Научная статья на тему 'Тема Троянской войны в зарубежной литературе XX-XXI веков'

Тема Троянской войны в зарубежной литературе XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
656
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / ФЭНТЕЗИ / ФАНТАСТИКА / АНТИЧНОСТЬ / АХИЛЛЕС / ЕЛЕНА ТРОЯНСКАЯ / ТРОЯ / ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА / TROJAN WAR / HISTORICAL NOVEL / FANTASY / SCIENCE FICTION / ANTIQUITY / ACHILLES / HELEN OF TROY / FOREIGN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Манжула Оксана Владимировна

В статье предпринята попытка сделать обзор произведений о троянской войне, написанных с начала XX в. по сей день. Отмечается, что жанры произведений многообразны: от любовного романа до фантастики. Автор статьи анализирует особенности изображения известных эпизодов истории и цикла легенд, связанных с Троянской войной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF THE TROJAN WAR IN FOREIGN LITERATURE IN XX-XI CENTURIES

In the article it is made an attempt to review the works on the Trojan War, written since the beginning of the XX century to this day. It is noted that genres of works are diverse: from a love story to fiction. The author of the article analyzes the features of the image of famous episodes of history and the cycle of legends associated with the Trojan War.

Текст научной работы на тему «Тема Троянской войны в зарубежной литературе XX-XXI веков»

УДК 821-311.6.09(100-87)

ТЕМА ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ

Оксана Владимировна Манжула

к. филол. н, доцент кафедры английского языка профессиональной коммуникации

Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15. achilleon@mail.ru

В статье предпринята попытка сделать обзор произведений о троянской войне, написанных с начала XX в. по сей день. Отмечается, что жанры произведений многообразны: от любовного романа до фантастики. Автор статьи анализирует особенности изображения известных эпизодов истории и цикла легенд, связанных с Троянской войной.

Ключевые слова: Троянская война, исторический роман, фэнтези, фантастика, античность, Ахиллес, Елена Троянская, Троя, зарубежная литература.

Согласно современной исторической концепции, Троянская война - это реальный исторический факт; в ней принимала участие возглавляемая царем коалиция ахейцев (микенцев); воевали они против жителей Трои и их союзников [Блеген 2002: 15]. Возглавлял коалицию царь Микен Агамемнон, троянцы были побеждены, их город взят ахейцами. Согласно греческой мифологической традиции, которая выражена в поэмах «Илиада», «Одиссея» и обширном цикле произведений о Троянской войне, поводом к войне Греции с Троей явилось похищение троянским царевичем Парисом (Александром) спартанской царицы Елены. Современные исследователи приходят к выводу, что «Троянская война происходила в период с 1275 по 1260 г. до н. э. [Вуд 2010: 307]. Сразу вслед за этим событием в Южной Европе началось великое переселение народов. На Балканский полуостров пришли дорийские племена, а микенская цивилизация прекратила свое существование. Только по прошествии 400 лет греческая культура возродилась. Предшествующая цивилизация была настолько разрушена, что история Греции додорийского периода считалась мифом, и только в конце XIX в. учеными-энтузиастами Генрихом Шлиманом и Альбертом Эвансом было доказано, что она существовала в действительности. Таким образом, Троянская война стала разграничительным рубежом

© Манжула О.В., 2019

между древним и современным миром, между ахейской и классической Грецией.

В литературе разных стран сюжет Троянской войны был популярен всегда. Неудивительно, что весьма широкое распространение эта тема получила в XX-XXI вв. Античная культура тесно связана с культурами Европы, а историческая преемственность античной и европейской литератур довольно ощутима, что способствовало этому распространению. К тому же античность служила духовной опорой культуры Европы в сложные и поворотные моменты истории.

Распространение традиций античности, выраженных, главным образом, в сюжетах мифологии Древней Греции, в литературе XX-XXI вв. было вызвано новыми возможностями и способами изображения конфликта и взаимоотношений человека и окружающего мира, а в античных сюжетах представлены такие конфликты, которые зачастую несут в себе значение, выходящее за пределы античности. Каждая из исторических эпох может найти в античности тенденции, отвечающие ее потребностям. Смело можно утверждать, что нравственная основа содержания классических трагедий, остается незыблемой и сейчас, поскольку она базируется на общечеловеческих ценностях, а нравственный опыт, полученный из них, оказался настолько велик, что, по мнению В. А. Бачинина, «родовая эпоха не сумела израсходовать его полностью и передала как эстафету последующим формациям, обеспечив мифам вторую, третью, четвертую и т.д. жизнь в постоянно меняющихся исторических условиях» [Бачинин 1987: 24]. Также частое обращение к мифу в литературе XX-XXI вв. обусловлено поисками новых возможностей в изображения человека и окружающего мира. Однако писатели стремились не просто освоить лучшие образцы античного наследия, они пытались преломить сюжеты и образы, согласно своему видению и реалиям современного им времени.

Воспроизведение античных сюжетов и образов встречается в произведениях не только известных, но и малоизвестных писателей. Поиски отдельных реминисценций, связанных с Троянской войной, в многочисленных произведениях и причин обращения писателей к античному сюжету дались нам не просто. Самым важным, на наш взгляд, моментом в данной ситуации является соотнесение образной системы произведения с исходным сюжетом, символикой, образами, мотивами. В литературе XX-XXI вв. переосмысляются как сюжеты и образы Троянского цикла, так и нравственно-этическая основа поэм Гомера.

Открывает обзор произведений роман ирландского писателя Джеймса Джойса (Joyce James Augustine Aloysius, 1882-1941) «Улисс» (Ulissus, 1921). В этом романе эпический сюжет гомеровской «Одис-

сеи» является инструментом для упорядочения изначально хаотического художественного материала. Герои произведения соотносятся с персонажами эпоса, различные мифологические мотивы в романе символизируют трансформацию классических мифологических символов. Их можно подразделить на первобытные (вода в качестве символа плодородия), христианские (омовение соотносится с крещением) и авторские (трамвай-дракон). В романе Джойса мифология является дополнительной базой, служащей для символической интерпретации материала, полученного из повседневного наблюдения, поскольку сюжет произведения выстроен вокруг обычного для жизни Дублина дня, который пропускают через себя главные герои романа. Исследователь С. А. Малахов утверждает, что «город является наиболее адекватной формой метафорического сказания о судьбе» [Малахов 2017: 85].

Можно сказать, что в произведении воплотилась традиционная Одиссея в общих чертах. В своей задумке роман следует этой модели, здесь повествуется о полном невзгод путешествии и возвращении домой конце. Однако один из главных мотивов - мотив опасности во время странствия представлен иронично, он утрачивает свой истинный смысл испытания личности на пределе, «пограничности». Содержание этой Одиссеи не исключительное, а повседневное. В финале произведения, на «Итаке», Блум и его сын не встречаются, а расстаются, а жена Блума не хранит ему верность, а изменяет. Судя по кардинально противоположным постулатам в главной сюжетной линии, можно сделать вывод, что автор стремился к нарочито диаметральному перевертыванию в классических схем и парадигм.

Одним из выдающихся произведений о Троянской войне первой половины XX в. является пьеса французского писателя Жана Жироду (Giraudoux Hippolyte Jean, 1882 -1944) «Троянской войны не будет» (La guerre de Troie n'aura pas lieu, 1935). В пьесе довольно свободно интерпретирован классический сюжет о Троянской Войне. Мифологический сюжет дает возможность не сосредотачивать внимание читателя на фабуле, а позволить предоставить трактовку, в которой и сокрыта идея произведения. Внимание также привлекает само название пьесы, поскольку читатель знает, что Троянская война состоялась.

Главная проблема произведения - это война и мир. Пацифизм противопоставлен фатуму, нелепому, но непобедимому. Гектор понимает весь ужас войны, он пытается от нее отказаться всеми усилиями, но ему противостоит народ и ближайшее окружение. Кроме того, ему приходится противостоять собственным принципам чести и гордости, поскольку отказ от войны будет позором для Трои и для него лично.

Воля богов также не на стороне Гектора. Ему противостоит фатум, то, что неподвластно и непостижимо, силы, которые противостоят перемирию.

Произведение наполнено антивоенным пафосом, но в то же время автор подчеркивает, что за войну ответственны все. Виновны и желающие войны, которые поддерживают настроение народа, обычаи и необузданный гнев, и те, кто не может предотвратить войну.

Первым заметным произведением о Троянской войне после Второй мировой войны является роман английской писательницы Оливии Ку-лидж (Coolidge Margaret Olivia Ensor, 1908-2006) «Троянская война» (The Trojan War, 1952). В романе Кулидж история тесно переплетается с вымыслом. Поскольку Оливия Кулидж - детская писательница, ей присуща романтизация истории. Ее слог достаточно легок для понимания. Роман Кулидж, скорее, похож на сказку, чем на описание исторических событий. В произведении мировая история предстает весьма романтической. Вот, например, как описывается Парис: «Парис казался загорелым и волшебно-солнечным. Его блестящий шлем был сдвинут назад, золотые волосы выбивались из-под него и обрамляли загорелое лицо, пышущее здоровьем. Желтовато-коричневая леопардовая шкура небрежно накинута на его плечи. Пояс и сандалии были из чистого золота. Короткая белоснежная туника оттеняла руки и ноги, покрытые легким загаром» [Кулидж 2002: 8]. Произведение объединяет все сказания о Троянской войне от начала до конца.

Популярность сюжета о Троянской войне в литературе вернулась к концу XX в. Тогда был написан роман Розмари Сатклиф (Sutcliff Rosemary, 1920-1992) «Черные корабли у стен Трои» (Black Ships Before Troy, 1992). Это роман для детей, опубликованный посмертно. Основанное большей частью на «Илиаде», произведение при этом содержит историю о Троянской войне от рождения Париса до строительства коня. Критик отмечает «убедительное видение и чувствительность к языку, истории и героизму» [Kirkus 2012: 13], которые показывает Сатклиф в пересказе гомеровского эпоса.

Весьма нетривиальным произведением о Троянской войне в череде других подобных является фантастический роман американского писателя Дэна Симмонса (Simmons Dan, р. 1948) «Илион» (Ilium, 2004). Действие происходит на терраформированном Марсе второго тысячелетия н. э. Могущественные существа, которые представляются как олимпийские боги, реконструируют Троянскую войну. Профессор Хо-кенберри, филолог из XX в., написавшего когда-то монографию о «гневе Ахиллеса», переносится во времени, его назначают координатором эпических битв. Участники этих битв оснащены микрофонами,

а Хокенберри может вселяться в тела мифических героев. В романе показаны люди будущего, возомнившие себя богами. Они в тепличных условиях, их желания исполняются мгновенно. Но автор задается вопросом: кто они - господа или рабы в условиях собственного существования?

В романе «Илион» три основных сюжетных линии. Главной линией является рассказ о Троянской войне от лица Хокенберри. Он сравнивает происходящие события с «Илиадой» и осознает, что если он изменит их ход, то он сможет предотвратить разрушение Трои. Другой сюжетной линией становится повествование о людях четвертого тысячелетия н. э.: это некие «пост-люди», они покидают Землю и оставляют на ней всего миллион людей. Оставшиеся на Земле могут вкушать все плотские радости, также им предоставлена возможность мгновенно перемещаться в любые места планеты и становиться снова молодыми каждые сто лет. Третья сюжетная линия сосредоточена на поместье Ардис-холл, где коллекционер бабочек Даэман пытается соблазнить юную Аду,

Интересным, на наш взгляд, произведением, является роман американской писательницы Джордж Маргарет (George Margaret, р. 1943) «Елена Троянская» (Helen of Troy, 2006). Маргарет Джордж удалось описать историю обычной женщины, которая совершает ошибки, расплачивается за них и верит в любовь. Елена понимает, что сказочная красота - это не награда, и прекрасная царевна несчастлива, разглядывая мир за окном дворца. Ее судьба решена за нее. Елена говорит: «Я долго стремилась к свободе и в тот счастливый день на берегу Еврота была уверена, что наступило время моей свободы. Но Менелай открыл передо мной дверцу одной клетки только для того, чтобы пересадить в другую» [Джордж 2009: 109]. Писательница ставит вопрос: можно ли винить двадцатилетнюю девушку за то, что, увидев красивого царевича, который юн и пылок, она влюбилась в него? Маргарет Джордж затронула многие ранее не раскрытые темы. Елена в ее произведении -не главный приз, не бесценная статуя, а обычная женщина, которая взирает на ужасы войны. Она прекрасно понимает, что если вернется обратно к Менелаю, то ничего этим не исправит.

Автор не оборвала повествование на моменте, когда Менелай увозит Елену, она описывает ее жизнь до самого конца. Сквозным мотивом через весь роман проходят две разновидности любви: спокойную, постоянную, переходящую в дружеские чувства и сносящую все на своем пути и оставляющую раны.

Елена Троянская в романе предстает довольно умной и доброй женщиной. Она способна вызвать сочувствие и добиться, чтобы ее

воспринимали как обычную женщину. Повествование ведется от ее лица, и она рассказывает о событиях Троянской войны достаточно подробно и полно. Елена объясняет мотивы войны, ее цели, комментирует победы и поражения. В произведении главная героиня представляет довольно сложный характер. Джордж делает все возможное, чтобы смягчить вину Елены и подчеркнуть ее человечность. В некоторые моменты повествования Елена извиняется, проклинает свою красоту и свои действия. Елена в романе Маргарет Джордж является современным человеком, чье отношение к «проблемной» природе красоты представляет современное общество, в котором значение красоты отходит на второй план, а на первом оказываются интеллект и компетенции.

Среди произведений XXI в., на наш взгляд, примечательным является роман американской писательницы Джо Грэм (Graham Jo, р. 1968) «Черные корабли» (Black Ships, 2008). Роман посвящен истолкованию мифа об Энее. Роман был выдвинут на премию Locus Award в номинации «Лучший дебютный роман» и включен в список «Лучшие фантастические книги 2008 года» по версии редакторов amazon.com. События романа происходят после того, как пала легендарная Троя. Лишь немногие ее обитатели сумели избежать гибели или позорного плена и спастись на девяти кораблях. Смелый мореплаватель и мужественный воин Эней и его верные сподвижники - кормчий Ксандр и прорицательница Чайка - ведут уцелевших троянцев в неизвестность.

Главной героиней в романе является троянская прорицательница Чайка. На протяжении романа Чайка часто принимает серьезные решения, пренебрегая запретами и указаниями, преподанными ей наставницей-пифией. Грэм называют продолжительницей традиций Мэри Рено. Действительно, на протяжении романа она предоставляет читателю самому решить, действительно ли Чайка обладает сверхъестественным даром или возможны другие объяснения ее способности видеть то, что скрыто от других. В произведении существенна психологическая составляющая. Сюжет построен вокруг оригинальной идеи: автор выдвигает идею, что люди моря, изображенные на известной фреске в Египте, - это троянцы, прибывшие туда. Писательница отмечает в предисловии к роману: «Годы спустя, обращаясь уже не к литературе, а к археологии, я встретила их вновь — на этот раз в Египте, где на стенах храма в Мединет-Абу фараон Рамсес III запечатлел свою победу над загадочными «народами моря», захватчиками с севера, чье появление возвестило о конце бронзового века и начале упадка. Там высечены их лица, увенчанные шлемом, как короной. Те, кого египтяне называли именами, смутно похожими на привычные нам, —

не ахейцы ли они? Не дарданцы, не исчезнувшие ли троянцы, служащие наемниками Египту? Не их ли черные корабли различаем мы на стенах храма, выстроенного в пустыне за сотни миль от моря?» [Грэм 2009: 7].

Грамотно и реалистично в романе изображена окружающая среда, которая своей живописностью и многообразием заставляет погрузиться в повествование, увлекает и будит воображение. Основное внимание уделено сложности взаимоотношений персонажей, но легкая ирония сглаживает острые углы и снимает напряженность. С помощью описания событий с разных сторон, введения множества точек зрения, автор постепенно развивает сюжет, что, в свою очередь, увлекает читателя. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится на свои места. Глубоко и проницательно раскрыты трудности человеческих взаимосвязей, стоящих на повестке дня во все века. В сюжете присутствует постоянная загадка, но постепенно она выводится в потрясающе интересную картину, все становится на свои места.

Отдельной темой хотелось бы выделить произведения, где главной героиней является Кассандра. «Трагический образ троянской царевны Кассандры, пророчицы, предсказаниям которой никто не верит, пожалуй, один из самых волнующих и потрясающих в Античности» [Ишимбаева 2013: 260]. Он запечатлен Гомером в «Илиаде», Эсхилом в «Агамемноне», Еврипидом в «Троянках», где отразилась древнейшая версия мифа. Образ Кассандры оказался востребованным в немецкой литературе ХХ в. Обращаясь к Троянскому циклу мифов, немецкие писатели явно соотносили Трою с современной им Германией, имея в виду ситуацию первых послевоенных лет и приближающуюся постсоциалистическую эпоху в разрушающейся ГДР. Они стремились провести прямые параллели, вернуться к вопросам прошлого, настоящего и будущего и разобраться в онтологических проблемах бытия, а также определить духовные приоритеты человечества.

Писатель из ФРГ Ганс Эрих Носсак (Nossack Hans Erich, 19011977) в повести «Кассандра» (Kassandra, 1948) воспроизводит мифологический сюжет от лица Телемаха, сына Одиссея, который пытается разгадать тайну троянской царевны, которая отказала в любви Аполлону и погибла в Аргосе от рук ревнивой царицы Клитемнестры. Писатель стремится открыть в мифологическом сюжете признаки реальности, он психологизирует сюжет, который приобретает субъективно -лирическую форму и сложную пространственно-временную организацию. Это подчеркивает универсальность и архетипичность мифа о Кассандре и сглаживает параллели между Троянской войной и Второй

мировой, между взятием Илиона и Берлина. Повесть о Кассандре - это история о людях, которые смогли уцелеть в войне, но потеряли смысл существования, а поэтому выбрали небытие сознательно. Телемах говорит: «Мы все удивляемся сегодня, почему Агамемнон, раз он так точно знал все, что ему предстоит, и, судя по тому, что рассказывают, вполне верил этому, - почему он не принял никаких защитительных мер. Единственное объяснение этому - что он устал» [Носсак 1982: 124]. Так воспринимает трагедию погибших Агамемнона и его пленницы Кассандры рассказчик. Телемах пытается осмыслить ситуацию, в которой герои оказываются перед лицом рока и сами предпринимают выбор. Носсак создает свой экзистенциальный миф в духе философии существования.

Г.Г. Ишимбаева, анализируя роман Г.Э. Носсака, сравнивает его с другим произведением о Кассандре: «Иной литературной и философской традиции придерживается писательница Криста Вольф (Wolf Christa, 1929-1911). В повести «Кассандра» (Kassandra, 1983) она следует традиции Томаса Манна (Mann Paul Thomas, 1875-1955), его тетралогии «Иосиф и его братья» (Joseph und seine Brüder, 1943) [Ишимбаева 2013: 260]. По мысли исследовательницы, К. Вольф актуализирует и психологизирует мифический сюжет, она включает в него социальные, политические, исторические, экономические, идеологические, этические параметры. В этом произведении эпоха служит всего лишь декорацией к главному действию, которое происходит в духовной сфере существования. Рассказ легенды непосредственным ее свидетелем (повествование ведется от лица самой Кассандры) позволяет писательнице скорректировать историю Троянской войны, традиционное представление о которой критично оценивается с позиции современного гуманистического женского мировоззрения. В романе противопоставлены мужская цивилизация с принципом Логоса в своей основе и утопичная женская цивилизация, которую возглавляет Великая Мать и амазонки. Эта цивилизация оказывается обреченной на исчезновение, поскольку основана на принципе мужененавистничесва (см.: [Ишимбаева 2013: 261].

Таким образом, мифологический сюжет о Троянской войне, являясь сам по себе весьма пластичным и потенциально богатым, был востребован чрезвычайно разными писателями ХХ и XXI вв. Их произведения - экзистенциальные, философские, феминистские, реалистичные, наполненные психологизмом - исходят из традиционного содержания мифа и современности с ее насущными проблемами и, как справедливо отмечает Г.Г. Ишимбаева, «стремятся к глубинному мифос-мыслу, который имеет эпохальное и вечное значение, он несет в себе

идею стоического гуманизма в контексте неизменной природы бытия» [Ишимбаева 2013: 261].

Список литературы

Бачинин В. А. Искусство и мифология. М.:Знание, 1987. 63 с. Блеген К. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака / пер. Ми-лова О. М.: Центрполиграф, 2002. 363 с.

Вуд М. Золото Трои / пер. В. Шарапова. М.: Эксмо, 2010. 320 с. Грэм Дж. Черные корабли. М.: АСТ, 2009. 384 с. Джордж М. Елена Троянская / пер. И. Климовицкая. М.: Эксмо, 2009. 848 с.

Ишимбаева Г.Г. Трансформация образа Кассандры в творчестве Г.Э. Носсака и К. Вольф // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6-2. С. 260-261.

Кулидж О. Троянская война / пер. О. Сидорова. М.: Литпросвет, 2002 г. 222 с.

Малахов С. А. Дом-город: метафорические и метафизические расшифровки в виде предварительного сопоставления с «Одиссеей» // Innovative project. 2017. № 2(6). С. 84-88.

Носсак Г. Э. Спираль. Дело Д'Артеза. Рассказы и повесть / пер. с нем. А. Карельский. М.: Радуга, 1982. 624 с.

Kirkus V. Black Ships Before Troy // Kirkus Reviews. 1993. 15 October. P. 13-14.

THE THEME OF THE TROJAN WAR IN FOREIGN LITERATURE IN XX-XI CENTURIES

Oksana V. Manzhula

Associate Professor in the Department of English Language of Professional Communication Perm State University

614990, Russia, Perm, Bukirev str., 15. achilleon@mail.ru

In the article it is made an attempt to review the works on the Trojan War, written since the beginning of the XX century to this day. It is noted that genres of works are diverse: from a love story to fiction. The author of the article analyzes the features of the image of famous episodes of history and the cycle of legends associated with the Trojan War.

Key words: the Trojan war, historical novel, fantasy, science fiction, antiquity, Achilles, Helen of Troy, foreign literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.