Научная статья на тему 'Тема национал-социализма в Германии: специфика музейного показа'

Тема национал-социализма в Германии: специфика музейного показа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО / ДОКУМЕНТ / ЦЕНТР ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ / СПЕЦИФИКА МУЗЕЙНОГО ПОКАЗА / НОВАЯ ГРУППА МУЗЕЕВ / GERMANY / NATIONAL SOCIALISM / HISTORICAL PLACE / DOCUMENT / DOCUMENTATION CENTER / SPECIFIC OF THE MUSEUM PRESENTATION / NEW GROUP OF MUSEUMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черкаева Ольга Евгеньевна

Период национал-социализма, относящийся в Германии, наряду с темой Первой мировой войны и разделения страны на Западную и Восточную части, к трудным темам, представлен в немецком музейном пространстве наиболее репрезентативно. Oн получает освещение с конца 1950-х гг., когда были музеефицированы первые концентрационные лагеря. С 1980-х гг. начинается новый этап в трактовке темы, инициированный общественным интересом она представляется в форме выставок на местах, где действовали лидеры партии национал-социалистов. В 1990-е гг. на таких местах появляются первые музеи со стационарными экспозициями, в XXI в. количество музеев увеличивается. Специфика новых музеев заключается, с одной стороны, в их создании на исторических местах, с другой в построении экспозиции на основе документов. Два этих существенных фактора зафиксированы в обозначении новой группы музеев как центров документирования. В статье рассмотрены знаковые для Германии центры в Оберзальцберге, Нюрнберге, Берлине и Мюнхене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Socialism in Germany: Specific of the Museum Presentation

The period of national socialism in Germany is well-represented in the German Museum space, along with the theme of the First World War and the division of the country into Western and Eastern zones. It has been focused in attention since the late 1950s, when the first concentration camps were museumified. A new phase of the interpretation of this theme was initiated by the public interest in the 1980s. It is presented in the form of exhibitions at the specific locations, where the lea-ders of the National Socialist Party worked. In the 1990s, the first museums with stationary expositions were created in such places. The number of these museums increased in the XXI century. The specific traits, on the one hand, consist in the location of new museums in historical places, and on the other hand it is the fact that the exhibition is built on the document basis. Two of these important aspects are clearly portrayed in the naming of the new group of museums as documentation centers. The article deals with German significant museums in Obersalzberg, Nuremberg, Berlin and Munich.

Текст научной работы на тему «Тема национал-социализма в Германии: специфика музейного показа»

УДК 069:94(430)

https://doi.org/10.24158/fik.2019.9.23

Черкаева Ольга Евгеньевна

кандидат культурологии, доцент кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета

ТЕМА НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА В ГЕРМАНИИ:СПЕЦИФИКА МУЗЕЙНОГО ПОКАЗА

Cherkaeva Olga Evgenyevna

PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Museology Department, Russian State University for the Humanities

NATIONAL SOCIALISM IN GERMANY: SPECIFIC OF THE MUSEUM PRESENTATION

Аннотация:

Период национал-социализма, относящийся в Германии, наряду с темой Первой мировой войны и разделения страны на Западную и Восточную части, к трудным темам, представлен в немецком музейном пространстве наиболее репрезентативно. Он получает освещение с конца 1950-х гг., когда были музеефицированы первые концентрационные лагеря. С 1980-х гг. начинается новый этап в трактовке темы, инициированный общественным интересом - она представляется в форме выставок на местах, где действовали лидеры партии национал-социалистов. В 1990-е гг. на таких местах появляются первые музеи со стационарными экспозициями, в XXI в. количество музеев увеличивается. Специфика новых музеев заключается, с одной стороны, в их создании на исторических местах, с другой - в построении экспозиции на основе документов. Два этих существенных фактора зафиксированы в обозначении новой группы музеев как центров документирования. В статье рассмотрены знаковые для Германии центры в Обер-зальцберге, Нюрнберге, Берлине и Мюнхене.

Ключевые слова:

Германия, национал-социализм, историческое место, документ, центр документирования, специфика музейного показа, новая группа музеев.

Summary:

The period of national socialism in Germany is well-represented in the German Museum space, along with the theme of the First World War and the division of the country into Western and Eastern zones. It has been focused in attention since the late 1950s, when the first concentration camps were museumified. A new phase of the interpretation of this theme was initiated by the public interest in the 1980s. It is presented in the form of exhibitions at the specific locations, where the lea-ders of the National Socialist Party worked. In the 1990s, the first museums with stationary expositions were created in such places. The number of these museums increased in the XXI century. The specific traits, on the one hand, consist in the location of new museums in historical places, and on the other hand it is the fact that the exhibition is built on the document basis. Two of these important aspects are clearly portrayed in the naming of the new group of museums as documentation centers. The article deals with German significant museums in Obersalzberg, Nuremberg, Berlin and Munich.

Keywords:

Germany, national socialism, historical place, document, documentation center, document, specific of the museum presentation, new group of museums.

В последние годы в профессиональном музейном языке появилось понятие «трудные темы», что связано с активным включением в экспозиционную практику музеев представления исторических периодов, чрезвычайно сложных и болезненных для конкретной страны.

Германия - страна, пережившая на протяжении XX в. несколько таких периодов. Рассматривая их в хронологической последовательности, можно выделить три основных: Первую мировую войну, период национал-социализма (НС) и время разделенной Германии. Каждая из этих тем находит отражение в музеях в конкретные годы XX или XXI столетия. Выстраивая их с точки зрения значимости в немецком музейном пространстве и проработанности методики экспозиционного показа, можно констатировать, что на первом месте среди «трудных тем» оказывается период национал-социализма. Тема прихода к власти национал-социалистов и их нечеловеческой политики начинает освещаться в музеях с конца 1950-х гг. В эти годы содержательный акцент был сделан на последствиях, сказавшихся на Европе в результате развязывания Германией Второй мировой войны, - создании концлагерей и массовом уничтожении населения. Важно помнить, что с 1949 по 1990 гг. Германия была разделена на Восточную (Германская Демократическая Республика, далее - ГДР) и Западную (Федеративная Республика Германия, далее ФРГ), соответственно различная идеология имеющих генетическое родство и общее тяжелое прошлое двух стран определяла контекст возникновения музеев и концептуальное решение экспозиций. В качестве первых музеев, посвященных последствиям политики национал-социализма, можно рассматривать мемориалы, представлявшие собой музеефицированные концентрационные лагеря. Они были открыты в ГДР в конце 1950-х гг. (Заксенхаузен, Бухенвальд) по инициативе государства и сразу стали известны во всем мире [1]. Идеологическая основа экспозиций - отражение победы социализма над фашизмом [2, с. 71] - не повлияла на эмоциональную силу воздействия подлинного места и подлинных предметов, свидетельств нечеловеческих деяний национал-социалистов, так же как и на научность концепции мемориалов.

В капиталистической Германии (ФРГ) в первые послевоенные годы «ни школы, ни вузы, ни культурные учреждения не занимались исследованиями и оценкой прошлого (вообще), особенно недавнего (в частности)» [3, с. 70], поскольку с этим временем «у большей части немцев связано в той или иной степени чувство личной вины» [4, с. 82]. Из этого следует, что история недавнего прошлого не могла получить отражение в Западной Германии в музейных экспозициях. Интерес к новейшей немецкой истории появляется в ФРГ лишь в 1960-е гг. - у нового поколения, не связанного личными воспоминаниями с недавним тяжелым прошлым. Именно тогда в ФРГ были открыты первые музеефицированные концлагеря (Дахау, Флоссенбюрг) [5]. В отличие от ГДР, где они были инициированы государством, здесь этот процесс происходил под давлением общественности. Так же, как и в ГДР, сила воздействия подлинных мест и подлинных предметов играла определяющую роль в восприятии экспозиций.

В 1980-е гг. в ФРГ наблюдается новый всплеск интереса к периоду национал-социализма. Принципиально важно отметить изменение подхода - акцент смещается с результатов нацистских деяний, квинтэссенцией которых стала организация концентрационных лагерей, на показ тех мест, где происходила подготовка масштабных планов по уничтожению населения разных стран, где нацисты демонстрировали свою власть, мощь и силу, где они находились в зените своей славы.

Рассмотрим экспозиции, появившиеся в музейном ландшафте Германии с 1980-х гг. и отражающие новый взгляд на проблему. Все они демонстрируют стремление осознать причины и показать последствия прихода к власти национал-социалистов. Принципиально важно, что они были созданы на местах, которые современники событий сознательно стирали из своей памяти в послевоенные годы: либо физически уничтожая сооружения, либо перестраивая их и приспосабливая под бытовые практические нужды.

В 1985 г. в Нюрнберге, на стадионе Цеппелиненфельд, в летнем павильоне, по инициативе общественности открылась выставка «Очарование и насилие», посвященная истории проведения ежегодных съездов национал-социалистов и формированию соответствующего по масштабам грандиозного архитектурного ансамбля. С 1934 г. главный архитектор нацистов А. Шпеер разрабатывал план местности с несколькими площадками для массовых парадов. Главным сооружением стал Зал конгрессов вместимостью 50 тыс. чел., построенный по образцу римского Колизея [6]. Строительство проходило под личным контролем Гитлера и было прервано в 1939 г. в связи с началом войны. Поскольку в павильоне отсутствовало отопление, выставка функционировала только в летние месяцы [7, Б. 94-95].

В 1987 г. в Берлине на стенах подвалов гестапо была открыта постоянная фотовыставка, рассказывающая о преступлениях нацистов [8, Б. 41]. На этом месте в 1933-1945 гг. находилась штаб-квартира тайной государственной полиции (гестапо и гестаповская тюрьма), с 1939 г. разместилась также штаб-квартира имперской службы безопасности. История выставки началась с «символических раскопок в поисках следов истории», инициированных группой общественных активистов под руководством профессиональных историков К. Фишера и А. Нахамы еще в 1982 г. [9].

В 1988 г. энтузиасты-общественники Мюнхена обратились к городским властям с инициативой создать публичное учреждение, специализирующееся на критическом изучении и анализе преступной деятельности национал-социалистов. В ответ на запрос общественности городской совет предложил в 1989 г. построить в центре Мюнхена на месте взорванного после войны «Коричневого дома», где размещалась штаб-квартира национал-социалистов, «Дом современной истории» [10]. Однако музейная экспозиция была открыта здесь лишь в 2015 г.

Таким образом, можно констатировать, что с 1980-х гг. самая болезненная для немецкой истории тема разрабатывается на новом уровне. Попытки понять причины прихода к власти национал-социалистов и их популярности, стремление не дать забыть тяжелый опыт прошлого современному поколению находят отражение в создании специфических документальных экспозиций. Это удается не всегда, но позиция общества проявляется в виде гражданских инициатив по созданию специальных музеев.

В 1990-е гг. продолжает возрастать общественное внимание к периоду национал-социализма. По всей стране проводились мероприятия, посвященные памяти жертв национал-социализма, открывались временные выставки в национальных, региональных и городских исторических музеях. Так, в музее города Мюнхена состоялся целый ряд выставок, многие из которых функционировали из-за повышенного интереса публики более длительное время, чем было запланировано («Строительство в период национал-социализма», «Мюнхен - столица движения» и др.) [11].

В 1995 г. немецкая общественность инициировала идею создания музея в Оберзальц-берге, где посетители смогли бы получить объективную информацию по истории нацисткой диктатуры. С 1923 г. Гитлер снимал здесь дачу, а в 1933 г. построил собственную резиденцию. Впоследствии в Оберзальцберге появились резиденции Г. Геринга, М. Бормана и А. Шпеера, превратив это место в символ силы и власти нацистов. Используя горный ландшафт Оберзальц-берга как театральные кулисы для романтизации личности Гитлера, средства пропаганды показывали лидера нацистов как человека из народа, ставшего великим государственным деятелем

[12, Б. 64]. В 1999 г. за рекордно короткий срок по сравнению с другими центрами общественная инициатива была реализована в форме Центра «Документирование Оберзальцберга», который стал первым примером музея с постоянной экспозицией на месте действия высших партийных функционеров. Задача экспозиции - показать, что стояло за фасадом власти, что привело к катастрофе Второй мировой войны и массовому геноциду, а также развенчать миф о фюрере, создававшийся на фоне ландшафтов Оберзальцберга.

Что же происходило в послевоенные годы там, где впоследствии, начиная с 1980-х гг., стали открываться музейные экспозиции? Каким образом немцы уничтожали следы своего недавнего прошлого? Местность проведения съездов национал-социалистов в Нюрнберге городские власти использовали для практических целей - здесь проводились мероприятия на открытом воздухе, а остатки колоссальных построек были приспособлены под складские помещения [13, Б. 147]. В Берлине весь комплекс зданий гестапо был взорван, в течение многих лет здесь находилась городская свалка [14]. В Оберзальцберге британская авиация уничтожила в 1945 г. основную часть сооружений, а уцелевшие руины резиденций Гитлера, Геринга и Бормана были взорваны в 1952 г. вместе с казармами СС. Из многофункционального комплекса построек Оберзальцберга сохранился Кельштайнхаус и сооруженный в 1943-1945 гг. бункер [15, Б. 178-179]. Курортная местность еще со 2-й пол. XIX в., Оберзальцберг с 1947 г. использовался как закрытая зона отдыха для американских военнослужащих, и лишь небольшая часть его территории была открыта для свободного доступа в 1952 г. [16]. Штаб-квартира национал-социалистов в Мюнхене, так называемый «Коричневый дом», была взорвана после войны.

Именно поэтому вплоть до 1980-х гг. места, где функционировали высшие органы власти нацистов, не вызывали у нового поколения, не связанного личными воспоминаниями с недавней историей страны, ассоциаций с нацистским прошлым Германии. Только в результате активной гражданской позиции представителей общественности на этих местах появились первые выставки, оказавшиеся в центре внимания жителей Германии и давшие импульс созданию музеев.

Трудно сказать, в какой степени внимание к теме национал-социализма связано с объединением Германии и попытками самоидентификации страны, вновь обретшей свое единство, а в какой - с категорией времени, благодаря которому становится возможным объективно и непредвзято, без личной включенности, взглянуть на события первой половины XX столетия и оценить их на основе исторических источников. В любом случае эти два фактора являются главными.

В XXI в. тема получает дальнейшее развитие и продолжает активно разрабатываться. В 2001 г. в Нюрнберге в составе Центра документирования местности проведения партийных съездов национал-социалистов в северном крыле недостроенного Зала конгрессов открылась экспозиция «Очарование и насилие» (площадь 1300 кв. м), сохранившая название первой документальной временной выставки 1985 г. [17, Б. 121-122]. Она рассказывает о причинах возникновения национал-социализма, наглядно демонстрируя взаимосвязь силы воздействия на массовое сознание его зрелищной, парадной стороны, и причинах возникновения концлагерей, о последствиях политики фашистского режима. Важно подчеркнуть, что только здесь можно увидеть архитектурные сооружения периода национал-социализма такого масштаба.

В 2010 г. на месте штаб-квартиры гестапо на территории Центра документирования «Топография террора» в специально построенном здании была создана постоянная экспозиция (площадь 800 кв. м). На ней представлена история центральных институтов и учреждений СС, рассказано «о полиции в Третьем рейхе и устройстве системы государственного насилия во время нацистского режима» [18].

Самым масштабным проектом последних лет стало открытие в 2015 г. Центра документирования национал-социализма в Мюнхене, построенного на месте «Коричневого дома», взорванной штаб-квартиры нацистов (экспозиционная площадь 1000 кв. м).

Остановимся на истории создания этого музея подробнее, поскольку ее можно считать показательной с точки зрения сложностей и длительности реализации подобных проектов. В 1988 г. возникла общественная инициатива создания центра, в 2001 г. город принял решение о его открытии, в 2009 г. был объявлен архитектурный конкурс на строительство здания (поступило 48 заявок), в 2011 г. началось его строительство [19]. С момента возникновения идеи до ее воплощения прошло почти 30 лет. Экспозиция под названием «Мюнхен и национал-социализм» включает 4 основных раздела, содержание которых раскрывается в 33 тематических комплексах. Первый раздел начинается с окончания Первой мировой войны и ноябрьской революции 1918 г., он посвящен возникновению НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия) и ее подъему (1918-1933). Второй раздел рассказывает о функционировании нацистского государства и об условиях жизни в стране во время нацистского режима (1933-1939). Третий посвящен Второй мировой войне и ее последствиям (1939-1945) - жизнь Мюнхена в военные годы и участие мюнхенских солдат и полицейских в зонах военных действий. Четвертый раздел (после 1945 г. по настоящее время) фокусируется на последствиях НС, «следы» которого заметны в городе до сегодняшнего дня [20]. Акцент сделан на специфике того места, где создан центр,

но тема раскрывается в контексте всей истории национал-социализма, - такой подход можно отметить как характерный для центров документирования.

Построение экспозиций по хронологическому принципу и представление событий в рамках определенных временных периодов соответствует концепции исторической науки. С точки зрения музееведения особое внимание следует обратить на специфическую группу музеев, в которых представлена «трудная тема». Название «центры документирования» подчеркивает цель их создания, а именно - служить своего рода документами по истории национал-социализма. Анализ местонахождения центров документирования позволяет сделать вывод: под документом понимается само место события, место, «где память кристаллизуется» [21, с. 17], даже если на этом месте не осталось ни одного материального свидетельства документируемой эпохи. В рассмотренных нами центрах такие свидетельства есть: в Берлине это раскрытые в результате археологических раскопок стены подвалов гестапо, в Оберзальцберге - музеефицированный бункер, в Нюрнберге -Зал конгрессов. В первых двух случаях наряду с музеефицированными объектами существуют специально построенные здания с информативными экспозициями, но важнейшей составляющей центров документирования являются аутентичные сооружения.

В Нюрнберге экспозиция размещена в сохранившемся историческом здании, воплотившем своей архитектурой претенциозные замыслы мирового господства нацистов; именно оттуда открываются посетителю колоссальные масштабы местности, состоящей из детально разработанной для проведения нацистских парадов системы площадей, стадионов, казарм, улиц. В Нюрнберге само место воспринимается и раскрывается с информационной точки зрения не только постепенно, во времени, т. е. на экскурсии по местности, но и единовременно, мгновенно эмоционально «пронзая» посетителя при взгляде на него с последнего этажа Зала конгрессов.

Вероятно, этот опыт был использован при создании концепции центра документирования в Мюнхене: осмотр экспозиции, размещенной на нескольких этажах специально построенного здания, начинается сверху. Постепенно перемещаясь на нижние этажи, посетитель видит в межэтажные окна место, где во времена нацистов сформировался целый архитектурный комплекс из 4 сооружений: наряду с «Коричневым домом» (нацистская партия приобрела его в 1930 г.), оно включало Фюрербау (Дом фюрера, 1937) и два храма почета (сооружены по указу Гитлера в 1935 г. для увековечивания памяти нацистов, погибших во время Пивного путча). От храмов почета остались лишь фундаменты, в бывшем Фюрербау размещается Мюнхенская высшая школа музыки и театра. В концепции подчеркнуто значение исторического места: «архитектурная среда из сохранившихся и разрушенных нацистских зданий создает в этом месте особую ауру», - однако оно не производит такого сильного впечатления, как в рассмотренных выше центрах.

Название «центры документирования» отсылает посетителя также к документу в привычном для него смысле, к документу как к историческому источнику: основу экспозиций центров документирования действительно составляют документы - официальные приказы, указы, распоряжения, телеграммы, документальные фотографии, статьи из газет и журналов, документальные фильмы и т. д. В практике традиционных музеев экспозиционеры стараются избегать превалирования плоскостного материала над объемным, поскольку он уступает по степени аттрактивности трехмерным музейным предметам. В центрах документирования, напротив, практически вся экспозиция выстраивается на основе плоскостного материала, трехмерные музейные предметы составляют в ней небольшой процент. Несмотря на это, к центрам документирования сохраняется устойчивый интерес со стороны общества, что обусловлено профессионализмом экспозиционеров, включением в музейный показ новых информационных технологий и поиском ответов на вопросы:

- откуда возникает национал-социализм и его идеология?

- как Гитлер пришел к власти и почему демократия потерпела неудачу?

- можно ли извлечь уроки из катастрофы, к которой привел национал-социализм?

Анализ истории создания центров показывает, что начиная с 1980-х гг. и до настоящего

времени тема национал-социализма изучается и транслируется в форме специфических музеев на тех местах, где главными действующими лицами были лидеры партии и представители верхушки национал-социалистов. Центры документирования появляются по инициативе «снизу», в результате активных действий общественности, на которые власть вынуждена реагировать - в одних случаях достаточно быстро, в других значительно медленнее.

На наш взгляд, устойчивый интерес социума в течение нескольких десятилетий к центрам документирования как специфической группе музеев, в которых объектом музеефикации становятся места памяти о трагических событиях истории своей страны, обусловлен прежде всего тем, что инициатором их создания становится само общество.

Ссылки:

1. Felsch J. Die Bedeutung außerschulischer Lernorte: Das KZ Sachsenhausen im Kontext historisch-politischer Bildung. Hamburg, 2014. 76 S.

2. Хинц Х.-М. Исторические музеи в Германии // Исторические экспозиции региональных музеев в постсоциалистический период. СПб., 2009. С. 69-74.

3. Там же. С. 70.

4. Штеблер В. Как представлять и транслировать современную историю? Актуальный опыт музеев и мемориалов Баварии // Роль музеев в формировании исторического сознания. Международная научно-практическая конференция (Рязань, 25-28 апреля 2011 г.) : материалы и доклады. М., 2011. С. 80-87.

5. Там же. С. 81.

6. Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände [Электронный ресурс]. URL: https://www.museen.nuernberg.de/dokuzentrum/ (дата обращения: 01.08.2019).

7. Sonnenberger F. Eine Stadt stellt sich ihrer Vergangenheit: Das Dokumentationszentrum auf dem Reichsparteitagsgelände Nürnberg // Zeitgeschichte im Museum. 7. Tagung bayerischer, tschechischer und sächsischer Museumsfachleute, Nürnberg, 16-18. September 1998. München, 1999. S. 94-105.

8. Dokumentationsstätte auf dem ehemaligen Gestapo-Gelände // Gedenkstätten-pädagogik. Handbuch für Unterricht und Exkursion. München, 1997. S. 40-43.

9. Stiftung Topographie des Terrors [Электронный ресурс]. URL: http://www.topographie.de/ (дата обращения: 01.08.2019).

10. NS-Dokumentationszentrum München [Электронный ресурс]. URL: http://www.ns-dokuzentrum-muenchen.de (дата обращения: 01.08.2019).

11. Münchner Stadtmuseum [Электронный ресурс]. URL: https://www.muenchner-stadtmuseum.de/ (дата обращения: 11.09.2019).

12. Stäbler W. Taeterorte // Museum heute. 2011. № 40. S. 64-65.

13. Das ehemalige Reichsparteitagsgelände // Gedenkstätten-pädagogik. Handbuch für Unterricht und Exkursion. München, 1997. S. 147-153.

14. Nachama A. Topographie des Terrors. Gestapo, SS und Reichssicherheitshauptamt in der Wilhelm- und Prinz-AlbrechtStraße. Eine Dokumentation. Berlin, 2016. 4. Aufl. 432 S.

15. Kaule M. Faszination Bunker: steinerne Zeugnisse der europäischen Geschichte. Berlin, 2014. 256 S.

16. Dokumentation Obersalzberg [Электронный ресурс]. URL: http://www.obersalzberg.de/ (дата обращения: 01.08.2019).

17. Dietzfelbinger E., Liedtke G. Nürnberg - Ort der Massen. Das Reichsparteitagsgelände: Vorgeschihte und schwieriges Erbe. Berlin, 2004. 159 S.

18. Stiftung Topographie des Terrors [Электронный ресурс]. URL: http://www.topographie.de/ (дата обращения: 1.08.2019).

19. NS-Dokumentationszentrum München ...

20. Nerdinger W. Erinnerung gegründet auf Wissen : das NS-Dokumentationszentrum München. Berlin, 2018. 269 S.

21. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. Пюимеж, М. Винок. СПб., 1999. 328 с.

References:

Das ehemalige Reichsparteitagsgelände, Gedenkstätten-pädagogik, Handbuch für Unterricht und Exkursion, München, 1997, pp. 147-153.

Dietzfelbinger, E, Liedtke, G 2004, Nürnberg - Ort der Massen. Das Reichsparteitagsgelände: Vorgeschihte und schwieriges Erbe, Berlin, 159 p.

Dokumentation Obersalzberg viewed 01 August 2019, <http://www.obersalzberg.de/>.

Dokumentationszentrum Reichsparteitagsgelände, viewed 01 August 2019, <https://www.museen.nuernberg.de/dokuzentrum/>. Dokumentationsstätte auf dem ehemaligen Gestapo-Gelände, Gedenkstätten-pädagogik. Handbuch für Unterricht und Exkursion, München, 1997, 40-43, pp.

Felsch, J 2014, Die Bedeutung außerschulischer Lernorte: Das KZ Sachsenhausen im Kontext historisch-politischer Bildung, Hamburg, 76 p.

Hinz, H.-M 2009, 'Historical museums in Germany', Istoricheskiye eksposizii regionalnyih museev v postsocialisticheskiy period, St. Petersburg, pp. 69-74, (in Russian).

Hinz, H.-M 2009, 'Historical museums in Germany', Istoricheskiye eksposizii regionalnyih museev v postsocialisticheskiy period, St. Petersburg, 70 p., (in Russian).

Kaule, M 2014, Faszination Bunker: steinerne Zeugnisse der europäischen Geschichte, Berlin, 256 p. Münchner Stadtmuseum, viewed 11 September 2019, <https://www.muenchner-stadtmuseum.de/>. Nachama, A 2016, Topographie des Terrors. Gestapo, SS und Reichssicherheitshauptamt in der Wilhelm- und Prinz-AlbrechtStraße, Eine Dokumentatio, Berlin, Aufl. 4, 432 p.

Nerdinger, W 2018, Erinnerung gegründet auf Wissen: das NS-Dokumentationszentrum München, Berlin, 269 p. Nora, P, Ozuf, M, Puymezh, J, Vinok, M 1999, France-memory , SPb., 328 p.

NS-Dokumentationszentrum München, viewed 01 August 2019, <http://www.ns-dokuzentrum-muenchen.de>. Shtebler, V 2011, 'How to present and broadcast modern history? Actual experience of museums and memorials in Bavaria', Rol' museev v formirovanii istoricheskogo soznaniya. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya; materiali I dokladi, Ryazan, pp. 80-87, (in Russian).

Shtebler, V 2011, 'How to present and broadcast modern history? Actual experience of museums and memorials in Bavaria', Rol' museev v formirovanii istoricheskogo soznaniya. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya; materiali I dokladi, Ryazan, 81, p., (in Russian).

Sonnenberger, F 1999, 'Eine Stadt stellt sich ihrer Vergangenheit: Das Dokumentationszentrum auf dem Reichsparteitagsgelände Nürnberg', Zeitgeschichte im Museum. 7. Tagung bayerischer, tschechischer und sächsischer Museumsfachleute, München, pp. 94-105.

Stäbler, W 2011, Taeterorte, Museum heute, № 40, pp. 64-65.

Stiftung Topographie des Terrors, viewed 01 August 2019, <http://www.topographie.de/>. Stiftung Topographie des Terrors, viewed 01 August 2019, <http://www.topographie.de/>.

Редактор: Хорева Людмила Николаевна Перевод: Дубина Юлия Юрьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.