Научная статья на тему 'ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИРИКИ ВАРВАРЫ ДАНИЛОВОЙ'

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИРИКИ ВАРВАРЫ ДАНИЛОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРВАРА ДАНИЛОВА / ЭВЕНКИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ / ПОЭЗИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ / ТЕМА / МОТИВ / ОБРАЗ / СИМВОЛ / VARVARA DANILOVA / EVENK LITERATURE IN RUSSIAN / POETRY / CREATIVE PERSONALITY / THEMATIC ANALYSIS / LYRICAL HEROINE / THEME / MOTIVE / IMAGE / SYMBOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Меркель Е.В., Чаунина Н.В.

Предметом исследования данной статьи является лирика представительницы современной эвенкийской литературы Варвары Даниловой сквозь призму тематического подхода к поэтическому тексту. Творческая судьба эвенкийской поэтессы складывается не без влияния русской литературы, что нашло свое отражение в выборе тем и их мотивно-образного воплощения. Отчасти отмечается широкий интертекстуальный фон, на который ориентируется автор. Проведенный анализ показал тематическое своеобразие её лирики: в стихах мы находим представления о любви, городе, природе, мире, творчестве, душе и т.д. Все темы, к которым обращается поэтесса, не изолированы от общей идейной и моральной проблематики её творчества, а образуют органическое единство с художественным мировоззрением автора. Отношение к себе и окружающему миру базируется у В. Даниловой на традиционно эвенкийском восприятии мира, для которого характерно доверие миру, принятие всего происходящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMATIC ANALYSIS OF VARVARA DANILOVA'S POETRY

The subject of the article is the poetry of the representative of modern Evenk literature Varvara Danilova through the prism of a thematic approach to the poetic text. The creative path of the Evenk poetess is influenced by Russian literature, it is reflected in the choice of themes and their motivational and imaginative embodiment. Partially, there is a broad intertextual background, which the author focuses on. The analysis demonstrates the thematic originality of the lyrics: in the poems we find ideas about love, the city, nature, the world, creativity, the soul, etc. All the topics the poetess addressed by are not isolated from the general ideological and moral issues of her work, but form an organic unity with the artistic worldview of the author. V. Danilova's attitude to herself and the world around her based on the traditional Evenk perception of the world, which is characterized by trust in the world, acceptance of everything that happens.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИРИКИ ВАРВАРЫ ДАНИЛОВОЙ»

УДК: 82-14

ББК: 83.3(2=411.2)6

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_21

Меркель Е.В., Чаунина Н.В.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИРИКИ ВАРВАРЫ ДАНИЛОВОЙ

Merkel E. V., Chaunina N. V.

THEMATIC ANALYSIS OF VARVARA DANILOVA'S POETRY

Ключевые слова: Варвара Данилова, эвенкийская литература на русском языке, поэзия, творческая индивидуальность, тематический анализ, лирическая героиня, тема, мотив, образ, символ.

Keywords: Varvara Danilova, Evenk literature in Russian, poetry, creative personality, thematic analysis, lyrical heroine, theme, motive, image, symbol.

Аннотация: предметом исследования данной статьи является лирика представительницы современной эвенкийской литературы Варвары Даниловой сквозь призму тематического подхода к поэтическому тексту.

Творческая судьба эвенкийской поэтессы складывается не без влияния русской литературы, что нашло свое отражение в выборе тем и их мотивно-образного воплощения. Отчасти отмечается широкий интертекстуальный фон, на который ориентируется автор. Проведенный анализ показал тематическое своеобразие её лирики: в стихах мы находим представления о любви, городе, природе, мире, творчестве, душе и т.д.

Все темы, к которым обращается поэтесса, не изолированы от общей идейной и моральной проблематики её творчества, а образуют органическое единство с художественным мировоззрением автора. Отношение к себе и окружающему миру базируется у В. Даниловой на традиционно эвенкийском восприятии мира, для которого характерно доверие миру, принятие всего происходящего.

Abstract: the subject of the article is the poetry of the representative of modern Evenk literature Varvara Danilova through the prism of a thematic approach to the poetic text.

The creative path of the Evenk poetess is influenced by Russian literature, it is reflected in the choice of themes and their motivational and imaginative embodiment. Partially, there is a broad intertextual background, which the author focuses on. The analysis demonstrates the thematic originality of the lyrics: in the poems we find ideas about love, the city, nature, the world, creativity, the soul, etc.

All the topics the poetess addressed by are not isolatedfrom the general ideological and moral issues of her work, but form an organic unity with the artistic worldview of the author. V. Danilova's attitude to herself and the world around her based on the traditional Evenk perception of the world, which is characterized by trust in the world, acceptance of everything that happens.

Литература малочисленных народов Севера представляет собой уникальное явление. С одной стороны, она возникла из необходимости сохранения национальной самобытности через литературное творчество, с другой стороны, формировалась под влиянием русской книжной культуры, отсюда вытекает третья особенность — дуальная, билингвистическая природа младописьменной литературы. Это обусловлено в том числе и тем фактом, что многие нацио-

нальные писатели имеют литературное образование, и перед ними как специалистами встала задача создания произведений региональной литературы, которые позволят заявить о своей самобытности всему миру1. Так национально-этнографический матери-

1 Непомнящих, Н.А. Человек на перекрестке культур: Эвенкийская литература в современном мире // Антропологические сдвиги переломных эпох и их отражение в литературе: Сб. науч. ст. Гродно, 2014. С. 45-51.

ал северных народов получил своё книжное воплощение и одновременно стал предметом изучения критиков-североведов и литераторов.

Вопросам зарождения, развития и установления преемственных связей младописьменных литератур Сибири и Севера посвящены работы Ю. Хазанкович (2006, 2009, 2017), Н. Непомнящих (2014), М. Болотовой, Л. Дампиловой, И. Полторацкого, И. Силантьева, Н. Широбоковой (2014), Н. Непомнящих, И. Полторацкого (2016) и др. Достаточно глубоко изучена проза писателей с точки зрения родственных тем, сюжетов, мотивно-образной структуры. Исследование поэзии носит фрагментарный характер. Одну из причин наличия «белых пятен» можно объяснить так: «<...> чаще всего поэзия принадлежит родному языку, а проза, в особенности крупная эпическая форма, пишется на русском — это характерно для эвенкийской, нивхской, хантыйской и некоторых других литератур. Родной язык ближе и «удобнее» для выражения чувств <...>»1.

Таким образом, можно утверждать, что одним из условий доступности произведений для критического анализа является наличие их русскоязычной версии. Национальные писатели зачастую дублируют тексты на родном и русском языках для большего охвата читательской аудитории и «разгерметизации» национального книжного локуса. Русскоязычные тексты национальных поэтов - уникальное по своей природе явление, синтезирующее две культуры. Этим обусловлен интерес к изучению особенностей их взаимопроникновения и сочетания в творчестве.

Цель данного исследования - выявить и проанализировать магистральные темы лирики В. Даниловой.

Тема как предмет познания образует неразрывное единство с проблематикой и идейной направленностью произведения2.

1 Непомнящих, Н.А, Полторацкий, И.С. Сюжеты и мотивы младописьменных литератур Сибири: к вопросу о сравнительном изучении и типологии // Сибирский филологический журнал. 2016. №3. С. 149-156.

2 Елисеев, И.А., Полякова, Л.Г. Словарь

литературоведческих терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 248.

Выбор тематического арсенала напрямую зависит от интересов автора, угла восприятия окружающей действительности, а также потребности выразить своё отношение к ней. Поскольку В. Данилова - эвенкийская писательница, создающая свои произведения на русском языке, тематический анализ её лирики позволит, с одной стороны, выявить координаты авторской самобытности, с другой стороны, - определить связи с традициями русской поэзии.

Для анализа нами выбраны стихотворения В. Даниловой, вошедшие в сборники «Только ты...» (1996), «Райский ад» (2005), «Лунная легенда» (2010). Рассмотрим представленные в них основные тематические и мотивно-образные константы.

Одной из ключевых тем лирики В. Даниловой является тема любви, что обнаруживается уже в ранних стихотворениях. Время написания первого сборника стихотворений «Только ты.» (1996) совпало с обучением автора на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А.М. Горького в Москве. Вероятно, поэтому ранние стихи Даниловой представляют собой, с одной стороны, пробу пера, с другой стороны - тщательно проработанные и тонко выверенные тексты, совмещающие в подтексте черты специфического индивидуально-авторского мироощущения и традиции русской классической поэзии.

На присутствие личной темы указывает название сборника «Только ты...». Оно содержит явную установку на взаимодействие с адресатом, с которым у лирической героини сложились непростые отношения. Подтверждением служат строки из стихотворения «Может, мост откровенья...», вошедшие в заглавие книги:

И в отчаянье снова

Я сжигаю мосты.

А за тяжестью слова

Только ты, только ты.3.

Таким образом, в фокусе внимания -любовное чувство во всем разнообразии эмоциональных состояний лирической героини: сомнение, отчаяние, желание откровенного разговора и др. Милый сердцу об-

Данилова, В. Только ты.: сб. стихов (19921996). М.: Изд-во «Марина Росси люкс», 1996. С. 4.

раз скрывается за «тяжестью слова». Подобная страстность, эмоциональная напряжённость и в то же время недосказанность, скрытность роднит манеру письма В. Даниловой и А. Ахматовой.

Эта связь прослеживается и в намеренном сокрытии от читателя адресата любовной лирики, в «опредмечивании» лирической эмоции через бытовые детали, зашифровке персоны в подтексте стихотворения, лаконичности1.

Интересно отметить, что и сам полюс лирической эмоции обозначен неявно. Например, в упомянутом стихотворении образ того, к кому героиня обращается «ты», воспринимается неоднозначно. С одной стороны, в смысловой связке с идеей моста-как-связи между точками А и Б, адресат может прочитываться как желанная цель. С другой стороны, эта цель видится трудно достигаемой: лирическая героиня проходит через откровения, любовь, вдохновение, творчество, сожжение мостов, но «ты» остаётся некой незыблемой или неприкосновенной сущностью. Как известно, мост может символизировать трудный переход между мирами, территориями, различными состояниями, иметь нейтральное значение (мост - место встреч, свиданий) или, напротив, считаться местом испытаний . Можно предположить, что такой неконкретный образ моста в стихотворении В. Даниловой - попытка персонификации, овеществления смутных душевных переживаний лирической героини, пытающейся подобрать точное определение нахлынувших чувств. Анафорический повтор «может» является тому подтверждением.

Интересная интерпретация романтических отношений представлена в стихотворении «Поль Гоген»3. Имя французского художника, известного своими яркими полотнами, изображающими прекрасных таитянок на лоне природы, в контексте стихо-

1 Подробнее об этом см.: Чаунина, Н.В. Мотивно-образные переклички ранней лирики В. Даниловой и А. Ахматовой // Казанская наука. 2020. № 11. С. 2830.

2 Тресиддер, Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С. 228-229.

3 Данилова, В.В. Райский ад: стихи. Якутск: Би-чик, 2005. С. 47.

творения становится своеобразным ключом к прочтению. Лирический герой намеренно вызывает чувство ревности, изображая на картине обнажённых дам, усугубляя произведённое впечатление провокационным вопросом: «Ты не ревнуешь?». Свой ответ лирическая героиня даёт так же, через пластичные образы, но не знойной, а суровой северной природы: звенящая горная речка, прохладный ветерок, радужные капли и... сотканное из диких трав полотно с надписью: «Всё равно». Это её «Таити», её райское место. В этом антиномичном по своей природе «живописном» диалоге раскрывается характер лирической героини: свободной, независимой, не принимающей мнимые ценности.

Подобный холодно-отстранённый, своенравный облик лирической героини встречаем и в других стихотворениях любовной темы («Ты сегодня такой ранимый.», «Зоологическую нежность. », «Стынет золотом листва.» и др.). Средствами выражения лирической эмоции являются антиномичные характеристики, разведённые к полюсам «он» - «она». Так, «он» - «ранимый», «заслоняет» (не обнимает - прим. Н.Ч.) возлюбленную; роняет грустные слова, подобные банальным «скамеечным» разговорам. В это время «она» наслаждается воздушным ветром и любуется солнечными куполами («Ты сегодня такой ранимый.»4). «Она» -страстная, импульсивная, порывистая, раздражающая своей жаждой жизни («Зоологическую нежность.»5). А за ним бродит супруга-осень («Стынет золотом листва.»6, 21). Герои словно живут в разных измерениях, говорят на разных языках.

Любовь-страсть В. Данилова показывает иначе:

Моя любовь к тебе скандальна,

Она сведёт меня с ума.

Так что разбей сосуд банально,

Не выпив красного вина.

4 Указ. соч. С. 10.

5 Данилова, В. Только ты.: сб. стихов (19921996). М.: Изд-во «Марина Росси люкс», 1996. С. 10.

6 Указ. соч. С. 21

Я долго по миру блуждала С ополовиненной судьбой, И потому теперь мне мало Любить и просто быть с тобой1

Вспыхнувшее чувство полностью захватывает лирическую героиню, здесь она не знает меры. Если понимать под сосудом бокал, который после осушения разбивают на счастье влюблённые, то здесь мы видим иную интерпретацию ритуала. Он просто не совершается. Таким образом, любовь-сумасшествие не получает благословения.

Не чуждо героине Даниловой спокойное и светлое чувство любви-заботы, смиренного служения возлюбленному (ср. стихотворения: «Я стрелки на часах

2 3

перевожу.» , «Я не хочу быть.» и др.). Но таких текстов немного. Основной корпус стихотворений любовной темы представлен стихотворениями-медитативными размышлениями, представляющими собой саморефлексию лирической героини. Она каждый раз пытается осмыслить чувства в понятных координатах предметного, природного или символического мира, непременно определяя собственное место в каждой истории. Лирическая героиня любовной лирики В. Даниловой - сильная, волевая личность, создающая судьбу своими руками. Лирический герой уведён в подтекст его присутствие проявляется в мимолётных намёках на со-присутствие в жизни героини и со-участие в описываемых событиях. Это может быть взгляд, объятия, обрывок разговора, шорох шагов и др. Прямых указаний на адресата автор избегает.

Тема любви в стихотворениях эвенкийской поэтессы тесно переплетается с темой творчества, характерной для русской поэтической традиции (ср.: у В. Брюсова «Творчество»4, у А. Ахматовой стихотворения цикла «Тайны ремесла»5 и

1 Данилова, В. Только ты...: сб. стихов (19921996). М.: Изд-во «Марина Росси люкс», 1996. С. 19.

2 Данилова, В. Лунная легенда: рассказы, стихи, статьи. Якутск: Бичик, 2010. С. 15

3 Указ. соч. С. 16.

4 Брюсов, В. Творчество // Серебряный век: лирика. - Москва: Издательство «Э», 2016. С. 82.

5 Ахматова, А.А. Сочинения в двух томах. Т.1.

М.: Цитадель, 1999. С. 277-281.

др.). Показательно, что процесс рождения слова у Даниловой зачастую представлен в «живописном» воплощении: через штрих, мазок кисти, цветовую палитру, линию, запах краски и др. Например, в стихотворении «Поль Гоген» лирическая героиня парирует обидчику неожиданным образом: визуализирует своё равнодушие в картине6. А в стихотворении «Склоняясь тихо над пастелью» лирическая героиня, словно ведомая луной, пишет акварелью дорогой сердцу облик. Через это магическое действо, подобное медитации, открываются неведомые тайны, суть жизни, скрытые важные смыслы:

И тонкой колонковой кистью Я обводила слёзный путь, — Ресниц опущенные нити Приоткрывали жизни суть.

Кисть и краски становятся непременным атрибутом художника слова. Выбор цветовой гаммы напрямую связан с характером лирических интенций, вызванных к жизни теми или иными импульсами внешнего мира или внутренних переживаний. Так, в стихотворении «Пусть привычка системы ценностей.» лирическая героиня бросает вызов привычной рутинной жизни. Она с радостью сходит с дистанции попутчиков, влачащих груз тягостных забот. Её жизнь будет яркой, даже из-под кисти с чёрной гуашью будут рождаться белые крылья кружев:

Буду той бесконечностью счастлива! И на чистом лице полотна Кистью с чёрною сажей гуашевой Белых крыл малевать кружева!8

Можем предположить, что такое художническое представление о

поэтическом творчестве сформировалось у автора под влиянием Пушкинского гения. Рисунки и наброски А.С. Пушкина являют собой отдельный вид искусства, о чем говорит В. Данилова в одном из

6 Данилова, В. Райский ад: стихи. Якутск: Бичик, 2005. С. 47.

7 Данилова, В. Только ты.: сб. стихов (19921996). М.: Изд-во «Марина Росси люкс», 1996. С. 9.

8 Данилова, В. Лунная легенда: рассказы, стихи, статьи. Якутск: Бичик, 2010. С. 13.

стихотворений:

Рисунки Пушкина. Штрихи эпохи. Капризны и легки лебяжьи шеи дам. По липовой аллее бродят вздохи — Страницы рукописи — дань векам.1

Лирическая героиня-поэтесса

представлена В. Даниловой неоднозначно. С одной стороны, она открыто говорит о причастности к стихотворному творчеству:

Моих усталых дней цветы Разлетятся с ветра дуновеньем — Одуванчики моей мечты Сын мой соберёт стихотвореньем.

Парашютиками детских снов Перемелят день асфальтно-серый В солнечный букет любимых слов Со слезою серебристой веры. 2

С другой стороны, избегает называть себя поэтом:

.«Так Вы поэт? Иль поэтесса? Кому я все же угодил?»

Я не поэт. Хотя здесь в кресле Я что-нибудь всегда пишу...3

Вероятно, причина подобного ответа кроется в трепетном отношении автора к Великим собратьям по перу, которые стали для неё великими учителями.

Широко представлена в поэзии Варвары Даниловой и тема города, дань которой отдал практически каждый значительный поэт ХХ века. В ряде стихотворений представлены образы главных городов России -Москвы и Санкт-Петербурга. В стихотворении «Москва» столичный город предстаёт традиционно кипящим, деятельным:

Маячит где-то суета, И холод струй колышет воздух . 4

Динамический образ города противопоставлен внутреннему миру лирической героини: причина её дистанцированности от жизни от городской жизни, невключенности

1 Данилова, В. Райский ад: стихи. Якутск: Бичик, 2005. С. 20.

2 Указ. соч. С. 36.

3 Указ. соч. С. 53.

4 Указ. соч. С. 9.

во всепоглощающее движение - «карих глаз немой упрёк». Любовь героини, её «сердце жаркое», несмотря на холодность города, его суматоху, позволяется видеть в нем источник творческого полёта:

Моя прохладная Москва Мне снова дарит Вдохновенье. И вновь рождаются слова, Любовь и страх прикосновенья.5

Так же, как и в русской поэтической традиции, Москва Варвары Даниловой ассоциируется с величием, церквями, Кремлём как центром исторической Москвы и её символом («Как кисти мастеров России.»):

Как кисти мастеров России, Взлетают маковки церквей! И живописная стихия Струится с высоты своей.6

В стихотворении «Дворик» образ столицы представлен через локальное образование, конкретную топографическую примету - двор Литературного института имени М. Горького, дома, где родился писатель и публицист Александр Герцен. Текст имеет отчётливо биографический характер. Текст «Дворика» связывает творчество Даниловой с поэтическим наследием: во-первых, посредством самого образа двора как составляющей образа дома - одного из центральных в русской поэтической картине мира и, во-вторых, за счёт упоминания ушедших из жизни выпускников Литинститута:

Но озорной раскосый ветер Сыграл газетный серый туш Истрёпанным асфальтом вётлам: Лучам во тьму ушедших душ.

Петербург в стихотворениях В. Даниловой не назван прямо, но он узнаваем посредством введения в текст конкретно вещественных деталей городского пейзажа: «чугунная грива льда», «кружева морской воды», венчающие «крутые берега» («В геометрический узор .»). Петербург в сти-

5 Данилова, В. Райский ад: стихи. Якутск: Бичик, 2005. С. 9.

6 Данилова, В. Только ты.: сб. стихов (19921996). М.: Изд-во «Марина Росси люкс», 1996. С. 11.

7 Данилова, В. Райский ад: стихи. Якутск: Бичик, 2005. С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хотворении - это не просто реальный культурно-исторический топос, а внутреннее пространство лирической героини, где раскрывается её личная память, её душевное состояние:

Дарю печаль мою тебе -

Холодные снега.1

Как самостоятельный персонаж город выступает в стихотворении «На Киев выпал первый снег ... »2. Зима меняет древний Киев, приносит ему молодость, преображая «озябшую старину» Крещатика и остекляя природу «музейным льдом».

Центру Святой Земли посвящено стихотворение «Иерусалим», в котором город предстаёт в традиционном ключе как топоним-символ христианского мира. «Город Вечный .Славы тленной и мечты» противопоставлен земле, земной жизни, отрыв от которой даёт возможность прикоснуться к вечному:

Я брожу между колонных

Величавых фонарей

Под органный гул моторов,

Нестареющих людей.3

В лаконичной форме автор раскрывает свой взгляд на божественную природу и сущность человека. В противовес романтической традиции, согласно которой жизнь человека на земле лишена гармонии, он одинок, оставлен4, В. Данилова видит некую силу, которая оживляет человека, давая ему возможность дышать, мыслить, чувствовать, страдать, любить. Эта сила - душа; терзаемая муками она, приблизившись к Божественному, очищается: «И уже как будто тает / Ледниковая душа. / И спускается на землю / Тёплым шагом . не спеша».5

В поэтических сборниках В. Даниловой есть тексты, посвящённые провинци-

1 Данилова, В. Только ты.: сб. стихов (19921996). М.: Изд-во «Марина Росси люкс», 1996. С. 38.

2 Указ. соч. С. 35.

3 Данилова, В. Лунная легенда: рассказы, стихи, статьи. Якутск: Бичик, 2010. С. 23.

4 Подробнее см.: Моторин, А.В. Образ Иерусалима в русском романтизме // Христианство и русская литература. СПб., 1996. С. 61-89.

5 Данилова, В. Лунная легенда: рассказы, стихи,

статьи. Якутск: Бичик, 2010. С. 23.

альным городам Якутии - родины эвенкийской поэтессы. В стихотворении «Нерюн-гри» автор воспевает природную красоту зимней столицы Южной Якутии: «В хрустальной ветке спит весна. / И робкий луч грустит в снежинках. / И утро все в кусочках льда / И на усах, и на щетинках!»6. Стихотворение «Кимберлит» посвящено городу Мирному, центру алмазной Якутии. Композиция стихотворения отражает процесс рождения подземного сокровища из первородной каменной массы:

Нате! Любуйтесь своим отражением звёзды!

Пусть возликует рыданьем седой Океан.

Страстью подземной, своим откровением слёзным

Грозно смывая следы несуществующих стран!

«Эти императивы не имеют конкретного адресата, но они аккумулируют в себе мощь неистового восторга лирического героя перед магическими силами природы, неподвластными человеку» .

Иногда город наделён чертами, выводящими его за пределы локального и конкретного. Так, в стихотворении «Городок» мы видим «серенький город забытых теней». Мрачная атмосфера не слышного «за тяжёлой портьерой» провинциального городка создана многочисленными деталями современного времени: «оскалившиеся люстрой огни», промокший пройдоха, ветерок, обдающий кислым пивом, «щипаная шавка», «соленая вобла», газетка под лавкой и т.д. Однако при всём при этом нет ощущения чуждости города лирической героине: каким бы прозаичным и будничным не представал город, она принимает его и чувствует глубже остальных.

Зачастую образ города поэтессы оказывается осенним или зимним, однако эти природные образы, сопровождаясь

9

Данилова, В. Райский ад: стихи. Якутск: Бичик, 2005. С. 14.

7 Указ. соч. С. 34.

8 Меркель, Е.В., Чаунина, Н.В. Адресация в сборнике Варвары Даниловой «Райский ад» // Филологические науки. 2020. №12. С. 374-378.

9 Данилова, В. Райский ад: стихи. Якутск: Бичик, 2005. С. 23.

мотивами замирания, тишины, светлой грусти «о летних солнцах», наполнены притягательностью и являют собой путь в мир творчества и вдохновения. Лирическая героиня, «подогреваясь лиственным отваром» у «камина осени», предается воспоминаниям, и «. вновь рождаются слова: / Любовь и страх прикосновенья»1. Возможно, такое безоговорочное принятие всех явлений природы уходит корнями в родную менталь-ность эвенкийской поэтессы.

Национально-этническое начало поэзии В. Даниловой проявлено в теме родины, родной природы, мотиве судьбы. Так, например, стихотворение «Буотама»2 посвящено реке, которая протекает через национальный парк Ленские столбы в Якутии. Природа Буотамы - «древний лес» тайги, живое существо, охмелённое ветром, освещённое хвостами белок, согретое тёплым дыханьем цветов. Ленские столбы -место силы лирической героини, которое «успокоит приличьем и кротостью ласковых слов»:

Здесь мой монастырь . моя вера

Здесь чаша моя Бытия .

Здесь кости мои староверов,

И здесь успокоюсь и я.3

«Чаша Бытия», архетипический для русской литературы Х1Х-ХХ вв. образ-

Данилова, В. Только ты.: сб. стихов (19921996). М.: Изд-во «Марина Росси люкс», 1996. С. 37.

2 Данилова, В. Райский ад: стихи. Якутск: Бичик, 2005. С. 46.

3 Данилова, В. Лунная легенда: рассказы, стихи,

статьи. Якутск: Бичик, 2010. С. 22.

метафора4, используется в символическом значение как участь, судьба, жизненный путь героини, который возвращает её в «седую тайгу», к реке Лене, к «царскому величью» и «мудрому покою» малой родины.

Подводя итоги проведённого анализа, можно сделать следующие выводы:

Эвенкийская русскоязычная поэтесса Варвара Данилова использует в своём творчестве характерные для русской поэтической традиции темы: любви, творчества, поэта и поэзии, города, природы. Данный выбор тем свидетельствует о тяготении автора к «женской лирике». Это подтверждается характером раскрытия обозначенных тем, а также набором мотивно-образных реализаций. Дальнейший анализ рецепций русской поэзии в лирике В. Даниловой видится весьма перспективным.

Авторская самобытность проявляется в своеобразном преломлении национально-этнического материала в лирических текстах. На поверхностном уровне это проявляется в использовании примет природы или быта родных автору мест, которые показаны как места силы, источники жизненной и творческой энергии. На глубинном уровне мы можем наблюдать проецирование мировоззренческо-философских основ народного мироощущения и отношения к жизни-как-данности. Отсюда размеренность и медитативность лирических повествований, идея принятия всех радостей и печалей, встречающихся на жизненном пути

См. подробнее об этом: Пращерук, Н.В. «Чаша жизни»: о символе архетипического в русской литературе» // Уральский филологический вестник. 2013. № 1. С. 183-193.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Ахматова, А.А. Сочинения в двух томах. Т.1. М.: Цитадель, 1999. 448 с.

2. Бологова, М.А., Дампилова, Л.С., Полторацкий, И.С., Силантьев, И.В., Широбо-кова, Н.Н. Литературы коренных народов Сибири в аспекте теоретической и исторической поэтики // Филология и человек. 2014. №3. С. 57-64.

3. Брюсов, В. Творчество // Серебряный век: лирика. Москва: Издательство «Э», 2016. С. 82.

4. Данилова, В. Лунная легенда: рассказы, стихи, статьи. Якутск: Бичик, 2010. 64 с.

5. Данилова, В. Райский ад: стихи. Якутск: Бичик, 2005. 63 с.

6. Данилова, В. Только ты.: сб. стихов (1992-1996). М.: Изд-во «Марина Росси люкс», 1996. 72 с.

7. Елисеев И.А., Полякова, Л.Г. Словарь литературоведческих терминов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 320 с.

8. Меркель, Е.В., Чаунина, Н.В. Адресация в сборнике Варвары Даниловой «Райский ад» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. №12. С. 374-378.

9. Моторин, А.В. Образ Иерусалима в русском романтизме // Христианство и русская литература. СПб., 1996. С. 61-89.

10. Непомнящих, Н.А. Человек на перекрестке культур: Эвенкийская литература в современном мире // Антропологические сдвиги переломных эпох и их отражение в литературе: Сб. науч. ст. Гродно, 2014. С. 45-51.

11. Непомнящих, Н.А. Эвенкийская литература: специфика генезиса и бытования, типические сюжеты и мотивы // Сибирский филологический журнал. 2014. №4. С. 75-82.

12. Непомнящих, Н.А., Полторацкий, И.С. Сюжеты и мотивы младописьменных литератур Сибири: к вопросу о сравнительном изучении и типологии // Сибирский филологический журнал. 2016. №3. С. 149-156.

13. Пращерук, Н.В. «Чаша жизни»: о символе архетипического в русской литературе» // Уральский филологический вестник. 2013. № 1. С. 183-193.

14. Тресиддер, Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.

15. Хазанкович, Ю.Г. Билингвизм как процесс межкультурной коммуникации и его функционирование в прозе малочисленных народов Севера и Дальнего Востока // Вестник СВФУ. 2009. №1. С. 101 -106.

16. Хазанкович, Ю.Г. Пути и путы критики: о современном состоянии изучения литератур малочисленных народов Севера и Сибири // Сибирский филологический журнал. 2009. №3. С. 78-83.

17. Хазанкович, Ю.Г. Рождение феномена. История развития эвенкийской литературы // Эвенкийская литература: Сб. / Составитель В. Огрызко. М.: Литературная Россия, 2006. 320 с.

18. Хазанкович, Ю.Г. Современная поэзия малочисленных народов Севера: опыт рецепции творчества С. Есенина // Вестник БГУ. 2017. №6. С. 158-162.

19. Чаунина, Н.В. Мотивно-образные переклички ранней лирики В. Даниловой и А. Ахматовой // Казанская наука. 2020. №11. С. 28-30.

Получено: 03.01.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.