Научная статья на тему 'Тематический дайджест выступлений студентов ИИиС - участников xlviii Итоговой студенческой научной конференции УдГУ'

Тематический дайджест выступлений студентов ИИиС - участников xlviii Итоговой студенческой научной конференции УдГУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
118
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Музлова Наталья Николаевна, Ладыжец Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тематический дайджест выступлений студентов ИИиС - участников xlviii Итоговой студенческой научной конференции УдГУ»

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Хроника

УДК 03; 316

Н.Н. Музлова, Н. С. Ладыжец

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДАЙДЖЕСТ ВЫСТУПЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИИиС -УЧАСТНИКОВ XLVIII ИТОГОВОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УдГУ

DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-2-222-240

На кафедре Политологии, Международных отношений и Всеобщей истории Института Истории и Социологии УдГУ 23 и 24 апреля 2020г. состоялась XLVIII (48-я) Итоговая студенческая научная конференция, в рамках которой по направлению «История» были заслушаны выступления студентов на секциях «Современная зарубежная история и политика» и «Международные отношения». Конференция проводилась в режиме онлайн на платформе Zoom. Организационный комитет конференции составили преподаватели кафедры - Золотых В.Р., Колзина А.Л., Музлова Н.Н., Пушкарёва В.В, Безно-сова М.И.

g+0-6% Л+0.5%

CSV

CD U/CSU SPD Alternative tor Free Demcasdc Tlie

(Merkel) (Schuir) Germany Party

Mftiwff. ЕЭ

"he Greens Otfiws

XLVIII Итоговая Студенческая

Научная Конференция т^Еигорм.йрил^сиьп.

Кафедра ПМОиВИ

A OHI^CV

W

4

zoom

В первый день в работе секции «Современная зарубежная история и политика» приняли участие 28 человек, было заслушано восемь докладов.

Открыла работу секции студентка 4 курса ИИиС, направление подготовки «международные отношения», Саблина Евгения с докладом на тему «Партия "Альтернатива для Германии ": причины роста популярности».

В содержательном выступлении, дополненном презентацией, с помощью графиков наглядно иллюстрирующей происходящие в политической жизни Германии процессы, был детально проанализирован рост популярности партии АдГ и выявлены основные причины данного феномена. Автор отметил, что, хотя рост популярности партии АдГ был ускорен недовольством электората внешней и внутренней политикой правительства, первопричиной этого является фундаментальный кризис традиционных политических партий. В ходе оживленной дискуссии по окончании выступления оратору

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

были заданы вопросы о роли и месте партии в Восточной Германии, отношении других партий к АдГ и перспективах ее развития.

Темой доклада следующего участника конференции Коршуновой Дарьи, студентки 3 курса ИИиС, направление «международные отношения», было «Роль и методы реализации культурной политики в Европейском Союзе». В рамках выступления Дарья осветила само понятие культурной политики, остановилась на истории ее формирования и развития в Европейском Союзе, а также на основных нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность Европейского Союза в рамках культурной политики. Также была представлена реализация культурной политики, осуществляемая посредством культурных программ различной направленности. В завершении докладчиком была затронута тема культурной дипломатии ЕС и ее роль в качестве средства продвижения интересов ЕС за рубежом. Аудиторию особенно заинтересовала проблема мультикультурализма и европейской идентичности, а также роль религиозного аспекта и культурные отличия различных регионов Европы, таких, например, как Западная и Восточная Европа, имеющих различное историческое наследие.

ПАРТИЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ

_ГЕРМАНИИ:__

ПРИЧИНЫ РОСТА ПОПУЛЯРНОСТИ

Сяопина Евгения, УцгУ Меящународмые Отиошс мп 4 курс

Рост популярности АдГ

Результат на ныборах в бундестаг 2013г. 4.7 процента Результат на пыбпрех □ бундестаг 2017 г.: 12,6 прпцппта

Студентка 1 курса ИИиС, направление "международные отношения", Ветчанина Анна представила доклад на тему «Концепция объединённой Европы Шарля де Голля ". В рамках доклада была рассмотрена концепция "Европы Отечеств" Шарля де Голля, основателя Пятой Французской республики, как один из этапов становления европейской интеграции в 1960-ые гг. Были проанализированы основные постулаты данной концепции: вопросы институционального функционирования будущего союза, модели складывания внешних взаимоотношений с другими государствами, вопросы координации внутренней политики в Западной Европе. Также в докладе были изучены конкретные меры, предпринятые де Голлем, с целью реализации его идей. Основной акцент был сделан на предложениях генерала де Голля - общепринятых и получивших развитие в то время, на особенностях его внешнеполитического курса. Известно, что доктрина Ш. де Голля была отвергнута ведущими державами. Факт о несостоятельности его идей вызвал наибольший интерес у слушателей и породил дискуссию об актуальности конфедералистской концепции Ш. де Голля, о возможном альтернативном варианте развития Европейского Союза в настоящее время.

Интересный доклад на тему «Сепаратизм в Испании на примере Каталонии» был представлен студенткой 3 курса ИИиС, направление « Международные отношения», Камашевой Марией.

Основным противоречием современного мирового порядка и международного права является конфликт между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности. Автор подчеркнул , что в Испании сегодня разворачивается крупнейший кризис XXI в, который, так или иначе, повлияет на будущее многих стран и Европейского Союза, в частности. Сепаратизм Каталонии, по мнению докладчика, можно рассматривать в долгосрочной перспективе, так как даже при смене власти в регионе настроения и убеждения большей части населения Каталонии в ближайшее время не изменятся. Фундамент данного движения слишком прочен и имеет сильную историческую базу. Обострение конфликта вызвало проведение в Каталонии референдума о независимости 1 октября 2017 года. Его значение и потенциальное влияние на геополитическую обстановку вполне объективно, хотя действительное положение дел оставляет лишь призрачный шанс для этнических каталонцев воплотить настоящую идею в жизнь. Причины автор видит в том, что в данный момент существует «неподходящая» для каталонцев нормативно-правовая база государства, имеются внутренние противоречия, а также внешние факторы, которые в ближайшем будущем не дадут возможности реализовать настоящий проект. Проблема поиска вариантов возможного решения проблемы вызвала неподдельный интерес у аудитории слушателей.

Доклад на тему «Мягкая сила» КНР: основные инструменты влияния» был представлен студенткой 3 курса , направление «Международные отношения», Зайнеевой Натальей. Как отметил автор, в реалиях современных международных отношений «мягкая сила» превратилась в одно из самых эффективных средств по реализации внешней политики государств. В связи с этим данный доклад был посвящен непосредственно «мягкой силе» Китая, а именно основным инструментам, которые использует государство для продвижения своего имиджа и интересов во всем мире. Основное внимание в выступлении было сосредоточено на направлениях, приносящих наиболее эффективные результаты, то есть на деятельности Институтов Конфуция, использовании СМИ, гуманитарной помощи и инвестиций. Наиболее оживленный интерес у слушателей вызвали различные аспекты деятельности Институтов Конфуция, которые были разработаны и экспортированы в связи с увеличением интереса к изучению китайского языка и культуры во всем мире, начиная с 2004 года. Состоялся обмен мнениями по вопросу о миротворческой деятельности КНР и её гуманитарной помощи другим странам в современных условиях борьбы с пандемией коронавируса. В целом, докладчик пришёл к выводу, что у Китая есть все шансы на достижение желаемых целей во внешней политике на основе многостороннего подхода в использовании им «мягкой силы».

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Доклад на тему « Ядерная программа КНДР» студентки 3 курса ИИиС, направление «международные отношения», Уразбахтиной Роксаны был посвящён ядерной программе КНДР, ее возникновению, развитию и рассмотрению ситуации по данной проблеме на Корейском полуострове на современном этапе. В докладе также рассматривались причины, повлёкшие развитие ядерной сферы в КНДР. Большое внимание слушателей привлекли недавние события в Северной Корее, связанные с новостями о болезни Ким Чен Ына и вероятной смене власти в пользу его сестры Ким Ё Чжон. В частности, аудиторию интересовала возможность ликвидации ядерной программы после прихода Ким Е Джон к власти. Помимо этого, обсуждался вопрос о возможностях Китайской Народной Республики влиять на политику КНДР, а также об источниках и количестве средств, имеющихся у КНДР, для создания ядерного оружия.

В докладе студентки 2 курса ИИиС, направление «Международные отношения», Кулеминой Алены на тему «Голда Меир: феномен женщины в политике» особое внимание было уделено изучению политической и дипломатической деятельности Голды Меир, занимавшей в 1969-1974 гг. пост премьер-министра Израиля. Затрагивались такие аспекты, как биография Г.Меир, становление её политической и дипломатической карьеры, ее роль как политика в создании государства Израиль и внешнеполитическая линия данного государства при Г. Меир. В результате докладчик пришёл к выводу, что феномен Г.Меир заключался в её преданности цели создания независимого еврейского государства, в обладании политической волей, решительностью и жёсткостью в достижении национальных интересов. Ее действия положительно сказались на результатах нескольких военных конфликтов, в которых Израиль принимал участие при Г. Меир. В ходе обсуждения доклада слушателей интересовало, каков образ женщины-политика и вынуждены ли женщины, находясь на государственной службе, перенимать образ мужчин, чтобы с ними считались, а также каково влияние процесса «феминизации» власти на современную политику.

Большой интерес аудитории вызвал доклад студента 3 курса ИИиС, направление «Международные отношения», Петрова Максима на тему «Евроскептицизм в Германии».

Евроскептицизм в Германии

Петров М.А. МО, 3 КУРС

Научный руководитель:

Сергеенкова И.Ф., щщ., доцент кафедры Новой и Новейшей истории и международных отношений

Figure 3.2. % of Votes in National Elections. The percentage of votes fo rightwing parties in national elections from 2008-2013 is demonstrate! Source: Europe By Numbers 2014.

Автор представил анализ роста евроскептических настроений в Германии. Как подчеркнул докладчик, на самом деле, данное явление распространено не только в ФРГ, но и во многих европейских странах и фактически начинает набирать обороты. Рост правых партий и общественно-политических движений, в основании многих из которых стоят евроскептики, объясняется такими факторами, как миграция, недовольство внутренней и внешней политикой ЕС, желание получить больше независимости в принятии решений на уровне национальных государств и т.д. Автор отметил, что не случайно в своём исследовании выбрал в качестве страны для рассмотрения Германию, так как рост евроскептических настроений в ней выражен наиболее ярко. Представители правых пар-

тий демонстрируют большие успехи и, по мнению выступающего, эта тенденция сохранится в ближайшей перспективе.

Завершая работу секции «Современная зарубежная история и политика» Студенческой научной конференции, её модератор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой Политологии, Международных отношений и Всеобщей истории Золотых Владимир Рудольфович поблагодарил студентов, выступавших с докладами, отметил высокий уровень подготовки и анонсировал выступления, которые планировалось заслушать на следующий день в рамках работы второй секции.

Секция «Международные отношения» начала свою работу 24 апреля. В работе секции приняло участие 30 человек, было заслушано 9 докладов. Открыл работу секции доклад, представленный студентом 3 курса ИИиС, направление «Международные отношения», Порунковым Михаилом на тему «Инструменты урегулирования конфликтов ЕС на примере полицейской миссии в Боснии и Герцеговине». В своём докладе автор подробно проанализировал основные инструменты ЕС в урегулировании такого сложного международного конфликта, который имел место на территории бывшей Югославии, а именно, в Боснии и Герцеговине. Автором были тщательно исследованы основные институты, которые были созданы в ЕС для урегулирования кризисных ситуаций. Также были рассмотрены история создания и деятельность самой полицейской миссии Европейского Союза. Вопросы, заданные докладчику участниками конференции, в основном, затрагивали проблемы, связанные с эффективностью данной миссии, проводимой ЕС.

В продолжение работы секции был заслушан доклад студента 3 курса ИИиС, направление «Международные отношения», Латыпова Амира на тему «Валютная война юаня и доллара».

Доклад, вызвавший живой интерес, был посвящен такому виду экономического противостояния как валютная война, в частности, валютная война доллара США и китайского юаня. Автор привёл подробную периодизацию валютной войны доллара и юаня и проследил, какой инструментарий используется США и Китаем для того, чтобы одержать верх в этом противостоянии. Исследование показало , что , по результатам трех раундов валютной войны, США выходят победителем, тем не менее США все сложнее сдерживать растущую мощь китайской валюты. Многих слушателей заинтересовало, сможет ли юань заменить доллар, и если да, то как скоро это произойдет. Докладчик пришёл к обоснованному выводу, что на данный момент такого серьезного изменения в мировой экономике не предвидится.

Студентка 1 курса ИИиС, направление «Международные отношения», Кирьянова Екатерина выступила на конференции с докладом на тему «Феномен цветных революций в постсоветских государствах: предпосылки и итоги». Автор отметила, что в начале XXI века на пространстве бывшего СССР произошли так называемые «цветные революции» в ряде стран, имеющих жизненно важное значение для национальной безопасности России. Они оказали серьезное воздействие на характер внешнеполитических интересов и ориентации этих государств. В докладе были рассмотрены классические «цветные революции», в частности: «Бульдозерная революция» в Югославии, 2000 г., «Революция роз» в Грузии, 2003 г., «Оранжевая революция» на Украине, 2004 г., «Революция тюльпанов» в Киргизии, 2005г., и, наконец, «Революция достоинства», более известная под именем «Евромайдан», на Украине в 2013-2014 гг. К внешним предпосылкам революций автор отнесла в том числе образование в стране-противнике «активно протестующих» группировок, которые могут вызвать дополнительные сложности во внутриполитической сфере. Стратегическая цель осуществления «цветных революций» - формирование региональной «зоны нестабильности» вокруг вражеских и даже союзных стран. Что касается внутренних предпосылок, то это , по мнению автора, наличие крупных проблем без поиска путей их решения, создание в связи с этим различных неправительственных организаций (НПО), финансируемых международными структурами, желание перемен самими гражданами, их недовольство правительством, и, безусловно, роль независимых СМИ.Говоря о последствиях революций, докладчик отметила их негативные итоги для Грузии, Украины и Киргизии- немедленные изменения к лучшему, в основном, так и не произошли. Смена политических лидеров и части элит не привела к демократизации. Автократические тенденции, существовавшие до «цветных революций», в полной мере проявили себя в дальнейшем развитии этих стран. Не оправдались расчеты на резкое улучшение социально-экономического положения государств и уровня жизни населения. Антироссийская риторика не только не принесла политических и экономических дивидендов, но и привела в итоге, как получилось с Грузией и Украиной, к национальной трагедии. В заключение автор пришла к выводу, что «цветные революции» не решили вопросов постсоветских стран - жизненный дискомфорт в них усиливается с каждым

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

годом, что отражается на эмигрантских настроениях населения, в росте социальной напряженности, и в негативных демографических показателях. Мирные «цветные революции» не смогли кардинально изменить ситуацию, не оправдали ожидания людей. Это нужно знать и обязательно учитывать опыт прошлого при решении подобных вопросов в будущем.

С большим интересом слушателями конференции был встречен доклад на тему «Китай и Центральная Азия: проблемы сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь», с которым выступила студентка 4 курса ИИиС, направление « Международные отношения», Минду-баева Алина.

В докладе были проанализированы проблемы, возникающие на пути реализации проектов китайской инициативы на территории пяти постсоветских республик, а также определены возможные перспективы при условии успешной реализации проектов. Автор отметила, что в последние десятилетия КНР получила статус одного из главных евразийских игроков. Китай постепенно становится основным торговым партнером и инвестором центральноазиатских стран. Общее направление китайской политики в странах Центральной Азии состоит в том, чтобы ослабить здесь влияние западных стран и, особенно, США, наладить вместе с РФ и странами региона освоение богатых природных ресурсов и, таким образом, закрепиться в регионе. В завязавшейся после выступления дискуссии были подняты вопросы, затрагивающие непростую обстановку в Сяньцзянь-Уйгурском автономном районе КНР и связанные с этим угрозы для разворачивания масштабного проекта («Один пояс-один путь»), проблемы, требующие прогнозирования перспектив китайской инициативы, в первую очередь, в контексте изменения российско-китайских отношений (в плоскости ЕАЭС-ОПОП) .

Работу секции конференции продолжила Мингазова Зухра, студентка 4 курса ИИиС, направление «Международные отношения», с выступлением на тему «Всеобъемлющее стратегическое партнерство КНР и ЮАР: достижения и проблемы». Ее доклад был посвящён сотрудничеству КНР и ЮАР. В своем выступлении докладчик рассмотрел экономическое, политическое и культурное взаимодействие Китая и Южно-Африканской Республики в рамках всеобъемлющего стратегического партнерства. Была оценена роль КНР в экономическом развитии региона, выявлены существующие проблемы во взаимоотношениях КНР и ЮАР, а также проанализированы усилия Китая по решению этих проблем. После выступления к докладчику поступило много вопросов. Участников конференции заинтересовало военное сотрудничество двух стран, вклад КНР в развитие и повышения качества образования в ЮАР, а также помощь Китая в строительстве жизненно важных объектов на территории Южно-Африканской Республики.

Одним из самых интересных на конференции оказался доклад Анастасии Стивенс, студентки 3 курса ИИиС, направление « Международные отношения». Стивенс А. выступила с сообщением на тему "Проблемы исторического прошлого в отношениях Японии с Республикой Корея".

В своём выступлении автор сосредоточился на нескольких основных аспектах, вызывающих острые противоречия в отношениях жителей Южной Кореи и Японии. Это проблемы освещения взаимоотношений государств периода Второй Мировой войны в школьных учебниках истории, проблема посещения японскими политиками храма Ясукуни, а также проблема использования японскими военнослужащими "женщин для комфорта". В рамках доклада была представлена историческая справка по упомянутым темам, а также рассмотрено их влияние на современные японско- южнокорейские отношения. Доклад изобиловал интересными историческими примерами, подкрепленными выполненной на высоком уровне презентацией. После выступления докладчику было задано значительное количество вопросов. В частности, публику заинтересовало, какое влияние эти проблемы оказывают на отношения Японии и Южной Кореи с другими международными акторами, а также возможные перспективы в урегулировании противоречий в отношениях между данными государствами.

Доклад на тему «Легитимность отделения Южной Осетии и её статус в настоящее время» студентки 3 курса ИИиС, направление «Международные отношения», Казанцевой Ирины был акцентирован на проблеме непризнанных государств в современных международных отношениях. По мнению автора, эта проблема остаётся актуальной на протяжении многих десятилетий. Для того, чтобы рассмотреть процесс признания государств, докладчик изучил статус Южной Осетии в настоящее время и произошедший конфликт с Грузией. Казанцева И. подробно исследовала исторические особенности развития Южной Осетии, причины ее отделения от Грузии, непосредственно сам процесс выхода и легальность этого процесса.

Оспищева Мария, студентка 4 курса ИИиС, направление «Международные отношения», представила на конференции доклад, посвящённый основным направлениям военно-технического сотрудничества России и Индии. Тема ее выступления: «Военно-техническое сотрудничество России и Индии: 80-е г.г. 20-го века-наст. вр.». Автор остановился на задачах и характерных особенностях военно-промышленного комплекса, проанализировал цели и выгоды государств в вопросе сотрудничества в военно- техническом направлении. В докладе были освещены перспективы данного сотрудничества, приведены примеры достижений в этой сфере. Кроме того, в докладе была изложена подробная историческая сводка о ранних долгосрочных программах сотрудничества в области вооружений между Россией и Индией. В заключении докладчик остановилась на проблемах военно-технического сотрудничества Индии и России на современном этапе, а также рассмотрела намерения двух сторон в развитии военно-технической сферы.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Завершилась работа второго дня конференции выступлением студентки З курса ИИиС, направление «Международные отношения», Шайхутдиновой Анастасии на тему «Проблема соблюдения прав детей в условиях вооруженных конфликтов».

\

Проблема соблюдения прав детей в условиях ^^.ГлО^П в о оруженн ых конфликтов

тт.

Подштобили: Шайхутдинова

А каста сп я 3 курс МО Научный рук-ль: Коллша Атгта Леонтповна

Вербовка детей вооруженными силами или вооруженными группами

В0У5 ИКС Б1Ш

Вербовка н использование детей, не достигших 15лег, запрещается международным гумдпнтарпыч правом договорным и о4ычш.то я рассматривается Международным

уП», шиаым CVJiJ.ll 1ч,IК БЧС'ИШЧ' иркп и.к'иис. Кр1>НС 1010, Л1К0 ЕИЫМГе .1ЫП И) в «Однсш ирни

чгловгка определяет 1Я лет в качестве минимально ГЦ возраста всрййвкя н использования детей в вооруженны* действиях. Сюрокы конфликтов. вербующие и использую шведетей, ■тогатгя Гепералыл-тм секретарем и «егтодш г оставляем мй «ТТошршлЯ списпгсн.

Доклад был посвящен вопросу соблюдения прав детей во время вооруженных конфликтов. Особое внимание автор уделил изучению причин использования детей в вооруженных конфликтах, подчеркнул негативное влияние вооруженных столкновений на жизнь детей. Также в данном докладе был представлен анализ существующих нормативно-правовых актов, регулирующих данную проблему, исследована деятельность международных межправительственных и неправительственных организаций в данной сфере. В результате, автор высказал мысль о необходимости активного поиска возможных решений по вопросу защиты детей в период вооруженных конфликтов.

По завершении работы 48-й Итоговой студенческой научной конференции жюри подвело итоги с учетом мнений слушателей. По результатам работы секции « Современная зарубежная история и политика» первое место получила студентка 4 курса ИИиС, направление подготовки «международные отношения» Евгения Саблина - доклад «Партия "Альтернатива для Германии": причины роста популярности», научный руководитель - доцент В.В. Пушкарева. Второе место завоевал студент 3 курса ИИиС, направление подготовки «международные отношения» Максим Петров - доклад «Евроскептицизм в Германии», научный руководитель - доцент И.Ф. Сергеенкова. Третье место было присуждено студентке 3 курса ИИиС, направление подготовки «международные отношения» Марии Камашевой - доклад «Сепаратизм в Испании на примере Каталонии», научный руководитель - доцент Н.Н. Музлова.

По результатам работы секции «Международные отношения» первое место завоевала студентка 3 курса ИИиС, направление подготовки «международные отношения» Анастасия Стивенс - доклад «Проблемы исторического прошлого в отношениях Японии с Республикой Корея», научный руководитель - доцент А.Л. Колзина. Второе место получила студентка 4 курса ИИиС, направление подготовки «международные отношения» Алина Миндубаева - доклад «Китай и Центральная Азия: проблемы сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс - один путь», научный руководитель - доцент А.Л. Колзина. Третье место было поделено между двумя студентами 3 курса ИИиС, специальность «международные отношения - Анастасией Шайхутдиновой - доклад «Проблема соблюдения прав детей в условиях вооруженных конфликтов», научный руководитель - доцент

А.Л. Колзина и Амиром Латыповым - доклад «Валютная война юаня и доллара», научный руководитель - профессор, зав. кафедрой В.Р. Золотых.

При подведении итогов, участниками было особо отмечено, что конференция прошла на очень высоком организационном и технологическом уровнях. На обеих секциях были представлены самостоятельные и оригинальные исследования, подкреплённые выполненными на высоком техническом уровне презентациями, после выступлений неизменно происходили дискуссии, разворачивался обмен мнениями и комментариями со стороны преподавателей и студентов по всем выступлениям.

Со стороны студентов была высказана благодарность организаторам ХЬУШ Итоговой студенческой научной конференции (секции - «международные отношения» и «современная зарубежная история и политика»).

Социологическое направление было представлено выступлениями студентов-бакалавров на секции «Социология» и магистрантов - на секции «Социология управления». Конференция проводилась с выкладкой презентаций, тезисов выступлений и активным обсуждением в закрытых тематических группах в социальной сети «ВКонтакте».

В состав жюри секции «Социология» вошли преподаватели кафедры социологии: доц. М.А. Полищук, проф. Н.С. Ладыжец, доц. Т.А. Власова. Для обсуждения в «ВКонтакте» было представлено 13 презентаций выступлений участников - студентов 1 и 2 курса бакалавриата. Выложенные материалы были полезны для общего обзора, сравнения и активных коммуникаций с членами комиссии. Заданные вопросы и предоставленные ответы помогли прояснить некоторые сложные моменты, в частности связанные с дальнейшей работой над текстами курсовых работ.

Участники-бакалавры 1 года обучения представили тематические презентации по интересам. В частности, Илона Перевозчикова подготовила выступление «Социальные проблемы современной семьи».

_Тематический дайджест выступлений студентов ИИиС.._231

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2020. Т. 4, вып. 2

Интерес к выбранной тематике докладчик обосновал тем, что современная семья отражает практически все основные проблемы общества. Ежегодно воспроизводство семьи сокращается на 15-20 %, 59 % браков распадается, что означает сокращение среднестатистической жизни семьи. Нерешенными остаются проблемы малообеспеченности, насилия над членами семьи, раннего материнства, социального сиротства, приверженности вредным привычкам и ряда других. Выявленные проблемы были также рассмотрены через призму их необходимого и возможного разрешения, с выделением личной и государственной сфер ответственности.

Арсений Зорин представил сообщение на тему «Функции и влияние социальной рекламы в России».

Обоснование выбора темы докладчиком было представлено аргументами о том, что нередко социальная реклама призвана обратить внимание на проблемы тех социальных групп, которым нужна помощь. Также она не только привлекает внимание общества к уже имеющим место определенным негативным явлениям, которые уже имеют место, но и заставляет людей задуматься о последствиях совершаемых ими действий. Соответственно, основными для социальной рекламы были выделены информационная, идеологическая, социоинтегративная и воспитательная функции. А важнейшими инструментами достижения социально значимых целей - технологии символизации, культурной символики, проблематизации и референтации.

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ

ВЫПОЛНИЛА: АНДРЕЕВА ИРИНА. СТУДЕНТКА 1 КУРСА, ОАБ-39.03.01-11 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ЛАДЫЖЕЦ НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

Положительные черты дистанционного обучения

гибкость модульность

параллельность охват большой аудитории

экономичность технологичность

социальное равноправие и нтерна цио и ал ькость

Отрицательные черты дистанционного обучения

технические сложности, неполадки в работе оборудования {сбои е передаче звука, изображения);

нередко отсутствие полноценной обратной связи от студента к преподавателю (общение только в чате);

фактическая анонимность материалов, высылаемых студентами на проверку, слабость процедуры проверки авторства;

В выступлении Ирины Андреевой «Проблемы дистанционного образования в России» были рассмотрены ресурсы и проблемы, возникающие в связи со стремительным внедрением в отечественной высшей школе информационных технологий. Этот процесс был абсолютизирован необходимостью всеобщей адаптации к условиям возникшей пандемии COVID-19. В ряду достоинств дистанционного обучения были названы: гибкость, модульность, невысокая стоимость, охват больших аудиторий, экономичность и технологичность; в ряду недостатков, соответственно, отмечены: технические проблемы, нередко - отсутствие полноценной обратной связи и контактов с преподавателем, методическая трудоемкость и организационные трудности.

Дарья Игнатьева выбрала для выступления тему «Причины вступления в криминальный мир несовершеннолетних детей 90-х годов ХХ века». Докладчик обратил внимание на то, что рост детской безнадзорности и бездомности являлся следствием социальной трансформации, произошедшей в 1990-х годах. Слом советской социальной структуры, рост бедности и безработицы оказали особенно значительное воздействие на положение семей в тех группах населения, которые зависели от государственной поддержки. В поисках лучшей жизни дети уходили из семьи или из детского дома. Перед ними открывались две перспективы: они могли либо опуститься на самое дно, пополнив ряды городских бомжей, бездомных с минимальным социальным капиталом, либо войти в структуры теневой экономики. Автор утверждает, что обращение в анализе к сценарию «социального исключения» является недостаточным. И в этом смысле внимание к социальному капиталу, не только теряемому при вытеснении из «большого общества», но и накапливаемому в теневых сообществах, представляется оправданным и целесообраззным.

Причины вступления в криминальный мир несовершеннолетних детей до-х годов XX века

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполнила: учащаяся группы ОАБ-39.03.01-11 Игнатьева Дарья Владимировна Научный руководитель: Ладыжец Наталья Сергеевна

Ирина Бурсецкая представила доклад на тему «Проблемы экологии в современном мире». Основной целью подготовки презентации и текста выступления стало выявление актуальности проблемы борьбы с загрязнением окружающей среды в России. В перечень современных мировых проблем экологии входят: уничтожение видов растений и животных, сокращение полезных ископаемых, проблемы Мирового океана, загрязнение почвы и воды, загрязнение атмосферы, кислотные дожди, разрушение озонового слоя и обезображивание природных ландшафтов. Проблема состояния здоровья населения представлена тем, что ухудшение экологической обстановки приводит к таким последствиям, как: появление мутаций и ухудшение генофонда; возрастание количества врожденных патологий и наследственных заболеваний; увеличение количества хронических, онкологических болезней; повышение уровня смертности, в том числе младенческой; эпидемии и пандемии. Выступление Ксении Сентемоовой на тему «Личное пространство» было связано с интересом к изучению этого понятия, выявлению его влияния на поведение человека и социум. В результате была получена и проанализирована информация, раскрывающая сущность понятия, определены последствия нарушения личного пространства на социальное самочувствие и поведение человека. Уточнены виды межличностного дистанцирования, прояснены правила его соблюдения, определены социокультурные и национальные особенности восприятия личностного пространства.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

:3а

1ИЧН0Е ПРОСТРАНСТВО

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА I КУРСА СОЦИОЛОГИИ СЕНТЕМОВА. КСЕНИЯ научный руководитель: ладыжёц Наталья сергеевна

Что означает этот термин?

Выражение «личное пространство» известно каждому. Что это такое? В понятие личного пространства входят:

Анна Иванова выбрала актуальную для анализа тему «Актуальность и проблемы удаленной работы в России». Обосновывая актуальность, автор обратил внимание на то, что современный мир становится все более толерантным, учитывающим и индивидуальные особенности работника. Появление удаленных рабочих мест - яркое свидетельство гуманизации производственных отношений, проявления антропоцентрических тенденций в организации человеческого труда. Сегодня даже крупные компании нанимают удаленных сотрудников, в частности, в связи с еще не завершившейся пандемией СОУГО-19. По результатам исследований, удаленная работа наиболее востребована в таких сферах, как: маркетинг, реклама и РЯ; 1Т, интернет, телеком; бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия и ряде других. Наиболее значимыми плюсами удаленной работы для сотрудников являются: самостоятельное распределение времени, экономия дорожных - финансовых и временных затрат, возможность работы из другого региона. Безусловно важными плюсами для работодателей определены: сокращение расходов на обеспечение рабочего места, возможность найма квалифицированных сотрудников из других регионов, предоставление рабочих мест инвалидам.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Выполнила: Иванова Анна, Социология, 1 курс Научный руководитель: Ладыжец Наталья Сергеевна

Студенты 2 курса бакалавриата также приняли активное участие в работе социологической секции, представив, в основном, сообщения по тематике своих курсовых работ.

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Арина Коновалова выступила с сообщением на тему «Социальные основания вовлеченности активистов в экологическую деятельность: теоретический обзор». В качестве базовых оснований анализа были определены 4 группы теорий: классические теории социального действия М. Вебе-ра и Т. Парсонса; теории коллективного действия Г.Лебона, Г.Олпорта, Р. Тернера и Н. Смелзера; теории коллективных практик индивида П. Бурдье, П. Бергера, Т. Лукмана, М. Мосса; и теории социального движения М. Зальда, Ч. Титли, Э. Гидденса, А. Турена, П. Штомпки. По результатам анализа был сделан вывод о том, что для разрешения исследовательского вопроса необходимо использовать элементы теории «габитуса» и теорий социальных движений, которые характеризуются такими признаками, как: контекстуальность; большая роль социальных структур в практиках человека, наличие общепринятых ценностей в основе совместного целеполагания активистов и др.

Надежда Боченкова выбрала для выступления тему «Специфика онлайн-общения: социологический аспект».

Специфика онлайн-общения: социологический аспект

Выполнила студентка 2 курса группы ОАБ 39.03.01-21 Боченкова Надежда Научный руководитель Рябов Михаил Александрович

Сегодня онлайн-общение становится одним из основных видов коммуникации. Автор представила анализ деструктивных и конструктивных коммуникативных практик в Сети, уточнила особенности межличностного онлайн-общения и воздействие возраста на общение в интернете. В заключение был сделан вывод о том, что такие особенности интернет-пространства и социальных сетей как анонимность, глобальность, виртуальность, невербальное взаимодействие, интерактивность, доступность, преимущественно обусловливают специфику онлайн-общения.

Юлия Мохова представила презентацию «Гендерные стереотипы как фактор конфликтного взаимодействия».

Целью исследования стало определение влияние тендерных стереотипов на возникновение конфликтов в социальном взаимодействии. Детерминантами тендерных стереотипов являются физический пол, традиционные культурные ценности, и социокультурная динамика. В процессе социокультурной динамики происходит формирование новых социальных норм и статусов, а также - видоизменение ценностей. Таким образом, тендерные стереотипы создаются на пересечении культурных и биологических факторов. Гендерные конфликты порождаются дифференциацией тендерных ролей. Отказ от механического следования устоявшимся тендерным стереотипам позволяет и мужчинам и женщинам обрести личностную свободу и способствует улучшению взаимопонимания и взаимоотношений.

Камила Яруллина представила выступление на тему «Социальные факторы формирования досуговых предпочтений молодежи регионального центра».

Основой исследования стал структурно-функциональный подход, с помощью которого досут рассматривается как элемент, который уже существует в системе жизни человека. Докладчиком определено, что досутовая деятельность молодых людей приобретает большую социальную значимость, так как досут оказывает влияние на социализацию индивида, а также на становление и формирование ценностей. Сложность ортанизации досутовой деятельности является вопросом существования, развития и функционирования всето общества.

Для Анны Федоровой оказалась интересна тема «Социальная и территориальная сегрегация в постсоветских городах».

Докладчик уточнил, что основной подход к пониманию термина «городского социального пространства» определен теорией П. Бурдье, который понимал социальное пространство как взаимодей-

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ствие социальных агентов в физическом пространстве. По результатам исследования были определены основные модели городской пространственной сегрегации в России: 1. Наиболее мобильное, богатое, население стремится сохранить свое социальное пространство. Происходит вытеснение бедного населения, посредством скупки/обмена квартир, придания району более высокого статуса. 2. Сегрегация происходит за счет укоренения жителей в своем районе. У людей снижается или пропадает возможность для смены мест жительства, из-за чего уменьшается жизненное пространство таких общностей. 3. Повышение социального или экономического статуса не всегда ведет к смене месте проживания, на что могут влиять материальные или личные факторы.

Мария Перевозчикова подготовила выступление на тему «Изучение процесса социальной мобильности в условиях глобализации».

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Выполнила: Перевозчикова Мария Ширивлеиие: Социологии. 2 курс

В докладе было представлено сравнение концепций изучения социальной мобильности в разные периоды времени, в частности, проанализированы подходы П. Сорокина и Дж. Урри. Подход П. Сорокина в начале ХХ в. представлен основными утверждениями о том, что социальная мобильность - это любой переход индивида или социального объекта, из одной социальной позиции в другую, и что основными видами мобильности являются восходящая и нисходящая, соответствующие процессам социального подъема или социального спуска. Дж. Урри исходил из представлений о том, что во второй половине ХХ века социология мобильности рассматривает перемещение человека в географическом пространстве. Он выделял основные социально-пространственные практики: ходьбу, перемещения на поезде; перемещение на автомобиле; авиаперелеты; виртуальные перемещения. Соответственно, стало возможным говорить о мобильностях во множественном числе.

В результате подведения комиссией итогов работы секции социологов-бакалавров были названы лауреаты:

1 место — Федорова Анна (2 курс, "Социальная и территориальная сегрегация в постсоветских городах", научный руководитель - ст. преп. К.Н. Обухов),

1 место — Перевозчикова Мария (2 курс, "Изучение процесса социальной мобильности в условиях глобализации", научный руководитель - доц. Т.А. Власова)

2 место — Яруллина Камила (2 курс, "Социальные факторы формирования досуговых предпочтений молодежи регионального центра", научный руководитель - проф. О.В. Санникова),

3 место — Игнатьева Дарья (1 курс, "Причины вступления в криминальный мир несовершеннолетних детей 90-х годов ХХ века", научный руководитель - проф. Н.С. Ладыжец).

В секции магистратов по социологии управления, также проходившей в дистантном формате, комиссия была представлена профессором О.В. Санниковой, профессором М.Н. Макаровой и доцентом М.А. Рябовым. Всего были предложены 3 доклада.

Степан Викторович Козловский предложил аналитический материал на тему «Основные причины недостаточной мотивации студентов к учебе».

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧЕБЕ

ФГБОУ ВО УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МАГИСТРАНТ 2 КУРСА ИИиС НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ —ЛАДЫЖЕЦ НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА, " ФГБОУ ВО УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

В сентябре-октябре 2019 т. в ФГБОУ ВО Ижевской ГСХА было проведено исследование мотивации к учебе студентов очного отделения. В нем приняли участие 717 учащихся: 358 мужчин и 359 девушек. Методами исследования стали: 1. анкетирование (базовый); 2. интервью (дополнительный: 64 студента, из них 32 девушки и 32 юноши). Базовой методикой для определения мотивации послужила концепция В.И. Герчикова, адаптированная для нужд обучения. В ней присутствует 5 типов мотивации, что оправдано для работы с сотрудниками зрелого возраста. В адаптированной - 7, что объясняется неполной сформированностью трудовой мотивации в ранний период трудовой деятельности. Поскольку в исследовании возможен множественный выбор в каждой ситуации, в отличие от методики В.И. Герчикова, был выявлен не только ведущий тип, но и профиль мотивации, показывающий степень проявления типов мотивации. Также при анализе профиля стало ясно, что разделения на типы мотивации недостаточно, важно выделять еще характер - степень проявления мотивации: «высокую» и «низкую». При «низкой» мотивации в каждом вопросе ретистрируется только один, редко - два варианта ответа, поскольку энертии у респондента хватает на одну задачу, не всетда связанную с учебой. При «высокой» мотивации в каждой ситуации ретистрируется несколько вариантов ответа, т. к. энертии у респондента хватает на ряд задач, из которых одна или две, редко - 3, оказываются ведущими. По результатам проведенных исследований были сделаны следующие рекомендации для ИГСХА: отбор наиболее мотивированных к учебе на конкретном факультете; введение на самом раннем этапе обучения жесткой системы штрафов за малозначимые дисциплинарные проступки (теория разбитых окон); введение жесткого дресс-кода, пресекающего разделение на антато-нистические субкультуры по символике внешнето вида; введение и поддержание трупповых норм поведения, формирующих культуру обучения, переформирование трупп с низкой мотивацией с разрушением устойчивых трупповых норм; подтотовка лидеров и их перевод в слабые труппы, индивидуальная работа с психолотом для устранения фобий и комплексов; создание и ежетодное обновление курсов социальной адаптации, тренинти трупповой сплоченности, управления личным временем, визуализации проблем и т. д.

Тема доклада Эльвины Ринатовны Хайруллиной была обозначена как «Проблемы транспортной инфраструктуры в малых городах».

Система транспорта - это один из основных элементов пространственной ортанизации торода. Докладчик выделил важнейшие проблемы управления социальной инфраструктурой малых тородов, обозначив их как: несбалансированность объектов инфраструктуры; наличие объектов социальной инфраструктуры на территории малото торода не всетда тарантирующей высокий уровень и качество жизни населения; условия функционирования быстрото и беспрепятственното выполнения перевозоч-ното процесса; взаимосвязь между функциональными элементами торода. В процессе выступления были названы основные социальные проблемы современной тородской инфраструктуры: мнотолетние финансовые трудности; отсутствие конкурентной среды; определенных экономических стимулов снижения затрат у обслуживающих предприятий; отсутствие возможности влиять на количество и качество жилищно-коммунальных услут их потребителями; высокая степень износа основных фондов. Соответственно, в качестве путей эффективното решения проблем транспортных систем тородов были

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

предложены: совершенствование отраслевой правовой базы и методов государственного управления автомобильным транспортом и системной организацией дорожного движения; рациональное комплексное транспортное и градостроительное планирование; оперативная организация дорожного строительства и максимальное сохранение существующей дорожной сети; внедрение современных систем управления движением городского транспорта, обеспечивающих равноправный доступ участников дорожного движения к имеющимся ресурсам магистральных автотранспортных сетей.

Евгения Олеговна Суетина выступила с сообщением на тему «Социальные факторы управления образовательным потенциалом студентов»

СОЦИАЛЬНЫЕ

ФАКТОРЫ

УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ

СТУДЕНТОВ

Социальные факторы управления образовательным потенциалом студентов были определены как: индивидуальные, мотивационные, ресурсные, деятельностные и ценностные. Индивидуальные факторы подразделяются на личностные и статусные группы факторов. Для личностной группы отмечены характеристики пола, возраста, места проживания (собственное или съемное жилье) и места рождения, проживания с родителями. В статусной группе указаны переменные направления обучения, формы обучения (очная, заочная), финансово обеспечивающая обучение сторона. В сфере исследовательского интереса по этой тематике должны находиться все социальные факторы управления, учитываемые во взаимодействии. Взаимодействие мотивационных, ресурсных и деятельностных групп факторов отмечается в связи мотивации освоения образовательных компетенций с социальной значимостью деятельности. В зависимости от вида деятельности, студенты отдают приоритет различным составляющим мотивации. С другой стороны, можно обозначить взаимосвязь внеучебной

досуговой деятельности студентов и погружения в учебу, т. к. через организованную деятельность вуза происходит повышение включенности студентов в жизнь университета.

По результатам работы секции магистрантов «Социология управления» комиссия приняла решение присудить:

1 место - Козловскому Степану Викторовичу (2 курс, «Основные причины недостаточной мотивации студентов к учебе». Научный руководитель - проф. Н.С. Ладыжец),

2 место - Суетиной Евгении Олеговне (2 курс, «Социальные факторы управления образовательным потенциалом студентов». Научный руководитель - проф. М.Н. Макарова).

Дирекция Института истории и социологии, кафедра социологии выражают благодарность всем участникам студенческих секций конференции и желают дальнейших успехов в продолжении образовательной деятельности и построении карьеры.

Поступила в редакцию 08.06.2020

Музлова Наталья Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, международных отношений и всеобщей истории

Ладыжец Наталья Сергеевна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии E-mail: lns07@mail.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

Muzlova N.N.,

Candidate of History, Associate Professor at Department of Political Science, International Relations and World History

Ladyzhets N.S.,

Doctor of Philosophy, Professor, Head of Department of Sociology E-mail: lns07@mail.ru

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.