Научная статья на тему 'Тема женского труда в журнале братьев достоевских «Эпоха'

Тема женского труда в журнале братьев достоевских «Эпоха Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
200
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / ПУБЛИЦИСТИКА / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / ЖЕНСКАЯ ЭМАНСИПАЦИЯ / WOMEN'S EMANCIPATION / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EMPLOYMENT / Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / F.M. DOSTOEVSKY / ЖУРНАЛ "ЭПОХА" / THE MAGAZINE "EPOCHA" / WOMEN'S ISSUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Варламова Дарина Валерьевна

В статье анализируются публикации журнала Ф.М. и М.М. Достоевских «Эпоха», посвященные женскому труду. Через призму женского труда авторы журнала рассматривают актуальный вопрос женской эмансипации. Они поддерживают стремление женщин к самостоятельности, однако настаивают на том, что путь женской эмансипации будет трудным и долгим из-за неподготовленности русского общества в 1860-х годах к такому новому явлению, как самостоятельная и независимая женщина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of women’s labour in the journal “Epocha” by F.M. and M.M. Dostoevsky

The article deals with the publication of the journal of F.M. and M.M. Dostoevsky “Epocha” devoted to women’s labour. Through the prism of women’s labour authors of the journal consider the pressing question of women’s emancipation. They support the desire of women for independence, however, insist that the path to women’s liberation will be long and difficult because of the unpreparedness of the Russian society in the 1860s to such a new phenomenon as a separate and independent woman.

Текст научной работы на тему «Тема женского труда в журнале братьев достоевских «Эпоха»

Д.В. Варламова

ТЕМА ЖЕНСКОГО ТРУДА В ЖУРНАЛЕ БРАТЬЕВ ДОСТОЕВСКИХ «ЭПОХА»

В статье анализируются публикации журнала Ф.М. и М.М. Достоевских «Эпоха», посвященные женскому труду. Через призму женского труда авторы журнала рассматривают актуальный вопрос женской эмансипации. Они поддерживают стремление женщин к самостоятельности, однако настаивают на том, что путь женской эмансипации будет трудным и долгим из-за неподготовленности русского общества в 1860-х годах к такому новому явлению, как самостоятельная и независимая женщина.

Ключевые слова: журналистика, публицистика, женский вопрос, женская эмансипация, трудовая деятельность, Ф.М. Достоевский, журнал «Эпоха».

В 1863 г., после статьи Н.Н. Страхова «Роковой вопрос», посвященной польскому восстанию, был запрещен журнал братьев Достоевских «Время». Однако уже в марте 1864 г. Ф.М. и М.М. Достоевские выпускают новый журнал - «Эпоха», который должен был продолжить традиции «Времени». М.М. Достоевский умер летом того же года; в некрологе «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском» его брат подробно изложил концепцию журнала.

Согласно некрологу, именно М.М. Достоевский был идеологом и вдохновителем этого печатного органа: «Мысль его состояла в том, что нужен свежий литературный орган, независимый от обязательных журнальных преданий, вполне самостоятельный, чуждый партий, чуждый застарелых, преемственных и почти бессознательных антипатий, не поклоняющийся авторитетам и совершенно беспристрастный. С другой стороны, необходимо обращение к народности, к началам народным и возбуждению оторвавшегося

© Варламова Д.В., 2015

от почвы общества к изучению народа нашего и к уверованию в правду основных начал его жизни»1. Таким образом, несмотря на важную литературную составляющую журнала «Эпоха», в нем продолжилась традиция журнала «Время», рассматривались актуальные общественные вопросы через призму почвенничества и славянофильства. К слову, на титульном листе данного печатного органа значилось, что это журнал не просто литературный, но и политический.

«Эпоха» не стала такой же популярной у читателей, как «Время». Однако и на страницах этого журнала, за время его непродолжительного существования - с марта 1864 по март 1865 г. - появлялось несколько острых публикаций на актуальный для 1860-х годов женский вопрос. При этом смысл, который вкладывался авторами и издателями журналов в это понятие, изменился. Если в журнале «Время» эмансипация рассматривалась в контексте женского образования, то в журнале «Эпоха» - уже в контексте женского труда2.

В четвертом номере журнала «Эпоха» в постоянном разделе «Записки летописца» появляется материал «О женском труде», в котором автор рассматривает «новые принципы относительно труда», появившиеся в последние годы. По мнению автора, принцип женского труда является прорывом в жизни общества, поскольку меняет отношение человека к труду в целом: «Труд есть дело почтенное <...> стыдно человеку жить на свете не трудясь, а пользуясь только плодами чужих трудов»3. Это касается и женщин.

Раньше, считает автор статьи, праздность женщины не вызывала порицаний: считалось, что женщины созданы для бездействия, для красоты и удовольствий. Именно из-за такого отношения к женщине как к существу, не приспособленному к труду, и проистекает полная материальная зависимость от мужчины, который ее содержит. Автор публикации отмечает, что в середине 1860-х годов в обществе наметился явный сдвиг в пользу женского труда: «Женщина должна стремиться приобрести такую же независимость в материальном отношении, какою пользуется мужчина. Все пути и все возможности должны быть ей открыты»4.

Далее автор упоминает благотворительное «Общество женского труда», которое появилось в Петербурге с целью найти для женщин рабочие места в различных сферах деятельности, составить женские артели для различных предприятий, а также помогать членам «Общества» получать знания, которые затем могут быть применены на практике.

Женский труд постепенно становится привычным для общества явлением, что означает еще один шаг к женской независимо-

26

Д.В. Варламова

сти. Однако автор статьи «О женском труде» в журнале «Эпоха» высказывается против того, чтобы женщину теперь рассматривали исключительно как рабочую силу: «Как работник, как добыватель ценностей женщина всегда уступит мужчине»5. Однако это не означает, что женщина стоит ниже мужчины, поскольку она обладает полным с ним равенством в духовном плане - как жена и мать. Труд и материальная независимость позволят женщине всего лишь иметь твердую почву под ногами.

В статье Николая Соловьева «Женщинам», напечатанной в 12-м номере журнала «Эпоха», также рассматривается положение женщины в современном обществе и вопрос женского труда. Н. Соловьев более прямолинеен в высказываниях, нежели автор материала «О женском труде». Он называет экономическое подчинение женщины мужчине проституцией: «В древнем мире, можно сказать, не было проституции в ограниченном, определенном обычаем размере; женщины все тогда были проституированы. Мужчина, взявшись содержать женщину, как бы купил ее у общества. Она сделалась ниже всякого пролетария»6.

Согласно Соловьеву, только в середине 1860-х годов женщина начинает освобождаться от экономической, а следовательно, и от моральной зависимости, и главная задача мужчин - не мешать ей в этом. Впрочем, прогнозы автора не столь радостны, ведь, по его мнению, еще нескоро женщине удастся выйти из своего печального положения.

Именно отношение мужчины к женщине как к объекту любви мешает женщине развиваться: «Вопрос о любви в высшей степени важен. До тех пор, пока он не решится с настоящей ясностью, нечего и думать о серьезном приеме женщин за труд. Даже университетское слушание лекций считаем мы для женщин совершенно бесполезным при настоящем настроении, при теперешних отношениях обоих полов. Страстное влечение друг к другу <...> послужит только помехой обеим половинам при серьезных занятиях»7.

Соловьев в статье критикует роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», который, по его мнению, показал женщину в неприглядном свете. Соловьев, в частности, утверждает, что швейные мастерские, изображенные в романе, вовсе не являются положительным изобретением для того, чтобы приобщить женщину к труду: «Механический труд не может удовлетворить женщину нашего круга, женщины же простолюдинки и без нас умеют работать. Образованной женщине нужна более широкая дорога, которую и не нужно загораживать или засорять иголками <...> Шить, вместо того что-

бы учиться и потом учить, переплетать книги, вместо того чтобы читать их, - плохое средство и небольшой кусок хлеба»8.

Итак, авторы статей «О женском труде» и «Женщинам» рассматривают женский труд как один из необходимых шагов к женской независимости. Однако если автор публикации «О женском труде» с одобрением отзывается о женских артелях, возникших в Петербурге, о стремлении женщин хотя бы и к механическому труду, то автор статьи «Женщинам» настроен более скептически и не считает механический труд достаточным для развития женщины. Тем не менее авторы журнала «Эпоха» едины в том, что женщинам необходимо избавиться от материальной зависимости от мужчин, ведь только имея твердую почву под ногами, она сможет распоряжаться жизнью. Журнал выступает за эмансипацию женщин. И это соответствовало как настроениям прогрессивной части общества, так и идеям «почвенничества», основанным на свободе личности.

Примечания

1 Достоевский Ф.М. Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском // Эпоха. 1864. № 6. С. 1-2.

2 См. об этом в нашей статье: Тивченко Д.В. Тема женского образования в журналах братьев Достоевских «Время» // Вестник РГГУ. 2014. № 12. Серия «Филологические науки. Журналистика. Литературная критика». С. 48-50.

3 О женском труде // Эпоха. 1864. № 4. С. 376.

4 Там же. С. 377.

5 Там же. С. 383.

6 Соловьев Н. Женщинам // Эпоха. 1864. № 12. С. 17.

7 Там же. С. 20.

8 Там же. С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.