Научная статья на тему 'Тема круга и квадрата в китайской, индоевропейской и некоторых других культурных традициях'

Тема круга и квадрата в китайской, индоевропейской и некоторых других культурных традициях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алтарь / идеальный город / китайская культурная традиция / индоевропейская культурная традиция / altar / ideal city / Chinese cultural tradition / Indo-European cultural tradition

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Павлов Николай Леонидович

Рассмотрен ряд аспектов представления темы круга и квадрата в архитектуре и градостроительстве в китайской, индоевропейской и некоторых других культурных традициях. Определены особенности представления темы круга и квадрата в архитектуре алтарей Неба и Земли в китайской культурной традиции по сравнению с индоевропейской. Для этих традиций определенны общие черты в представлении «Града Небесного» и в построении плана регулярного города. Показан китайский вариант представления темы «власти» и «знания» в головном уборе императора, предназначенном для ритуала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theme of the circle and the square in Chinese, Indo-European and some other cultural traditions

A number of aspects of the presentation of the circle and square theme in architecture and urban planning in Chinese, Indo-European and some other traditions are considered. The features of the presentation of the circle and square themes in the architecture of the altars of Heaven and Earth in the Chinese tradition compared with the Indo-European one are determined. For these traditions, there are certain common features in the representation of the "Heavenly City" and in the construction of a regular city plan. The Chinese version of the presentation of the theme of "power" and "knowledge" in the emperor's headdress intended for the ritual is shown.

Текст научной работы на тему «Тема круга и квадрата в китайской, индоевропейской и некоторых других культурных традициях»

Architecture and Modern Information Technologies. 2023. №1(62). С. 30-44

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Научная статья

УДК/UDC 72.031.2:711.03:72.04 DOI: 10.24412/1998-4839-2023-1-30-44

Тема круга и квадрата в китайской, индоевропейской и некоторых других культурных традициях

Николай Леонидович Павлов1

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия pavlovnl@mail.ru

Аннотация: Рассмотрен ряд аспектов представления темы круга и квадрата в архитектуре и градостроительстве в китайской, индоевропейской и некоторых других культурных традициях. Определены особенности представления темы круга и квадрата в архитектуре алтарей Неба и Земли в китайской культурной традиции по сравнению с индоевропейской. Для этих традиций определенны общие черты в представлении «Града Небесного» и в построении плана регулярного города. Показан китайский вариант представления темы «власти» и «знания» в головном уборе императора, предназначенном для ритуала.

Ключевые слова: алтарь, идеальный город, китайская культурная традиция, индоевропейская культурная традиция

Для цитирования: Павлов Н.Л. Тема круга и квадрата в китайской, индоевропейской и некоторых других культурных традициях // Architecture and Modern Information Technologies. 2023. №1(62). С. 30-44.

URL: https://marhi.ru/AMIT/2023/1kvart23/PDF/01 pavlov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-20231-30-44

ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM

Original article

The theme of the circle and square in Chinese, Indo-European and some other cultural traditions

Nikolai L. Pavlov1

Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia pavlovnl@mail.ru

Abstract: A number of aspects of the presentation of the circle and square theme in architecture and urban planning in Chinese, Indo-European and some other traditions are considered. The features of the presentation of the circle and square themes in the architecture of the altars of Heaven and Earth in the Chinese tradition compared with the Indo-European one are determined. For these traditions, there are certain common features in the representation of the "Heavenly City" and in the construction of a regular city plan. The Chinese version of the presentation of the theme of "power" and "knowledge" in the emperor's headdress intended for the ritual is shown. Keywords: altar, ideal city, Chinese cultural tradition, Indo-European cultural tradition For citation: Pavlov N.L. The theme of the circle and the square in Chinese, Indo-European and some other cultural traditions. Architecture and Modern Information Technologies, 2023, no. 1(62), pp. 30-44. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2023/1kvart23/PDF/01 pavlov.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2023-1 -30-44

1 © Павлов Н.Л., 2023

Есть великий Круг в вышине И великий Квадрат в глубине; Ты, сумевши это взять образцом, Станешь матерью народу и отцом.

Люйши чюньцю. Послесловие2

Введение

Тема круга и квадрата в архитектуре и градостроительстве индоевропейской и некоторых других культурных традиций была неоднократно рассмотрена автором в целом ряде научных публикаций [2, 3]. С выходом в свет шеститомной энциклопедии «Духовная культура Китая» [1] и особенно после выхода монографии [7], а затем и защиты в МАРХИ докторской диссертации М.Ю.Шевченко «Нормативная архитектура Китая ^1-начало ХХ вв.)» [8], появилась возможность провести некоторые сопоставления по этой теме, которой и посвящена данная статья.

По мере освоения земледелия и перехода к оседлому образу жизни, человек начал проецировать на пахотную землю, на жилища, а за тем и на все пространство жизнедеятельности свою осевую ортогональную структуру. Некогда круглое в плане жилище постепенно трансформировалось в квадратное. Со временем проявились «идеальные» ортогональные планы городов (рис. 1). Еще позднее ортогональной сеткой координат был «обтянут» весь земной шар.

а)

б)

в)

г)

2 Люйши чюньцю. «Весны и осени советника Люя» Энциклопедический трактат ок. III века до н.э. Цит. по [6].

д)

Рис. 1. Человек проецирует ортогональное осевое построение своего тела в структуру жилища и города: а) ортогональное осевое построение тела человека; б) Китай. Неолит. Квадратное жилище; регулярный город: в) Китай; г) Индия; д) Античный Рим. Колониальный город Тимгад

В индоевропейской традиции круг чаще всего соотносится с Землей, а квадрат с Небом. В индуистской традиции на квадратном в плане алтаре неба (ахавания агни), представляющем небесный океан, ритуал совершался жрецами храма. На круглом алтаре земли (гархапатья агни - алтарь домохозяина) совершались и совершаются по сей день «земные», семейные ритуалы (рис. 2а).

Такая система представлений оформилась в эпоху бронзы, когда человек, овладев металлом, возможно, впервые на какое-то время вообразил себя владыкой мира. В индоевропейской традиции это эпохальное событие отразилось в мифе о низвержении с неба старых «змееногих» богов и утверждении господства новых - антропоморфных (рис. 2б). В подтверждение этого эпохального события была создана эпическая литература, наиболее полно представленная в известных памятниках Античной Греции и в Древней Индии. С утверждением на небе антропоморфных богов само небо и посвященные ему алтари стали «правильными» квадратными (рис. 2а).

а) б)

Рис. 2. Утверждение на небе антропоморфных богов и становление квадратного алтаря Неба: а) ведическая традиция: антропоморфных богов чтят перед индуистским храмом на «правильном», квадратном как само небо алтаре; б) античная традиция: Зевс поражает змееногого Тифона. Халкидская гидрия

Ортогональность в архаичных построениях

Вслед за утверждением на небе «правильных» антропоморфных богов человек утвердил на небе свою осевую ортогональность. Во многих культурных традициях описываются и представляются «правильные», квадратные «Грады Небесные». Для христианской традиции достаточно отметить широко распространенное представление о Небесном Иерусалиме, выглядевшем как небесная твердыня - кубическая крепость с 12 воротами (рис. 3а).

В китайской традиции такая схема проявиллась в виде плана идеального города с 12 воротами - столицы Поднебесной, Срединного царства, которая, очевидно, подразумевалась спроектированной с неба столицей всего мира (рис. 3б). Та же тема квадратного плана и 12 ворот присутствует во внешнем абрисе Алтаря Неба (рис. 3в). Она же зафиксирована в схеме шанырака - «небесного колеса» в зените тюркской юрты (рис. 3г).

а) 33

б) в) г)

Рис. 3. Квадрат и круг в представлении Неба и идеального города: а) Небесный Град Иерусалим миниатюра XIII века; б) Китай. Идеальный город - столица Поднебесной; в) Алтарь Неба; г) Тюркская юрта. Схема шанырака - небесного основания юрты

В индийской традиции кубическому Небесному Граду соответствует термин ¡¡эгтуэ -«твердыня», представленная в виде кубического ¡¡эгтукв - реликвария Будды, вознесенного на полусферу буддийского ступы и со временем архитектурно офомившегося как «Небесный Дворец» (рис. 4а). В христианской традиции реликварий - олицетворение небесной власти на Земле, куб - кувуклия в храме Гроба Господня в Иерусалиме (рис. 4б). В Исламе - Кааба в Мекке (рис. 4в).

а) б) в)

Рис. 4. Кубические реликварии, соотносимые с основателем религии и с небом: а) Индия. Хармика ступы - Небесная Твердыня; б) Иерусалим. Храм Гроба Господня. Кувуклия; в) Мекка. Кааба

Круг и квадрат

Тема круга и квадрата в китайской традиции обычно рассматривается как соотнесение круглого неба и квадратной земли. При этом чаще всего рассматривается не весь алтарный комплекс, а только центральная алтарная платформа (рис. 5).

а) б)

Рис. 5. Пекин. Центральные платформы: а) Алтаря Неба; б) Алтаря Земли

Такое расхожее представление требует существенных уточнений. Во-первых, в основе китайской земледельческой традиции лежит квадратное в плане поле, еще в глубокой древности оформившееся в виде схемы «колодезного поля». В этой схеме восемь наделов землепользователей группируются вокруг девятого, который обрабатывается ими совместно, и урожай, с которого принадлежит вану (императору) как натуральный налог. Схема «колодезного поля» получила свое органичное развитие как одна из основ всей китайской культуры, включая архитектуру и градостроительство, а также как устройство всей Поднебесной (рис. 6).

а)

б)

в)

г)

Рис. 6. Квадрат в китайской традиции: а) иероглиф «колодец»; б) схема «колодезного поля»; по схеме «колодезного поля» построены: в) храм-дворец минтан (Зал Света); г) регулярные планы городов разного ранга

Именно по схеме «колодезного поля» построена верхняя платформа Алтаря Земли: выделенный крупным мощением центральный квадрат и восемь равных ему по площади квадратов вокруг (рис. 7б, в). В таком аспекте квадратную структуру Алтаря Земли можно рассматривать не просто как представление самой Земли как таковой, но как «Земли, возделанной человеком»3. На это указывает и название другого квадратного в плане алтаря - Алтаря Земли и Злаков, который, в отличие от императорских Алтарей Неба и Земли, был общедоступным для моления об урожае4. Получается, что Земля, возделанная человеком, становится «правильной», квадратной, ортогональной, как и сам человек в его осевом построении (рис. 7).

а)

б)

3 Подобное мнение о «правильности», ортогональности человека и создаваемых им на земле «правильных», квадратных структур как культурного основания земной жизни ранее высказал Г.А. Ткаченко [5, с. 199. 281, 282 и др.] (прим. автора).

4 По сообщению М.Ю. Шевченко, за которое приношу ей свою благодарность (прим. автора).

в)

Рис. 7. Ортогональность осевого построения тела человека проявляется в процессе земледельческого освоения им земного пространства: а) человек в своем ортогональном осевом построении; б) план «колодезного поля»; в) план верхней платформы Алтаря Земли

В таком аспекте сам Алтарь Неба, а за тем и его круглая ограда с 12 воротами предстает как источник небесной проекции на землю идеи Града Небесного (рис. 8а, 8в, 10в). В свою очередь, квадратная ограда всего комплекса с 12 воротами оказывается этой проекцией реализованной на возделанной Земле, которая в результате ее освоения человеком стала «правильной», квадратной. Главные признаки такой «окультуренной» человеком Земли: квадратный план и 12 ворот - те же, что и у спроектированного с Неба центра всей Поднебесной - столичного города (рис. 8б).

а) б)

в)

Рис. 8. Круглая платформа императорского Алтаря Неба окружена квадратной оградой с 12 воротами - наземной проекцией Града Небесного - идеальной столицы Мира: а) Алтарь Неба. План; б) план идеального города - центра мира, столицы Поднебесной; в) Алтарь Неба. Современный вид сверху

Во-вторых, в китайской традиции культ Неба играет особую роль. Император получает мандат на управление страной от самого Неба, и потому почитается как сын Неба. Обращение к Небу с верхней платформы алтаря - личная прерогатива императора. Этот факт позволяет рассматривать круглую в плане трехъярусную платформу Алтаря Неба не только как изображение Неба, но и как обращение, призыв к Небу о его нисхождении к людям и ниспослании им благополучия. Подобная тема, как тема верхнего отверстия в храме, призывающего Бога в свидетели земной жизни, широко представлена в архитектуре индоевропейских и других народов. Приведем только античный и следующий за ним христианский вариант небесного зрака - окулюса5, созданного для призвания бога в качестве свидетеля земного Бытия и обращенной к нему молитвы, как небесного судьи и подателя блага (рис. 9).

а) б)

Рис. 9. Античный и христианский вариант небесного зрака - окулюса: а) Рим. Пантеон. Боги, призванные в храм, свидетельствуют свое присутствие в нем сверху: солнечным светом, дождем, молнией, громом; б) Византия. Призванный в храм Христос - свидетель, судья и податель блага

5 Здесь можно заметить, что Платон представлял Вселенную как сферу, в зраке которой Бог (прим. автора).

Власть Неба, призываемого в свидетели и благодетели земной жизни, в китайском варианте простирается лестничными сходами, направленными на все четыре стороны света по трем ярусам алтаря. Общее число лестниц - 12, вместе с другими двенадцатиричными циклами китайской культуры утверждает на земле власть Неба на все времена года (рис. 10а). В каждом лестничном марше по 9 ступеней, что соотносится с полнотой санкционированной Небом власти императора, осуществляющего на алтаре ритуал обращения к Небу (рис. 10б).

От лестниц трехъярусного алтаря эта власть распространяется на все четыре стороны света четырьмя мощеными дорогами до круглой «ограды Неба» и представляется на ней во внешний мир 12 воротами по три с каждой из четырех сторон света, как в Граде Небесном (рис. 10в). От этих трех ворот власть Неба простирается по квадратной Земле тремя дорогами в каждую из четырех сторон света до квадратной в плане ограды и представляется на ней еще раз 12 парадными воротами: трое ворот с каждой стороны света (рис. 10г, 8).

а) б)

в) г)

Рис. 10. Представление Власти Неба в построении императорского алтаря Неба в Пекине: а) трехъярусная платфома Алтаря Неба; б) лестницы: 3 марша по 9 ступеней; в) трое ворот в круглой ограде Алтаря; г) общий план комплекса Алтаря Неба

Другой аспект темы квадрата. Представление человеком Небу своей прямоугольности, правильности начало формироваться в глубокой древности. В индоевропейской и ряде других традиций человек, обращаясь к небу, демонстрирует свою «правильность» квадратным проемом в кровле (рис. 11).

в)

Рис. 11. Человек раскрывает свое жилище к небу, представляет ему свою «правильность» квадратным отверстием в кровле и квадратным двором: а) Турция. Чаттал Хуйюк У1-У тысячелетие до н.э.; б) современный Китай, подземная деревня; в) Помпеи, атриум: квадратные имплювий и комплювий

В других случаях человек представляет Небу свою «правильность» квадратным завершением архитектурной формы (рис. 12а-е). Свое знание он удостоверяет «правильным», квадратным головным убором (рис. 12ж).

а) б) в)

ж)

Рис. 12. Человек обращается к небу квадратным навершием архитектурных форм: а) неолитический алтарик; б) квадратный небесный сосуд-дрона над буддийским ступой; квадратный абак; в) на античной капители; г) на индийской капители; д) на головном уборе корриатиды; е) китайская обсерватория VIII век; ж) ритуальные квадратные головные уборы профессоров Оксфорда

Вместе с тем, как предстатель Земли пред Небом и, главное, центра всей Поднебесной -«Срединного царства», построенного по «правильным» ортогональным законам, император демонстрирует Небу свою «правильность», свое соответствие небесному мандату подпрямоугольным головным убором (рис. 14а).

И здесь есть еще один интересный нюанс. В ведической алтарной системе центральный алтарь «веди» - «знание», согласно Шатапатхабрахмане, «имеет форму женщины». В плане он расширяется от центра в обе стороны: в сторону квадратного Алтаря Неба и в сторону круглого Алтаря Земли. Судя по такой алтарной структуре, одним из важнейших аспектов ведического ритуала было продвижение «в знании» от земли к небу (рис. 13).

Рис. 13. Ведическая алтарная система по Шатапатхабрахмане. Слева - квадратный Алтарь Неба. Справа - круглый Алтарь Земли (домохозяина). Между ними - Алтарь «Веди» - «знание»

В китайской традиции так же был своеобразный культ знания. Он был введен в основу государственной системы как обязательное, говоря современными терминами, «непрерывное и опережающее» образование со строгими экзаменами, дающими право занятия должностей разного ранга. И в этом аспекте интересно, что ритуальный головной убор императора в плане имеет целый ряд вариантов. Ранний вариант представлен правильным прямоугольником (рис. 14а). Другой вариант по концам имеет с одной стороны круглое, а с другой - квадратное завершение, как бы объединяя в себе круглое небо и квадратную землю (рис. 14б). Наконец, еще один вариант имеет тот же контур, что и алтарь «веди» - «знание», который в ведической традиции связывает круглый Алтарь Земли и квадратный Алтарь Неба.

Интересно, что в одних случаях количество подвесок, равное девяти, наглядно представляет владычество императора над «правильным» Срединным царством - «всей»

Поднебесной построенной по схеме «колодец» В других случаях количество подвесок равно двенадцати, что, очевидно, представляет императора как «Владыку времени (жизни)» своих подданных.

в) г)

Рис. 14. а), б), в) три вида ритуального головного убора императора - Мяньгуан; г) план ведического алтаря «веди» - «знание»

Заключение

В итоге следует констатировать, что в китайской культурной традиции, несмотря на многие, казалось бы, принципиальные, отличия от индоевропейской, представление круга и

квадрата в архитектуре и градостроительстве развивалось в общем русле культурных традиций Старого Света. Особенности соотнесения круга и квадрата с Небом и Землей, определенные здесь на материале архитектуры и градостроительства, а также ряд специфически китайских трактовок этой темы выглядят вполне закономерными.

Другие аспекты этой темы, в том числе проблема соотнесения возможностей автохтонного происхождения и (или) заимствования, остаются предметом отдельного рассмотрения.

Источники иллюстраций

Рис. 1. а) [4]; б), в) [7]; г, д) [5].

Рис. 2. а, б) [3].

Рис. 3. а) [2]; б, в) [7]; г) [4].

Рис. 4. а) [9]; б) архив автора; в) [7].

Рис. 5. а) [б]; б) авторская интерпретация.

Рис. 6. а-в) [7]; г) [5].

Рис. 7. а) [4]; б, в) [7].

Рис. 8. а) [4]; б) [7]; в) URL: http://rovdyrdreams.com/pekinskiy-hram-neba-i-tsentralnaya-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tochka-mira-po-kitayskoy-versii/ (дата обращения 18.01.2023).

Рис. 9. а-б) [3].

Рис. 10. а-в) [7]; г) [3].

Рис. 11. а-в) архив автора.

Рис. 12. а) [3]; б) [9]; в) [3]; г) [9]; д, е) [3]; ж) URL: ukvibes.wordpress.com (дата обращения

18.01.2023).

Рис. 13. [3].

Рис. 14. а-в) URL: aminoapps.com (дата обращения 18.01.2023); г) [3].

Список источников

1. Духовная культура Китая. Энциклопедия в 6 томах. Москва: «Восточная литература» РАН, 2006-2010. T. 1. 727 с. Т. 5. 1087 с.

2. Кудрявцев М.П. Москва-Третий Рим. Москва: «Сол Систем», 1994. 255 с.

3. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 359 с.

4. Павлов Н.Л. Архитектура. Введение в профессию. Москва: Архитектура-С, 2018. 471 с.

5. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Москва: Стройиздат, 1984. 376 с.

6. Ткаченко Г. Избранные труды: Китайская космология и антропология. Москва: РАО Говорящая книга, 2008. 387 с.

7. Шевченко М.Ю. История архитектуры и градостроительства Китая. Москва: Архитектура-С, 2019. 477 с.

8. Шевченко М.Ю. Нормативная архитектура Китая (VI-начало ХХ вв.): генезис, принципы, эволюция. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры Москва, 2022. Т. 1. 350 с. Т. 2. 103 с.

9. Fergusson James. History of indian and eastern architecture. London, 1910. 450 p.

References

1. Duhovnaya kul'tura Kitaya. Enciklopediya v 6 tomah [Spiritual culture of China. Encyclopedia in 6 volumes]. Moscow, 2006-2010, vol. 1, 727 p., vol. 5., 1087 p.

2. Kudryavcev M.P. Moskva-Tretij Rim [Kudryavtsev M.P. Moscow-The Third Rome]. Moscow, 1994, 255 р.

3. Pavlov N.L. Altar'. Stupa. Hram. Arhaicheskoe mirozdanie v arhitekture indoevropejcev [Altar. Stupa. Temple. Archaic universe in the architecture of the Indo-Europeans]. Moscow, 2022, 359 p.

4. Pavlov N.L. Arhitektura. Vvedenie vprofessiyu [Architecture. Introduction to the profession]. Moscow, 2018, 471 p.

5. Savarenskaya T.F. Istoriya gradostroitel'nogo iskusstva [History of urban art]. Moscow, 1984, 376 p.

6. Tkachenko G. Izbrannye trudy: Kitajskaya kosmologiya i antropologiya [Selected works: Chinese cosmology and anthropology]. Moscow, 2008, 387 p.

7. SHevchenko M.YU. Istoriya arhitektury i gradostroitel'stva Kitaya [History of architecture and urban planning in China]. Moscow, 2019, 477 p.

8. Shevchenko M.Yu. Normativnaya arhitektura Kitaya (VI-nachalo HKH vv.): genezis, principy, evolyuciya. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora arhitektury [Normative architecture of China (Vl-early XX centuries): genesis, principles, evolution. Dissertation for the degree of Doctor of Architecture]. Moscow, 2022, vol. 1, 350 p. vol. 2, 103 p.

9. Fergusson James. History of indian and eastern architecture. London, 1910, 450 p.

ОБ АВТОРЕ

Павлов Николай Леонидович

Доктор архитектуры, профессор кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия pavlovnl@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR Pavlov Nikolay L.

Doctor of Science in Architecture, Professor at the Department of «Soviet and Modern Foreign Architecture », Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia pavlovnl@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.