Научная статья на тему 'Темясовское башкирское педагогическое училище: история становления и развития'

Темясовское башкирское педагогическое училище: история становления и развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
505
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Оренбургский педтехникум / Темясово / башкирское педагогическое училище / учащиеся / материальная база / учебно-воспитательная работа / кадры учителей / заочники / Стипендия / общежитие / Orenburg pedagogical college / Temyasovo / Bashkir pedagogical college / Students / pecuniary base / educational work / pedagogical staff / campus / scholarship

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асадуллина Г. А.

В публикации рассматриваются этапы становления и деятельности Темясовского башкирского педагогического училища. Автор прослеживает различные стороны жизни учебного заведения, определяя динамику развития училища в разные годы, При этом обращается внимание на проблемы материальной обеспеченности и количественные параметры развития данного учебного заведения. В исследовании отмечается, что важную лепту для развития училища внесли его преподаватели и директора. Кроме того, показаны и некоторые аспекты культурной жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the stages of formation and work of Temyasovsky Bashkir pedagogical college are described. The author traces various aspects of life of the educational institution, defines dynamics of its development in different years, and focuses the attention on problems of pecuniary security and quantitative parameters of development. In the research it is noticed that the important role for school development was brought by its teachers and directors. Besides, some aspects of students' cultural life are described.

Текст научной работы на тему «Темясовское башкирское педагогическое училище: история становления и развития»

284

ИСТОРИЯ

УДК 94(47)+94(470.57)

ТЕМЯСОВСКОЕ БАШКИРСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

© Г. А. Асадуллина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 272 08 22.

E-mail: [email protected]

В публикации рассматриваются этапы становления и деятельности Темясовского башкирского педагогического училища. Автор прослеживает различные стороны жизни учебного заведения, определяя динамику развития училища в разные годы, При этом обращается внимание на проблемы материальной обеспеченности и количественные параметры развития данного учебного заведения. В исследовании отмечается, что важную лепту для развития училища внесли его преподаватели и директора. Кроме того, показаны и некоторые аспекты культурной жизни студентов.

Ключевые слова: Оренбургский педтехникум, Темясово, башкирское педагогическое училище, учащиеся, материальная база, учебно-воспитательная работа, кадры учителей, заочники, стипендия, общежитие.

Советская система образования предполагала развитие и становление светского образования. В условиях острой нехватки кадров для развития этой системы открывались новые школы и другие учебные заведения. Сложнейшей проблемой, стоящей перед народным образованием в 20-30-е годы ХХ века, была ликвидация неграмотности и малограмотности среди населения республики.

Учителя готовились на базе педагогических курсов. Основанный на базе краткосрочных курсов Оренбургский башкирский педагогический техникум сыграл большую роль в создании учительских кадров для БАССР. Учебное заведение размещалось в здании Караван-Сарая, где было четыре аудитории, восемь кабинетов, две мастерских комнаты и общежитие. Если в 1932-1933 учебном году в Оренбургском педтехникуме обучалось 273 студентов, то в 1935-1936 учебном году их количество выросло до 588 человек [1, Оп.1. Д.3379. Л.30.].

На основании постановления ВЦИК от 23 декабря 1935 года СНК БАССР вынес решение о переводе Оренбургского башкирского педтехникума на территорию Башкирской АССР. Техникум предполагалось разместить в г. Уфе. Для организации переезда была создана специальная комиссия, в обязанности которой входил поиск соответствующих учебных и жилых помещений для студентов 2-3 курсов Оренбургского педтехникума. Согласно постановлению в Уфе предполагалось построить учебное здание и общежитие для башкирского педагогического техникума с расчетом размещения 600 студентов. Также был утвержден план перевода студентов 2-3 курсов Оренбургского педтехникума в Давлекановский педтехникум - 180 человек, в Стерлитамакский башкирский педтехникум - 160 человек. Было также указано, что прием на первый курс будет осуществлен в с. Темясово Баймакского района БАССР. Вскоре данное обстоятельство обусловило принятие окончательного решения о размещении всего Оренбургского педтехникума в с. Темясово [1, Оп.1. Д.3379. Л.65].

Для обеспечения нового набора в Темясово за техникумом закреплялось учебное здание средней школы, мечети и три дома, В последних трех помещениях прежде размещались Темясовский сельсовет,

Баймакский райпотребсоюз и бывшее волостное правление. К началу августа 1936 года персонал Оренбургского педтехникума был переведен в с. Темясово.

Большую роль в деятельности Оренбургского техникума сыграл С. Р. Алибаев, который был директором техникума в течении ряда лет. Он получил высшее образование в Академии коммунистического воспитания им. Н. Крупской в г. Москве. В 1936 г. директором башкирского Темясовского педтехникума был назначен А. Галимов, а затем с 1943 г. эту должность занимал Ф. З. Загафуранов, впоследствии ставшей председателем Президиума Верховного Совета Башкирской АССР.

Первоначально Темясовский педтехникум испытывал нехватку в преподавательских кадрах. Всего преподавателей было семь, вакантны были должности учителей русского и башкирского языков, биологии и химии, рисования, музыки, педагогики, военного дела и физкультуры.

В 1937-1938 учебном году в Башкирском пед-техникуме учились 277 человек. В этот период размер стипендии студентов равнялся 55-70 рублям. При этом стипендию в размере 55 рублей получали все учащиеся первого года обучения. Стоимость питания в столовой училища была 50-53 рублей в месяц.

Многие студенты жили в общежитиях. Из 277 человек 249 жили в пяти общежитиях с общей площадью 617.6 квадратных метров, то есть на каждого студента приходилось 2.48 квадратных метров. Общежития располагались в отдаленности от учебного корпуса училища, что в условиях недостаточной обеспеченности студентов одеждой и обувью создавало дополнительные трудности. В 1937 году сгорел один из корпусов училища и коллективу училища пришлось разместится в здании неполной средней школы [2, с. 34-36].

Руководством педучилища на корню пресекались любые разговоры, анекдоты антисоветского и антикоммунистического характера. Например, студенты II курса говорили между собой о том, что «...если бы умер Сталин, прибавился бы еще один день отдыха в году». Другой студент рассказывал частушки: «Трактор пашет бока, тракторист смеется, через год, через два, колхоз разойдется...». Против провинившихся студентов принимались такие

ІЖК 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. №1

285

меры, как разъяснительная беседа, обсуждение на собраниях учебной группы или на заседании комсомольского комитета [1, Оп. 1 Д. 5645, Л. 17].

Внеклассную работу вели кружки политучебы. В одних кружках изучали историю ВКП (б), а в других политграмоту. Для преподавателей работал кружок по изучению произведений В. И. Ленина. На собраниях студентов также обсуждались доклады по темам: «О международном положении», «О событиях в Китае», «О вреде религии», «О Сталинской конституции и религии» и др. Кроме того, действовали кружки по организации хорового пения, шахматам, физкультуре и добровольным организациям гражданской обороны. К двадцатой годовщине Октябрьской революции были выпущены стенгазеты и литературный журнал. Литературный кружок выпускал журнал «Эдэби кэс» («Мощь литературы»). Знаменательным событием в жизни училища стал коллективный просмотр кинофильмов «Броненосец Потемкин», «Чапаев», «Ущелье Алма-сова», «Девушка с Камчатки», «Золотое озеро», «Любовь Алены», «Заря» и др. Большим успехом пользовались постановки «Пограничники» Баймакского театра и «Галиябану» Тубинского драматического кружка. Силами драматического кружка училища были поставлены спектакли на башкирском языке «Красная звезда», «Гульсум», «Охраняй, чтобы не взорвался», «Кирилбай», «Черные глаза», «За подарок», «Молодая жизнь», а также «Свои люди, сочтемся!» на русском языке» [1, Оп. 1 Д. 4425. Л. 31].

В 1939-1940 годах Темясовское башкирское педагогическое училище выпустило 39 специалистов, а общее количество обучавшихся на дневном отделении тогда составляло 350 студентов. При этом определенное внимание уделялось деятельности заочного отделения, где в указанные годы обучались 357 студентов.

Особое место отводилось преподаванию русского языка. Многие студенты делали успехи. Например, учащиеся Р. Баимов, К. Рафиков,

А. Исмакова были поощрены ценными подарками в виде книг. Библиотека училища насчитывала более 20 000 единиц литературы, из них 7000 по художественной литературе.

Училище проводило агитационно-массовые мероприятия по ликвидации безграмотности среди сельского населения. Во время проведения выборов студенты старших курсов и преподаватели работали агитаторами на участках, тем самым помогали советским и партийным организациям успешно провести эти важные мероприятия. Учащиеся занимались в разных кружках. Многие из них были награждены значками ворошиловского стрелка (24 человека), ПВХО (288 человек), ГСО (216 человек), ГТО (72 человека).

В 1939-1940 гг. было построено общежитие на 283 мест, столовая, столярная, кузнечно-столярная мастерская, а также баня и клуб стоимостью 40 тысяч рублей. Кроме того, училище имело две машины и восемь лошадей [2, с. 34-36].

Великая Отечественная война внесла свои корректировки в деятельность педучилища. 9 авгу-

ста 1941 года СНК БАССР принял постановление «О слиянии педагогических училищ и предоставлении помещений детским домам». Согласно этому постановлению произошло слияние Серменевского и Темясовского педучилищ, татарского и чувашского педучилищ в г. Белебее. Освободившиеся здания были переданы детским домам. В этот период в Серменевском педучилище обучалось всего 67 студентов, а в Темясовском - 180 студентов. Материальная база Серменевского педучилища была слабой, и не хватало кадров [1, Оп. 9 Д. 2052. Л. 3].

Для успешной организации учебно-воспитательной работы и для обеспечения продовольствием студентов училище содержало подсобное хозяйство. В первое время оно было небольшое. В 1936-1939 гг. хозяйственная деятельность осуществлялось на 7 гектарах земли и было получено 250 тысяч рублей дохода. В годы войны хозяйственная деятельность продолжала развиваться. Например, в 1943-1944 гг. Темясовское педучилище имело в хозяйстве 20 лошадей, 25 овец, 4 свиней. На 10 гектарах выращивался картофель, было заготовлено 4 тысячи корней капусты, а также 1100 центнеров сена. Училище было полностью обеспечено 2300 кубометрами дров.

В эти же годы училище испытывало недостаток в кадрах преподавателей по истории, музыке, пению и рисованию. В планах учебного заведения была организация и участие в социалистических соревнованиях между педагогическими училищами и классами. В первое время социалистические соревнования сыграли определенную роль по укреплению материальной базы и педагогического потенциала. Впоследствии в данном состязании был убран пункт по оценке успеваемости студентов, и это привело к формальной оценке знаний [1, Оп. 8. Д. 1287. Л. 31].

Несмотря на эти трудности Темясовское педучилище сыграло большую роль в воспитании интеллигенции и грамотных людей для республики в целом. Деятельность педучилища помогла поднятию культурного уровня населения.

В 1956 году Темясовское педагогическое училище наряду с другими учебными заведениями было объединено с Белорецким педучилищем. Причиной этого являлось резкое сокращение количества абитуриентов из-за ухудшения демографической ситуации по итогам Великой Отечественной войны.

Темясовское башкирское педагогическое училище превратилось в кузницу кадров для республики и соседних с ней регионов. Некоторые из выпускников занимали ответственные должности в республике - Председателей Совета Министров БАССР, первых секретарей райкомов партии, министров образования, руководителей партийных и государственных органов управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Фонд 798.

2. Мамлеев И. Успехи Темясовского педагогического училища // Учитель Башкортостана (На башк. яз.). №11-12 (43-44); Ноябрь-декабрь 1939 г. 55 с.

Поступила в редакцию 23.11.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.