Научная статья на тему 'ТЕМА МАЛОЙ РОДИНЫ В КАМЕРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. М. АЙВАЗА'

ТЕМА МАЛОЙ РОДИНЫ В КАМЕРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. М. АЙВАЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
182
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. М. АЙВАЗ / КАМЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТЕМА МАЛОЙ РОДИНЫ / ОБРАЗ МОРЯ / ОБРАЗ ФОНТАНА / КРЫМ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЛАДОВЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максимова Анастасия Михайловна

В статье рассматривается проблема воплощения темы малой Родины в камерно-инструментальном и камерно-вокальном творчестве композитора-караима Арама Моисеевича Айваза. Определяется механизм воплощения данной темы посредством обращения к образам родного края - природы Крыма, его городов, истории и достопримечательностей. Выделяются образы моря и фонтана как наиболее яркие в представлении композитора символы родного края. Раскрывается особенность воплощения данных образов через их визуализацию в камерных вокальных и инструментальных сочинениях композитора, что на уровне музыкально-языковых средств воплощается посредством приемов звукоизобразитель-ности. Отдельно рассматривается образ фонтана, трактуемый композитором в сакрально-философском ключе - как символический дуальный образ жизни и смерти. Обращение композитора к традиционным ладовым структурам караимской национальной музыкальной культуры свидетельствует о почвенных исканиях в его камерном творчестве. Автор приходит к выводу о том, что обращение А. М. Айваза к теме малой Родины отвечает тенденциям, характерным для процессов формирования и становления национальных композиторских школ в регионах и республиках бывшего СССР. При этом отмечается общеевропейская основа стилистики камерного творчества А. С. Айваза посредством преемственности традициям петербургской композиторской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF THE SMALL HOMELAND IN THE CHAMBER WORK OF A.M. AIVAZ

The article deals with the problem of embodying the theme of the small homeland in the chamber-instrumental and chamber-vocal works of Karaite composer Aram Moiseevich Aivaz. The mechanism of the implementation of this theme is determined by referring the images of the native land, the nature of the Crimea, its cities, history and sights. The images of the sea and the fountain stand out as the brightest symbols of the native land in the composer’s presentation. The peculiarity of the embodiment of these images through their visualization in the chamber vocal and instrumental compositions of the composer is revealed and at the level of musical and linguistic means is embodied through the techniques of sound visualization. The composer in a sacred and philosophical key interprets the image of the fountain as a symbolic dual way of life and death. The composer’s appeal to the traditional modal structures of the Karaite national musical culture testifies to the soil searches in his chamber work. The author concludes that A.M. Aivaz’s appeal to the theme of his small homeland corresponds to the tendencies characteristic of the processes of formation and establishment of national composing schools in the regions and republics of the former USSR. At the same time, the pan-European basis of the stylistics of A.S. Aivaz’s chamber art is noted through the continuity of the traditions of the St. Petersburg school of composition.

Текст научной работы на тему «ТЕМА МАЛОЙ РОДИНЫ В КАМЕРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. М. АЙВАЗА»

6. Nikolaeva E.V. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya: Drevnyaya Rus': Konets X - seredina XVII stoletiya: ucheb. posob. dlya stud. vyssh. uch. zavedeniy [History of Music Education: Ancient Russia: End of the 10th - Middle of the 17th century: Textbook for students. Higher education institutions]. Moscow, Vlados Publ., 2003. 208 p. (In Russ.).

7. Parfentyev N.N. Professional'nye muzykanty Rossii XVI-XVII vekov [Professional musicians of Russia of the 16th-17th centuries]. Chelyabinsk, 1991. 444 p. (In Russ.).

8. Polotskaya E.E. Professional'noe muzykal'noe obrazovanie v Drevney Rusi: [Professional musical education in Ancient Russia]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ., 2002. 31 p. (In Russ.).

9. Praslova G. Muzykal'noe obrazovanie kak faktor razvitiya cheloveka v pedagogicheskoy kul'ture Drevney Rusi (XI-XVII veka) [Musical education as a factor of development of the person in the pedagogical culture of Ancient Russia (11th-17th centuries)]. St. Petersburg, 1999. 81 p. (In Russ.).

10. Zvereva S.G., Naumov A.A., Rakhmanova M.P. Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh. T. II. Kn. 2. Sinodal'nyy khor i uchilishche tserkovnogo peniya: Konytserty. Periodika. Programmy [Russian spiritual music in documents and materials. V. II. B. 2. Synodal Choir and School of Church Singing: Concerts. Periodicals. Programmes]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2004. 658 p. (In Russ.). Available at: https://rucont.ru/ efd/584875.

11. Shabalin D.S. Drevnerusskaya muzykal'naya entsiklopediya: entsiklopediya [Old Russian musical encyclopedia. Encyclopedia]. Krasnodar, Sovetskaya Kuban Publ., 2007. 911 p. (In Russ.).

12. Sheludyakova O.E. Problemy drevnerusskogo klirosnogo vospitaniya [Problems of Old Russian Cleirostic Education]. Ekaterinbyrg, Ural State Mussorgsky's Conservatoire Publ., 2013. 216 p. (In Russ.).

13. Shishkina L.V. Muzykal'noe obuchenie v Drevney Rusi XV-XVII vekov [Musical training in Ancient Russia of the 15th-17th centuries]. Moscow, Vlados Publ., 2012. 167 p. (In Russ.).

УДК 78.06

ТЕМА МАЛОЙ РОДИНЫ В КАМЕРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. М. АЙВАЗА

Максимова Анастасия Михайловна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры этномузыкознания, заведующий международным отделом Учебно-методического управления, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки (г. Новосибирск, РФ). E-mail: maxalt@ mail.ru

В статье рассматривается проблема воплощения темы малой Родины в камерно-инструментальном и камерно-вокальном творчестве композитора-караима Арама Моисеевича Айваза. Определяется механизм воплощения данной темы посредством обращения к образам родного края - природы Крыма, его городов, истории и достопримечательностей. Выделяются образы моря и фонтана как наиболее яркие в представлении композитора символы родного края. Раскрывается особенность воплощения данных образов через их визуализацию в камерных вокальных и инструментальных сочинениях композитора, что на уровне музыкально-языковых средств воплощается посредством приемов звукоизобразитель-ности. Отдельно рассматривается образ фонтана, трактуемый композитором в сакрально-философском ключе - как символический дуальный образ жизни и смерти. Обращение композитора к традиционным ладовым структурам караимской национальной музыкальной культуры свидетельствует о почвенных исканиях в его камерном творчестве. Автор приходит к выводу о том, что обращение А. М. Айваза к теме малой Родины отвечает тенденциям, характерным для процессов формирования и становления национальных композиторских школ в регионах и республиках бывшего СССР. При этом отмечается общеевропейская основа стилистики камерного творчества А. С. Айваза посредством преемственности традициям петербургской композиторской школы.

Ключевые слова: А. М. Айваз, камерное творчество, тема малой Родины, образ моря, образ фонтана, Крым, традиционные ладовые структуры

THE THEME OF THE SMALL HOMELAND IN THE CHAMBER WORK OF A.M. AIVAZ

Maksimova Anastasiya Mikhaylovna, PhD in Art History, Sr Instructor of Department of Ethnomu-sicology, Head of International Department of Educational and Methodological Management, Novosibirsk State Conservatory named after M.I. Glinka (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: maxalt@mail.ru

The article deals with the problem of embodying the theme of the small homeland in the chamber-instrumental and chamber-vocal works of Karaite composer Aram Moiseevich Aivaz. The mechanism of the implementation of this theme is determined by referring the images of the native land, the nature of the Crimea, its cities, history and sights. The images of the sea and the fountain stand out as the brightest symbols of the native land in the composer's presentation. The peculiarity of the embodiment of these images through their visualization in the chamber vocal and instrumental compositions of the composer is revealed and at the level of musical and linguistic means is embodied through the techniques of sound visualization. The composer in a sacred and philosophical key interprets the image of the fountain as a symbolic dual way of life and death. The composer's appeal to the traditional modal structures of the Karaite national musical culture testifies to the soil searches in his chamber work. The author concludes that A.M. Aivaz's appeal to the theme of his small homeland corresponds to the tendencies characteristic of the processes of formation and establishment of national composing schools in the regions and republics of the former USSR. At the same time, the pan-European basis of the stylistics of A.S. Aivaz's chamber art is noted through the continuity of the traditions of the St. Petersburg school of composition.

Keywords: A. M. Aivaz, chamber art, theme of small homeland, image of sea, image of fountain, Crimea, traditional modal structures.

Doi: 10.31773/2078-1768-2020-53-142-150

Творчество выдающегося композитора-караима Арама Моисеевича Айваза (1899-1982) мало известно широкой слушательской публике и все еще остается вне поля зрения исследователей. Во многом это объясняется тем, что большую часть своей жизни композитор провел у себя на Родине - в Евпатории, вдали он музыкальных центров России - Москвы и Санкт-Петербурга. Лишь немногие сочинения композитора были изданы, что стало существенным препятствием в деле популяризации и изучения композиторского наследия.

В XXI веке композиторское творчество М. А. Айваза - фигуры, безусловно, выдающейся и значимой не только для крымской музыкальной культуры, но и российской в целом, - усилиями издателей и популяризаторов постепенно обретает заслуженное почетное место в истории отечественной музыки. В 2006 году была издана 5-томная Караимская народная энциклопедия, в которой А. М. Айвазу посвящен небольшой биографический очерк. Некоторые материалы жизни

и творчества композитора опубликованы в сети Интернет на сайтах, посвященных караимской истории и культуре [4].

Наиболее значительный вклад в популяризацию творчества А. М. Айваза внес Ромуальд (Роман) Арамович Айваз - сын композитора1. Ему принадлежит издание 5-томного собрания сочинений отца, каждый том которого предваряется небольшим эссе о жизни и творчестве Арама Моисеевича. Пятитомник составляют камерно-вокальные - тома I и II [21; 22], и камерно-инструментальные произведения - тома III, IV и V [23; 24; 25]. На сегодняшний день это самое крупное изданное собрание сочинений композитора. Не вызывает сомнений, что творчество А. М. Айваза являет собой самобытную ветвь в контексте русской композиторской школы2 и за-

1 Р. А. Айваз (1937, Евпатория - 2016, Санкт-Петербург) - музыкант, председатель Санкт-Петербургского караимского общества.

2 На этот факт указывается в диссертации Лю

Сиин [17], статьях М. Ю. Дубровской и А. М. Макси-

мовой [12; 18].

служивает более пристального исследовательского внимания.

Опираясь на композиторский опыт своего учителя С. М. Майкапара, А. М. Айваз стал достойным продолжателем традиций петербургской композиторской школы3. Между тем тематика его творчества гораздо шире, чем его знаменитого учителя, а жанры, к которым обращался композитор, выходили за рамки камерной музыки. Назовем ряд таких крупных сочинений, как кантата-трилогия «Петербург - Петроград - Ленинград», балет «Карнавал мира», оркестровые «Поэма о Крыме», «Бахчисарайская сюита», «Арктическая поэма», Концерт для фортепиано с оркестром (не завершен).

Однако именно камерная музыка составляет большую часть композиторского наследия А. М. Айваза. Ему принадлежат романсы на стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева и других крупнейших русских поэтов, фортепианные циклы «Крымская поэма», «Новогодняя сюита», «Альбом "Детский мир"», «Бахчисарайские эскизы», «Морская поэма», «В горах Крыма», «Четыре прелюдии», переложение для фортепиано балета «Карнавал мира», ряд отдельных пьес для фортепиано. Как представляется, именно камерная музыка являлась для композитора предпочтительной областью художественного самовыражения и творческой лабораторией для сочинений крупной формы. Именно в рамках камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки сформировалась стилистика творчества А. М. Айваза.

Одной из центральных в камерном творчестве композитора является тема малой Родины, отметим, довольно популярная среди деятелей крымской художественной культуры4. В контексте камерной музыки А. М. Айваза эта тема воплоща-

3 А. М. Айваза с юных лет связывала тесная дружба с С. М. Майкапаром, у которого он вначале брал частные уроки, а после поступления в консерваторию прошел полный курс композиции и фортепианного исполнительства.

4 Тема малой Родины, выраженная через воспевание природы Крыма, нашла свое воплощение в творчестве крымских художников. Образы древней Ким-мерии (юго-восточная часть Крымского полуострова) воссозданы в живописных работах К. Богаевского, М. Волошина, многоликая природа Крыма - в пейзажах Ф. Захарова, В. Бернадского, Я. Басова.

ется посредством обращения к образам родного края. Определение генезиса и форм их выражения является целью автора. Задача - в первичном приближении рассмотреть пути и методы раскрытия темы на примере отдельных камерно-вокальных и камерно-инструментальных сочинений композитора.

Тема малой Родины довольно широка и многозначна. Неизменно лишь то, что реализация её в искусстве связана с обращением к объектам и образам, отождествляемым конкретным автором с реальными предметами или явлениями его малой Родины. В контексте творческих исканий отечественных композиторов второй половины XIX века, направленных на поиски средств воплощения национально характерного, тема малой Родины имела весьма размытые границы. В то время как воплощение в музыке русской национальной идентичности и обращение к традиционным корням без привязки к конкретному географическому месту или региону было приоритетным художественным направлением композиторов данного периода.

В результате тема малой Родины, с одной стороны, не приобрела устоявшихся традиций музыкального воплощения, с другой - история отечественной музыкальной культуры второй половины XIX века изобилует множеством примеров воплощения средствами музыкального языка национальной образности и тематики, выработанных и многократно апробированных в творчестве композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и многих других. В ХХ веке, в контексте формирования молодых национальных композиторских школ (МНКШ5) в регионах СССР, тема малой Родины приобрела особую актуальность - молодые национальные композиторы стремились отразить в своей музыке уникальность и красоту родного края6.

Опираясь на опыт русских композиторов второй половины XIX - начала ХХ века, национальные кадры сформировали собственные модели музыкального творчества, пронизанные национальной тематикой и воспевающие красоту

5 Термин М. Н. Дрожжиной [11].

6 О роли в становлении МНКШ творческой деятельности молодых национальных композиторов республик и регионов СССР (см. [1; 5-11; 13-15; 19; 20; 26-28]).

родного края (республики, региона). Любопытно, что в понятие малой Родины зачастую национальные композиторы включали не только конкретное место рождения, но и в целом всю область или регион, в которых жили и которые считали своим домом7. В этом отношении весьма показательна связь между процессом становления молодых национальных композиторских школ и выделением темы малой Родины из общей идеи воплощения национально характерного в музыке, что, как правило, происходит в рамках заключительного этапа становления МНКШ. Таким образом, тема малой Родины в творчестве композиторов МНКШ обрела индивидуальные национальные черты, характер которых определяется особенностями традиционной музыкальной культуры конкретного региона, а также методами их воплощения в композиторских опусах.

Представляется, что обращение А. М. Айва-за к теме малой Родины также отвечает общим тенденциям формирования и становления национальных композиторских школ в регионах и республиках СССР. В его камерном творчестве в роли малой Родины выступает весь Крымский полуостров. В композиторских опусах А. М. Айваза тема малой Родины раскрывается через воплощение в музыке образов живой природы Крыма, его героической истории, достопримечательных мест родного города композитора - Евпатории и других крымских городов. При этом изучение камерных сочинений А. М. Айваза позволило сделать вывод об общеевропейских истоках стилистики композитора в контексте преемственности традициям петербургской композиторской школы.

Образ моря - один из наиболее популярных в творчестве крымских деятелей искусства. Ему посвящены полотна таких выдающихся художников, как И. К. Айвазовский, М. Волошин, Ф. Захарова, Ф. Басова и многих других. В сочинениях А. М. Айваза образ моря также становится одним из центральных и воплощается в романсах «К морю» (на стихи А. С. Пушкина)8, «Море

7 Образ Родины, и в том числе малой Родины, на протяжении всего периода советской истории приобретал разные трактовки и напрямую зависел от конкретной культурной и политической ситуации в стране. См. об этом подробнее [16].

8 Примечательно, что поэт написал данное свое

стихотворение, пребывая в Одессе.

ночью» (на стихи Ф. Тютчева), фортепианном цикле «Морская поэма». В «Песне о Севастополе», «Балладе о Евпаторийском десанте», песне «Чтоб ты цвел от края до края!», «Песне о Евпатории», романсе «Кипарис» образ моря представлен опосредованно, является одним из элементов общей картины.

В романсах море предстает как могучая, неуправляемая и в то же время невероятно прекрасная стихия. Композитор прибегает здесь к звукоизобразительности: набегающие волны, вспенивание вод, удары о скалы обрисовываются посредством полифонического расщепления фактуры, ритмического разнообразия, полифункциональных гармонических последовательностей и далеких тональных сопоставлений. К тем же музыкально-выразительным средствам композитор обращается в фортепианном цикле «Морская поэма», где на протяжении трех частей изображает различные состояния водной стихии -ночного моря, моря во время штиля и прилета чаек9. Общим для этих сочинений является стремление композитора показать море осязаемым и даже материальным. Это подтверждает объективизация образа посредством звукоподражаний: например, тираты, ведущие к тоническим квинтам, сродни набеганию волн на скалы (в первой части «Море ночью»), мерная поступь басов и легкие пассажи верхнего голоса, как рябь на спокойной воде (во второй части «Штиль») и т. д.

В ином ключе предстает образ фонтана, который воплощен А. М. Айвазом в романсе на стихи Ф. Тютчева «Фонтан» и вокально-инструментальном цикле «Бахчисарайские эскизы», на создание которого композитора вдохновила поэма А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». В этих сочинениях образ фонтана наделен глубоким философским смыслом, сочетающимся с конкретной зримостью образа. Фонтан предстает и как материальный объект, и как символический образ,

9 «Воспоминания юных лет переплетаются с непосредственными впечатлениями от картин живой природы. Ритм прибоя, тяжесть набегающей на берег волны, общая напряженность стихии воды и облачного неба... Едва заметный луч света пронизывает бушующие волны и, рассыпаясь радугой, тонет в глубине вод, придавая им прозрачность. Гребни волн, увенчанные рассыпающимися красками пены, отливают всевозможными цветами, целой гаммой тонов, начиная с зелено-синих и кончая чёрно-лиловыми...» [23, с. 4].

олицетворяющий, с одной стороны, жизнь всего живого, с другой - вечное упокоение.

Отметим, что отношение к водному источнику в Крыму совершенно особенное. Н. М. Акчу-рина-Муфтиева пишет следующее: «Крым - полуостров, волею Создателя оказавшийся в морском пространстве со скудным запасом живой воды. Поэтому колодцам и фонтанам придавался образ одухотворенных светил» [2, с. 321]. Сочетание у композитора в одном образе разнонаправленных качеств объясняется тем сакральным смыслом, которым наделен фонтан в художественной культуре Крыма. Рассматривая архитектуру дворцовых фонтанов Бахчисарая, Н. М. Акчурина-Муфтиева указывает, что «дворцовые фонтаны Бахчисарая конструктивно близки фонтанам, сооружаемым турецкой знатью. Однако их более сдержанный декор и меньший масштаб выражает смысл источника как символа, дающего жизнь всему живому, а не помпезного сооружения, восхваляющего своего создателя» [2, с. 320]. В то же время исследователь отмечает сакральную общность фонтанов и надгробий, что наиболее ярко выражено «в художественной и эмоциональной форме фонтана слез, являющегося синкретическим соединением надгробия и фонтана» [2, с. 322].

В романсе «Фонтан» на стихи Ф. Тютчева композитор визуализировал образ, наполнив его жизненной энергией, светом и легкостью. Фонтан предстает как материальный объект, предмет восхищения композитора. Совершенно по-иному образ фонтана трактован в вокально-инструментальном цикле «Бахчисарайские эскизы». Образ фонтана здесь опоэтизирован, он становится символом былых времен и страстей, как вечный свидетель проходящего времени10. Здесь нет звукоизобразительности, рисующей переливы воды и блеск капель на солнце, это меланхоличное размышление, продиктованное содержанием текста стихотворения А. С. Пушкина. Композитор сознательно избегает объективизации образа, дабы подчеркнуть его духовно-философское прочтение.

Обращение к теме малой Родины в камерном творчестве А. М. Айваза не ограничивается воплощением только лишь обозначенных образов. Ряд вокальных произведений композитора написаны на военную тематику и посвящены городам

10 Третья часть цикла - «Фонтан слёз» на стихи А. С. Пушкина.

Крыма - Севастополю и Евпатории: «Город-герой» (на стихи неизвестного матроса), «Песня о Севастополе» (на стихи В. Сибирева), «Баллада о Евпаторийском десанте» (на стихи А. А. Иванова). В этих сочинениях подчеркивается мужество и героизм народа - жителей Севастополя и Евпатории - в период Великой Отечественной войны, их непоколебимая решимость защищать свой край до конца. Диаметрально противоположный характер несет в себе «Песня о Евпатории» (на стихи А. А. Иванова), где композитор воспевает красоту родного города и его жителей.

Глубокий пиетет и восхищение композитора родным краем, его историей, культурой и традициями нашли свое естественное воплощение в произведениях, посвященных Крыму - фортепианных циклах «Крымская поэма», «В горах Крыма»; написанной для скрипки и фортепиано «Крымской легенде», песнях «Чтоб ты цвел от края до края!», «Песне о Крыме». Сам А. М. Айваз писал: «Историческое прошлое Крыма, его настоящее, а также богатая природа с ее разнообразным колоритом являются неисчерпаемым источником вдохновения для каждого художника» [23, с. 4].

Весьма показательно обращение композитора к программности, позволяющей наиболее полно и точно передать эмоционально-образное содержание его «крымских» камерно-инструментальных сочинений. Каждая часть фортепианных циклов «Крымская поэма» и «В горах Крыма» имеет собственный заголовок, что в их совокупности формирует подобие сюжетного развертывания. Наиболее четко это прослеживается в цикле «Крымская поэма», описывающем путешествие в горы11. В цикле «В горах Крыма» сюжетная линия выражена не столь явно, так как здесь главный смысловой акцент поставлен на впечатления «главного героя» от прогулки по горному лесу.

11 «Посещая моего товарища - композитора А. Н. Соколовского, живущего в Долоссах, я имел возможность ознакомиться с красотами дотоле неизвестных мне уголков Крыма (я имею ввиду ущелье Уч-кош с его источником, дорогу на Яйлу, идущую сквозь вековой сосновый лес, с чудесным видом на море и бесконечную даль, расстилающуюся внизу зеленым ковром среди величественного очертания гор и общей картины грандиозных нагромождений и бездонных провалов)» [23, с. 4].

Между тем композитор в этом произведении не обращается к звукоизобразительности, образность частей циклов направлена на передачу различных эмоциональных состояний, а объективизация проявляется здесь на уровне программы. Подтверждением тому служат слова самого композитора: «Это побудило во мне желание создать монументальное произведение, в котором бы я мог в поэтической форме выразить свои впечатления» [23, с. 4].

Примечательным является обращение А. М. Айваза к ладовым структурам традиционного наследия. В заключительной части цикла «Рассказ чабана» - в ее главной теме при очевидной опоре на тонально-гармоническую основу присутствуют элементы гуцульской гаммы. По тому же принципу построена главная тема и в «Крымской легенде». Э. С. Алимова в своей статье «Жанрово-стилевая специфика крымскотатарской народной музыки в свете проблемы "фольклор и современность"» указывает, что традиционные южно-крымские песни «тюркю» обладают «целым комплексом выразительных средств - им свойственны внутрислоговой распев, орнаментика и лады с увеличенной секундой (гармонический минор и дважды гармонический минор, то есть украинский "думный лад", "гуцульская гамма")» [3, с. 377].

Представляется, что появление в тематиз-ме обозначенных сочинений ладовых элементов тоже было связано с поездкой А. М. Айваза в Долоссы - южную часть Крымского полуостро-

ва - к композитору А. Н. Соколовскому. В связи с этим вполне логично предположить, что композитор мог слышать именно тюркю и впоследствии перенести ладовые особенности данного песенного жанра в собственные сочинения.

Песни о Крыме - «Чтоб ты цвел от края до края!», «Песня о Крыме» - образно и содержательно близки «Песне о Евпатории». Здесь также прославляется родной край с его великолепной природой (нивами, полями и лесами, теплым морем и солнцем), трудовые подвиги его жителей, мужество и стойкость которых не знали себе равных в годы войны. В этих песнях присутствует гимничность, торжественность и широта, они направлены, в первую очередь, на массового слушателя.

Воплощение темы малой Родины в искусстве всегда сугубо индивидуально - здесь нет и не может быть примеров единства мнений и устоявшихся традиций. Представляется, что А. М. Айваз в своем творчестве нашел собственный путь - тема малой Родины в сочинениях композитора раскрывается через воплощение конкретных (зримых) образов, программное содержание и обращение к традиционным ладовым структурам. Дальнейшее изучение камерного творчества композитора позволит сформировать более полную картину образно-тематического содержания его сочинений, а также вписать камерное творчество А. М. Айваза в историю становления и развития композиторского творчества в Крыму.

Литература

1. Абдинуров А. К. Принципы формообразования и оркестрового письма в симфонических кюях композиторов Казахстана: дис. ... канд. искусствоведения. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. - 201 с.

2. Акчурина-Муфтиева Н. М. Живописный образ Крыма // Культурные ландшафты Крыма. - Симферополь: Ариал, 2016. - С. 310-367.

3. Алимова Э. С. Жанрово-стилевая специфика крымско-татарской народной музыки в свете проблемы «фольклор и современность» // Проблеми взаемодп мистецтва, педагопки та теорп i практики освгги (Проблемы взаимодействия искусства, педагогики и теории и практики образования). - 2014. - Вип. 41. - С. 369-379.

4. Арам Моисеевич Айваз [Электронный ресурс]. - URL: http://karai.crimea.ru/995-aram-moiseevich-ajvaz.html (дата обращения: 01.04.2019).

5. Ахунджанова Н. А. О специфике периода в творчестве композиторов Узбекистана // Вопросы истории и теории узбекской советской музыки. - Ташкент: Фан, 1976. - С. 147.

6. Батагова Т. Э. Осетинская симфоническая музыка ХХ века. Национально-характерное в становлении и развитии национальной школы. - М.: Композитор, 2010. - 152 с.

7. Вызго-Иванова И. М. Вопросы становления симфонической музыки в Средней Азии и Казахстане // Из истории музыки XX века: сб. ст. - М.: Музыка, 1971. - С. 149-168.

8. Вызго-Иванова И. М. Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана (1917-1967): исслед. - М.; Л.: Совет. композитор, 1974. - 160 с.

9. Гафурбеков Т. Б. Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества: учеб. пособие для сред. и высш. музык. учеб. заведений. - Ташкент: Укитувчи, 1984. - 116 с.

10. Джумакова У. Р. Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов, проблемы истории, смысла и ценности: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 2003. - 40 с.

11. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2004. - 278 с.

12. Дубровская М. Ю., Максимова А. М. Композиторы-караимы в традиции русской композиторской школы // Личность, традиция, культура в музыкальной этнографии: к 150-летию Александра Затаевича: сб. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. - Алматы: КНК им. Курмангазы. - С. 300-305.

13. Закржевская С. А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. - Ташкент: Фан, 1979. - 119 с.

14. Карелина Е. К. История тувинской музыки Новейшего времени (XX-XXI века): дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 2009. - 369 с.

15. Кокишева М. Т. Симфонический кюй в творчестве современных композиторов Казахстана: генезис, типология и развитие: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Алматы, 2016. - 33 с.

16. Лелеко В. В. Мифопоэтический образ Родины в советской песне 1940-1980-х годов // Вестн. СПбГУКИ. -2013. - № 4 (17), дек. - С. 112-116.

17. Лю Сиин. Самуил Майкапар - композитор, педагог, исследователь: дис. ... канд. искусствоведения. - СПб., 2019. - 198 с.

18. Максимова А. М. Композиторы-караимы в истории русской музыки конца XIX - первой половины XX века // Вестн. музык. науки. - Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 2019. - № 3 (25). - С. 134-140.

19. Недлина В. Е. Академическая музыка Казахстана и США: перекрестки рубежа веков. - Алматы, 2011. - 180 с.

20. Скурко Е. Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. - Уфа: Гилем, 2005. - 320 с.

21. Собр. соч. Т. I. Романсы / М. А. Айваз. - СПб.: Композитор СПб., 2013. - 184 с.

22. Собр. соч. Т. II. Кантата для хора, солиста и оркестра. Песни / М. А. Айваз. - СПб.: Композитор СПб., 2013. - 152 с.

23. Собр. соч. Т. III. Фортепианные произведения. Ч. I / М. А. Айваз. - СПб.: Композитор СПб., 2013. - 280 с.

24. Собр. соч. Т. IV. Фортепианные произведения. Ч. 2 / М. А. Айваз. - СПб.: Композитор СПб., 2013. - 272 с.

25. Собр. соч. Т. V. Произведения для скрипки и фортепиано / М. А. Айваз. - СПб.: Композитор СПб., 2013. -88 с.

26. Цыбикова-Данзын И. А. Формирование тувинской фортепианной музыки (вторая пол. XX века): дис. ... канд. искусствоведения. - Улан-Удэ, 2004. - 210 с.

27. Шахназарова Н. Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. - М.: Совет. композитор, 1983. - 152 с.

28. Янов-Яновская Н. С. Узбекская симфоническая музыка. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства им. Гафура Гуляма, 1979. - 217 с.

References

1. Abdinurov A.K. Printsipy formoobrazovaniya i orkestrovogo pis'ma v simfonicheskikh kyuyakh kompozitorov Kazakhstana: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The principles of shaping and orchestral writing in symphonic kyuis of composers of Kazakhstan. PhD in History of Arts Diss.]. Moscow, Gnesins Russian Academy of Music, 2016. 201 p. (In Russ.).

2. Akchurina-Muftieva N.M. Zhivopisnyy obraz Kryma [Picturesque image of Crimea]. Kul'turnye landshafty Kryma [Cultural landscapes of Crimea]. Simferopol, Arial Publ., 2016, pp. 310-367. (In Russ.).

3. Alimova E.S. Zhanrovo-stilevaya spetsifika krymsko-tatarskoy narodnoy muzyki v svete problemy «fol'klor i sovremennost'» [Genre-style specificity of the Crimean Tatar folk music in the light of the problem "folklore and modernity"]. Problemy vzaimodeystviya iskusstva, pedagogiki i teorii i praktiki obrazovaniya [Problems of interaction between art, pedagogy and theory and practice of education], 2014, no. 41, pp. 369-379. (In Russ.).

4. Aram Moiseevich Ayvaz [Aram Moiseevich Aivaz]. (In Russ.). Available at: http://karai.crimea.ru/995-aram-moisee vich-ajvaz.html (accessed 01.04.2019).

5. Akhundzhanova N.A. O spetsifike perioda v tvorchestve kompozitorov Uzbekistana [On the specifics of the period in the work of composers of Uzbekistan]. Voprosy istorii i teorii uzbekskoy sovetskoy muzyki [Questions of History and Theory of Uzbek Soviet Music]. Tashkent, Fan Publ., 1976, p. 147. (In Russ.).

6. Batagova T.E. Osetinskaya simfonicheskaya muzyka XX veka. Natsional'no-kharakternoye v stanovlenii i razvitii natsional'noy shkoly [Ossetian symphonic music of the 20th century. Nationally characteristic in the formation and development of the national school]. Moscow, Composer Publ., 2010. 152 p. (In Russ.).

7. Vyzgo-Ivanova I.M. Voprosy stanovleniya simfonicheskoy muzyki v Sredney Azii i Kazakhstane [Questions of the formation of symphonic music in Central Asia and Kazakhstan]. Iz istorii muzykiXX veka: sbornik statey [From the history of 20th century music. A collection of articles]. Moscow, Music Publ., 1971, pp. 149-168. (In Russ.).

8. Vyzgo-Ivanova I.M. Simfonicheskoe tvorchestvo kompozitorov Sredney Azii i Kazakhstana (1917-1967): issledovanie [Symphonic works of composers from Central Asia and Kazakhstan (1917-1967). Research]. Moscow; Leningrad, Soviet Composer Publ., 1974. 160 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Gafurbekov T.B. Fol'klornye istoki uzbekskogo professional'nogo muzykal'nogo tvorchestva: uchebnoe posobie dlya srednikh i vysshikh muzykal'nykh uchebnykh zavedeniy [Folklore origins of Uzbek professional musical creativity: a textbook for secondary and higher musical educational institutions]. Tashkent, Ukituvchi Publ., 1984. 116 p. (In Russ.).

10. Dzhumakova U.R. Tvorchestvo kompozitorov Kazakhstana 1920-1980-kh godov, problemy istorii, smysla i tsennosti: avtoref. ... dis. d-ra iskusstvovedeniya. [Creativity of composers of Kazakhstan in 1920-1980s, problems of history, meaning and value. Author's abstract of diss. Dr. of Art History]. Moscow, 2003. 40 p. (In Russ.).

11. Drozhzhina M.N. Molodye natsional'nye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykal'nogo iskusstva XX veka [Young national composing schools of the East as a phenomenon of musical art of the XX century]. Novosibirsk, Novosibirsk State Glinka Conservatoire (Academy) Publ., 2004. 278 p. (In Russ.).

12. Dubrovskaya M.Y., Maksimova A.M. Kompozitory-karaimy v traditsii russkoy kompozitorskoy shkoly [Karaite composers in the tradition of the Russian school of composition]. Lichnost', traditsiya, kul'tura v muzykal'noy etnografii: k 150-letiyu Aleksandra Zatayevicha [Personality, Tradition, and Culture in Musical Ethnography: to the 150th anniversary of Alexander Zataevich]. Almaty, Kazakh National Conservatory Named after Kurmangazy Publ., 2019, pp. 300-305. (In Russ.).

13. Zakrzhevskaya S.A. Garmoniya v tvorchestve kompozitorov Uzbekistana, Tadzhikistana i Turkmenii [Harmony in the work of composers of Uzbekistan, Tajikistan and Turkmenistan]. Tashkent, Fan Publ., 1979. 119 p. (In Russ.).

14. Karelina E.K. Istoriya tuvinskoy muzyki Noveyshego vremeni (XX-XXI veka): dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [The history of modern Tuvan music (XX-XXI centuries). Dr. of Art History Diss.]. Moscow, 2009. 369 p. (In Russ.).

15. Kokisheva M.T. Simfonicheskiy kyuy v tvorchestve sovremennykh kompozitorov Kazakhstana: genezis, tipologiya i razvitie: avtoref. dis. . d-ra filos. nauk [Symphonic kui in the works of contemporary composers of Kazakhstan: genesis, typology and development. Author's abstract of Diss. PhD in Philosophy]. Almaty, 2016. 33 p. (In Russ.).

16. Leleko V.V. Mifopoeticheskiy obraz Rodiny v sovetskoy pesne 1040-1980-kh godov [Mythopoetic image of the Motherland in the Soviet song of the 1040-1980s.]. Vestnik SPbGUKI [SPbGUKI Bulletin], 2013, no. 4 (17), pp. 112-116. (In Russ.).

17. Lyu Siin. Samuil Maykapar - kompozitor, pedagog, issledovatel': dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Samuel Maykapar - composer, teacher, researcher. PhD of Art History Diss.]. St. Petersburg, 2019. 198 p. (In Russ.).

18. Maksimova A.M. Kompozitory-karaimy v istorii russkoy muzyki kontsa XIX - pervoy poloviny XX veka [Karaite Composers in the History of Russian Music of the Late 19th - First Half of the 20th Centuries]. Vestnik muzykal'noy nauki [Musical Science Bulletin]. Novosibirsk, Novosibirsk State Glinka Conservatoire Publ., 2019, no. 3 (25), pp. 134-140. (In Russ.).

19. Nedlina V.E. Akademicheskaya muzyka Kazakhstana i SSHA: perekrestki rubezha vekov [Academic music of Kazakhstan and the USA: crossroads of the turn of the century]. Almaty, 2011. 180 p. (In Russ.).

20. Skurko E.R. Bashkirskaya akademicheskaya muzyka: Traditsii i sovremennost' [Bashkir Academic Music: Traditions and Modernity]. Ufa, Gilem Publ., 2005. 320 p. (In Russ.).

21. Aivaz M.A. Sobranie sochineniy. Tom I. Romansy [Collected Works. Volume I. Romances]. St. Peterburg, Composer St. Peterburg Publ., 2013. 184 p.

22. Aivaz M.A. Sobranie sochineniy. Tom II. Kantata dlya khora, solista i orkestra. Pesni [Collected Works. Volume I. Cantata for chorus, soloist and orchestra. Songs]. St. Peterburg, Composer St. Peterburg Publ., 2013.152 p.

23. Aivaz M.A. Sobranie sochineniy. Tom III. Fortepiannye proizvedeniya. Chast'I [Collected Works. Volume III. Piano Works. Part I]. St. Peterburg, Composer St. Peterburg Publ., 2013. 280 p.

24. Aivaz M.A. Sobranie sochineniy. Tom IV. Fortepiannye proizvedeniya. Chast' 2 [Collected Works. Volume IV. Piano Works. PartII]. St. Peterburg, Composer St. Peterburg Publ., 2013. 272 p.

25. Aivaz M.A. Sobranie sochineniy. Tom V. Proizvedeniya dlya skripki i fortepiano [Collected Works. Volume V. Works for Violin and Piano]. St. Peterburg, Composer St. Peterburg Publ., 2013. 88 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.