УДК 82-92+908
ТЕМА ЭКОЛОГИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В. Ф. ТОЛКАЧЁВА
В статье анализируется публицистическое наследие архангельского журналиста, публициста и писателя В. Ф. Толкачева. В центре внимания авторов оказывается отдельная сторона публицистического творчества Толкачева - тема экологии в Арктической зоне России. В анализируемых газетных публикациях выделяются лейтмотивы, которые остаются актуальными в настоящее время в связи со стратегическими программами освоения Арктики и ее полезных ископаемых ресурсов.
Ключевые слова: публицистика, Арктика, экология, Виктор Толкачев, Русский Север.
Н. С. Авдонина, А. В. Богданович N. S. Avdonina, A. V. Bogdanovich
THE THEME OF ECOLOGY IN PUBLICIST WORKS OF V. F. TOLKACHEV
The article analyzes the publistic heritage of Arkhangelsk journalist, publicist and writer V.F. Tolkachev. The focus of the authors is a separate side of Tolkachev's publicist work - the theme of ecology in the Arctic zone of Russia. The analyzed newspaper publications highlight keynotes that remain relevant at the present time in connection with strategic programs for the development of the Arctic and its mineral resources.
Keywords: publicism, Arctic, ecology, Victor Tolkachev, Russian North.
Творчество В. Ф. Толкачева, архангельского журналиста и писателя, обращающегося в своих текстах к проблемам и достижениям региона, воссоздающего историческую и современную действительность на территории русской Арктики, рисующего жизнь Русского Севера, представляет значительный интерес с точки зрения изучения публицистики.
Во-первых, публицистика В. Ф. Толкачева приобретает особую актуальность в наши дни, когда в России резко возросло общественное внимание к Арктике, к ее природным богатствам в связи с открытием подводного шельфа им. М. В. Ломоносова, разработкой других месторождений в бассейне Северного Ледовитого океана.
Публикации В. Ф. Толкачева имеют несомненное значение для изучения процесса экономического развития и экологического состояния тундровой зоны Ненецкого автономного округа и архипелага Новая Земля на фоне официального создания в 2014 г. Арктических территорий РФ с целью оживления деловой активности в Арктике. Использование земельных недр Заполярья, сохранение уникального животного и растительного мира, знакомство с бытом коренных жителей Арктического побережья Баренцева моря - весь этот обширный познавательный материал можно найти в творчестве публициста.
Сотрудничая с областными и общероссийскими газетами и журналами, с окружным радио и областным телевидением, имея огромный опыт наблюдения жизни Заполярья, В. Ф. Толкачев отразил в своих публикациях насущные проблемы региона, многие из которых имеют значение для всей страны. К таким проблемам относятся прежде всего экологические, ставшие актуальными вследствие развития программы промышленной добычи нефти и газа в Арктике. Публицистику В. Ф. Толкачева, по нашему мнению, можно рассматривать как один из истоков формирования экологической журналистики в России.
Во-вторых, своевременными являются также публикации, посвященные жизни и деятельности людей на Крайнем Севере. Отметим, что на проходившем в Архангельске с 29 по 30 марта 2017 г. международном форуме «Арктика -
территория диалога» ключевой темой была избрана тема «Человек в Арктике».
Оленеводы и нефтяники, военные и врачи, люди творческого призвания и духовные сподвижники - это герои очерков и репортажей В. Ф. Толкачева. Через образы выдающихся и простых людей автор знакомит аудиторию с суровым северным краем, жизнь в котором формирует особенный северный характер.
В-третьих, сегодня большой интерес у аудитории и у журналистов вызывает художественная публицистика. Начиная со второй половины 1980-х гг., когда в обществе резко возросла политическая активность, заново встал вопрос о формировании национального самосознания, расширилось информационное поле, увеличились возможности доступа к информации, именно публицистику многие авторы выбирают для обсуждения актуальных тем и поиска решения проблем. В публикациях В. Ф. Толкачева правдиво отражены темы экономической неустроенности, экологической катастрофы, разоблачения политики репрессий собственного народа, необходимости разоружения и нового политического мышления в международных отношениях.
В-четвертых, художественная публицистика В. Ф. Толкачева дает аудитории возможность размышлять и совершенствоваться духовно, подтверждая тем самым значение словесного творчества для процессов становления и развития личности читателя.
В настоящей статье проанализировано творчество В. Ф. Толкачева с точки зрения публицистической и тематической направленности; мы сосредоточились на теме экологического состояния Арктики.
Публицистика есть «вид литературы, характеризующийся злободневным общественно-политическим содержанием и предназначенный для воздействия на сознание максимально широкого круга читателей» [1, с. 837]. По определению В. М. Горохова, публицистика - это «специфическая область общественно-политической творческой деятельности, преследующая цель актуального идеологического воздействия на общественное мнение, на сознание и поведение масс» [2, с. 99].
Т. Ж. Машарипова выделяет четыре основных значения слова «публицистика»: 1) выбор соответствующей темы и процесс создания публицистического произведения, придания ему заостренности; 2) тип творчества; 3) тексты; 4) социальный институт. При всем различии значений можно выделить общее: публицистика - это всегда обращение к актуальным вопросам современной жизни общества; это всегда воздействие на общественное мнение; это всегда творческое самовыражение. При этом публицистическое творческое потому и остается творчеством, что автор свободен выбирать темы, формы и методы художественного воплощения своего идейного замысла. «Функциональное появление публицистики - это создание произведения с одновременным приданием ему публицистического характера, насыщение сочинения публицистическими качествами, превращающееся в определенную структуру» [3, с. 107].
Творческий процесс публициста включает определение темы произведения, ее заострение или актуализацию, выбор или создание определенной структуры текста, выбор слов и предложений, которые носят публицистический характер, выбор методов работы. Для творческой деятельности публициста период работы над текстом наиболее важен, поскольку именно от выбора лексических, стилистических и синтаксических средств, методов и приемов воплощения изначального замысла зависит, насколько публицистическим будет то или иное выступление.
Публицистика является основной формой творчества журналиста и писателя Виктора Федоровича Толкачева, члена Союза журналистов СССР и России (1971), члена Союза писателей России (1999), заслуженного работника культуры Российской Федерации (1998), Почетного гражданина города Нарьян-Мара (2003).
Полувековая творческая деятельность В. Толкачева связана с Архангельской областью - Русским Севером. Свои представления о различных проблемах и сторонах общественной жизни автор отражал в писательской и журналистской деятельности - в печати, на радио и телевидении, в кинодокументалистике.
В творчестве публициста можно выделить четыре основных этапа [4]. Первый этап (1966-1979) связан с началом профессиональной журналистской деятельности. В этот период публицист работает в Ненецком автономном округе литературным сотрудником ненецкой окружной газеты «Нарьяна-Вындер» (1967-1971), литературным сотрудником и заведующим отделом газеты (1973-1975), затем собственным корреспондентом областной газеты «Правда Севера» по Ненецкому округу (1975-1979).
Второй этап творчества (1979-1990) связан с работой в качестве корреспондента, редактора, собственного корреспондента, старшего редактора ненецкой окружной редакции радиовещания в Нарьян-Маре. На протяжении десяти лет В. Толкачев был внештатным корреспондентом центральной газеты «Советская Россия» (1978-1989).
Третий этап творческой деятельности (1990-2000) связан с работой в должности заместителя редактора областной общественно-политической газеты «Волна» (19901994), затем с работой собственным корреспондентом по Крайнему Северу московского журнала «Северные про-
сторы» (1994-1997) и в качестве главного редактора киностудии «Летопись Поморья» государственного учреждения «Архангельский областной киноцентр» (1997-2000).
Четвертый период творчества - с 2001 г. до настоящего времени. В этот период В. Толкачев работал в должности профессора и преподавал на факультете филологии и журналистики Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова (сегодня - САФУ им. М. В. Ломоносова).
Автор имеет два творческих псевдонима - Тюку Вада и В. Федоров.
Публицистика В. Ф. Толкачева отличается широтой охвата тем. Центральное место в его творчестве занимают темы Арктики и человека на Севере.
Автор пишет о кочевом образе жизни коренных жителей Ненецкого автономного округа, их культуре и занятиях [5; 6; 7; 8; 9]; отдельные статьи посвящены полярникам и геологоразведчикам [10; 11;12; 13].
С темой пребывания человека в Арктике тесно связана проблема загрязнения окружающей среды. Экология Арктики, в прошлом веке сильно пострадавшая от радиоактивного воздействия, а также от прихода нефтяников в тундру, привлекла внимание журналиста. В поле зрения автора -загрязнение окружающей среды на обширных тундровых территориях и архипелаге Новая Земля. Ведь тундра, как пишет автор в книге «Смотри вперед, Ясовей!», - «это тонкий зеленый покров, вытканный веками на песках и скалах, плывунах и вечной мерзлоте, - вся сплошь! - оленьи пастбища, тщательно раскроенные между оленеводческими хозяйствами. Это естественная материальная база северного оленеводства» [14]. Деятельность человека, связанная с техническим прогрессом, нанесла особый урон Арктическому региону. «Немало и неизбежного вреда принесла широкомасштабная геологоразведка окружающей среде: сократилась площадь оленьих пастбищ, в тундре стало значительно меньше рыбы, зверя, птицы. Необходима компенсация» [12].
Тему загрязнения окружающей среды в Арктике автор развивает с 1975 г., когда областная газета «Правда Севера» поставила задачу освещения темы геологоразведочных работ в Заполярье. Огромные запасы нефти и газа, обнаруженные в середине XX в. в Ненецком автономном округе -Большеземельской и Малоземельской тундре - привели туда множество людей-добытчиков и технику. Эти запасы были будущим северной тундры. С этим будущим связана жизнь в условиях Крайнего Севера. О необходимости улучшений быта геологов журналист напоминает в статье «От разведки к добыче» в связи с 60-летием геологии Севера, отмечая социальные недочеты: «Нет очистных сооружений в поселке Искатели, не решена проблема питьевой воды в Варандее, не хватает жилья в Нарьян-Маре, Архангельске». И снова задает вопрос руководству: «Где брать средства, на черном золоте сидя?» [14].
Размах геологоразведки, развитие нефтяной промышленности обостряют проблему бережного отношения к природе, к тундре, где, по выражению автора, «зерка-лятся озера!» [15, с. 112]. В статье «Вначале была разведка», включенной в сборник «Ненецкий край: сквозь вьюги лет», В. Толкачев резюмирует: «Геологическая разведка... сопровождалась не только открытиями, победами, но
и неудачами - авариями. Самой крупной из них стал открытый выброс газа на Кумжинском месторождении в дельте реки Печора» [16, с. 172].
Особое внимание автор уделяет экологии архипелага Новая Земля в связи с тем, что эти острова долгое время находились под воздействием ядерных испытаний. Для автора очевиден причиненный животному и растительному миру урон: «Реликтовое пресное озеро <...> отравлено аварийным сливом нескольких тонн дизельного топлива при перекачке на площадку военных» [17, с. 212].
Публицистическим накалом отличаются слова В. Толкачева в книге «Terra Incognita Арктики» о действительном положении островной земли, занятой в течение почти полувека военными: «Тридцать пять лет они терзали ее ядерными взрывами, начиняли смертью, заваливали современной и другой техникой, превращавшейся в тысячи и тысячи тонн металлолома» [17, с. 218].
Автор адресует обществу публицистический призыв: «Но пришло время возвращать Новую Землю людям, природе, науке. Она принадлежит не нам, не ВПК с его генералами и адмиралами. Она одолжена нашими внуками и правнуками. И мы должны вернуть ее им живой, а не кладбищем с ядерным адом в глубине земли; в свалках, санитарных зонах и могильниках радиоактивных отходов на ее поверхности» [17, с. 218].
Внимание публициста обращено и к другим источникам, несущим вред здоровью людей. В заметке «Колокол экологии» он напоминает, что производство атомных лодок в Северодвинске всегда несет за собой экологическую проблему для города и Белого моря. Журналист пишет: «Город является паразитом по отношению к окружающей природе. Он использует воду, которая редко подвергается очистке, не очищает воздух» [18].
Разъясняя указанную в книге Т. Бастиана взаимосвязь социальных и экономических изменений, происходящих сегодня в мире и способных привести к военным конфликтам, В. Толкачев подтверждает опасность возникновения военной угрозы в связи с радиационной экологической катастрофой. Борьба за мир, за полный запрет ядерных испытаний связана в творчестве публициста с темой Новой Земли. Начиная с 1990 г. появляется серия публикаций, посвященных борьбе против ядерных испытаний на архипелаге, вошедших затем в книгу «Terra Incognita Арктика», в главу «Украденный архипелаг» [17, с. 143].
В октябре 1990 г. в газете «Правда Севера» в корреспонденции «Десантом на Новую Землю!» журналист знакомит читателей с подробностями антивоенной акции международного экологического судна «Гринпис», приблизившегося к Новой Земле. Лично побывав на «Гринписе», являясь свидетелем произошедшего конфликта между пограничниками и участниками акции, автор увидел отсутствие у военных на Новой Земле «готовности сотрудничать и содействовать благородной цели» запрета ядерных испытаний во всем мире [19].
Характеризуя в статье «Новая Земля в прицеле ВПК» разработанную на тот период военным и атомным ведомствами новую программу ядерных испытаний, автор считает, что «она продиктована философией поиска извечного врага, концепцией ядерного противостояния, духом недо-
верия и подозрительности» [20]. Публицист прибегает к риторическому аргументу: «Мы вооружили страну до зубов, но раздели ее донага» [14].
К теме Новой Земли публицист продолжает обращаться в XXI веке. Для издания Поморской энциклопедии он пишет статью о Новой Земле [20, с. 267-268]. К 60-летию Центрального полигона РФ в 2014 г. автор публикует в газете «Правда Севера» статью «Крестный адмирал новозе-мельского полигона» [21], в которой раскрывает страницы истории и современности полигона.
Рассмотрев некоторые публикации В. Ф. Толкачева, посвященные Арктике, можем заключить, что в своем публицистическом творчестве автор выступает как художник, исследователь, политик и общественный деятель. Публицистику Толкачева отличает острый критический и одновременно глубоко философский подход к социальному осмыслению фактов, в его текстах раскрывается сущность различных социальных явлений, движений общественных сил, дается их точная характеристика, автор создает выразительные образные зарисовки современных и исторических событий и характеров.
В публицистике журналиста раскрывается авторская индивидуальность творческого стиля, в котором объединяются гражданственное и лирическое начала. Индивидуальность выражается в определении магистральных тем, которые связывают творчество автора в единое целое: тема человека в Арктике и история развития Севера.
Главными задачами своего творчества публицист видит совершенствование окружающей действительности, заботу о человеке, развитие национальной культуры Севера, возвращение к ее христианским основам, сохранение исторической памяти.
Авторскому мышлению свойственна публицистичность, которая проявляется в обращении к актуальным темам, к первоочередным проблемам, возникающим в общественной жизни, в стремлении призвать общественность к действию. В умении убеждать проявляется творческий темперамент публициста, автор использует прямое публицистическое обращение к современникам и имплицитную логическую схему доказательства своей точки зрения, обращается к социальному и нравственному гражданскому чувству аудитории, используя различные - логические и эмоциональные - способы убеждения, применяя метод документализма, используя метод наблюдения.
Занимая активную гражданскую позицию, участвуя в общественной жизни, являясь публичной личностью, В. Толкачев делает основным способом убеждения личный пример гражданской стойкости, патриотизма, исполнения профессионального долга и понимания профессиональной ответственности.
Одной из главных особенностей творческого стиля автора является особая образная поэтичность. С мастерством настоящего художника он создает картины современности и истории, передает атмосферу всей эпохи, к которой принадлежит явление или отдельная личность. Особой поэтичности в своем творчестве публицист достигает в своем стремлении к правде, красоте, к философским размышлениям, к знанию, к христианским ценностям.
1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. И. Николюкина; Ин-т науч. информации по общественным наукам РАН. М. : НПК «Интелвак», 2003. 1600 с.
2. Горохов В. М. Публицистика и ее эффективность // Горизонты публицистики: опыт и проблемы. М. : Мысль, 1981. С. 99.
3. Машарипова Т. Ж. Сущность публицистики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 1. С. 105-113.
4. Архангельские журналисты: ХХ век: энциклопедия / авт. идеи и ред.-сост. В. Ф. Толкачев. Архангельск: Поморский ун-т, 2008. 560 с.
5. Толкачев В. Ф. Люди тундры // Север. 1983. Январь.
6. Толкачев В. Ф. Здравствуй, тундра! Архангельск : Северо-Западное кн. изд-во, 1969. 40 с.
7. Толкачев В. Ф. Священные нарты. Архангельск : Северо-Западное кн. изд-во, 1999. 464 с.
8. Толкачев В. Ф. Внимание острову Вайгачу! // Наръяна вындер. 1968. 17 февраля.
9. Толкачев В. Ф. Там, где вешние травы пробивают снега // Правда Севера. 1996. 13 августа.
10. Толкачев В. Ф. Библиографический указатель / сост. М. А. Смирнова; ред. Л. Б. Толкачева; Арханг. обл. науч. б-ка им. Н. А. Добролюбова, отд. краеведч. лит. «Русский Север». СПб., 2002. 176 с.
11. Толкачев В. Ф. Будни Северной гидрометеостанции // Нарьяна вындер. 1972. 18 ноября.
УДК 821.161.1
ФИЛОСОФИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В ОСМЫСЛЕНИИ ЮРИЯ БОНДАРЕВА
Настоящая работа представляет собой попытку интерпретации суждений Ю. В. Бондарева о философии литературного творчества и задачах литературы. Объектом научного исследования выступила публицистика писателя 1960-1970-х гг. Ее прочтение через соотнесение с положениями новейших исследований по философии творчества подчеркивает актуальность философских воззрений Ю. В. Бондарева для современного гуманитарного (философского, литературоведческого) знания.
Ключевые слова: философия, литература, наука, познание, творчество, прекрасное.
Давнюю исследовательскую традицию, бытующую и сегодня, имеет «тенденция сближения художественного и философского знания» [1, с. 13]. В научной литературе «принята точка зрения, утверждающая, что связь философии и литературы можно выделить в трех основных вариантах:
12. Толкачев В. Ф. От разведки к добыче // Волна. 1991. 4 апреля.
13. Толкачев В. Ф. Дороги к нефти. Архангельск // Правда Севера. 2000. 608 с.
14. Толкачев В. Ф. Новая Земля в прицеле ВПК // Волна. 1991. 15 августа.
15. Толкачев В. Ф. Смотри вперед, ясовей! Архангельск: Северо-Западное кн. изд-во, 1987. 166 с.
16. Ненецкий край: Сквозь вьюги лет: Очерки. Статьи. Документы / ред.-сост. В. Ф. Толкачев. Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2000. 615 с.
17. Terra Incognito Арктика / ред.-сост. В. Ф. Толкачев. Архангельск: Изд-во Поморского педун-та, 1996. 303 с.
18. Толкачев В. Ф. Колокол экологии // Волна. 1995. 28 апреля.
19. Толкачев В. Ф. Десантом на Новую Землю // Правда Севера. 1990. 16 октября.
20. Поморская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Н. П. Ла-веров. Том I: История Архангельского Севера / гл. ред. В. Н. Булатов; сост. А. А. Куратов. Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2001. 483 с.
21. Толкачев В. Ф. Крестный адмирал новоземельского полигона // Правда Севера. 2014. 17 сентября.
© Авдонина Н. С., Богданович А. В., 2018
Д. А. Бестолков D. A. Bestolkov
PHILOSOPHY OF LITERARY CREATIVITY IN YURY BONDAREV'S COMPREHENSION
This work is an attempt to interpret the judgments of Yu. V. Bondarev about the philosophy of literary creativity and the problems of literature. The object of scientific research is the writer's journalism in the 1960s and 1970s. Its reading through the correlation with the provisions of the latest research on the philosophy of creativity emphasizes the relevance of philosophical views of Yu.V. Bondarev for the modern humanitarian (philosophical, literary) knowledge.
Keywords: philosophy, literature, science, cognition, creativity, beautiful.
- включение литературы как равноправного компонента в контекст философии того или иного мыслителя (например, в работах М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра);
- сопоставление философии и литературы как двух автономных компонентов с целью обнаружить их сходства и различия (Ф. Аквинский);