Научная статья на тему '«Тематический портфолио» как современный приём обучения студентов в вузе'

«Тематический портфолио» как современный приём обучения студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1272
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ПРИЁМ / "ПОРТФОЛИО" / "ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО" / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баёва Ю.В.

В статье анализируются подходы к определению дидактических понятий «портфолио», «тематический портфолио», приводится свое понимание. Дается приблизительная модель составления «тематического портфолио».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Тематический портфолио» как современный приём обучения студентов в вузе»

УДК 378.147

Ю.В.БАЁВА, аспирант, juliabaeva87@mail ru Армавирская государственная педагогическая академия

Y.V.BAYOVA, post-graduate student, juliabaeva87@mail.ru Armavir state pedagogical academy

«ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО» КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПРИЁМ

ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

В статье анализируются подходы к определению дидактических понятий «портфолио», «тематический портфолио», приводится свое понимание. Дается приблизительная модель составления «тематического портфолио».

Ключевые слова: приём, «портфолио», «тематический портфолио», модель.

«THEMATIC PORTFOLIO» AS A MODERN METHOD OF TRAINING

THE STUDENTS IN UNIVERSITY

In this article the approaches to the definition of the didactic concept of «portfolio», «thematic portfolio» are analyzed, cited its understanding. An approximate model of the compilation of the thematic portfolio is given.

Key words, method, «portfolio», «thematic portfolio», model.

Информатизация современного общества требует постоянного совершенствования учебного процесса, обновления технологий, методов и приёмов обучения. В связи с этим идея составления «портфолио» становится все более популярной в вузовском и школьном образовании.

В современную жизнь приём «портфолио» вернулся сравнительно недавно, хотя во многих зарубежных системах образования он активно и успешно применяется, и его называют трендом последнего десятилетия, одним из элементов мировой модернизации образования.

Дидактическое понятие «портфолио» и идея его составления не являются изобретением XX века, ещё в XIX веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями; в эпоху Ренессанса архитекторы и художники представляли свой портфолио, когда заявляли претензии на строительный проект или на место в академии художеств. С помощью представленных в портфолио доку-

ментов можно было не только составить представление о качестве работы, но и судить о профессиональном стиле мастера. В этом смысле «портфолио» до сих пор применяется среди художников и фотографов.

С 80-х гг. XX в. в США, а затем Европе и Японии начали употреблять это понятие в контексте образования как технологию обучения, а в 90-е гг. о «портфолио» заговорили и в России. Отечественные исследователи под «портфолио» понимают папку или портфель индивидуальных учебных достижений учащихся, собрание их работ, своего рода новый способ оценки достижений.

В дидактике известно много определений понятия «портфолио» (П). Так, Т.Г.Новиков рассматривает П как «способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения» [3, с.144]. К.Варвус описывает «портфолио» как «систематический и специально организованный сбор документов, используемых учителем и учащимися для мо-

ниторинга знаний, навыков и отношений обучаемых» [2, с.45]. О.М.Бобиенко под П понимает «одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности обучающихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания ими собственной субъективной позиции» [1, с.49].

Сегодня выделяют несколько видов портфолио. В зависимости от целей, которые отражают результативность учебной деятельности, существуют потфолио-собственность и портфолио-отчёт. По содержанию есть порт-фолио достижений, рефлексивный портфо-лио, проблемно-ориентировочный портфолио и тематический портфолио.

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся подходы к определению дефиниции «портфолио», мы пришли к выводу, что портфолио - это приём обучения с итогами учебно-познавательной деятельности студентов, который используется для оценки образовательных результатов, для развития рефлексии студентов, повышения уровня осмысления, понимания и самооценки полученных результатов своего обучения (знаний и умений), осознания своей позиции в этом образовательном процессе.

Мы рассматриваем П и как один из приёмов заключительного этапа проектной деятельности. П - это папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, т.е. «портфолио» отражает результат (итог) проделанной работы.

Что же знают студенты об этом современном приёме обучения? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели анкетирование.

Испытуемые - студенты 3-го курса филологического факультета Армавирской государственной педагогической академии (30 человек).

На первый вопрос: «Что такое «порт-фолио»?» - четыре человека дали ответ в верном направлении, по их мнению, «П -это совокупность (собрание) набор определенной информации (сведений) на какую-либо тему или о самом человеке, которые используются для демонстрации качеств

человека перед работодателем». Вот типичные ответы, которые дали 16 человек: «совокупность планов о себе, информация с места работы»; «папка с планом, работой по предмету»; «это что-то наподобие резюме, собранная конкретная информация о человеке, его достижения, характеристика личных качеств»; «это данные о человеке»; «совокупность сведений на определенную тематику»; «это информация о чем-либо, собранная воедино»; «это набор информации, образцов, фотографий, дающий представление о предлагаемых услугах» и др. Пять человек ответили очень кратко, показывая неточное понимание понятия: «папка с данными о человеке, фото»; «собрание каких-либо сведений»; «набор определенной информации».

Второй вопрос анкеты: «Есть ли у вас «портфолио»? Какой? (рабочий, тематический, демонстрационный, рефлексивный, презентационный, «портфолио достижений», языковой)» - вызвал затруднения при ответе. К сожалению, только у двоих есть портфолио достижений, один имел П в школе («портфолио достижений»), один составлял портфолио на каждого учащегося во время летней практики (также «портфо-лио достижений»).

На третий вопрос: «Где и когда вам пришлось использовать «портфолио»? - ответили единицы. Два человека использовали П при поступлении в высшие учебные заведения, один человек - при устройстве на работу. И опять же это был «портфолио достижений».

Шесть человек не смогли ответить ни на один вопрос.

Настораживает то, что студенты в основном знают о существовании одного вида: «портфолио достижений». Но никто не назвал «тематический портфолио». Почему же особое внимание мы обращаем именно на этот вид портфолио? Потому что «тематический портфолио» - это современный приём обучения, эффективный способ организации самостоятельной, индивидуальной (групповой), работы, отражающий новое понимание технологии обучения, новую культуру как преподавателя, так и студентов. Считаем, что

он включает материалы, отражающие работу студента в рамках той или иной темы; посвящен анализу и разработке различных её аспектов. Составление «тематического портфолио» предполагает сбор материала в системе; понимание, осмысление этого материала; создание своего продукта, текста (отзыв на проделанную работу); обучение.

Для того чтобы объяснить студентам цели, структуру, эффективность портфолио как современного приёма обучения, мы провели лекцию по теме «Портфолио: современная технология и приём обучения». Закрепить полученные данные студенты должны были, составив «тематический портфолио» по микротеме «Программы по русскому языку» (дисциплина «Теория и методика обучения русскому языку»).

Студентам была предложена приблизительная модель составления «тематического портфолио», которая включает:

1. Актуальность темы.

2. Содержание, особенности, состав и структура материала (достоинства и недостатки).

3. Принципы организации материала; принципы и методы обучения.

4. Способы подачи материала (индуктивный / дедуктивный).

5. Творческая работа. Заканчиваться «тематический портфолио», считаем, должен написанием собственного текста (тема и жанр по выбору студента). Мы предлагаем возможные варианты:

1) тема и жанр выбираются самостоятельно. Возможно непосредственное обращение к авторам текста (в жанре письма к автору, интервью с автором, эпидейктической речи в честь автора);

2) рецензия;

3) текст по данному началу («Из предложенных ... я выбираю ...»).

Последовательность пунктов модели составления «тематического портфолио» может быть изменена; возможно моделировать материал, дополнять собственными пунктами.

Задание у студентов не вызвало трудностей, они справились (по их мнению), но качество выполнения оказалось низким:

• нет логичности и последовательности в расположении материала;

• оглавления (содержание портфолио) у многих не было;

• пункты 1, 2, 4 недоработаны, но основной макет есть, над ним нужно работать, меняя, дополняя его новым материалом.

В первом пункте была указана общая информация о программах по русскому языку (что такое программа; какие программы по русскому языку есть; конспект объяснительной записки конкретно выбранной программы).

Второй пункт содержит принципы построения конкретной программы (общедидактические и частнометодические). Студентами была составлена таблица, в которой приводились примеры для иллюстрации каждого принципа.

В третьем - описание состава и структуры выбранной программы (её достоинства и недостатки).

Далее был предложен (указан) свой пункт «Слово о русском языке» (высказывания великих людей).

Четвертый пункт. Способы и форма предъявления информации в учебниках по русскому языку (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный).

И последний, пятый пункт «Роль порт-фолио в работе будущего учителя русского языка». Портфолио занимает весомое место: позволяет четко разработать цели и задачи проведения урока; закономерно выстроить план работы; разобраться в смысле программ по русскому языку, четко представить способы составления тематического планирования и календарного плана. «Составляя данное портфолио, осознали дальнейшие цели и задачи в обучении русскому языку, определили возможные трудности на практике и способы их преодоления; в целом, сформировали надежный фундамент для получения новых навыков преподавания предмета».

В целом можно сказать, что составление «тематического портфолио» вызвало живой интерес у студентов, работа помогла более полно понять и осмыслить тему

«Программы по русскому языку». Последний пункт дает возможность раскрыть свои творческие способности при составлении портфолио; показать свое понимание темы.

Возможность дополнять, моделировать, включать собственные пункты при составлении «тематического портфолио» -именно в этом проявляется творчество студента, его языковая личность, его индивидуальность. Собирая данный вид портфолио, студент много работает самостоятельно, но это самостоятельная работа, контролируемая преподавателем.

Таким образом, «тематический портфолио» является современным приёмом обучения. Он дает возможность студенту тщательно проанализировать собранный материал; внести необходимые коррективы, дать им объяснения; составить собственный отчет: что удалось в данной работе, на его взгляд; что не удалось и почему; на что следует обратить внимание. Порт-

фолио способствует формированию необходимых навыков рефлексии: самонаблюдению, размышлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки / Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина. Казань, 2006. 49 с.

2. Варвус К Модель «портфолио» выпускника основной школы // Управление школой. 2004. № 31.С. 45-47.

3. Новикова Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов // Школьные технологии. 2004. № 2. 144 с.

REFERENCES

1. Bobienko O.M. Key competencies of professional: problems of development and evaluation / Kazan state university V.I.Ulyanov-Lenin. Kazan, 2006. 49 p.

2. Varvus K. Model «portfolio» of graduate of basic school // Administration of the school. 2004. № 31. P.45-47.

3. Novikova T.G. Portfolio as one of the forms of evaluation of individual achievements of gymnasium student // School technologies. 2004. № 2. 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.