УДК 37
Вагель Ю.А.
Студент 1 курса, профиль «Русский язык и литература» Научный руководитель: Семенова Е.В.
канд. пед. наук, доцент г. Лесосибирск, РФ
ТЕМА ГЕРОИЗМА В СПЕКТАКЛЕ «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ. ЧЕРНЫЙ ЯНВАРЬ 1943 ГОДА»:
СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ
Аннотация
Статья посвящена анализу опыта подготовки и проведения спектакля «Молодая Гвардия. Черный январь 1943 года» в Ачинском педагогическом колледже Красноярского края в 2023 году. Представлено описание «взросления» участников спектакля, понимания важности эмоционального воздействия на зрителей в ходе спектакля. Отмечена роль документалистики в сценарии. Выделен аспект проявления творческого начала в проведении мероприятия. Описано впечатление, которое спектакль оказал на зрителей.
Ключевые слова
Молодая гвардия, патриотизм, средства театрального искусства, героизм, документалистика.
Vagel Yu.A.
1st year student, major "Russian language and literature" Scientific supervisor: Semenova E.V.
Ph.D. ped. Sciences, Associate Professor Lesosibirsk, Russian Federation
THE THEME OF HEROISM IN THE PLAY "THE YOUNG GUARD. BLACK JANUARY 1943": MODERN READING
Abstract
The article is devoted to the analysis of the experience of preparing and staging the play "Young Guard. Black January 1943" at the Achinsk Pedagogical College of the Krasnoyarsk Territory in 2023. A description of the "growing up" of the participants in the performance and an understanding of the importance of the emotional impact on the audience during the performance is presented. The role of documentary in the script is noted. The aspect of manifestation of creativity is highlighted in holding the event. The impression that the performance had on the audience is described.
Keywords
Young Guard, patriotism, theatrical art, heroism, documentary.
Воспитание патриотизма - одна из самых важных задач современного образования. Для решения этой задачи привлекаются разные средства: непосредственная работа с обучающимися, беседы в рамках «Разговоры о важном», знакомство с различными источниками об истории и культуре страны, участие в проекте «Без срока давности» [1], в акции «Бессмертный полк», в разнообразных флешмобах патриотического содержания и др.
Немаловажную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения занимает воспитание с помощью искусства. Для этого в образовательных учреждениях проводятся мероприятия, ориентированные на актуализацию и воспитание патриотических чувств.
Известно, что чувства относятся к эмоциональной сфере человека, которая играет важную роль в жизни личности в целом, а в период становления подрастающего человека этот процесс приобретает особую значимость.
Цель предлагаемой статьи - проанализировать опыт подготовки и постановки спектакля «Молодая гвардия. Черный январь 1943 года» в Ачинском педагогическом колледже Красноярского края в 2023 году. Спектакль был призван вызвать у зрителей, участников и исполнителей чувства гордости за нашу Родину и благодарности тем, кто героически отдал свою жизнь за свободу родной страны в годы Великой Отечественной войны.
За основу работы были взяты Методические рекомендации по созданию театрализованного представления по мотивам рок-оратории «Молодая гвардия. Чёрный январь 1943 года» [2]. В Методических рекомендациях дана общая линия проведения мероприятия, каждое образовательное учреждение имеет возможность корректировать его ход, добавлять новые элементы. Так, в постановке спектакля Ачинского педагогического колледжа были добавлены те стихи, песни, которые на взгляд постановщика наиболее точно отражали главное идейное содержание спектакля. В спектакле было много символов, что вполне уместно отразить средствами искусства танца и пантомимы. Поэтому особое внимание было уделено подготовке танцевальных номеров.
В целом Методические рекомендации дают возможность творчески подойти к предлагаемому материалу. Именно это мы воплотили в спектакле, но основная содержательная линия осталась неизменной - на сцене нашел отражение героический подвиг молодогвардейцев, показанный средствами театрального искусства.
Вместе с тем мы сочли целесообразным оставить неизменным факт наличия документалистики в спектакле. Следует отметить, что в тексте Методических рекомендаций кроме предлагаемых стихов и полилогов актеров присутствуют тексты документального характера. Так, ведущий озвучивает тексты документов, свидетельствующих о планах Вермахта, согласно которым гитлеровская Германия намеревалась захватить нашу страну с целью превращения ее в сырьевой придаток. Для этого нужно было уничтожить значительную часть населения страны, т.е. совершить геноцид народа Советского Союза, что гитлеровская Германия с особой жестокостью совершала на оккупированных территориях. Донбасс как богатый угольный регион был в приоритете захвата. Но фашисты просчитались, они полагали, что «поход» на Советский Союз будет таким же легким, каким был захват Гитлером европейских стран.
Мы оставили неизменным этот фрагмент Методических рекомендаций, что в определенной степени расширило образовательные цели мероприятия. Кроме рекомендованных целей обогащения знания зрителей и исполнителей о героическом прошлом своего народа на основании рассказа о «Молодой гвардии» и осознании роли борьбы молодогвардейцев против фашистских захватчиков в освобождении Родины, мы сформулировали еще одну не менее важную образовательную задачу: основываясь на документах, показать всю бесчеловечность планов Гитлера.
Во время подготовки к спектаклю мы наблюдали за поведением участников и их отношением к материалу спектакля. Нам было важно уловить «момент взросления», ту точку, когда участники спектакля должны были «прожить» жизнь своих героев, прочувствовать то, что чувствовали и пережили их герои -совсем молодые люди, которым выпало тяжелое испытание - отдать жизнь за свободу Родины. Наши наблюдения показали, что в период подготовки спектакля все, кто был задействован в нем, прониклись общей идеей. Часто они вносили свои предложения с целью сделать спектакль более эмоциональным. На репетициях и в ходе самого спектакля «актеры» - участники спектакля старались исполнять свои роли так, чтобы четко проявлялся спектр эмоций, связанный с сопереживанием героям. Участники признавались, что они ставили себя на место героев, прекрасно понимая ситуацию. Ведь речь шла о совсем юных выпускниках школы, которые мечтали о будущем, и никто из них не мог себе представить, какие испытания выпадут на их долю.
На сцене предстояло прожить целую жизнь, когда от мечты о будущем человек приходит к поступку, который характеризует его как настоящего патриота. В условиях военного времени каждый человек переживает сложный момент, когда нужно сделать выбор - стать предателем или отдать жизнь за родную землю.
Декорации, костюмы, музыка, свет на сцене добавляли представлению реалистичность и вызывали яркие эмоции. Участники спектакля переживали всё происходящее со своим героям как наяву. Они признавались, что в минуты истинного сопереживания своим героям их буквально бросало в дрожь. По признаниям зрителей невозможно было остаться равнодушным в сцене, когда ребят вели на расстрел и когда голос за кадром озвучивал текст, называл имена, фамилии погибших, их возраст. Понимаешь, что это дети, это просто дети, ни в чем не повинные. Они шли защищать свою Родину. У некоторых актёров были слёзы на глазах.
После окончания спектакля мы провели опрос зрителей. У всех были разные эмоции. Многие испытали гордость, другие страх и печаль. Некоторые высказались, что испытывали отвращение к поступкам предателей и дезертиров. В итоге все сошлись во мнении, что они будут помнить подвиг молодогвардейцев, и сами будут стоять за Родину. Было даже высказано мнение «...мы назовем своих детей именами молодогвардейцев».
Работа над спектаклем еще раз доказала, что искусство обладает особой силой воздействия на эмоциональную сферу человека. Современное понимание достаточно хорошо известной истории может быть актуальным в силу разных причин: от благодарности тем, кто отдал свою жизнь за Родину в годы Великой Отечественной до понимания того, что борьба с фашизмом и нацизмом продолжается и в наше время.
Список использованной литературы:
1. Проект «Без срока давности». - URL: https://memory45.su/
2. Методические рекомендации по созданию театрализованного представления (спектакля) по мотивам рок-оратории «Молодая Гвардия. Чёрный январь 1943 года» в общеобразовательных организациях Российской Федерации. - URL.- https://vcht.center/wp-content/uploads/Stsenarij_spektaklya_po_ rok_oratorii.pdf2.
© Вагель Ю.А., 2024
УДК 37
Гайипназарова Б.Д.,
старший преподаватель Туркменского государственного университета имени Махтумкули,
Аманмаммедова О.Т., магистрант
Туркменского государственного университета имени Махтумкули,
г. Ашхабад. Туркменистан
РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ВЫЗОВЫ И СТРАТЕГИИ
Аннотация
Статья рассматривает актуальные вызовы и стратегии развития ключевых навыков учащихся в современной школе. Исследование основано на анализе литературы и опыте преподавателей. В