УДК 347.12
ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №22-28-01576, https://rscf.ru/project/22-28-01576/
В. Г. Голубцов
Доктор юридических наук, профессор,
зав. кафедрой предпринимательского права,
гражданского и арбитражного процесса
Пермский государственный
национальный исследовательский университет
614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: predprim.pravo@gmail.com
Аннотация: статья посвящена темпоральным особенностям приостановленных нормативно-правовых актов. Описаны субъекты права на приостановление действия нормативных правовых актов. Охарактеризовано право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Критикуется отсутствие в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» прямого полномочия Правительства РФ приостанавливать нормативно-правовые акты нижестоящих федеральных органов исполнительной власти. Установлены основания и порядок оформления приостановления действия нормативных правовых актов. Сделан вывод о том, что приостановленный нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим, если к моменту обращения в суд акт был применен или существует возможность его применения к административному истцу.
Ключевые слова: темпоральность права; действие нормативно-правовых актов; приостановление действия нормативно-правовых актов; признание приостановленного нормативно-правового акта недействующим.
© Голубцов В. Г., 2023
TEMPORAL ISSUES OF SUSPENSION OF NORMATIVE LEGAL ACTS
The reported study was supported by a grant from the Russian Science
Foundation, No. №22-28-01576, https://rscf.ru/project/22-28-01576/
V. G. Golubtsov
Perm State University
15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia
E-mail: predprim.pravo@gmail.com
Annotation. The article is devoted to the temporal features of suspended normative legal acts. The subjects of the right to suspend normative legal acts are described. The right of the President of the Russian Federation to suspend the acts of the executive authorities of the subjects of the Russian Federation is characterized. The absence in the Federal Constitutional Law "On the Government of the Russian Federation" of a direct power of the Government of the Russian Federation to suspend normative legal acts of lower federal executive bodies is criticized. The grounds and procedure for formalization of the suspension of normative legal acts have been established. It is concluded that a suspended normative legal act may be declared invalid by the court, if by the time of application to the court, the act was applied or there is a possibility of its application to the administrative plaintiff.
Key words: temporality of law; operation of normative legal acts; suspension of normative legal acts; recognition of the suspended normative legal act as invalid.
Правила действия нормативно-правовых актов во времени создают правовую определенность, стабильность правоотношений и оборота, спокойное доверие граждан и коллективных субъектов права к существующему регулированию. Однако объективные изменения действительности, потребность в корректировке правовой политики, новые социально-экономические задачи обусловливают наличие законодательных механизмов, способных трансформировать статус действия нормативных актов. Безусловно, нормотворческий орган всегда может признать изданный им акт утратившим силу и тем самым прекратить его действие. Однако не во всех случаях решение должно быть настолько радикальным. Когда возникают временные сложности в реализации
или трудности в прогнозировании реализации нормативно-правового акта в обозримом будущем, законодатель вправе использовать механизм приостановления его действия. Этот юри-дико-технический инструмент не относится к числу хорошо изученных ни в теории права, ни в отраслевых доктринах1. Вместе с тем его использование ставит ряд важных научных и практических вопросов, ждущих своего разрешения.
Субъекты права на приостановление действия нормативных правовых актов. Любой нормотворческий орган вправе приостанавливать принятый им нормативный правовой акт.
Право приостанавливать действие актов, принятых другими субъектами, может быть предусмотрено только законом. Однако ясного правового регулирования по этому вопросу нет.
Однозначно можно утверждать, что такое право принадлежит Президенту РФ в силу части 2 статьи 85 Конституции РФ: он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Подготовка предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции РФ отнесена к функциям Государственно-правового управления Президента РФ2.
Правовые последствия реализации этого права детализированы в части 2 статьи 29 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой «в период действия указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия актов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, высшим должностным лицом субъекта Россий-
1 См. специальные работы на рассматриваемую тему: Бахвалов С. О теоретических основах приостановления и продления действия нормативных правовых актов и о практике прекращения их действия // Хозяйство и право. 2007. №8. С. 95-103; Снежко О. Приостановление действия закона как правоограничивающий феномен // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. №1 (68) С. 45-52; Фролов А. А. Приостановление действия нормативных правовых актов в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 32 с.
2 Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 мая 2004 г. №699 (ред. от 25.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. №22, ст. 2147.
ской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и (или) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом Российской Федерации, либо вносящего в него необходимые изменения»3.
Более сложным представляется вопрос о возможности Правительства РФ приостанавливать действие нормативных актов нижестоящих органов исполнительной власти.
Согласно части 6 статьи 13 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина4. Такое же право закреплено за полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе в части внесения предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа5. Подчеркнем, что приостанавливает действие таких актов Президент РФ.
Право Правительства РФ приостанавливать нормативно-правовые акты других органов прямо не предусмотрено в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Однако согласно части 11 статьи 13 указанного закона данный орган помимо полномочий, указанных в этом законе, может осуществлять иные полномочия, если они установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента РФ. Кроме того, наличие такого полномочия у Правительства РФ может быть объяс-
3 Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 1999 г. №184-ФЗ (ред. от 21.12.2021)» // Российская газета. 1999. 19 окт.
4 Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. 2020. 9 ноября.
5 Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 (ред. от 04.02.2021) «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (раздел III) // Российская газета. 2000. 16 мая.
нено и тем, что именно оно под общим руководством Президента РФ возглавляет исполнительную власть, осуществляет общее руководство федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти.
В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009, содержится право Минюста России вносить в Правительство РФ предложение о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации вместе с обоснованием, отражающим позиции Министерства юстиции РФ и федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего акта Правительства РФ6.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ вправе направлять в Правительство РФ мотивированные предложения о приостановлении действия принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности7.
Действие муниципальных правовых актов может быть приостановлено в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации)8.
6 Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 (ред. от 20.07.2021). (П. 4.1.) // Российская газета. 1997. 21 авг. См. также аналогичное полномочие Министерства юстиции РФ: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1313 (ред. от 24.02.2022) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (ч. 11 п. 8) // Российская газета. 2004. 19 октября.
7 Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федер. закон от 7 мая 2013 г. №78-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (п. 4 ст. 6) // Российская газета. 2013. 13 мая.
8 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (ред. от 14 июля 2022) (ч. 1 ст. 48) // Российская газета. 2003. 8 окт.
Конституционный Суд РФ, в случаях, не терпящих отлагательства, может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ9. Такое предложение оформляется мотивированным определением Конституционного Суда РФ, излагаемым в виде отдельного документа10.
Указанное полномочие судом было реализовано лишь однажды: в 1995 году Конституционный Суд РФ обращался с предложением к Тамбовской областной Думе приостановить действие Устава (Основного Закона) Тамбовской области до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ11. Подчеркнем, что сам суд не вправе приостанавливать действие оспариваемого нормативно-правового акта. Отсутствие такого полномочия у КС РФ активно критикуется в литературе12.
Основания приостановления действия нормативных правовых актов. Основная причина приостановления действия нормативных правовых актов нижестоящих органов - это их противоречие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
В отдельных случаях эта причина конкретизируется. Как уже отмечалось ранее, Правительство РФ вправе по предложению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ приостановить действие принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта или его отдельных
9 О Конституционном суде Российской Федерации: Федер. конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) (абз. 3 ст. 42) // Российская газета. 1994. 23 июля.
10 Регламент Конституционного суда РФ (ред. от 28.01.2021) (ч. 2 § 30) // Вестник Конституционного суда РФ. 2016. №4.
11 По обращению администрации Тамбовской области с запросом о проверке конституционности Устава (Основного Закона) Тамбовской области: Определение Конституционного суда РФ от 14 марта 1995 г. №5-О // Не опубликовано. Утратило силу в связи с изданием Определения Конституционного суда РФ от 29 марта 1995 г. №7-О.
12 Гадельшина Л. И., Гарифуллина А. Р. Государственное принуждение в деятельности Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2019. №1. С. 65; Малюшин А. А. Теоретико-правовые проблемы форм конституционного правосудия // Российская юстиция. 2015. №5. С. 38; Татаринов С. А. К вопросу о расширении полномочий Конституционного суда Российской Федерации по рассмотрению и разрешению дел в связи с жалобами граждан / / Конституционное и муниципальное право. 2011. №6. С. 47.
положений, «необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности», т.е. фактически нарушающих свободу предпринимательской деятельности. Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения13.
КС РФ обращается с предложениями о приостановлении действия оспариваемого нормативно-правового акта «в случаях, не терпящих отлагательств», под которыми предлагается понимать «объективные данные, свидетельствующие о том, что продолжение действия акта <...> может повлечь за собой системные нарушения конституционных прав и свобод человека или гражданина, а равно причинение масштабного ущерба иным конституционным ценностям»14.
Нормотворческий орган вправе приостанавливать действие им же принятых актов по различным основаниям, выявить которые позволил анализ соответствующей юридико-технической практики.
Во-первых, при необходимости привести приостановленный акт в соответствие с действующим законодательством. К примеру, в целях приведения указов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. №385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» было приостановлено действие отдельных положений указов Президента РФ15.
Во-вторых, при возникновении объективных причин невозможности (или значительной затрудненности) исполнения требований нормативно-правового акта. Так, во время пандемии коронави-русной инфекции COVID-19 и введения соответствующих ограничительных мер было приостановлено до 31 декабря 2022 г. действие
13 О чрезвычайном положении: Федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016). (ст. 15) // Российская газета. 2001. 2 июня.
14 Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Г. А. Гаджиева. М.: Норма: Инфра-М, 2012. С. 172.
15 О приостановлении действия отдельных положений указов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 февр. 2021 г. №59 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. №6, ст. 961.
пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и абз. второго пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», запрещающих в отдельных случаях проведение общих собраний акционеров (участников) в форме заочного голосования16. По этим же причинам было приостановлено действие правила о том, что к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств17.
В-третьих, по политическим причинам. Так, в 2016 году было приостановлено действие Соглашения между Правительством РФ и Правительством США об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению «в связи с коренным изменением обстоятельств, возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий Соединенных Штатов Америки в отношении Российской Федерации и неспособности Соединенных Штатов Америки обеспечить выполнение принятых обязательств по утилизации избыточного оружейного плутония в соответствии с Соглашением и протоколами к Соглашению»18. В 2015 году было приостановлено действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины «в связи с исключитель-
16 О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федер. закон от 25 февраля 2022 г. №25-ФЗ // Российская газета. 2022. 1 марта.
17 О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: Федер. закон от 25 мая 2020 г. №161-ФЗ» // Российская газета. 2020. 28 мая.
18 О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению: Федер. закон от 31 октября 2016 г. №381-ФЗ // Российская газета. 2016. 2 нояб.
ными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер»19.
В-четвертых, по экономическим причинам в связи с невозможностью обеспечивать публичные финансовые обязательства в ранее заявленных нормативно-правовых размерах. Например, было приостановлено до 1 января 2022 г. действие ряда положений Федерального закона от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»20. Другой пример: «с учетом сложившейся финансово-экономической ситуации» до 1 января 2020 г. было приостановлено действие частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которым лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период их проживания в сельской местности21.
В-пятых, практикуется приостановление действия нормативного акта до вступления в силу иного акта. Так, действие Постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 г. №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» было приостановлено до дня вступления в силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
19 О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины: Указ Президента РФ от 16 декабря 2015 г. №628 // Российская газета. 2015. 17 дек.
20 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»: Федер. закон от 6 дек. 2021 г. №409-ФЗ // Российская газета. 2021. 10 дек.
21 О приостановлении действия частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях»: Федер. закон от 19 дек. 2016 г. №428-ФЗ (ред. от 03.10.2018) // Российская газета. 2016. 23 дек.
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Феде-рации»22.
В любом случае приостановления действия нормативно-правового акта следует соблюдать критерии, детерминированные необходимостью поддержания доверия граждан и общества к закону и государству23.
Оформление приостановления действия нормативно-правовых актов. При аутентичном приостановлении действия акта тем же нормотворцем принимается соответствующий нормативно-правовой акт такого же вида и уровня, например, приостановление действия федерального закона оформляется федеральным законом о приостановлении действия. При приостановлении действия акта вышестоящим органом или должностным лицом приостановление оформляется соответствующим актом этого органа или лица. Так, действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации приостанавливается указами Президента РФ.
В отдельных случаях законодатель специально оговаривает оформление приостановления действия закона. Так, приостановление действия КоАП РФ или его положений осуществляется отдельными федеральными законами, при этом положения, предусматривающие приостановление действия его положений, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования24.
Признание недействующим приостановленного нормативно-правового акта. На темпоральные характеристики нормативно-правового акта оказывает влияние механизм признания его недействующим, который важно отличать от признания акта недействительным (неконституционным)25. Ответ на вопрос о том, может ли
22 О приостановлении действия и об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. №474 (ред. от 26.10.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. №21, ст. 3113.
23 Снежко О. Приостановление действия закона как правоограничивающий феномен // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. №1 (68). С. 48-49.
24 О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. №196-ФЗ (ред. от 04.02.2021) (ст. 1.1) // Российская газета. 2001. 31 дек.
25 См. об этом: Кузнецова О. А. Недействительность (неконституционность) утративших силу, приостановленных и признанных недействующими нормативно-правовых актов // Пермский юридический альманах. 2022. №5. С. 83-84.
приостановленный нормативный правовой акт быть признан судом недействующим, на наш взгляд, должен быть положительным. В отношении ненормативных правовых актов ВАС РФ определил, что приостановление его действия не означает признание его не-действующим26. Следовательно, приостановленные ненормативные акты могут признаваться недействующими (в действующей легальной терминологии - незаконными /ст. 227 КАС РФ/).
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В силу части 6 этой же статьи иск о признании нормативного правового акта недействующим может быть подан в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. В соответствии с частью 1 статьи 210 КАС РФ судья отказывает в принятии иска о признании нормативного правового акта недействующим в случае, если на момент его подачи оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие. О том, что делать судье, если оспариваемый акт или его оспариваемые положения приостановили свое действие, процессуальное законодательство ответа не содержит.
Вместе с тем Верховный суд РФ пояснил, что указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений27.
Если приостановленный акт на момент обращения с административным иском по-прежнему подлежит применению к отноше-
26 См.: «Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением» (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. №83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (п. 4) // Вестник ВАС РФ. 2004. №10.
27 О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 25 дек. 2018 г. №50 (абз. 8 п. 19) // Бюллетень Верховного суда РФ. 2019. №2.
ниям, в которых участвовал административный истец, то он может быть признан недействующим.
Кроме того, в отличие от нормативного правового акта, признанного судом недействующим, действие приостановленного акта после истечения срока приостановления будет восстановлено, т.е. его действие продолжится. При этом с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим могут обратиться не только лица, чьи права, свободы и законные интересы уже нарушены, но и лица, в отношении прав, свобод и законных интересов которых существует реальная угроза их нарушения (п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ). В данном случае если приостановленный нормативный акт будет признан недействующим, то это будет гарантией того, что его действие не будет восстановлено и, как следствие, реальная угроза нарушения прав, свобод и интересов заинтересованного лица в будущем будет устранена.
Конституционный Суд РФ обоснованно обратил внимание на то, что есть «имевшее место применение» и есть «возможность применения» акта к административному истцу, причем «установление судом одного лишь факта утраты нормативным правовым актом силы - без учета имевшего место применения (возможности применения) данного акта к административному истцу <...> -противоречило бы положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их понимании Конституционным Судом Российской Федерации.»28.
Таким образом, если приостановленный акт к моменту обращения с административным иском был применен или существует возможность его применения к административному истцу, то он может быть признан недействующим по основаниям, предусмотренным процессуальным законом.
Библиографический список
Бахвалов С. О теоретических основах приостановления и продления действия нормативных правовых актов и о практике прекращения их действия // Хозяйство и право. 2007. №8. С. 95-103.
28 По делу о проверке конституционности абзаца тринадцатого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 13 и пункта 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В. Г. Жукова: Постановление Конституционного суда РФ от 6 дек. 2017 г. №37-П (абз. 4 п. 3) // Вестник Конституционного суда РФ. 2018. №2.
Гадельшина Л. И., Гарифуллина А. Р. Государственное принуждение в деятельности Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2019. №1. С. 62-65.
Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном суде Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Г. А. Гаджиева. М.: Норма: Инфра-М, 2012. 672 с.
Кузнецова О. А. Недействительность (неконституционность) утративших силу, приостановленных и признанных недействующими нормативно-правовых актов // Пермский юридический альманах. 2022. №5. С. 83-84.
Малюшин А. А. Теоретико-правовые проблемы форм конституционного правосудия // Российская юстиция. 2015. №5. С. 37-39.
Снежко О. Приостановление действия закона как правоогра-ничивающий феномен // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. №1 (68) С. 45-52.
Татаринов С. А. К вопросу о расширении полномочий Конституционного суда Российской Федерации по рассмотрению и разрешению дел в связи с жалобами граждан // Конституционное и муниципальное право. 2011. №6. С. 44-48.
Фролов А. А. Приостановление действия нормативных правовых актов в современной России: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. 32 с.
УДК 347.1
ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО РАВЕНСТВА ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ДОСТУПА АКТОРА К РЕСУРСАМ, РЫНКАМ И ФОРМАМ ВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. Г. Демиева
Доктор юридических наук,
доцент кафедры гражданского права
Казанский (Приволжский) федеральный университет
420008, Россия, г. Казань, Кремлевская, 18
E-mail: ainuraa@bk.ru
© Демиева А. Г., 2023