Научная статья на тему 'ТЕМПЫ ПРИРОСТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ У БОКСЕРОВ 13-14 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ В СООТВЕТСТВИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ'

ТЕМПЫ ПРИРОСТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ У БОКСЕРОВ 13-14 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ В СООТВЕТСТВИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОМОТОРИКА / ТЕМП ПРИРОСТА / СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Демченко Юрий Владимирович, Яцин Юрий Васильевич, Головлёв Владислав Александрович, Сальников Виктор Александрович

В работе рассматриваются динамика специальной подготовки во взаимосвязи с показателями психомоторики у боксеров 13-14 лет в годичном цикле, в соответствии с индивидуальнопсихологическими особенностями. Показано, что темпы прироста в специальных упражнениях и показателей психомоторики чаще имеют отрицательную связь. При этом отмечаются существенные различия темпа прироста в специальных упражнениях. Более высокие темпы прироста характерны подросткам с более сильной нервной системой, средней подвижностью возбуждения и торможения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Демченко Юрий Владимирович, Яцин Юрий Васильевич, Головлёв Владислав Александрович, Сальников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROWTH RATES OF SPECIAL TRAINING IN BOXERS AGED 1314 IN THE ANNUAL CYCLE IN ACCORDANCE WITH INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

The paper considers the dynamics of special training in relation to the indicators of psychomotor in boxers aged 13-14 in the annual cycle, in accordance with individual psychological characteristics. It is shown that the growth rates in special exercises and psychomotor indicators more often have a negative relationship. At the same time, there are significant differences in the growth rate in special exercises. Higher growth rates are characteristic of adolescents with a stronger nervous system and medium mobility of excitation and inhibition.

Текст научной работы на тему «ТЕМПЫ ПРИРОСТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ У БОКСЕРОВ 13-14 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ В СООТВЕТСТВИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ»

5. Рахманов Р.С. Оценка реакции эндокринной системы организма на различные по степени интенсивности физические нагрузки / Р.С. Рахманов, М.А. Сапожникова, Н.И. Белоусько // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2018. - № 6 (151). - С. 36-42.

6. Мониторинг гормонального статуса квалифицированных дзюдоистов в процессе тренировочной деятельности / А.Р. Тугуз, Б.А. Непсо, Д.В. Муженя, Н.Х. Кагазежева, Н.С. Коломийцева // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 10. - С. 33-36.

REFERENCES

1. Gavrilova, E.A. (2015), Sport, stress, variability: monograph, Sport, Moscow.

2. Zhukov, J. J. (2009), "The level of Cortisol as the marker of chronic stress and its influence on the organism of the athlete", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9, Vol. 55, pp. 33-38.

3. Radzhabkadiev, R.M., and Vybornaya K.V. (2021), "Anabolic index in highly-qualified athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 46-48.

4. Rakhmanov R.S., Blinova T.V., Razgulin S.A. et al. (2017), "Evaluation of appropriateness of restoration period in professional activity in the case of physical and psychological and emotional stress in accordance with hormone status of the body", Medical almanac, No. 2, Vol. 47, pp. 146-150.

5. Rachmanov R.S., Sapojnikova M.A., and Belorusko N.I. (2018), "The indicators of hormones of athletes engaged in academic rowing were evaluated for moderate to severe physical exertion", Physical therapy and sports medicine, Vol.151, No. 6, pp. 36-42.

6. Tuguz, A.R., Nepso, B.A., Myzhenya, D.V., Kagazezheva, N.K., and Kolomiytseva, N.S. (2020), "Hormonal status monitoring in qualified judokas during trainings", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 33-36.

Контактная информация: evgenia.dvurekova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.11.2022

УДК 796.83:159.923

ТЕМПЫ ПРИРОСТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ У БОКСЕРОВ 13-14 ЛЕТ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ В СООТВЕТСТВИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Юрий Владимирович Демченко, старший преподаватель, Юрий Васильевич Яцин,

кандидат педагогических наук, доцент, Владислав Александрович Головлёв, студент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Филиал военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева,

Омск

Аннотация

В работе рассматриваются динамика специальной подготовки во взаимосвязи с показателями психомоторики у боксеров 13-14 лет в годичном цикле, в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями. Показано, что темпы прироста в специальных упражнениях и показателей психомоторики чаще имеют отрицательную связь. При этом отмечаются существенные различия темпа прироста в специальных упражнениях. Более высокие темпы прироста характерны подросткам с более сильной нервной системой, средней подвижностью возбуждения и торможения.

Ключевые слова: специальная подготовка, психомоторика, темп прироста, свойства нервной системы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p141-147

GROWTH RATES OF SPECIAL TRAINING IN BOXERS AGED 13-14 IN THE ANNUAL CYCLE IN ACCORDANCE WITH INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL

CHARACTERISTICS

Yury Vladimirovich Demchenko, the senior teacher, Yuri Vasilyevich Yatsin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vladislav Alexandrovich Golovlev, the student, Siberian State

University of Physical Culture and Sports; Viktor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Branch of the Military Academy of Logistics of. Army General

A.V. Khrulev, Omsk

Abstract

The paper considers the dynamics of special training in relation to the indicators of psychomotor in boxers aged 13-14 in the annual cycle, in accordance with individual psychological characteristics. It is shown that the growth rates in special exercises and psychomotor indicators more often have a negative relationship. At the same time, there are significant differences in the growth rate in special exercises. Higher growth rates are characteristic of adolescents with a stronger nervous system and medium mobility of excitation and inhibition.

Keywords: special training, psychomotor, growth rate, properties of the nervous system.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросам подготовки спортивного резерва в исследованиях настоящего времени уделяется значительное внимание. Совершенствуются формы, средства и методы тренировочного процесса в соответствии с этапами подготовки, относительно установленных периодов возрастного развития. Создаются унифицированные программы, направленные на оптимизацию тренировочных воздействий с функциональными особенностями организма юных спортсменов.

Однако существенным недостатком является то, что все это в большинстве случаев относится к системе внешних воздействий и в малой степени учитываются индивидуально-психологические особенности, т.е. не принимается во внимание то, что каждый человек - это индивидуальность [12, 8].

Одновременно, часто не различается соотношение понятия возраста и развития. Но как замечает В.И. Слободчиков [10] возраст - не самостоятельная форма для развития, не содержание самого развития и не его результат, возраст - форма развития. Но возрастные особенности различных форм человеческой жизни проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью на каждом этапе развития. Среди системно образующих факторов индивидуальности наиболее существенными являются типологические особенности проявления свойств нервной системы, темперамент, конституциональные особенности. Применительно к боксу выявлены комплексы личностных особенностей, определяющих манеру ведения боя, связь с проявлением специальных способностей [8, 9, 11].

При этом как замечает Е.П. Ильин [4] они связаны с другими подструктурами личности и ее деятельности: статусом, мотивами, способностями, стилем деятельности, направленностью и устойчивостью к неблагоприятным факторам и т.п. Все это многообразие факторов едва ли возможно учитывать в реальных условиях тренировочного процесса юных спортсменов, в соответствии этого наиболее важным являются поиски качественных признаков.

Цель исследования - изучить темпы прироста специальной подготовки и показателей психомоторики у юных боксеров 13-14 лет в годичном цикле, в соответствии индивидуально-психологических особенностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании участвовали боксеры БУ г. Омска «СШОР №21 им. Леонида Киселева», тренировочных групп 1 и 2 года обучения в количестве 23 подростков, в возрасте 13-14 лет. Среди показателей специальной подготовки тестировались: «Количество, сила и резкость ударов в 10-ти секундной серии»; с использованием электронного боксёрского мешка и программы «Киктестер» [5].

Среди психомоторных показателей изучались: «Латентное время реакции на свет» (ЛВР на свет); «Латентное время реакции на звук» (ЛВР на звук); «Реакция на движущиеся объекты» (РДО); «Время реакции выбора» (ВРВ); «Оценка величины предъявляемых отрезков» (ОЦ); «Локальная скоростная выносливость» (ЛСВ), тестировались с исполь-

зованием компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека» (ИВПС) [6].

В отношении индивидуально-психологических особенностей изучались типологические особенности проявления свойств нервной системы (силу нервной системы, подвижность возбуждения, подвижность торможения, «внешний» и «внутренний» балансы между возбуждением и торможением) с использованием произвольных двигательных методик Е.П. Ильина [3]. Программа цикла годичной подготовки планировалась в соответствии рекомендаций для спортивных специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [1]. Темп прироста рассчитывался с использованием формулы O. Brodi. Статистическая обработка экспериментального материала проводилась с применением программ Statistics 6.0 и Microsoft Excel 2010.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Не вызывает возражения тезис о том, что системно формировать технико-тактическую подготовку необходимо уже на этапе специализации, учитывая индивидуально-типологические особенности занимающихся, что в определенной степени подтверждается экспериментальными данными нашего исследования. Данные, представленные в таблице 1, дают представление о темпе прироста изучаемых показателей и их взаимосвязи. В частности, темп прироста в тесте «Количество ударов в 10-ти секундной серии» (78,7±23,4%) отрицательно коррелирует с темпом прироста времени реакции выбора (5,0±0,4%) r=-0,52, p<0,05.

Показатели динамики силы ударов в 10-ти секундной серии (64,3±6,8%) отрицательно связаны с темпом прироста в тестах «РДО» (11,8±2,4%) r=-0,42, и «ВРВ» (3,6±0,8%) r=-0,33, а также с оценкой величины предъявляемых отрезков (5,0±0,4%) r=-0,50 и положительно с латентным время реакции на свет (11,6±2,2%) r=0,3, p<0,05.

Динамика в тесте «резкость ударов в 10-ти секундной серии» (17,8±1,7%) отрицательно коррелирует с темпом прироста латентного времени реакции на световой сигнал (11,8±2,4%) r=-0,51, «РДО» (3,6±0,8%) r=-0,44, и с двигательной чувствительностью (4,4±0,9%) r=-0,36, p<0,05.

Темпы прироста «количества повторных ударов левой рукой» (54,0±6,8%) отрицательно коррелируют с динамикой «Локальной скоростной выносливости» (7,1±5,2%) r=0,36, и положительно с «ВРВ» (5,0±0,4%) r=-0,36, p<0,05. Темпы прироста «силы повторных ударов левой рукой» (43,9±5,9%) отрицательно связаны с динамикой «двигательной чувствительности» (4,4±0,9%) r=-0,43, и с «ЛСВ» (7,1±5,2%) r=-0,44, p<0,05.

При этом «количество повторных ударов правой рукой» (84,6±5,3%) отрицательно коррелирует с темпом прироста результатов «латентного времени реакции на звук» (1,6±0,3%) r=-0,3.

В целом следует отметить разнонаправленность связей, в частности, корреляции темпа прироста силы ударов в серии с показателями психомоторики имеют три отрицательные связи из четырех. В то время как количество повторных ударов левой рукой, имеет только положительные связи. Резкость повторных ударов правой коррелирует положительно с тремя показателями психомоторики, и с тремя отрицательно.

Подобное разнообразие связей, в какой-то степени, указывает на индивидуальные особенности в темпах прироста рассматриваемых показателей. В результате представляет определенный интерес рассмотреть различия темпа прироста в соответствии индивидуально-психологических особенностей юных спортсменов (таблица 2).

Таблица 1 - Взаимосвязи темпов прироста общефизических и специально-технических показателей у боксеров 13-14 лет_

№ Специальные способности Прирост СС, х±а (%) Взаимосвязи с ИВПС Прирост ИВПС, х±а (%) Коэф. корреляции, p<0,05

1 Кол-во ударов в серии 78,7±23,4 ВРВ 5,04±0,4 -0,52

№ Специальные способности Прирост СС, х±а (%) Взаимосвязи с ИВПС Прирост ИВПС, х±а (%) Коэф. корреляции, р<0,05

2 Сила ударов в серии 64,3±6,8 ЛВР на свет 11,8±2,4 0,30

РДО 3,6±0,8 -0,42

ВРВ 5,0±0,4 -0,33

ОЦ 11,6±2,2 -0,50

3 Резкость ударов в серии 17,9±1,7 ЛВР на свет 11,8±2,4 -0,51

РДО 3,6±0,8 -0,44

ДЧ 4,4±0,9 -0,36

4 Количество повт. ударов 54,0±6,8 ВРВ 5,0±0,4 0,36

лев. ЛСВ 7,1±5,2 0,36

5 Сила повт. ударов лев. 43,9±5,9 ДЧ 4,4±0,9 -0,43

ЛСВ 7,1±5,2 -0,44

6 Количество повт. ударов 84,6±5,3 ЛВР на звук 1,6±0,3 -0,32

прав. ЛСВ 7,1±5,2 0,31

7 Резкость повт. ударов прав. 9,8±1,9 ЛВР на свет 11,8±2,4 -0,41

ЛВР на звук 1,6±0,3 0,60

РДО 3,6±0,8 0,36

ВРВ 5,0±0,4 0,33

ОЦ 11,6±2,2 -0,44

ЛСВ 7,1±5,2 -0,40

Примечание: * - г=0,3 р<0,05.

Таблица 2 - Динамика формирования технико-тактических навыков у боксеров 13-14 лет,

в годичном цикле подготовки, с учетом индивидуальных свойств нервной системы

Результаты испытаний (%)

Типологические особенности нервной системы о в- -л о Ы Кол-во ударов в серии Сила ударов в серии Рез-ть ударов в серии Кол-во повт. ударов, лев. Сила повт. ударов, лев. Рез-ть повт. ударов, лев. Кол-во повт. ударов, прав. Сила повт. ударов, прав. Рез-ть повт. ударов, прав.

« о н ш к рм и и аз Ь Большая 6 93,9 ±5,6 73,0 ±7,4 24,2 ±2,5 73,2 ±6,6 55,9 ±5,5 9,9 ±0,8 77,6 ±6,6 62,6 ±28,9 8,5 ±24,9

Средняя 8 69,8 ±6,7 50,4 ±3,1 6,0 ±0,6 50,0 ±23,9 31,4 ±3,9 4,5 ±0,3 53,6 ±5,1 45,9 ±2,7 15,5 ±20,3

§ у О Малая 9 77,6 ±33,5 71,2 ±33,5 24,6 ±2,1 46,5 ±5,6 47,8 ±31,3 36,9 ±3,4 115,2 ±10,5 79,0 ±7,0 5,7 ±10,7

Р < 1-2 < 1-2 < 1-2; 2-3 < 1-3 < 1-2 < 1-3; 2-3 < 1-3; 2-3 < 2-3 >

^ § Высокая 10 75,3 ±24,7 65,7 ±42,5 19,2 ±15,9 61,8 ±34,0 48,6 ±39,4 19,6 ±2,0 99,6 ±9,3 74,0 ±7,1 20,1 ±2,8

« и к ^ Ш 1П я п С и Средняя 5 80,0 ±25,8 74,6 ±5,9 35,4 ±3,4 50,6 ±21,5 51,7 ±5,1 39,8 ±3,5 99,1 ±9,6 102,5 ±10,7 2,9 ±0,1

Низкая 8 82,6 ±15,1 57,4 ±4,7 7,6 ±7,9 45,3 ±41,0 33,8 ±1,3 8,1 ±0,8 57,5 ±4,2 29,9 ±2,4 -0,5 ±17,9

Р > < 2-3 < 2-3 > < 2-3 < 1-2; 2-3 < 1-3; 2-3 < 1-2; 1-3; 2-3 < 1-2; 1-3

^ § си Высокая 9 76,8 ±21,1 71,4 ±7,8 21,6 ±14,8 41,0 ±5,3 34,0 ±3,2 13,9 ±25,6 78,1 ±7,3 68,0 ±6,3 8,1 ±16,4

щ и 1 * К § вз 8 Средняя 6 86,7 ±17,3 55,2 ±6,3 25,2 ±3,6 75,7 ±6,8 55,9 ±6,5 14,3 ±1,4 97,6 ±9,5 91,1 ±6,6 20,1 ±2,2

И Ср оо с ^ Низкая 8 75,5 ±23,0 62,0 ±28,8 8,8 ±0,6 54,7 ±7,9 47,5 ±18,0 28,5 ±2,6 83,7 ±31,6 39,6 ±2,7 4,8 ±0,5

Р > < 1-2 < 2-3 < 1-2 < 1-2 < 2-3 < 1-2 < 1-3; 2-3 < 2-3

« и Преобладание возбуждения

Внутренн баланс Уравновешен 8 84,5 ±7,4 89,5 ±8,2 17,0 ±7,1 83,6 ±19,5 71,8 ±7,9 16,9 ±5,8 79,1 ±26,7 72,3 ±7,5 14,2 ±31,4

Преобладание торможения 15 72,8 ±27,5 58,3 ±3,8 20,8 ±19,6 39,8 ±3,8 31,9 ±3,6 18,3 ±23,7 83,7 ±32,8 63,8 ±6,2 10,0 ±13,5

Р > < 2-3 > < 2-3 < 2-3 > > < 2-3 >

Типологические особенности нервной системы Кол-во Результаты испытаний (%)

Кол-во ударов в серии Сила ударов в серии Рез-ть ударов в серии Кол-во повт. ударов, лев. Сила повт. ударов, лев. Рез-ть повт. ударов, лев. Кол-во повт. ударов, прав. Сила повт. ударов, прав. Рез-ть повт. ударов, прав.

Внешний, баланс Преобладание возбуждения

Уравновешен 8 82,9 ±13,8 64,1 ±27,9 17,4 ±10,5 53,7 ±39,5 62,9 ±23,3 4,1 ±18,9 70,2 ±32,9 77,5 ±26,9 29,9 ±20,8

Преобладание торможения 15 76,9 ±26,0 64,4 ±36,2 18,2 ±19,8 54,1 ±34,9 36,0 ±32,1 25,4 ±18,2 90,7 ±30,1 57,6 ±32,7 1,4 ±13,6

Р > > > > < 2-3 < 2-3 > > < 2-3

Рассматривая динамику прироста технико-тактических навыков боксеров 13-14 лет, с учетом типологических особенностей, выявлено следующее. Так, у боксёров с более сильной нервной системой достоверно выше темпы прироста в тестах «Количество ударов в 10-ти секундной серии» (93,9±5,6%) в сравнении со «средне сильными» (69,8±6,7%), «Сила ударов в 10-ти секундной серии» (73,0±7,4%) выше, чем у «средне сильных» (50,4±3,1%), «Количество повторных ударов левой рукой» (73,2±6,6%) выше по отношению к «слабым» (46,5±5,6%), «Сила повторных ударов левой рукой» (55,9±5,5%) значительнее, чем у «средне сильных» (31,4±3,9%). У боксёров со слабой нервной системой достоверно выше темпы прироста в тестах «Резкость ударов в 10-ти секундной серии» (24,6±2,1%) в сравнении со «средне сильными» (6,0±0,6%), «Резкость повторных ударов левой рукой» (36,9±3,4%) выше по отношению к «сильным» (9,9±0,8%) и «средне сильным» (4,5±0,3%), «Количество повторных ударов правой рукой» (115,2±10,5%) выше, чем у подростков более сильной н.с. (77,6±6,6%) и «средне-сильной» н.с. (53,6±5,1%), «Сила повторных ударов правой рукой» (79,0±7,0%) выше в сравнении со «средне сильными» (45,9±2,7%).

У юных боксёров с высокой подвижностью возбуждения достоверно выше темпы прироста в тестах «Количество повторных ударов правой рукой» (99,6±9,3%), «Резкость повторных ударов правой рукой» (20,9±2,8%) в сравнению с «инертными» (соответственно 57,5±4,2%, 0,5±17,9%), У боксёров со средней подвижностью возбуждения достоверно выше темпы прироста в тестах «Сила ударов в 10-ти секундной серии» (74,6±5,9%), «Резкость ударов в 10-ти секундной серии» (24,6±2,1%), «Сила повторных ударов левой рукой» (51,7±5,1%), «Резкость повторных ударов левой рукой» (39,8±3,5%), «Сила повторных ударов правой рукой» (102,5±10,7%) в сравнении с инертными по возбуждению (соответственно 57,4±4,7%; 33,8±1,3%; 57,4±4,7%; 7,6±7,9%; 8,1±0,8%; 29,9±2,4%).

У боксёров с высокой подвижностью торможения достоверно выше темпы прироста в тесте «Сила ударов в 10-ти секундной серии» (71,4±7,8%) чем у «средне-подвижных по торможению» (55,2±6,3). У боксёров со средней подвижностью торможения достоверно выше темпы прироста в тестах «Резкость ударов в 10-ти секундной серии» (25,2±3,6%) в сравнении с «инертными» (8,8±0,6%), «Количество повторных ударов левой рукой» (75,7±6,8%) выше по отношению к «подвижным по торможению» (41,0±5,3%), «Сила повторных ударов левой рукой» (55,9±6,5%) в сравнении с «подвижными по торможению» (34,0±3,2%), «Количество повторных ударов правой рукой» (97,6±9,5%) выше, чем у «подвижных» (78,1±7,3%), «Сила повторных ударов правой рукой» (91,±6,6%) значительнее в сравнении с «подвижными» (68,0±6,3%) и «инертными по торможению» (39,6±2,7%), «Резкость повторных ударов правой рукой» (20,1±2,2%) выше по отношению к «инертным по торможению» (4,8±0,5%). При низкой подвижности торможения достоверно выше темпы прироста в тесте «Резкость повторных ударов левой рукой» (28,5±2,6%) по отношению к «средне-подвижным по торможению» (14,3±1,4%).

У боксёров уравновешенных по внутреннему балансу достоверно выше темпы прироста в тестах «Сила ударов в 10-ти секундной серии» (89,5±8,2%), «Количество повторных ударов левой рукой» (83,6±19,5%), «Сила повторных ударов левой рукой»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(71,8±7,9%), «Сила повторных ударов правой рукой» (72,3±7,5%) в сравнении с имеющими «преобладание торможения», (соответственно 58,3±3,8%; 39,8±3,8%; 31,9±3,6% и 63,8±6,2%). Одновременно у подростков, уравновешенных по внешнему балансу, достоверно выше темпы прироста в тестах «Сила повторных ударов левой рукой» (62,92±23,3%), «Резкость повторных ударов правой рукой» (29,9±20,8%) по отношению к имеющим «преобладание торможения», (соответственно 36,0±32,1%; 1,4±13,6%). У боксёров с преобладанием торможения по внешнему балансу, достоверно выше темпы прироста в тесте «Резкость повторных ударов левой рукой» (25,4±18,2%) по отношению к «уравновешенным» (1,4±13,6%).

В результате следует отметить различия во взаимосвязях динамики ударных действий с правой и левой руки и их характеристик с динамикой психомоторных показателей. В частности, чем выше темп прироста силы ударов в серии, тем меньше динамика таких показателей психомоторики как РДО, ВРВ, и оценка отрезков. Это наблюдается и в отношении резкости ударов в серии. Высокий темп прироста количества ударов в серии положительно связан с ВРВ и ЛСВ. В отношении показателей правой руки наиболее характерными являются связи с динамикой реакции на движущийся объект, чем меньше изменения последнего, тем выше изменяются ударные действия боксеров. Применительно левой подобное характерно в отношении связи динамики ударных действий и времени простой двигательной реакции на свет, меньшие изменения последнего, содействует более высокой динамики первого. Получается, что чем меньше изменяются показатели сен-сомоторики, тем больше нарастает сила и резкость ударов. В то же время чем выше динамика оценки отмеривания отрезков, тем более высокие показатели ударных действий выявлены, как с правой, так и с левой руки.

Более выраженные различия в динамике показателей специальной подготовки боксеров 13-14 лет проявляется в соответствии типологических особенностей проявления свойств нервной системы. В частности, более высокий темп прироста основных специальных показателей связан с более сильной нервной системой и средней подвижностью возбуждения и торможения. Это же характерно в отношении уравновешенности по внутреннему балансу. Так, темп прироста «Сила повторных ударов правой рукой», наблюдается в группе подростков с типологическим комплексом, в который входит слабая нервная система, средняя подвижность возбуждения и торможения, уравновешенность по внешнему балансу. В то время в тесте «Сила ударов в 10-ти секундной серии», темп прироста выше у подростков, имеющих более сильную нервную систему, среднюю подвижность возбуждения, высокую подвижность торможения и уравновешенность по внутреннему балансу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате педагогического эксперимента, с юными боксерами 13-14 лет по общепринятой программе, выявило более высокие темпы прироста в специальных упражнениях в сравнении с показателями психомоторики. При этом характерно и то, что корреляционные связи между этими показателями, чаще носят отрицательный характер, это может быть связано с технологией общепринятой программы. С другой стороны, на это могли повлиять индивидуально-психологические особенности подростков. В частности, в большинстве специальных упражнений темп прироста выше у подростков с более сильной нервной системой, средней подвижностью возбуждения и уравновешенностью по внутреннему балансу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бокс : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян и др. - Москва : Советский спорт, 2007. - 72 с.

2. Бокс: учебник для ин-тов физ. культ. / под ред. И. П. Дегтярева. - Москва : Физкультура и спорт, 1979. - 287 с.

3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 454 с.

4. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов / Е.П. Ильин. -Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 384 с.

5. Индикационное устройство для тестирования и отработки ударов типа ЭДУ (электронное динамометрическое устройство) боксёрского мешка, модель "КИКТЕСТ-100" № 90855/ «Рэй-Спорт-Электро» // Программы для ЭВМ. - 2008. - С. 18.

6. Корягина Ю.В. Исследователь временных и пространственных свойств человека / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 51-54.

7. Никифоров, Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров / Ю.Б. Никифоров. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 141 с.

8. Прохоров, Р.А. Средства и методы развития психофизической подготовленности юных боксеров в процессе годичного цикла учебно--тренировочных занятий / Р.А. Прохоров // Наука-2020. - 2013. - №2 (3). - С. 25-47.

9. Ревенко Е.М. Индивидуализация предсоревновательной подготовки боксеров различающихся индивидуально-психологическими особенностями : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Ревенко Евгений Михайлович. - Омск, 2002. - 20 с.

10. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В.И. Сло-бодчиков // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 4-29.

11. Филимонов, В.И. Современная система подготовки боксеров / В.И. Филимонов. -Москва : ИСАН, 2009. - 480 с.

12. Яцин, Ю.В. Индивидуальные различия в тренировочном процессе боксеров : монография / Ю.В. Яцин, В.А. Сальников, Г.И. Макеев. - Уфа : УГАТУ, 2017. - 282 с.

REFERENCES

1. Hakobyan, A.O et al (2007), Boxing: An exemplary sports training program for children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve, Soviet sport, Moscow.

2. Degtyareva, I.P. (1979), Boxing: a textbook for in-t nat. cult., ed., Physical culture and sport, Moscow.

3. Ilyin, E.P. (2001), Differentialpsychophysiology, Peter, St. Petersburg.

4. Ilyin, E.P. (2003), Psychomotor organization of a person: a textbook for universities, Peter (Textbook of the new century), St. Petersburg.

5. "Ray-Sport-Electro" (2008), Indicating device for testing and working out strikes of the EDU type (electronic dynamometric device) of a boxing bag, model "KICTEST-100" № 90855, Computer programs.

6. Koryagina, Yu.V. and Nopin, S.V. (2004), "Researcher of temporal and spatial properties of a person", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 51-54.

7. Nikiforov, Yu.B. (1987), Efficiency of training boxers, Physical culture and sport, Moscow.

8. Prokhorov, R.A. (2013), "Means and methods for developing the psychophysical fitness of young boxers during the annual cycle of training sessions", Nauka-2020, No. 2, pp. 25-47.

9. Revenko, E.M. (2002), Individualization of pre-competitive training of boxers with different individual psychological characteristics, dissertation, Omsk, 2002

10. Slobodchikov, V.I. (1991), "Category of age in psychology and pedagogy of development", Questions of psychology, No. 2, pp. 4-29.

11. Filimonov, V.I. (2009), Modern system of training boxers, ISAN, Moscow.

12. Yatsin, Yu.V., Salnikov, V.A. and Makeev, G.I. (2017), Individual differences in the training process of boxers: monograph, UGATU, Ufa.

Контактная информация: o083km@bk.ru

Статья поступила в редакцию 17.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.