Научная статья на тему 'Тема покаяния у средневековых итальянских авторов: жизнь и литература'

Тема покаяния у средневековых итальянских авторов: жизнь и литература Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
452
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА ПОКАЯНИЯ / ЖАНР ПРОПОВЕДИ / ИТАЛЬЯНСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА / СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА / "БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" ДАНТЕ / THEME OF REPENTANCE / GENRE OF SERMON / ITALIAN RELIGIOUS LITERATURE / MEDIEVAL LITERATURE / "THE DIVINE COMEDY" BY DANTE ALIGHIERI

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Топорова Анна Владимировна

В настоящей статье анализируются способы трактовки темы покаяния в итальянской средневековой литературе. Сначала исследуется жанр проповеди, находящийся на периферии литературного пространства, но необыкновенно важный для понимания средневековой концепции покаяния. Сосуществование двух аспектов богословского и личного задает перспективу развития этой темы в собственно литературных произведениях. На примере религиозной поэзии Якопоне да Тоди, Гвиттоне д’Ареццо, «Божественной комедии» Данте Алигьери и трактата «Зерцало истинного покаяния» Якопо Пассаванти прослеживается, как изменяется модальность темы покаяния в средневековой итальянской литературе. У Якопоне да Тоди жизнь и литература не разделены. Его стихи являются средством покаяния, сердечного сокрушения и изменения жизни. У Гвиттоне д’Ареццо жизнь и литература разделены, но идут параллельными путями. У Данте очевидна литературно-богословская модальность изображения покаяния, отвечающая жанру его сочинения, являющегося образцом средневековой суммы. Задача Пассаванти ограничивается строго научным представлением темы, как и полагается в богословском трактате и учебном пособии для проповедников, каковым является его «Зерцало». Так постепенно личный, исповедальный, жизненный аспект уступает место литературному, научному, учебному; непосредственное переживание покаяния заменяется его литературным описанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of repentance among Medieval Italian authors: life and literature

In the present article, we analyse the different ways of treating the theme of repentance in medieval Italian literature. We first study the genre of the sermon, which stands at the periphery of the literary space; yet, is nevertheless very important for understanding the medieval notion of repentance. The coexistence of two aspects (theological and personal) gives a perspective to the development of this theme in strictly literary works. Using the example of the religious poetry of Jacopone da Todi and Guittone d'Arezzo, “The Divine Comedy” by Dante Alighieri, and Jacopo Passavanti's treatise “The Mirror of True Penitence”, we show how the modality of the theme of repentance has been changed in Medieval Italian literature. For Jacopone da Todi, there is no separation between life and literature. His poems serve a means of repentance, contrition and a change of life. For Guittone d'Arezzo, life and literature are separate yet follow parallel paths. For Dante, there is an evident literary and theological modality in depicting repentance that is in keeping with the genre of his work, which is an example of the medieval summa. Passavanti's aim is to limit oneself to a purely scholarly presentation of the theme, as befits the theological treatise of that author and preachers' manual “The Mirror of True Penitence”. Thus, personal, confessional and biographical elements give way to literary, scholarly and educational aspects. The immediate experience of repentance is replaced by its literary description.

Текст научной работы на тему «Тема покаяния у средневековых итальянских авторов: жизнь и литература»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.09"04/16"

Топорова Анна Владимировна

доктор филологических наук, старший научный сотрудник Институт мировой литературы им. А.М. Горького, Федеральное агентство научных организаций (г. Москва)

[email protected]

ТЕМА ПОКАЯНИЯ У СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИТАЛЬЯНСКИХ АВТОРОВ:

ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРА

В настоящей статье анализируются способы трактовки темы покаяния в итальянской средневековой литературе. Сначала исследуется жанр проповеди, находящийся на периферии литературного пространства, но необыкновенно важный для понимания средневековой концепции покаяния. Сосуществование двух аспектов - богословского и личного - задает перспективу развития этой темы в собственно литературных произведениях. На примере религиозной поэзии Якопоне да Тоди, Гвиттоне д'Ареццо, «Божественной комедии» Данте Алигьери и трактата «Зерцало истинного покаяния» Якопо Пассаванти прослеживается, как изменяется модальность темы покаяния в средневековой итальянской литературе. У Якопоне да Тоди жизнь и литература не разделены. Его стихи являются средством покаяния, сердечного сокрушения и изменения жизни. У Гвиттоне д'Ареццо жизнь и литература разделены, но идут параллельными путями. У Данте очевидна литературно-богословская модальность изображения покаяния, отвечающая жанру его сочинения, являющегося образцом средневековой суммы. Задача Пассаванти ограничивается строго научным представлением темы, как и полагается в богословском трактате и учебном пособии для проповедников, каковым является его «Зерцало». Так постепенно личный, исповедальный, жизненный аспект уступает место литературному, научному, учебному; непосредственное переживание покаяния заменяется его литературным описанием.

Ключевые слова: тема покаяния, жанр проповеди, итальянская религиозная литература, средневековая литература, «Божественная комедия» Данте.

В средневековой религиозной литературе тема покаяния ключевая, она широко представлена в произведениях разных авторов, жанров, стилей. Прежде чем приступить к анализу собственно литературных произведений, обратимся к жанру проповеди, который, хотя и находится на периферии литературного пространства, является исключительно важным для понимания средневековой концепции покаяния1.

Ранняя проповедь представляла собой весьма простые по форме обращения к народу с призывами к покаянию и любви к Богу и ближнему. Францисканцы, к примеру, рассматривали свою деятельность как продолжение проповеди Христа, и побуждение к покаянию было одной из наиболее важных ее задач. Так, главной темой цикла великопостных проповедей 1231 г. Антония Падуанско-го было покаяние. Известно, что после окончания проповеди Антоний и его собратья по францисканскому Ордену до самого вечера принимали исповедь у горожан. В этих и других проповедях Антония понятие покаяния является ядром, вокруг которого развиваются прочие идеи и анализируются цитаты из Священного Писания. Для Антония покаяние - это необходимое условие христианской жизни. Христианин должен осознавать, что он пленник греха и бессилен освободиться от него самостоятельно, без божественной помощи. Христос дает ему благодать покаяния, примиряющую его с Богом. Степень покаяния становится критерием действенности проповеди. Антоний говорит, что истинно кающийся и есть настоящий проповедник, ибо своей жизнью он учит окружающих; служение

проповедника в том и заключается, чтобы самому освободиться от грехов и помочь в этом ближнему.

Антоний описывает драматический процесс покаяния как переход от греховной жизни к жизни во Христе. Кающийся находится на границе двух миров: «Он находится на границах. Две границы -это начало и конец жизни. На них он находится, так как на первой падает в своих глазах, на второй себя самого оплакивает. Но глупый обитает не на границах, но в середине между границами. Поэтому в книге Судей говорится: Что сидишь ты между двумя границами, слушая блеянье стад? Середина между рождением и смертью - это суета мирская; стада - плотские побуждения, которых блеянье, т.е. приятные ласки, слушает тот, кто дремлет среди суеты мирской. Но кающийся, на границах живущий, возносит око разума и видит покой счастливой славы, которая была бы благой в телесном прославлении, и землю вечного постоянства, которая была бы наилучшей в созерцании Троицы; он преклонил плечи, чтобы нести на них владычество, т.е. ярмо покаяния, через которое владычествует над самим собой и своими искушениями» [1, с. 121].

Антоний представляет механизм борьбы со страстями и покаяния как экзистенциально важный. Покаяние является для него центром человеческой жизни; его рассуждения на эту тему основываются на личном опыте, и, хотя и написаны «ученым», богословским языком, относятся к жизни, а не к литературе.

Другой средневековый проповедник, доминиканец Джордано да Пиза также рассматривает покаяние как средство преодоления греха, анализу

© Топорова А.В., 2016

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2016

79

которого посвящено подавляющее большинство его проповедей. Джордано постоянно говорит о высоте и глубине покаяния, о его абсолютном превосходстве (он сравнивает его свойства со свойствами животных, трав, камней). Только покаяние очищает человека и приближает его к Богу. В одной из великопостных проповедей он уподобляет его ремеслу, которое создает совершенные вещи и выправляет искривленные. От восхваления покаяния Джордано переходит к обличению своих слушателей, пренебрегающих этим сокровищем; он сравнивает ниневитян, покаявшихся от проповеди Ионы, с упорствующими в грехах флорентийцами, не забывая при этом подчеркнуть и роль проповедника: «У тебя есть еще и проповедники: сколько проповедников, а ты беспечен! Можешь ожидать великого осуждения. А если мы подумаем, сколько времени длилась проповедь Ионы, всего несколько дней, а нам постоянно проповедуют! Если подумаем, что именно он проповедовал: "Через сорок дней Ниневия погибнет", и больше он ничего не сказал, а ты слышишь столь высокие и великие вещи об аде и о рае, чего у них не было; ты слушаешь такие длинные проповеди, со множеством рассуждений, исполненные истины; тебе так тонко и высоко излагают вещи, а ты пребываешь в беспечности» [9, с. 72].

Следуя святоотеческой мысли, он рассматривает покаяние в его трех составляющих: сердечное сокрушение, исповедь, искупление делом, - и особенно подробно останавливается на последней. Если грех делает душу темной, замутненной, нечистой, уродливой, то покаяние ее омывает, просвещает, убеляет, делает красивой, исцеляет и оживляет. В качестве средств для исправления жизни Джордано называет пост, милостыню, молитву, добрые дела, размышления о райском блаженстве, с одной стороны, и вечных муках - с другой.

В целом Джордано да Пиза говорит о покаянии в умеренных тонах и вполне традиционно. Мотив изменения жизни в результате покаяния звучит у него приглушенно. Джордано не воспринимает покаяние как решительный перелом, своего рода катастрофу, за которой следует катарсис и новая жизнь. Когда он говорит о противопоставлении мира материального и мира духовного, то обычно это не связано с покаянием, обозначающим переход от одного к другому, а является лишь констатацией их абсолютного различия.

У Джордано личный аспект покаяния отсутствует. Он говорит о грехах и покаянии как бы со стороны, как если бы он сам не был носителем падшей человеческой природы и, соответственно, греха. Некоторые его рассуждения о покаянии напоминают изложение материала по данному вопросу, предлагаемого в пособиях для проповедников. Порой Джордано описывает покаяние как научный объект, анализирует совокупность его

аспектов, указывает на его достоинства, приводит все относящиеся к теме цитаты и ссылки, не забывает и о конкретных примерах. Он стремится убедить слушателей логическими рассуждениями, доказательствами; его слова обращены к разуму, а не к сердцу (вопреки рекомендациям Григория Великого в «Пастырском правиле»). Характерно, что Джордано говорит о покаянии, в первую очередь, как о способе избежать гнева Божия, а не как о возможности примирения и соединения с Богом. Неслучайно тема Страшного Суда и божественного наказания решается Джордано в ветхозаветном ключе: «око за око», или, как он говорит в одной из проповедей: «.. .prima si conviene combattere, poi s'ha il premio» [9, с. 107] («сначала надо сражаться, потом получаешь награду»). Если человек не борется против греха, его ожидает неминуемое наказание.

Как мы видим, тема покаяния представлена в проповедях в двойной перспективе: как важнейшее понятие религиозной жизни, как требование, которое необходимо выполнять, и как личный опыт, разделяемый с другими верующими. Таким образом, уже в проповедях присутствуют два аспекта - литературный (или теоретический) и личный, которые четко различаются в собственно литературных произведениях. Исследуем с этой точки зрения некоторые тексты итальянской средневековой литературы.

Якопоне да Тоди (1230 / 1236-1306). У Яко-поне да Тоди поэзия предстает как исповедь, как осмысление собственной жизни и средство совершенствования души. Его стихи с поразительной полнотой и искренностью раскрывают его духовный путь: греховную жизнь в молодости, когда «еда, питье ... покой и наслаждения» («lo magniare e lo bere è stato 'l mio deletto, e posare e gaudere, e dormire a lo letto» - «Oi me, lascio dolente»2) составляли ее содержание, обращение к Богу после внезапной смерти жены, на теле которой была обнаружена власяница, вступление во францисканский орден и борьбу против конвентуалов на стороне спиритуалов, тюремное заключение после поражения последних, гневные обвинения в адрес папы Бонифация VIII и затем смиренное принятие своей участи. Недаром вслед за В. Де Бартоломей-сом [8] его лаударий стали называть личным, подчеркивая исповедальный - в терминологическом значении этого слова - характер его поэзии.

Особенно яркий пример этого являет история создания его лауды «O iubelo de core». Как-то во время Поста Якопоне захотел отведать потроха. Устыдившись своего чревоугодия, он повесил их у себя в келье и страдал от зловония испортившегося продукта. Вскоре на запах в его келью пришли другие монахи, стали насмехаться над Якопоне и, в конце концов, поместили его в отхожее место. В этой-то обстановке Якопоне и сочинил мистиче-

80

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2016

ский гимн удивительной силы, воспевающий соединение человеческой души с Богом: «O iubelo de core/ che fai cantar d'amore! / Quanno iubel se scalda, / si fa l'omo cantare; / e la lengua barbaglia, / non sa que parlare; / drento no 'l pô celare / (tant' è granne!) el dolzore» - «O iubelo de core» («О ликование сердца, / ты заставляешь петь от любви! / Когда ликованье достигло предела, / оно заставляет петь, / и язык лепечет, / не знает, что говорить; / радость не спрятать внутри / (так она велика)»).

Так действенное покаяние привело Якопоне к стяжанию Божественной благодати. Нередко сила конфликта полярных состояний материализуется в творчестве Якопоне в прениях души и тела. Их непрекращающаяся борьба становится объектом неослабевающего внимания со стороны поэта-монаха. Горестная картина помутнения образа Божия в человеке, в самом себе, вызывает у Яко-поне глубокое сердечное сокрушение. Ср. постоянные призывы тела к душе, типа «О душа, покайся» («O anima, facciamo penitenza»).

Литература и жизнь у Якопоне не разделены. Его стихи являются способом выражения, анализа, осмысления его чувств, мыслей, жизненных ситуаций, в которых он оказался; но в первую очередь -средством покаяния, сердечного сокрушения и изменения жизни.

Гвиттоне д'Ареццо (1235-1294). Жизнь и творчество Гвиттоне'Ареццо отчетливо разделены обращением, conversio, на два этапа. Гвиттоне начинал как куртуазный поэт и очень быстро достиг всеобщего признания. В 1265 г. он переживает глубокий кризис. Находясь на вершине литературной славы и занимая важные позиции в партии гвельфов, он добровольно удаляется в изгнание после гибеллинского переворота, оставляя жену и троих детей, и вступает в орден радующихся братьев, или воинов Пресвятой Девы Марии. С этого времени Гвиттоне подписывается только как «брат Гвит-тоне» и сурово осуждает свои прежние любовные стихи, называя их смертельно ядовитыми.

Во второй период творчества Гвиттоне решительным образом меняет ориентацию: порвав с мирской жизнью, он оставляет свои прежние литературные пристрастия, о чем со свойственной ему обстоятельностью заявляет в программной канцоне «Ora parrà s'eo saverô cantare» («Теперь станет ясно, смогу ли я петь»). Некогда воспевавший куртуазную любовь, теперь Гвиттоне провозглашает новые взгляды на жизнь и на литературу. Куртуазное служение даме он рассматривает теперь как душевную низость, противопоставляя ему божественное служение (сонет «O motto vile e di vil cor messaggio»). Об окончательности выбора Гвиттоне свидетельствует его раскаянье: «Vergognar troppo e doler, lasso!, deggio, / poi fui dal mio princcipio a mezza citate / in loco laido, dezorrato e brutto...»3 - канцона «Ai!, quant' ô che vergogna

e che dogli' aggio» («Увы! Мне подобает стыдиться и скорбеть, / ибо с начала и до середины моей жизни / я пребывал в отвратительном, бесчестном и ужасном месте»).

Если ранее Гвиттоне писал возвышенным стилем куртуазной поэзии, доводя его до немыслимой ранее изощренности и экспрессии, постоянно прибегая к эксперименту и поиску новых форм и комбинаций слов, звуков, рифм, конструкций, то свой новый поэтический стиль он определяет словом «проповедовать» (ср. его канцону «Giustizia predicare a hom fallace» - «Проповедовать праведность падшему человеку»), и, в самом деле, его стихи второго периода представляют собой не что иное, как стихотворные проповеди.

Центральное место среди его религиозных сонетов занимает цикл, посвященный смертным грехам и противоположным им добродетелям. Цикл имеет симметричную структуру. В первой части оплакивается человеческая склонность к греху, обличаются неведение и «плотское знание», перечисляются основные грехи, каждому из которых посвящено по сонету: гордость, скупость, сладострастие, зависть, чревоугодие, уныние, гнев, тщеславие, малодушие, несправедливость. Во второй части восхваляются добродетели и подлинное ведение и перечисляются соответствующие добродетелей: смирение, щедрость, целомудрие, дружба, умеренность, добрая воля, кротость, милосердие, подлинная слава (в Боге), сила духа, справедливость. Завершается цикл тремя сонетами, суммирующими это противопоставление и возводящими его к более общей оппозиции добра и зла, Бога и дьявола, Рая и Ада. Типологически этот цикл сонетов близок к распространенным в Средние века суммам пороков и добродетелей, создаваемых в помощь проповедникам.

Свое поэтическое и жизненное кредо Гвиттоне выразил следующими словами: «Come al lavorator la sappa è data, / è dato el mondo a nnoi, / non per ghaudere, / ma per esso etternal vita 'quistare» -«Vergogno ô, lasso! Ed ô me stesso ad ira» («Как работнику дана мотыга, / нам дан мир / не для того, чтобы веселиться, / но чтобы через него завоевать вечную жизнь»). И важнейшим инструментом этого является покаяние. Именно благодаря ему Гвиттоне из куртуазного поэта превращается в поэта-проповедника, из гражданина и общественного деятеля Ареццо - в монаха ордена радующихся братьев. Жизнь и литература разделены, но идут параллельными путями.

Данте Алигьери (1265-1321). В творчестве Данте покаяние становится литературной темой. Хотя не раз упоминалось, что создание «Божественной комедии» было для поэта актом переосмысления собственной жизни, покаяния и очищения, следует, тем не менее, признать, что литературные задачи стоят перед Данте на первом месте.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2016

ai

«Божественную комедию» принято называть энциклопедией или суммой средневековой жизни4. Основной раздел дантовской «суммы» - бо-гословско-этический. А вторую кантику «Божественной комедии», «Чистилище», можно рассматривать как своего рода «сумму покаяния» («summa poenitentiae»). Процесс покаяния осуществляется через физическую боль и нравственные страдания. Данте делает акцент на нравственных мучениях, вызванных раскаянием в оскорблении Бога, хотя и физические мучения представлены подчас весьма живописно (вспомним глаза завистников, зашитые железной нитью).

В отличие от Якопоне да Тоди и Гвиттоне д'Ареццо, в дантовском «Чистилище» отсутствует личный аспект покаяния. Данте не описывает свой собственный опыт, а предлагает универсальную схему процесса покаяния. Грешники искупают семь смертных грехов, расположенных в соответствии с делением, представленном в «Моралиях» Григория Великого: гордость, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, сладострастие. Данте, персонаж «Комедии», только зритель, свидетель этого процесса, сам же в нем видимым образом не участвует. Если в «Аде» сильное сочувствие грешникам делает Данте почти что их товарищем, разделяющим с ними грех и наказание (ср. реакция типа: «и он упал, как падает мертвец» [2, V, 142]), то в «Чистилище» Данте в большей степени дистанцирован от насельников этого царства, хотя при входе ангел и рисует ему мечом семь букв P (peccatum - «грех»), которые будут исчезать по мере восхождения на холм в знак очищения от соответствующих грехов.

Данте воспроизводит и иллюстрирует богословскую систему: как в сочинениях отцов Церкви, в «Чистилище» грехам противопоставлены добродетели (гордости смирение, скупости щедрость, сладострастию целомудрие и т.д.), примеры которых почерпнуты из самых различных источников -из Священного Писания, истории, мифологии, литературы. Вслед за блаж. Августином и Фомой Аквинским Данте дает богословское объяснение греха как любви, имеющей ложную цель, неправильной, то есть любви к злу; как недостаточной любви к истинному благу и как чрезмерной любви к ложным благам («Чистилище», XVII, 91-102).

Сцена исповеди ангелу в девятой песни символическая и, соответственно, безличная. Как отмечает Т. Ди Сальво, в ней нет ничего интимного и болезненного, скорее, она близка к священному представлению в средневековом духе, это своего рода финальный обряд публичной исповеди в день Страшного Суда [6, с. 150].

Таким образом, очевидна литературно-богословская модальность изображения покаяния у Данте.

Якопо Пассаванти (1300-1357). Трактат «Зерцало истинного покаяния» Якопо Пассаванти

представляет собой всестороннее изложение-раскрытие указанного в заглавии богословского понятия. В основу трактата легли проповеди, прочитанные Пассаванти в церкви Санта Мария Новелла Великим постом 1354 г. Отметим, что слово «зерцало» отсылает нас к средневековому жанру суммы (ср. «Великое зерцало» Винсета из Бове), таким образом, автор претендует на масштабное, систематическое, фундаментальное представление материала.

Основная тема трактата - покаяние, которое автор анализирует в мельчайших подробностях. Он рассматривает природу покаяния, объясняет значение самого термина, перечисляет причины, способствующие покаянию, а также говорит о вещах, отвлекающих от него, анализирует его составляющие: сокрушение, исповедь, исправление. Особое место занимают в трактате рассуждения о гордости и смирении, непосредственно связанных с покаянием.

Трактат сугубо литературен, он свидетельствует о большой эрудиции его автора, постоянно цитирующего Ветхий и Новый Завет и ссылающегося как на христианских, так и на античных авторов. Кроме того, сама структура трактата свидетельствует о глубоко укорененном схоластическом образовании его автора, знакомого с правилами построения проповедей, содержащимися в многочисленных Artes praedicandi, сочинениях по искусству сочинения проповедей. Трактат отличается продуманностью и стройностью построения, расчлененностью рассуждений, их четко выстроенной последовательностью и обоснованностью. После определения термина «покаяние» и общей характеристики понятия, за ним стоящего, Пассаванти выделяет пять основных аспектов (он называет их определениями, distinzioni), раскрывающих суть этого понятия. Каждое из них, в свою очередь, подвергается тщательной дифференциации, «анатомированию».

Теоретические рассуждения «Зерцала» иллюстрируются многочисленными примерами, которые уравновешивают написанную сухим «ученым» стилем теоретическую часть, в живой и яркой форме подтверждают верность высказываемых тезисов. Основная идея трактата - необходимость очищения сердца через покаяние - представлена Пассаванти в очень «жесткой» трактовке: Божественная справедливость требует искупления, и если человек не приложит к нему усилий, его ожидает страшный Суд. В примерах же атмосфера страха и страдания нередко оказывается смягченной упованием на милосердие Божие. В одном примере приводится история монахини-ключницы, оставившей монастырь ради нечестивой жизни в миру. Когда же, по прошествии многих лет, она вновь возвращается в монастырь, чтобы принести там покаяние, обнаруживается, что все это время

82

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2016

ее обязанности выполняла Богоматерь, чудотворная статуя которой находилась в монастыре. (Этот сюжет стал широко известным благодаря пьесе Метерлинка «Сестра Беатриса».) Таким образом, милосердие Божие снисходит к человеческому несовершенству.

В трактовке темы покаяния у Пассаванти личный аспект полностью отсутствует. Это одновременно богословский трактат и учебное пособие, предназначенное для проповедников, в первую очередь. Задача автора ограничивается строго научным представлением темы, и не более того [4, с. 42-45].

На примере сопоставления четырех авторов мы видим, как изменяются способы представления темы покаяния в средневековой итальянской литературе, как постепенно личный, исповедальный, жизненный аспект уступает место литературному, научному, учебному; непосредственное переживание покаяния заменяется его литературным описанием.

Примечания

1 Подробный анализ см. в [3].

2 Стихи Якопоне здесь и далее цитируются по [10].

3 Стихи Гвиттоне здесь и далее цитируются по [7].

4 В «Комедии» представлены такие характерные черты жанра суммы, как масштабность и четкая классификация материала, опора на «авторитеты», высокая нравственная цель труда. См. об этом [5].

Библиографический список

1. Антоний Падуанский св. Проповеди / под ред. В.Л. Задворного. - М.: Изд. францисканцев-братьев меньших конвентуальных, 1997. - 401 с.

2. Данте Алигьери. Божественная комедия / пер. М. Лозинского. - М.; Л.: Худ. лит., 1950. - 579 с.

3. Топорова А.В. Проповедь и проповедники в Италии: от Средних веков к Возрождению. - М.: Тезаурус, 2011. - 380 с.

4. Топорова А.В. «Зерцало истинного покаяния» Якопо Пассаванти: границы жанра средневековой проповеди // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2011. - № 3. - С. 42-45.

5. Топорова А.В. Средневековый жанр суммы и «Божественная комедия» Данте Алигьери // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2014. -Т. 73. - № 3. - C. 69-76.

6. Dante Alighieri. La Divina Commedia. A cura di T. Di Salvo. - Milano: Zanichelli, 1991. - 2007 p.

7. D 'Avalle A.S. Concordanze della lingua poética italiana delle origini. - Milano-Napoli: Riccardo Ricciardi, 1992.- 1148 p.

8. De Bartolomaeis V. Le origini della poesia drammatica italiana. - Bologna: N. Zanichelli, 1924. -544 p.

9. Giordano da Pisa. Quaresimale fiorentino 13051306 / еd. Critica a cura di C. Delcorno. - Firenze: Sansoni, 1974. - 556 p.

10. Jacopone da Todi. Laude. A cura di F. Mancini. -Roma-Bari: Laterza, 1974. - 864 p.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ,íy. № 2, 2016

вз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.