Научная статья на тему 'ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ Т. МАННА (АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «МАЛЕНЬКИЙ ГОСПОДИН ФРИДЕМАН»)'

ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ Т. МАННА (АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «МАЛЕНЬКИЙ ГОСПОДИН ФРИДЕМАН») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
949
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
critical realism / psychological portrait / element / impotence / collapse / inevitability / theme of the «little man». / критический реализм / психологический портрет / стихия / бессилие / крах / неизбежность / тема «маленького человека»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гауч О.Н., Кандыба Я.В.

Статья посвящена переосмыслению темы «маленького человека» в европейской литературе рубежа веков. В ходе художественного анализа произведения Т. Манна «Маленький господин Фридеман» были выявлены характеристики «маленького человека». К ним можно отнести следующие: невзрачный вид, замкнутость, отстраненность от людей, душевнобольной. Главные герой произведения – человек с психологической травмой, сформированной под воздействие окружающей среды. Т. Манн показывает как декадентские настроения, крах иллюзий, стихийность развития общества влияют на спихику человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF THE «LITTLE MAN» IN THE WORK OF T. MANN (ANALYSIS OF THE WORK «LITTLE HERR FRIEDEMANN»)

The article is devoted to the reinterpretation of the "little man" theme in the European literature of the turn of the century. In the course of the artistic analysis of T. Mann's work "Little Mr. Friedemann", the characteristics of the "little man"were revealed. These include the following: nondescript appearance, isolation, detachment from people, mentally ill. The main character of the work is a person with a psychological trauma formed under the influence of the environment. T. Mann shows how decadent moods, the collapse of illusions, the spontaneity of the development of society affect the human psyche.

Текст научной работы на тему «ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ Т. МАННА (АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «МАЛЕНЬКИЙ ГОСПОДИН ФРИДЕМАН»)»

THE THEME OF THE «LITTLE MAN» IN THE WORK OF T. MANN (ANALYSIS OF THE WORK

«LITTLE HERR FRIEDEMANN»)

Gauch O.,

candidate phiological sciences, docent of the department of socio-cultural activity, cultural studies and sociology Tyumen State Institute of Culture Kandyba Y.V.

student of the Faculty of Socio-Cultural Technologies of the Tyumen State Institute of Culture

DOI: 10.24412/2701-8377-2021-4-2-67-69

ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ Т. МАННА (АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«МАЛЕНЬКИЙ ГОСПОДИН ФРИДЕМАН»)

Гауч О.Н.,

кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии Тюменского государственного института культуры

Кандыба Я.В.

студент факультета социально-культурных технологий Тюменского государственного института

культуры

Аbstract

The article is devoted to the reinterpretation of the "little man" theme in the European literature of the turn of the century. In the course of the artistic analysis of T. Mann's work "Little Mr. Friedemann", the characteristics of the "little man"were revealed. These include the following: nondescript appearance, isolation, detachment from people, mentally ill. The main character of the work is a person with a psychological trauma formed under the influence of the environment. T. Mann shows how decadent moods, the collapse of illusions, the spontaneity of the development of society affect the human psyche.

Аннотация

Статья посвящена переосмыслению темы «маленького человека» в европейской литературе рубежа веков. В ходе художественного анализа произведения Т. Манна «Маленький господин Фридеман» были выявлены характеристики «маленького человека». К ним можно отнести следующие: невзрачный вид, замкнутость, отстраненность от людей, душевнобольной. Главные герой произведения - человек с психологической травмой, сформированной под воздействие окружающей среды. Т. Манн показывает как декадентские настроения, крах иллюзий, стихийность развития общества влияют на спихику человека.

Keywords: critical realism, psychological portrait, element, impotence, collapse, inevitability, theme of the «little man».

Ключевые слова: критический реализм, психологический портрет, стихия, бессилие, крах, неизбежность, тема «маленького человека».

Томас Манн - один из крупнейших мастеров критического реализма начала XX в. Его творчество, насыщенное богатейшим идейно-философским содержанием, занимает особое место в немецкой литературе. В 1898 году публикуется первый сборник его новелл «Маленький господин Фриде-маи», не получивший большой огласки в обществе. В этом сборнике были сформулированы идеи, которые отразились в позднем творчестве писателя: беспокойная мысль о неустроенности, противоречивом концепте современного мира. К наиболее углублённому осознанию данной идеи он придет позднее. Интерес начинающего писателя притягивают психологические трудности душевнобольного и неполноценного человека [3].

Томас Манн относится к философии, где фундаментом понимания мироустройства является стихийная, ничем не обособленная, Мировая Воля, обозначающаяся в его системе ценностей как бесконечное стремление. У нее нет начала. Она далеко за пределами причинности, времени и простран-

ства. Воля - это внутренняя сущность мира, наделенная универсально-космическими функциями. И поэтому все сущее: природа, человек, социальные институты и предметные формы культуры - представляют собой лишь ступени объективизации Воли [2].

Жизнь Т. Манна как мыслителя, вдохновленная деятельностью А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Р. Вагнера и систематической культурной концепции немецкого «конца века», сформирована за счёт постоянного перемещения к наиболее глубокому и продуктивному идеологическому ориентиру. Т. Манн акцентирует внимание на преодоление психологии декаданса, основательно им изведанной. Для себя он выделяет средство предельного самоочищения немецких «бюргерских» идеологических устоев, а в собственных работах - механизм «самоопределения» посредством рефлексии.

Художественный метод немецкого писателя выделяется благодаря сознательному отношению к творчеству и творческому процессу. Данное выражение можно понимать по-разному: во-первых, его

работы состоят из непосредственных размышлений о сути мироздания и творчества; формирование написанных работ сопутствие рефлексией, куда вступает интегральная составляющая; во-вторых, только наполнением произведений возможно выстроить проблематику искусства и творчества, выполняющая как раз-таки у Манна роль многоцелевого знака [5].

Томас Манн на расцвете своего творчества создает ряд новелл, которые в итоге переродились в общее произведение «Маленький господин Фриде-ман». Это произведение соответствует всем канонам и убеждениям немецкого писателя. В нём изображается мрачная, беспринципная и жестокая реальность, где действующие герои во многом проявляют собственный эгоизм по отношению друг к другу. Почерк автора заметен благодаря описанию гротескно-мрачной жизни общества того времени, раскрытию образов, которые порой совершенно отличаются друг от друга, акцентированию внимания на коммерциализацию любой деятельности, что сказалась на социальном строе.

История повествует о «маленьком человеке», господине Фридемане, живущем совершенно обычной жизнью. Однако у героя были черты, которые отличали его от остальных людей. Начнём с того, что сам по себе Иоганнес - человек замкнутый: «никто не знает, скольких душевных сил стоило ему, отрекшемуся от высшего, даруемого жизнью счастья, искренне наслаждаться доступными ему радостями» [4]. Отстраненность от людей сформировалась из-за его внешних качеств, ведь он был довольно маленького роста, горбатый и невзрачный на вид. Такие черты отпугивали людей, что повлияло на его эмоциональный настрой и уверенность в себе. Ещё с детства Фридеман ощущал одиночество и непринятие себя в обществе: «он любил тоску ради нее самой и говорил себе, что, когда надежды сбываются, все лучшее остается позади» [4]. Важно отметить, что Томас Манн создал героя, который не жалуется на игнорирование со стороны социума. Господин Фридеман - «маленький человек», который развивается и формируется, как личность, несмотря на психологические травмы.

Для глубокого раскрытия проблематики произведения в произведении описывается вся жизнь главного героя. Читатель выступает в роли наблюдателя и замечает изменения в поведении господина Фридемана. Если в начале повествования складывается образ человека, способного перейти через себя и любить жизнь, наполняя её красками в виде музыки, театра, живописи, то в финале отчётливо заметно, что герой признаёт некую победу общества в конфликте. Иоганнес строил для себя отдельный мир, отдаляясь, тем самым, от лишних взглядов и мнений, но в конечном итоге приходит к мысли о потери контроля и не нахождении власти над своими чувствами. На это повлияли многие запреты, которые он сам себе назначил. Например, Фридеман начал игнорировать любовные порывы к женщинам ещё с раннего детства: «другим это дает счастье и радость, мне же может принести только горе и страдание» [4]. Однако против природы

пойти нельзя, и спустя время герой влюбляется в госпожу Риннлинген, которая сначала играет с чувствами Иоганнеса, а потом беспощадно отталкивает его от себя. Финальной точкой становится кончина главного героя, разочаровавшегося в жизни и ощутившего внутренний крах. Томас Манн на фоне личной трагедии горбуна поднял вопрос о мироустройстве общества, о гибели нравов, об искусственном мире иллюзий и фальши.

Немецкий писатель был гуманистом, который ценил совокупные достижения западной культуры и верил в необходимость защиты цивилизации от опасностей разложения и варварства. Его работа -это запись осознания жизни с множеством возможностей и напряженности, присущей (более или менее плодотворной) реакции на эти возможности.

Анализируя данный рассказ, можно сделать вывод об идейно-художественном содержании творчества Томаса Манна, где в центре произведений - человек, его жизнь, противоречия человеческого бытия, отображено сосредоточение внимания на движениях человеческой души, изменениях, которые отбывали в психике героев, проникновение в человеческую душу, раскрытие внутреннего мира личности, показ зарождения чувств.

Помимо гуманистических идей, в произведении упоминается пагубное влияние денег на судьбы людей. Как и остальное общество, Иоганесс занимался коммерцией с юношеского возраста: «семнадцати лет он распростился со школой и занялся коммерцией, как занимались ею испокон века все люди его круга...» [4]. В приморском городе все были заняты лишь тем, что насыщались деньгами, как бюргеры-предприниматели. Мало кто видел другие интересы, кроме торговли, что сказывалось на кругозоре жителей. С самого детства детей приучали работать по схеме, не спрашивая об увлечениях и хобби. Автор выделяет проблему власти денег над людьми. Одиночество манновских героев в большой степени обусловлено уродством, болезнями, предрасположенностью к психическим заболеваниям. Общим для большинства персонажей является и неучастие в деловой жизни: источник их материального обеспечения - рента. Ранний период творчества немецкого писателя наполнен героями, которые имеют одинаковый возраст и не способны создать семью.

Томас Манн считает, что «Маленький господин Фридеман» - небольшая, меланхолическая история представляет собой прорыв в литературном мире для него самого, и что основной мотив, пронизывающий эту работу, появляется здесь впервые. Можно предположить, что этот основной мотив относится к стремлениям, которые изгнаны глубоко внутри нас, которые усваиваются в обычной жизни, но которые становятся неконтролируемыми в любое время [2].

Таким образом, слово у Т. Манна - это постоянная вероятность происхождения совершенно новых терминов, значение которых несёт в себе глубокий философский посыл. Принципиальная доступность сформированных образов, наличие

данных интерпретации под разными углами, насыщенная разнообразием значений и терминов, обрамляется у немецкого автора мыслями, относящимися к мифу как к началу, ограничивающему поток понятий и возвращающему их к единой точке - некой основе, смыслу и форме. На уровне художественного языка произведения таким смыслообра-зующим началом является символический образ, «взращенный» писателем на почве сугубо «реалистического» способа повествования. Историю творческого развития Томаса Манна нельзя всерьез понять, если не принимать во внимание его глубокую привязанность к русской литературе. Томас Манн -писатель-мыслитель - прошел сложный путь. Он вырос в среде состоятельного, консервативного бюргерства; немалую притягательную силу для него долгое время имели философы реакционного, иррационалистического склада - А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

References

1. Averintsev S.S. The symbol of art // SofiaLogos. Dictionary. - M., 2001.

2. Belyakov D.A. Deep psychology and poetics of T. Mann's novel «The Magic Mountain» / D.A. Belyakov // Actual issues of philological sciences: materials of the III International Scientific Conference (Kazan, October 2015). - Kazan, 2015. - Pp. 1-5. -URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/176/8841/

3. Mann T. Collected works: in 10 volumes: translated from German / Thomas Mann; edited by N.N. Wilmont and B. L. Suchkov. - M., 195-1961.

4. Mann T. Little Mr. Friedemann. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=19076&p=1

5. Fateeva A.S. Overcoming the text: Semiotics-hermeneutical tradition and the phenomenon of my-thologism in the culture of the twentieth century / A.S. Fateeva // Young scientist. - 2014. - № 18 (77).

IDEOLOGIZATION IN THE SEMANTICS OF A POLITICAL SIGN

Zava^^ G.

Doctor of Philological Sciences, Associate Professor Head of the Department of the Russian language, modern Russian and foreign literature, Voronezh State

Pedagogical University Russia, Voronezh DOI: 10.24412/2701-8377-2021-4-2-69-71

ИДЕОЛОГИЗИРОВАННОСТЬ В СЕМАНТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАКА

Заварзина Г.

доктор филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского языка, современной русской и зарубежной литературы, Воронежский государственный педагогический университет,

Россия, г. Воронеж

Abstract

This article is devoted to the study of ideologization as an obligatory attribute of any society and the main typological feature of political vocabulary. The paper deals with the question of ways of demonstration of ideologization in the language. The conclusion is made about the representation of so-called "ideological semes" in the content of a political sign, which exist due to ideological attitudes of native speakers.

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию идеологизированное™ как обязательного атрибута любого общества и основной типологической особенности политической лексики. В работе решается вопрос о способах проявления идеологизированности в языке. Делается вывод о представленности в плане содержания политического словесного знака так называемых «идеологизированных сем», наличие которых обусловливается идеологическими установками носителей языка.

Keywords: ideologization, semantics, language system, political vocabulary, ideologized semes, social evaluation.

Ключевые слова: идеологизированность, семантика, система языка, политическая лексика, идеологизированные семы, социальная оценочность.

Как известно, большинство исследователей основной типологической чертой политической лексики считают ее идеологизированность («классовую ориентированность», «идеологическую обусловленность», «идеологическую связанность»). Действительно, семантическая система языка может отражать «классовые интересы и позиции, что

наиболее отчетливо проступает в сфере общественно-политической лексики, являющейся наиболее идеологически связанной и обусловленной» [1]. Идеологические интенции субъекта политической коммуникации, несомненно, определяются, с одной стороны, его социальной принадлежностью, мировоззренческими позициями или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.