ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ПРОБЛЕМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Д.А. Рубвальтер, С.С. Шувалов
В статье проанализированы основные мировые и российские тенденции развития междисциплинарных исследований социально-экономической и гуманитарной направленности и тематические приоритеты социогума-нитарных исследований, финансируемых государственными структурами.
Ключевые слова: междисциплинарные исследования, общественные науки, гуманитарные науки, экономические науки, бихевиоризм, социальная психология, демографические проблемы, социокультурные факторы здоровья.
В декабре 2012 г. Правительств России утвердило Государственную программу «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. (ГП РНТ), призванную стать на указанный период основным и всеобъемлющим механизмом финансирования развития научно-технической сферы (Государственная программа Российской Федерации, 2012). Одним из существенных отличий ГП РНТ от предшествующих программ стало выделение междисциплинарных исследований социально-экономической и гуманитарной направленности в качестве одной из приоритетных тематических областей финансирования по-
© Рубвальтер Д.А., Шувалов А.А., 2013 г.
исковых и прикладных (задельных) исследований.
До утверждения ГП РНТ исследования в области общественных и гуманитарных наук финансировались преимущественно в рамках «Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук», а также посредством грантов, выделяемых на конкурсной основе Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), и в качестве приоритетного направления финансирования научных исследований исторически не рассматривались. Кроме того, относительно новой для нашей страны, по крайней мере, на таком уровне, является и постановка вопроса о междисциплинарности исследований в области общественных и гуманитарных наук.
В этой связи возникает вопрос о том, оправдано ли выделение социально-экономических и гуманитарных исследований в качестве одной из приоритетных областей финансирования и насколько это согласуется с международной практикой и приоритетами социально-экономического развития России, а также о том, является ли акцент на междис-циплинарность исследований в области общественных и гуманитарных наук отражением объективной необходимости на данном этапе развития науки или просто данью моде.
В попытке дать ответы на поставленные вопросы авторы проанализировали основные тенденции междисциплинарных исследований в социогуманитарной сфере с 1960-х гг. по настоящее время, роль, которая отводится социогуманитарным исследованиям в структуре государственных приоритетов финансирования исследований и разработок в США, Великобритании, Франции и в рамках Седьмой рамочной программы ЕС, а также их тематические приоритеты, приоритеты социально-экономического развития, заявленные в ключевых концептуальных и стратегических документах, определяющих основные направления развития страны на период до 2020 г. Авторы также выполнили библиометриче-ский анализ, позволяющий оценить динамику интереса (публикационной активности) миро-
вого научного сообщества к отдельных областям социогуманитарных исследований.
Согласно определению, введенному Национальным научным фондом США (NSF), междисциплинарные исследования представляют собой «исследования, выполняемые коллективами или отдельными учеными, которые объединяют информацию, данные, методы, инструменты, проекции, концепции и (или) теории двух или более дисциплин или отраслей специализированного знания, с целью развития фундаментальных знаний или решения проблем, выходящих за рамки отдельной дисциплины или области исследовательской практики» (http://www.nsf.gov/od/iia/ аёёШопа1_ге8оигсе8/^ег&8арНпагу_ге8еагсЫ definition.jsp).
Таким образом, междисциплинарный анализ опирается знания нескольких дисциплин, каждая из которых имеет собственную перспективу видения проблемы. Междисциплинарное сотрудничество ведет к изменению не целей исследования, а контекста, фокуса, пересмотру как вопроса о границах возможного, так и исследовательских процедур. Междисциплинарный анализ требует интеграции знания всех дисциплин, привлеченных к изучения конкретного вопроса. Концепты, инструменты, методы исследования рассматриваются, сравниваются и комбинируются таким образом, чтобы понимание, которое возникает при данных процедурах, выходило за рамки простого суммирования данных.
Рассматривая эволюцию методологии междисциплинарных исследований в социо-гуманитарной области, можно выделить следующие этапы (Поршнева, 2004):
1960-е гг. - структуралистская парадигма в гуманитарных исследованиях, актуализация семиотических исследований (изучение любых объектов логико-математическими методами);
1970-е гг. - смена структуралистской парадигмы постструктурализмом, текстуальный анализ становится необходимым условием любого гуманитарного исследования;
1980-е гг. - эпоха Cultural Studies, дополнение гуманитарных исследований методами психоанализа;
1990-е гг. - постмодернистские тренды в оформлении междисциплинарности гуманитарных исследований.
Следуя интеллектуальным течениям западной гуманитарной методологии последних десятилетий, гуманитарные исследования претерпели смену нескольких доминирующих парадигм: лингвистической, интерпретативной, риторической и культурологической. Хотя эти периоды и отличались друг от друга, каждый ставил под вопрос точку зрения, лежащую в основании социальных наук, - идеал научного позитивизма - строгое отделение объективного от субъективного, факта от ценности, эмпиризма от политической и моральной пропаганды. В каждом из этих периодов подчеркивалось значение языка, смысла и интерпретации как центральных феноменов с точки зрения человеческого понимания окружающего мира, а значит, и понимания самого Человека. Все они утверждали, что методологии не являются универсальными и вневременными, что они социально и культурно обусловлены и могут быть исторически определены как одна из сфер человеческой деятельности.
С каждой сменой доминирующей парадигмы усиливаются тенденции денатурализации и демистификации и подходы, трактующие социальные отношения как систему структурного неравенства и исследующие связи между неравенством в системе социальных отношений, оказывающие влияние на поведение человека в рамках социума.
Приоритет, ранее отдававшийся естественной природе в дихотомии природа -культура, являвшийся основанием трактовки человеческого поведения в указанных выше сферах, был отброшен, и культура стала преобладающим объяснением человеческого поведения.
Еще одна отчетливая тенденция в современной социальной теории - так называемая деиерархизация - связана с взаимопроникновением массовой и так называемой элитарной
культуры (в литературе, изобразительном искусстве, музыке). Эта тенденция усилена «новым историзмом», который исследует литературные произведения высокой культуры путем сопоставления этих текстов с историческими документами, чтобы показать, что и то и другое было частью социального и культурного устройства в данный исторический период.
Таким образом, необходимость методологического синтеза определяется как недостаточностью прежних моделей объяснения в условиях кризиса метатеорий, так и общими тенденциями сближения гуманитарного и естественнонаучного знания, интеграции подходов социальных наук, наметившимися на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Само это сближение стало результатом специализации социальных наук на протяжении последнего столетия, сопровождавшейся углублением взаимосвязей.
Действительно, в современной экономической науке уже давно и активно используются методы социологии и психологии (особенно в теории потребительского выбора), интеграция экономики и истории отражается в формировании таких дисциплин как экономическая история и история экономических учений, а эконометрика служит математической основой для всех общественных и социогуманитарных наук.
Таким образом, можно говорить о формировании единой общественной науки с соответствующим подходом к формированию специалиста гуманитарного профиля, поскольку многие сложные или практически направленные проблемы могут быть поняты только при соединении вместе данных и методологий различных дисциплин.
В этой связи представляет интерес анализ роли, направлений и тематики междисциплинарных социогуманитарных исследований, финансируемых на Западе в рамках государственных программ и стратегий, и их сопоставление с приоритетами и тематикой социогуманитарных исследований в России.
Так, в США в число 12 основных приоритетных научных направлений, финансируемых NSF, входят такие направления «Люди и
общество» и «Образование». Междисциплинарные исследования рассматриваются NSF в качестве одного из приоритетных направлений финансирования наряду с 12 основными приоритетными научными направлениями. Из 14 программ поддержки междисциплинарных исследований, реализуемых NSF в текущем году, следует выделить ряд программ, напрямую или опосредованно связанных с со-циогуманитарной проблематикой:
• открытия и инновации, основанные на информационных технологиях (инициирована и реализуется NSF);
• динамика человеческого общества как биосоциальной системы (инициирована и реализуется NSF);
• интеграция науки и образования и подготовка исследователей нового поколения через механизмы вовлечения студентов, выпускников и молодых исследователей в проекты междисциплинарных исследований, финансируемых NSF (инициирована и финансируется NSF);
• наука, инжиниринг и образование для устойчивого развития (инициирована и реализуется NSF совместно с другими федеральными ведомствами).
Если же говорить непосредственно об общественных и гуманитарных науках, то в структуре NSF функционирует специализированная Дирекция социальных, поведенческих и экономических наук - Social, Behavioral, and Economic Sciences Directorate (SBE).
Эта Дирекция состоит из трех структурных подразделений:
• Отдела поведенческих и когнитивных наук - Division of Behavioral and Cognitive Sciences (BCS);
• Отдела общественных и экономических наук - Division of Social and Economic Sciences (SES);
• Отдела междисциплинарных исследований в области социальных, поведенческих и экономических наук - Division of SBE Office for Multidisciplinary Activities (SMA).
Особого внимания в этой связи заслуживают две крупные долгосрочные про-
граммы междисциплинарных исследований, реализуемые NSF, координатором которых выступает SBE.
1. Программа «Исследования будущего в социальных, поведенческих и экономических науках» (SBE 2020: Future Research in the Social, Behavioral and Economic Sciences), рассчитанная на 2011-2020 гг., предусматривает финансирование крупных междисциплинарных проектов в приоритетных областях, выявленных с масштабным привлечением научного сообщества США и других ведущих стран (Rebuilding the Mosaic, 2011).
В рамках SBE 2020:
• разработана методология прогнозирования и выявления приоритетов развития социальных, поведенческих и экономических наук;
• представлен прогноз и выявлены приоритеты развития социальных, поведенческих и экономических наук до 2020 г.;
• на основе сбора и экспертной оценки инициативных предложений по формированию тематики программы отобрано более 40 крупных междисциплинарных и 15 монодисциплинарных проектов, финансирование которых началось в 2012 г.
2. Программа «Крепкое здоровье и благосостояние» (Smart Health and Wellbeing, SHB), рассчитанная на 2012-2020 гг., предусматривает реализацию междисциплинарных проектов, объединяющих медиков, инженеров, психологов и специалистов в области общественных наук, в том числе в рамках следующих приоритетных направлений:
• разработка цифровой инфраструктуры информации о здоровье граждан;
• социально-экономические и поведенческие факторы здоровья и благополучия граждан.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в структуре Национального совета по науке и технологиям (NSTC) - высшего координационного органа управления наукой при Президенте США - также функционирует специализированная подкомиссия по социальным, поведенческим и экономическим
наукам (Social, Behavioral, and Economic Sciences Subcommittee).
Среди областей государственной политики, для которых исследования в области социальных, поведенческих и экономических наук имеют критическое значение, NSTC выделены (Social, Behavioral and Economic Research..., 2009):
• образование;
• здравоохранение;
• общественное согласие;
• социальная стабильность и противодействие угрозам;
• креативность и инновации;
• энергетика, окружающая среда и развитие общества.
NSTC определены три приоритетных направления исследований в области социальных, поведенческих и экономических наук и базовые для них отрасли науки:
1) человеческое поведение: исследование строения и функционирования мозга (лингвистика, неврология, психология);
2) человеческие группы и общества: исследование сложности человеческих сообществ и человеческих поступков (культурная антропология, экономика, география, политология, социология, криминология);
3) происхождение человечества: исследование истоков человечества и человеческого разнообразия (археология, физическая антропология).
Помимо этого, с учетом приоритетности и междисциплинарности проблем образования и развития человеческого капитала в США создается Агентство по перспективным исследованиям в области образования (ARPA-ED).
Среди ключевых направлений разработок ARPA-ED выделены (Winning the Education Future):
• электронные репетиторы, не менее эффективные, чем персональные;
• образовательные программы (в том числе, цифровые), непрерывно совершенствующиеся по мере их использования обучающимися;
• программное обеспечение для образования, разработанное на уровне и на принципах лучшего игрового программного обеспечения, увлекающее обучающихся и не утомляющее их в течение длительного времени.
В Великобритании исследования в области общественных и гуманитарных наук координируются и финансируются через два специализированных исследовательских совета: Исследовательский совет по экономическим и общественным наукам (Economic and Social Research Council, ESRC) и Исследовательский совет по искусству и гуманитарным наукам (Arts and Humanities Research Council, AHRC).
В период 2002-2009 гг. AHRC совместно с ESRC были реализованы две крупные междисциплинарные программы (http://www. consume.bbk.ac.uk/index.html).
1. Программа «Культура потребления», нацеленная на анализ динамики и прогнозирование культуры потребления в обществе и психологии потребителей с учетом культурных, экономических, политических, юридических, региональных, технологических и др. аспектов, а также взаимосвязи здоровья нации с образом жизни и культурой потребления;
2. Программа «Моделирование XXI века», включающая проекты по прогнозированию ключевых тенденций в науке и культуре и перспективным разработкам в области дизайна, эргономики, урбанистики, общественных пространств и пр.
В инвестиционном плане ESRC на 2009-2014 гг. предусмотрено финансирование семи крупных междисциплинарных исследовательских программ (http://www.esrc. ac.uk/_images/ESRC%20investments%202009-2014_tcm8-8383.pdf):
• функционирование глобальной экономики, политика и управление;
• здоровье и благополучие;
• изучение поведения индивидов;
• новые технологии, инновации и навыки;
• окружающая среда, энергия и способность к восстановлению;
• безопасность, конфликты и правосудие;
• социальное разнообразие и динамика населения.
Французская наука в области гуманитарных, особенно междисциплинарных, исследований давно и заслуженно занимает первостепенные и пионерные позиции.
В 2007 г. во Франции на базе слияния лабораторий ведущих научных центров, включая Национальный центр научных исследований (CNRS), создан Институт междисциплинарных исследований в социальной сфере (IRIS). Институт работает в комплексе с Высшей школой социальных наук (EHESS) и насчитывает более 600 исследователей и 100 постдокторантов и докторантов в области антропологии, социологии, истории, права, политологии и медицины. Во Франции также существует Группа (лаборатория) междисциплинарных исследований в области информации и коммуникаций (GERIICO).
Ведущую роль в организации и управлении научно-инновационной сферой во Франции играют Министерство высшей школы и исследований (MESR) и Национальное агентство исследований (ANR). При этом их функции различны, но взаимодополняющие. Министерство сосредоточено на выработке политики в сфере и нормативно-регулирующих функциях; Агентство - на непосредственном стимулировании проведения наиболее важных для страны исследований или наиболее эффективных разработок.
С 2012 г. MESR и ANR финансируются три программы междисциплинарных со-циогуманитарных исследований (http://www. agence-nationale-recherche.fr).
1. Программа «Инновационные общества - инновации, экономика, образ жизни». Научные цели программы формируются вокруг следующих тем:
• понимание способов распространения, присвоения или отказа от нововведений, какова бы ни была их природа и способствование изучению процессов интегрирования новаций индивидами, группами, обществами;
• предвосхищение структурных изменений обществ, так же как и особенностей индивидуального и коллективного поведения и развития способностей перспективного мышления об условиях перехода к новым организационным формам жизни в обществе;
• благоприятствование совместным исследовательским проектам с промышленными компаниями.
Программа структурируется вокруг четырех стратегических направлений:
1) нововведения и представления о них;
2) нововведения, социальные изменения и образ жизни;
3) нововведения и экономические модели;
4) конфигурации, акторы и динамика нововведений.
2. Программа «Социальные факторы здоровья». Цели программы заключаются в следующем:
• способствовать междисциплинарным исследованиям между здравоохранением, гуманитарными, социальными и биомедицинскими науками;
• осуществлять совместные исследования и развивать подходы в интерфейсах между этими дисциплинами (эпидемиология, биостатистика, гуманитарные, экономические и социальные науки, клиника, и молекулярная биология);
• сопоставлять данные социоэкономи-ческих, психосоциальных, медицинских исследований и экспериментов в масштабе популяций, групп или индивидов;
• стимулировать разработку средств моделирования (математического, статистического, эпидемиологического, экономе-трического, системная биология), анализа (статистического, биостатистического, концептуального) и обследования (эпидимеоло-гического, метаболического, визуализации и т.д., моделирование на животных).
Тематические направления этой программы занимаются изучением уязвимости социального происхождения: социальные, экономические, экологические факторы,
практики жизни, и биологических отпечатков; социальные факторы: известные, неизвестные или пренебрегаемые; патологии, связанные с социальной, семейной историей или воспитанием; факторы пищевой практики; организация систем здравоохранения, политика в области «здоровья», система ухода за больными, изучение систем здравоохранения в различных странах.
3. Программа «Метаморфозы обществ». В программе выделяются четыре подпрограммы:
1) социальное неравенство (INEG). Подпрограмма охватывает изучение динамики возникновения, регулирования, превращения, формирования различных неравенств, проистекающих из доходов, имущества, занятости, воспитания, справедливости, культуры, здоровья, среды, доступа к услугам, к жилью или любому другому аспекту индивидуальной или социальной жизни, а также предполагает исследовать мнение населения о неравенстве;
2) появление и эволюция культур и культурных явлений (CULT). Подпрограмма нацелена на анализ культур и культурных явлений в их совокупности или в особенных формах, через их историю и развитие, так же как анализ условий их появления, распространения, морального износа и исчезновения;
3) глобализация и управление (GLOB). Подпрограмма предусматривает реализацию междисциплинарных проектов по изучению регионов и территорий, роли и месте Франции в современном мире, взаимодействию национальных и наднациональных институтов и пр., в том числе в следующих направлениях:
• основы мироустройства;
• появление наднациональных и транснациональных акторов;
• социальные и политические представительства;
• население и мобильность;
• международные отношения и культурные потоки;
• институты, государства, социальные акторы, сети;
• структура управления;
• измененные государства: власть и легитимность;
• способы производства и принятия
норм;
• национальное и международное экономическое регулирование;
• глобальные общественные блага, глобальные риски;
4) общества и изменения окружающей среды (SOC&ENV). Подпрограмма нацелена на изучение и составление десятилетних региональных прогнозов состояния климата, почвы и воды, исследование социально-экономических последствий изменения окружающей среды и поиск эффективных технологических и социально-экономических решений.
В структуре Седьмой Рамочной программы ЕС (FP7) выделяется подпрограмма социально-экономических и гуманитарных исследований (SSH), в рамках которой осуществляется финансирование исследовательских проектов в следующих тематических областях (http ://cordis. europa. eu/fp7/ssh/about-ssh_en.html):
• экономический рост и безработица в обществе знаний;
• взаимосвязь экономических, социальных и экологических целей в Европе;
• основные тенденции развития общества и их последствия;
• место Европы в современном мире;
• гражданин в Европейском Союзе;
• система индикаторов социально-экономического и научно-технологического развития;
• прогнозные исследования (Форсайт).
Анализ тематики конкретных проектов
в рамках перечисленных программ позволяет выделить, как минимум, два типа междисциплинарных проектов социогуманитарной направленности:
1) проекты, предусматривающие взаимодействие исследователей (специалистов), представляющих различные отрасли внутри общественных и гуманитарных наук;
2) проекты, предусматривающие взаимодействие исследователей (специалистов)
одной или нескольких отраслей общественных и гуманитарных наук с исследователями (специалистами), представляющими другие области науки - естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные.
Рассмотренные выше примеры тематических направлений социально-экономических и гуманитарных исследований и институциональных форм их координации и финансирования, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ и формирования специализированных организационных структур, позволяют говорить о признании за рубежом значимости таких исследований.
С этой точки зрения интересно проанализировать, в какой степени направления финансирования задельных междисциплинарных исследований социально-экономической и гуманитарной направленности в рамках ГП РНТ коррелированы с ключевыми целями и задачами социально-экономической и инновационной политики России, выделенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («КДР 2020») и Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года («Инновационная Россия 2020»), детализирующей положения «КДР 2020» в части инновационной политики.
В Приложении № 1 к ГП РНТ выделены следующие направления финансирования за-дельных междисциплинарных исследований социально-экономической и гуманитарной направленности:
• моделирование и прогнозирование глобальных и национальных тенденций социально-экономического и политического развития, с учетом развития науки и технологий;
• новые механизмы экономической деятельности;
• моделирование и прогнозирование развития науки и технологий;
• человеческий потенциал;
• социальная стабильность, сплоченность и конфликты в обществе;
• региональная политика и устойчивое развитие регионов и городских агломераций;
• гуманитарные проблемы инновационного развития.
В числе целевых ориентиров «КДР 2020» выделены (Концепция долгосрочного социально-экономического, ... 2008):
• социальное благополучие и согласие;
• экономика лидерства и инноваций;
• сбалансированное пространственное развитие;
• экономика, конкурентоспособная на мировом уровне;
• институты экономической свободы и справедливости;
• безопасность граждан и общества.
В числе основных задач «Инновационной России 2020» перечислены (Стратегия инновационного развития., 2011):
• развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
• повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
• максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
• формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
• обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
• активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Как можно заметить, достижение целей «КДР 2020» и решение задач «Инновационной России 2020» во многом связано не столько с конкретными исследованиями и разработками по «Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации» и генерируемыми ими технологиями и технологическими (продукто-
выми и процессными) инновациями, хотя их важность сложно переоценить, сколько с совершенствованием институционального обеспечения социально-экономического, научно-технологического и инновационного развития страны, развитием человеческого потенциала, развитием экономических институтов и поддержанием макроэкономической стабильности, развитием институтов инновационной экономики, совершенствованием региональной и внешнеэкономической политики.
Таким образом, междисциплинарные исследования социально-экономической и гуманитарной направленности по направлениям финансирования, предусмотренным ГП РНТ, представляются актуальными с точки зрения необходимости создания научного задела, способствующего реализации социально-экономической и инновационной политики государства, и экспертно-аналитического обеспечения процесса принятия решений в данной области.
Говоря же о приоритетах социогумани-тарных исследований в рамках зарубежных программ и стратегий, необходимо принимать во внимание тот факт, что данные направления исследований (в особенности это относится к общественным наукам) в силу своей специфики как ни одно другое ориентировано на конкретные общества и конкретные государства, в связи с чем приоритеты социогу-манитарных исследований одних государств далеко не в полной мере могут являться ориентирами для других государств.
Приоритеты социогуманитарных исследований в рамках зарубежных государственных программ и стратегий, как показывает анализ их тематики, определяются с учетом, как минимум, следующего комплекса во многом взаимосвязанных факторов:
• существующего уровня социально-экономического и технологического развития;
• экономико-географического положения;
• политических факторов (особенности государственного устройства и политической системы и пр.);
• социокультурных факторов (особенности общественного устройства, социальный, этнический и конфессиональный состав населения и др.);
• оценки внешних и внутренних угроз, включая угрозы социальной безопасности.
Тем не менее, анализ тематики зарубежных и российских1 проектов междисциплинарных исследований в области социогумани-тарных проблем (в том числе, финансируемых в рамках государственных программ и стратегий) позволяет выделить ряд тематических направлений, которые, на наш взгляд, недостаточно исследованы в России (в частности, применительно к современному российскому обществу), но, как представляется, являются актуальными и для нашей страны:
• теоретические и организационно-институциональные проблемы междисципли-нарности в науке, условия и механизмы междисциплинарных исследований;
• методологические проблемы социологии и социальной статистики;
• перспективы социальных наук в контексте развития информационных технологий;
• проблемы и перспективы информационного общества и электронного правительства;
• взаимосвязь экономики, климатических условий, ценностей и культуры потребления;
• взаимосвязь здоровья и благосостояния индивида и нации с образом жизни и культурой потребления;
1 Проанализирована тематика в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг., Плана фундаментальных исследований Российской академии наук на период до 2025 года, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», а также грантов, поддержанных РГНФ.
• социальные факторы здоровья;
• социальная справедливость, причины, динамика и последствия социального неравенства;
• объективные и субъективные оценки социального неравенства;
• междисциплинарный анализ состояния, тенденций и перспектив развития систем здравоохранения и социальной защиты населения, пенсионной системы;
• биологические и социально-экономические аспекты проблемы старения индивида и нации;
• биологические механизмы, лежащие в основе человеческого поведения, теория поведения человека, бихевиоризм и нейронаука, когнитивная психология;
• междисциплинарные исследования в области психологии, мотивации и рамочных условий инновационного поведения;
• инновационные технологии в образовании и обучении, в том числе информационные.
Отметим, что исследования по многим из перечисленных направлений предусмотрены Государственной программой «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг., а также «Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы» (Программа фундаментальных научных исследований,... 2012).
Для оценки мировых тенденций развития общественных и гуманитарных наук также был выполнен библиометрический анализ. Несмотря на то, что в силу известных причин результаты библиометрического анализа следует интерпретировать с определенной долей осторожности (особенно в области общественных наук), они позволяют получить общее представление о приоритетах и динамике внимания мирового научного сообщества к тем или иным направлениям научных исследований, возрастании интереса к одним направлениям исследований и «угасании» к другим.
Данные библиометрической системы Microsoft Academic Search (http://academic.re-
search.microsoft.com) позволяют сравнить динамику публикационной активности в различных отраслях общественных и гуманитарных наук (в соответствии с классификацией областей науки, принятой в Microsoft Academic Search). Результаты за 2000-2010 гг. представлены на рис. 1-3.
Как можно увидеть из представленных рисунков, в:
• общественных науках наибольший рост публикационной активности произошел в области менеджмента, права и криминологии, социологии;
• гуманитарных науках наибольший рост публикационной активности произошел
Менеджмент Право и криминология Социология Методология общественных наук Коммуникации Геронтология и демография Государственное управление Политология Антропология География Этнология Социальные вопросы Образование Библиотечная наука
J 48,9 ] 47,2
J 41,9 ] 41,6
_I 38,9
1 34,2
32,9 31,3
J 26,5 ] 25,7
Рис. 1. Прирост числа публикаций в области общественных наук: 2006-2010 гг. к 2000-2005 гг. (по данным Microsoft Academic Search), %
в области истории искусства, спорта и рекреации, археологии, религии;
• области экономики и предпринимательства наибольший рост публикационной активности пришелся на такие направления, как здравоохранение, образование и благополучие, региональная экономика, экономика развития.
Помимо этого, анализ данных библио-метрических систем WEB of Science (http:// isiknowledge.com), Scopus (http://www.scopus. com) и RePEc (http://repec.org) с использованием таких критериев как число проиндексированных публикаций, число цитирований, индекс Хирша, а также встроенных инструментов ранжирования, позволяет оценить мировую публикационную активность в областях междисциплинарных социогумани-тарных исследований, предусмотренных ГП РНТ, а также публикационную активность и авторитет российских исследователей (университетов, научных организаций) в этих и других областях общественных и гуманитарных наук.
Из тематических направлений междисциплинарных исследований, предусмотренных ГП РНТ, наибольшее число публикаций прослеживается в следующих (в порядке убывания): образование, обучение; демография; возрастная структура населения, проблемы старения; миграция; национальные элиты;
История искуства Спорт и рекреация Археология Религия Философия Р егионалисгика Лингвистика
Здравоохранение, образование и благополучие Региональная экономика Экономика развития Экономика сельского хозяйства и окружающей среды Математические методы в экономике Экономика общественного сектора Бизн ес - администрир ов ание Макроэкономика Организация производства Международная экономика Экономика и право Микроэкономика Финансовая экономика Экономическая история Экономические системы Общая экономик^ Экономика трудБ
_I 53,2
] 49,4
J 35,6 ] 33,6
_I 30,7
Щ 30,6
И 28,6
26,9
] 12,2 ] 11,7
^5,8 U 5,4 -4,2 -5,2
Рис. 2. Прирост числа публикаций в области гуманитарных наук: 2006-2010 гг. к 2000-2005 гг. (по данным Microsoft Academic Search), %
Рис. 3. Прирост числа публикаций в области экономики и предпринимательства: 2006-2010 гг. к 2000-2005 гг.
(по данным Microsoft Academic Search), %
-62,7
международная торговля; человеческий капитал; рынок ресурсов; мировая политика и международные отношения; исследования постсоветского пространства; глобальный рынок; утечка умов.
Таким образом, в последнее десятилетие в фокусе внимания мирового научного сообщества, если судить по числу опубликованных работ, находятся, прежде всего, проблемы, связанные с человеческим капиталом, включая исследования в области образования и обучения, возрастной структуры населения, миграции.
При этом авторитет российских ученых в рассмотренных тематических направлениях (за исключением исследований постсоветского пространства) с точки зрения количества проиндексированных и процитированных публикаций, остается невысоким.
Вместе с тем, библиометрический анализ позволяет выделить и ряд областей, в которых авторитет российских ученых является на международном уровне достаточно высоким: археология и петрология, история России, Древнего Востока и Дальнего Востока, история международных отношений, математические методы в экономике и финансах, теория принятия решений, а также отдельные направления когнитивных исследований.
Основной потенциал общественных и гуманитарных наук в России сосредоточен, в основном, в учреждениях Российской академии наук (РАН), а также в отдельных учреждениях Российской академии образования (РАО) и ряде ведущих многопрофильных и
финансово-экономических вузов страны. * * *
В зарубежных программах и проектах прослеживается тенденция усиления междис-циплинарности в исследованиях социально-экономической и гуманитарной направленности и участия в них не только специалистов в области общественных и гуманитарных наук, но также медиков, биологов, экологов, инженеров, специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий и т.д.
В тематике зарубежных программ и проектов социогуманитарных исследований прослеживается возрастание интереса к таким проблемам, как взаимосвязь и взаимозависимость здоровья конкретного человека и нации с образом жизни и культурой потребления, уровнем социально-экономического развития государства и благосостояния отдельного человека, состоянием окружающей среды, а также биологическим, демографическим, экономическим и иным аспектам проблемы старения индивидов и целых наций и взаимосвязи рассмотренных проблем с уровнем технологического развития и развития информационных технологий. Значительно представлены когнитивные исследования, исследования в области социальной психологии, миграции, превентивных медицинских технологий, новых технологий в образовании.
В России также наблюдается постепенное возрастание интереса к подобным исследованиям, что, в частности, видно на примере РГНФ, одним из приоритетных направлений деятельности которого являются целевые междисциплинарные конкурсы (http://www.rfh.ru/ тёех^р/ги/копкигеу^е^ууе-копкитеу).
Вместе с тем, на данный момент справедливо отметить недостаток комплексности и междисциплинарности в подобных исследованиях, а также взаимодействия специалистов как внутри социогуманитарных исследований, так и со специалистами из других областей науки - медиками, биологами и др.
Помимо этого, на наш взгляд, можно выделить целые области междисциплинарных социогуманитарных исследований, которым в нашей стране уделяется недостаточно внимания:
• психология (в том числе когнитивная, промышленная и организационная), являющаяся в настоящее время одним из приоритетных направлений социогуманитарных исследований в США, Великобритании, Франции и других странах;
• науки о здоровье, исследование здоровья и благополучия - комплекс исследований, направленных на изучение состояние
здоровья человека в зависимости от окружающей среды, образа жизни и выработку рекомендаций, ориентированных на сохранение здоровья и улучшение его состояния (за исключением собственно медицинских исследований);
• демография, проблемы старения населения (включает как вопросы социально-экономических последствий старения населения, так и изучение проблемы старения как биологического явления), представляющиеся крайне актуальными и для России;
• культура потребления (включая экономические, маркетинговые, культурно-конфессиональные, этические, экологические и другие аспекты, взаимосвязь культуры потребления со здоровым образом жизни) и пр.
Анализ тематических направлений исследований, предусмотренных Государственной программой «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг., а также Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 20132020 гг., позволяет предположить, что реализация указанных программ во многом будет способствовать преодолению сложившейся ситуации.
Литература
Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 20132020 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 20.12.2012. № 2433-р.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008. № 1662-р.
Поршнева О.С. Междисциплинарность в контексте интеллектуальных течений и парадигм социальных и гуманитарных наук конца XX - начала XXI вв. // Перекресток культур: Междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук. М: Логос, 2004.
Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 20132020 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012. № 2583-р.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011. № 2227-р.
Microsoft Academic Search. URL: http://academic. research.microsoft.com.
Rebuilding the Mosaic: Fostering Research in the Social, Behavioral, and Economic Sciences at the National Science Foundation in the Next Decade. Arlington, VA: National Science Foundation. 2011. URL: http://www.nsf.gov/pubs/2011/nsf11086/ nsf11086.pdf (дата обращения: 18.11.2013).
RePEc. URL: http://repec.org.
Scopus. URL: http://www.scopus.com.
Social, Behavioral and Economic Research in the Federal Context: Report of the National Science and Technology Council Subcommittee on Social, Behavioral and Economic Sciences. 2009. URL: http://www.cossa.org/SBE41009.pdf (дата обращения: 18.11.2013).
URL: http://cordis.europa.eu/fp7/ssh/about-ssh_en.html (дата обращения: 18.11.2013).
URL: http://www.agence-nationale-recherche.fr (дата обращения: 18.11.2013).
URL: http://www.consume.bbk.ac.uk/index.html (дата обращения: 18.11.2013).
URL: http://www.esrc.ac.uk/_images/ESRC%20invest-ments%202009-2014_tcm8-8383.pdf (дата обращения: 18.11.2013).
URL: http://www.nsf.gov/od/iia/additional_resources/ interdisciplinary_research/definition.j sp (дата обращения: 18.11.2013).
URL: http://www.rfh.ru/index.php/ru/konkursy/tselevye-konkursy (дата обращения: 18.11.2013).
WEB of Science. URL: http://isiknowledge.com.
Winning the Education Future. The Role of ARPA-ED: U.S. Department of Education. 2011. URL: http://www.ed.gov/sites/default/files/arpa-ed-background.pdf (дата обращения: 18.11.2013).
Рукопись поступила в редакцию 14.08.2013 г.