Научная статья на тему 'Температурный режим, микроспорогенез и развитие пыльцевых зёрен гибридов облепихи крушиновидной (Hippophae rhamnoides L. )'

Температурный режим, микроспорогенез и развитие пыльцевых зёрен гибридов облепихи крушиновидной (Hippophae rhamnoides L. ) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
163
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛЕПИХА КРУШИНОВИДНАЯ / ГИБРИДЫ / МИКРОСПОРОГЕНЕЗ / СУММА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР / SEA BUCKTHORN / HYBRIDS / MICROSPOROGENESIS / POSITIVE TEMPERATURES TOTAL

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Лапшин Денис Анатольевич, Кузнецова Тамара Николаевна, Фефелов Владимир Александрович

Изучен микроспорогенез у гибридов Hippophae rhamnoides L. разного эколого-географического происхождения селекции Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. На основании проведённых исследований выделены две группы гибридов H. rhamnoides, различающиеся по срокам начала этапов микроспорогенеза в зависимости от суммы положительных температур в весенний период. К первой группе относятся гибриды с преобладанием морфофизиологических признаков катунского экотипа, ко второй с преобладанием морфофизиологических признаков прибалтийского экотипа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPERATURE REGIME, MICROSPOROGENESIS AND DEVELOPMENT OF POLLEN GRAINS OF SEA BUCKTHORN (HIPPOPHAE RHAMNOIDES L.) HYBRIDS1«Forest Protection Center of Nizhny Novgorod region» «Roslesozaschita» branch

Microsporogenesis in Hippophae rhamnoides L. hybrids of different ecological origin, selected in the Nizhegorodskaya State Agricultural Academy, has been studied. On the base of investigations conducted two groups of H. rhamnoides hybrids differing by the start time of microsporogenesis periods, which depend on the total positive temperatures during the spring period, have been distinguished. The first group includes hybrids with predominance of morphophysiological characters of the Katun ecotype while the second group includes hybrids with predominance of morphophysiological characteristics of the Baltic ecotype.

Текст научной работы на тему «Температурный режим, микроспорогенез и развитие пыльцевых зёрен гибридов облепихи крушиновидной (Hippophae rhamnoides L. )»

Температурный режим, микроспорогенез и развитие пыльцевых зёрен гибридов облепихи крушиновидной (Н1ррорЬаё гНатпа^вв L.)

Д.А. Лапшин, к.б.н., филиал ФГУ «Рослесозащита» -«ЦЗЛ Нижегородской области», Т.Н. Кузнецова, к.б.н., В.А. Фефелов, к.с.-х.н, Нижегородская ГСХА

В ходе онтогенеза растительные организмы испытывают воздействие комплекса абиотических и биотических факторов среды, но их относительное значение неодинаково. Часто один какой-либо фактор является лимитирующим, оказывающим настолько мощное воздействие на растение, что влиянием других факторов можно пренебречь.

Изучение влияния внешних факторов имеет важное значение в вопросах интродукции и се-

лекции растений. Особое место в этом вопросе занимает исследование воздействия комплекса абиотических и биотических факторов среды на репродуктивный процесс растений, т.к. именно репродуктивный процесс предопределяет возможность дальнейшей селекции интродуцируе-мых растений.

Облепиха крушиновидная (Шрроркаё гНаш-по1йея Ь.) является относительно недавно ин-тродуцированной культурой и представляет большой интерес, как пищевое и лекарственное растение. Известно, что её природные популяции занимают большие площади на территории России и стран бывшего СССР. В границах

ареала Н. гhaшnoides сформировались надёжно изолированные и хорошо оформленные экотипы и более мелкие внутривидовые таксоны — кли-матипы, среди которых наибольшее значение в селекции мужских и женских растений облепихи получили прибалтийский и катунский экотипы. В связи с этим широко изучена экология облепихи: климатические и эдафические условия произрастания. Полученные данные указывают на то, что основным лимитирующим фактором интродукции облепихи выступает температурный режим зимне-весеннего периода.

Изучению зимостойкости облепихи в условиях Нижегородской области посвящены работы М.А. Коровиной, В.В. Селехова, М.П. Смертина, в которых установлено, что к неблагоприятным условиям зимне-весеннего периода наиболее чувствительна мужская генеративная сфера Н. гНаш-noides [1—3]. Однако данные о влиянии температурного режима на начальные этапы репродуктивного процесса мужских растений облепихи крушиновидной отсутствуют, хотя они, несомненно, имеют значение для селекционного процесса и дополнят эколого-биологическую характеристику вида.

Известно, что развитие пыльников у Н. гНаш-noides происходит в два этапа в течение двух вегетационных периодов. I этап развития — от археспориальной клетки до формирования спорогенной ткани и стенки пыльника — протекает с конца июля по октябрь, II этап — микроспоро-генез и развитие пыльцевых зёрен — протекает весной [4—6].

Выше изложенное определило цель работы: установить зависимости прохождения отдельных этапов микроспорогенеза мужских гибридов Н. гhaшnoides разного эколого-географического происхождения от температурного режима (сумм положительных температур) в весенний период.

Объекты и методы исследования. Объектами исследований являлись пыльники и мужские га-метофиты перспективных селекционных гибридов Н. гhaшnoides разного эколого-географичес-кого происхождения селекции В.А. Фефелова (НГСХА). Всего в опыте проанализировано 40 мужских растений восьми перспективных мужских гибридов селекции НГСХА.

По комплексу морфофизиологических признаков мужские гибриды можно условно разделить на две группы: с преобладанием морфофизиологических признаков прибалтийского (Геракл, 31/89, 1/90 и 5/93) и катунского (Дебют, 5/87, 1/89 и 1/91) экотипов.

Пробы для проведения цитологического анализа микроспорогенеза начинали отбирать после перехода среднедекадных температур через 0 °С. Отбор проб (соцветий) проводили из середины кроны, не менее 15 соцветий с каждого гибрида.

Стадии развития мужского гаметофита определяли на давленых временных препаратах по общепринятой методике ацетокармином, комбинированным реактивом и реактивом Шиффа по Фёльгену [7, 8].

Результаты и обсуждение. Деление клеток в генеративных почках облепихи крушиновидной начинается при переходе среднесуточных температур через 0 °С [9], что, по данным В.Р. Кондор-ской [4], О.П. Проскуриной [10], полученным в Ленинградской области, И.А. Касимовской [11] в Тамбовской области, приходится на вторую декаду апреля. В литературе нет данных о соответствии стадий микроспорогенеза и суммы положительных температур, хотя таковые установлены для распускания листьев, завязываемости плодов, сроков их созревания. Подобная схема анализа, на наш взгляд, уместна и для описания микроспорогенеза.

Определение стадий развития мужского гаметофита у облепихи крушиновидной осложнено тем, что микроспорогенез в бутонах из разных частей соцветия протекает асинхронно. Установлено, что микроспорогенез в нижних бутонах начинается раньше, что согласуется с литературными данными [4, 12]. В связи с этим начало этапов микроспорогенеза изучали в трёх ярусах соцветия, т.е. в пыльниках из верхнего, среднего и нижнего ярусов.

Согласно полученным результатам, пыльники из разных частей одного соцветия находятся на различных стадиях развития. Наиболее заметны данные отличия на первых этапах микроспоро-генеза. Несмотря на разницу в сроках формирования мужского гаметофита, в неодинаковых частях соцветия пыление в целом происходит синхронно.

Из микроскопических наблюдений следует, что по размерам и окраске пыльников можно судить о стадиях развития мужского гаметофита у Н. гhaшnoides, что ранее рекомендовано для других цветковых растений [13].

Изучение особенностей мужского гамето-фита различных гибридов облепихи крушиновидной включало в себя микроспорогенез и развитие пыльцевого зерна, т.е. весенний этап развития.

При сравнительном изучении гибридов облепихи крушиновидной более чётко разница в развитии мужского гаметофита проявляется в период активного деления спорогенной ткани.

Проведённые исследования показали наличие единой схемы развития мужского гаметофита у всех изучаемых гибридов, различающихся по эколого-географическому происхождению родительских растений. Отличия были выявлены в сроках начала этапов микроспорогенеза (рис.).

Согласно полученным в 2005 г. данным, в пробе от 11.04 отмечено наличие сформиро-

ванной ткани тапетума и спорогенной ткани. В единичных бутонах — незначительное увеличение клеток тапетума и начало цитокинеза в них. Первое деление мейоза в нижних бутонах выявлено 13 апреля, а в верхних бутонах наблюдали микроспороциты, что подтверждает асинхронность развития пыльников в соцветии.

В 2005 г. различий между гибридами по срокам начала мейоза установить не удалось, т.к. он проходил у всех изучаемых гибридов в сжатые сроки — с 13 по 18 апреля. Данный факт мы связываем с интенсивностью набора положительных температур (рис.). На рисунке показано, что с 13 по 18 апреля температура не опускалась ниже 1 °С, а набор положительных температур за этот период шёл быстро и составил 61 °С, что не позволило выявить различий между гибридами. В естественных условиях произрастания родительских растений изучаемых гибридов весенние температурные режимы достаточно близки, а для проявления различий в протекании микроспорогенеза требуется, как мы полагаем, более плавный набор положительных температур. Таким образом, по результатам опыта 2005 г. установлено, что началу мейоза соответствует сумма положительных температур, равная 64 °С.

В 2006 г. начало мейоза у гибридов Дебют, 5/87, 1/89 и 1/91 — «катунский экотип» было отмечено раньше (17.04), чем у гибридов Геракл, 31/89, 1/90 и 5/93 — «прибалтийский экотип» (20.04). У гибридов «катунского экотипа» встречались единичные соцветия, начало мейоза у которых в цветках нижнего яруса было зарегистрировано уже 12 апреля.

Проявлению чётких различий по срокам протекания этапов микроспорогенеза в 2006 г. между гибридами разного эколого-географического происхождения, на наш взгляд, способствовал более плавный набор положительных температур, а также низкие положительные температуры в начале апреля и отрицательные температуры ночью 11 и 13 апреля. Набор положительных температур с 17.04 по 20.04 составил 37,7 °С, что и позволило, по нашему мнению, выявить различия между началом определённых этапов микроспорогенеза.

Начало мейоза в 2006 г. было отмечено при сумме положительных температур 48,5 °С у гибридов «катунского экотипа» и 62 °С у гибридов «прибалтийского экотипа».

Осенне-зимний период 2006—2007 гг. характеризовался экстремальными погодными условиями (продолжительной тёплой осенью, зимой с неустойчивым температурным режимом), которые привели к истощению и гибели гибридов (Дебют, 1/90 и 5/93).

Весной 2007 г. очень рано произошёл переход средних декадных температур через 0 °С, набор положительных температур шёл постепенно, но

в ночные часы отмечены отрицательные температуры (рис.).

В 2007 г. образование микроспороцитов и первое деление мейоза были установлены значительно раньше у гибридов «катунского экотипа» — 30.03, чем у гибридов «прибалтийского экотипа» — 2.04. (рис.).

Начало мейоза, по наблюдениям 2007 г., имело место при сумме положительных температур 84 °С у гибридов «катунского экотипа» и 114,4 °С у гибридов «прибалтийского экотипа».

Значительные различия в суммах положительных температур обусловлены, как мы полагаем, продолжительным понижением температур в ночные часы (17 марта, 26—29 марта и 1—2 апреля). Однако, с учётом того, что с 26 по 30 марта активная дифференциация тканей в пыльниках не происходила, то, следовательно, начало мейоза соответствует сумме положительных температур, равной 49,5 и 71,7 °С, что близко к значениям прошлых лет наблюдений.

Анализируя данные 2007 г., можно предположить, что понижение ночных температур до 0 °С и ниже в период подготовки спорогенной ткани и микроспороцитов к мейозу влечёт за собой в дальнейшем увеличение сумм положительных температур, необходимых для начала мейоза.

Образование тетрад микроспор во все годы исследования у гибридов «катунского экотипа» (Дебют, 5/87, 1/89 и 1/91) начиналось в более ранние сроки: 18.04.05, 20.04.06 и 03.04.07, чем у гибридов «прибалтийского экотипа».

Начало образования тетрад отмечено при сумме положительных температур 114,8—118,5 °С у гибридов «катунского экотипа»; 135,6—147 °С — у гибридов «прибалтийского экотипа».

Формирование одноядерных пыльцевых зёрен у всех исследуемых гибридов протекает примерно в одни сроки независимо от экологогеографического происхождения. Момент распада тетрад на микроспоры и начало образования одноклеточной пыльцы крайне скоротечен. Когда в нижних бутонах соцветия наблюдали стадию одноклеточных пыльцевых зёрен, которые имели не полностью сформированную оболочку и цитоплазму, в верхних бутонах соцветия отмечали лишь тетрады микроспор.

Во все годы исследований у гибрида Дебют обнаруживали единичные зрелые двуядерные пыльцевые зёрна в более ранние сроки по сравнению с остальными изучаемыми гибридами. В зрелом состоянии пыльцевые зерна находятся в пыльниках до начала пыления. На основании наблюдений 2005—2007 гг. установлено, что зрелая двуядерная пыльца у всех изученных гибридов формировалась при сумме положительных температур от 171,8 °С до 216,6 °С.

Пыльца у всех гибридов полностью созрела 3 мая в 2005 г., 4 мая в 2006 г. и 12 апреля в 2007 г.

15

10

и

Й 5

а

£

^5

V

-10

А К Не \

Г\ ) Г\ /Л/А ]

і і г 1 \ Д Д Г. , |\ / V

4 V <¿£5 <¿£5 <¿£3 <¿£3 <¿£5 и* «ч* ^ ч* Ч* Ґ ^ и ^1' г <$' <$' <$' <$' -#Ч -# 4 ^ сч*^ ^ о* а* Ь*

^ V V V V “VI IV 'V 'V 'V | ы 4

2007

год

----Среднесуточная температура

Дата

— ■ Минимальная температура

Рис. - Среднесуточные и минимальные температуры, на фоне которых протекал микроспорогенез в весенние периоды 2005-2007 гг. Стрелками указано начало микроспорогенеза у гибридов с преобладанием морфофизиологических признаков катунского (А) и прибалтийского (Б) экотипов

Пыление начиналось практически одновременно у всех исследуемых образцов и, как мы полагаем, не зависело от эколого-географического происхождения родительских растений, а зависело, главным образом, от складывающихся погодных условий. Следует отметить, что во все годы исследований лишь гибрид Геракл начи-

нал пылить на 12—24 ч раньше, чем остальные гибриды.

Пыление облепихи продолжалось в течение 2—3 дней, только в 2007 г. пыление всех мужских образцов продолжалось 7—8 дней. Как показали наши исследования, понижение температуры и увеличение влажности воздуха могут значительно

0

отсрочить момент пыления, что согласуется с мнением ряда авторов [2]. Пыление, согласно полученным данным, начинается при сумме положительных температур 276,3—343,9 °С.

Заключение. На основании проведённых исследований выделены две группы гибридов Н. гИатпо1йея, различающиеся по срокам начала этапов микроспорогенеза в зависимости от суммы положительных температур в весенний период. К I группе относятся гибриды с преобладанием морфофизиологических признаков катунского экотипа, ко II — с преобладанием морфофизиологических признаков прибалтийского экотипа. У гибридов I группы начало микроспорогенеза и образование тетрад микроспор происходит при более низких суммах положительных температур (48,5—49,5 °С и 114,8—118,5 °С соответственно), чем у гибридов II группы (62,0-71,1 °С; 135,6-147,0 °С). Созревание пыльцы и цветение (пыление) мужских растений протекают у изученных гибридов и экотипов практически одновременно, при сумме положительных температур от 171,8 до 216,6 °С и от 276,3 до 343,9 °С соответственно и зависят от складывающихся в этот период погодных условий.

Литература

1. Коровина М.А. Роль абиотических факторов в интродукции облепихи крушиновидаой(йдао/)/;аёг/;атиок/ет1,.):автореф. дис. ... канд. биол. наук. Нижний Новгород, 2000. 24 с.

2. Селехов В.В. Селекционно-биологическая оценка мужских форм облепихи: автореф. дис. ... канд. с.-х. наук. Брянск, 2000. 22 с.

3. Смертин М.П. Селекционный потенциал зимостойкости сортов и гибридов облепихи крушиновидной (Hippophaë rhamnoides L.): автореф. дис. ... канд. с.-х. наук. Брянск, 2006. 22 с.

4. Кондорская В.Р. Морфология тычиночного цветка и развитие мужского гаметофита облепихи // Научные доклады высшей школы. Биологические науки. 1967. № 4. С. 69—75.

5. Кондорская В.Р. Анатомо-морфологическое исследование облепихи (Hippophaë rhamnoides L.): автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 1973. 21 с.

6. Камелина О. П., Проскурина О. Б. Семейство Elaeagnaceae // Сравнительная эмбриология цветковых растений. Davidiaceae — Asteraceae. JI., 1987. С. 105—110.

7. Паушева З.П. Практикум по цитологии растений. М., 1988. 304 с.

8. Барыкина Р.П., Веселова Т.Д., Девятов А.Г. и др. Основы и методы: справочник по ботанической микротехнике. М.: Изд-во МГУ, 2004. 312 с.

9. Фаустов В.В. Особенности цветения и плодоношения облепихи крушиновидной // Известия ТСХА. 1975. Вып. 3. С, 137-146.

10. Проскурина О.Б. Эмбриология семейства Elaeagnaceae: автореф. дис. ... канд. биол. наук. JL, 1990. 18 с.

11. Касимовская И.А. Оценка сортов облепихи в условиях центрально-чернозёмного региона: автореф. дис. ... канд. с.-х. наук. Мичуринск, 2004. 8 с.

12. Ильина Н Л. Развитие цветочных почек у облепихи в условиях Челябинска // Физиология, экология и агротехника садовых культур: сб. науч. тр. Новосибирск, 1985. С. 107—115.

13. Scott R., Hodge R., Paul W., Draper J. The molecular biology of anther defferentiaton // Plant Science. 1991. V. 80. P. 167-Í91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.