Научная статья на тему 'Художественные особенности циклов историко-фэнтезийных романов Дэвида Геммела "Македонский лев" и "Троя"'

Художественные особенности циклов историко-фэнтезийных романов Дэвида Геммела "Македонский лев" и "Троя" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ФЭНТЕЗИЙНЫЙ РОМАН / ДЭВИД ГЕММЕЛ / ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / ФЭНТЕЗИ / АНТИЧНОСТЬ / АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ / ТРОЯ / ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА / TROJAN WAR / HISTORICAL NOVEL / FANTASY / SCIENCE FICTION / ANTIQUITY / ACHILLES / HELEN OF TROY / FOREIGN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Манжула Оксана Владимировна

В статье предпринята попытка проанализировать художественные особенности произведений Дэвида Геммела об античности из циклов «Македонский лев» и «Троя». Отмечается, что данные произведения можно причислить к историко-фэнтезийным романам. Автор статьи анализирует особенности изображения известных эпизодов истории и цикла легенд, отраженных в произведениях Геммела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC FEATURES OF THE CYCLESOF HISTORICAL AND FANTASY NOVELS BY DAVID GEMMEL"THE LION OF MACEDON" AND "TROY"

In the article it is made an attempt to review the works on the Trojan War, written since the beginning of the XX century to this day. It is noted that genres of works are diverse: from a love story to fiction. The author of the article analyzes the features of the image of famous episodes of history and the cycle of legends associated with the Trojan War.

Текст научной работы на тему «Художественные особенности циклов историко-фэнтезийных романов Дэвида Геммела "Македонский лев" и "Троя"»

УДК 821.111.09-312-6

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛОВ ИСТОРИКО-ФЭНТЕЗИЙНЫХ РОМАНОВ ДЭВИДА ГЕММЕЛА «МАКЕДОНСКИЙ ЛЕВ» И «ТРОЯ»

Оксана Владимировна Манжула

к. филол. н, доцент кафедры английского языка профессиональной коммуникации

Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15. achilleon@mail.ru

В статье предпринята попытка проанализировать художественные особенности произведений Дэвида Геммела об античности из циклов «Македонский лев» и «Троя». Отмечается, что данные произведения можно причислить к историко-фэнтезийным романам. Автор статьи анализирует особенности изображения известных эпизодов истории и цикла легенд, отраженных в произведениях Геммела.

Ключевые слова: историко-фэнтезийный роман, Дэвид Геммел, Троянская война, исторический роман, фэнтези, античность, Александр Македонский, Троя, зарубежная литература.

Известный писатель Дэвид Геммел {David Andrew Gemmell, 1948 -

2006) обратился к теме античности в конце XX в. Он успел написать дилогию «Македонский Лев» {Lion of Macedon, 1990 - 1991), включающую в себя романы «Македонский лев» {Lion of Macedon, 1990) и «Темный принц» {Dark Prince, 1991), и трилогию «Троя» {Troy, 2005 -

2007), состоящую из романов «Повелитель Серебряного лука» {Lord of the Silver Bow, 2005), «Грозовой щит» {The Shield of Thunder, 2006) и «Падение царей» {Fall Of Kings, 2007). Романы о Трое не остались без внимания исследователей, однако, о романах об Александре Македонском не было написано ни одной работы.

Трилогия «Троя» - наиболее известный цикл произведений Дэвида Геммела. В трилогии все действующие лица описываются с реалистической точки зрения. Это живые люди, которые принимают сложные для себя решения и ошибаются. Опираясь на характерные черты мифологических героев, писатель придает им психологические особенности, свойственные современному человеку, что позволяет сделать повествование более реалистичным. В романах также отражен ряд актуальных проблем современности, таких как феминистические идеи,

© Манжула О.В., 2019

баланс между войной и миром. В произведениях Геммела в центр внимания ставится внутренний мир героев, их чувства и переживания. По разновидности жанра ряд исследователей относит романы Дэвида Геммела об античности к историко-фэнтезийным романам. Так, исследователь А. И. Васильева пишет: «Именно из-за проблемы в неточности определения жанра фэнтези и неопределенности в степени художественного вымысла в жанре исторического романа, "Трою" Д. Геммела можно отнести в итоге к историко-фантастическому жанру» [Васильева 2016: 126]. Этой же точки зрения придерживаемся и мы.

Поскольку серия «Троя» содержит три романа, написанные одним автором и объединенные общей концепцией и преемственностью сюжета, мы можем проанализировать ее в целом с точки зрения интерпретации древнегреческих мифов. Дэвид Геммел не стремится пересказывать «Илиаду», в своем повествовании он порой значительно отходит от оригинального сюжета. Автор сводит к минимуму включение элементов фэнтези в свои романы. Материал, взятый Дэвидом Геммелом в качестве основы для его трилогии, обширен. Можно с уверенностью утверждать, что Геммел умело интерпретирует миф об осаде Трои, но позволяет себе изменять и расширять основные вехи античного сюжета. Из «Илиады» берется непосредственно та часть, в которой повествуется об осаде Трои, все остальные сюжетные линии взяты из цикла мифов о Троянской войне. Например, миф о «яблоке раздора» интерпретируется по-другому. Согласно поэмам Гомера, Троянская война была вызвана двумя причинами: божественным вмешательством и похищением Елены Парисом, царевичем Трои. В «Илиаде» Гектор говорит Парису: «Посмел ты однако в судах мореходных, // Море с толпой переплывши товарищей верных, в чужое // Племя проникнуть и в жены красавицу стран отдаленных // Дерзко с собой увезти, - невестку мужей копьеборных» [Гомер 2017: 192]. Р. Грейвз приводит сведения о еще более отдаленной причине конфликта - поступке, совершенном в прошлом отцом Елены, Тиндареем, за который он был наказан Афродитой: «Однако их брак был обречен: за много лет до этого, принося жертвы богам, Тиндарей случайно забыл об Афродите, которая поклялась в отместку сделать так, что все три его дочери-Клитемнестра, Тимандра и Елена - печально прославятся своими любовными изменами» [Грейвз 1992: 469]. В трилогии Геммела люди, их амбиции и желания являются причиной любого конфликта. По версии Геммела, причиной Троянской войны стали амбиции микенского царя Агамемнона. Кроме того, любовь Елены и Париса описывается как политический вызов, но ни в коем случае не является коренной причиной конфликта. Исследователь А. Б. Анисимов отмечает, что «Геммел как никто

умеет совмещать жестокий натурализм, героический пафос и проникновенный лиризм» [Анисимов 2019: 156].

Геммел производит деконструкцию сюжета Гомера, смещая внимание на изначальный период войны. Автор описывает причины и подробности военных действий. Это описание служит для раскрытия психологии героев, раскрытия мотивов их поступков. Писатель исключает из повествования мифологичность, намеренно искажая основные сюжеты. Развязкой предстает наиболее яркая битва между троянцами, осажденными во дворце, и греками, которые атакуют Трою в ночи.

Одной из главных тем всей трилогии является размышление над тем, что делает человека хорошим или плохим, живущим по совести или только ради своей выгоды. Подобно героям древнегреческой мифологии, персонажи, изображаемые автором романа «Повелитель серебряного лука», имеют слабые стороны. Хотя их поступки очень значимы и эмоции проявляются довольно ярко, очень немногие действующие лица являются явно отрицательными или исключительно положительными. Их решения и действия показывают их с разных сторон. Так, Ахиллес решителен и даже жесток на поле битвы, но очень чувствителен и нежен по отношению к близким, к своему другу Пат-роклу. Мир дается глазами разных персонажей, представителей разных народов. Египтянин (Моисей) присоединяется к команде Геликаона (царевича Энея) и привносит свои собственные философские взгляды, он принимает внутреннее противоречие человеческого бытия. Он утверждает, что добро и зло есть в каждом и находятся в постоянной войне между собой. Все мы способны на великое сострадание и любовь или ненависть и злодеяния.

Во всех романах Геммела выделяется несколько повторяющихся тем. Он охотно признавал, что его христианская вера сильно повлияла на его работы. Одно из основополагающих убеждений — это то, что насилие, даже в защиту слабых и добрых, по своей сути неправильно, присутствует в этих романах. Другие основные темы - пиррова победа, честь, верность и продвижение старости - также присутствуют во всех произведениях.

В центр повествования Геммела ставится фигура царевича Энея, который предстает в начале трилогии под именем Геликаон. Протагонист проходит сложный путь от слабого, скрытного и мало кому известного сына царя до настоящего воина и вождя. Он человек многих имен. Некоторые называют его Золотым, другие Повелителем Серебряного Лука. Для дарданцев он - принц Эней. Но для своих друзей он Геликаон. Сильный, быстрый, сообразительный, он смелый воин, которого ненавидят враги, которого боятся даже его троянские союзни-

ки. Ибо в сердце Золотого есть тьма, дикость, которая, однажды пробудившись, может быть умиротворена только кровью. Анисимов отмечает: «Несмотря на благородный характер и доброту, когда речь заходит о жизни его друзей и товарищей, Геликаон проявляет хладнокровную жестокость к врагам» [Анисимов 2019: 154].

Также в романе подробно выписываются образы других легендарных героев, в частности, образ Одиссея, рассказ о котором начинается с событий, предшествующих Троянской войне. Геммел увлеченно выписывает характерные качества Одиссея, такие, как его хитроумие и ораторские способности: «Одиссей мог сочинить историю невероятной сложности и рассказать ее слушателям так же хорошо - если не лучше - как предсказать перемены в делах торговли» [Геммел 2007: 104]. Герой Геммела вызывает искреннюю симпатию, несмотря на свое физическое несовершенство: «Руки царя Итаки были слишком длинными, запястья угловатыми, а ноги кривыми, как у фессалийского наездника. Даже зубы были неровными». [Геммел 2007: 103]. Он хороший друг Геликаона. Он также прекрасный рассказчик, известный тем, что преувеличивает свои истории. Это его свойство используется писателем для построения сюжета, благодаря этой характеристике героя Геммел объясняет происхождения многих мифов, появившихся после его длительного путешествия, например, таких как мифы о Цирцее и Горгонах.

В трилогии «Троя» Одиссей - старик. Он не по своей воле становится союзником Агамемнона. По сюжету, Одиссей выступает посредником между многими персонажами романов, что позволяет читателю увидеть каждого героя с новой точки зрения. Так, Одиссей спасает Геликаона от его отца, который хотел убить его; знакомит его с Андромахой. Царь Итаки оценивает людей по-своему, например, видит в Ахилле прежде всего человека, а не воина. Дэвид Геммел выдвигает своеобразную интерпретацию того, почему Одиссей не хотел немедленно принимать сторону ахейцев: он был другом троянцев.

Многочисленные второстепенные герои изображены у Геммела ярко, глубоко и в изысканных деталях. Образ матери Энея, которая, согласно мифу, была Афродитой, богиней любви и красоты, ремифоло-гизирован в трилогии. Мать Энея - смертная женщина, которая сходит с ума и верит, что она Афродита. Она пытается взлететь с обрыва перед мальчиком и резко падает и разбивается. Соответственно, ремифо-логизируется образ и самого Энея. Он уже не полубог, а обычный человек, который сам создал легенду из своего образа.

Незначительные персонажи имеют большое значение для общего повествования в романах, поскольку они также служат для ремифоло-гизации. Вымышленные персонажи также служат основному замыслу

романа. Ярко выписан, например, образ вымышленного персонажа, воина Аргурия. Микенец Аргурий - несравненный боец, человек несгибаемых принципов и непреклонной воли. Как и все микенские воины, он живет, чтобы побеждать и убивать. Отправленный царем Агамемноном, чтобы разведать оборону золотого города Трои, он является заклятым врагом Геликаона, но поступает честно и благородно.

В романах довольно подробно раскрыты женские персонажи, прежде всего, Андромаха, которая описывается как умная женщина с твердым характером и довольно необычной внешностью: «Андромаха была высокой, с дерзкими зелеными глазами - пугающими, по словам ее отца, и отталкивающей внешности. Когда ее представляли жениху, она тотчас гасила огонь желания в его глазах» [Геммел 2007: 90]. Андромаха имеет свой взгляд на многие вещи и держится весьма независимо. Геликаон после их встречи понимает, насколько необычна эта женщина, и влюбляется в нее. Являясь свидетелем убийства Геликао-на, Андромаха остается спокойной и не проявляет испуга. Сдержанность - это качество, которое героиня проявляет с самого начала трилогии. Когда отец Андромахи, король Этион, отправляет ее на остров Тера, она чувствует обиду. Вместо того чтобы выйти из себя или плакать, как свойственно женщинам, Андромаха проявляет сдержанность. В романе она предстает вполне современной женщиной, даже феминисткой.

Андромахе в трилогии противопоставляется Елена. В данном случае, писатель полностью переосмысливает древнегреческую героиню. У Гомера в «Илиаде» Елена - женщина, чья красота становится причиной Троянской войны. Геммел не только отрицает то, что война началась из-за похищения Елены, но и описывает ее как обычную женщину, склонную к полноте. «Рядом с ним склонилась над какими-то старыми пергаментами коренастая молодая женщина с простым честным лицом и светло-рыжими волосами» [Геммел 2007: 340].

Кассандра обладает даром, который приобрела в результате болезни. Ей не верят из-за ее возраста и странного поведения.

Волшебница Цирцея также ремифологизирована. Согласно «Одиссее» Гомера, когда Одиссей посещает ее остров, возвращаясь с Троянской войны, Цирцея превращает большую часть его команды в свиней. В «Грозовом щите» появляется старуха по имени Цирцея. Оказывается, она давно знакома с Одиссеем. Цирцея дает Одиссею задание перевезти ее свинью для продажи на другой остров.

Оба правителя, Агамемнон и Приам, в романах одинаково кичливы и отвратительны. Они убеждены, как и все абсолютные правители, в своей непогрешимости. При ярко демонстрируемой антипатии к вер-

ховным правителям автор показывает явную симпатию к Гектору и Одиссею.

Геммел не фокусирует свое повествование исключительно на героях и царской семье. Большая часть истории дана глазами двух обычных солдат. Каллиад и Банокл - это микенские воины, объявленные Агамемноном вне закона после поражения их армии во дворце Приама в конце романа «Повелитель Серебряного Лука». Пара спасает Каллиопу - бывшую подругу Андромахи, которая сбежала с острова Тера и приняла опрометчивое решении пойти в Трою и «спасти» Андромаху от пиратов, а впоследствии примкнуть к команде Одиссея. Каллиад проявляет чувства к Каллиопе, но, зная, что она не может ответить взаимностью, он клянется защищать ее и помочь ей достичь ее цели -воссоединения с Андромахой.

Настоящие герои трилогии - благородные и скромные люди, объединенные войной. Персонажи с обеих сторон весьма честны. Друзья оказываются противниками на поле битвы, продолжая при этом поддерживать дружбу. Царь Дардании Геликаон поддержал троянцев во главе с доблестным Гектором, не разрывая при этом связь со своим старым другом Одиссеем, который пожалел о союзе с высокомерным царем Агамемноном. Жена Гектора, Андромаха, разрывается между любовью к Геликаону и долгом перед Гектором, но в конечном итоге решает остаться в Трое и защитить своих сыновей.

Книга заканчивается альтернативно. Пожилая Андромаха, Декс, Астианакс и его сын Диас хоронят умершего от старости Геликаона. Андромаха зажигает погребальный костер Геликаона и наблюдает, как лодка плывет на запад. «Перед мысленным взором Андромахи непрошенными встали лица: Гектор, храбрейший из троянцев, его братья Диос и Антифон, Рассказчик историй Одиссей, доблестные микенские воины Аргуриос, Каллиадес и Банокл. И Геликаон, ее любовник, ее муж, повелитель ее сердца. "Я шла рядом с героями", - подумала она [Геммелл 2008: 543]».

Интерпретация Троянского мифа у Дэвида Геммела весьма своеобразна. В событиях, которые описываются в его романах, видны популярные сюжеты древнегреческих мифов. Геммел описывает быт, нравы, исторические события, известных персонажей, ракрывает психологическую основу их характеров. Он умело совмещает неприкрытый натурализм военных действий, героизм и лиричность повествования. Автор стремится к реалистичности описания героев древнегреческой мифологии, он представляет их обычными людьми со своими слабостями и недостатками. В романах Геммела намеренно искажены мифологические сюжеты. Автор логично выстраивает события, несмотря на неожиданные повороты сюжета и оригинальную трактовку Троян-

ского эпоса. Нельзя говорить об исторической правде в отношении произведений Геммела. Их можно отнести к жанру историко-фэнтезийного романа. Исследователь C. Алексеев определяет историческое фэнтези как произведение, в котором «действие происходит в контексте реальных исторических событий» [Алексеев 2006: 281]. Трилогия «Троя» - это романы, наполненные сценами боев, романтикой и юмором. Одиссей, сам великий рассказчик, упоминает, что мир был бы более печальнее без историй.

Дилогия Д. Геммела об Александре Македонском не настолько известна, но это также весьма интересный цикл. «Македонский лев» и его продолжение «Темный принц» - это исторические фэнтезийные романы, выстроенные как повествование от лица македонского военачальника Пармениона.

Роман в значительной степени основан на исторических событиях, но в него вкраплены элементы фэнтези, такие как сверхъестественные существа и колдовство, которое становится еще более значимым для сюжета в продолжении романа «Темный принц». Так же, как и в трилогии о Трое, Геммел опирается на характерные черты героев (самоуверенность и военный талант полководца Пармениона), но при этом придает им психологические особенности, которые делают их более понятными для современного человека, раскрывает индивидуальность характеров, вызывая больший интерес к персонажам. В романах поднимаются проблемы антиглобализма, проблемы сохранения личности в условиях военных действий. Прежде всего, писатель стремится раскрыть внутренние переживания героев. Романы дилогии «Македонский лев» мы также относим к историко-фэнтезийным романам.

Дэвид Геммел не следует традиции классического изображения похода Александра Македонского, как это делают Мэри Рено (Mary Renault, 1906-1983), Стивен Прессфильд (Steven Pressfield, р. 1943) и Ва-лерио Массимо Манфреди (Valerio Massimo Manfredi, р. 1943), он начинает повествование издалека, постепенно сближая главного героя (Пармениона) с будущим правителем половины мира. Автор не берет за основу поход Александра, так как его интересует в первую очередь внутренний мир героев, их переживания. Он пытается объяснить, что же явилось причиной феномена Александра Великого, что способствовало тому, что наследник правителя небольшого варварского царства стал величайшим полководцем своей эпохи.

В начале романа «Македонский лев» Тамис, колдунья, видит будущее. Она обнаруживает, что только спартанец смешанной крови по имени Парменион может помочь ей. Парменион - спартанец-полукровка, его мать родом из Македонии. Он опытный бегун и гений военной стратегии, но молодые спартанские аристократы презирают

его за то, что он полукровка. Он вынужден убить соперника в поединке, после чего бежит в Фивы.

Там Парменион начинает новую жизнь как профессиональный бегун. Фивы находятся под контролем Спарты, управляющей марионеточным правительством проспартанских фиванцев. Парменион связывается с заговорщиками, которые стремятся свергнуть контроль спартанцев. Их восстание успешно, и спартанцы изгнаны, но это, в конечном счете, приводит к длительной войне между двумя городами-государствами, заканчивающейся тем, что Парменион сокрушает спартанскую армию, уничтожая легенду о непобедимости спартанцев.

Спустя несколько лет, Парменион - известный предводитель наемников, побеждающий в битвах по всей Азии. Затем ему выдается шанс восстановить македонскую армию молодого Филиппа II Македонского. Филипп, живущий в Фивах во время решительного поражения Спарты в битве при Левктре, был вдохновлен стратегическим успехом Пармениона, чтобы развить свой собственный, очень эффективный метод тактики и вооружения. Роман заканчивается рождением сына Филиппа Александра Македонского, который продолжит развивать теории своего отца на совершенно новом уровне: «Тысячи солдат окружили дворец, хором выкрикивая имя наследника престола. «Александр! Александр! Александр!"» [Геммел 2016: 473].

Другие персонажи, с которыми сталкивается Парменион, также очень четко и детально выписаны. Некоторые из них сразу узнаваемы в контексте эпохи, другие более неясны и многие полностью вымышлены, но все они убедительны и убедительны как люди. Для того чтобы понять эти романы, не требуется никаких предварительных знаний об эпохе, но любой, кто изучал историю Древней Греции, возможно, откроет для себя нечто новое.

Геммел уделяет большое внимание предыстории появления Александра и его восшествия на трон. Писатель раскрывает причины войн и подробно описывает военные действия. Война является необходимым фоном для раскрытия характеров его героев. Писатель размышляет о том, что хорошо и что плохо для конкретного человека, что способствует его взлету, а что падению.

Таким образом, можно сделать вывод, что Дэвид Геммел сохраняет ключевые моменты античного сюжета, но интерпретирует их с реалистической точки зрения, если речь идет о мифологическом сюжете и вплетает события в канву истории, если пишет об исторической реальности. Тем не менее, в мифологическом сюжете он допускает элементы фэнтезийности (говорящие сны, пророчества), чего не позволяет себе включать в исторический сюжет. Авторские эксперименты по сочетанию нескольких сюжетных элементов представляют особый

интерес. Таким образом, автор переосмысливает классические традиции, используя новые методы интеллектуальной деятельности, снимает ограничения на интерпретацию персонажей.

Список литературы

Алексеев С. Гомеры нового времени // Если. 2006. № 9. С. 281-286. Анисимов А. Б. Интерпретация античных образов в трилогии Дэвида Геммела «Троя» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики». Северо-Осетинский государственный университет им К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2019. С. 152-158.

Васильева А.И. Жанровый синтетизм трилогии Дэвида Геммела «Троя» // Новая наука: современное состояние и пути развития, Уфа: Агентство международных исследований, 2016. С. 124-126.

Геммел Д. Македонский лев / пер. с англ. Рыжкова М. Минск: Подсолнечник, 2016. 908 с.

Геммел Д., Геммел С. Падение царей / пер. с англ. Овчинникова А.Г. М.: АСТ, 2008. 544 с.

Геммел Д. Повелитель серебряного лука / пер. с англ. Е. Довженко. М.: АСТ, 2007. 512 с.

Гомер. Илиада / пер. с др. греч. В.В. Вересаев. М.: Верже, 2017. 552 с. Грейвз Р. Мифы Древней Греции / пер. с англ. Лукьяненко К. П. М.: Прогресс, 1992. 620 с.

ARTISTIC FEATURES OF THE CYCLES OF HISTORICAL AND FANTASY NOVELS BY DAVID GEMMEL "THE LION OF MACEDON" AND "TROY"

Oksana V. Manzhula

Candidate of Philology, Assistant Professor in the Department of English Language for Professional Communication Perm State University

614990, Perm, Bukirev str., 15. achilleon@mail.ru

In the article it is made an attempt to review the works on the Trojan War, written since the beginning of the XX century to this day. It is noted that genres of works are diverse: from a love story to fiction. The author of the article analyzes the features of the image of famous episodes of history and the cycle of legends associated with the Trojan War.

Key words: the Trojan war, historical novel, fantasy, science fiction, antiquity, Achilles, Helen of Troy, foreign literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.