Научная статья на тему 'ТЕМА ЛЮБВИ В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (ИЗОБРАЖЕНИЯ У. БЛЕЙКА И Г. ДОРЕ)'

ТЕМА ЛЮБВИ В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (ИЗОБРАЖЕНИЯ У. БЛЕЙКА И Г. ДОРЕ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1146
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУША / ЛЮБОВЬ / ДАНТЕ / ИЗОБРАЖЕНИЕ / У. БЛЕЙК / Г. ДОРЕ / БОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ / ВЕЧНЫЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Левахина М. Ю.

Данная статья посвящена одной из наименее исследованных тем в изучении дантологии - теме любви в контексте бессмертной «Комедии» Данте Алигьери. На основе достаточного большого количества разнообразной литературы, тема любви проанализирована с точки зрения авторской позиции и двух разных стилей художников - У. Блейка и Г. Доре. Значительное место в статье занимает рассмотрение смысла «Комедии» показанное автором и художниками, какие художественные образы ими применялись, как выстраивался драматизм, и как понималось видение греха. Рассмотрены важные проблемы, такие как, отличительная черта видения Данте от видения художников. Как и с их помощью неслась новая идея, которую они заимствовали у периода Нового времени, и как им удалось привнести свою новую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕМА ЛЮБВИ В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (ИЗОБРАЖЕНИЯ У. БЛЕЙКА И Г. ДОРЕ)»

К У Л Ь Т У Р О Л О Г И Я

УДК 82-131

М. Ю. Левахина

ТЕМА ЛЮБВИ В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (ИЗОБРАЖЕНИЯ У. БЛЕЙКА И Г. ДОРЕ)

Данная статья посвящена одной из наименее исследованных тем в изучении дантологии - теме любви в контексте бессмертной «Комедии» Данте Алигьери. На основе достаточного большого количества разнообразной литературы, тема любви проанализирована с точки зрения авторской позиции и двух разных стилей художников - У. Блейка и Г. Доре. Значительное место в статье занимает рассмотрение смысла «Комедии» показанное автором и художниками, какие художественные образы ими применялись, как выстраивался драматизм, и как понималось видение греха. Рассмотрены важные проблемы, такие как, отличительная черта видения Данте от видения художников. Как и с их помощью неслась новая идея, которую они заимствовали у периода Нового времени, и как им удалось привнести свою новую.

Ключевые слова: Душа, Любовь, Данте, изображение, У. Блейк, Г. Доре, божественный образ, глубокий смысл, вечный.

«Божественная Комедия» в нашем понимании, это произведение, которое стало для всех поколений «божественной книгой». Мы можем прочесть в ней настоящее прозрение человеческих мыслей и чувств. Это объясняется тем, что Данте был свойственен новый тип мышления, а также новое видения мира и души человеческой. Поэтому неслучайно на протяжении многих столетий интерес к его личности не теряет своей актуальности и смысла.

Согласно Беме, «Божественность» заключает в себе те «образ и подобие», в соответствии с которым сотворен человек и которые образуют его идеальную суть [1, с. 17].

Просматривая текст «Комедии» можно увидеть насколько сильно в нем переплелись аллегория и мораль, мистика и любовь. По своей сущности именно любовь присутствует во всем тексте произведения, слова ее нельзя вырвать, они написаны автором под воздействием силь-

© Левахина М. Ю., 2012.

ного чувства. Но опять, же какой смысл вкладывал Данте в выражении «божественных» строк произведения, нам достоверно не известно, да и многими исследователями трактуется по-разному.

По словам одних, Данте пишет «книгу памяти», в которую входят воспоминания автора, они непосредственно связаны с предметом его воздыханий - Беатриче, и о вечной любви к ней. По строкам из «Божественной Комедии» мы можем судить, насколько сильно было чувство к ней:

В своих очах Любовь она хранит;

Блаженно все, на что она взирает;

Идет она - к ней всякий поспешает;

Приветит ли - в нем сердце задрожит.

Другие же исследователи сравнивают любовь Данте с двумя стихиями - «огнем» и «льдом». «Любовь Данте трогательна в своей свежести и наивности, и вместе с тем, в ней чувствуется веяние сурового и внимательного к себе духа, рука художника, думающего сразу о многом, переживающего сложнейшие драмы сердца». Душа молодого Данте излучает особенное тепло и свет, всякий, кто вдохнул в себя аромат интенсивной и страстной любви, разлитой в «Божественной Комедии»» [2, с. 12], не может остаться равнодушным.

Третьими, кто не остался равнодушен к тексту «Комедии» стали художники. Примером таких мастеров являются Гюстав Доре и Уильям Блейк. Им свойственно было отражение своего видения мира в произведении, они порой шли в разрез с текстом, изображая те моменты, которых не было, но которые возможно предполагались автором. Нужно отдать должное их художественной технике и мастерству живописного таланта. Эти имена выбраны ни случайно. Согласно их художественной технике можно судить о многом. А именно, о том, что они выступают творцами художественно-образного осмысления «Божественной комедии».

Согласно Данте, начало «Комедии» раскрывает неоднозначность содержания произведения. «Блуждая в «темном лесу» и потеряв надежду найти «простую дорогую», Данте старается подняться на гору, которой «была на исходе та долина [1, с. 17]». Художниками же раскрывается весь драматизм происходящего, это достигается ими на первых этапах изображения «Комедии». Примером этого служат иллюстрации Блейка. К работе над иллюстрированием произведения Данте, Уильям Блейк - поэт-романтик приступил в 1825 году, незадолго до смерти. Полный цикл иллюстраций он предполагал сделать очень большим, но успел выполнить только часть акварельных эскизов и 7 гравюр.

Рассмотрим некоторые из них (рис. 1). Тему любви им изображалась как нечто разлитое в краске, а прежде всего она у него был видна в изображениях природы, с помощью ярко-розового, багрово-красного «течения» палитры красок. Можно задать вопрос, а почему именно «разлита линия» в красках? И на это мы можем смело ответить, так связь между героями произведения тоже была далека, один герой шел навстречу другому, но постоянно попадал в какие, то сплетения судьбы, событий и т.д. Достаточно посмотреть на другую работу (рис. 2) и увидим насколько был глубок и тонок сам внутренний мир худодника. Мы ясно видим, что это был тот человек, которому удалось достичь высокого уровня самовыражения, способен был выходить за обычные условные рамки человеческого осознания, за пределы работы органов чувств и разума. Возникает вполне закономерный вопрос: а не был ли он сам наделен чем-то особенным, позволяющим ему видеть мир другими глазами - более сложным и многообразным, не находился ли он на более высоком уровне человеческого осознания. Вероятнее всего, им так же как Данте владела поистине настоящая любовь.

Исследователи называют У. Блейка визионером. Почему? Потому что ему одному было свойственно изображать так, что это было - вызовом к исходному тексту. Например темный лес - с точки зрения самого Данте это и аллегория обстоятельств жизни, и политическая ситуация в Италии того времени и т.п. У Блейка же лес это - это раскрытие смысла бытия, в его трехслойный интерпретации: главной из которых является рассмотрение личной жизненной драмы (рис. 3).

Что же касается Г. Доре, то его вклад в воссоздании текса «Комедии» Данте был велик. А именно это художник с гениальным талантом гравера, высококлассным качеством воспроизведения реальности форм, динамики движения героев и целостного изображения композиции в сюжете, смог наиболее точно воссоздать строки великого Данте.

Рис. 1. У. Блейк (АД, Песнь V)

Рис. 2. У. Блейк (АД, Песнь XXIV)

Его работам свойственен глубокий реализм и тонкая прорисовка отдельных деталей природы, одежд, лиц героев и т.д. Им была проведена колоссальная работа в воспроизведении сюжетной линии «Комедии». К каждой отдельной главе, песни и даже порой построчному сюжету были выполнены им гравюры. Их настолько много, что сложив их по порядку текстового содержания, перелистывая одну за другой картинку, изображающую тот или иной сюжет (причем

неотделимый от предыдущего), мы можем получить своего рода диафильм. Сменяющие изображения один за другим имеют черно-серое и порой чисто белое очертание.

Ему было присуща совершенно другая манера изображения реального и вымышленного, обыденного и замысловатого. Внешний вид его работ это уже попытка показать, замысел истинной любви, в композиции. Ни в одной из его работ мы не видим размытого очертания героев или природы, все эмоционально уравновешено и зыбко.

К последней части «Комедии» «Рай» Доре выполнены работы наделенные видимой влюбленностью самой композиции (рис. 3). Художником сделано это было ни случайно, так как самим Данте уже в третьей песни «Рая» найдено отражение словам влюбленности: «Как чистое, прозрачное стекло, Иль ясных вод спокойное теченье, Где дно от глаз неглубоко ушло, Нам возвращают наше отраженье Столь бледным, что жемчужину скорей На белизне чела отыщет зренье, - такой увиделя чреду теней, Беседы ждавших; тут я обманулся Иначе, чем влюбившийся в ручей».

Рис. 3. Г. Доре

BecmnuK Maeucmpamypu. 2012. № 2(5).

ISSN 2223-4047

В этой главе практически в каждом изображении присутствуют парящие два и более ангела, которые несут «божественный свет» и нечто таинственное.

Так же можно отметить еще тот факт, что изображения героев расположены на воздушно-белых облаках, что в свою очередь означает нечто высокое, возвышенное - подобное настоящей любви.

Художник использовал элементы яркого свечения в своих работах, а также соединение фигур влюбленных (рис. 4). И даже, в одном из его изображений можно увидеть собравшихся парящих ангелов в единое целое, которое в результате образует вид сердца (рис. 5). В отличие от Блейка Доре было свойственно искать символы во всем. В элементах изображения природы, мимике и даже складках одежды героев.

Библиографический список

1. Данте, А. Божественная Комедия: Ч. 1. Ад (В переводах рус. писателей). - Спб., 1913.

2. Голенищев-Кутузов, И. Н. Данте. Жизнь замечательных людей / И. Н. Голенищев-Кутузов. - М.: Молодая гвардия, 1967.

ЛЕВАХИНА Майя Юрьевна - магистрант исторического факультета, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.