Темпоральность как объект лингвостилистического анализа
Беляева Юлия Александровна,
старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» E-mail: [email protected]
Предметом исследования является художественный текст, который мы рассматриваем через призму темпоральности (предмет исследования). Цель статьи заключалась в том, чтобы собрать и проанализировать теории темпоральности (хронотопа), из чего мы вывели рабочее определение темпорально-сти. Задачи статьи сведены к следующему: собрать словарные определения темпоральности, определения данного понятия классическими и современными учеными, сопоставить полученные определения и частные характеристики понятия, составить рабочее определение терминологии, аналогично сопоставить, сравнить и охарактеризовать в рабочем порядке художественное время в тексте. В ходе работы нами использованы аксиоматический метод исследования, сравнение, обобщение, анализ, синтез. Результатом исследования является рабочее определение темпоральности и темпоральности художественного текста. Также в отношении художественного произведения мы определили, чем выражена темпоральность и какие для этого существуют способы выражения, зачем нужен анализ этой категории и что конкретно при этом анализируется (какое это время и от чего оно зависит). Новизна работы заключается в исследовании художественного текста с точки зрения способов выражения авторского стиля через текстовые маркеры. Данный подход может быть применим при составлении базы конкретных единиц с перспективой описания исторического периода в авторском мировоззрении.
Ключевые слова: темпоральность, категория времени, художественное время, художественное отражение мира, пространственно-временной континуум, сюжетное время, текстовое время, действительность, хронотоп, художественный текст, временность, авторский текст, авторский стиль.
Сама по себе природа художественного творчества неразрывно связана с когнитивной рецепцией темпоральных категорий; литераторы обращаются ко всем уровням анализа категории времени - историческому, философскому, выражая при этм темпоральность посредством выбора особых языковых средств. Можно сказать, что сама сущность литературного творчества заключается в том, чтобы изобразить хронологию событий и выразить произошедшие изменения.
Словесное искусство призвано воспроизводить видоизменения, изображая события, протекающие во времени. Данный тезис, в свою очередь, в работах многих философов и теоретиков литературы становится базисом для противопоставления литературы и иным, «фиксирующим» видам искусства. Подобные умозаключения можно найти в работах Лессинга, который противопоставил поэзию живописи по критерию способов изображения времени. По мнению Гегеля, поэзия сосредоточена на том, чтобы изображать действие, движение, процесс, в отличие от прочив видов искусств, направленных на статичную передачу определенных моментов [25, С. 33].
Проблема времени занимала естествоиспытателей и философов несколько тысячелетий. Однако всплеск научного интереса к категории времени в литературоведческой и лингвистической науке характерен только для XX века; ученые современности, обращаясь к трагическим событиям, которыми был насыщен ХХ век, предпринимали попытки переосмыслить роль и пересечение различных временных планов, сломать хронологическую последовательность событий, вторгнуться в ход истории посредством литературного повествования. Игра с хронологией все чаще становилась инструментом для проникновения во внутренний мир персонажей; авторы все чаще прибегали к такому литературному приему, как реминисценции, реконструкции временного опыта героя. Писатели, за счет обращения к нестандартным техникам игры со временем, устанавливали овить глубинные связи между историческими эпохами, изображали преемственность поколений, либо, напротив, разрыв между ними. Нестандартный хронотоп литературного произведения, помимо прочего, помогает выявить скрытую связь между событиями [26]. В зарубежном литературоведении распространен взгляд, будто современное искусство в принципе разрушает время как объективную категорию, подменяя его субъективным ощущением протяженности событий или вневременным потоком переживаний. [27]
В любом случае время приобретает особое значение в новой литературе - иногда именно время
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
становится главной темой и лейтмотивом произведения, иногда временной критерий ложится в качестве фундамента конструкции произведения, и вне зависимости от жанра без категории времени воплощение художественного замысла априори невозможно [29]
Художественное время нельзя понимать как авторский взгляд на проблему времени; художественное время есть время в таком виде, в котором оно воспроизводится и изображается в словесном произведении. В ряде научных отраслей гуманитарного знания накоплено множество дефиниций времени. Среди существующих дефиниций наиболее близкой к подходу, применяемому нами в данной статье, является определение, разработанное З.Я. Тураевой: художественное время исследователь предлагает понимать в качестве модели действительности, сочетающей реальность и вымысел, как переплетение свойств разных типов рецепции времени: времени реального, времени перцептуального и времени индивидуального [26; с. 78] останавливается на некоторых специфических чертах художественного творчества, на отношениях, в которых находится мир художественной действительности и мир реалий.
В текстах философских учений, посвященных концепции времени, время представляется как объективно-реальная форма существования материи. Материя, в свою очередь, способна существовать исключительно в движении, а движение, собственно, и составляет сущность времени. З.Я. Тураева, помимо прочего, указывает, что в основе художественной действительности всегда находится отражение объективной действительности; данное отражение не является объективно точным: оно может подвергаться существенной авторской модификации, будучи максимально незеркальным и сложным. Специфика искусства заложена в своеобразном сочетании верности жизненной правде и вымысла, объективного характера творческих обобщений и условности. Условность искусства заключается в самой его природе: ирреальность есть уже в перенесении жизни на страницы книги, на киноэкран, на театральные подмостки. Условность искусства есть показатель того, что существует различие между объективным и художественным временем.
Все вышесказанное позволяет заключить, что художественное время являет собой неотъемлемый элемент художественного отражения мира, форму существования сюжета, категорию развития действия. Художественную действительности невозможно смоделировать вне временных отношений.
З.Я. Тураева также подходит к анализу категории художественного времени с точки зрения формы бытия идеального мира эстетической действи-5 тельности. Вселенная, формируемая средствами § эстетической перцепции, порождена творческим й воображением художника и она, как и Вселенная еЗ реальная, также живет во времени, но в особом ав времени - художественном.
Более узкий подход к интерпретации художественного времени заключается в том, что художественное время отождествляется со временем сюжетным, т.е. со временем, когда происходят события, о которых повествует автор. Тем не менее, подобный подход, на наш взгляд, не отражает комплексную сущность категории художественного времени. Художественное время гораздо более многослойно и заключает в себе множество дополнительны идей и авторских замыслов, поэтому сводить его лишь к хронологии сюжета не представляется целесообразным.
Сама материя как бесконечная реальность представляет собой бесконечное множество индивидуальных времен (времен отдельных объектов). Соответственно, и в рамках литературного текста каждый персонаж, каждая локация, каждый объект обладает собственным индивидуальным временем. Исходя из подобного подхода, художественное время можно дефинировать как множество индивидуальных времен, а также множество временных зависимостей между отдельными (индивидуальными) временами. Художественное время - «сложное переплетение трех порогов восприятия - автора, читателя и персонажей» [28].
Художественное время, как и время «реальное», обладает параметром продолжительности; имеется в виду, что художественное время соотносится со временной протяженностью событий, заключенных в фабуле произведения. Временные рамки произведения (длительность художественного времени) могут быть вариативными, их диапазон весьма широк. В качестве примеров полярных подходов к изображению времени в литературе приведем, с одной стороны, классические произведения, написанные на базисе фундаментального принципа единства места и времени, и, с другой стороны, эпические полотна, изображающие жизнь нескольких поколений или даже исторических эпох. Художественное время не следует приравнивать к понятию плотности действия. Плотность действия выражает насыщенность произведения событиями, т.е. скорость течение действия сюжета.
Н.Ф. Ржевская указывает: художественное время по своей сути условно, но, подобно времени реальному, оно «течет», ведет от одного события к другому. В отличие о реального времени, художественное время можно ускорять, прерывать, направлять по обратному вектору движения - именно так время воплощается в словесном искусстве [25].
Философские словари, предлагая определение темпоральности как «временность, знания», обращаются к Канту, т.е. дают нам понять отправную точку во времени, когда возник интерес к термину [1], [5]. Существуют и иные подходы к темпоральности: она может пониматься как взаимосвязь между моментами времени и временными характеристиками, динамика изменений; временная сущность явлений [3], либо же упрощаться до характеристики скорости протекания времени [4]. В стилистической энциклопедии русского языка термин
«темпоральность» определяется как синоним категории «текстовое время». Согласно словарной статье, темпоральность - «текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени», при этом соотноситься сюжет может как с реальной исторической действительностью, так и с её авторской интерпретацией; в любом случае, текстовое время представляет собой «непременный атрибут текста» [2].
Исходя из вышеуказанных дефиниций, можно утверждать, что темпоральность не является сугубо лингвистическим термином; данная категория привязана, помимо прочих наук, к философии и физике, однако, углубляясь в его содержание, мы приходим к выводу о том, что темпораль-ность может быть рассмотрена как и лингвистическая категория, категория текста, поскольку имеет способы отражения в тексте, может быть не только выражена (репрезентирована разными средствами, например, лексическими средствами, грамматическими средствами, средствами выражения авторского стиля), но и интерпретирована читателем.
Вопрос о сущности и функциях темпоральности волнует исследователей на протяжении нескольких десятилетий - многочисленные исследования выполняются как на базе русских языковых школ, так и за рубежом. Обусловлено это, на наш взгляд, тем, что при введении, выявлении нового понятия главной задачей становится его определение, описание его свойств, характеристик. По сути, основные усилия направлены на внедрение (или неприятие/исключение) нового понятия в систему базовых (ключевых) определений (терминов), существующих в той или иной области знания. Соответственно после того, как Кант инициировал исследование темы темпоральности, учёные активно занялись её рассмотрением в различных областях знаний. Параллельно, по мере становления отдельных отраслей знания в рамках определенных научных учений (финитизм, логика, физика, естествознание) исследователи добавляли дополнительные свойства для более детального и объёмного понимания сущности темпорально-сти. В ходе становления, к примеру, лингвистики текста как самостоятельной отрасли, данная категория стала считаться неотъемлемой частью анализа повествовательной канвы любого текста. Следует отметить, что к концу XX в. - началу XXI в. исследования темпоральности уходили в весьма специфичные и узконаправленные русла.
Современные авторы [6-22] выделяют следующие базовые терминологические категории: категория времени, хронотоп, темпоральная лексика, индивидуальное время, текстовое время, темпоральная локализация, авторская концепция тем-поральности, темпоральное значение, языковая темпоральность, концепция темпоральности, репрезентация темпоральности. Изучение хронотопа имело особую популярность в 1990-х - начале 2000-х гг., причем данное направление научных исследований остается популярным до сих пор. Во втором десятилетии XXI в. интерес авторов
стал более специфичен и узок, в частности ставились вопросы средств выражения темпоральности, его значения. Особое внимание привлекают работы, нацеленные на исследование авторского, индивидуального стиля, обусловленного нестандартными темпоральными техниками изображения действительности.
Одним из наиболее видных исследователей, занимавшихся вопросами художественного времени, считается М. Бахтин. В работе «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» (1937-1938 гг.) М. Бахтин представляет уникальный подход к научному осмыслению времени и пространства: ученый разрабатывает теорию хронотопа. Данный термин был взят исследователем из теории относительности А. Эйнштейна, но переосмыслен в гуманитарном русле. По мнению М.М. Бахтина, хронотоп представляет собой связь временных и пространственных отношений, освоенных литературными средствами. Время и пространство, таким образом, объединяются в единстве хронотопа: признаки эпохи или времени могут быть раскрыты через объекты, находящиеся в пространстве, и пространство, в свою очередь, также временем. Исследователь отмечает связь жанровой формы произведения с хронотопом: выбор жанра обусловлен типом хронотопома.
Рассмотрим жанр романа, который наиболее полно исследован в работах М.М. Бахтина. В жанре романа исследователь выделяет следующие типы хронотопа:
1) хронотоп встречи, обладающий «временным оттенком» и «высокой степенью эмоционально-ценностной интенсивности»;
2) хронотоп дороги, обладающий «широким объемом, но меньшей эмоционально-ценностной интенсивностью»;
3) хронотоп замка, «который насыщен временем, <...> временем исторического прошлого;
4) хронотоп гостиной-салона, где происходят встречи, создаются интриги, происходят диалоги, раскрываются характеры;
5) хронотоп провинциального городка, локации «циклического бытового времени». Данный хронотоп не содержит событий, в нем возможен лишь повторяющийся бытовой опыт;
6) хронотоп порога, который можно также именовать хронотопом кризиса или жизненного перелома. Хронотоп порога метафоричен и симво-личен. Время в этом хронотопе выпадает из нормального, последовательного течения временисю-жета.
По М.М. Бахтину, каждый из вышепредстав-ленных хронотопов способен обретать множество вариаций и распадаться на более мелкие хронотопы. Хронотопы играют две важнейшие функции, неотделимые в принципе от литературного творчества. Хронотопы обладают сюжетным значением, организуя события романа, и изобразительное значение (хронотоп становится площадкой для художественного изображения событий) [23]; [24].
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Несколько иной подход к функционалу хронотопа мы обнаруживаем в работах А.Е. Шлинцева. По мнению этого исследователя, ключевой функцией хронотопа является онтологическая. Хронотоп кодирует концентрирует модель мира в понимании автора. Е.А. Шлинцев в данной связи ссылается на утверждение Л.А. Ноздриной о том, что читатель, рассматривая хронотоп произведения, декодирует зашифрованную в тексте авторскую картину мира автора, что позволяет литературному произведению играть роль средства познания, что, собственно, являет собой одну из важнейший задач искусства в целом. Вторая функция, по Е.А. Шлин-цеву, - антропоцентрическая. Речь идет о том, что модель пространства и времени в произведении, с одной стороны, изображена извне, будучи окружением героя, и, с другой стороны, единство пространства и времени представляет собой не что иное как духовная сфера героя, его намерения, мысли и эмоции. Третья функция, выделенная Е.А. Шлинцевым, имеет прямое отношение к учению Ю. Лотмана. Эта функция - прагматическая; по Ю. Лотману, прагматический аспект текста подразумевает его связь с внешними факторами - другими текстами, читателем, реальными обстоятельствами. Прагматическую нагрузку несет и культурный контекст. Хронотоп привязывает текст к подобным внешним факторам, что свидетельствует о выполнении им прагматической функции. Исследователи сходятся в том, что хронотоп выполняет эстетическую функцию. Как известно, художественный текст любого жанра представляет собой продукт эстетической реализации языковых средств; соответственно, одной из смыслообразующих функций единства времени и пространства можно считать эстетическую. Как указано ранее, хронотоп - организационный центр сюжетных событий произведения, следовательно, в спектре функций, выполняемых хронотопом, следует отметить сюжетообразующую. Наконец, шестой функцией является символическая: текст, через призму времени и пространства, обретает определенное символическое значение [30].
Как указывает А.Б. Темирболат, время (как и хронотоп) может быть выражено: лексико-семантическим, синтаксическим, грамматическим способами, а к типам хронотопа относятся: 1) социальный, 2) психологический, 3) культурно-исторический, 4) биологический, 5) физический [31]. Приведённая типология обеспечивает широкий диапазон для исследования художественного текста, помогает в комплексе описать и оценить стиль автора, понять особенности исследуемого исторического периода и увидеть колорит эпохи. Предложенные способы репрезентации также представляют первостепенный интерес в ракурсе определения предпочтений автора.
В заключение укажем, что темпоральность -5 временность - являет собой полипредметное по-о нятие, так как оно может быть рассмотрено с пой зиции разных наук. Темпоральность мы понима-еЗ ем как лингвистическую категорию, выражаю-SB щую ход времени, скорость его течения, собы-
тийность, выступая как вместилище действенных и пространственных показателей. В отношении художественного произведения темпоральность является формально-смысловой категорией текста и называется хронотопом, поскольку только средства выражения хронотопа могут определить его сущность и содержание. Анализ темпоральности на базе художественного текста предполагает описание конкретного исторического времени (периода), события, и служит способом передачи авторского мировосприятия - то есть создания индивидуального авторского стиля, и его последующей оценки. Кроме того, анализ темпораль-ности строится на выявлении в тексте маркеров, помогающих описать и систематизировать хро-нотопное строение авторского текста. В дальнейшем исследовании мы будем придерживаться лексико-семантического способа репрезентации хронотопа, что позволит выявить конкретные единицы, которые и составят описательную базу для исторического периода в авторском восприятии.
Литература
1. Философский словарь: [Пер. с фр.] / Дидье Жюлиа. - М.: Междунар. отношения, 2000. -537 с.
2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. Флинта, Наука, 2003. -694 с.
3. Темпоральность [Электронный ресурс]: Вики-педия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ш.wikipedia.org/wiki/Темпораль-ность. - Дата доступа: 25.01.2022.
4. Савченко, В.Н. Начала современного естествознания. Тезаурус / В.Н. Савченко, В.П. Смагин. - Ростов-на-Дону, 2006. - 336 с.
5. Новый философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rus-new-phi-losophy-dict.slovaronline.com. - Дата доступа: 14.07.2022.
6. Чаплина, С.С. Темпоральность как жанрооб-разующая категория [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/temporalnost-kak-zhanroobrazuyuschaya-kategoriya/viewer. - Дата доступа: 14.07.2022.
7. Кандрашкина, О.О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения / О.О. Кандрашкина. - 2011. - С. 1217-1218.
8. Плеханова, И.И. Время как объект изображения, творчества и рефлексии / И.И. Плеханова. - 2010. - С. 232-235.
9. Москвина Т.Н. Темпоральная лексика в островных немецких говорах: аспекты изучения. -2017. - С. 539-542. - [Электронный ресурс]. -https://cyberleninka.ru/article/n/temporalnaya-leksika-v-ostrovnyh-nemetskih-govorah-aspekty-izucheniya/viewer
10. Интымакова Л.Г., Дудникова Е.Е. Проблема влияния индивидуального времени социального субъекта на понимание событий социально-
исторической реальности. - 2015. - С. 318323. - [Электронный ресурс]. - https://cyberlenin-ka.ru/article/n/problema-vliyaniya-individualnogo-vremeni-sotsialnogo-subekta-na-ponimanie-sobytiy-sotsialno-istoricheskoy-realnosti
11. Тивьяева И.В. Изучение проблемы текстового времени в отечественной лингвистике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 348357. - [Электронный ресурс]. - https://cyberlen-inka.ru/article/n/izuchenie-problemy-tekstovogo-vremeni-v-otechestvennoy-lingvistike
12. Ракушина А.Н., Ивушкина Т.А. Литературно-книжная лексика как средство имплицитной передачи темпоральной локализации в прошлом в произведениях художественной литературы. - 2016. -С.71-82. - [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/literaturno-knizhnaya-leksika-kak-sredstvo-implitsitnoy-peredachi-temporalnoy-lokalizatsii-v-proshlom-v-proizvedeniyah
13. Семенец А.В. Женское время: авторская концепция темпоральности в романах А. Картер. - 2019. -С. 210-217. - [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskoe-vremya-avtorskaya-kontseptsiya-temporalnosti-v-romanah-a-karter/viewer
14. Москвина, Т.Н. Средства выражения темпоральности в текстах шванков российских немцев / Т.Н. Москвина // Культура и текст. -2017. - № 3(30). - С. 167-179.- - [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/ sredstva-vyrazheniya-temporalnosti-v-tekstah-shvankov-rossiyskih-nemtsev/viewer
15. Повалко П.Ю. Структура семиотической категории времени в художественном тексте (на материале романа А. Кабакова «Невозвращенец»). - 2017. - С. 1237-1248. - [Элекстрон-ный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/ struktura-semioticheskoy-kategorii-vremeni-v-hudozhestvennom-tekste-na-materiale-romana-a-kabakova-nevozvraschenets/viewer
16. Попова А.Р., Самошкина М.Ю. Текстовое время в лирике н.с. Гумилева как средство выражения авторского идиостиля. - 2020. - С. 105109. - [Электронный ресурс]. - https://cyber-leninka.ru/article/n/tekstovoe-vremya-v-lirike-n-s-gumileva-kak-sredstvo-vyrazheniya-avtorskogo-idiostilya/viewer
17. Коршунова А.С., Лагута Н.В. Грамматические средства выражения категории времени в русском языке. - 2020. - С. 92-96. - [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/ grammaticheskie-sredstva-vyrazheniya-kategorii-vremeni-v-russkom-yazyke/viewer
18. Цюй Жуй Выражение темпорального значения в русском и китайском языках. - 2020. -С. 304-309. - [Электронный ресурс]. - https:// cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-temporalnogo-znacheniya-v-russkom-i-kitayskom-yazykah/viewer
19. Ртищева О.В. Языковая темпоральность как метафора культуры. - 2021. - С. 835-841. -
[Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/ article/n/yazykovaya-temporalnost-kak-metafora-kultury/viewer
20. Шейко Е.В., Маркова В.В. Лексические средства выражения категории темпоральности в романе П. Крусанова «Укус ангела». - 2021. -С. 1104-1108. - [Электронный ресурс]. - https:// cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-sredstva-vyrazheniya-kategorii-temporalnosti-v-romane-p-krusanova-ukus-angela/viewer
21. Погребная Я.В. Семиотика дня и ночи и концепция темпоральности в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». - 2020. -С. 46-53. - [Электронный ресурс]. - https:// cyberleninka.ru/article/n/semiotika-dnya-i-nochi-i-kontseptsiya-temporalnosti-v-romane-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni/viewer
22. Нильсен Е.А. Репрезентация темпоральности в текстах интервью (на материале американских газет). - 2020. - С. 211-217. - [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/ reprezentatsiya-temporalnosti-v-tekstah-intervyu-na-materiale-amerikanskih-gazet/viewer
23. Гурулева Е. Художественное время и пространство // Эстезис № 11 (20) декабрь 2017. -[Электронный ресурс]. - https://aesthesis.ru/ magazine/december17/chronotop-history
24. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.
25. Ржевская Н.Ф. Концепция художественного времени в современном романе (Функция «ретроспекции» в романе) // Филологические науки. № 4. М., 1970. - С. 28-40.
26. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст. Структура и семантика. М.: Просвещение; Либро-ком, 1986; 2012. - 127 с.
27. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М., 1979. - 219 с.
28. Мотылева Т.Л. О времени и пространстве в современном зарубежном романе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. - С. 186-200.
29. Иванов В.В. Категория времени в искусстве и произведении XX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. -С. 39-67.
30. Шлинцев А.Е. Особенности хронотопа в романе Е. Водолазкина «Лавр». - ВКР ЮУрГУ -45.03.01.2018. ПЗ ВКР. - Челябинск. - 2018. -51 с.
31. Темирболат А.Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе. Монография. - Алматы: Ценные бумаги, 2009. - 504 с. -С. 15-63.
TEMPORALITY AS AN OBJECT OF LINGUISTIC AND
STYLISTIC ANALYSIS
Beliaeva Yu.A.
Saint-Petersburg State Agrarian University
сз о
CO
-a
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
The subject of the study is a literary text, which we consider through the prism of temporality (the subject of the study). The purpose of the article was to collect and analyze the theories of temporality (chronotope), from which we derived a working definition of temporality. The tasks of the article are reduced to the following: to collect dictionary definitions of temporality, definitions of this concept by classical and modern scientists, to compare the definitions obtained and the particular characteristics of the concept, to make a working definition of terminology, to similarly compare, contrast and characterize in working order the artistic time in the text. In the course of our work, we used the axiomatic method of research, comparison, generalization, analysis, synthesis. The result of the research is a working definition of the temporality and temporality of a literary text. Also, in relation to a work of art, we have determined how temporality is expressed and what methods of expression exist for this, why an analysis of this category is needed and what exactly is being analyzed (what kind of time it is and what it depends on). The novelty of the work lies in the study of a literary text from the point of view of ways of expressing the author's style through text markers. This approach can be applied when compiling a database of specific units with the prospect of describing the historical period in the author's worldview.
Keywords: temporality, category of time, literary time, artistic reflection of the world, space-time continuum, plot time, text time, reality, chronotope, literary text, temporariness, author's text, author's style.
References
1. Philosophical Dictionary: [Translated from French] / Didier Julia. - M.: International. relations, 2000. - 537 p.
2. Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language. - M:. "Flint", "Science". Edited by M.N. Kozhina. 2003. - 694 p.
3. Temporality [Electronic resource]: Wikipedia. Free encyclopedia. - Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Темпоральность (accessed 25.01.2022
4. The beginnings of modern natural science. Thesaurus. -Rostov-on-Don. V.N. Savchenko, V.P. Smagin. 2006. - 336 p.
5. The New Philosophical Dictionary - https://rus-new-philoso-phy-dict.slovaronline.com/
6. Chaplina S.S. Temporality as a genre-forming category [Electronic resource].-
1. https://cyberleninka.ru/article/n/temporalnost-kak-zhanroobrazuyuschaya-kategoriya/viewer
7. Kandrashkina O.O. Categories of space, time and chrono-tope in a work of art and linguistic means of their expression. -2011. - pp. 1217-1218. - [Electronic resource]. - https://cyber-leninka.ru/article/n/kategorii-prostranstva-vremeni-i-hronotopa-v-hudozhestvennom-proizvedenii-i-yazykovye-sredstva-ih-vyrazheniya
8. Plekhanova I.I. Time as an object of image, creativity and reflection. - 2010. - pp. 232-235. - [Electronic resource]. -https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya-vremya-kak-obekt-izobrazheniya-tvorchestva-i-refleksii-irkutsk-27-iyunya-1-iyulya-2010-goda/viewer
9. Moskvina T.N. Temporal vocabulary in insular German dialects: aspects of study. - 2017. - pp. 539-542. - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/n/temporalnaya-leksika-v-ostrovnyh-nemetskih-govorah-aspekty-izucheniya/ viewer
10. Intymakova L.G., Dudnikova E.E. The problem of the influence of individual time of a social subject on the understanding of events of socio-historical reality. - 2015. - pp. 318-323. - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vliyaniya-individualnogo-vremeni-sotsialnogo-subekta-na-ponimanie-sobytiy-sotsialno-istoricheskoy-realnosti
11. Tivyaeva I.V. The study of the problem of textual time in Russian linguistics // Izvestiya Tula State University. Humanities. 2014. No. 1. pp. 348-357. - [Electronic resource]. - https://cy-berleninka.ru/article/n/izuchenie-problemy-tekstovogo-vremeni-v-otechestvennoy-lingvistike
12. Rakushina A.N., Ivushkina T.A. Literary and book vocabulary as a means of implicit transmission of temporal localization in the past in works of fiction. - 2016. -pp.71-82. - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/n/literaturno-knizhnaya-leksika-kak-sredstvo-implitsitnoy-peredachi-temporalnoy-lokalizatsii-v-proshlom-v-proizvedeniyah
13. Semenets A.V. Women's time: the author's concept of temporality in the novels of A. Carter. - 2019. - pp. 210-217. - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/n7zhenskoe-vremya-avtorskaya-kontseptsiya-temporalnosti-v-romanah-a-karter/viewer
14. Moskvina, T.N. Means of expressing temporality in the texts of the Schwanks of the Russian Germans / T.N. Moskvina // Culture and text. - 2017. - № 3(30). - Pp. 167-179.- - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-vyrazheniya-temporalnosti-v-tekstah-shvankov-rossiyskih-nemtsev/viewer
15. Povalko P. Yu. The structure of the semiotic category of time in a literary text (based on the material of A. Kabakov's novel "The Non-Returnee"). - 2017. - pp. 1237-1248. - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-semioticheskoy-kategorii-vremeni-v-hudozhestvennom-tekste-na-materiale-romana-a-kabakova-nevozvraschenets/viewer
16. Popova A.R., Samoshkina M. Yu. Text time in N.S. Gumilev's lyrics as a means of expressing the author's idiostyle. - 2020. -pp. 105-109. - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/ article/n/tekstovoe-vremya-v-lirike-n-s-gumileva-kak-sredstvo-vyrazheniya-avtorskogo-idiostilya/viewer
17. Korshunova A.S., Laguta N.V. Grammatical means of expressing the category of time in the Russian language. - 2020. -pp. 92-96. - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/ article/n/grammaticheskie-sredstva-vyrazheniya-kategorii-vremeni-v-russkom-yazyke/viewer
18. Qu Rui is the expression of temporal meaning in Russian and Chinese. - 2020. - pp. 304-309. - [Electronic resource]. -https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-temporalnogo-znacheniya-v-russkom-i-kitayskom-yazykah/viewer
19. Rtischeva O.V. Linguistic temporality as a metaphor of culture. - 2021. - pp. 835-841. - [Electronic resource]. - https://cy-berleninka.ru/article/n/yazykovaya-temporalnost-kak-metafora-kultury/viewer
20. Sheiko E.V., Markova V.V. Lexical means of expressing the category of temporality in P. Krusanov's novel "Angel Bite". -2021. - pp. 1104-1108. - [Electronic resource]. - https://cyber-leninka.ru/article/n/leksicheskie-sredstva-vyrazheniya-kategorii-temporalnosti-v-romane-p-krusanova-ukus-angela/viewer
21. Pogrebnaya Ya.V. The semiotics of day and night and the concept of temporality in M.Y. Lermontov's novel "The Hero of Our Time". - 2020. - pp. 46-53. - [Electronic resource]. - https:// cyberleninka.ru/article/n/semiotika-dnya-i-nochi-i-kontseptsiya-temporalnosti-v-romane-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni/viewer
22. Nielsen E.A. Representation of temporality in interview texts (based on the material of American newspapers). - 2020. -pp. 211-217. - [Electronic resource]. - https://cyberleninka.ru/ article/n/reprezentatsiya-temporalnosti-v-tekstah-intervyu-na-materiale-amerikanskih-gazet/viewer
23. Guruleva E. Artistic time and space // Estesis No. 11 (20) December 2017. - [Electronic resource]. - https://aesthesis.ru/ magazine/december17/chronotop-history
24. Bakhtin M.M. Forms of time and chronotope in the novel. Essays on historical poetics // Bakhtin M.M. Questions of literature and aesthetics. - M.: Art. lit., 1975. - pp.234-407.
25. Rzhevskaya N. F. The concept of artistic time in the modern novel (The function of "retrospection" in the novel) // Philological Sciences. No. 4. Moscow, 1970. - pp.28-40.
26. Turaeva Z. Ya. Linguistics of the text. Text. Structure and semantics. M.: Enlightenment; Librocom, 1986; 2012. - 127 p.
27. Turaeva Z. Ya. Category of time. Grammatical time and artistic time. M., 1979. - 219 p.
28. Motyleva T.L. About time and space in a modern foreign novel // Rhythm, space and time in literature and art. L., 1974. -pp. 186-200.
29. Ivanov V.V. The category of time in art and the work of the XX century // Rhythm, space and time in literature and art. L., 1974. - pp. 39-67.
30. Shlintsev A.E. Features of the chronotope in the novel E. Tur-tleneck "Laurel". - WRC of SUSU - 45.03.01.2018. PZ WRC. -Chelyabinsk. - 2018. - 51 p.
31. Temirbolat A.B. Categories of chronotope and temporal rhythm in literature. Monograph. - Almaty: Securities, 2009. - 504 p. -pp. 15-63.