Д.В. Варламова
ТЕМА ЖЕНСКОГО ТРУДА В ЖУРНАЛЕ БРАТЬЕВ ДОСТОЕВСКИХ «ЭПОХА»
В статье анализируются публикации журнала Ф.М. и М.М. Достоевских «Эпоха», посвященные женскому труду. Через призму женского труда авторы журнала рассматривают актуальный вопрос женской эмансипации. Они поддерживают стремление женщин к самостоятельности, однако настаивают на том, что путь женской эмансипации будет трудным и долгим из-за неподготовленности русского общества в 1860-х годах к такому новому явлению, как самостоятельная и независимая женщина.
Ключевые слова: журналистика, публицистика, женский вопрос, женская эмансипация, трудовая деятельность, Ф.М. Достоевский, журнал «Эпоха».
В 1863 г., после статьи Н.Н. Страхова «Роковой вопрос», посвященной польскому восстанию, был запрещен журнал братьев Достоевских «Время». Однако уже в марте 1864 г. Ф.М. и М.М. Достоевские выпускают новый журнал - «Эпоха», который должен был продолжить традиции «Времени». М.М. Достоевский умер летом того же года; в некрологе «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском» его брат подробно изложил концепцию журнала.
Согласно некрологу, именно М.М. Достоевский был идеологом и вдохновителем этого печатного органа: «Мысль его состояла в том, что нужен свежий литературный орган, независимый от обязательных журнальных преданий, вполне самостоятельный, чуждый партий, чуждый застарелых, преемственных и почти бессознательных антипатий, не поклоняющийся авторитетам и совершенно беспристрастный. С другой стороны, необходимо обращение к народности, к началам народным и возбуждению оторвавшегося
© Варламова Д.В., 2015
от почвы общества к изучению народа нашего и к уверованию в правду основных начал его жизни»1. Таким образом, несмотря на важную литературную составляющую журнала «Эпоха», в нем продолжилась традиция журнала «Время», рассматривались актуальные общественные вопросы через призму почвенничества и славянофильства. К слову, на титульном листе данного печатного органа значилось, что это журнал не просто литературный, но и политический.
«Эпоха» не стала такой же популярной у читателей, как «Время». Однако и на страницах этого журнала, за время его непродолжительного существования - с марта 1864 по март 1865 г. - появлялось несколько острых публикаций на актуальный для 1860-х годов женский вопрос. При этом смысл, который вкладывался авторами и издателями журналов в это понятие, изменился. Если в журнале «Время» эмансипация рассматривалась в контексте женского образования, то в журнале «Эпоха» - уже в контексте женского труда2.
В четвертом номере журнала «Эпоха» в постоянном разделе «Записки летописца» появляется материал «О женском труде», в котором автор рассматривает «новые принципы относительно труда», появившиеся в последние годы. По мнению автора, принцип женского труда является прорывом в жизни общества, поскольку меняет отношение человека к труду в целом: «Труд есть дело почтенное <...> стыдно человеку жить на свете не трудясь, а пользуясь только плодами чужих трудов»3. Это касается и женщин.
Раньше, считает автор статьи, праздность женщины не вызывала порицаний: считалось, что женщины созданы для бездействия, для красоты и удовольствий. Именно из-за такого отношения к женщине как к существу, не приспособленному к труду, и проистекает полная материальная зависимость от мужчины, который ее содержит. Автор публикации отмечает, что в середине 1860-х годов в обществе наметился явный сдвиг в пользу женского труда: «Женщина должна стремиться приобрести такую же независимость в материальном отношении, какою пользуется мужчина. Все пути и все возможности должны быть ей открыты»4.
Далее автор упоминает благотворительное «Общество женского труда», которое появилось в Петербурге с целью найти для женщин рабочие места в различных сферах деятельности, составить женские артели для различных предприятий, а также помогать членам «Общества» получать знания, которые затем могут быть применены на практике.
Женский труд постепенно становится привычным для общества явлением, что означает еще один шаг к женской независимо-
26
Д.В. Варламова
сти. Однако автор статьи «О женском труде» в журнале «Эпоха» высказывается против того, чтобы женщину теперь рассматривали исключительно как рабочую силу: «Как работник, как добыватель ценностей женщина всегда уступит мужчине»5. Однако это не означает, что женщина стоит ниже мужчины, поскольку она обладает полным с ним равенством в духовном плане - как жена и мать. Труд и материальная независимость позволят женщине всего лишь иметь твердую почву под ногами.
В статье Николая Соловьева «Женщинам», напечатанной в 12-м номере журнала «Эпоха», также рассматривается положение женщины в современном обществе и вопрос женского труда. Н. Соловьев более прямолинеен в высказываниях, нежели автор материала «О женском труде». Он называет экономическое подчинение женщины мужчине проституцией: «В древнем мире, можно сказать, не было проституции в ограниченном, определенном обычаем размере; женщины все тогда были проституированы. Мужчина, взявшись содержать женщину, как бы купил ее у общества. Она сделалась ниже всякого пролетария»6.
Согласно Соловьеву, только в середине 1860-х годов женщина начинает освобождаться от экономической, а следовательно, и от моральной зависимости, и главная задача мужчин - не мешать ей в этом. Впрочем, прогнозы автора не столь радостны, ведь, по его мнению, еще нескоро женщине удастся выйти из своего печального положения.
Именно отношение мужчины к женщине как к объекту любви мешает женщине развиваться: «Вопрос о любви в высшей степени важен. До тех пор, пока он не решится с настоящей ясностью, нечего и думать о серьезном приеме женщин за труд. Даже университетское слушание лекций считаем мы для женщин совершенно бесполезным при настоящем настроении, при теперешних отношениях обоих полов. Страстное влечение друг к другу <...> послужит только помехой обеим половинам при серьезных занятиях»7.
Соловьев в статье критикует роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», который, по его мнению, показал женщину в неприглядном свете. Соловьев, в частности, утверждает, что швейные мастерские, изображенные в романе, вовсе не являются положительным изобретением для того, чтобы приобщить женщину к труду: «Механический труд не может удовлетворить женщину нашего круга, женщины же простолюдинки и без нас умеют работать. Образованной женщине нужна более широкая дорога, которую и не нужно загораживать или засорять иголками <...> Шить, вместо того что-
бы учиться и потом учить, переплетать книги, вместо того чтобы читать их, - плохое средство и небольшой кусок хлеба»8.
Итак, авторы статей «О женском труде» и «Женщинам» рассматривают женский труд как один из необходимых шагов к женской независимости. Однако если автор публикации «О женском труде» с одобрением отзывается о женских артелях, возникших в Петербурге, о стремлении женщин хотя бы и к механическому труду, то автор статьи «Женщинам» настроен более скептически и не считает механический труд достаточным для развития женщины. Тем не менее авторы журнала «Эпоха» едины в том, что женщинам необходимо избавиться от материальной зависимости от мужчин, ведь только имея твердую почву под ногами, она сможет распоряжаться жизнью. Журнал выступает за эмансипацию женщин. И это соответствовало как настроениям прогрессивной части общества, так и идеям «почвенничества», основанным на свободе личности.
Примечания
1 Достоевский Ф.М. Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском // Эпоха. 1864. № 6. С. 1-2.
2 См. об этом в нашей статье: Тивченко Д.В. Тема женского образования в журналах братьев Достоевских «Время» // Вестник РГГУ. 2014. № 12. Серия «Филологические науки. Журналистика. Литературная критика». С. 48-50.
3 О женском труде // Эпоха. 1864. № 4. С. 376.
4 Там же. С. 377.
5 Там же. С. 383.
6 Соловьев Н. Женщинам // Эпоха. 1864. № 12. С. 17.
7 Там же. С. 20.
8 Там же. С. 23.