скульптура воссоздает фрагменты духовной реальности человека, передавая целостность и взаимосвязь социальных явлений в обществе. Скульптурный портрет отображает живой характер просветительских представлений. Скульптор в произведении стремится не только представить индивидуальность в социальном пространстве, но и решает ряд задач. Индивидуальность передает аспекты созидательного образа в обществе, каноны красоты, аспекты выразительных качеств личности.
Скульптура XVIII - XIX вв. -это интенсивная целеполагающая интеллектуальная деятельность, в которой произведения представляются в сочетании объективных характеристик социального мира и субъективных пониманий свойств личности.
В россике представлена тенденция, характерная для французской эстетики: «изначальная позиция по отношению к миру вообще, не только к миру внешнему, но и к внутреннему миру, не есть позиция "воспроизведения", "восприятия", а есть изначально эмоциональная позиция, включающая постижение "ценностей"» [1, с. 90], отображение духовной деятельности человека в формах художественного образа и передачи идеи сопричастности личности с обществом.
Скульптура для Рашета - это диалектика общения, открытый диалог, в котором передается взаимодействие культурных, социальных, исторических сторон общества, стык художественных стилей и явлений, грани трактовки личности - тенденции, которые передаются в произведении искусства на социальной платформе культурной жизни общества.
Скульптор не стремится воссоздать образ России в характере личности, однако он великолепно передает черты изображаемого сквозь призму светских идеалов, моды, просветительских идей, отображая в пластических формах индивидуального образа мироощущение эпохи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. Критич. очерк. - М.: Искусство, 1981. - 191 с.
2. Карпова Е.В. Русская и западноевропейская скульптура XVIII - начала XX века. Новые материалы. Находки. Атрибуции. - СПб.: Искусство-СПБ, 2009. - 608 с.
REFERENCES
1. Vdovin, I. S. The Aesthetics of French personalism. [Estetika frantsuzskogo personalizma]. Critic. essay. Art Moscow, 1981. 191 p.
2. Karpova, E. V. Russian and Western European sculpture of XVIII - early XX century. [Russkaya i zapadnoevrop-eyskaya skul'ptura XVIII - nachala XX veka]. New materials. Finds. Attribution. Saint-Petersburg: «Art-SPB», 2009. 608 p.
Information about the author
Непопалова Мария Валерьевна, искусствовед, кафедра зарубежного искусства, Санкт-Петербургская Государственная Академия живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург, Россия [email protected]
Получена: 20.11.2015
Для цитирования статьи: Непопалова М.В. Тенденции французского персонализма на примере ряда произведений мастера Ж.-Д. Рашета. скульптурный портрет французской россики конца 18 - начала 19 века. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 143-146. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-143-146
Информация об авторе
Nepopalova Maria V., Art Critic, Department of Foreign Art , St. Petersburg State Academy of Painting, Sculpture and Architecture of Repin, St. Petersburg, Russia,
Received: 20.11.2015
For article citation: Nepopalova M.V. Trends of french personalism by the example of portraits of J.-D. Rachette. sculptural portrait of french rossika in the end of the XVIII - beginning of the XIX centuries. [Tendentsii frantsuzskogo personalizma na primere ryada proizvedeniy mas-tera ZH.-D. Rasheta. skul'pturnyy portret frantsuzskoy rossiki kontsa 18 - nachala 19 veka]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 143-146.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-143-146