Научная статья на тему 'Тема освоения космоса в политическом сознании граждан России'

Тема освоения космоса в политическом сознании граждан России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ / КОСМОС / КОСМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL ROMANTICISM / SPACE / SPACE PROJECT / POLITICAL CULTURE / VALUES / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черняховская Юлия Сергеевна

В статье выявляется система ценностных предпочтений, перспективных для обеспечения прорывного мобилизационного развития страны, подчеркивается, в частности, интерес россиян к проблемам больших научно-технических проектов, связанных с отечественной традицией научно-технического романтизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of space exploration in the political consciousness of Russian citizens

The article reveals the system of value preferences, promising to ensure the breakthrough mobilization development of the country, emphasizes, in particular, the interest of Russians to the problems of large scientific and technical projects related to the national tradition of scientific and technical romanticism.

Текст научной работы на тему «Тема освоения космоса в политическом сознании граждан России»

Ю.С. ЧЕРНЯХОВСКАЯ кандидат политических наук, доцент, докторант кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва*

Тема освоения космоса в политическом сознании граждан России

Современное общество после почти 30 лет «деидеоло-гизации», казалось бы, вернулось к идее формирования национальной идеи и национального проекта. Однако возникает вопрос о сущности самой этой идеи. Общество не может существовать без той или иной смысловой доминанты - соответственно без ценностей и целей, т. е. без идеологии, которая, собственно, и есть единство ценностей и целей. В этом отношении «национальная идея» - это осознание того, что для данного народа ценностно-значимо и что является его целями.

С некоторой долей условности можно сказать, что постсоветская Россия за треть века, истекшую со времени официального сворачивания советского проекта, хотя и отрицала значение и существование «национальной идеологии», прошла через доминирование на разных этапах определенных идеологем, так или иначе определявших ценностные предпочтения как минимум официального курса и определенные текущие тактические установки. В задачи статьи не входит их детальный анализ, но моменты их смены представляют интерес для определения некоторых ключевых точек этого процесса, применительно к которым, по нашему мнению, обоснованным является обращение к социологическим данным, фиксирующим те или иные моменты общественного сознания.

* Черняховская Юлия Сергеевна, e-mail: Julcher1@yandex.ru

Можно говорить о последовательной смене в постсоветской истории следующих идеологемных установок: 1) «возвращение в мировую цивилизацию» - до 1998 г.; 2) «стабильность» - 1998-2005 гг.; 3) «левый поворот»/«нац-проекты» и «национальный суверенитет» («Мюнхенская речь») - 2005-2010 гг.; 4) «стратегическое наступление» («Новороссийское выступление»), «обращение к истокам» («Валдайская речь») - 2012/2013-2017 гг.; «Большие проекты и образы будущего» (Президентское послание 2018 г.).

Используя словосочетание «научно-технический романтизм», автор понимает под ним духовно-политический феномен, возникающий предположительно в Эпоху Просвещения на стыке философии, политической философии и культуры, развивающийся в мироощущении XIX в. и достигающий апогея в XX веке, в первую очередь - в Советском Союзе в Эпоху Космического и Атомного прорывов. Суть такой философии и культуры - в соединении рационально и научно-технически обоснованного с идеально желаемым. Одним из основных узнаваемых воплощений данного феномена автор считает Космический прорыв СССР и саму проблематику освоения Космоса. В рамках настоящей статьи автор рассматривает отношение общественного сознания постсоветской России к данной теме и ценности этой темы на фоне иных предпочтений общественного сознания в стране.

Таким образом, мы имеем следующие поворотные моменты, привлекающие наше внимание с точки зрения ценностного обзора общественного сознания в эти моменты (1998, 2005/2007, 2012/2013, 2017).

Доминирующая с конца 80-х идеологема рыночной экономики и возвращения в мировую цивилизацию» оказалась обанкрочена к 1998 г., хотя ее стагнирование показали уже первые опросы И. Клямкина начиная с 1992/1993 гг. Агрессия против Югославии ее просто уничтожила.

В 1998 г. среди самых значимых событий истории граждане называли и события космической истории и тенденции развития научно-технического романтизма: высадка человека на Луне - 1,3%, научно-техническая революция - 1,9%, изобретение атомной бомбы - 1,9%, изобретение компьютера - 0,8%, изобретение телевидения - 0,6%, достижения в области медицины - 0,8%. Вся эта группа, даже будучи просуммированной, дала бы 7,2% и вместе с ответом «Полёт Гагарина» хоть и дала бы заметную прибав-

ку, но не изменила бы существенно разброса ответов. Впрочем, получившиеся 32% уже составили бы треть от всего количества опрошенных и превысили бы даже размер деидеологизированной группы. Кроме того, показательно то, что даже приведённые по отдельности они всё же перешли однопроцентный барьер, что при данной степени фрагмен-тированности ответов удалось лишь ещё трём ответам: Октябрьская революция, Перестройка в СССР, Развал СССР. И все эти три события, несмотря на свою очевидную масштабность и политическую значимость, в субъективном восприятии людей даже суммарно (около 16%) были бы существенно менее значимы для опрошенных, чем одно только из событий группы «научно-технического романтизма» - Полёт Гагарина в Космос.

Безусловно, применительно к 1998 г. можно говорить о значительной аполитичности и деидеологизированности населения в целом, однако человек 1998 г. ещё ощущал себя человеком, полетевшим в Космос и ступившим на Луну.

Эта память о совершенном сохраняет самоуважение народа, и хотя в этот момент страна и общество явно не готовы к освоению новой, прорывной темы - именно эта память и это самоуважение наряду с памятью о Великой Победе оказываются той «пружинистой основой», на которой возникло осознание непредопределенности ситуации, веры в возможность сопротивляться и переломить ход событий - хотя бы на уровне перехода к установкам на стабилизацию и стабильность в стране. Однако к 2005 г. «защитная идеологема» стабильности объективно исчерпывает себя, а курс относительно умеренного монетарного регулирования оборачивается социально-политическим кризисом и «антимонетарными бунтами». И обществу и власти становится ясно, что просто наводить порядок в том, что удалось сохранить, уже недостаточно: общество ждет развития и стратегии развития, идеологема «стабильности» в официальной риторике начинает сменяться и сменяется идеологемами социально ориентированных «национальных проектов», имеющими, правда, характер не общей долгосрочной стратегии, но восстановления социальной ориентированности национальной экономики.

И судя по многим показателям, общество, при положительном отношении к нацпроектам как таковым, ощущает недостаточность и ограниченность этого подхода.

и

Так опросы ВЦИОМ 2005 г. показали , что здесь наибольший интерес наблюдался к развитию новых научных технологий - 18%, за ним следовал интерес к возрождению Российского флота - 16%, развитию патриотического воспитания молодёжи (также 16%), к возрождению Российской авиации и авиастроения - 13%, к созданию новых заповедных зон и питомников для защиты дикой природы - 11%. Надо отметить, что вопрос допускал несколько вариантов ответов, и потому нельзя напрямую суммировать голоса, полученные при трёх вариантах ответов - «возрождение флота», «возрождение авиации» и патриотическое воспитание молодёжи. Попытавшись очистить список от приблизительно близких по смыслу ответов, мы получим следующую триаду ценностей: наука - на первом месте, военно-патриотическое воспитание - второе место, экологизм - третье место.

В третью группу ответов вошли набравшие совсем небольшое количество голосов освоение космоса - 5%, создание независимого общественного телевизионного канала - 3%, программы освоения и заселения пустующих земель Сибири и Дальнего Востока - 7%.

Резюмируя результаты по третьей группе, можно сказать, что интерес к космической теме в 2005 г. был достаточно низок, хотя и выше куда более нашумевшей в те же годы темы «свободы слова» (ответ: «Создание независимого общественного телеканала» дали только 3% опрошенных). Третий же пункт - освоение земель Дальнего Востока и Сибири - заставляет нас вспомнить о послевоенном этапе научно-технического романтизма в СССР, связанном с глобальными проектами преобразования природы.

Память о великом прошлом на фоне униженного настоящего требует нового прорыва и возрождения нового величия в будущем: сознанию скучно в пространстве реализма и рациональности, оно требует романтики и совершения невозможного.

Уже в 2008 г. в рамках опроса «Главные события XX века»2 на втором месте по популярности после Великой Отечественной войны - 16,4% оказался полёт Гагарина в Космос - 12,7%. Интересно, что в 1998 г. это событие счи-

1 ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 297. Россияне о бюджете и общенациональных программах 2005 - https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1721 21.09.2005

2 ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1079. Главные события двадцатого века -https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10879 28.10.2008

тали наиболее значительным в XX веке 24,8% опрошенных - это был самый популярный ответ, а Великая Отечественная война на тот момент набирала 13,5% голосов.

Если в 1998 г. общественное сознание страны считало полет Гагарина наиболее значительным событием XX в., то в 2008 г. положение изменилось, тем не менее ответы, связанные с космосом, всё ещё оставались достаточно популярны: помимо полёта Ю. Гагарина, набравшего 12,7%, 4,8% набрала высадка человека на Луне (за 10 лет эта доля выросла примерно на 2%), научно-техническая революция - 3,5% (доля возросла на 1,6%), изобретение компьютера - 1,6% (доля выросла на 0,8%), изобретение атомной бомбы 0,8% (интерес упал на 0,8%), изобретение сотовой связи - 0,8% (новый ответ), изобретение телевидения - 0,6% (доля не изменилась).

Общая доля ответов группы, которую мы считаем возможным отнести к группе ценностно ориентированных на «научно-технический романтизм», таким образом, могла бы составить 24,8%. Все остальные варианты ответов также потеряли популярность. Разница распределилась между переориентацией интереса в отношении Великой Отечественной войны, который приблизился к 20% голосов, и долей не определившихся, которая возросла до 39%.

Кроме того, необходимо оговорить, что ответы группы «научно-технический романтизм» здесь можно подразделить минимум на две подгруппы: это события экстравертного развития науки, т. е. развития знаний, способствующих освоению внешней среды, и события интровертного развития науки, связанные с развитием различных аспектов создания виртуальных пространств. Зачастую высказывается точка зрения1, что в 70-х гг. переориентация аудитории научно-технического романтизма на последний, интровертный путь развития привела к тому, что человечество пошло путём освоения технологий создания виртуальных пространств и отказалось, таким образом, от освоения пространств вовне.

Однако оба данных опроса показывают, что, по крайней мере, к 2008 г. события виртуальной истории были практически в десять раз менее значимы для опрошенных, чем события истории освоения внешнего мира. Таким образом, получается, что падение интереса к экстравертным фор-

1 Впервые в этом ключе проблему рассмотрел С. Переслегин.

мам освоения мира является во многом мифом, сконструированным СМИ, а достаточно реальное явление атоми-зации и виртуализации креативного класса - не причиной упадка интереса к внешнему миру, а следствием глобальных проектов экстравертного освоения мира.

Можно было бы перечислить ещё достаточно много данных, подтверждающих эту картину, например, данные опроса «Советское прошлое россиян»1 (18.01.2007), согласно которому среди событий советского периода, «которыми можно было бы гордиться и сейчас», 93% опрошенных поддержали предложенный авторами опроса ответ «Подвиги героев Великой Отечественной войны», а 91% - «Полёт Ю. Гагарина в Космос», однако это уже скорее могло бы быть темой отдельного исследования.

Общая тема и установка «национальных проектов» сыграла важную роль, вернув в общественное сознание форматы стратегического проектирования как такового, однако, с одной стороны, не решило задачу перехода к нему, с другой - столкнулось с внутриэлитной борьбой, парализующей запуск механизма развития страны, тем более что оказались не сформулированными общие стратегические цели и форматы этого развития, застывающие между остаточными рудиментами идеологемы «возвращения в мировую цивилизацию» и воскрешаемыми установками определенной давности о собственной цивилизационной судьбе России.

Проявлением и этой борьбы, и этой нерешенности стал и политический кризис 2011/2012 г., блокировавший реализацию нарождавшейся в ходе 2011 г. установки на новый прорыв (Новороссийская речь Путина в августе 2011 г. «Движение только вперед»).

На фоне происходящих событий стала менять очертания и картина общественного сознания страны.

Опрос «Россия в космосе», проведённый ВЦИОМ в 2012 г.2, показал, что 57% россиян «выступают за расширение космических границ». Причём даже в условиях кризиса 1998 г. такой ответ дали 40% опрошенных. Освоение космоса более чем для половины россиян не требо-

1 ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 612. Советское прошлое россиян. -https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3864 18.01.2007

ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1997. Россия в космосе -https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=112679 11.04.2012

вало дополнительного обоснования - 59% опрошенных считают его необходимым для «развития высокой науки и технологий», а 54% - для развития обороноспособности страны. При этом 46% опрошенных озабочены тем, что Россия утрачивает влияние в этой сфере, а 34% считают, что Россия свои позиции удерживает. Эти цифры заметно изменились по сравнению с 2001 г., когда сожалели об утрате позиций 37%, а считали, что Россия их удерживает, 41% опрошенных. И в то же время эти цифры практически сравнялись с данными 90-х гг., когда 42% опрошенных выражали сожаление, а 30% считали, что Россия своих позиций не утратила. Одновременно доля тех, кто считал, что финансирование отрасли нужно расширять на всех трёх этапах проведения исследования, значительно превышала долю тех, кто выступал за сокращение такого финансирования: в 1998 г. она составила 40% против 10%, в 2011 г. - 55% против 6%, в 2012 г. - 57% против 6%. При этом надо иметь в виду, что ещё 42%, 37% и 46% соответственно выступали за сохранение существующего уровня финансирования, т. е. суммарно доля сторонников развития космического проекта составляла 72% в 1998 г., 83% в 2011 г. и 87% в 2012 г.

В 2015 г. схожий опрос показал: 60% считают, что Россия сохраняет свои позиции, 21% беспокоит, что Россия утратила свои позиции. 47% опрошенных в 2015 г. считали, что финансирование освоения космоса нужно расширять, а ещё 40%, что его нужно сохранять в существующем объёме (против 8% выступающих за сокращение расходов).

Вопрос популярности Космического проекта - это вопрос популярности установок на крупные целевые программы из группы Великих прорывов, характеризующие популярность и потенциальные возможности мобилизационных установок, ориентированных на созидание будущего.

Одновременно период 2012-2017 гг. в большей степени был официально ориентирован на сохранение ценностных основ прошлого. Понятно, что сохранение прошлого и сохранение собственной ценностной самоидентификации органично связаны и дополняют друг друга. Но понятно также и то, что установка на приоритетность самогипноза прошлым

1 ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2812. Космическая эра. Новые горизонты -https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115222 10.04.2015

на определенном этапе начинает препятствовать движению в будущее.

В целом Левада-центр (03.11.2016) выстраивает следующую картину ценностей молодого поколения россиян (не более трёх ответов из заданного списка)1: 75% ответивших -взаимоотношения и хорошие отношения в семье, 62% - материальное благополучие и комфорт, 30% - хорошая физическая форма и самочувствие, 26% - интересная работа и профессиональное развитие, 23% - общение с друзьями и знакомыми, 20% - самореализация и развитие, 17% - любовь и романтические отношения, 15% - карьера и продвижение по службе, 14% - свобода и независимость, 5% -творчество и увлечения, 1% - общественное признание и популярность. Было бы весьма соблазнительно сопоставить данные этого опроса с аналогичным опросом Б. А. Грушина середины 60-х гг., однако это было бы неправомерно, так как опросник Грушина был открытым и позволял назвать те ценности, которые возникают у опрошенных на ассоциативном уровне. Данный же опрос изначально замыкает круг ценностей на уровне семьи - карьеры - индивидуального развития, будто бы случайно допуская в круг названных ценностей мало популярную на сегодняшний день ценность «свободы», которая к тому же в контексте других ценностей перечисленного ряда приобретает совсем другой смысл.

Следует отметить, что в этом исследовании, как и в большинстве современных опросов, касающихся системы ценностей, внимание составителей сосредотачивается в основном вокруг двух осей: религиозности, с одной стороны, и ценностей личностно-семейных и личностно-успешных - с другой.

Причём, если первый концепт ещё можно назвать ценностной системой, так как он если и не предлагает, то, по крайней мере, позволяет сконструировать на его основе три уровня идеала - онтологический, социальный и этический, то второй концепт полностью исключает из картины мира носителя онтологическую и гносеологическую составляющую, ограничивая его представления о мире уровнем семьи, а в качестве враждебно-конкурентной среды представляя уже профессиональный коллектив. Таким образом,

1 Левада-Центр. Ориентиры и ценности молодых россиян -http://fom.ru/TSennosti/13083 03.11.2016

границы Логоса сужаются до пределов семьи, под которой сегодня понимается не «клан» и не «род», а молодожены и их дети, противопоставленные миру конкурентно-враждебного Хаоса, начинающегося за пределами квартиры такой семьи. Соответственно Хаос не подлежит сохранению и является лишь зоной добычи ценностей-полезностей для своего социума, что с точки зрения общего социального прогресса ведёт к неким формам общества, предшествовавшим родоплеменному строю - потому как по мере накопления знаний общество развивалось, и границы социума-логоса увеличивались вплоть до включения в него миллионных и миллиардных групп. В практической перспективе, как представляется, эта тенденция ведёт к разрушению объектов цивилизации за пределами нового семейного логоса, которое активно проявляется в многочисленных актах вандализма под эгидой тех или иных ценностей.

Ценностный мир Модерна, отражающий созданные им общности классов и наций, столкнулся с вызовом своей исторической ограниченности и оказался перед выбором дальнейшего развития: между ценностным миром Постмодерна, абсолютизирующим животное начало человека и стандарты общества Потребления - и ценностями нарождающегося Сверхмодерна, считающего абсолютом общество Созидания, с признанием сверхценностью реализацию человека в творчестве и Больших прорывах.

Более того, если мы обратимся к опросам уже 2017 г.1, то увидим интригующую коллизию.

С одной стороны, опрос о ценностных предпочтениях молодежи показывает, что в данной возрастной среде (до 34 лет) не сложилась поддержка ни одной из основных политических идеологий, хотя по относительным показателям на первое место уверенно вырывается социалистическая -28% поддержки, при 20% поддержки либеральной, 13% поддержки консервативной и 2% поддержки анархизма. Здесь мы видим определенную ценностно-политическую диффузию, в которой ни одна из идеологически ориентированных групп не имеет большинства и не имеет потен-

1 ФОМ. Космос. О космическом статусе нашей страны. http://fom.ru/Bu-dushchee/13290 12 апреля 2017; ФОМ. Взгляды и ценности молодых http://fom.ru/TSennosti/13288 13 апреля 2017

циально-родственной группы, с которой она могла бы образовать большинство.

Одновременно почти в тот же момент проведенный опрос о значении космоса и освоения космического пространства показал, что, казалось бы, идеологически разнородная и расколото-неопределенная группа 17-34 лет оказывается интегрированной в общем-то неидеологическим, но и не потребительско-бытовым вопросом: о значении лично для каждого из них освоения страной космического пространства: положительный ответ дали 59% опрошенных. И еще одной зоной объединения разнородных идеологически групп молодежи оказалось отношение к сохранению государственной собственности на крупные предприятия - 73%. При этом в целом среди населения поддержка ориентации на освоение космоса оказалась еще выше: на вопрос, важно ли лично для них, чтобы Россия занимала лидирующие позиции в космонавтике, 65% опрошенных дали утвердительный ответ. Отрицательный - всего 30%.

В любом случае мы видим, что тема освоения космоса оказывается воспринятой и сегодня воспринимаемой обществом. Воспринимаемой как метапроект, стоящий и заслуживающий и расходов, и усилий общества. Может быть - метаусилий. По сути дела, с одной стороны - это проект движения к глобальной цели. С другой - проект строительства и созидания. С третьей - процесс, и мобилизующий людей, и запускающий цепочку воспроизведения их энергии. И, кроме того - создающий и воспроизводящий и новые технологии, и новые открытия.

По большому счету - он мог бы дать цивилизационный толчок, подобный перелому Эпохи Великих Географических открытий. И, что самое главное - объединить страну общими смыслами и общим делом, создавая уже и новую субъектную цивилизационную общность.

Черняховская Ю.С. Тема освоения космоса в политическом сознании граждан России. В статье выявляется система ценностных предпочтений, перспективных для обеспечения прорывного мобилизационного развития страны, подчеркивается, в частности, интерес россиян к проблемам больших научно-технических проектов, связанных с отечественной традицией научно-технического романтизма.

Ключевые слова: научно-технический романтизм, космос, космический проект, политическая культура, ценности, социологические исследования.

Chernyakhovsky Y.S. The theme of space exploration in the political consciousness of Russian citizens. The article reveals the system of value preferences, promising to ensure the breakthrough mobilization development of the country, emphasizes, in particular, the interest of Russians to the problems of large scientific and technical projects related to the national tradition of scientific and technical romanticism.

Keywords: scientific and technical romanticism, space, space project, political culture, values, sociological research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.