Научная статья на тему 'Тенденции формирования интеллектуального потенциала России'

Тенденции формирования интеллектуального потенциала России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / знания / человеческий капитал / интеллектуальный капитал / интеллектуальные ресурсы / education / knowledge / human capital / intellectual capital / intellectual resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадан И. Э.

В статье анализируются интеллектуальные ресурсы России, которые могут и должны стать главным фактором технологической модернизации страны, они должны обеспечить ее достойное участие в процессах глобализации мировой экономики. Выделено, что для России необходимо сконцентрировать усилия на активизации использования своего интеллектуального и культурного потенциала в борьбе за достойное место в складывающемся общемировом информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the formation of Russia's intellectual potential

The article analyzes the intellectual resources of Russia, which can and should become the main factor of the country's technological modernization, they should ensure its worthy participation in the processes of globalization of the world economy. It is highlighted that Russia needs to focus on enhancing the use of its intellectual and cultural potential in the struggle for a worthy place in the emerging global information space.

Текст научной работы на тему «Тенденции формирования интеллектуального потенциала России»

2020, №1

ISSN 2411-2550

УДК 332.14

Жадан И.Э.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.

Чернышевского, г. Саратов, Россия.

Тенденции формирования интеллектуального потенциала

России

В статье анализируются интеллектуальные ресурсы России, которые могут и должны стать главным фактором технологической модернизации страны, они должны обеспечить ее достойное участие в процессах глобализации мировой экономики. Выделено, что для России необходимо сконцентрировать усилия на активизации использования своего интеллектуального и культурного потенциала в борьбе за достойное место в складывающемся общемировом информационном пространстве.

Ключевые слова: образование, знания, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, интеллектуальные ресурсы

Образец цитирования: Жадан И.Э. Тенденции формирования интеллектуального потенциала России // Гуманитарный научный журнал. 2020. №1. с.45-51 DOI: https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10007

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Zhadan I. E.

Trends in the formation of Russia's intellectual potential

The article analyzes the intellectual resources of Russia, which can and should become the main factor of the country's technological modernization, they should ensure its worthy participation in the processes of globalization of the world economy. It is highlighted that Russia needs to focus on enhancing the use of its intellectual and cultural potential in the struggle for a worthy place in the emerging global information space. Key words: education, knowledge, human capital, intellectual capital, intellectual resources

For citation: Zhadan I. E. Trends in the formation of Russia's intellectual potential. // Humanitarian scientific journal.2020. №1. p.45-51 (In Russ.) DOI:

https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10007

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Всем известно, что развитие мира не стоит на месте. Каждая сфера жизнедеятельности идет по пути глобализации и отличается высоким динамизмом. В результате процессов глобализации между государствами возникают противоречия, начинается конкурентная борьба. В соответствии с такой ситуаций, необходимо уделить огромное внимание безопасности страны и систематически повышать ее эффективность.

Система образования России по масштабам, уровню обучения и подготовке молодого поколения и взрослых, по охвату существующих специальностей и профессий, контингенту иностранных учащихся является одной из немногих, имеющих большое международное значение. И поэтому процессы, происходящие в ней, выходят за рамки только одной страны.

13115111

Начавшиеся в России на рубеже веков реформы, касаются как общего, так и всех уровней профессионального образования, и представляют собой, с одной стороны, проявление мировых тенденций, а с другой - форму сохранения и приумножения опыта и традиций прежних поколений, способствующих дальнейшему развитию нашей самобытной культуры.

Среди мировых тенденций развития высшего образования выделим следующие моменты.

- Широкая диверсификация высшего образования - многовариантность, многообразие, многомодельность.

- Радикальное преобразование и обновление высшего образования как системы: гибкость, предвосхищение нужд и интересов потребителей, ориентация на парадигму «образование для всех», укрепление связей с другими ступенями и формами образования.

- Непрерывная адаптация учебных программ к будущим потребностям, повышение адекватности высшего образования перспективам социально-экономического развития.

- Реализация установки на воспитание студентов в духе гражданственности и подготовки их к активному участию в жизни общества.

- Формирование устойчивой ориентации выпускников на создание эндогенного потенциала развития.

- Предоставление студентам оптимального диапазона выбора, создание условий для гибкости и многовариантности в сроках начала и завершения получения высшего образования.

- Повышение роли высшего образования в формировании у студентов способности понимания, интерпретации, сохранения, развития и распространения национальных, региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия.

- Расширение доступа к высшему образованию на началах справедливости - «высшее образование не для избранных, а для способных».

- Развитие академических свобод как общепринятой и непреходящей ценности высшего образования.

- Переход высшего образования к парадигме «образование на протяжении всей жизни».

- Усиление связей высшего образования со всеми ступенями предыдущего уровня образования.

- Ориентация высшего образования на студента.

- Достижение сбалансированности когнитивного освоения учебных дисциплин и овладения навыками в сфере коммуникаций, творческого и критического анализа коллективного труда в многокультурном контексте.

- Формирование необходимого потенциала и стратегий развития на основе социального партнерства, расширения связей с миром труда.

- Преодоление узкоэкономической ориентации в деятельности вузов и подготовке кадров.

- Повышение роли и уровня научных исследований и преподавания.

- Усиление направленности на междисциплинарные, многодисциплинарные и трансдисциплинарные образовательные программы.

- Повышение внимания к подготовке специалистов в новых технологических и управленческих областях.

- Интернационализация высшего образования.

- Ускорение развития академических дисциплин и их диверсификация.

- Обеспечение баланса университетского и не университетского секторов высшего образования.

- Достижение разумного соотношения между традициями и обновлением.

- Появление новой учебной среды, основанной на современных технологиях и новых видах образовательных услуг.

- Внедрение модульных учебных программ в качестве организационных рамок обучения и преподавания.

В числе перечисленных тенденций целесообразно сосредоточиться на качестве образования как общем знаменателе реформ высшей школы и развития социального диалога и партнерства.

Наиболее полно современные тенденции развития образования обозначились в концепции «образование в течение жизни».[1,с.2]. Уже сейчас во многих компаниях на переподготовку специалистов отводится 1520% рабочего времени. За весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) каждый специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз. Рекомендуется выделять специалистам 10 часов в неделю на изучение литературы по специальности и 40-80 часов в год на участие в какой-либо форме непрерывного образования.

Управление знаниями для российских компаний еще не стало действенным инструментом высокотехнологического бизнеса. Между тем причин и оснований для неотложного использования этого инструмента более чем достаточно. Предпринимательская активность в области инноваций в экономике России невелика - и в абсолютном выражении, и в сравнении с промышленно развитыми странами, где доля инновационно-активных предприятий иногда достигает 80% (в среднем по странам ОЭСР -50%), а в России - менее 10%. Большинство наукоемких отраслей России находится только в начале компьютерной революции, т.е. между третьим и четвертым технологическим укладами. Технологии пятого уклада, глубоко и основательно проникшие в экономику развитых стран, в широком масштабе в нашей стране пока не применяются. Российская наука практически пока еще не обеспечивает последовательного создания «банка знаний» [2,с.4] крайне необходимого для преодоления технологического отставания России

от развитых стран. Сегодня в России в год подается примерно в 5 раз меньше патентных заявок, чем в Германии; в 10 раз меньше, чем в США и в 15 раз меньше, чем в Японии. Всего в нашей стране за последние 5 лет в среднем за год было подано примерно 30 тыс. заявок на изобретения (в США - 280 тыс., в Японии - 360 тыс., в ФРГ - 140 тыс.). Отсталой организацией патентно-лицензионного дела, его запущенностью и неуправляемостью можно объяснить и тот факт, что по количеству полученных патентов в расчете на 1 млн жителей Россия занимает 11 -е место в мире. В расчете на одного человека она оказалась на 41 -м месте по величине доходов, полученных за год из других стран за использование объектов интеллектуальной собственности.

Эффективность управления знаниями находится в прямой зависимости от развитии социальной направленности. Статистика показывает, что по этим показателям разрывы с развитыми странами не только сохраняются, но и увеличиваются. Например, по числу персональных компьютеров на 1 тыс. человек населения Россия отстает от США в 14 раз; по количеству персональных компьютеров, подключенных к Интернету, - в 321 раз. Еще предстоит сполна осваивать Интернет, Интерсети, средства интеллектуального анализа, системы управления документооборотом, программное обеспечение коллективной работы, экстрасети, искусственный интеллект. Сегодня уже не вызывает сомнений необходимость более интенсивной государственной деятельности по информационно-технологическому развитию России и развитию интеллектуального капитала. Важным направлением такого развития является расширение числа российских специалистов в данной сфере и повышение эффективности использования имеющегося интеллектуального потенциала для увеличения объемов высокотехнологичного экспорта. Поиск путей решения указанной проблемы заставляет обращать внимание на успехи других стран в области информационных технологий. Чаще всего в этой связи исследуется опыт включения Индии в транснациональное производство информационно-технологической продукции и организации институтов оффшорного программирования.

Однако в реальности идея заимствования индийского опыта оказывается не столь уж очевидной и однозначной. Но практическое применение зарубежного опыта в российских условиях требует учета целого ряда обстоятельств.

Создание отечественных структур оффшорного программирования с ориентацией на конечный продукт позволяет ограничить «утечку умов» за границу и способствовать накоплению информационно-технологического потенциала и интеллектуального капитала непосредственно в стране. [3].

Могут создавать организации оффшорного программирования по восточной модели. Отсюда перспективы информационно-технологического развития России остаются весьма неопределенными. Не просматривается

заметных сдвигов и в вопросах проявления российским государством столь необходимой сегодня политической воли в выборе ясного стратегического курса развития общества в переломный для страны момент истории.

Участия России в современной информационной экономике целесообразно учитывать, что вершину пирамиды в мировой экономике занимают сегодня создатели образов жизни и символов успеха, стилей поведения и стандартов потребления, продукции массовой культуры. В мире достаточно высоко оценивается российская наука и культура научных исследований, а интеллектуально-творческий потенциал фундаментальной науки сопоставим только с потенциалом США. Технологические достижения ряда наукоемких отраслей России служат основой плодотворного международного сотрудничества страны на стратегически важных направлениях мирового прогресса. [4,с.4]

В настоящее время в области сформированы благоприятные условия для активизации научно-технической деятельности, для эффективного и целенаправленного использования научных разработок.

Несмотря на то, что наука в последние годы испытывает значительные трудности, связанные с недостаточным финансированием высокоэффективных исследований и разработок из федерального бюджета и внебюджетных фондов, с отсутствием у предприятий денежных средств, направляемых на развитие и техническое перевооружение, удалось сохранить существующую часть накопленного научно-технического потенциала, а также остаться на передовых позициях по ряду важных направлений развития современной науки и техники.

Основной целью научно-технической политики на современном этапе является создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала, развитие приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере наукоемких ресурсосберегающих и информационных технологий, активизация научно-технической и инновационной деятельности, создание разветвленной инновационной инфраструктуры в области.

Основными задачами научно-технической политики становятся:

- развитие научно-технической деятельности, включая стимулирование научных исследований, направленных на увеличение выпуска наукоемких технологий и высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции;

- сохранение, развитие и эффективное использование научного и научно-технического потенциала;

- координация деятельности научных организаций и промышленных предприятий, занимающихся научно-технической деятельностью;

- содействие созданию условий для сохранения и развития перспективных направлений научно-технической деятельности и промышленного производства;

- определение приоритетных направлений научно-технической политики, направленных на внедрение в производство наукоемкой продукции;

- стимулирование производств, осуществляющих разработку и внедрение передовых технологий и новых видов продукции;

- содействие внедрению информационных технологий в области;

- формирование банка данных передовых прикладных исследований и перспективных научно-технических разработок для внедрения в промышленное производство;

- содействие привлечению инвестиций в научно-техническую и инновационную сферу для реализации перспективных научно-технических и инновационных проектов;

- использование потенциала федеральных целевых программ для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- содействие финансированию научно-технических проектов из областного бюджета;

- развитие разветвленной инновационной инфраструктуры путем создания инновационно-технологических центров и инновационно-производственного комплекса;

- сохранение научного кадрового потенциала;

- создание условий для подготовки научных кадров с учетом приоритетов развития научно-технической сферы.

В настоящее время в области сформированы благоприятные условия для активизации научно-технической деятельности, для эффективного и целенаправленного использования научных разработок.

Несмотря на то, что наука в последние годы испытывает значительные трудности, связанные с недостаточным финансированием высокоэффективных исследований и разработок из федерального бюджета и внебюджетных фондов, с отсутствием у предприятий денежных средств, направляемых на развитие и техническое перевооружение, удалось сохранить существующую часть накопленного научно-технического потенциала, а также остаться на передовых позициях по ряду важных направлений развития современной науки и техники.

Последнее десятилетие показало, что отечественный образовательный комплекс оказался вполне конкурентоспособным на мировом уровне. Можно согласиться с мнением, что отечественная система образования продемонстрировала устойчивость к социальным «катаклизмам» и не только сохранила свой потенциал, но и приумножила его за счет расширения направлений деятельности.

Наиболее развитым блоком системы образования является в каждом регионе блок высшего и среднего профессионального образования. В

результате повышения престижа высшего профессионального образования в нашей стране с 2000 г. наблюдается положительная динамика всех основных показателей, характеризующих развитие высших учебных заведений. Число средних специальных учебных заведений возросло на 6,46 % Из них основную часть государственные и муниципальные заведения. Хотя число негосударственных учебных заведений выросло на 88,42 % . Причем превалирует очная форма обучения. На заочном отделении увеличение на 207,3 %.

Динамика наблюдается и среди студентов негосударственных средних специальных учебных заведений, увеличение составило на 30,26 %. Рассматривая государственные учреждения, можно отметить, что число студентов увеличилось на 24,23 %..

Средние специальные учебные заведения превалируют над высшими учебными заведениями. наблюдается рост числа как средних специальных учебных заведений, так и высших учебных заведений: средних - на 8,09 % , высших - на 43,04 %. Причем основную часть, как в средних, так и в высших учебных заведениях составляют государственные и муниципальные заведения (в средних заведениях - на 92 % в высших -на 60,55 % . Хотя, наблюдается рост негосударственных учебных заведений, как среди средних, так и высших заведений Рассматривая численность студентов, можно отметить их большое количество в высших учебных заведениях. И их число растет до 161,91 %.

Рассматривая государственные учреждения, отметим, что число студентов увеличение на 131 %.[5]

Отсюда следует вывод: интеллектуальные ресурсы России могут и должны стать главным фактором экономического роста страны, обеспечить ее достойное участие в процессах мировой экономики. Для этого России необходимо сконцентрировать усилия на активизации использования своего интеллектуального и культурного потенциала в борьбе за достойное место в складывающемся общемировом информационном пространстве.

Библиографический список

1. Игнатович Е.В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2/ с.1-9

2. Левицкий М.Л. Качество образования в эпоху глобальных информационных трансформаций .// Известия ВГПУ.-2019- №10(243)-С.4-8

3. Оффшорное программирование: организация центра разработок. Электронный ресурс: http://www.swdeveloper.com/, (Дата обращения 10.03.2020.)

4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: сборник статей Международной научно - практической конференции 29 января 2018 г / г. Казань Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - 210 с.

5. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- М.,Р76 2017 - 511 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . https://www.gks.ru/ - (Дата обращения 10.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.